УДК 372.878
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ РОССИИ
М.В.Комиссарова
THE BASIC STAGES OF MUSIC EDUCATION IN THE RUSSIAN HISTORY
M.V.Komissarova
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
Представлена авторская периодизация музыкального образования в истории России, включающая в себя четыре основных этапа: народный обрядово-бытовой (начиная с VIII века), церковно-служебный (начиная с XI века), светский элитный (начиная с \VII века) и музыкально-просветительский (начиная с Х!Х века). Каждому этапу дана характеристика, раскрывающая специфические особенности эволюции музыкального образования в стране на конкретном историческом отрезке ее развития. Сделан вывод, что система музыкального образования в России в целом сложилась к началу ХХ столетия, приняв вид, близкий к современному. Опыт прошлого требует постоянного критического изучения и осмысления для последующей предметной и творческой актуализации в педагогическую практику сегодняшнего дня. Ключевые понятия: музыкальное образование, музыкальные заведения, история образования, фольклор
This article deals with the author's periodization of music education in the history of Russia. It includes four main steps: folk ritual and genre (8th-11th centuries), church divine service (11th-17th centuries), secular elite (17th-19th centuries), and music educational (since the 19th century) ones. Each stage is characterized with the specific features of evolution of music education in the country at a particular stage of historical development. It is concluded that the system of music education in Russia, starting to get its modern look, is generally formed by the early twentieth century. The past experience requires continuous careful studying and understanding for further creative actualization in teaching practice today. Keywords: music education, music institutions, education history, folklore
На современном этапе в государственной политике и общественном мнении всё больше внимания уделяется вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, в связи с чем повышается интерес и к музыкальному наследию прошлого.
Отечественная педагогическая наука, на данный момент, располагает небольшим количеством материалов о развитии музыкального образования в ранней истории России. Сведения, собранные в этой области учёными разных профилей, — историками, археологами, искусствоведами, музыкантами, педагогами, а также представителями некоторых других научных специальностей, — разрозненны, разноплано-вы и мало систематизированы.
На основе предметного междисциплинарного анализа различных исторических источников были выделены четыре основных этапа в развитии музыкального образования России, которые обозначены как народный обрядово-бытовой, церковно-служебный, светский элитный и музыкально-просветительский. Название каждого из этапов отражает появление нового направления в эволюции музыкального образования России на конкретном историческом отрезке развития страны. При этом новое не означает отрицание или исчезновение старого. И старые и новые направления продолжали мирно сосуществовать и взаимовлиять друг на друга.
Раскроем особенности каждого из выделенных этапов.
I этап (начиная с VIII века) — народный обря-дово-бытовой.
На ранних стадиях отечественной истории музыка была почти исключительно прикладной с мало выраженным индивидуально-авторским началом. В Древней Руси музыкальный опыт наследовался от поколения к поколению, передавался из уст в уста. На начальном этапе жизни ребёнка главным его воспитателем была мать. В качестве средств воспитания ею использовалась так называемая поэзия пестования. Термин «пестование» имеет общеславянские корни и связан с происхождением слова «пестун» (равнозначно более позднему понятию «воспитатель»), которое в сохранившихся памятниках древнерусской литературы впервые встречается в «Остромировом Евангелии», написанном диаконом-писцом Григорием для новгородского посадника Остромира (в крещении Иосифа) в 1056—1057 гг. [1].
Поэзия пестования включает в себя колыбельные песни, пестушки и потешки. Само название «колыбельная песня» говорит о том, что её исполняли, сидя у колыбели. Она является важной развивающей формой общения матери с ребёнком. Благодаря ей, младенец соприкасается с красотой родного языка, начинает понимать и чувствовать отношение к себе, получает первые сведения об окружающем мире. Убаюкивая ребёнка, мать желает ему хорошего сна, здоровья, будущих успехов, и, стараясь обезопасить от всевозможных бед и неудач, нередко включает в текст заговоры-обереги. По сей день собиратели фольклора находят колыбельные песни с пугающим содержанием: «Ай-люли, люли, люли, хоть сегодня ты умри...» — и т.п.. Дело в том, что в языческое
время смерть представлялась как средство избавления от болезней, а потому мать, на самом деле, хотела лишь оградить любимое чадо от недугов [2].
При помощи напевных пестушек типа «потя-гушеньки, порастушеньки» взрослые, забавляя детей, вызывали у них положительные эмоции и, одновременно, развивали физически, укрепляя мышцы рук, ног, туловища и приучая к выполнению координированных движений.
Затем (ко второму году жизни) на смену колыбельным песням и пестушкам приходили песенки-потешки («сорока кашу варила...» и т.п.), функция которых состояла не только в том, чтобы «тешить» малыша, но и в том, чтобы заботиться об его умственном, нравственном и эстетическом развитии, давая конкретные знания о человеке и окружающем мире [3].
Характерными чертами жителей Древней Руси были общинность и антропоморфизм. Не случайно и педагогическая мысль, заключённая в произведениях устного народного творчества, во многом связана с аграрно-календарными праздниками, в которых принимали участие и взрослые, и дети. Пришедшие из языческой культуры заклички и приговорки, весенние, летние и зимние праздничные и обрядовые песни соответствовали циклам земледельческих работ по кругу аграрного календаря и отражали различные стороны жизни, примеры и верования. Роль, которую они играли в процессе социализации растущего человека, его трудовом, нравственном, эстетическом воспитании, была очень важна. Благодаря им, человек учился любить и понимать родную природу и традиции своего народа. Также с их помощью решалась «гуманистическая педагогическая идея организации различных форм совместной жизнедеятельности детей и взрослых, обозначенная и осмысленная значительно позднее» [3, с. 48].
Постепенно в Средние века песни календар-но-земледельческого цикла уходят из традиций массовых песнопений русского народа. Позднее их признаки встречаются в лирических песнях, приуроченных к свадебному обряду, что является характерным для севера Руси, где свадьбы игрались по окончанию сельскохозяйственных работ осенью и в «зимний мясоед» [4].
Главное воспитательное значение свадебных обрядовых песен состояло в подготовке девушек к семейной жизни и выстраиванию отношений с роднёй будущего жениха. Зрелищность, красочность и хорошее настроение на свадьбах в течение долгого времени обеспечивали наследники языческих волхвов и кудесников весёлые люди-скоморохи — русские средневековые актёры, которые одновременно были и певцами, и танцорами, и дрессировщиками животных. Средоточием скоморошества на Руси была Новгородская земля. Это подтверждает и местный былевой эпос, и письменные источники, и многочисленные музыкальные инструменты, найденные археологами, такие как труба, сопель, бубен, гусли и др. [4, с. 437]. Выступления скоморохов на свадьбах создавали ощущение праздника, а
также служили важной составной частью народного музыкально-эстетического воспитания.
Скоморошьи «бесовские» песни и пляски осуждались православной церковью, однако не найдено никаких исторических свидетельств преследования за подобное творчество. Более того, есть подтверждения, что выступления скоморохов порой случались и при проведении церковного свадебного обряда.
Следующий, II этап в истории музыкального образования России — церковно-служебный, начинается с XI века.
После крещения Руси и признания христианства официальной государственной религией в содержании и способах передачи музыкального опыта происходят существенные изменения.
Искусство Средневековья представляло собой особый пласт культуры, где сочетались законы канонического мышления и импровизационная устная традиция, образовавшие два основных направления, две системы певческого воспитания (письменная и устная, церковная и фольклорная). Одно из них сохранило ориентацию на музыку, в которой находили развитие традиции народного языческого музицирования, другое — было ориентировано на музыкальное начало в русской православной службе [5]. Эти направления развивались по своим внутренним законам, но при этом находились в диалектической взаимосвязи. Однако все более ведущую роль в этом процессе играла церковь.
Так, при монастырях создавались школы, где музыка занимала весьма видное место. Школы богослужебного пения, а также певческие хоры («крило-сы»), появились в Х1 веке в Смоленске, Владимире, Новгороде и других городах. Учащиеся в них получали теоретическую и практическую музыкальную подготовку. Известные богословы (Василий Великий, Киприан Киевский, Тертуллиан и др.) считали, что музыка, как и всё искусство, подчиняется дидактическим задачам. Её назначение — служить приманкой, делающей привлекательным и доступным слово Священного Писания.
Следует обратить внимание на то, что в средневековых школах, во время обучения музыке, учителя порой использовали весьма жестокие средства. Так, в популярном журнале конца XIX — начала ХХ вв. «Вестник воспитания» по этому поводу отмечалось, что дети, прежде чем «издавать полнозвучным голосом сладостные тоны», должны были долго и горько реветь под розгами, а изучение нотных знаков представляло для них «неудобоносимое иго» [6]. Существенным недостатком таких школ была и нехватка учебных аудиторий. Стоит также отметить, что из обучения музыке был почти полностью исключён эстетический элемент, так как эстетическое наслаждение считалось уступкой слабости человеческой природы.
Однако, несмотря на то, что во времена Средневековья методы обучения музыке не были конкретизированы и систематизированы, тем не менее, педагогические установки православного образования, имевшие в Древней Руси официальный статус,
оказали решающее воздействие на развитие древнерусской музыкально-педагогической мысли и музыкально-образовательной практики.
III этап музыкального образования в истории России, светский элитный, начинается с ХУИ века.
Данный этап характеризуется кардинальными изменениями во взглядах на сущность понятия «музыка». После продолжительного влияния православной церкви, старавшейся оградиться от всего западного, русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от средневековых догматов.
В это время в богослужениях Русской Православной Церкви появляются демественный и путевой распевы. Усложнение мелодического языка песнопений обусловило поиск новой системы музыкальной письменности. Знакомство с западноевропейским но-толинейным письмом позволило русским мастерам музыкального искусства конца ХУ века перейти к новым способам фиксации высоты звуков и продолжительности звучания. В результате чего появляются так называемые киноварные пометы (буквенные обозначения высоты звуков в знаменной нотации). Не менее важно появление в ХУ1—ХУЛ вв. многоголосного пения, сначала строчного и демественного, а затем и партесного.
Главной особенностью рассматриваемого этапа стало то, что здесь в центре внимания оказывается уже не столько духовное, сколько собственно музыкальное начало. По сути, это был первый век развития отечественной светской культуры, когда искусство приобрело право на общественное признание и начало играть все более важную роль в системе светского образования.
Что касается обучения музыке, то тут можно выделить два подхода: подготовка музыкантов профессионалов и общее музыкальное образование для детей дворян и, отчасти, разночинцев. Государство в этом процессе почти не участвовало, а потому главная роль отводилась частной инициативе. В ведении Министерства просвещения находилась лишь одна область музыкального образования — уроки пения в начальной школе. Функции данного учебного предмета входили в сферу религиозного воспитания, а потому учитель пения был, чаще всего, регентом. Его задача сводилась к выработке у учащихся навыков, позволяющих им петь в школьном и церковном хоре. То есть, главное внимание было сосредоточено на обучении хоровому пению. При этом в старших классах уроки пения вводились только по специальному решению руководства, так как в обязательную школьную программу они не входили.
Более широкая программа музыкального образования была в дворянских закрытых учебных заведениях (особенно женских), где кроме хорового (церковного и светского) и сольного пения обучали еще и игре на фортепиано. Однако это делалось за отдельную плату и не везде. Во второй половине ХУШ века значительное внимание преподаванию музыки уделялось в Шляхетском корпусе, Московском университете, Смольном институте благородных девиц и в некоторых других заведениях Москвы и Петербурга.
Это время ознаменовалось также выходом в свет первых печатных нотных сборников русских народных песен, которые послужили хорошей основой для композиторского творчества. Развитие нотопечатания и нотоиздательского дела поспособствовало распространению музыкального наследия произведений современных отечественных и зарубежных авторов, делая их более доступными в обществе.
Следующий, IV этап в истории музыкального образования России, музыкально-просветительский, начинается с середины Х£Х века.
Характерной чертой данного этапа стало приобщение детей и широких слоев населения к высокой профессиональной культуре пения. Это время расцвета отечественной классической музыки и период дальнейшего развития общего и становления специального музыкального образования.
Во второй четверти Х1Х века большую роль в подготовке музыкантов-профессионалов и распространении музыкальной культуры играли открытые на тот момент средние и высшие учебные заведения. К ним относились гимназии, университеты (Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский), Горный институт, Училище правоведения, где, несмотря на недостатки в организации, в программу обучения входили такие музыкальные дисциплины, как игра на инструменте, ансамблевое музицирование, сольфеджио, гармония и педагогическая практика в начальной школе. Продолжало оставаться весьма распространенным домашнее музыкальное образование, включавшее обучение игре на каком-либо инструменте и пение.
В 50—60-е годы главным в музыкальной жизни России становится активизация музыкально-просветительской деятельности и организация профессионального музыкального образования. На этой волне создаются Русское музыкальное общество (с 1868 г. Императорское Русское музыкальное общество), Бесплатная музыкальная школа (частная музыкально-просветительская организация в Петербурге), а также первые консерватории в Петербурге и Москве, где вскоре возникают отечественные композиторские школы, основоположниками которых были Н.А.Римский-Корсаков и П.И.Чайковский [7].
Начиная со второй половины Х1Х века, количество музыкальных учебных заведений в России постепенно увеличивается. Важную роль в этом процессе играет общественная и частная инициатива, благодаря чему появляется значительное количество негосударственных музыкальных школ. Местные отделения Русского музыкального общества открывают училища в Киеве (1863), Казани (1864), Саратове (1865), а позднее и в других городах страны. Впоследствии музыкальные училища в Саратове (1912), Киеве и Одессе (1913) реорганизуются в консерватории. В 1883 году на правах консерватории открывается Музыкально-драматическое училище при Московском филармоническом обществе [8].
Необходимо отметить, что в большинстве из названных музыкальных школ, училищ и консерваторий за обучение взималась существенная плата, что
закрывало дорогу к образованию многим желающим. Однако и для них вскоре стали создаваться музыкальные заведения, где плата вовсе не бралась или 6. была несущественной. К таким заведениям можно отнести школу общего музыкального образования 7. имени Глинки (1883) и общедоступные музыкальные классы Педагогического музея в Санкт-Петербурге 8. (1884), народную консерваторию в Москве (1906) и
др.
Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что становление отечественного музыкаль- 1. ного искусства и образования происходило в ходе всей истории России, оказывая специфическое влияние на различные сферы жизни и оставляя заметный след в культурном наследии страны. На протяжении 2. четырёх, обозначенных в статье, периодов был накоплен огромный и важный историко-педагогический опыт, который содержательно наполнялся в течение 3. многих веков, сохраняя и развивая старые и принимая новые формы, получившие более-менее завершённый вид лишь к началу ХХ столетия. Все это является основой современного музыкального образования, а по- 4. тому требует постоянного критического изучения и осмысления для последующей предметной и творческой актуализации в педагогическую практику сегодняшнего дня. 5.
1. Иванов Е.В. Феномен свободы в педагогике Западной Европы и России. НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2013. 380 с.
2. Иванов Е.В., Лукашенко И.В. и др. Великий Новгород: школьное и педагогическое образование. НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 1999. 224 с.
3. Иванов Е.В., Иванов А.Е. Педагогические идеи в новгородском письменном и фольклорном наследии Х—XVI веков. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. 168 с.
4. Великий Новгород. История и культура 1Х—XVII веков: Энциклопедический словарь / Под ред. В.Л.Янина. СПб.: Нестор-История, 2007. С. 337.
5. Киблер Н.П. Краткий культурно-исторический анализ подготовки специалистов вокально-хорового искусства
России Х—XVII веков // Музыкальное образование: вчера, сегодня, завтра: материалы научно-практической конференции. В. Новгород, 2006. С. 164. Каллаш В.В. Новые труды по истории школы и просвещения // Вестник воспитания. 1897. № 7. С. 123. Златковский М.Л. Театральные училища, консерватории и рисовальная школа // Женское образование / Под ред. В.Д.Сиповского. СПб., 1878. С. 329-335. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В.Келдыш. М.: Советская энциклопедия: Советский композитор, 1976. 1104 с.
References
Ivanov E.V. Fenomen svobody v pedagogike Zapadnoi Ev-ropy i Rossii [Phenomenon of freedom in pedagogy of Western Europe and Russia]. Veliky Novgorod, NovSU Publ., 2013. 380 р.
Ivanov E.V., Lukashenko I.V. et al. Velikii Novgorod: shkol'noe i pedagogicheskoe obrazovanie [Vеliky Novgorod: school and pedagogical education]. Veliky Novgorod, NovSU Publ., 1999. 224 p.
Ivanov E.V., Ivanov A.E. Pedagogicheskie idei v nov-gorodskom pis'mennom i fol'klornom nasledii X — XVI ve-kov [Pedagogical ideas in the Novgorod written and folklore heritage of the 10th-16th centuries]. Veliky Novgorod, NovSU Publ., 2012. 168 p.
Ianin V.L., ed. Velikii Novgorod. Istoriia i kul'tura IX — XVII vekov: Entsiklopedicheskii slovar' [Veliky Novgorod. History and culture of the 9th-17th centuries. Encyclopedic dictionary]. Saint Petersburg, "Nestor-Istoriia" Publ., 2007, p. 337.
Kibler N.P. Kratkii kul'turno-istoricheskii analiz podgotovki spetsialistov vokal'no-khorovogo iskusstva Rossii X — XVII vekov [Brief cultural and historical analysis of training the specialists of vocal and choral arts of Russia in the 10th-17th centuries]. Muzykal'noe obrazovanie: vchera, segodnia, zav-tra: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. of the Scient. and Pract. Conf. "Music education: yesterday, today, tomorrow"]. Veliky Novgorod, 2006, p. 164. Kallash V.V. Novye trudy po istorii shkoly i prosveshcheniia [New works on the history of school and education]. Vestnik vospitaniia [Bulletin of Education], 1897, no. 7, p. 123. Zlatkovskii M.L. Teatral'nye uchilishcha, konservatorii i ris-oval'naia shkola [Theater schools, conservatories and drawing school]. Zhenskoe obrazovanie. Pod red. V.D.Sipovskogo [Female education, under the editorship of V.D.Sipovsky]. Saint Petersburg, 1878. 364 p.
Keldysh Iu.V., ed. Muzykal'naia entsiklopediia [Musical encyclopedia]. Moscow, "Sovetskaia entsiklopediia; Sovetskii kompozitor" Publ., 1976. 1104 p.