Научная статья на тему 'Основные этапы формирования судебной системы РФ'

Основные этапы формирования судебной системы РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7810
853
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плескунов А.В.

В статье рассматриваются основные этапы формирования судебной системы РФ, каждому из которых автор даёт краткую характеристику. Особое внимание уделено современному этапу судебной реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные этапы формирования судебной системы РФ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

2) получение среднего или высшего профессионального образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении среднего или высшего профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг;

3) проведение лечения ребенка как в медицинских учреждениях, так и лечебно-профилактических на территории Российской Федерации.

Распоряжение средствами республиканского материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, имеющими сертификат, одновременно по трем направлениям, установленным Законом от 08.07.2011 г. № 64-ЗРХ «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия».

За получением республиканского семейного капитала семья должна обратиться в органы социальной защиты населения Хакасии по месту жительства. Это управление социальной поддержки населения Министерства труда и социального развития Республики Хакасия или многофункциональные центры (МФЦ) по предоставлению государственных и муниципальных услуг. К настоящему времени выдано более 2500 сертификатов.

Важно также отметить, что для тех семей, в которых воспитывается семь и более детей, не достигших совершеннолетнего возраста, с учетом родных, усыновлённых и приемных детей, а также детей, находящихся под опекой, власти региона бесплатно предоставляют пассажирский автобус в качестве транспортного средства [3,с 27].

Таким образом введение республиканского материнского капитала, дает возможность улучшить финансовое положение отдельных семей с детьми республики Хакасия, но и решить демографическую проблему страны.

Список использованной литературы:

1. http://hakasstat.gks.ru - официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия.

2. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (редакция от 21 июля 2014 г.).

3. Закон Республики Хакасия № 64 от 08.07.2011 г. «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей» (в редакции Закона Республики Хакасия от 26.12.2013 №132).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 г. № 401 «О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий».

5. Постановление Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 09.04.2014 г. № 44п «Об утверждении формы Отчета об использовании средств материнского (семейного) капитала Пенсионным фондом Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.04.2014 г. № 32144).

© Е.И.Павлова, Ю.А. Ягупова, 2015

ДК 340

А.В. Плескунов

Магистрант, Юридический факультет Российский государственный университет правосудия Г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РФ

Аннотация

В статье рассматриваются основные этапы формирования судебной системы РФ, каждому из которых автор даёт краткую характеристику. Особое внимание уделено современному этапу судебной реформы.

Ключевые слова Судебная система, судебная власть, судебная реформа,

Формирование судебной системы Российской Федерации - исторически сложный и длительный процесс, протекающий в прямой зависимости с изменением и развитием всех сфер жизни общества -политической, социально-экономической, культурной. Также этот процесс не может не быть связан с государственным строительством и правогенезом.

Зарождение и развитие суда и процесса в нашей стране позволило накопить колоссальный опыт - как позитивный, так и негативный - реформирования судоустройства и отправления судопроизводства. Так, Русская Правда, являющаяся одним из старейших и важнейших памятников права у славян, позволяет говорить о тысячелетней истории российской правовой системы. Судебная власть в течение длительного времени воспринималась как инструмент для осуществления карательно-репрессивной функции тоталитарного государства, при этом забывалось и игнорировалось ее истинное предназначение - защита прав и свобод человека и гражданина, а также судебный контроль за исполнением требований законности.

Попытки реформировать судебную систему и процессуальное право России далеко не всегда оканчивались успешно. Нередко они носили стихийный характер либо имели своей целью краткосрочные перспективы развития государства. Тем не менее, роль Петра I, Екатерины II, Александра II в становлении независимой судебной власти России невозможно преуменьшить. Так, судебная реформа 1864 г. совершенно уникальна - Александру II удалось осуществить ее в течение нескольких лет, и именно вследствие этих преобразований современники начали называть Российскую империю «судебной республикой».

Революция 1917 г. и последовавшая за ней гражданская война стали для нашей страны катастрофой невиданного масштаба. Достижения старой России, триста лет правления династии Романовых - все это было разрушено. Прежняя система органов государственной власти и государственного управления оказалась развалена, царское законодательство - уничтожено. Таким образом, большевики выстраивали свою командно-административную и правовую систему практически на обломках Российской империи. Разумеется, такие грандиозные потрясения абсолютно во всех сферах жизни общества не могли не коснуться судебной власти, более того - кардинально изменить ее сущность, формы отправления правосудия и вообще все, что так или иначе связано с судоустройством и судопроизводством.

В процессе становления и развития судебной власти в советское время обычно выделяют следующие основные периоды: 1) октябрь 1917 г. - конец 1920-х гг. - формирование правоохранительной и правоприменительной системы, подведомственной советам, народным комиссариатам юстиции и внутренних дел; 2) 1930-е - 1941 гг. - усиление репрессивной сущности советской системы в целом (судебной системы в частности); 3) 1941 - 1945 гг. - период Великой Отечественной войны; 4) 1945 - 1953 гг. - сталинская эпоха, при которой тоталитаризм в СССР достиг своего апогея; 5) 1953 - 1991 гг. -постепенная либерализация советской системы (в т.ч. судебной). В 1989 г. в СССР была начата новая судебная реформа, однако окончить ее не удалось. После развала СССР в 1991 г. Россия приступила к ее осуществлению. Концепция судебной реформы появилась 1991 г., большую роль в разработке и реализации реформы и ее законов с 1990 г. сыграло Министерства юстиции.

Судебная реформа с самого начала имела строго определенную цель - становление в России самостоятельной судебной власти, чья деятельность должна быть направлена на защиту прав человека, обеспечение социальной устойчивости и режима законности в государстве, осуществляемых посредством мер правового характера. Для перехода от административно-правового регулирования к системе регулирования, основанной на праве, требовалось решить три крупные задачи: 1) привести компетенцию судов в соответствие с требованиями правового государства. Необходимо было покончить с положением, когда целые области общественных отношений находились вне сферы судебных полномочий, когда граждане не имели права обратиться за судебной защитой в конфликтах с представителями исполнительной власти, когда трудовые споры многих категорий работников решались в порядке подчиненности, а не в судах, и т.д.; 2) обеспечить независимость судьи от влияния других ветвей власти, от давления со стороны различных политических группировок и социальных групп для того, чтобы суд мог успешно выполнять свои новые функции; 3) обеспечить самостоятельность суда и от исполнительной, и от законодательной властей для того, чтобы независимость судьи стала реальностью. [1, с. 2]

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

Иными словами, Концепция судебной реформы в РСФСР провозгласила необходимость глубоких преобразований в сферах законодательного регулирования, кадрового и ресурсного обеспечения, организации правоохранительной и судебной деятельности для преодоления кризиса отечественной юстиции в широком понимании этого слова. В частности, поддерживалось учреждение Конституционного Суда, предполагалось возрождение суда с участием присяжных заседателей, института мировых судей, введение судебного контроля за правомерностью заключения под стражу, утверждение принципа несменяемости судей, пересмотр ведомственных показателей работы правоохранительных органов и судов.

Судебная реформа, начатая в 1996 г., имеет некоторые положительными результаты: 1) подготовка правовых и, отчасти, организационных предпосылок возрождения судебной власти в России на демократических принципах; 2) формальное признание непосредственного действия в России международных актов о правах человека в качестве части ее правовой системы; 3) расширение круга вопросов, подлежащих разрешению судами; 4) создание действующих моделей конституционного контроля и состязательного судопроизводства, перераспределение полномочий в системе силовых министерств и ведомств.

Следующим этапом судебной реформы стало принятие Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 гг. В качестве основных задач данной Федеральной целевой программе, наряду с подготовкой и обеспечением принятия нормативных правовых актов, направленных на реформу судебной системы, были выделены: 1) усиление авторитета судебной власти, укрепление независимости и самостоятельности судов и судей, нормативно-правовое обеспечение судебной системы; 2) кадровое обеспечение судебной системы; 3) развитие материально-технического обеспечения судебной системы; 4) информационное обеспечение судебной системы; 5) укрепление научного потенциала судебной власти, создание системы профессиональной подготовки и переподготовки судей и работников аппаратов судов.

Тем не менее, реформирование судебной системы в нашей стране осуществляется крайне проблемно. Главной причиной того, что новшества не прививаются на современной российской почве и извращаются на практике, выступает сопротивление демократическим преобразованиям со стороны судей судебной и правоохранительной систем в целом. Новые формы зачастую оказываются не адекватными менталитету судебных чиновников и сотрудников правоохранительных органов, их повседневным служебным отношением и привычкам, принятым в названных системах технологиям способам оценки деятельности и каналам карьерного роста. Отказ от люстрации, сохранение руководящих постов в судах и правоохранительных органах за чиновниками советской закалки имеют своим следствием уязвимость, ненадежность, шаткость всяческих преобразований. [2]

Следующей по значимости причиной, сдерживающей демократические преобразования, представляется сохранение в видоизмененных формах «телефонного права», а также институциональных связей и личных приязненных отношений работников судебной и правоохранительной систем. Эти системы охотно предоставляют федеральной и местной власти услуги по выборочному уголовному преследованию и угодному разрешению так называемых «заказных» дел. Многие службы и подразделения правоохранительных органов предоставляют коррупционные услуги организациям и частным лицам; взяточничество в судейском корпусе также стало реальной проблемой.

Необходимо отметить, что в судебную систему внесены серьезные изменения. Речь идет о слиянии двух высших судебных инстанций - Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Действительно, Президент РФ В.В. Путин внес в Государственную Думу законопроект, в соответствии с которым в целях совершенствования судебной системы РФ и укрепления ее единства предлагалось сформировать один высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и по иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом. Высший арбитражный суд РФ как высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, а также как орган, призванный осуществлять судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и давать разъяснения по вопросам судебной практики, упраздняется, Полномочия Высшего арбитражного суда предлагалось передать в юрисдикцию Верховного суда. Само объединение вызывает множество вопросов и опасений,

поскольку вполне вероятно торможение либо временное прекращение рассмотрения дел как в системе судов общей юрисдикции, так и в системе арбитражных судов. Исследователи говорят даже о временном коллапсе российской судебной системы. [3]

Итак, несмотря на богатейшую историю, эволюция судебной системы РФ продолжается. Если результаты ее последней реформы признаны неудовлетворительными, это значит, что необходимо искать новые, эффективные пути и способы ее развития. Список использованной литературы:

1. Радченко В.И. Закон «О судебной системе Российской Федерации» - базовый закон судебной реформы // Российская юстиция. 2002. №8.

2. Концепция судебной реформы в России (тезисы). [Электронный ресурс] «Сутяжник». Судебная защита прав человека и гражданина. URL: http://sutyajnik.ru/rus/cases/etc/koncepcia_sud_reformi.htm (дата обращения: 5.04.2015).

3. Современная судебная реформа в РФ. [Электронный ресурс] Все о праве. URL: http://www.allpravo.ru/library/doc117p/instrum5961/item5965.html (дата обращения: 15.04.2015).

© А.В. Плескунов, 2015

УДК 340

К.С. Терентьева,

аспирант кафедры теории и истории государства и права Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая

Григорьевича Столетовых г. Ковров, Российская Федерация

ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ИЗМЕНЕНИЙ

Аннотация

Статья посвящена значению правовой культуры в условиях социально-экономических изменений в российской государственности. Данная тема актуальна в контексте нового экономического санкционного положения страны. Автор указывает, что правовая культура, являясь социальным феноменом должна быть, рассмотрена через призму духовно-нравственного развития личности и именно в указанной плоскости можно найти решения для преодоления правового нигилизма российского общества.

Ключевые слова

правовая культура, право, правосознание, правовое воспитание, правовое государство, личность, общество

Прошло немало времени с тех пор как российское государство отказалось от тоталитарных методов управления страной, и встала на новый путь построения правового государства и как отмечает В.А. Туманов, сразу же стал заметным низкий уровень правовой культуры общества [1, с. 52]. В настоящее время в юридической науке устоялось мнение, что правовой нигилизм является отличительной чертой русского народа и возник он вследствие низкой правовой культуры. Так А.А. Васильев пишет, что привычным стало в России утверждение о больном, нигилистическом правосознании [2, с. 33].

Следует отметить, что о правовом нигилизме в 2008 году рассуждал президент Российской Федерации В.В. Путин на V Всероссийском съезде судей, указывая, что росту правового нигилизма способствуют недостатки российской судебной системы [3].

Таким образом, вопрос о том, какие же изменения произошли в российской правовой культуре за последние годы необходимо изучить в целях дальнейшей оценки развития всей правой системы России.

Правовая культура в целом опирается на право, и представляет собой часть культурных традиций народа и здесь как нельзя, кстати, можно упомянуть актуальность слов русского правоведа П.И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.