© А.В. Корчак, 2008
А.В. Корчак
ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА МЕГАПОЛИСОВ
~П настоящее время среда крупных городов является сосре-
-Я-М доточением на своей территории весомой части природных, экономических, технологических, интеллектуальных и прочих ресурсов мирового пространства. Роль городских агломераций чрезвычайно важна в жизни планеты, а поэтому многие показатели их деятельности, достигнутые в самых разнообразных сферах, служат перспективными ориентирами для остальных территориальных образований.
Повышенное научное и общественное внимание к состоянию и динамическим изменениям эколого-экономичес-кой ситуации в крупнейших городских агломерациях, таких как Москва, Санкт-Петербург, Париж, Мехико, Нью-Йорк, Торонто и других объясняется еще и тем обстоятельством, что они наиболее показательно отражают все позитивные и негативные стороны социальных процессов, протекающих в современном мире. Интенсивность развития мегаполисов в первую очередь определяет характер общемировых социальных тенденций.
Позитивными особенностями развития мегаполисов являются: интенсификация научно-технического прогресса и реализация передовых технологических разработок (новые коммуникационные, транспортные технологии, нанопроцессы и объекты), значительное повышение уровня сервисного, медицинского, культурного обслуживания населения, улучшение экономических показателей развития, комплексное освоение новых видов ресурсов, таких как подземное пространство и т.д.
Вместе с тем все большее значение приобретают уже накопившиеся и постепенно усугубляющиеся проблемы городского развития, требующие для своего решения огромного количества различного вида ресурсов, определенных усилий со стороны городских властей и общества и своевременного динамического реа-
9
гирования. Прежде всего, это проблемы увеличения жизненного пространства для городского населения в условиях постоянно трансформирующейся природно-антро-погенной среды.
С учетом интенсивности роста численности городского населения (всего количество городских жителей в мире составляет более 3,5 млрд человек, а в РФ - более 100 млн человек), качественного изменения его демографической структуры (половозрастной, профессиональной, культурной и т.д.), повышения плотности населения на территориях мегаполисов (максимальное значение достигает 40 тыс. чел/км2), увеличения уровня заболеваемости горожан (до 15-20 % в год) и интенсивности использования территорий поверхности (до 30 % в год), а также других социальных показателей основным резервом получения дополнительного объема жизненного пространства является подземная часть крупных городов.
Освоение подземного пространства в широком толковании этого термина это область научной и производственной деятельности по планомерному и комплексному использованию как уже существующих в недрах земли природных и техногенных полостей, так и строительству новых подземных сооружений для размещения в них различных по функциональному назначению объектов жизнеобеспечения общества.
Размещение объектов различного назначения в подземном пространстве, помимо повышения эффективности использования недр, экономии территории и сохранения экологической чистоты, позволяет уменьшить затраты энергии на отопление и охлаждение помещений, сократить эксплуатационные расходы по сравнению с альтернативными сооружениями на поверхности, снизить влияние климатических условий.
Урбанизация привела к негативным изменениям геологической среды, истощению водных ресурсов, загрязнению почвенного покрова и атмосферы, появлению техногенных и антибиогенных факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека. Поэтому охрана и улучшение окружающей среды в городах является актуальной проблемой для всех отраслей городского хозяйства.
В связи с тем, что мегаполисы являются многофункциональными территориальными городскими образованиями, процесс освоения подземного пространства следует рассматривать с точки зрения комплексности, рациональности, эффективности, глобаль-
10
ности, безопасности и устойчивости развития на основе предварительного изучения состояния породного массива с использованием современного информационного обеспечения для принимаемых технических и технологических решений, основанных на экологически безопасных высоких технологиях. Большинство генеральных планов развития крупных городов имеют в своем составе положения, разработанные с учетом этих позиций.
Отечественный опыт освоения подземного пространства мегаполисов ограничивается, в основном, столичным опытом. Однако и Москва пока сильно отстает в объемах подземного строительства от зарубежных мегаполисов. Только менее трети строящихся столичных объектов различного назначения имеют подземную часть, а доля подземных сооружений в общей площади объектов, введенных в эксплуатацию за последние пять лет, не превышает 8 %. В европейских странах этот показатель находится на уровне 20-25 %.
Необходимо принципиально иное понимание проблемы освоения подземного пространства города, которое должно рассматриваться не как разовое (по существу, бессистемное) строительство отдельных, пусть даже уникальных подземных сооружений. Такой подход сейчас доминирует в московской практике строительства: подземный гараж на ВВЦ, ТРК в районе Курского и Белорусского вокзалов, «Охотный ряд» на Манежной площади, подземная часть Манежа, ММДЦ «Москва-Сити», Лефортовский и Серебрянобор-ский тоннели и др. Освоение подземного пространства города должно носить планомерный и комплексный характер застройки пригодных для этого участков массива, как в сложившейся части города, так и в развивающихся его районах, в тесной увязке с перспективными планами развития городских территорий. В какой-то мере примером такого подхода может служить строительство подземных инженерных сетей и метрополитена.
Довольно низка обеспеченность Москвы транспортными объектами различного вида. Так, например, плотность линий столичного метрополитена в 10 раз меньше, чем в Париже. Обеспеченность подземными пешеходными переходами, а также машино-местами временного и постоянного хранения автомобилей, число которых в столице достигло 3,5 млн штук, составляет около 30-40 %. При этом только автотранспорт Москвы ежегодно выбрасывает в атмосферу тысячи тонн загрязняющих и отравляющих веществ.
11
Учитывая заметное снижение негативного влияния на экологическую ситуацию города при расположении автотранспорта в подземном пространстве в сравнении с наземными вариантами такого размещения, в одобренной Правительством Москвы в мае 2007 года «Концепции освоения подземного пространства и основных направлениях развития подземной урбанизации города Москвы» и разработанном проекте Городской среднесрочной программы освоения подземного пространства города Москвы планируется в ближайшем будущем строительство 9 многофункциональных подземных транспортных узлов, 43 автотранспортных тоннеля и 136 подземных гаражей-автостоянок. Помимо транспортных объектов там же предполагается разместить до 80 % складов, хранилищ и коммуникаций различного вида, до 30 % сооружений административного и обслуживающего характера.
Однако и сам процесс освоения городского подземного пространства сопряжен с рядом крупных проблем, чаще всего социальной, экологической и экономической направленности.
Особо важной проблемой при формировании и реализации планов по освоению подземного пространства мегаполисов является отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров, имеющих специальную подготовку, позволяющую осуществлять весь комплекс подземных горно-строительных работ на высоком техническом уровне. Обеспеченность высококвалифицированными кадрами в этой сфере московского региона составляет менее 50 %, за рубежом такой показатель находится на уровне 70-80 %.
Другой проблемой, имеющей в большей мере отечественную специфику, является отсутствие соответствующего уровня нормативно-правовой базы в области городского подземного строительства, увязки существующих и планируемых к принятию законов и нормативных актов федерального, регионального и муниципального уровня.
Необходимо разработать общую концепцию создания системы нормативных документов по освоению городского подземного пространства, которая должна аргументировано отвечать на ряд основополагающих вопросов.
1. Что, сколько и в какой очередности строить в подземном пространстве города?
Необходимо, прежде всего, составить номенклатуру городских подземных сооружений и ранжировать их по степени значимости
12
для жизнеобеспечения города, что в конечном итоге определяет приоритеты в очередности строительства.
2. Где строить и где не строить?
Вопросы возможности строительства подземных объектов определяются многими факторами.
Во-первых, это целесообразность строительства.
Вторым основным фактором являются горно-геологичес-кие, геомеханические и геодинамические характеристики породного массива, которые допускают строительство не каждого вида подземного сооружения.
Далее, характер сложившейся застройки предполагаемого места строительства, ее плотность, наличие ранее построенных подземных сооружений, и все это в увязке с функциональным назначением строящегося объекта и его конструктивными особенностями.
3. Как строить?
Нужны новые подходы к выбору способов и технологий строительства, новая идеология проектирования, обеспечивающая, в частности, максимальное сокращение экономических, экологических, технических и организационных рисков. Основным принципом, заложенным в исследования по совершенствованию методов проектирования и строительства объектов любого функционального назначения, должен стать принцип минимизации ущерба от последствий негативных проявлений указанных рисков.
4. Как эксплуатировать подземные объекты?
Когда проектирование, строительство и последующая эксплуатация станут по-настоящему звеньями одной технологической цепи, отпадут очень многие вопросы, связанные, в частности, с внеплановыми ремонтами, нерационально используемыми финансовыми и материальными ресурсами.
Особенно сложное положение с разработкой и принятием нормативных актов экологического законодательства. Не действуют в должной мере нормы, связанные с регулированием негативного воздействия на окружающую среду в процессе строительства подземных сооружений. Интенсивное бессистемное освоение подземного пространства мегаполисов наносит непоправимый вред окружающей среде. Загрязнение атмосферы, водоемов и подземных водоносных горизонтов, почвы, негативное воздействие шума,
13
электромагнитных полей, динамических и статических нагрузок, вибрация, изменение напряженно-деформированного состояния породного массива, нарушение гидрогеологических условий, повышенный уровень радиоактивного излучения при использовании некачественных строительных материалов должны жестко контролироваться федеральной и местной законодательной базой. Современные СНиПы, СанПиНы и другие нормативные документы градостроительного и технического регулирования не учитывают специфики подземного строительства, иногда противоречат друг другу и конфликтуют с законодательством федерального уровня. Такое положение тормозит эффективное развитие освоения подземного пространства. Приведение законодательной базы различного уровня в полное соответствие с реалиями жизни является первостепенной задачей строительной сферы мегаполисов.
Постановление Правительства Москвы «О мерах формирования нормативной базы градостроительного и технического проектирования для строительства подземных сооружений капитального строительства в г. Москве», являются настоящим прорывом в многолетних усилиях ученых, проектировщиков и производственников, связанных с решением этой глобальной научно-технической проблемы.
За последние годы введено в действие более 20 технических нормативных документов, регулирующих основные процессы создания городских подземных объектов различной сложности и функциональной направленности. В 2008 году Московским государственным горным университетом при участии других ведущих учебных и научно-исследовательских организаций был разработан проект «Система нормативных документов в подземном строительстве. Основные положения» [1], Есть и другие нормотворче-ские проекты разного уровня и ориентированности, однако системность и комплексность в этом отношении еще явно недостаточные.
Немаловажной проблемой является отсутствие достаточного уровня и объема горно-геологической, технологической, экономической и экологической информации о подземном пространстве города, а также уже существующих в нем объектов различного назначения. Отсутствие такой информации является сильным сдерживающим фактором в развитии подземных горностроительных работ, приводит к возникновению аварийных, конфликтных, экологически опасных и других видов негативных си-
14
туаций. В Москве находится в стадии анализа и формирования информационная база по состоянию подземного пространства города, основанная на существующем описании более 700 разведочных скважин, построенных в разное время для сооружения различных подземных объектов столицы. Институтом геоэкологии РАН проведен комплекс изыскательских работ по районированию территории г. Москвы в зависимости от сложности геологических условий и нарушенности различными процессами природного и антропогенного характера подземного пространства [2]. Подобные исследования проводятся и другими специализированными организациями в отношении сбора информации по целому ряду опасных инженерно-геоло-гических процессов: оползни, карсты, плывуны, суффозии, подтопление и заболачивание территории, эрозия, осадки грунтов, избыточное осушение массива пород и т.д. Вместе с тем, общая информационная база по подземному пространству столицы еще только создается, а после создания потребуются значительные средства на ее своевременное обновление и поддержание.
Чрезвычайно важной является проблема формирования благоприятной экономической среды для реализации дорогостоящих программ подземного строительства, разработка инвестиционно-инновационного подхода к экономическому стимулированию освоения городского подземного пространства с целью создания специальных условий мотивации через повышение привлекательности строительных проектов, применяющих передовые, высокоэффективные технологии, направленные, в первую очередь, на повышение экологической безопасности будущих объектов. Подобный подход к экономическому стимулированию позволит привлечь значительные финансовые средства и передовые технологические решения в эту сферу, а также будет являться еще одним действенным методом формирования благоприятной эколого-экономичес-кой среды.
Современная инвестиционная политика городского подземного развития должна быть ориентирована на финансирование строительных проектов, имеющих минимальные сроки реализации, способных принести максимальную прибыль и обеспечить минимальный порог экономических рисков. Инновационная составляющая этих проектов должна отвечать таким же требованиям, повышая положительный эффект реализуемых проектов,
15
особенно в области экологии. Концептуальные меры по освоению подземного пространства мегаполисов должны создавать условия к повышению инвестиционной привлекательности реализуемых проектов, заинтересованному применению самых эффективных инновационных технологий, повышению уровня экологической безопасности всех процессов освоения, включая дальнейшую длительную эксплуатацию подземных объектов, росту заинтересованности всех участников освоения в решении общегородских задач повышения комфортности жизни горожан.
Стоимостную оценку создаваемых подземных объектов необходимо проводить путем сопоставления предстоящих интегральных результатов и затрат на основе чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, внутренней нормы доходности, срока окупаемости и инновационной значимости проекта. Обязателен учет инфляционной, временной, технологической, организационной и других особенностей проекта освоения, влияющих на ценность используемых денежных средств и экологическую безопасность применяемых технологий. И, конечно, получаемые результаты требуют мобильной корректировки с учетом неопределенностей и рисков, связанных с инвестированием, венчурным финансированием, строительством и эксплуатацией высокотехнологичных подземных объектов.
Большой проблемой является отсутствие эффективного регулирования в области учета прав собственности на подземный объект, принципа платности за пользование ресурсом, согласованности и единовластия в управлении всеми процессами при освоении подземного пространства, четкой стратегии по комплексному освоению этого сложнейшего георесурса мегаполисов. Необходимо осуществлять зональное регулирование создания и изменения подземных объектов недвижимости в составе Правил землепользования и застройки г. Москвы.
В целом, развитие подземной урбанистики мегаполисов послужит эффективным решением существующих и возникающих проблем обустройства муниципальных территорий и мощным рычагом скорейшего улучшения экологической и социальной обстановки в городской среде.
16
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Левченко А.Н., Дмитриев А.Н., Корчак А.В., Картозия Б.А., Федунец Б.И. О перспективах разработки системы нормативных документов по освоению городского подземного пространства. - М.: Метро и тоннели № 4, 2007. - С. 4-6.
2. Осипов В.И. Геологические условия градостроительного развития г. Москвы. - М.: Мир, 2008, 36 с.
3. Петров И.В., Калинин А.Р. Эколого-экономическое стимулирование освоения городского подземного пространства. В сб. «Международная конференция по вопросам освоения подземного пространства города Москвы». - М., 2008. - С. 63-71. \ШШ
— Коротко об авторе -
Корчак А.В. - ректор Московского государственного горного университета, профессор, доктор технических наук.
17