УДК 343.35
1.15. ОСНОВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
©Бондарь Антон Геннадьевич, преподаватель, кафедра организации правоохранительной деятельности, старший лейтенант полиции
Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
kecapb86@mail.ru
Аннотация: статья посвящена основным причинам и условиям, которые обуславливают коррупционные преступления и формируют почву для создания коррупционных проявлений в деятельности должностных лиц аппарата государственных служб и ведомств. Также в статье рассматривается влияние социально-экономических факторов, которые могут выступать детерминантами коррупционного поведения граждан, индивидуальных предпринимателей и должностных лиц коммерческих организаций.
В данной работе автор проводит эмпирическое исследование, на основании анализа которого выделяет основные детерминанты коррупционной вовлеченности различных субъектов общественных отношений в противоправную деятельность с уголовно-правовым окрасом «коррупции». В статье анализируются и выделяются ряд факторов, препятствующих эффективной работе специализируемых служб и ведомств по выявлению и раскрытию коррупционных преступлений. По результатам проведенного исследования автором заключаются основные выводы и предложения, направленные на улучшение стратегии противодействия коррупции в целом, путём активизации борьбы с ней через уже имеющийся в настоящее время и предложенный в рамках данной работы инструментарий.
Ключевые слова: коррупция, государственные служащие, должностные лица, граждане, противодействие коррупции, отделения экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел, оперативные подразделения, оперативно-розыскные мероприятия.
В.В. Путин: «Мафия - это не русское слово.»
На саммите в г. Лахти в ответ на вопрос о коррупции в России
Устойчивое развитие любого современного общества неразрывно связано с успешным функционированием всех сфер общественных отношений государства, отражение последствий которых как лакмусовая бумажка выделяет основные достоинства и недостатки общества и его основных аппаратов и инструментов регулирования жизнедеятельности. Практически все виды общественных отношений имеют непосредственное влияние на социально-политическую, экономически-ориентированную ситуацию отдельных элементов, а также на общую картину развития и существования общества в целом. Так если интересы общественных отношений в сфере охраны жизни и здоровья подлежат вредному воздействию, то можно полагать, что ущерб указанной сфере общественных отношений может распространить своё зловредное влияние на другую сферу общественных отношений, для примера на отношения в сфере охраны труда и занятости. Для более детального рассмотрения данной гипотезы следует привести пример, согласно которому может следовать, что в случае ухудшения условий оказания медицинского обслуживания населения, само состояние здоровья граждан непосредственно ухудшиться, что может привести к возникновению болезней и недугов, наличие которых у граждан может быть основанием и своего рода проблемой для трудоустройства или продолжения трудовой деятельности.
Таким образом следует сделать вывод, что совокупность общественных отношений схожа с механизмом механических часов, согласно которому нарушение работы одного элемента оказывает негативное влияние на работу другого элемента, что в целом ставит вопрос о работоспособности точного механизма часов. При этом одним из факторов, оказывающих негатив-
ное влияние на все сферы общественных отношений общества является коррупция во всех своих проявления и образах.
К вопросу о наличии опасности развития коррупционных проявлений необходимо подходить с максимальной серьёзностью, так как опасное влияние коррупции может существенно опережать защитные методы по борьбе с ней, что также является критическим фактором для устойчивого развития национальной экономики в целом и работы всех её институтов в частности. При этом в настоящее время остаётся максимально актуальным вопрос о качестве противодействия коррупционным проявлениям и их детерминантам. Таким образом автор считает, что в целях качественного исполнения мероприятий по борьбе с коррупцией, необходимо искоренять не только последствия коррупционных проявлений, но и их детерминанты, устанавливать связь между причинами коррупции и имеющейся, конкретной социально-экономической составляющей общества в целом.
Так по мнению профессора Иншакова С.М. в основе причинной обусловленности коррупции лежат фундаментальные пороки социума, которые одновременно являются сущностными характеристиками публичной власти. При этом Инша-ков С.М. полагает, что в условиях реформации социально-экономических институтов российского общества фундаментальными факторами коррупции является:
1. Огромное число коррупционеров оставшихся безнаказанными;
2. Чрезмерное распространение сверхмягкой практики назначения судами наказаний на коррупционные преступления;
3. Восприятие коррупционной деятельности, как привлекательного источника обогащения;
ISSN 2541-8025
Том XV 3-2019
Проблемы экономики и юридической практики
4. Социальная терпимость общества по отношению к коррупционерам 1.
С целью более глубокого анализа мнения Иншакова С.М. и последующей даче качественной оценки вышеуказанным доводам, автором в период апреля-мая 2019 года, было организовано и проведено эмпирическое исследование по факту идентификации основных детерминантов коррупционных проявлений в обществе. Эмпирическое исследование проводилось на территории г. о. Нальчик Кабардино-Балкарской Ресублики в форме анкетного опроса. В качестве респондентов выступали физические лица возрастной категории от 18 до 62 лет, а также должностные лица, являющиеся представителями различных государственных, муниципальных, федеральных учреждений, в том числе представители правоохранительных органов различной направленности, представители служащих, осуществляющих свою деятельность в рамках государственно-гражданской службы, наёмные сотрудники федеральных служащих, не имеющих статуса государственно-гражданской службы, работники коммерческих организаций различных форм собственности. Количество лиц, которые приняли участие в анкетном опросе равняется 150 человек, средний возраст респондентов составил 34 года, отношение мужчин и женщин составило 61% и 39% соответственно. В рамках проведенного эмпирического исследования респондентам было предложено ответить на 10 вопросов, касающихся коррупционных проявлений в жизнедеятельности общества, а также их детерминантов, при этом к каждому вопросу предлагалось выбрать предложенные варианты ответов, следует отметить, что к каждому вопросу помимо предложенных вариантов ответов, имелась возможность выразить свою точку зрения, не имеющуюся в предложенных вариантах.
В качестве основных вопросов задаваемых респондентам выступали следующие:
1. Знакомы ли Вы с основными мерами по противодействию коррупции?
2. Достаточно ли информации содержится в СМИ Кабардино-Балкарской республики по вопросам противодействия коррупционным проявлениям?
3. В чем, по Вашему мнению, основные причины коррупции?
4. Приходилось ли Вам встречаться с проявлениями коррупции в повседневной жизни?
5. Готовы бы Вы были сообщить о коррупционных фактах?
6. Известны ли Вам случаи коррупционных сделок в государственных органах, органах местного самоуправления?
7. В какой сфере общественной жизни коррупция наиболее распространена?
8. Что, на Ваш взгляд следовало предпринять для уменьшения уровня коррупции?
9. Оказывает ли коррупция влияние на Вашу жизнь?
10. Готовы ли Вы, используя гражданскую позицию, участвовать в мероприятиях по борьбе с коррупционными проявлениями?
По результатам проведённого опроса получены следующие сведения:
На вопрос «Знакомы ли Вы с основными мерами по противодействию коррупции?» респонденты в 85% случаев ответили, что не осведомлены о том, какие именно меры существуют по вопросам противодействия коррупции.
1 Иншаков Сергей Михайлович Факторы коррупционной преступности и перспективы противодействия ей // Всероссийский криминологический журнал. 2009. №4.
На вопрос «Достаточно ли информации содержится в СМИ Кабардино-Балкарской республики по вопросам противодействия коррупционным проявлениям?» подавляющее число респондентов (95% случаев) сообщило, что СМИ зачастую не освещают полномерно вопросы противодействия коррупции, а к вопросу их освещения подходит весьма избирательно.
Согласно заданному вопросу о причинах коррупции: «В чем, по Вашему мнению, основные причины коррупции?» респонденты разделились в своих мнениях согласно следующим пропорциям: низкий уровень правовой культуры населения (35% случаев), отсутствие общественного контроля за деятельностью чиновничьего аппарата (22% случаев), национальные традиции менталитет (18% случаев), низкая заработная плата в регионе (25% случаев).
По вопросу «Приходилось ли Вам встречаться с проявлениями коррупции в повседневной жизни», 85% респондентов ответило, что им приходилось встречаться с коррупционными проявлениями в повседневной жизни.
На вопрос о готовности сообщать в уполномоченные органы о возможных коррупционных фактах, 90% опрошенных ответило, что о таких фактах сообщать не стали бы.
Согласно заданному вопросу «Известны ли Вам случаи коррупционных сделок в государственных органах, органах местного самоуправления» часть опрошенных сообщило, что им такие факты не известны (37% случаев), другая часть опрошенных отметила, что они подозревают о коррупционных проявлениям в тех или иных государственных контрактах, но прямых доказательств не имеют (48% случаев), другая часть опрошенных указала, что им известны случаи коррупционных сделок в вышеуказанных органах, но сообщать об этом не считают необходимым (15% случаев).
По вопросу касающегося наиболее коррумпированной сферы общественной жизни, респонденты заявили, что коррупции подвержена сфера жилищно-коммунального хозяйства (23% случаев), сфера здравоохранения (17% случаев), сфера топливно-энергетического комплекса была отмечена в 13% случаев, 18% ответов получила сфера государственного и муниципального управления, иные сферы общественной жизни, как сфера общественного питания, охраны и управления собственностью получили незначительные оценки в практически равных пропорциях.
На вопрос о мерах, которые можно было бы предпринять, в целях уменьшения уровня коррупции, респонденты сообщили, что на законодательном уровне следовало бы принимать адекватные меры законодательного регулирования вместо тех действующих и менее действующих мер, которые существуют на сей день (44% случаев), 38% опрошенных посчитали, что в современных условиях следовало бы усилить общественный контроль в сферах общественных отношений, которые являются наиболее коррумпированными, 18% респондентов посчитали, что на государственном уровне следовало бы придумать механизм поощрения заявителей о коррупционных фактах, с целью вовлечения граждан в общественную деятельность по противодействию коррупции.
На вопрос «Оказывает ли коррупция влияние на Вашу жизнь?» 87% опрошенных указали, что коррупция непосредственно оказывает негативное влияние на их жизнь.
На вопрос «Об использовании гражданской позиции в отстаивании своих интересов в борьбе с коррупционными проявлениями», большая часть респондентов (95% случаев) сообщила, что не готовы и не хотят участвовать в антикоррупционных
мероприятиях, в связи с тем, что не видят в этой борьбе справедливого исхода и не видят законодательного механизма по поощрению лиц, участвующих в такой борьбе, а равно не видят актуального механизма защиты свидетелей или заявителей по вопросам защиты их прав, законных интересов от возможного давления со стороны коррупционных элементов.
Согласно проведённому исследованию и его анализу, можно сделать определённые выводы, которые могут свидетельствовать о низком уровне правовой грамотности населения по вопросам коррупции, в частности можно усмотреть признаки слабой работы сил и средств массовой информации по вопросам качественного освещения коррупционных фактов. Следует также отметить тот факт, что средства массовой информации имеют, но не используют имеющийся инструментарий по освещению не только уже свершившихся фактов коррупции, но и обстоятельств и событий, которые могут привести к коррупционных фактам.
На основании проведенного эмпирического исследования, а также анализа полученных результатов автор считает необходимым изложить следующие рекомендации в целях нивелирования вредного влияния коррупции и её детерминантов на общественные отношения в жизни общества в целом:
1. Проработать и закрепить на законодательном уровне законопроект, включающий административную или уголовную ответственность за несообщение (укрытие) известных фактов коррупции;
2. Пересмотреть и переквалифицировать факт использования оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент» с целью использования данного проверочного мероприятия без заявителя или лица его представляющего, при этом законодательно закрепить возможность проведения такого мероприятия, не считая его провокацией взятки.
3. Внести изменения в национальный план противодействия коррупции на 2019-2020 годы2, либо включить в национальный план противодействия коррупции на 2021-2022 годы норму, согласно которой обязать средства массовой информации проводить информирование населения о возможных коррупционных фактах;
4. Проводить административно-правовые и уголовно-правовые ярмарки (конференции, семинары), на которых особый упор ставить на получение правовых знаний среди населения;
5. В профильной деятельности органов внутренних дел рассмотреть и организовать мероприятия, направленные на проведение рабочих встреч, совещаний и лекций с гражданами и должностными лицами различных организаций, проводимых сотрудниками оперативно-розыскных подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции (далее - ЭБиПК) в целях укрепления правовой грамотности населения, укрепления авторитета и доверия государственной власти в общем, и правоохранительных органов в частности;
6. Разработать, внедрить в учебный и образовательные процессы программу повышения квалификации для действующих сотрудников органов внутренних дел, а именно для должностных лиц оперативных подразделений ЭБиПК, в рамках которой упор при получении актуальных правовых знаний делать на деятельности по предупреждению основных коррупционных факторов и составляющих.
2 Указ Президента РФ от 29.06.2018 N 378 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы"
Указанный перечень рекомендаций не претендует на исчерпывающее значение, при этом внедрение хотя бы одной из указанных рекомендаций в практическую и повседневную деятельность государства, может повлечь за собой нивелирование коррупционных проявлений в жизни нашего общества.
В пункте 2 указанного перечня рекомендацией автором затронуто влияние факта отказа оперативными сотрудниками от использования оперативно-розыскного мероприятия (далее -ОРМ) «оперативный эксперимент», как основополагающего фактора для привлечения таких сотрудников к уголовной ответственности за «подстрекательство к взятке». Невозможно нивелировать значимость основного ОРМ, которое используется в подавляющем большинстве случаев, при необходимости документирования коррупционных преступлений. Данное ОРМ является основным, действующим инструментом, который предназначен для качественного сбора информации и получения твердой доказательственной основы, необходимой для возбуждения уголовного дела по фактам получения или дачи взятки. При этом в настоящее время само существование данного ОРМ является для сотрудника органов внутренних дел нежелательным без заявителя и трактуется, к сожалению, со стороны надзорных структур как «подстрекательство к взятке». Следует отметить, что аналога данного ОРМ, которое могло бы дать более качественную доказательственную базу в настоящее время просто не существует, а преступные элементы, которые отлично осведомлены об этом, активно пользуются бездействием оперативных аппаратов, еще более усложняя деятельность по проверке коррупционных фактов и их проявлений. В связи с чем автор считает необходимым, с правоприменительной стороны, пересмотреть на законодательном уровне использование методов данного ОРМ и разрешить его использование без заявителя, хотя бы потому, что вмешательства надзорных структур в проверочные отношения, проводимые сотрудниками оперативных подразделений различных уровней, влекут за собой лишь нивелирование практической значимости таких подразделений, а равно и возвышение уровня коррумпированности в целом. С учетом полученных результатов эмпирического исследования, следует также сделать предположения о том, что современные коррупционные преступления обладают высоким уровнем латентности, то есть словами рядового обывателя «преступники находятся на тёмной, скрытой стороне общественной жизни», так почему же тогда правоприменитель в лице оперативных подразделений должен раскрывать «свои карты» раньше преступника, давая последнему качественный перевес в выборе тактик и методов ухода от уголовной ответственности за совершение общественно опасных деяний?! Вышеуказанное гипотетическое высказывание связано непосредственно с проведением ОРМ «оперативный эксперимент», так как гласное проведение такого ОРМ с участием заявителя переносит деятельность оперативного подразделения в разряд гласного, даже при том учете, что еще не сделаны все тактические ходы и проект проверки не достиг стадии, на которой можно было бы предположить об успешности, полноты и выдержанности такой проверки.
В заключение данной работы следует отметить выводы сделанные научными исследователями в области детерминантов коррупционных преступлений, в том числе Алимпиев С.А. считает, что повышенная общественная опасность коррупционных деяний продиктована не только и даже не столько тем, что совершая их, должностное лицо или служащий руководствуется своими, часто корыстными интересами, а не интересами
ISSN 2541-8025
Том XV 3-2019
Проблемы экономики и юридической практики
службы3. Автор считает возможным согласиться с мнением Алимпиева С.А., так как действительное вовлечение должностных лиц государственных, муниципальных учреждений и коммерческих организаций продиктовано зачастую именно корыстными интересами, которыми руководствовались указанные лица при совершении коррупционных преступлений. Данная гипотеза может находить своё подтверждение и отражаться в материалах уголовных дел с окраской «коррупция», признаки деяний которые включают в себя прямой умысел с субъективной стороны преступлений, направленных не только на завладение материальными благами в отношении себя или третьих лиц, но и на подрыв интересов службы, которые по умолчанию должны в идеале главенствовать в поведении должностных лиц различных учреждений и организаций.
7. Однако при этом Помаз Г.С. полагает, что материальные мотивы не всегда являются самыми значимыми детерминантами коррупционного поведения. По мнению Помаза Г.С. также следует, что личностные предпосылки, заключающиеся в уровне самодостаточности человека, отношении к коррупции и уровне психологической саморегуляции могут являться непосредственным детерминирующим фактором проявления коррупционной агрессии или отказа от коррупционного пове-дения4. На основании изложенного следует сделать вывод о том, что предложенные нами в данной статье рекомендации имеют место на существование, так как включают в себя проведение административно-правовых и уголовно-правовых ярмарок (конференций, семинаров), на которых особый упор ставить на получение правовых знаний среди населения, что непосредственно может повлиять на уровень самодостаточности человека, повышения уровня саморегуляции граждан и должностных лиц по вопросам противодействия коррупции и её проявлениям.
При этом Пескова Д.Р. считает, что проблема коррупции кроется не только в правовом и экономическом полях, гораздо более значимы ее социальные основы5. Другой же не менее известный публицист Тимина Т.Н. указывает на то, что в обществе присутствуют поведенческие факторы, продиктованные моралью двойных стандартов, проявляющихся с одной стороны в поддержке населения антикоррупционной государственной политики, а с другой стороны выбором собственных интересов граждан при решении собственных вопросов, используя коррупционные сделки6. По нашему мнению корни мнений Песковой Д.Р., Тиминой Т.Н. следует искать как на уровне поведенческих детерминантов, так и на уровне социально-экономической удовлетворённости. Так согласно вышеуказанным мнениям, граждане готовы идти на коррупционные сделки ради извлечения собственной выгоды, при этом следует учитывать, что в основном такие сделки происходят в социуме, на что прямо указывает Пескова Д.Р. Так в ходе проведённого анализа указанных мнений, можно сделать вывод о том, что на уровне государственных полномочий, следует искать пути и решения удовлетворения социально-экономических потреб-
3 Алимпиев Сергей Александрович Детерминанты преступности коррупционной направленности // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2009. №19 (152).
4 Помаз Галина Станиславовна Психологические детерминанты формирования коррупционного поведения сотрудников полиции // Философия права. 2014. №1 (62).
5 Пескова Д. Р. Коррупционные отношения в современном обществе // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2012. №1.
6 Тимина Т. Н. Факторы совершения преступлений коррупционной направленности // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2011. №23.
ностей граждан, которые будут актуально отвечать на вызовы и желания, продиктованные действительностью современного общества. При этом работа в данном направлении невозможна без учета как социального большинства, так и существующих социально-культурных (экономических, политических) меньшинств. Речь идёт о необходимости разработки действенного механизма (ведомств, управлений, отделов), занимающихся непосредственной связью и взаимодействием не только с общественными объединениями граждан, но и с отдельными категориями граждан в целом. Актуальность создания такого ведомства кроется в том, что уполномоченный орган, мог бы выполнять полномочия по созданию встреч с населением, проведением собраний, конференций, семинаров и т.п. на которых граждане могли быть услышанными и воспринятыми. Создание такого ведомства могло бы нивелировать излишне возросший аппарат государственных служащих занимающихся вялой работой по рассмотрению обращений граждан, снизило бы уровень загруженности с профильных государственных и муниципальных учреждений и позволило гражданам быть более услышанными.
Указанный перечень гипотетических предположений не может претендовать на звание исчерпывающих, однако при этом, указанные мнения находят своё отражение не только в научных кругах, но и в результатах проведённого эмпирического исследования, которое было проведено в рамках данной научной статьи.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 91,57%.
Список литературы:
1. Иншаков Сергей Михайлович Факторы коррупционной преступности и перспективы противодействия ей // Всероссийский криминологический журнал. 2009. №4.
2. Указ Президента РФ от 29.06.2018 N 378 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы"
3. Алимпиев Сергей Александрович Детерминанты преступности коррупционной направленности // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2009. №19 (152).
4. Помаз Галина Станиславовна Психологические детерминанты формирования коррупционного поведения сотрудников полиции // Философия права. 2014. №1 (62).
5. Пескова Д. Р. Коррупционные отношения в современном обществе // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2012. №1.
6. Тимина Т. Н. Факторы совершения преступлений коррупционной направленности // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2011. №23.
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью, подготовленную преподавателем кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, старшим лейтенантом полиции Бондарь А.Г. по теме:
«Основные детерминанты коррупционной преступности». Статья посвящена основным причинам и условиям, которые обуславливают коррупционные преступления и формируют почву для создания коррупционных проявлений в деятельности должностных лиц аппарата государственных служб и ведомств. Также в статье рассматривается влияние социально-экономических факторов, которые могут выступать детерминантами коррупционного поведения граждан, индивидуальных предпринимателей и должностных лиц коммерческих организаций
В данной работе автор проводит эмпирическое исследование, на основании анализа которого выделяет основные детерминанты коррупционной вовлеченности различных субъектов общественных отношений в противоправную деятельность с уголовно-правовым окрасом
«коррупции». В статье анализируются и выделяются ряд факторов, препятствующих эффективной работе специализируемых служб и ведомств по выявлению и раскрытию коррупционных преступлений.
По результатам проведенного исследования автором заключаются основные выводы и предложения, направленные на улучшение стратегии противодействия коррупции в целом, путём активизации борьбы с ней через уже имеющийся в настоящее время и предложенный в рамках данной работы инструментарий.
Статья соответствует предъявляемым требованиям и может быть
опубликована в открытой печати.
Зам. начальника кафедры организации правоохранительной деятельности
Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук, полковник полиции
Л.А. Татаров
MAIN DETERMINANTS OF CORRUPTION CRIMES
Bondar Anton G., Teacher, Department of Law Enforcement, Senior Police Lieutenant
Work place: North-Caucasian Advanced Training Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
kecapb86@mail. ru
Annotation: the article is devoted to the main reasons and conditions that cause corruption crimes and form the basis for the creation of corruption manifestations in the activities of officials of the apparatus of public services and departments. The article also discusses the impact of socioeconomic factors that can act as determinants of corrupt behavior of citizens, individual entrepreneurs and officials of commercial organizations.
In this paper, the author conducts an empirical study based on an analysis of which highlights the main determinants of the corrupt involvement of various subjects of public relations in illegal activities with the criminal-legal color of "corruption". The article analyzes and highlights a number of factors hindering the effective work of specialized services and departments in identifying and solving corruption crimes.
According to the results of the study, the author concludes the main conclusions and proposals aimed at improving the anti-corruption strategy in general, by intensifying the fight against it through the tools currently available and proposed in this work.
Keywords: corruption, civil servants, officials, citizens, anti-corruption, departments of economic security and anti-corruption of internal affairs bodies, operational units, search operations.
Reference list:
1. Inshakov Sergey Mikhailovich Factors of corruption crime and the prospects for countering it // All-Russian Criminological Journal. 2009. №4.
2. Presidential Decree of 29.06.2018 N 378 "On the National AntiCorruption Plan for 2018 - 2020"
3. Alimpiev Sergey Alexandrovich Determinants of corruption criminality // SUSU Bulletin. Series: Right. 2009. No. 19 (152).
4. Pomaz Galina Stanislavovna Psychological determinants of the formation of corrupt behavior of police officers // Philosophy of Law. 2014. № 1 (62).
5. Peskova D.R. Corruption Relations in Modern Society // Bulletin of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan. 2012. №1.
6. Timina T.N. Corruption Factors of Corrupt Crimes // Criminology: yesterday, today, tomorrow. 2011. №23.