Научная статья на тему 'Основные черты трансформации сельского расселения Саратовской области в 1959-2015 годах'

Основные черты трансформации сельского расселения Саратовской области в 1959-2015 годах Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
497
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ / ЛЮДНОСТЬ ПОСЕЛЕНИЙ / СЕЛЬСКОЕ РАССЕЛЕНИЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / РОДОВЫЕ ПОМЕСТЬЯ / RURAL SETTLEMENTS / POPULATION SIZE OF SETTLEMENTS / RURAL SETTLEMENT / TRANSFORMATION / PATRIMONIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Уставщикова Светлана Владимировна

Система сельского расселения Саратовской области находится в постоянном развитии. Трансформация сельского расселения рассмотрена за период с 1959 по 2015 год. Изучение сельского расселения актуально в связи с реформой системы местного самоуправления. Сокращается число сельских муниципальныхобразований. Растет число населенных пунктов в них. Одновременно происходит сокращение числа сельских населенных пунктов в области. Увеличивается доля населения, проживающего в крупных поселениях (в частности, в результате смены статуса городского поселения на сельское).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main Features of Rural Settlement Transformation in Saratov Region in 1959-2015

Rural settlement system in Saratov region is in constant development. Transformation of rural settlement is considered for 1959-2015. The study of rural settlement is relevant due to system of local government reform. Number of rural municipalities is being reduced and the number of settlements in them is growing. The number of rural settlements is in reduction. The share of population living in large settlements increases (as a result of the change of status of a rural settlement to an urban one included).

Текст научной работы на тему «Основные черты трансформации сельского расселения Саратовской области в 1959-2015 годах»

Из сильных сторон ключевыми аспектами являются единое геополитическое и экономическое пространство в течение длительного периода, активизация институционального сотрудничества на различных уровнях, природно-функциональ-ное единство трансграничного бассейна р. Урал. К слабым сторонам российско-казахстанского сотрудничества следует отнести: структурные проблемы водохозяйственного комплекса и нарушение бассейнового принципа природопользования; наличие зон «демографической депрессии»; несогласованность правовых форматов в Российской Федерации и Республике Казахстан в вопросах трансграничных вод, противоречивая межгосударственная политика в информационной сфере и др. Для преодоления слабых сторон межгосударственного взаимодействия необходимо проводить целенаправленную региональную политику в слабозаселенных районах, активизировать торговые отношения в приграничных районах трансграничного бассейна, создание регионального кластера приграничного сотрудничества по типу «еврорегиона» и др. Кроме того, основными направлениями межгосударственного взаимодействия в ближайшей перспективе могут стать создание трансграничных ООПТ для активизации туристической деятельности, формирование единой информационной базы, научно-образовательная деятельность и др.

Проведенный анализ географических основ интегрированного управления водными ресурсами свидетельствует о необходимости разработки концептуальной программы с учетом региональной специфики трансграничного бассейна. В целом ИУВР в пределах трансграничного бассейна р. Урал должно базироваться на основе повышения продуктивности водных ресурсов во всех подсекторах водного хозяйства с учетом пространственно-временной специфики гидрологического режима и социально-экономических реалий всех регионов. В связи с этим разработка и реализации

УДК: 911.3(470.44)

основные черты трансформации сельского расселения

саратовской области в 1959-2015

С. В. Уставщикова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: [email protected]

Система сельского расселения Саратовской области находится в постоянном развитии. Трансформация сельского расселения рассмотрена за период с 1959 по 2015 год. Изучение сельского расселения актуально в связи с реформой системы местного самоуправления. Сокращается число сельских муниципальных

этапов межгосударственной стратегии должны осуществляться на основе бассейнового подхода, который позволит снизить уровень фрагментации, в частности, управленческих технологий, особенно в условиях конкурирующего спроса на водные ресурсы.

Библиографический список

1. WolfA. T., StahlK, MacomberM. F. Conflict and cooperation within international river basins: the importance of institutional capacity // Water Resources Update. 2003. Vol. 125. P. 31-40.

2. Руководство по интегрированному управлению водными ресурсами в бассейнах. URL: http://www.inbo-news. org/IMG/pdf/handbook_iwrm_rus.pdf (дата обращения: 01.12.2015).

3. Корытный Л. М. Бассейновая концепция в природопользовании. Иркутск : Изд-во Ин-та географии СО РАН, 2001. 162 с.

4. Чибилёв А. А. Бассейн Урала : история, география, экология. Екатеринбург : Изд-во УрО РАН, 2008. 312 с.

5. Сивохип Ж. Т., Чибилёв А. А. Эколого-гидрологические проблемы трансграничного бассейна реки Урал и перспективы институционального сотрудничества // География и природные ресурсы. 2014. № 1. С. 36-44.

6. Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Хельсинки, 1992 г.). URL: http://www.un.org (дата обращения: 01.12.2015).

7. Соглашение между Акиматом Актюбинской области РК и Правительством Оренбургской области РФ о торгово-экономическом, научно-техническом, культурном и гуманитарном сотрудничестве. URL: http://www.zakon.scli. ru (дата обращения: 01.12.2015).

8. Межправительственная комиссия по сохранению экосистемы бассейна р. Урал. URL: http://www.orinfo.ru (дата обращения: 01.12.2015).

9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов». URL: http://www.lawmix (дата обращения: 01.12.2015).

образований. Растет число населенных пунктов в них. Одновременно происходит сокращение числа сельских населенных пунктов в области. Увеличивается доля населения, проживающего в крупных поселениях (в частности, в результате смены статуса городского поселения на сельское).

Ключевые слова: сельские поселения, людность поселений, сельское расселение, трансформация, родовые поместья.

Main Features of Rural settlement Transformation in Saratov Region in 1959-2015

S. V. Ustavshchikova

Rural settlement system in Saratov region is in constant development. Transformation of rural settlement is considered for 1959-2015. The study of rural settlement is relevant due to system of local government reform. Number of rural municipalities is being reduced and the number of settlements in them is growing. The number of rural settlements is in reduction. The share of population living in large settlements increases (as a result of the change of status of a rural settlement to an urban one included).

Key words: rural settlements, population size of settlements, rural settlement, transformation, patrimonies.

DOI: 10.18500/1819-7663-2016-16-2-86-92

Формирование системы расселения страны, региона - сложный и многоаспектный процесс. Неравномерный рост населения, неравномерное его размещение по территории страны объясняются различными причинами: географическими, историческими, социально-экономическими, демографическими, урбанизационными, экологическими и др. Влияние этих причин многофакторное. Тем не менее при относительной устойчивости сложившейся общей сети расселения она находится в постоянном развитии, имеющем свои особенности и специфические проблемы в различных регионах страны. Изучение сельского расселения актуально в связи с реформой системы местного самоуправления.

В настоящее время Саратовская область -одна из типичных регионов Поволжья: индустриально-аграрный характер экономики, высокая ур-банизированность, разнообразные природно-гео-графические условия (засушливое полупустынное Заволжье), многонациональный состав населения (русские, казахи, татары, башкиры, мордва, народы Северного Кавказа и Закавказья). Территория области сложилась в своих административно-территориальных границах к концу 1950-х гг. Все политические и экономические изменения того времени в аграрном секторе страны коснулись области и нашли свое отражение в трансформации сельского расселения. В 1959 г. в области проживало 2 млн 159 тыс. человек, из которых 53,5% городского населения и 46,5% сельского. Население проживало в 33 городских поселениях. В области было 537 сельских Советов и 3875 сельских населенных пунктов (СНП). Средний размер СНП составлял 255 человек (табл. 1).

В эти годы осуществлялась правительственная стратегия ликвидации существенных различий между городом и деревней. Эта политика имела целью директивными методами снизить миграционный отток из сельской местности путем ускоренной модернизации «перспективных» населенных пунктов и минимизации региональных различий в структуре сельской поселенческой

сети. Преобразование сельской поселенческой сети Саратовской области во второй половине 1950 - конце 1970-х гг., выразилось в сокращении численности сельских населенных пунктов, изменении концентрации сельского расселения и территориальном перераспределении сельских поселений по людности. Стадия наиболее динамичной урбанизации в данный период достигает своей кульминации. Аграрная политика Н. С. Хрущева ограничивала и уничтожала всякую личную материальную заинтересованность крестьян, что в конечном счете приводило к опустению российских сел и деревень [1].

На структуру сельского расселения повлияли аграрные реформы в восьмой пятилетке (19651970 гг.). Был взят курс на создание крупных специализированных хозяйств, а также утверждена программа мелиорации. На сельском расселении сказался и тот факт, что Саратовское Заволжье вошло в зону освоения целинных и залежных земель. В 1954-1956 гг. здесь было распахано 875 тыс. га целинных и залежных земель, в Заволжье создано 13 новых совхозов. Определенные сдвиги произошли и в развитии колхозного производства. По сравнению с 1960 г., в 1970 г. число колхозов в Саратовской области сократилось с 437 до 396. Кроме укрупнения экономически слабых колхозов, применялся и другой метод - перевод колхозов в совхозы. Таким образом, аграрная политика Советского государства и ее реализация в Саратовской области создавали своеобразную экономическую базу в сфере сельского расселения второй половины 50-х - 70-е гг. XX века. Курс на создание крупного механизированного сельского хозяйства неизбежно вёл к укрупнению сельских поселений в качестве главного направления преобразования сельской поселенческой сети [6].

В середине 1950-х гг. большинство сельских населенных пунктов Саратовской области было малолюдными. Чаще всего (53,2%) это поселения до 100 человек, в основном хутора и деревни. В эти годы было учтено 477 хуторов, что составило 17,2% от общего количества населенных пунктов области. В Заволжье хуторов было больше - 392 (14,2% всех населенных пунктов), в Правобережье - 85 (3,1%). В результате проводимой Советским государством аграрной политики, одним из направлений которой было создание укрупненных сельских населенных пунктов, к концу 1970-х гг. общее число хуторов сократилось в области до 262 (на 45%). В Левобережье осталось 240 хуторов (10,5%), а в Правобережье - всего 22 (1%).

Исчезновение СНП было связано и с плановыми переносами строений из зон затопления Сталинградской и Саратовской ГЭС, а также зон обрушения береговой линии. К 1960 г. при подготовке ложа водохранилища Саратовской ГЭС были переселены на новые места 1715 семей и 1288 индивидуальных домовладений. В 1969 г. часть населенных пунктов Хвалынского района (2 хутора, 6 поселков, 5 сел) были удалены из

* В том числе 50 без населения. ** В том числе 95 без населения.

*** В том числе 107 без населения (по уточненным данным 2014г.), 2 поселка городского типа стали селами, 16 хуторов в Александрово-Гайском районе стали жилыми.

Таблица 1

Административно-территориальный состав Саратовской области (по переписям населения по годам)

(сост. по [1-5])

Показатели 1959 1970 1979 1989 2002 2010 2015

Территория, тыс. кв. км 100,2 100,2 100,2 100,2 100,2 100,2 100,2

Население, тыс. чел. 2162,8 2454,1 2563,3 2684,4 2668,3 2521,7 2493,0

В том числе: городское 1174,9 1597,9 1815,5 1990,1 1963,8 1879,4 1873,1

сельское 987,9 856,2 747,8 694,3 704,5 642,3 619,9

Плотность населения (число жителей на 1 кв. км) 21,6 24,5 25,6 26,8 26,6 25,2 24,9

Число районов 37 36 37 38 38 38 38

Число городов 13 17 17 17 18 18 18

Число поселков городского типа 20 29 30 33 29 27 25

Сельские Поселения 537 515 552 571 614 355 315

В том числе сельских населенных пунктов 3875 2697 1964 1768 1697* 1778** 1803***

В среднем приходится: на 1 район: сельского населения 26,7 23,8 20,2 18,3 18,5 16,9 16,3

Сельских Поселений 15 14 15 15 16 9 8

населенных пунктов 105 75 53 47 45 47 47

на 1 Сельское Поселение: населения, тыс. чел. 1,8 1,6 1,3 1,2 1,1 1,8 2,0

населенных пунктов 7 5 3 3 3 5 6

на 1 населенный пункт: населения, человек 255 317 381 393 415 382 344

зоны затопления Саратовского водохранилища. Исчезновение населенных пунктов происходило также в результате фактического слияния их границ. По этой причине в области были упразднены 239 населенных пунктов, из них 173 (72,4%) в Правобережье области, а 66 (27,6%) в Левобережье. Интенсивнее всего населенные пункты подверглись слиянию в 1970 г. 134 (56%) [7].

С 1959 по 1979 г. в сельской местности были упразднены 1911 населенных пунктов. Наиболее интенсивно процесс ликвидации сельских населенных пунктов протекал в 1967 г. - 150, в 1968 г. -105, в 1970 г. - 360, в 1977 г. - 165. Переселяться в новые населенные пункты заставляло стремление к лучшему социальному благоустройству. Немаловажную роль играл также естественный процесс урбанизации.

К 1979 г. в области было 2 млн 563 тыс. человек. Из них городское население составило 70,8%, сельское - 29,2%. Население проживало в 47 городских поселениях. Число городов стало 17, поселков городского типа - 30. Число СНП составило 1964, то есть сократилось почти на 50%,

средняя людность СНП выросла до 381 человека (табл. 1).

Укрупнение колхозов приводило к сосредоточению финансовых и трудовых ресурсов на центральных усадьбах и запустению мелких населенных пунктов. В 1959-1979 гг. были упразднены 114 сельских Советов. Центром укрупненного сельского Совета, как правило, определялся наиболее развитый и перспективно расположенный населенный пункт. Опыт существования крупных объединенных сельских Советов себя не оправдал. Их слияние приводило к тому, что заниматься социальными вопросами в населенных пунктах, «лишенных» своего Совета, оказывалось некому. Это, в свою очередь, побуждало жителей этих сел и деревень покидать свои дома и переезжать в то село, где находился объединенный Совет, или в город, где социальных проблем и трудностей было меньше.

Итак за 1959-1979 гг. исторически сложившаяся система сельского расселения Саратовской области радикально изменилась. Характерными чертами развития поселенческой сети стали:

- сокращение численности сельских населенных пунктов;

- преимущественное сокращение мелких населенных пунктов (хуторов и деревень);

- территориальное перераспределение сельских поселений по показателям людности;

- снижение уровня плотности сельского населения в Саратовской области.

Анализ динамики руралистической структуры (соотношение сельских поселений различной градации людности и соотношение доли населения, проживающего в поселениях соответствующей людности) за 1979 - 1989гг. показывает не только общее снижение количества СНП, но и существенные различия в изменении числа поселений разной людности.

Значительное сокращение количества мельчайших (с людностью до 10 человек) поселений с 1970 по 1979 г. связано не только с потерей ими населения, но и с их недоучетом (при -писыванием к более крупным) при переписях 1979 г., 1989 г. Количество поселений людностью 101-200 человек уменьшилось. Данная когорта СНП оказалась самой неустойчивой в структуре расселения области. Эти поселения либо перешли в разряд более мелких (51-100 человек), что было типично для Правобережья, либо произошло укрупнение поселений, чем отличалось Левобережье в годы мелиоративного строительства (табл. 2).

Значительные изменения произошли и в распределении сельского населения. Анализ свидетельствует об отсутствии больших изменений доли селян, проживающих в населенных пунктах групп людности до 50 человек (0,8% проживающих в 1979 г., 1,1% в 1989), 51-100 жителей (2,3% и 2,2% соответственно). В то же время произошло уменьшение с 30,3 до 25,7% «удельного веса» поселений, имеющих от 101-200 и 201-500 жителей. Процесс относительной концентрации привел к возрастанию (с 66,4 до 70,9%) доли населения крупных (с людностью свыше 500 человек) поселений. Последние приобретали привлекатель-

Динамика числа СНП и населения в них по групп

ность для сельского населения как центры, сохранявшие учреждения и предприятия социальной и производственной инфраструктуры.

В 1989 году система расселения области характеризовалась следующими показателями: городское расселение состояло из 17 городов и 33 рабочих поселков, где проживало 1997,4 тыс. человек. Сельское население, составляющее 689 тыс. человек (25,6%), размещалось в 1768 поселениях (106 населенных пункта числились без населения). Средняя плотность сельского населения составляла 6,9 чел./кв. км при густоте СНП 17,6 на 1000 кв.км. Показатель средней людности поселений составлял 393 человека при концентрации 70,9% населения в населенных пунктах людностью свыше 500 человек при проживании 3,4% населения в мелких поселениях (до 100 человек).

Система расселения, будучи в системе жизнедеятельности общества, снова изменилась под влиянием организационных форм хозяйственной деятельности в 1990-х гг. Аграрная реформа, проводимая в области, позволила создать основы многоукладной экономики сельского хозяйства. В начале 90-х гг. активизировалось развитие индивидуального сектора в сельском хозяйстве, связанное с перераспределением земель и выделением земельных участков фермерским хозяйствам и под коллективные сады и огороды. На 1 января 2000г. в области, наряду с 729 сельскохозяйственными предприятиями, функционировало 8211 крестьянских (фермерских) хозяйств [8].

За 1989-2002 гг. в сельском расселении области произошли ощутимые изменения. Эти трансформации проходили на фоне роста сельского населения в результате притока мигрантов из стран нового зарубежья, регионов Российской Федерации, административных преобразований «город - село» (4 р.п., причем 3 из них - районные центры - понизили статус до сельских поселений). В результате произошел рост сельского населения на 39,7 тыс. человек. Городов стало 18, рабочих поселков - 29, в них проживало 1984,2 тыс. человек. Сельское население составляло 728,7 тыс. че-

Таблица 2

людности (по переписям населения по годам) [2-4]

Людность СНП, чел. Число СНП по группам людности Численность населения, % к итогу,

1970 1979 1989 2002 2010 1970 1979 1989 2002 2010

До 10 301 64 86 125 94 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1

11-50 389 221 267 240 251 1,1 0,8 1,1 1,0 1,0

51-100 245 232 204 200 183 2,1 2,3 2,2 1,0 2,1

101-200 507 427 297 238 232 8,9 8,4 6,2 5,0 5,2

201-500 713 511 411 380 361 25,8 21,9 19,5 17,9 19,9

501-1000 366 343 346 351 309 29,6 33,2 35,8 35,5 33,2

1001-3000 168 132 148 150 140 29,9 29,9 30,0 29,9 30,6

3001-5000 8 25 7 9 10 3,4 3,3 3,6 4,5 5,7

Свыше 5000 - - 2 4 3 - - 1,5 3,9 3,3

Итого 2697 1964 1768 1697 1778 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

ловек (26,9%), оно проживает в 1697 СНП, кроме этого 51 населенный пункт числился без населения. За период с 1989 по 2002 г. были «списаны» 76 поселений, т. е. исключены из списков СНП в связи с отъездом всего населения. Показатель средней людности увеличился до 415 человек при концентрации 73,8% населения в поселениях людностью свыше 500 человек при 2,1% населения, проживающего в мелких поселениях.

В сельских районах области в 1997-1998 гг. проходила административная реформа, в ходе которой произошло изменение количества сельских округов (бывших сельских Советов) с 571 до 607, переподчинение «рядовых» поселений. В начале 90-х гг. в среднем на округ приходилось 3,2 СНП, количество сельских округов с одним поселением составляло 15,4%. В 2002 г. на один сельский округ в среднем приходилось 3 населенных пункта, округов с одним поселением 23,2%. Наряду с этим сохранились округа со значительным количеством поселений (5 и более) - 14%. Они преобладают в густозаселенном Правобережье области и на юго-востоке Левобережья.

Перевод рабочих поселков в села привел к увеличению доли населения, проживающего в крупных (свыше 1000 человек) поселениях. Если в 1989 г. в них проживало 35,1% сельского населения, то к 2002 г. - 38,3%, число их возросло с 157 до 163, что говорит и о концентрации населения в крупных и крупнейших поселках. В сельской местности области значительна доля мельчайших и мелких населенных пунктов, она растет и составляет треть. Но только около 3% населения проживало и проживает в них, при этом происходит процесс увеличения числа мельчайших поселений (до 10 человек). Так, за 10 лет их количество возросло с 86 до 125. Крайний юго-восток области, Новоузенский и Алексан-дрово-Гайский районы, имеет специфическое расселение в области. Оно характеризуется разреженной сетью основных поселков, допол-

няемых сетью более многочисленных малых и мельчайших (на 1-2 семьи) поселков - хуторов. По переписи населения 1989 г. они числились сезоннообитаемыми. С реформированием аграрной сферы России, возникновением фермерства все хутора стали постоянно обитаемыми. Происходит даже возрождение ранее заброшенных хуторов, появление новых.

За период с 2002 по 2015 г. в сельском расселении области вновь происходят изменения. Они обусловлены такими факторами, как:

- сокращение численности сельского населения,

- сокращение с 29 до 25 поселков городского типа, что приводит к административному росту доли сельского населения, проживающего в крупных (свыше 1000 человек) поселениях;

- продолжается рост обитаемых хуторов (так, в Александрово-Гайском районе за 2010-2015 гг. число хуторов выросло с 42 до 58);

- средняя людность СНП продолжает сокращаться (344 человека 2015г).

На этом фоне идет укрупнение муниципальных образований, начавшееся в стране в 2009 году (табл. 3). С 2002 по 2015 г. были сокращены 299 сельских муниципальных образования, существенно сократилось число сельских поселений с численностью до 500 человек, появились с населением более 7000.

Весной 2013 г. было принято 28 законов Саратовской области, согласно которым 60 муниципальных образований были объединены и созданы 28 новых муниципальных образований. Представители власти отмечают, что процесс объединения, укрупнения муниципальных образований продиктован задачами по повышению эффективности оказания услуг населению в соответствии с федеральным и региональным законодательством и поддерживается жителями территорий. Оптимизация предполагает реальную экономию бюджетных средств на содержание

Таблица 3

Группировка сельских поселений (сельских Советов, округов, муниципальных образований) по численности населения по годам переписей и на настоящем этапе [2-5]

Градация Число сельских поселений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1959 1970 1979 1989 2002 2010 2015

Всего 537 515 552 571 614 355 315

В том числе с численностью жителей, тыс. человек

До 500 15 12 29 37 74 7 5

501-999 100 118 191 244 269 89 77

1000-1999 238 256 259 239 222 175 142

2000-2999 117 95 57 36 26 48 51

3000-4999 52 32 12 10 18 21 22

5000-6999 10 2 4 4 4 9 12

7000-9999 5 - - 1 1 5 4

10000-19999 - - - - - 1 2

аппарата управления и в то же время более рациональное перераспределение функций по решению вопросов местного значения.

Так, например, в 2015 г. в Балаковском муниципальном районе 48 населённых пунктов объединены в составе одного городского и двух сельских поселений: муниципальное образование город Балаково, Быково-Отрогское муниципальное образование, которое объединило еще 10 сельских поселений - общее число СНП 34, с населением в 13641 человек, Натальинское муниципальное

Группировка административных районов по

и на настоящ

образование - объединило еще 5 сельских поселений - общее число СНП 13, с населением 7201 человек. Площадь района 3,1 тыс. кв. км [9].

Еще один район - Краснопартизанский, 30 населенных пунктов объединены в составе одного городского и одного сельского поселения: Горновское муниципальное образование -13 СНП, 7991 человек и Рукопольское - 17 СНП, 3556 человек. Площадь района 2,4 тыс. кв. км. В других районах области от 4 до 15 муниципальных образований (табл. 4).

Таблица 4

[слу сельских поселений по годам переписей [ этапе [2-5]

Год Всего районов Из них с числом сельских муниципалитетов

1-2 3-5 6-10 11-15 16-20 21 и более

1959 37 - 1 6 14 14 2

1970 36 - 1 4 17 10 4

1979 37 - 1 5 13 13 5

1989 38 - - 8 11 14 5

2002 38 - - 5 14 10 9

2010 38 4 20 12 2 -

2015 38 2 4 22 10 - -

В интервью «Саратовской областной газете» министра по делам территориальных образований области Людмилы Жуковской «Самоуправленческие начала местной власти должны быть сохранены» от 18 марта 2014 г. было отмечено, что у населения появляются опасения, что укрупнение приведет к «деградации» территорий, оказавшихся на периферии объединенных поселений. «Ставка была сделана на эффективную организацию работы органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях. Нам было важно, чтобы у людей не создавалось ощущение, что местная власть их «бросает», территориально перебираясь из одного административного центра в другой. Наоборот, была поставлена задача - перенаправить получаемые преимущества и экономический эффект от объединений поселений на оказание реальной помощи жителям» [10]. Для связи населенных пунктов с муниципальным центром «в Натальинском муниципальном образовании Бала-ковского района для удобства жителей поселения в работе администрации предполагается активно использовать информационно-коммуникативные технологии» [10]. В малочисленных СНП, по всей видимости, с более возрастным населением и не настолько «продвинутым», чтобы использовать информационные технологии, предлагается «возрождение института сельских старост».

На опасения местных жителей и экспертов, что процесс укрупнения муниципальных образований приведет к дальнейшему измельчению СНП, было дано пояснение, что «объективно существуют такие процессы, как естественная

убыль населения, внутренняя миграция, имеющая самые разнообразные причины, при этом не всегда экономического характера. Эти процессы были и будут всегда, хотим мы этого или нет» [10]. Поэтому сейчас Саратовская область следует всероссийской тенденции укрупнения муниципалитетов.

Но о чем говорится в законе о Сельском Поселении? Сельское поселение - один из типов муниципальных образований в России, представляет собой один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов). В состав территории сельского поселения могут входить один сельский населённый пункт или посёлок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения более 3000 человек) и (или) объединённые общей территорией несколько сельских населённых пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения менее 3000 человек каждый). Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населённых пункта, как правило, устанавливаются с учётом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех его населённых пунктов. Исключение составляют территории с низкой плотностью населения, а также отдалённые и труднодоступные местности [11]. Как видно из закона, одно из основных положений - пешеходная доступность административного цента. Она явно не соблюдается при объединении в одно муници-

пальное поселение по 34 СНП (Балаковский район). Причем густота СНП в области сокращалась в каждом из рассматриваемых в исследовании периодах. По нашему мнению, такие укрупнения сельских поселений будут вести к дальнейшему сокращению их числа.

В то же время на территории области происходит создание новых сельских населенных пунктов, которые позиционируются как «Поселение Родовых поместий». Это явление общероссийское. В Саратовской области такие поселки строятся в Татищевском, Хвалынском, Лысогор-ском, Красноармейском районах [12]. Парадокс заключается в том, что некоторые люди стремятся попасть из мелких поселений в крупные, в города, а другие возвращаются в сельскую местность, чтобы жить натуральным хозяйством.

Прогнозировать развитие сельского расселения области, как и всей России, очень сложно. Но можно выявить некоторые тенденции, проявившиеся с 1990-х годов:

- численность сельского населения продолжает сокращаться;

- население перемещается из Левобережья в Правобережье, в том числе и этносы, которые традиционно проживали именно в Левобережье области (например, казахи) [13];

- стало ясно, что новые формы хозяйствования (фермерство) не привели к созданию новых поселений;

- опорный каркас сельского расселения -сельские поселения - будет сокращаться в результате укрупнения муниципальных образований;

- хуторское расселение сохранится в Левобережье, и может вырасти число хуторов в правобережных районах области (влияние смены этнического состава населения и специализации сельскохозяйственного производства);

- важным условием сохранения сложившегося расселения остаются горожане, желающие иметь свой дом в деревне на летний период.

Библиографический список

1. Сушко М. Ю. Сельское расселение Саратовской области во второй половине 50-х - конце 70-х гг. XX века. URL: http://cheloveknauka.com/selskoe-rasselenie-saratovskoy-oblasti-vo-vtoroy-polovine-50-h-kontse-70-h-gg-xx-veka (дата обращения: 01.12.2015).

2. Уставщикова С. В. Комплексная характеристика населения Саратовской области : учеб. пособие по курсу география населения с основами демографии. Саратов, 1992. 24 с.

3. Всероссийская перепись населения 2002 г. : в 14 т. Т. 1. Численность и размещение населения. Возрастно-половой состав. URL: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=12 (дата обращения: 10.12.2015).

4. Всероссийская перепись населения 2010 г. : в 11 т. Т. 1. Численность и размещение населения. URL: http:// www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_ itogi1612.htm (дата обращения: 10.12.2015).

5. Муниципальные образования Саратовской области. URL: http://www.municipalrussia.ru/oktmo/subject/63000000 (дата обращения: 22.12.2016).

6. Островский В. Б. Новый этап в развитии колхозного строя. М., 1977. 157 с.

7. Торопыгин В. Г. Особенности сельского расселения и некоторые проблемы обслуживания сельского населения Саратовской области // Экономико-географические проблемы Нижнего Поволжья. 1972. Вып. 1. С. 24-33.

8. Уставщикова С. В., Уставщиков В. В. Демографическая ситуация и сельское расселение в Саратовской области на рубеже веков. Саратов, 2004. 100 с.

9. Облдума рассмотрит вопрос создания единого МО в Балаковском районе. URL: http://www.vzsar.ru/ news/2015/03/19/obldyma-rassmotrit-vopros-sozdaniya-edinogo-mo-v-balakovskom-raione.html (дата обращения: 20.01.2016).

10. Жуковская Л. Самоуправленческие начала местной власти должны быть сохранены : интервью министра по делам территориальных образований области «Саратовской областной газете». URL: http://moyaokruga. ru/step/Articles.aspx?articleId=16155# (дата обращения: 19.01.2016).

11. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон : принят Гос. Думой 6 окт. 2003 г. (ред. от 30 дек. 2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571 (дата обращения: 23.01.2016).

12. Список поселений, состоящих из Родовых поместий. URL: http://www.anastasia.ru/static/patrimony_list.php (дата обращения: 15.02.2016).

13. Уставщикова С. В. Тенденции современной территориальной организации сельского населения Саратовской области // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Науки о Земле. 2011. Т. 11, вып. 2. С. 12-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.