Научная статья на тему 'Основные черты современной географии Интернет-торговли в мире'

Основные черты современной географии Интернет-торговли в мире Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные черты современной географии Интернет-торговли в мире»

ш

ш

со

Мяльдзин Т. Н.

студент 4-го курса кафедры Географии мирового хозяйства МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва

Никанорова А. Д.

студент 5-го курса географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва

Основные черты современной географии Интернет-торговли в мире

Мяльдзин Т. Н.

Интернет-торговля является технологически новым видом торговли, зародившимся в период вступления мировой экономики в новую эпоху — эпоху постиндустриализма и соответствующий наступлению 5-й волне Н.Д. Кондратьева. Согласно определению Всемирной торговой организации, электронная (посредством сети Интернет) торговля является специфической формой торговли, принципиально новым способом покупки, продажи и распределения товаров и услуг, регулируемых в настоящее время международно признанными многосторонними правилами торговли, в частности, Генеральным соглашением о торговле услугами (ГАТС). Важнейшими технологическими предпосылками для развития Интернет-торговли стали: изобретение ключевых составляющих аппаратного обеспечения для обмена и хранения информации, высокий уровень развития коммуникационной инфраструктуры, достигнутый в ряде стране мира, последовавшая за этим конвергенция коммуникационных и компьютерных технологий на основе перехода к цифровым способам обработки данных, появление Интернета и протокола для обмена данных в нем (www), создание электронной почты и развитие систем оплаты (электронные деньги, распространение платежных карт), развитие рынка логистических услуг. При этом локальные и региональные достижения благодаря диффузии инноваций, становились глобальными. С развитием вышеперечисленных явлений начал формироваться новый тип развития, который М. Кастельс назвал «информационным».

Отправной точкой развития Интернет-ритейла стал 1995 г. — именно тогда были созданы крупнейшие компании отрасли: Amazon и EBay. Последовавший в 2001 г. кризис индустрии и получивший название «пузыря доткомов» ознаменовал кардинальное обновление сферы Интернет-торговли, вступление ее в фазу ускоренного развития, и именно с этого момента для нее стали характерны впечатляющие темпы годового роста — порядка 20%. Абсолютные объемы роста представлены на рис. 1.

Ускоренное развитие Интернет-ритейла обусловлено двумя группами факторов. Во-первых, стремлением к максимальному удовлетворению спроса покупателей со стороны продавцов, в предоставление уникальных возможностей выбора большого числа товаров, их последующего сравнения и адаптации к личным требованиям, в предложении большого числа сопутствующих сервисов и услуг. Во-вторых, развитие информационных и коммуникационных технологий позволило минимизировать ряд издержек для ведения бизнеса, создав для него новые пространственно-функциональные модели. Подобные модели, разработанные пионерами отрасли, были позже взяты на вооружение другими компаниями в ходе непрерывной глобальной диффузии инноваций. Коротко отметим наиболее важные из них.

Первая, предложенная компанией Amazon, предполагает размещение в сети Интернет гигантских каталогов продукции, в которых потребитель выбирает необходимый ему товар. Далее, заказ направляется непосредственно производителю данного вида товара, либо в центр дистрибуции. Подобная модель помогает избежать затрат на содержание складских помещений и гарантировать качество товара. Вторая модель была предложена компанией EBay— крупнейшим Интернет-аукционом в мире. Компания предоставляет площадку для проведения торгов, гарантирует контроль за легальностью проводимых сделок, упрощенную систему проведения платежей. При этом все условия

Науки о земле

поставок, качества, количества товаров обговариваются между самими потребителями.

Третья модель, заслуживающая особого внимания, была предложена компанией Dell — производителем компьютерной и офисной техники. Интернет-магазин компании предоставляет покупателю возможность самостоятельно в режиме он-лайн «сконструировать» необходимый товар, выбирая для него требуемые компоненты программного и аппаратного обеспечения.

Таким образом, Интернет-торговля заняла важное место в мировой экономике и торговле в частности. Ее доля в общем объеме мировой торговли составляет порядка

2-3%. Однако важно учитывать несколько особенностей. Во-первых, доля Интернет-торговли имеет определенное «потолочное» значение по той причине, что, будучи специфичным и технологически обусловленным видом торговли, она никогда не сможет взять вверх над ее традиционными видами. Во-вторых, в структуре Интернет-продаж доминируют потребительские товары (электротехника, книги, авиа — и ж/д билеты, предметы быта, одежда), стоимость которых во много раз меньше многих других предметов международных обменов. Однако все это не отменяет ее важности и возрастающего значения. Эксперты банка Goldman Sachs прогнозируют дальнейшее увеличение ее объемов. На рис. 2 представлены современные и прогнозные (выделены синим цветом) значения объемов Интернет торговли. Региональная структура мировой Интернет-торговли имеет вид, представленный на рис. 3. По прогнозам экспертов Goldman Sachs в текущем году Азиатский регион выйдет на первое место, обогнав Европу и США. Годовые темпы роста в этом регионе составляют примерно 27% [4].

Об этом свидетельствуют и данные о крупнейших компаниях отрасли. По итогам 2011 г. по среднему числу клиентов в месяц крупнейший Интернет-магазин Китая занял

3-е место, Японии — 5 (табл.1).

Формирование глобальной географии отрасли привело к возникновению ряда региональных особенностей на крупнейших мировых рынках. Важнейшая задача географии при изучении Интернет-торговли — выделение и объяснение подобных различий с целью выработки оптимальных путей территориального развития отрасли.

Наиболее развитым и «старым» является рынок США—родина всей Интернет-коммерции. Процент домохо-зяйств, пользующихся Интернет (вне зависимости от места соединения) достигает здесь показателя в 84%; 43% владельцев мобильных телефонов используют его для выхода во Всемирную сеть. В 2011 г. 87,5% пользователей Интернет стали покупателями он-лайн магазинов, что примерно составляет 180 млн чел., общий объем Интернет-торговли в 2011 г. составил порядка 200 млрд долл. США. Среди главных особенностей рынка США можно выделить следующие. Во-первых, сильные территориальные диспропорции в уровне потребления услуг Интернет-магазинов. Так, лидерами по покупкам в Интернете, по данным компании Billeo выступают Северная Дакота, Аляска и Коннектикут с показателем более 5000 долл. на человека в месяц, причем в Северной Дакоте этот показатель близок к 8000 долл. при среднем по США в 2500 долл. «Аутсайдеры» представлены Род-Айлендом, Южной Дакотой и Мэном. Вторая особенность—хронологические диспропорции в совершении он-лайн покупок. Так, в определенные дни, приуроченные к началу сезона распродаж и некоторым государственным праздникам, объемы продаж

Рисунок 1. Годовые темпы роста Интернет-продаж в мире

Рисунок 2. Объемы Интернет-торговли в мире

■ Азия

■ Европа

■ США

■ Остальной мир

Рисунок 3. региональная структура мировой Интернет-торговли

возрастают в сотни и тысячи раз. Так, в «черный» понедельник 2011 г., знаменующий начало распродаж, в режиме онлайн было потрачено более 1 млрд долл.

Третья черта американского рынка — активное развитие мобильной коммерции, т.е. совершение покупок в Интернет с помощью мобильных устройств. В 2011 г. объемы мобильной коммерции достигли 3-4 млрд долл. Тенденции на американском рынке являются ключевыми, так как именно США являются мировым центром инноваций.

Всероссийский журнал научных публикаций

№ 1(11) 2012

17

Оценка рациональности структуры землепользования в Ферганской долине по величине водного дефицита на орошаемых землях

Никанорова А. Д.

Таблица 1. Крупнейшие Интернет-магазины

Интернет-магазин Страна базирования Число клиентов в месяц (млн чел.)

Amazon США 282

EBay США 224

Alibaba Китай 157

Apple США 134

Rakuten Япония 58

Wal-mart США 45

Hewlett-Packard США 38

MercadoLibre Аргентина 33

OttoGruppe Германия 32

Groupe PPR Франция 32

Европейский рынок Интернет-торговли оценивается в 92 млрд евро. Европейский субконтинент представлен весьма разнородными группами стран, и поэтому главной проблемой остается развитие сектора Интернет-коммерции в целом, прежде всего, в странах Восточной и Южной Европы. К странам-лидерам относятся Дания, Великобритания, Финляндия, Швеция, Германия и Франция. Европейский рынок характеризуется высокой долей участия в нем американских компаний. По числу пользователей Интернет первое место занимает Россия, чей рынок Интернет-ритей-ла оценивается всего лишь в 700 млн долл.

В Азиатском регионе наибольший интерес для рассмотрения представляет японский рынок. Несмотря на высокий уровень проникновения информационных технологий в экономику, японское общество М. Кастельс назвал «неинформациональным». Процесс приобщения к Интернет-торговле можно назвать общественно-детерминированным, потому что он требует изменений в поведении людей [3], а консервативный характер японского общества является известным фактом. Дистанционная торговля не имеет здесь длительной истории, прежде всего по географическим причинам — подобной необходимости на столь малой территории нет. Так как в данной статье речь идет именно о Интернет-ритейле, т.е. где потребителями являются обычные граждане, а не организации и компании, то роль культурных факторов непременно возрастает, так как бизнес-структуры вынуждены меняться быстрее под воздействием глобальной конкуренции. Если американские модели ведения электронного бизнеса с успехом адаптировались в Европе, то в Японии этот процесс шел иначе. Здесь доминируют системы Business-to-Business, т.е. транзакции между компаниями, чаще всего транснациональными (ТНК). Несмотря на то, что на сегодняшний день в Японии существуют крупные Интернет-ритейлеры, это в большей степени определяется действием глобализации, нежели результатом применения информационных технологий в сфере розничной торговли в высокотехнологичной японской экономике.

Список использованных источников

1. Кобелев О.А. Электронная коммерция. - М.: «Дашков и Ко», 2012.

2. Dicken P. Global Shift. - London: SAGE Publications Ltd, 2011.

3. Leinbach T., Brunn S. Worlds of E-commerce. - Chichester: John Wiley and Sons Ltd, 2001.

4. http://www.Internetretailer.com - сайт, посвященный вопросам Интернет-ритейла

Аннотация

В статье описана методология и результаты разработки ГИС-системы с элементами компьютерного моделирования, позволяющая оценить величину водного дефицита в Ферганской долине при различных сценариях. Сценарии учитывают объемы поступления воды в вегетационный период и потребления для нужд земледелия в условиях (1) «нормального» года, (2) «плохого» года и (3) в условиях «нормального» года при оптимизации норм полива. Выявлены районы Ферганской долины, дефицитные в отношении водных ресурсов. Рассмотрена обусловленность дефицита водных ресурсов существующей структурой землепользования в долине, а также с другими политическими и экономическими факторами.

Введение

Ферганская долина известна как один из самых геоэколо-гически неблагополучных регионов мира. Большинство населения Ферганской долины занято в сельском хозяйстве, и устойчивое снабжение водой для ирригации представляет собой ключевое условие стабильности в регионе. На протяжении последних десятилетий перебои в поступлении воды в районы, ниже лежащие по течению в Ферганской долине, были связаны с разными геополитическими, экономическими и погодными факторами. Но хронический дефицит воды в долине, в основном, определяется существующей структурой землепользования, которая сложилась к настоящему времени в силу целого ряда обстоятельств: цены на рынке, государственный заказ, обеспокоенность продовольственной безопасностью и др.

Целью работы являлась оценка рациональности существующей структуры землепользования и способов хозяйствования. Основным критерием служит величина дефицита воды, рассчитанная по доле сельскохозяйственных угодий, которые недополучат воду на орошение в средний год.

Методология исследования

Для оценки величины водного дефицита в различных районах Ферганской долины была разработана геоинформационная система с элементами компьютерной модели. Интерфейс программы был выполнен в гис-программе Arc GIS - Arc View, база данных сформирована в Microsoft Office Access, а расчеты проводились в Microsoft Office Excel.

На начальном этапе работы проводилось дешифрирование аэрокосмических снимков на Ферганскую долину в программе Arc-GIS на основе мультиспектральных снимков Landsat-7 с разрешением 30 м, и данных Google Earth. Применен метод эталонного дешифрирования.

По всей территории Ферганской долины, в картографической модели, были выделены земли под сельскохозяйственными культурами (хлопок, зерновые, фуражные, садовые деревья, рис), селитебные зоны и зоны, где земледелие не ведется (пустынные и заболоченные территории).

В картографической программе ArcGIS компиляция из снимков Landsat-7 и Google Earth была привязана в картографической проекции UTM_WGS-84. С помощью инструментов выделения полигонов, в этой программе были созданы слои «Селитебные зоны», «Основные сельскохозяйственные культуры», «Неиспользуемые земли» (масштаб 1:400000). Слой «Селитебные зоны» включает в себя атрибутивную информацию о названиях крупных населенных пунктах, в слое «Основные сельскохозяйственные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.