Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА'

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ / ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА / ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безбородова А.Н.

В статье рассматриваются главные черты современного состояния потребительского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN FEATURES OF THE CONTEMPORARY CONSUMER MARKET CONDITION

The main features of the current state of the consumer market are considered in the article.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА»

УДК 001.201

Безбородова А.Н.

студент 1 курса факультет «Экономический» Стерлитамакский филиал БашГу научный руководитель: Зубайдуллина Д.В.

старший преподаватель Россия, г. Стерлитамак ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА Аннотация: В статье рассматриваются главные черты современного состояния потребительского рынка.

Ключевые слова: особенности функционирования на современном этапе, основные принципы современного потребительского рынка, тенденции современного потребительского рынка, основные черты.

Bezborodova A.N.

Student

Sterlitamak branch of BashGu Russia, Sterlitamak 1 year, Faculty of Economics Scientific adviser: Zubaidullina D. V.

Senior Lecturer

MAIN FEATURES OF THE CONTEMPORARY CONSUMER MARKET CONDITION Abstract: The main features of the current state of the consumer market are considered in the article.

Keywords: features of functioning at the present stage, basic principles of the modern consumer market, tendencies of the modern consumer market, basic features.

Любая экономическая структура в процессе своего существования динамично развивается. В особенном порядке это касается различных рынков, на которые оказывают влияние множество внешних и внутренних факторов. Одним из основных и наиболее распространенных является потребительский рынок, который образован на микроэкономическом уровне и позволяет удовлетворять личные потребности отдельных людей. Рассмотрим особенности его функционирования на современном этапе.

Потребительский рынок, другими словами рынок потребительских товаров, представляет собой совокупность социальных и экономических отношений, возникающих между государством, продавцом, производителем с одной стороны и потребителями, т.е. гражданами, с другой стороны с целью потребления произведенных товаров и выполненных услуг. Данный рынок формирует спрос и предложения по поводу товаров, предназначенных для удовлетворения личных потребностей покупателей. Самым ярким

примером потребительского рынка являются рынки, разделенные по товарным группам, - рынки продовольственных товаров (мясо, рыба, молочные продукты и т.д.), непродовольственных товаров (обувь, одежда и т.д.). Из-за сложной организации структуры современного потребительского рынка, важным условием его справедливого функционирования является соблюдение следующих принципов:

— Согласованность интересов между участниками рынка;

— Следование государственным нормам при осуществлении деятельности на рынке;

— Приоритетность спроса над предложением, т.е. производители и продавцы в первую очередь должны учитывать потребности потребителей;

— Соизмеримость целей и средств для их достижения;

— Подчиненность локальных рынков наиболее крупным.

Ввиду большой зависимости рынка от потребительских интересов, особую значимость приобретает анализ факторов, влияющих на потребительское поведение на рынке. Среди основных можно выделить отслеживание традиционного и иррационального поведения потребителей, поведения потребителей в условиях инфляции, ценностно-ориентировочного потребительского поведения и т.д.

В связи с перечисленными условиями можно выделить некоторые тенденции современного потребительского рынка.

Во-первых, в связи с расширением объема потребителей, на рынке потребительских товаров растет спрос, что способствует и росту предложения. Причем, рост предложения направлен не только на уже известные товары и услуги, но и использует инновации для производства новых.

Во-вторых, растущее предложение и новые технологии способствуют замене старых и невостребованных товаров на более модернизированные. Это понижает спрос к устаревшим и увеличивает интерес потребителей к наиболее усовершенствованным товарам.

В-третьих, постоянный поиск инноваций вынуждает производителей более эффективно использовать средства на введение новых технологий. Это вызвано тем, что новый товар может не прижиться на рынке и, соответственно, производитель понесет большие убытки от упущенных возможностей получить прибыль и от инвестиций в новый продукт.

Еще одной важной характеристикой данного рынка является цена на товары, т.е. их стоимостная оценка. На современном этапе в развитых странах покупатели все больше отдают предпочтение брендовым товарам, что говорит о заинтересованности потребителей в большей степени в марке товара, чем в его цене. Данная тенденция активно поддерживается на локальных рынках и нарушает общую модель потребительского поведения.

Говоря о цене товара на потребительском рынке, необходимо отметить такое экономическое явления как инфляция. При повышении цены на

товары и услуги, спрос на них со стороны потребителей падает. Поэтому в данном случае важно государственное вмешательство для регулирования цен на внутренних рынках.

При рассмотрении потребительского рынка в России можно выделить следующие основные черты:

1. Ввиду политических санкций многие импортные товары стали недоступны российским гражданам, поэтому в последние годы стало возрастать доверие к отечественному товару, в особенности на локальных рынках

2. Решающую роль в выборе товара играют его доступность, легкость в использовании, универсальность и качество. Потребители доверяют тем производителям и продавцам, которые могут обеспечить достойное качество своей продукции, а также предоставить все необходимую информацию и гарантии по его использованию.

3. Возрастает значение рекламы товара. Чтобы повысить спрос на товары на потребительском рынке нередко используют такие инструменты как реклама, акции, скидки и т.д. Тем самым конкретный производитель приобретает конкурентное преимущество за счет более оригинальной, яркой и распространенной рекламы.

4. Широко распространяется сетевой бизнес, т.е. появление магазинов одного бренда, взаимосвязанных между собой по спектру предлагаемой продукции по практически равной цене. Такие магазины, чаще всего продовольственные, вызывают наибольшее доверие граждан, т.к. широко распространены по всей стране и предлагают в основном самые необходимые бытовые товары.

Таким образом, потребительский рынок - это динамично развивающийся и сложноорганизованный рынок, на котором важным условием является упорядочение всей деятельности и соответствие взаимных интересов. Производители на таком рынке заинтересованы в увеличении спроса на свой товар, а потребители со своей стороны заинтересованы в соответствии цены и качества товара. Важным регулятором на данном рынке выступает государство, которое устанавливает общие стандарты качества продукции, границы конкурентного поведения, ценовые границы и т.д. Подводя итог, можно сказать, что гармоничное развитие современного потребительского рынка достигается только при наличии сбалансированности спроса и предложения, контроля государства над деятельностью субъектов рынка, а так же при общей координации в действиях с целью максимизации удовлетворения потребностей для каждого участника рынка.

Использованные источники:

1. Грибова Е.В. Характеристика потребительского рынка / Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова.- Кострома, 2013.-№6.- 2013.- С. 51-53.

2. Шемякина Л.В. Региональное и отраслевое развитие / Известия ИГЭА. -Иркутск, 2016.-№2.- С.38-42.

3. Короткова Т.Л. Коммерческая деятельность: учебник / под ред. Н.К. Моисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 416 с.

4. Булатов А.С. Экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. — М.: БЕК, 2014. - С. 15.

5. Беляевский И.К., Кулагина Г.Д., Короткое А.В. Статистика рынка товаров и услуг / учебник. — М.:Финансы и статистика, 2015.- 152 с.

УДК 336.232

Безродная Д.А. студент 3 курса Институт экономики и финансов научный руководитель: Чужмарова С.И., д.э.н. доцент, зав. кафедрой банковского дела Сыктывкарский государственный университет

имени Питирима Сорокина Россия, г. Сыктывкар ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СБОРОВ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Аннотация: Статья посвящена изучению сборов за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов в РФ с экологической точки зрения. В статье даются основы правовой базы данных сборов и раскрываются их основные экологические функции. На основе анализа выполнения названных функций выявляется ряд проблем, препятствующих функционированию изучаемых сборов как экологических. Главным образом проблемы связаны с неизменностью ставок соответствующих сборов и нецелевым использованием поступлений от них. В связи с чем даются рекомендации по частичной экологизации данных сборов.

Ключевые слова: сборы, объекты животного мира, объекты водных биологических ресурсов, экологический аспект, окружающая среда, функции, целевой характер.

Bezrodnaya D.A. a third year student Institute of Economics and Finance Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin

Russia, Syktyvkar Scientific adviser: Chuzhmarova S.I. ScD (Economics), Associate Professor, Head of the Banking Department Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin

Russia, Syktyvkar

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.