ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЁНОГО
УДК 339.97, 332.14 Иван МЕШКОВ
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ ЕС
Аннотация. Отдельные страны ЕС реализуют кластерную политику (КП), начиная с 1990-х гг. За период развития таких инициатив на национальном уровне появились предпосылки для институционализации процесса развития кластеров на наднациональном уровне. В статье дан обзор эволюции институтов такой политики, созданных на наднациональном уровне в ЕС, на основе программных документов Еврокомиссии и инициатив ряда стран-членов. Сделан вывод, что кластерная система составляет часть новой промышленной политики ЕС, направленной на повышение конкурентоспособности европейских компаний на мировом уровне. Кроме того, кластеры служат необходимой инфраструктурой, "точкой сборки" множества инициатив, требующих вовлечения групп участников со стороны государства, бизнеса и научно-исследовательского сообщества, а также платформой для дальнейшего усиления межрегионального сотрудничества и более тесной интеграции. Рассмотрены перспективы дальнейшей реализации КП ЕС с учётом предложенных инициатив в рамках нового бюджетного цикла. Описанный опыт инновационного и кластерного развития ЕС имеет практическую значимость и может учитываться при формировании национальных и/или региональных программ по поддержке инноваций, предпринимательства и регионального развития в целом.
Ключевые слова: кластер, кластерная политика, региональное развитие, новая промышленная политика, ЕС, инновации.
Становление кластерной политики в Европе
Государственная кластерная политика (далее - КП) - новый способ организации экономической политики в стране с участием новых объектов - пространственных и внепространственных кластеров [Пилипенко, 2007].
По определению Еврокомиссии, кластеры (в зависимости от специфики могут употребляться также словосочетания "промышленные кластеры" или "инновационные кластеры") - группы специализированных организаций, преимущественно
© Мешков Иван Алексеевич - соискатель Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова (ИМЭМО РАН). Адрес: 117997, Россия, Москва, Профсоюзная ул., 23. E-mail: meshkov.vania@gmail.com DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope12020182190
малых и средних предприятий (МСП), и других акторов, которые тесно взаимодействуют друг с другом на отдельно взятой территории. Объединяясь, МСП могут быть более инновационными, создавать больше рабочих мест и больше конкурентоспособных на мировом уровне продуктов, торговых знаков и патентов, нежели в одиночку.
Примерами промышленных кластеров являются Авиационная долина на юго-востоке Польши, которая объединяла на 2019 г. более 140 компаний и организаций из аэрокосмической отрасли1, или Авиационная долина во Франции, объединяющая более 860 организаций, из которых 575 - МСП, химический в Баварии (ФРГ, 110 фирм), энергетический в Ломбардии (Италия, 127 предприятий) и многие другие. В кластерах, число которых в Европе превысило 3000, сконцентрировано около 54 млн европейских рабочих мест2.
Большой вклад в формирование современных концепций конкурентоспособности и размещения производства в 1980-1990-х гг. сделали исследователи из США (М. Портер, М. Энрайт, П. Кругман, М. Сторпер, Г. Джереффи, Э. Маркусен) и Европы (британцы К. Фримэн, К. Перес, Дж. Хамфри, Х. Шмитц, Р. Каплински и П. Кук, скандинавы Б.-О. Лундваль, Б. Йонсон, Э. Райнерт, Б. Асхайм)3.
Научные труды вышеперечисленных авторов выходили параллельно с началом процесса популяризации программ по развитию кластеров в 1990-х гг. [Uyarra, Ramlogan, 2012] в самых разных странах Европы.
Исторически складывавшиеся региональные особенности находят отражение в разнообразии европейских кластерных инициатив, которые реализуются разными министерствами, по-разному соотносятся с другими национальными программами развития и пользуются различными способами финансирования. Их успешность стала причиной для масштабирования в других странах Европы. Со временем, для лучшего анализа реальных и мнимых преимуществ развития кластеров возникла необходимость в сборе и интерпретации соответствующих данных.
В 2003 г. группой авторов, включая О. Солвелля, Г. Линдквиста (Стокгольмская школа экономики), К. Кетельса (Гарвардская бизнес-школа, коллега М. Портера), была сформирована "Зелёная книга кластерных инициатив", в которой проведён всесторонний анализ около 250 программ по всему миру и предложена модель оценки их работы (Cluster Initiative Performance Model) [Solvell et al., 2003]. После этого группа авторов из Лундского университета создала "Белую книгу кластерной политики" с фокусом на том, какой вид должна иметь КП [Andersson et al., 2004].
В 2007 г. была учреждена Европейская кластерная обсерватория (далее - Обсерватория). Центр стратегии и конкурентоспособности Стокгольмской школы экономики, возглавляемый О. Солвеллем и Р. Тайгланд, стал осуществлять управление Обсерваторией и вести сбор статистических данных. В результате была под-
1 Официальный сайт Европейской платформы по кластерному сотрудничеству. URL: https://www.dusterconaboraüoaeu/^aTa обращения: 10 декабря 2019 г.).
2 Официальный сайт кластерной политики Европейской комиссии. URL: https://ec.europa.eu/growth/industry/policy/cluster_en(дата обращения: 15 сентября 2019 г.).
3 Развернутый библиографический обзор [Пилипенко, 2007].
готовлена обновлённая версия "Зелёной книги кластерных инициатив", которая вышла в 2013 г. с анализом 356 организаций в 50 странах мира [Lindqvist et all, 2013].
Во многом в "зелёной" и "белой" книгах акцент сделан на положительных сторонах кластерного развития. Аналогичных взглядов придерживаются группы учёных, проводивших более детальный анализ [Diez, 2001; Uyarra, Ramlogan, 2012; Asheim et al., 2015]. В результате кластерный подход был поддержан на наднациональном уровне, такого рода организации (институты, обеспечивающие координационную функцию в рамках кластера) получили доступ к поддержке специализированных институтов.
При этом необходимо отметить работы, содержащие более критический подход к активному развитию кластерных инициатив (например, [Martin, Sunley, 2003]). В некоторых материалах отмечается парадоксальность КП [Pessoa, 2011] или ставится под сомнение сама необходимость государственного участия в формировании кластеров [Hospers et al., 2008]. Вместо этого более разумно стимулировать рост сильных, более активных по своей природе частных инвестиционных организаций [Cooke, 2001], так как невозможно заранее предсказать, какие технологии и регионы будут выигрышными в будущем [Bjorn et al., 2011]. Отдельные исследователи считают, что государству следует сконцентрироваться на реализации своих традиционных задач, например, создании инфраструктуры, предоставлении социальных услуг, планировании природопользования, а не заниматься инновационными системами [Duranton, 2011; Brakman, Marrewijk, 2013].
Тем не менее в программных документах Европейской комиссии и Совета ЕС кластеры были определены как эффективные средства для усиления региональных инноваций и сокращения разрыва между бизнесом, исследованиями и ресурсами, а также вошли в программы региональной политики ЕС на период 2007-2013 гг. [Council..., 2006; Communication..., 2006: 12]. Эксперты ЕС считают, что они не являются единственным обязательным условием для стимулирования инновационной деятельности, но призваны создавать рамочные условия для более быстрого применения и распространения результатов инновационной деятельности [Cluster memorandum..., 2006: 2].
Кластеры как объекты новой промышленной политики ЕС
Современная промышленная политика ЕС основывается на продвижении конкурентоспособности европейской промышленности через реализацию ряда ключевых инициатив: развитие необходимых навыков и компетенций для промышленности, оживление регионов путём развития кластеров и платформы по умной специализации (Smart Specialization Platform), поддержка цифровой трансформации отраслей, разработки ключевых высокоэффективных технологий (KETs) и продвижение стандартов ИКТ1. Таким образом, для Европейской комиссии КП служит составной частью промышленной политики.
1 Официальный сайт Генерального директората по внутреннему рынку, промышленности, предпринимательству и малому и среднему бизнесу. URL:
https://ec.europa.eu/growth/industry/policy_en(дата обращения: 15 сентября 2019 г.).
Совет ЕС в заключении о стратегии промышленной политики ЕС в 2018 г. также подчеркнул необходимость дальнейшего развития КП Евросоюза с целью соединения и трансформации региональных кластеров в общеевропейские мирового уровня и возникновения новых цепочек стоимости [The Council..., 2018: 1].
При этом в научной (и не только) литературе всё чаще говорят о новой промышленной политике, которая направлена не на управление экономикой "сверху вниз", а на содействие её кластеризации методом "снизу", поощряя массовые сетевые взаимодействия и соответствующие инициативы [Ленчук, Власкин, 2010]. Одним из основных критериев нового подхода является отказ от поддержки государством целых секторов экономики в пользу перехода к поддержке отдельных направлений деятельности (например, вместо общих субсидий для туристической отрасли субсидировать создание специальной инфраструктуры) [Rodrik, 2004].
В связи с этим КП ЕС, как часть промышленной политики, не направлена на создание "с нуля" самих кластеров, а фокусируется на формировании "условий для диалога и сотрудничества между компаниями, государственным сектором (локальным / региональным) и негосударственными организациями" [Warwick, 2013].
Для поддержания диалога и сотрудничества в ЕС на протяжении последних десятилетий формировались институты КП, выполняющие в основном функцию координации, сбора информации, обучения и содействия в финансировании участников кластеров или их выхода на международные рынки.
Система институтов развития кластеров в ЕС
Важное место в формировании единого общеевропейского подхода к КП занимают отдельные институты поддержки - одним из первых стала упомянутая выше Кластерная обсерватория. Она позволила объединить информацию о существующих кластерах, кластерных инициативах и политиках 36 стран Европы (в том числе России) и классифицировать их по различным параметрам, включая экономические индикаторы деятельности отдельных регионов и секторов экономики.
Кроме консолидации информации в рамках Обсерватории с 2009 по 2012 г. проводилась выработка методологии для отбора лучших практик среди европейских кластеров - European Cluster Excellence Initiative (ECEI). Ключевая цель инициативы заключалась в разработке методологии бенчмаркинга (сравнительного эталонного анализа) таких организаций для улучшения их внутреннего управления и процесса предоставления услуг. После 2012 г. задачи ECEI перешли к Европейскому секретариату кластерного анализа (European Secretariat for Cluster Analysis) и Европейскому фонду высококлассных кластеров (European Foundation for Cluster Excellence), которые продолжают осуществлять их бенчмаркинг на постоянной основе, проводить специальное обучение для управляющих этими организациями.
С целью развития международного сотрудничества между ними была создана Европейская платформа по кластерному сотрудничеству (European Cluster Collaboration Platform, ECCP). Более 1000 зарегистрированных на платформе кластерных организаций из Европы и других точек мира имеют возможность сопоставлять результаты своей деятельности с другими, принимать участие в специальных меро-
приятиях, позволяющих устанавливать взаимовыгодные деловые связи с необходимыми партнёрами и находить важные точки пересечения.
Согласно исполнительному решению Европейской комиссии, среди общего объёма финансовых средств в размере 397,6 млн евро, выделенных на программу COSME (Программа конкурентоспособности, предпринимательства и МСП) в 2018 г., 5,9 млн евро было распределено на "создание обновлённой ECCP..., которая станет основным онлайн-хабом для участников кластеров в Европе через объединение Европейской обсерватории для кластеров и промышленного изменения и Европейского центра знаний по ресурсной эффективности" [Commission., 2017: 40 — 43]. Более подробное описание ключевых институтов КП в ЕС представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Институты/инструменты кластерной политики в ЕС
Название Фокус деятельности Организаторы / инвесторы Участники
Европейская кластерная обсерватория (Европейская обсерватория по кластерам и промышленной трансформации) Сбор информации о кластерах и кластерных инициативах 2007 г., Генеральный директорат по внутреннему рынку, промышленности, предпринимательству и малому и среднему бизнесу Европейской комиссии Имеется информация о 36 странах
Европейский фонд высококлассных кластеров Бенчмаркинг лучших кластерных практик, обучающие мероприятия 2003 г., Правительство Каталонии, Шведское агентством по инновациям (Vinnova), бывшее агентство по развитию в Великобритании (Yorkshire Forward) Клиенты из национальных и региональных правительств, агентств развития, кластерных организаций
Европейский секретариат кластерного анализа Бенчмаркинг и сертификация кластеров и организаций по управлению кластерами 2009 г., один из участников European Cluster Excellence Initiative - VDI/VDE Innovation + Technik GmbH Сеть экспертов по кластерам из более 30 стран
Европейская кластерная платформа по сотрудничеству Сбор информации, организация специализированных мероприятий, содействие международной коммуникации между участниками кластеров 2016 г., финансируется COSME, запущена Генеральным директоратом по внутреннему рынку, промышленности, предпринимательству и МСП Европейской комиссии 950 кластерных организаций со всего мира
Европейская сеть малого и среднего бизнеса Являясь самой обширной сетью для МСП в мире, организация осуществляет поддержку международного роста компаний 2008 г., Еврокомиссия. Софинансируется в рамках программы конкурентоспособности МСП ЕС - COSME 60 стран, 3000 экспертов из 600 организаций -членов
Источник: подготовлено автором па основе данных с сайта https://ec.europa.eu/growth/industry/policy/cluster/emerging- industries_en.
В совокупности указанные инициативы и платформы охватывают спектр инструментов, необходимых для координации КП и развития отдельно взятых МСП или проектов - от сбора информации до помощи в выходе европейских предприятий на мировые рынки. Не все организации сохранились в своем первозданном виде, что говорит об эволюционном характере институтов кластерного развития в ЕС и подходов к реализации КП в целом.
Таким образом, европейский подход к развитию этой сферы и созданию институтов её поддержки достаточно последователен. Условно процесс реализации наднациональной КП в ЕС можно разделить на четыре фазы [Lindqvist et al., 2013: 47], к которым следует добавить пятую:
1. Фаза 1 (2000-2006 гг.) - Еврокомиссия начала проводить различные пилотные инициативы по поддержке кластеров в ЦВЕ через программу PHARE.
2. Фаза 2 (2007-2009 гг.) - подписание Европейского кластерного меморандума, создание Кластерной обсерватории, разработка информационно-аналитических материалов.
3. Фаза 3 (2010-2012 гг.) - фокус на повышение качества кластерных программ, создание инструментов оценки и ранжирования, подготовка "кластерных управленцев".
4. Фаза 4 (2013-2017 гг.) - интеграция кластеров в региональные программы через принципы "умной специализации" для содействия структурным изменениям параллельно с развитием сильных сторон регионов.
5. Фаза 5 (2017 - текущее время) - кластеры как объекты новой промышленной политики ЕС, развитие и укрепление кластерных институтов, создание рабочей группы по кластерам.
Последняя фаза характеризуется завершением семилетнего цикла бюджетного плана до 2020 года, к которому привязана большая часть программ, и необходимостью формирования нового видения приоритетов экономического развития и согласования бюджета на 2021-2027 гг.
Перспективы кластерной политики ЕС
В сообщении о новом долгосрочном бюджетном цикле ЕС (2021-2027 гг.) в рамках программы "Единый рынок" кластеры упоминаются в качестве "стратегического инструмента для поддержки конкурентоспособности и масштабирования МСП, т.к. формируют более благоприятную среду для ведения предпринимательской деятельности" [Commission Proposal..., 2018: 7]. Общий, предлагаемый к утверждению объём финансирования программы "Единый рынок" составляет 4 млрд евро, из которых 1 млрд евро будет направлен на программу COSME, используемую, в том числе, для финансирования институтов по их развитию.
В документе "Стратегия обновлённой промышленной политики ЕС" от 2017 г. (COM (2017) 479 final) отмечено создание экспертной группы высокого уровня по кластерам для предоставления рекомендаций о том, "как лучше использовать их в качестве стратегического инструмента промышленной политики". Фактически такая группа была создана в середине 2019 г. (E03636) под эгидой Генерального ди-
ректората по внутреннему рынку, промышленности, предпринимательству, малому и среднему бизнесу со сроком до конца 2020 г. Она объединяет 32 независимых эксперта и представителя органов власти стран - участниц ЕС.
Кроме того, кластерам отведена особая роль в "Видении промышленности ЕС до 2030 г.". Промышленные кластеры рассматриваются как фундамент экосистемы, способствующей инновационной и технологической активности. В рамках мер по ускорению процессов цифровизации также планируется формирование "суперкластеров" с наукоёмкими стартапами в сфере искусственного интеллекта (Deep Tech AI). Таким способом ЕС стремится сохранить свою конкурентоспособность, уделяя существенное внимание развитию инноваций, включая общую цифровизацию экономики [Циренщиков, 2019].
В документе упоминается программа "Кластеры изменений", направленная на поддержку нового поколения сетей, создающих стоимость, которые были бы открытыми, межсекторальными, нацеленными на реализацию "Целей устойчивого развития", взаимосвязанными, стимулируемыми предпринимательской активностью [A vision..., 2019: 28].
В качестве площадки для обмена мнениями по состоянию и перспективам реализации КП уже четвертый раз подряд (три встречи в 2018 г. и одна в 2019 г.) используется Форум европейской КП (далее - Форум). Основной акцент в рамках последнего Форума был сделан на международном сотрудничестве и помощи в выходе МСП, участвующих в кластерах, на мировой рынок.
Следующим шагом в КП ЕС, как отмечено в документах по созданию экспертной группы высокого уровня [European., 2019: 1] и как подчёркивалось в выступлениях участников Форума1, станет формирование "Объединённых кластерных инициатив" (Joint Cluster Initiatives). Именно они задумываются как попытка соединения множества усилий ЕС по стимулированию превращения кластеров в единую систему. О результатах данной работы, скорее всего, можно будет судить в конце 2020 г., когда экспертная группа завершит подготовку своих рекомендаций.
Выводы
Проведённый анализ показал, что КП ЕС входит составной частью в новую промышленную политику, направленную на поддержку инновационной активности и технологическое развитие.
В своих программных документах Еврокомиссия не раз отмечала потенциал кластеров в части формирования благоприятных инновационных региональных экосистем для взаимного усиления групп МСП. Основное внимание уделяется не только промышленному сектору, но и межсекторальному и трансграничному сотрудничеству и инновационной деятельности. Следует отметить, что КП в ЕС не рассматривается как единый, унифицированный документ для всех стран-членов,
1 Результаты 3-го Форума европейской кластерной политики. URL: https://ec.europa.eu/growth/content/third-european-cluster-policy-forum-improving-linkages-and-synergies-duster-poИcy_sl(дата обращения: 23 августа 2019 г.).
однако представляет собой набор лучших/хороших практик [Smart., 2016], подходов, инициатив и рекомендаций как для представителей такого рода организаций, так и для национальных и региональных органов власти.
В отсутствие унифицированной системы есть и определённые минусы. Они связаны с многообразием толкований и использований термина "кластер", отсутствием понимания самими компаниями явных плюсов от поддержки со стороны институтов ЕС и целесообразности участия в их инициативах (подчёркивалось на последнем Форуме). Переосмысление накопленного опыта по реализации КП перед началом следующего бюджетного цикла 2021-2027 гг. видится как правильная мера, которая позволит избежать финансирования программ, не показавших достаточной результативности, и создания новых институтов без особой необходимости.
Опыт ЕС в части поддержки кластеров актуален и для других государств, которые стремятся стимулировать своё инновационное развитие.
Список литературы
Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. (2010) Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран, Проблемы прогнозирования, №5, с. 38-51.
Пилипенко И.В. (2007) Конкурентоспособность и интеграция: кластерная политика в Европейском Союзе, Мировое развитие, выпуск 2, ИМЭМО РАН, Москва, Россия, с. 24-32.
Циренщиков В.С. (2019) Цифровизация экономики Европы, Современная Европа, №3, с. 104-113.
References
A Vision for the European Industry Until 2030 (2019) Final report of the Industry 2030 high level industrial roundtable.
Andersson T., Schwaag-Serger S., Sorvik J., Wise E. (2004) Cluster Policies Whitebook. IKED - International Organization for Knowledge Economy and Enterprise Development.
Asheim B.T., Isaksen A., Martin R., Trippl M. (2015) The Role of Clusters and Public Policy in New Regional Economic Path Development, Papers in Innovation Studies 2015/44, Lund University.
Asheim B.T., Boschma R., and Cooke P. (2011) Constructing Regional Advantage: Platform Policies Based on Related Variety and Differentiated Knowledge Bases, Regional Studies, 45: 7.
Cirenshchikov V.S. (2019) Cifrovizaciya ekonomiki Evropy, Sovremennaya Evropa, no. 3, pp. 104-113.
Commission implementing decision amending Implementing Decision C(2017)7293 on the adoption of the work programme for 2018 and on the financing of the Programme for the Competitiveness of Enterprises and small and medium-sized enterprises.
Commission proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council establishing the Programme for single market, competitiveness of enterprises, including small and medium-sized enterprises, and European statistics and repealing Regulations (EU) No 99/2013, (EU) No 1287/2013, (EU) No 254/2014, (EU) No 258/2014, (EU) No 652/2014 and (EU) 2017/826 C0M(2018) 441 final of 7.06.2018.
Communication of 13 September 2006 - Putting knowledge into practice: A broad-based innovation strategy for the EU.
Council of the European Union, Competitiveness (Internal Market, Industry and Research), 2769th Council meeting, 15717/06 (Presse 337), 4 December 2006.
Cooke P. (2001) Regional innovation systems, clusters and the knowledge economy, Industrial and corporate change, vol. 10, no. 4.
Diez M.A. (2010) The Evaluation of Regional Innovation and Cluster Policies: Towards a Participatory Approach, European Planning Studies, 9: 7.
Duranton G. (2011) California Dreamin': The Feeble Case for Cluster Policies, Review of Economic Analysis, 3, pp. 3-45.
European Cluster Memorandum, Promoting European innovation through clusters: an agenda for policy action, The High Level Advisory Group on Clusters.
European Commission (2019) Terms of reference of the Commission Expert Group on Clusters.
Hospers G.- J., Sautet, F., Desrochers, P. (2008) "Silicon Somewhere: Is There a Need for Cluster Policy?" in: Charlie Karlsson (ed.) Handbook of research on innovation and clusters, Edward Elgar Publishing, vol. 2.
Lenchuk E.B., Vlaskin G.A. (2010) Klasternyj podhod v strategii innovacionnogo razvitiya zaru-bezhnyh stran, Problemyprognozirovaniya, no. 5, pp. 38-51.
Lindqvist G., Ketels C., Solvell O. (2013) The Cluster Initiative Greenbook 2.0.
Martin R., (2003) Deconstructing clusters: chaotic concept or policy panacea, Peter Sunley Journal of Economic Geography, volume 3, issue 1.
Pessoa A. (2011) The Cluster Policy Paradox: Externalities vs. Comparative Advantages. FEP Working papers 431, Universidade do Porto.
Pilipenko I.V. (2007) Konkurentosposobnost' i integraciya: klasternaya politika v Evropejskom Soyuze. Mirovoe razvitie, issue 2, IMEMO RAN, Moscow, Russia, pp. 24-32.
Porter M. (2007) Clusters and Economic Policy: Aligning Public Policy with the New Economics of Competition, ISC White paper, Harvard Business School.
Rodrik D. (2004) Industrial Policy for the Twenty-First Century, UNIDO.
Smart guide to cluster policy (2016) European Union.
Solvell O., Lindqvist G., Ketels C. (2003) The Cluster Initiative Greenbook.
The Council of the European Union (2018) EU industrial policy strategy: Council adopts conclusions.
Press release.
Uyarra E. and Ramlogan R. (2012) The effects of cluster policy on innovation, Nesta Working papers No. 12/05.
Warwick K. (2013) Beyond Industrial Policy: Emerging Issues and New Trends, OECD Science, Technology and Industry Policy Papers, no. 2, OECD Publishing.
Main Features of the EU Cluster Policy
Author: Meshkov L, Degree-seeking applicant at IMEMO RAN. Address: 23, Profsoiuznaya str., Moscow,Russia, 117997. E-mail: meshkov.vania@gmail.com
Abstract. The cluster policy has been used by several EU countries since the 1990s. During the period of cluster initiatives' development on a national level, enough prerequisites have been accumulated in order to institutionalize the cluster policy on a supranational level in the EU. This article covers the evolution of the EU cluster policy institutions, based upon the European Commission documents, as well as the initiatives of several EU countries. The conclusion is that the EU cluster policy is an integral part of the EU industrial policy, aimed at the growth of EU companies' competitiveness on a global scale. Moreover, clusters may be considered as a necessary infrastructure, "integration points" of different initiatives, which require the joint involvement of authorities, business and research institutions. They are a basis for further interregional cooperation and closer integration. The future of the cluster policy is also discussed, including the description of several initiatives included in the new budget cycle. The record of innovational and cluster development in the EU has a practical value and should be considered during the preparation of national and/or regional programs of innovations, entrepreneurship and regional development support.
Key words: cluster, cluster policy, regional development, new industrial policy, EU, innovations.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope12020182190