Научная статья на тему 'Основные черты и тенденции развития современной Российской системы социального обслуживания населения'

Основные черты и тенденции развития современной Российской системы социального обслуживания населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3551
477
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL SERVICES / SOCIAL SERVICE RECIPIENTS / SOCIAL SERVICE PROVIDERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мигунова А.В.

На основе анализа преимущественно законодательства и официальных сайтов органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области социального обслуживания, а также поставщиков социальных услуг выделены устойчивые явления и процессы, имеющие место в современной российской системе социального обслуживания, которые формируют ее образ, характеризуют направленность движения. При этом не обсуждаются положительные или отрицательные стороны того или иного зафиксированного явления или процесса, происходящего в сфере социального обслуживания, так как каждый из них может быть предметом самостоятельного исследования. В качестве ключевых черт и тенденций развития современного социального обслуживания можно назвать многосубъектность, регионализацию, стандартизацию и коммерциализацию. Законодательство в области социального обслуживания отличает динамизм. Происходит структуризация и информатизация сферы предоставления социальных услуг. Нельзя не отметить усиления акцента на обеспечении адресности и доступности социальных услуг, а также направленность на внедрение семейно ориентированных, стационарозамещающих технологий социального обслуживания. Растут требования к документационному обеспечению процедур признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании и оказании социальных услуг. Усиливается межведомственное взаимодействие. Сформированы требования к квалификации кадров, осуществляющих управление и практическую деятельность в организациях социального обслуживания. Усиливается контроль в сфере социального обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN FEATURES AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE MODERN RUSSIAN SOCIAL SERVICES SYSTEM

On the basis of the analysis of the legislation and official websites of the executive authorities responsible for the management of social services, as well as social service providers, the stable phenomena and processes taking place in the modern Russian system of social services, which form its image, characterize the development trend, have been identified. The positive or negative aspects of a registered phenomenon or process in the field of social services are not discussed, though, since each of them can be the subject of independent research. Multi-subjectivity, regionalization, standardization and commercialization are the key features and trends of modern social service development. Social service legislation is dynamic. Structuring and informatization of the sphere of social services provision take place. It should be noted that there is a growing emphasis on ensuring the targeting and accessibility of social services, as well as the focus on the introduction of family-oriented, stationary-substituting technologies for social services. Requirements for documentation of the procedures for recognizing citizens in need of social services and providing social services are growing. Interagency cooperation is being intensified. Requirements for the qualification of the personnel involved in management and practical activities in social service organizations have been formed. The control of social services is increasing.

Текст научной работы на тему «Основные черты и тенденции развития современной Российской системы социального обслуживания населения»

DOI: 10.15593/2224-9354/2019.3.4 УДК 364.6

А.В. Мигунова

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

На основе анализа преимущественно законодательства и официальных сайтов органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области социального обслуживания, а также поставщиков социальных услуг выделены устойчивые явления и процессы, имеющие место в современной российской системе социального обслуживания, которые формируют ее образ, характеризуют направленность движения. При этом не обсуждаются положительные или отрицательные стороны того или иного зафиксированного явления или процесса, происходящего в сфере социального обслуживания, так как каждый из них может быть предметом самостоятельного исследования.

В качестве ключевых черт и тенденций развития современного социального обслуживания можно назвать многосубъектность, регионализацию, стандартизацию и коммерциализацию. Законодательство в области социального обслуживания отличает динамизм. Происходит структуризация и информатизация сферы предоставления социальных услуг. Нельзя не отметить усиления акцента на обеспечении адресности и доступности социальных услуг, а также направленность на внедрение семейно ориентированных, стационарозамещающих технологий социального обслуживания. Растут требования к документационному обеспечению процедур признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании и оказании социальных услуг. Усиливается межведомственное взаимодействие. Сформированы требования к квалификации кадров, осуществляющих управление и практическую деятельность в организациях социального обслуживания. Усиливается контроль в сфере социального обслуживания.

Ключевые слова: социальное обслуживание, социальные услуги, получатели социальных услуг, поставщики социальных услуг.

Официальными вехами, законодательно закрепляющими ключевые установки государства в области оказания социальных услуг в России, можно назвать 1995 и 2015 гг.

В 1995 г. был принят и вступил в силу Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [1], регулировавший в течение 19 лет социальное обслуживание в нашей стране. При этом за годы своего действия он претерпел семь редакций, одна из которых, на наш взгляд, была особенно существенной, так как приводила к изменениям ключевых параметров данной системы (например, структуры системы социальных служб, управления социальным обслуживанием). Ее положения

© Мигунова А.В., 2019

Мигунова Арина Владимировна - канд. социол. наук, доцент кафедры общей социологии и социальной работы факультета социальных наук ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», e-mail: migunova_arina@fsn.unn.ru.

вступили в силу 1 января 2005 г. Наконец, пересмотр целого ряда значимых позиций привел в декабре 2013 г. к принятию взамен существующего Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [2]. Он действует с 1 января 2015 г.

Анализ данных нормативных правовых актов, а также практики реализации социального обслуживания позволил выделить такие черты и тенденции развития современной российской системы социального обслуживания населения, которые, полагаем, определяют ее своеобразие. Назовем их.

1. Многосубъектность. Нельзя не отметить курс государства на демонополизацию в предоставлении мер социальной защиты, в том числе в виде социальных услуг. Также это явление часто обозначается как разгосударствление сектора оказания социальных услуг. Согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», социальное обслуживание сегодня может осуществляться не только государственными организациями, но и негосударственными. В число негосударственных входят как некоммерческие, так и коммерческие организации социального обслуживания. Помимо юридических лиц любой организационно-правовой формы, предоставлять социальные услуги имеют право и индивидуальные предприниматели [2].

Стимулирование к участию социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства в осуществлении социального обслуживания населения реализуется посредством предоставления им сегодня разных форм государственной поддержки.

Судить (отчасти) о вовлеченности негосударственных поставщиков в оказание социальных услуг можно на основе анализа региональных реестров поставщиков социальных услуг. Такой анализ нельзя считать полным, поскольку вхождение в подобного рода реестр совершается на добровольной основе, и оказывать социальные услуги можно и без включения в него.

В частности, размещенный на официальном сайте министерства социальной политики Нижегородской области Реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области позволяет представить текущую ситуацию, отражающую участие негосударственных поставщиков (воспользовавшихся правом войти в него) в оказании социальных услуг в городе и области [3]. Так, в Нижнем Новгороде 2 индивидуальных предпринимателя, 3 общества с ограниченной ответственностью и 7 некоммерческих организаций могут быть предложены в качестве рекомендуемых получателям социальных услуг поставщиков социальных услуг при формировании индивидуальной программы предоставления социальных услуг для гражданина, признанного нуждающимся в социальном обслуживании.

Шесть из двенадцати негосударственных поставщиков социальных услуг предоставляют обслуживание на дому, пять - полустационарное обслу-

живание, один - стационарное. Насколько позволяет понять доступная в среде Интернета информация, в большинстве своем они работают с детьми-инвалидами, больными, инвалидами, пожилыми. Исключения - беременные женщины и женщины с детьми, оказавшиеся в кризисной ситуации, как категории обслуживаемых в АНО «Центр социальных программ «Жизнь»; дети и молодежь (с целью профилактики отклонений в поведении и развитии личности) - в НРОО «Социальный военно-патриотический центр исторического фехтования «Легион». Примечательно, что стационарное обслуживание предлагается только в АНО «Центр социальных программ «Жизнь», тогда как в России среди негосударственных поставщиков социальных услуг (а точнее, коммерческих поставщиков) становится привлекательным развитие стационарного обслуживания инвалидов и престарелых. Подобный поставщик есть и в Нижнем Новгороде, но он не входит в региональный реестр. Оказывают негосударственные поставщики от одного вида социальных услуг (например, социально-бытовые услуги при обслуживании на дому) до комплекса, состоящего из всех восьми предусмотренных федеральным законодательством видов социальных услуг.

2. Регионализация. Исследование федерального законодательства и практики управления в области социального обслуживания граждан в России во временной перспективе позволяет отметить наличие процесса передачи части государственных полномочий в сфере социального обслуживания региональным органам власти, что, в свою очередь, приводит к формированию региональных моделей социального обслуживания.

Собственно, статья 8 ФЗ № 442 закрепляет за органами государственной власти субъектов РФ в качестве одного из полномочий «разработку, финансовое обеспечение и реализацию региональных программ социального обслуживания» [2].

Приведем еще несколько иллюстраций. Так, органы государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания могут расширять установленный статьей 15 ФЗ № 442 перечень обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, и тем самым дают право быть признанным нуждающимся в социальном обслуживании, так же, как и перечень категорий граждан, которым социальные услуги, согласно статье 31 ФЗ № 442, предоставляются бесплатно.

3. Стандартизация. Параллельно с регионализацией идет стандартизация социального обслуживания, что, в том числе, призвано способствовать упорядоченности и унификации в этой сфере. В настоящее время разработано более 30 национальных стандартов в области социального обслуживания, которые имеют определенное влияние на формирование общей терминологии, понимание объема и форм предоставления основных видов социальных услуг, наименование типов учреждений и др.

4. Коммерциализация. Подобное стало возможным не только благодаря появлению коммерческих организаций в сфере социального обслуживания, которые создаются в целях получения прибыли. Право осуществлять приносящую доходы деятельность есть и у государственных организаций социального обслуживания.

Напомним, что, в соответствии со статьей 9.1 ФЗ от 08.05.2010 № 83-ФЗ, по своему типу государственные учреждения могут быть казенными, бюджетными и автономными [4]. Право заниматься приносящей доход деятельностью и особенности распоряжения доходами у этих типов учреждений закреплены в статье 5 указанного нормативного правового акта. А именно: «Казенные учреждения могут осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации». «Бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений» [4].

Автономные учреждения наделяются, по сравнению с другими типами государственных учреждений, более широкой финансово-хозяйственной самостоятельностью.

Для примера, организации социального обслуживания, находящиеся в ведении Нижегородской области, имеют статус либо казенных, либо бюджетных. В Республике Татарстан большая часть организаций социального обслуживания, находящихся в ведении данного субъекта РФ, имеет статус автономных, хотя остаются и казенные, и бюджетные, что видно из перечня организаций, входящих в Реестр поставщиков социальных услуг Республики Татарстан [5].

Нельзя забывать, что и для некоммерческих организаций социального обслуживания предоставление социальных услуг может быть источником дохода.

«Коммерциализация» и «рынок социальных услуг» стали рядоположен-ными понятиями.

5. Динамичность законодательства в области социального обслуживания. Сфера социальной защиты в целом характеризуется высоким динамизмом регулирующего ее законодательства. Однако отдельные всплески можно наблюдать, когда утрачивает силу основополагающий документ, устанавливающий основы функционирования какой-либо из форм предоставления социальной защиты, и в действие вступает новый закон.

Как уже было отмечено, в конце 2013 г. был принят и вступил в силу с 1 января 2015 г. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

На сайте информационно-правового портала Гарант.ру 30 января 2015 г. приводятся следующие слова Г.Н. Кареловой, заместителя председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ: «Для того чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов» [6].

В экспертной же рассылке Фонда «Центр гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ» в феврале 2015 г. высказывается следующее мнение: «Чтобы новые требования Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» начали применяться в отдельно взятом регионе, органы государственной власти субъекта РФ в сфере социального обслуживания должны принять следующие нормативно-правовые акты:

• Порядок формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг.

• Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утвержденный законом субъекта Российской Федерации.

• Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг.

• Порядок определения размера и выплаты компенсации поставщикам социальных услуг, не участвующим в выполнении государственного задания (заказа).

• Порядок утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг.

• Размер платы за предоставление социальных услуг и порядок ее взимания.

• Номенклатура организаций социального обслуживания в субъекте Российской Федерации.

• Порядок межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения.

• Порядок организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания» [7].

Таким образом, принятие нового федерального закона о социальном обслуживании потребовало введения множества региональных нормативных правовых актов.

6. Структуризация и информатизация. Нельзя не отметить тенденцию структуризации и тесно связанную с ней информатизацию системы социальной защиты населения, а следовательно, и социального обслуживания как одной из форм ее реализации. Подтверждением этого является введение

в 2017 г. нового Общероссийского классификатора информации по социальной защите населения, который включает в себя семь разделов, где IV раздел - «Социальное обслуживание» [8].

Активно идет и создание автоматизированной системы обработки информации по социальной защите населения. В настоящее время формируется Единая государственная информационная система социального обеспечения, определенная как базовый государственный информационный ресурс в сфере социальной защиты населения [9].

Каждый субъект Российской Федерации ведет сейчас такие информационные системы в сфере социального обслуживания, как реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей социальных услуг.

Сегодня стала возможной и такая форма взаимодействия между потенциальными получателями социальных услуг и организациями социального обслуживания по вопросам предоставления социальных услуг, когда подача заявления о предоставлении социального обслуживания и информирование о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в нем могут осуществляться в электронной форме. Наконец, оценить качество оказанных ему социальных услуг человек может, используя сайт организации социального обслуживания.

7. Усиление акцента на обеспечении адресности и доступности социальных услуг. Доступность и адресность закреплены в качестве основополагающих принципов социального обслуживания как в новом законе, так и в предшествующем ему, однако они приобретают сейчас новое звучание, появляются новые направления деятельности и механизмы их обеспечения.

Адресность чаще всего означает принцип действия, благодаря которому посредством установленных механизмов определения нуждаемости помощь предоставляется тем, кто в этом действительно нуждается. Высказывается мнение, что появление в новом федеральном законе вместо существующего ранее понятия «трудная жизненная ситуация» списка обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина и являются основанием для признания его нуждающимся в социальном обслуживании, делает перечень оснований получения помощи более однозначным [6].

Адресность также может означать, что человеку предоставляется именно то, в чем он действительно нуждается. Появление в социальном обслуживании словосочетания «индивидуальная нуждаемость гражданина», означающая, что получателю социальных услуг различные виды социальных услуг должны оказываться с учетом его индивидуальных потребностей, также находится в русле идеологии адресности.

При обеспечении доступности социальных услуг особое внимание сегодня уделяется таким ее видам, как физическая и информационная доступность.

8. Курс на семейно ориентированные, стационарозамещающие технологии социального обслуживания. В современной системе социального обслуживания большую поддержку и развитие получают технологии, где задействована семья или родственники получателя социальных услуг (либо люди, их заменяющие временно или на постоянной основе) и не предусматривается помещение в стационар при оказании помощи.

Так, при взаимодействии с семьями, где риск возникновения социально опасного положения высок, специалисты ориентируются на раннее выявление, профилактику, а также работу на возврат в семью либо передачу на воспитание в другую семью. Во многих субъектах РФ для стимулирования такого рода деятельности были созданы и реализуются государственные программы. В качестве примера можно назвать государственную программу Липецкой области «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области» на 2014-2024 гг., содержащую подпрограмму 4 «Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми» и подпрограмму 7 «Благополучная семья - стабильность в регионе» [10].

Родителей детей-инвалидов учат особенностям их развития и заботы о них. Так, например, в муниципальном бюджетном учреждении «Комплексный Центр социального обслуживания населения» (г. Дивногорск, Красноярский край) реализуется социальная услуга «Домашнее визитирование» [11].

Для семей с пожилыми, испытывающими трудности в самообслуживании, проводят обучение уходу, развивают услуги сиделок. К примеру, в «УСЗН Автозаводского района города Нижнего Новгорода» создана школа «Основы ухода за маломобильными гражданами в домашних условиях» [12], в Центре социального обслуживания «Близкие люди» (г. Нижний Новгород) предоставляются обе услуги [13].

9. Рост требований к документационному обеспечению процедур признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании и оказания социальных услуг. В настоящее время утверждены и используются не только формы заявления о предоставлении социальных услуг [14], но и инструменты оценки индивидуальной потребности в социальных услугах [15], формы договора о предоставлении социальных услуг и индивидуальной программы предоставления социальных услуг [16].

10. Усиление межведомственного взаимодействия. Идет интенсификация и расширение областей взаимодействия с целью реализации социального обслуживания. Сотрудничество с различными ведомствами и подведомственными им организациями происходит и при принятии решения о нуждаемости гражданина в социальных услугах, и при осуществлении введенного как направление деятельности новым законом социального сопровождения.

11. Сформированность требований к квалификации кадров, осуществляющих управление и практическую деятельность в организациях социального обслуживания. Подтверждением этого служат разработанные и утвержденные профессиональные стандарты, в частности, «Социальный работник», «Специалист по социальной работе», «Психолог в социальной сфере», «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», «Руководитель организации социального обслуживания» [17].

12. Увеличение контроля в сфере социального обслуживания. Помимо федерального и регионального государственного контроля, в области социального обслуживания осуществляется и общественный контроль. Активно внедряется такая его форма, как проведение независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания. Результаты ее применения можно найти на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях в разделе «Независимая система оценки качества оказания услуг организациями» [18]. Здесь представлен топ-рейтинг субъектов РФ (муниципальных образований) в сфере социального обслуживания, например, за 2017 г. (за 2018 г. полные сведения еще не сформированы), который позволяет увидеть место того или иного региона среди других, в том числе по сравнению с предыдущим периодом [19].

На данном сайте есть рейтинг организаций социального обслуживания как в масштабе РФ, так и субъекта РФ, в котором находится организация [20]. Он формируется по группам организаций: «Организации надомной формы обслуживания», «Организации полустационарной формы обслуживания», «Организации стационарной формы обслуживания».

В заключение стоит отметить, что представленный перечень черт и тенденций развития, характеризующих современную российскую систему оказания социальных услуг, не стоит считать окончательным и завершенным, а следовательно, он может быть дополнен.

Список литературы

1. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон от 10 дек. 1995 г. № 195-ФЗ. -URL: http://docs.cntd.ru/document/9014865 (дата обращения: 13.02.2019).

2. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон от 28 дек. 2013 г. № 442-ФЗ. -URL: http://docs.cntd.ru/document/499067367 (дата обращения: 13.02.2019).

3. Реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области [Электронный ресурс]. - URL: http://www.minsocium.ru/index.php/sotsialnoe-obsluzhivanie/reestr (дата обращения: 13.02.2019).

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений [Электронный ресурс]: Федер. закон от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_100193/ (дата обращения: 13.02.2019).

5. Реестр поставщиков социальных услуг Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - URL: http://mtsz.tatarstan.ru/reestr-postavshchikov-sotsialnih-uslug.htm (дата обращения: 13.02.2019).

6. Михайлова А. Социальное обслуживание по новым правилам // Информационно-правовой портал Гарант.ру. - URL: https://www.garant.ru/article/ 604320/ (дата обращения: 13.02.2019).

7. Кочева О. Поставщики социальных услуг, их права и возможности в связи с новыми требованиями законодательства // Сайт Фонда «Центр гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ». - URL: http://grany-center.org/ sites/default/files/files/page/ekspertnaya_rassylka_ 1802205.pdf (дата обращения: 13.02.2019).

8. ОК 003-2017. Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения [Электронный ресурс]: принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 25.05.2017 № 424-ст. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_283251/ (дата обращения: 16.02.2019).

9. О Единой государственной информационной системе социального обеспечения (вместе с «Положением о Единой государственной информационной системе социального обеспечения», «Порядком предоставления информации в Единую государственную информационную систему социального обеспечения») [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 14.02.2017 № 181 (ред. от 22.10.2018). - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_212876 (дата обращения: 16.02.2019).

10. Об утверждении государственной программы Липецкой области «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области» [Электронный ресурс]: Постановление администрации Липецкой области от 18.12.2013 № 598. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/872621881 (дата обращения: 02.03.2019).

11. Положение о дополнительном виде социальных услуг «Домашнее визитирование» [Электронный ресурс]. - URL: http://divnogorsk-adm.ru/uch-rezhdeniya-goroda/uchrezhdeniya-social-noj-zashity/item/ 135-domashnee-vizitiro-vanie (дата обращения: 16.02.2019).

12. Школа ухода за маломобильными гражданами в домашних условиях // Официальный сайт ГКУ НО «УСЗН Автозаводского района города Нижнего Новгорода». - URL: http://uszn-avtozavod.ru/index.php/component/content/ article/93-important/205-uhod (дата обращения: 16.02.2019).

13. Услуги сиделки в Нижнем Новгороде // Официальный сайт Центра социального обслуживания «Близкие люди». - URL: http://nizhniy-novgorod.blizkie.org/services/uslugi-sidelki (дата обращения: 16.02.2019).

14. Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг (с изм. на 30 марта 2018 г.) [Электронный ресурс]: Приказ М-ва труда и социальной защиты Рос. Федерации от 28 марта 2014 г. № 159н. - URL: http://docs.cntd.ru/document/499087790 (дата обращения: 17.02.2019).

15. Об утверждении порядка признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании (с изм. на 5 мая 2015 г.) [Электронный ресурс]: Приказ М-ва социальной политики Нижегородской области от 27 октября 2014 года № 493. - URL: http://docs.cntd.ru/document/465517956 (дата обращения: 17.02.2019).

16. О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг (с изм. на 30 марта 2018 г.) [Электронный ресурс]: Приказ М-ва труда и социальной защиты Рос. Федерации от 10 ноября 2014 года № 874н. - URL: http://docs.cntd.ru/document/420233573 (дата обращения: 17.02.2019).

17. Профессиональные стандарты «Социальное обслуживание» // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - URL: http://fgosvo.ru/docs/101/69/2Z3 (дата обращения: 02.03.2019).

18. Независимая система оценки качества оказания услуг организациями // Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях [Электронный ресурс]. - URL: https://bus.gov.ru/pub/independentRating/main (дата обращения: 17.02.2019).

19. Топ-рейтинг субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) за 2017 год // Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. - URL: https://bus.gov.ru/ pub/top-ppo (дата обращения: 17.02.2019).

20. Рейтинг организаций // Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. - URL: https://bus.gov.ru/pub/top-organizations (дата обращения: 17.02.2019).

References

1. Ob osnovakh sotsial'nogo obsluzhivaniia naseleniia v Rossiiskoi Federatsii [On the foundations of social services for the population in the Russian Federation]. Federal law of Dec. 10, 1995 no. 153-FZ, available at: http://docs.cntd.ru/document/9014865 (accessed 13 February 2019).

2. Ob osnovakh sotsial'nogo obsluzhivaniia grazhdan v Rossiiskoi Federatsii [On the foundations of social services for the citizens in the Russian Federation].

Federal law of Dec. 28, 2013 no. 442-FZ, available at: http://docs.cntd.ru/document/499067367 (accessed 13 February 2019).

3. Reestr postavshchikov sotsial'nykh uslug Nizhegorodskoi oblasti [The register of providers of social services in Nizhny Novgorod Oblast]. Available at: http://www.minsocium.ru/index.php/sotsialnoe-obsluzhivanie/reestr (accessed 13 February 2019).

4. O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii v sviazi s sovershenstvovaniem pravovogo polozheniia gosudarstven-nykh (munitsipal'nykh) uchrezhdenii [On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in connection with the improvement of the legal status of state (municipal) institutions]. Federal law of May 08, 2010 no. 83-FZ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100193/ (accessed 13 February 2019).

5. Reestr postavshchikov sotsial'nykh uslug Respubliki Tatarstan [The register of providers of social services in the Republic of Tatarstan]. Available at: http://mtsz.tatarstan.ru/reestr-postavshchikov-sotsialnih-uslug.htm (accessed 13 February 2019).

6. Mikhailova A. Sotsial'noe obsluzhivanie po novym pravilam. Infor-matsionno-pravovoi portal Garant.ru [Social service under the new rules. Informational and legal web portal Garant.ru]. Available at: https://www.garant.ru/article/ 604320/ (accessed 13 February 2019).

7. Kocheva O. Postavshchiki sotsial'nykh uslug, ikh prava i vozmozhnosti v sviazi s novymi trebovaniiami zakonodatel'stva [Providers of social services, their rights and opportunities in connection with new legal requirements]. Sait Fonda "Tsentr grazhdanskogo analiza i nezavisimykh issledovanii "Grani", available at: http://grany-center.org/sites/default/files/files/page/ekspertnaya_rassylka_1802205.pdf (accessed 13 February 2019).

8. OK 003-2017. Obshcherossiiskii klassifikator informatsii po sotsial'noi zashchite naseleniia [OK 003-2017. All-Russian information classificator on social protection of the population]. Adopted by the Order of Rosstandart of May 25, 2017 no. 424-st, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_283251/ (accessed 16 February 2019).

9. O Edinoi gosudarstvennoi informatsionnoi sisteme sotsial'nogo obespe-cheniia [On the unified state social security information system]. RF Government Decree of Feb. 14, 2017 no. 181, rev. Oct. 22, 2018, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_212876 (accessed 16 February 2019).

10. Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Lipetskoi oblasti "Sotsial'naia podderzhka grazhdan, realizatsiia semeino-demograficheskoi politiki Lipetskoi oblasti" [On the approval of state program of Lipetsk Region "Social support for citizens, implementation of the family-demographic policy of Lipetsk

region"]. Decree of the administration of Lipetsk Region of Dec. 18, 2013, no. 598, available at: http://docs.cntd.ru/document/872621881 (accessed 02 March 2019).

11. Polozhenie o dopolnitel'nom vide sotsial'nykh uslug "Domashnee vizitirovanie" [Regulation on additional type of social services "Home visiting"]. Available at: http://divnogorsk-adm.ru/uchrezhdeniya-goroda/uchrezhdeniya-social-noj-zashity/item/135-domashnee-vizitirovanie (accessed 16 February 2019).

12. Shkola ukhoda za malomobil'nymi grazhdanami v domashnikh usloviiakh. [School of care for physically challenged people at home]. Ofitsial'nyi sait GKU NO "USZN Avtozavodskogo raiona goroda Nizhnego Novgoroda", available at: http://uszn-avtozavod.ru/index.php/component/content/article/93-important/205-uhod (accessed 16 February 2019).

13. Uslugi sidelki v Nizhnem Novgorode [Nursing services in Nizhny Novgorod]. Ofitsial'nyi sait Tsentra sotsial'nogo obsluzhivaniia "Blizkie liudi", available at: http://nizhniy-novgorod.blizkie.org/services/uslugi-sidelki (accessed 16 February 2019).

14. Ob utverzhdenii formy zaiavleniia o predostavlenii sotsial'nykh uslug [On approval of the application form for the provision of social services]. Decree of Ministry of labour and social protection of the Russian Federation of March 28, 2014 no. 159n, rev. March 30, 2018, available at: http://docs.cntd.ru/document/ 499087790 (accessed 17 February 2019).

15. Ob utverzhdenii poriadka priznaniia grazhdan nuzhdaiushchimisia v sotsial'nom obsluzhivanii [On approval of the procedure for recognizing citizens in need of social services]. Decree of Ministry of Social Policy of Nizhny Novgorod Oblast of Oct. 27, 2014 no. 493, rev. May 05, 2015, available at: http://docs.cntd.ru/document/465517956 (accessed 17 February 2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. O primernoi forme dogovora o predostavlenii sotsial'nykh uslug, a takzhe o forme individual'noi programmy predostavleniia sotsial'nykh uslug [On the sample form of the contract for the provision of social services, as well as the form of an individual program for the provision of social services]. Decree of Ministry of labour and social protection of the Russian Federation of Nov. 10, 2014 no. 874n, rev. March 30, 2018, available at: http://docs.cntd.ru/document/420233573 (accessed 17 February 2019).

17. Professional'nye standarty "Sotsial'noe obsluzhivanie" [Professional standards: Social services]. Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniia, available at: http://fgosvo.ru/docs/101/69/2Z3 (accessed 02 March 2019).

18. Ofitsial'nyi sait dlia razmeshcheniia informatsii o gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) uchrezhdeniiakh. Razdel "Nezavisimaia sistema otsenki kachestva okazaniia uslug organizatsiiami" [The official website for posting information on state (municipal) institutions. Section "Independent system for assessing

the quality of service provision by organizations"]. Available at: https://bus.gov.ru/ pub/independentRating/main (accessed 17 February 2019).

19. Top reiting sub"ektov Rossiiskoi Federatsii (munitsipal'nykh obrazovanii) za 2017 god. [Top-ranking of the entities of the Russian Federation (municipalities) for 2017]. Ofitsial'nyi sait dlia razmeshcheniia informatsii o gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) uchrezhdeniiakh, available at: https://bus.gov.ru/pub/top-ppo (accessed 17 February 2019).

20. Reiting organizatsii [Organizations ranking]. Ofitsial'nyi sait dlia razmeshcheniia informatsii o gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) uchrezhdeniiakh, available at: https://bus.gov.ru/pub/top-organizations (accessed 17 February 2019).

Оригинальность 86 %

Получено 05.03.2019 Принято 05.04.2019 Опубликовано 04.10.2019

A.V. Migunova

THE MAIN FEATURES AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE MODERN RUSSIAN SOCIAL SERVICES SYSTEM

On the basis of the analysis of the legislation and official websites of the executive authorities responsible for the management of social services, as well as social service providers, the stable phenomena and processes taking place in the modern Russian system of social services, which form its image, characterize the development trend, have been identified. The positive or negative aspects of a registered phenomenon or process in the field of social services are not discussed, though, since each of them can be the subject of independent research.

Multi-subjectivity, regionalization, standardization and commercialization are the key features and trends of modern social service development. Social service legislation is dynamic. Structuring and informatization of the sphere of social services provision take place. It should be noted that there is a growing emphasis on ensuring the targeting and accessibility of social services, as well as the focus on the introduction of family-oriented, stationary-substituting technologies for social services. Requirements for documentation of the procedures for recognizing citizens in need of social services and providing social services are growing. Interagency cooperation is being intensified. Requirements for the qualification of the personnel involved in management and practical activities in social service organizations have been formed. The control of social services is increasing.

Keywords: social services, social service recipients, social service providers.

Arina V. Migunova - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Sociology and Social Work, Faculty of Social Sciences, National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, e-mail: migunova_arina@fsn.unn.ru.

Received 05.03.2019 Accepted 05.04.2019 Published 04.10.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.