Научная статья на тему 'Основные черты и качества современного руководителя'

Основные черты и качества современного руководителя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1914
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горчакова Р. Р.

В статье рассказывается об основных чертах и качествах современного менеджера, о том, как важно современному руководителю придерживаться этих требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные черты и качества современного руководителя»

акции определенной категории (типа), которую составляет дробная акция. Дробные акции обращаются наравне с целыми акциями. Если лицо приобретает две и более дробные акции одной категории (типа), они образуют одну целую и (или) дробную акцию, равную сумме этих дробных акций. Учет права на дробные акции в системе ведения реестра на лицевых счетах регистратором или эмитентом, осуществляющим ведение реестра самостоятельно, и на счетах депо депозитарием осуществляется без округления, т. е. в простых дробях. Для отражения в уставе акционерного общества количества дробных акций все размещенные дробные акции суммируются. Если в результате суммирования дробных акций образуется не целое, а дробное число, то в уставе количество размещенных акций выражается дробным числом. Ведение порядка образования дробных акций будет, несомненно, способствовать защите прав миноритарных акционеров, что в свою очередь сделает фондовый рынок более розничным. Мировая практика свидетельствует, что розничный рынок ценных бумаг повышает

Поступила 08.05.09.

уровень капитализации отечественных корпораций.

Многие зарубежные компании имеют системы, позволяющие их работникам приобретать акции компании на льготных условиях:

1) ведущим менеджерам в целях стимулирования предоставляется опцион на покупку акций компании;

2) программы для работников более низкого уровня предполагают, что им разрешается вкладывать часть заработной платы в фонд покупки акций, который впоследствии используется для покупки новых выпущенных акций с дисконтом;

3) акции для работников приобретаются за счет части прибыли компании с последующим их распределением среди работников пропорционально их заработной плате. Эта программа внедряется как дополнение или замена пенсионного обеспечения. В практике российских компаний распределение акций через предложение прав и программы приобретения акций работниками компании широко не используются.

1ЙГ 1АГиА хАвои Ё ЕАхАЙОАА N IАвА1 А Г Г I А I ВСЕ I А IАЁОАЁВ В.В.Атб^аетаа

А поаоиа Эаппёадйаааопу Та ТпТТаТйо ^аЭоао ё ёа+апоаао пТаЭаТаТТТаТ ТаТаажаЭа, Т ом, ёаё аажТТ пТаЭаТаТТТЮ ЭоёТаТаёоаё^ УЭёааЭжёааоипу уоёо оЭааТааТёё.

Менеджер — это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что в настоящее время менеджеры являются ключевыми людьми в организации, и в их работе много привлекательных сторон: она предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной. Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив. В прошлом на должность менеджеров старались подобрать людей с ярко выраженными чертами диктатора, поскольку рабочие были в большинстве покорной, малообразованной, безликой массой, и наилучшим способом обращения с ними считалось принуждение. В этих

условиях управляющий руководствовался формулой «бизнес есть бизнес, работай, не рассуждай». С пониманием того, что рабочих нужно не принуждать к труду, а поощрять, изменились и требования к управляющим. Главным их достоинством стала способность играть роль главы семьи, который по-отечески относится к подчиненным, действуя по принципу «твердость, но справедливость». Все это, безусловно, помогло решить многие проблемы.

Кризисные ситуации, все больше и больше потрясавшие западную экономику, потребовали от управляющих новых качеств. Просто ужиться с людьми было недостаточно: взаимодействие необходимо было обеспечить надежной материальной базой, которую создавал надежный бесперебойный сбыт товаров. Это потребовало от менеджера еще и маклерских способностей. На© В. В. АТЭ+аёТаа, 2009

Ййбёу «УеТ м! ёч-йпеёй Гаоеё»

129

конец сегодня фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими стало практически невозможным. Кроме того, у руководителей добавились и внешние функции, в том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими деятелями. Каждым направлением занимался самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становился менеджером-организатором, основная обязанность которого — координировать деятельность группы менеджеров.

Выполняя эти функции, современный менеджер выступает в нескольких ролях:

1) это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей;

2) это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции;

3) это дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты;

4) это воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло;

5) это инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение;

6) это просто человек, обладающий знаниями и способностями, высоким уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих [1].

К личным качествам в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как «сверху», так и «снизу», последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать взглядов, защищать до конца те ценности, которые он исповедует, и помогать обретать эти ценности другим посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать слово.

Работа менеджера чрезвычайно тяжела, и поэтому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно

справляться со стрессами. Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности, ведь отдых не в безделье, а в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо рационально распределять между всеми делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным, стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привычные образцы действий, ибо, когда потребуется рывок, разомлевший руководитель уже не будет на него способен. Однако одного физического здоровья менеджеру недостаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех перегрузок.

Поэтому нужно заранее формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность; заинтересованность и любознательность, помогающие продвигаться вперед и осваивать новые сферы деятельности; уверенность, придающую солидность.

Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только квалификации, но и эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера. Современный менеджер должен активно бороться с собственными недостатками; формировать у себя положительное отношение к жизни и работе; создавать «здоровое» окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов. При этом не нужно опасаться потерять авторитет: в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью [3].

Немаловажной особенностью руководителя может быть харизматическая черта личности. Харизма руководителя — это качество неотразимости в глазах других, позволяющее оказывать загадочное влияние, особенно при непосредственном контакте. Харизмы недостаточно для успеха, руководителю необходимо разумно и активно действовать, создавая имидж или образ знающего, авторитетного и опытного главы [5, с. 156]. Следующая составляющая — само-презентация. Это умение подавать себя, знания и умения с наилучшей стороны. Для этого необходимо обладать такими способностями, как коммуникабельность, рефлексивность и самообладание. Например, замечено, что чем тише и неотчетливее человек произносит свое имя при знакомстве, тем более у него развит комплекс неполноценности. Если руководитель представляет себя четко и громко, это говорит о его уверен-

130

ААЯОГЕЁ 1 ТЭаТапёТаТ оГёааЭпеоаоа | 2009 | 1 3

ности, твердости характера и серьезных намерениях.

Немаловажное значение играет флюидное излучение: особый блеск в глазах, чарующая улыбка, своеобразная интонация голоса, привлекательность манер поведения. Иногда мы замечаем, как бессознательно начинаем помогать людям, которым мы не собирались оказывать никакой услуги, только благодаря мягкой интонации голоса или дружескому пожатию.

Нельзя не сказать о face building, что означает строительство лица и представляет собой особую мини-технологию в имиджировании. Овладение ею — наиболее сложная часть всего процесса имиджирования. Возможны два варианта. Первый реализуется визажистами, второй рас-читан на энтузиазм тех, кто самостоятельно желает «сделать» лицо, ориентируясь на ситуацию и используя различные лицевые маски. Для этого необходимо прежде всего обладать специальными знаниями по использованию техники виза-жа. Неудивительно, что в стремлении к совершенству личного имиджа лидерские позиции принадлежат женщинам, так как они умеют пользоваться привилегиями при достижении поставленных целей.

В face building особое внимание уделяется улыбке, которая преображает лицо и передает массу эмоциональных оттенков. Обращается внимание и на глаза. Беспокойный взгляд выдает беспокойство, смятение в мыслях и неуверенность, спокойный отличает уверенного в себе, знающего свое дело человека, дружелюбный привлекает и располагает собеседника. Технология face building помогает использовать естественную выразительность взгляда [4, с. 60— 61].

Немаловажно для руководителя умение одеваться. «Я твердо верю в то, что от того, как вы одеты, зависит впечатление о вас: кто вы и что вы собой представляете. Это — первое впечатление. Я не думаю, что есть такой человек, который, будь то в деловой обстановке или на отдыхе, не хотел бы выглядеть значительным», — писал Билл Бласс в New York Magazine. Имидж, создаваемый с помощью одежды, играет важную роль о том, как вас воспринимают другие [5, с. 25].

В руководителе должны сочетаться высокая квалификация, умение мотивировать достижение заданной цели и слушать людей. Хороший управляющий должен владеть спецификой построения работы в высококонкурентной среде, быть готов постоянно обучаться, чтобы оттачивать навыки. Важен и командный дух. Еще одно значительное качество руководителя — желание действовать.

У каждого руководителя должен быть индивидуальный опыт. При оценке управленческих

задач он должен исходить из личного их осмысления и создавшейся конкретной ситуации. Для нормального функционирования организации руководители должны принимать эффективные решения и, следовательно, выбирать верные стратегии и тактики решения задач. Для выбора адекватной стратегии руководитель должен не только правильно оценивать управленческую ситуацию, но и правильно соотносить перспективы и текущие задачи [2, с. 21—22].

Руководитель должен быть лидером. Лидеры оцениваются по таким характеристикам, как безопасность, квалификация и динамизм. Получающий высокую оценку по шкале безопасности характеризуется такими словами, как добрый, дружеский, приятный, прощающий, честный, теплый, общительный и др. Негативные черты описываются словами жестокий, опасный, недружелюбный, неприятный, нечестный, холодный, эгоистичный, невнимательный. В шкале квалификации лучшие показатели у тех, кого мы считаем профессионалом, опытным, умелым, информированным, способным, авторитетным, умным. Низкие оценки имеют те, кого мы относим к неумелым, неинформированным, неавторитетным, глупым. Динамический фактор описывается такими словами, как агрессивный, решительный, искренний, сильный, смелый, активный, энергичный, быстрый. В сумме эти три шкалы сильно влияют на доверие к коммуникатору, формулируя имидж лидера. Лидер одновременно должен обладать набором не только «героических» характеристик, но и «человеческих» черт.

Каждый руководитель должен обладать дидактическими, перцептивными, экспрессивными, авторитарными, коммуникативными, личностными, организаторскими, гностическими способностями и способностями к концентрации. Это индивидуально-психологические качества, неотъемлемой частью входящие в модель «идеального управляющего». Они находятся в тесной диалектической взаимосвязи. Отсутствие какой-либо составляющей затрудняет работу руководителя [5, с. 64—66].

Наиболее важно для менеджера схватывать все на лету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и не прекращается. Менеджеру должны быть присущи дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность, поэтому необходимо контролировать эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных. Отличительными чертами менед-

Ййбёу «УеТ m ёчйпеёй Гаоеё»

131

жера должны быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося себя в жертву и не становясь «работоманом» (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом). Силы нужно беречь для главного, не растрачивать впустую, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т. е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте. С точки зрения контактности, можно выделить несколько типов менеджеров:

1) те, кто большую часть времени, примерно 2/3, тратят на подчиненных и только 1/3 — на осуществление внешних связей;

2) те, кто уделяют и тому и другому примерно равное время;

3) те, кто осуществляют только вертикальные контакты с начальством и подчиненными, но не желает поддерживать связь с коллегами своего уровня.

4) те, кто сторонятся всех контактов.

Первый и второй типы хороши для оперативного управления, четвертый — для стратеги-

ческого. Третий и четвертый типы не отвечают требованиям, предъявляемым к современным управляющим.

Важное качество менеджера — реализм, умение правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных.

Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь.

Самое главное — менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску, уметь определить объем служебных полномочий. Для этого необходимо обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач. Нужно иметь в виду, что нет и не будет менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации [3].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Веснин В. Р. Менеджмент для всех / В. Р. Веснин. — М. : Знание, 1994. — 17З с.

2. Иванушке П. Главное не мешать хорошим людям работать / П. Иванушко // Управление персоналом. — 2002. — № З. — С. 21—22.

3. Ларионов В. Г. Качества современного менеджмента / В. Г. Ларионов, О. Н. Мельников // Рос. предпринимательство. — 2001. — № б [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://

www.creativeeconomy.ru/library/prd589.php. — Загл. с экрана.

4. Рогачева М. И. Имидж — составляющая успеха руководителя / М. И. Рогачева // Управление персоналом. — 2004. — № 17. — С. б0—б2.

З. Сабат Э. М. Бизнес-этикет / Э. М. Сабат ; пер. с англ. Б. Н. Осетрова. — М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 240 с.

З. Станкин М. И. Психология управления / М. Станкин // Управление персоналом. — 2002. — № З. — С. б4—бб.

Поступила 13.05.09.

1З2

ААЯОГЕЁ 1 TбaTanёTaT бГёаабПёоаоа | 2009 | 1 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.