Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЧЕЛОВЕКА АБСУРДА НА ОСНОВЕ ЭССЕ А. КАМЮ "МИФ О СИЗИФЕ"'

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЧЕЛОВЕКА АБСУРДА НА ОСНОВЕ ЭССЕ А. КАМЮ "МИФ О СИЗИФЕ" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
889
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ АБСУРДА / ЧЕЛОВЕК АБСУРДА / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / А. КАМЮ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сергеева Е. К.

В статье анализируются основные черты человека абсурда, за материал взята работа А. Камю «Миф о Сизифе». Рассматриваются герои абсурда, предложенные философом. Проводится сопоставление с рядом других работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЧЕЛОВЕКА АБСУРДА НА ОСНОВЕ ЭССЕ А. КАМЮ "МИФ О СИЗИФЕ"»

УДК 13

Сергеева Е.К.

студентка 3 курса ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (Россия, г. Ставрополь)

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЧЕЛОВЕКА АБСУРДА НА ОСНОВЕ ЭССЕ А. КАМЮ «МИФ О СИЗИФЕ»

Аннотация: в статье анализируются основные черты человека абсурда, за материал взята работа А. Камю «Миф о Сизифе». Рассматриваются герои абсурда, предложенные философом. Проводится сопоставление с рядом других работ.

Ключевые слова: философия абсурда, человек абсурда, экзистенциализм, А. Камю.

Альбер Камю (1913 - 1960) - выдающийся французский писатель, философ и публицист. Основу его творчества составляет философия абсурдизма, ставшая частью экзистенциалистских взглядов. В отличие от экзистенциализма, одной из целью которого является вечный поиск смысла жизни, абсурдизм приходит к выводу, что жизнь бессмысленна. Сам по себе абсурд существовать не может, именно поэтому найти его представляется возможным только лишь в потоке человеческого сознания [1, с. 4]. Следовательно, изучение абсурдизма вне индивида является невозможным. Именно поэтому особо важную часть в эссе «Миф о Сизифе» занимает описание человека абсурда. Альбер Камю показывает данный вид на примере трёх различных личностных идентификациях, делая упор непосредственно на их особую причастность к философии абсурда.

Поприще человека абсурда - это его время. Так полагал Гёте. Действительно, такой человек не отрицает вечность, но ничего не делает для того, чтобы достичь её и наслаждаться. Он лишь живёт в своих пределах, предоставленных ему свыше. Это ему доставляет удовольствие. Этим он и довольствуется. Абсурд приводит индивида к тому, чтобы он жил и чувствовать здесь и сейчас [2, с. 128]. Никакие угрызения совести не

могут помешать человеку абсурда. Он словно живёт без Бога, но это не значит, что без любви в сердце. «Чем больше любят, тем прочнее утверждается абсурд», утверждает Камю [3,с. 213]. Исходя из этого заявления, можно предположить, что один из явных людей абсурда является страстный человек, а именно «Дон Жуан». Несмотря на всю свою любвеобильность, он не верит в глубокий смысл любви. Она веселит его душу. Любовь лишь связывает его с помощью желания и нежности. Своё поприще, время, он не отделяет от себя. Для него «любовные коллекции» - неприемлемы, так как они вновь и вновь отталкивают его в прошлое, которое он отвергает. Его цель - проникнуться во всё множество объектов любви. Самая главная черта «Дон Жуана»: он не видит в своих поступках ничего предосудительного, он готов за всё расплатиться, использовать опыт прошлого для спокойного будущего. Другими словами, он сам несёт ответственность за свои действия.

Театральное представление - удел следующего героя абсурда. Актёр слово проникает в чужие жизни, наполняет их разнообразием. Сыграть - самому испытать всё разнообразие чужих судеб [3, с. 223]. Слава актёра достаточно неоднозначна, в отличии от писателя или поэта, актёр не оставляет никаких документальных или письменных источников своего творчества, может, только лишь фотографию. Сегодня существует множество историй о печальной судьбе актера, который «вжился в роль» достаточно сильно и не «смог выйти из неё». Актёр навсегда теряет свою идентичность, его мысли и чувства отныне принадлежать не ему, а его герою. Однако не стоит рассматривать данного персонажа только лишь с профессиональной точки зрения. Актёром может считаться всякий человек, для которого «казаться - это быть», в независимости от его профессии и рода деятельности. Абсурд «актёрской жизни» состоит в том, что человек теряет смысл найти своё предназначение в жизни под тяжестью других судеб, которых ему предстоит сыграть.

Цель завоевателя - оставить след в истории, а также повлиять на культуру. «Завоеватели знают, что действие само по себе бесполезно. Существует лишь один вид полезного действия - действие, которое переделало бы человека и жизнь на земле» [3, с. 235]. Именно это высказывание является правилом жизни завоевателем. Переделать человека и жизнь - его цель. Для завоевателя, в отличии от актёра и Дон Жуана, есть

только один вид победы - навеки, победа над собой. Только в этом случаем у него есть возможность почувствовать себя богоравным. Но не каждый способен стать завоевателем. Только тот, кто чувствует в себе достаточное количество сил и смелости, чтобы достичь каких-либо высот.

Три типа человека абсурда раскрывает перед нами Альбер Камю. Однако это лишь эфемерные примеры. «Достаточно знать и ничего не скрывать». Знание делает человека мудрым, нежелание что-то скрыть - глупым. Абсурд находит себя в человеке такого типа. Поселяется в нем, с ним живет и умирает.

Список литературы

1. Бурханов А. Р. Альбер Камю об экзистенциалах человеческого бытия // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. 2012. С. 3-7.

2. Демидова С. А. Человек перед «лицом» абсурда: проблема экзистенциального выбора в философии Альбера Камю // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2016. С. 127-132.

3. Камю А. Посторонний. Миф о Сизифе. Калигула // Эксклюзивная классика. 2018. С. 381.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.