Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ БАРЬЕРЫ НА ПУТИ ПРОМЫШЛЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЕАЭС И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ'

ОСНОВНЫЕ БАРЬЕРЫ НА ПУТИ ПРОМЫШЛЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЕАЭС И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРОМЫШЛЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / НИОКР / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / АТЛАС ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисенко Наталья Алексеевна

В данной статье представлены основные препятствия для промышленного сотрудничества стран ЕАЭС, которые выражаются как в барьерах и ограничениях, представленных в Реестре препятствий ЕАЭС, так и в отсутствии согласованной (скоординированной) промышленной политики. Статья раскрывает перспективные направления промышленного сотрудничества союзных государств. Обозначены шаги преодоления препятствий на пути промышленной кооперации. Выявлена необходимость институциональных изменений для ускорения процесса кооперационного сотрудничества и создания инновационных проектов с целью способствования переходу государств ЕАЭС к новому технологическому укладу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисенко Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF INDUSTRIAL COOPERATION IN THE EAEU

This article presents the main obstacles to industrial cooperation of the EAEU countries, which are expressed both in the barriers and restrictions presented in the Register of Obstacles of the EAEU, and in the absence of a coherent (coordinated) industrial policy. The article reveals promising areas of industrial cooperation between the Union states. The steps to overcome the obstacles to industrial cooperation are outlined. The need for institutional changes to accelerate the process of cooperative cooperation and the creation of innovative projects in order to facilitate the transition of the EAEU states to a new technological order is identified.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ БАРЬЕРЫ НА ПУТИ ПРОМЫШЛЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЕАЭС И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

204

DOI:10.38197/2072-2060-2022-234-2-204-219

основные барьеры на пути промышленного

СОТРУДНИЧЕСТВА

в еаэс и пути

их ПРЕОДОЛЕНИЯ1 PROBLEMS AND PROSPECTS OF INDUSTRIAL COOPERATION IN THE EAEU

БОРИСЕНКО НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА

Доцент кафедры экономической теории, ГОУ ВПО «Кыргызско-Российский Славянский университет имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина», к.э.н.

NATALIA A. BORISENKO

Associate Professor of the Department of Economic Theory, Kyrgyz Russian Slavic University named after First President of Russia B.N. Yeltsin, candidate of Economic Sciences

АННОТАЦИЯ

В данной статье представлены основные препятствия для промышленного сотрудничества стран ЕАЭС, которые выражаются как в барьерах

1 Подготовлено по материалам доклада на Международном научном семинаре (в рамках Делового Форума 2021 «Стратегия опережающего развития ЕАЭС») «Образ ноономики как целевой ориентир евразийской интеграции».

и ограничениях, представленных в Реестре препятствий ЕАЭС, так и в отсутствии согласованной (скоординированной) промышленной политики. Статья раскрывает перспективные направления промышленного сотрудничества союзных государств. Обозначены шаги преодоления препятствий на пути промышленной кооперации. Выявлена необходимость институциональных изменений для ускорения процесса кооперационного сотрудничества и создания инновационных проектов с целью способствования переходу государств ЕАЭС к новому технологическому укладу. ABSTRACT

This article presents the main obstacles to industrial cooperation of the EAEU countries, which are expressed both in the barriers and restrictions presented in the Register of Obstacles of the EAEU, and in the absence of a coherent (coordinated) industrial policy. The article reveals promising areas of industrial cooperation between the Union states. The steps to overcome the obstacles to industrial cooperation are outlined. The need for institutional changes to accelerate the process of cooperative cooperation and the creation of innovative projects in order to facilitate the transition of the EAEU states to a new technological order is identified.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Промышленная политика, научно-техническое сотрудничество, промышленная кооперация, НИОКР, инновационное развитие, Атлас промышленности. KEYWORDS

Industrial policy, scientific and technical cooperation, industrial cooperation, R & D, innovative development, Atlas of Industry.

Р

ассматривая основные барьеры на пути развития промышленного сотрудничества в ЕАЭС и пути их преодоления, необходимо выделить основные препятствия

20

и ограничения, препятствующие активному скоординированному объединению усилий в направлении движения к новому технологическому укладу. Государства — члены Союза еще не перешли к скоординированной (согласованной) промышленной политике, в связи с наличием барьеров и ограничений. «Практика выявления и устранения препятствий показала необходимость подготовки новой редакции Методологии разделения препятствий, которая разработана комиссией и уже вступила в силу. Однако появляются новые препятствия. Сохраняется соблазн создавать более выгодные условия для местных субъектов хозяйствования. В ответ на этот национальный протекционизм партнеры по союзу поступают аналогично, как результат — девальвация интеграционных преимуществ, признаки торговых споров» [1]. По словам Мясниковича, «считаем, что союзные и национальные интересы должны реализовываться в комплексе. В этом сила ЕАЭС, залог ценности союза для людей и бизнеса» [1].

Созданию Союзом промышленного комплекса мешает отсутствие сопутствующей базовой инфраструктуры: общих рынков нефти и нефтепродуктов, общего рынка газа, общего электроэнергетического рынка Союза. Необходимо преодоление барьеров в области достижения единых рынков, так как их отсутствие вызывает мультипликационные эффекты в торможении развития всего промышленного сектора и создания единой транспортно-логистической системы для снижения издержек перевозок.

Другим препятствием является отсутствие единых и прозрачных подходов к определению: технических возможностей систем транспортировки нефти и нефтепродуктов, расположенных на территориях государств-членов; сво-

бодных мощностей газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов; технической возможности при передаче электроэнергии на территориях государств-членов. К данному аспекту также относится проблема отсутствия единых правил доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, расположенным на территориях государств-членов и к услугам субъектов естественных монополий государств-членов в сфере электроэнергетики. Также существует ограничение в предоставлении равного доступа к газотранспортным системам государств-членов производителям газа, не являющимся собственниками газотранспортных систем.

Важным ограничением для развития потенциала союзной промышленности видится отсутствие единой стратегии промышленного развития стран Союза. Структурная технологическая перестройка предприятий в условиях нового технологического уклада, а также технологическая импор-тозависимость представляют собой опасность сохранения догоняющего развития.

Мешает отсутствие регламентаций в законодательствах государств-членов механизма поддержания рыночных цен, обеспечивающих коммерческую рентабельность продажи газа на территориях государств-членов.

Также существуют «изъятия, связанные с установлением мер в отношении инвестиционных соглашений, заключенных в соответствии с национальными нормативно-правовыми актами государств-членов и Решением Комиссии ТС от 27 ноября 2009 г. № 130 „О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"» [2].

208

Безусловно, преодоление данных изъятий и ограничений будет способствовать ускоренному развитию евразийского объединения. Быстрым этот процесс назвать сложно. Согласование и договоренности идут длительный период, что существенно затормаживает разработку и реализацию согласованной промышленной политики.

При рассмотрении основных барьеров на пути развития промышленного сотрудничества в ЕАЭС особую актуальность в настоящее время приобретает исследование геополитических, геоэкономических вызовов и рисков, связанных с событиями на Украине. Возникающие в связи с этим новые барьеры и ограничения могут стать факторами, препятствующими объединению усилий стран ЕАЭС в выработке и реализации общей экономической политики.

Санкции, введенные против Российской Федерации, так или иначе коснулись всех государств — членов ЕАЭС, так как львиную долю в Союзе занимает именно российская экономика. Также ситуацию усугубляют и санкции, действующие против Беларуси, снижая возможности экспорта белорусских товаров в Европу. Могут затронуть логистические трудности и Казахстан, который экспортирует нефть через черноморский порт Новороссийск на мировые рынки.

Следует обратить внимание и на рынки продовольственных товаров. Серьезным образом на рост цен оказало влияние ограничений поставок РФ на рынки Казахстана и Кыргызстана сахара, растительного масла и некоторых круп. Пострадал и аграрный сектор в результате возникших трудностей с поставкой в Казахстан инкубационных яиц из Турции, удобрений и семян для Кыргызстана в связи с ограничением их вывоза из России. В ответ на сложившуюся ситуацию государства — члены Союза вынуждены

вводить ограничения на вывоз соответствующих товаров и в своих государствах, дабы обеспечить рынок недостающим продовольствием. Рост цен на продовольственные товары существенным оказался и в Армении.

Что же касается выигрыша от интеграционного объединения на данном этапе, то хорошо его на себе ощутили как Армения, так и Кыргызстан от сохранившейся цены на газ и не существенно изменившейся цены топливо. Главное, не стоит упускать новые возможности для высвобожденных санкциями новых ориентиров и ниш на рынках стран ЕАЭС. Главное в данной ситуации — верно определить приоритетные направления в развитии в новых условиях, усиливая уже сложившиеся межстрановые взаимодействия, наращивая поставки продукции собственного производства.

К тому же мировые тенденции свидетельствуют о «необходимости углубления научно-технического сотрудничества, для которого ЕЭК рекомендует согласовать следующие меры:

— создать специальный фонд для финансирования научных исследований, включая спец. фонды для венчурных проектов;

— проработать возможности унификации и гармонизации правового регулирования в области научно-технического и инновационного сотрудничества, включая совершенствование механизмов финансирования научно-технологических проектов и формирование единого цифрового промышленного пространства;

— включить в Договор о ЕАЭС положение о научно-техническом сотрудничестве» [3].

В настоящее время базовым инструментом международного научно-технологического и инновационно-про-

210

изводственного сотрудничества научных организаций, государственных структур, бизнеса и промышленных предприятий выступают Евразийские технологические платформы (ЕТП) — площадки для проведения и внедрения в практику НИОКР.

В группе стран ЕАЭС лидирующую позицию по показателю затрат на НИОКР в % от ВВП занимает Россия (1,1%), за ней следует Республика Беларусь (0,5%). В Армении — 0,2%. Необходимо отметить, что, «несмотря на значительную разницу в объемах казахской и кыргызской экономик, затраты на научные исследования и разработки в этих странах находятся примерно на одном уровне и составляют от 0,12% до 0,17% ВВП» [4] в разные годы на протяжении нескольких посткризисных лет. Известно, что «в случае если значение этого показателя не превышает величину 1%, то в течение 5-8 лет начинается разрушение научно-технического потенциала страны, происходит деградация науки» [4]. Это обстоятельство влечет за собой снижение конкурентоспособности экономики.

«Даже в условиях достижения целевых параметров национального проекта „Наука" расходы России на науку увеличатся к 2024 году только до 1,2% ВВП. При этом в Китае эти расходы составляют 2,1% ВВП, в США — 2,7% ВВП, в Германии —2,9% ВВП, а в странах-лидерах (Израиль, Республика Корея) превышают 4% ВВП. В этом случае, по оценке Института Внешэкономбанка, расходы на НИОКР могут обеспечить не более 0,15% потенциального роста ВВП в ближайшие 10-15 лет, что не соответствует задаче перехода к преимущественно инновационной модели развития» [5].

Согласно данным статистического сборника «Индикаторы науки: 2019», в 2017 г., «занимая 10 место в мире

по затратам на науку и лидируя по абсолютным масштабам занятости в науке, по количеству патентных заявок Россия отстает от США почти в 16 раз, от Китая — в 38 раз» [5]. Значительным является разрыв между Россией и странами-лидерами в части зарегистрированных патентов по наиболее актуальной научно-технологической тематике, например в таких сферах, как робототехника, новые материалы, аддитивные технологии, индустриальный интернет и т.д.

Большое значение имеет развитие таких направлений, которые являются смежными с другими отраслями и через мультипликационный эффект будут способствовать росту производства и вовлеченности всех государств — членов ЕАЭС. Таковым проектом становится авиастроение, где будут задействованы такие отрасли, как черная и цветная металлургия, приборостроение, станкостроение, машиностроение и другие.

В рамках перехода к новому технологическому укладу особенное внимание следует уделить станкостроению. После распада Советского Союза техническое перевооружение практически не производилось, инвестиции в этот процесс по сравнению с мировыми тенденциями минимальны. В таких условиях не приходится надеяться на скорый рост производительности труда и эффективности производства. Процесс реиндустриализации на предприятиях должен осуществляться ударными темпами, что позволит отрасли станкостроения развиваться ввиду расширения потребностей внутреннего рынка и в рамках политики импортоза-мещения на данном этапе. В дальнейшем данная отрасль сможет продолжить свое развитие в результате заключения партнерских соглашений для расширения экспорта в третьи страны.

Большое значение в современных условиях имеют химическая и фармацевтическая промышленность. Значительный дефицит отдельных сложных химических продуктов (поливинилхлориды, полиэфиры, поликарбонаты и др.) может быть покрыт за счет внутренних ресурсов ЕАЭС, а не за счет импорта товаров. Фармацевтическая промышленность — широкое поле для исследовательских кооперационных проектов и производства готовых лекарственных средств и субстанций.

Условия новой промышленной революции говорят о выходе на ведущие позиции инновационной сферы и разработки новых технологий. Среди подобных отраслей приоритетными обозначены авиакосмическое направление, биотехнологии, микроэлектроника, фармацевтика, нано-и композиционные материалы и др. В этом направлении прорабатывается ряд инициатив, сформирован перечень индустриально-инновационной инфраструктуры, представлена база крупнейших инвестиционных проектов, создан Евразийский дивизион Международной ассоциации технопарков (International Association of Science Parks, IASP) в 2017 г. для укрепления и расширения научно-технического сотрудничества.

Важно отметить, что «догоняющая постиндустриализация» не приведет нас в число лидеров современного рынка. Конечно же, сам по себе инновационный рост не может стать гарантией действительной трансформации национальных экономик и введения ЕАЭС в ряды экономических лидеров. Также и рассчитывать на «квазиинвестиции» не стоит, ведь так можно стать не только реципиентом технологий вчерашнего дня, но и остаться на незавершенном пути импортоза-мещения технологического характера. Наличие собственной

научно-исследовательской базы позволит преодолеть риск остаться в отстающих позициях и попасть в ловушку технологического иждивенчества, что фактически означает консервацию технологического отставания.

Для осуществления технологического прорыва требуется наднациональная координация участников технологических разработок и существенная концентрация ресурсов, однако механизмы рынка не могут гарантировать преодоления этих барьеров. В этом направлении необходимо добиваться сотрудничества государства, бизнеса и науки на базе ЕТП, которое будет способствовать выработке актуальных приоритетов развития производства, а также своевременного изменения и адаптации к институциональным условиям. Особенно важным данное партнерство станет в рамках стратегии опережающей коммерциализации научных разработок и идей. Такая стратегия может стать наиболее подходящей для ЕАЭС, обладающей большим научно-техническим и научно-технологическим потенциалом.

В настоящее время прорабатывается вопрос о функционировании Евразийского инжинирингового центра (ЕИЦ), который и станет координационным органом, способствующим генерации и внедрению инновационных технологических решений для ускорения автоматизации и роботизации производственных процессов на промышленных предприятиях. В 2016 г. была утверждена концепция создания ЕИЦ по станкостроению, а также определены координаторы в Армении, Беларуси, Казахстане и России. Наибольший интерес будет представлен в новейших отраслях, актуальных для цифровой экономики.

Для предотвращения технологического отставания разработана карта индустриализации ЕАЭС, которая

214

станет основным инструментом координации действий государств — членов ЕАЭС по импортозамещению и мониторингу технологической импортозависимости государств, определению потенциала в развитии отдельных отраслей промышленности и возможности организации кооперационных связей, представленные имеющиеся кооперационные связи Союза помогут избежать дублирования разработок и исследований и двигаться в направлении специализации производства. В нее вошли 185 крупных инвестиционных и значимых проектов стоимостью более 300 млрд долл. США в 21 подотрасли, более 550 технологических направлений, по которым в ЕАЭС есть необходимость в им-портозамещении в 30 подотраслях промышленности [1]. Карта индустриализации будет способствовать проработке совместных программ и проектов по увеличению и обновлению производственных мощностей, созданию межотраслевых связей производителей, а также более эффективному использованию потенциала государств — членов ЕАЭС.

Однако актуальным вопросом остается создание Атласа промышленности, о котором ЕЭК концептуально высказывалась еще в 2018 г., где бы могли быть объединены данные о мониторинге субсидий для промышленного сектора, об инвестиционных возможностях и страховании, а также доступе к геоинформационной системе. Также Атлас должен содержать информацию об уровне используемых технологий на промышленных предприятиях, для возможности их оценки при проработке кооперационных связей.

Важно масштабирование и распространение эффективных практик государств — членов ЕАЭС на пространстве интеграционного объединения. В рамках развития информационных технологий был создан первый Парк высоких

технологий в Беларуси, опыт создания которого позже перенял Кыргызстан. Однако Парк инновационных технологий, созданный в Казахстане, имеет более широкий охват задач и возможностей, что позволяет не только аккумулировать ИКТ, но и разрабатывать инновационные продукты, новые технологии и многое другое, что позволит при формировании единого направления кооперационных задач по НИОКР объять более широкий круг программ и заинтересованных сторон. Именно подобные центры и станут генератором «знаний», которые и являются основой формирования ноономики — главного приоритета развития. Однако, по словам С.Д. Бодрунова, «удержание контроля над „производством знаний" недостаточно для устойчивого развития, и что сама „экономика знаний" может полноценно развиваться только в связке с индустриальным высокотехнологичным ядром хозяйственной системы» [6]. О чем нам это говорит? О той проблеме, которая нарастает все больше. Это экспорт знаний в более развитые страны, где их коммерциализация осуществляется колоссальными темпами в связи с реиндустриализацией и формированием основ становления [6] технологического уклада и возможностями инновационного прорыва.

Ускорению процесса выравнивания уровня развития государств — членов ЕАЭС может способствовать Институт развития ЕАЭС, инициатором создания которого выступил Кыргызстан. «По мнению кыргызской стороны, цель нового института — сокращение диспропорций в развитии стран ЕАЭС, сближение экономик и опережающее развитие Союза в целом. Предполагается, что проектируемый институт развития займется реализацией целевых программ развития» [7]. На заседании рабочей группы по данной инициати-

21

ве С.Ю. Глазьев предложил создание Евразийского агентства развития, которое бы работало на рыночных началах. Данный вопрос пока не решен и продолжает прорабатываться.

Главным способом повышения конкурентоспособности государств — членов ЕАЭС на третьих рынках станет развитие специализации через скоординированную промышленную политику, прорабатывание «евразийских» цепочек стоимости с применением уже имеющихся обрабатывающих производств, где представлены существенные преимущества. Важно отметить необходимость выстраивания системы долгосрочного прогнозирования как для национальных государств, так и ЕАЭС в целом, включающего как технологические аспекты, так и требующуюся информационную структуру. Большую роль играет процесс анализа глобальных технологических трендов, а также оценка новых технологических решений и объектов интеллектуальной деятельности на вопрос их применения на пространстве Союза. Евразийскому союзу нужно включиться в глобальные технологические рынки и определить в них свои ниши в глобальном пространстве. В этих целях важно стимулирование тиражирования и масштабирования лучших практик совместных проектов и образование консорциумов лучших НИИ и вузов в условиях формирования обозначенных технологических платформ; определение деликатной роли государства на вновь зарождающихся рынках технологий; устранение законодательных барьеров и создание единого рынка технологий; нормативное определение союзного товара и определение четких индикаторов его качественных характеристик.

Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что основными направлениями промышленного сотрудничества

в условиях Четвертой промышленной революции и смены господствующей индустриальной парадигмы являются проекты в сфере инновационного развития промышленности, реиндустриализация с применением цифровых технологий, кооперация в сфере НИОКР на основе «создания союзных инновационно-промышленных кластеров» [8] (базирующихся на ЕТП), налаживание кооперационных связей в области машиностроения, станкостроения, авиастроения, химической и фармацевтической промышленностей через создание и отработку институциональной и организационной структур взаимодействия заинтересованных сторон. В свете сохранения санкционного давления на Российскую Федерацию и Беларусь технологическая и научная кооперация становится все более острой необходимостью, ведь в долгосрочной перспективе инновационное развитие будет способствовать не только ускоренному развитию евразийского объединения, но и уверенному включению государств — членов ЕАЭС в мировое пространство на новых позициях.

Библиографический список

1. М. Мясникович. Евразийский экономический союз может столкнуться с большей конкуренцией / ГАЗЕТА № 036 (3325) (2403)/ https://www.rbc.ru/newspaper/2021/03/24/605996609a7947bce7b7 5b75.

2. Барьеры, изъятия и ограничения ЕАЭС / Доклад ЕЭК, 2016.

3. Доклад о реализации основных направлений интеграции в рамках Евразийского экономического союза. 2018 г. // ЕЭК: http:// eec.eaeunion.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_razv_integr/ PagesАналитические%20доклады.aspx.

4. И.В. Салтанова. Доклад о наукоемкости ВВП в Республике Беларусь и зарубежных странах // ГУ «БелИСА», Минск. Беларусь //

218

^1р5://еИЬ.Ь$и.Ьу/Ьк5й'еащ'1Л96171Л23456789/Салтанова_О20% НАУК0ЕМК0СТИ20%ВВП^.

5. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Определение основных причин, сдерживающих научное развитие в Российской Федерации: оценка научной инфраструктуры, достаточность мотивационных мер, обеспечение привлекательности работы ведущих ученых» // https://ach.gov.ru/ checks/9658.

6. Бодрунов С.Д. Ноономика: траектория глобальной трансформации / Монография. — М.: ИНИР; Культурная революция, 2020. — 224 с.

7. ЕЭК рассмотрела инициативу Кыргызстана о создании нового института развития // http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/ news/Pages/15-07-2020-3.aspx.

8. Н.А. Борисенко. Цифровая промышленность: возможности сотрудничества и технологического прорыва стран ЕАЭС // В сборнике: Форсайт «Россия»: будущее технологий, экономики и человека. Сборник докладов Санкт-Петербургского Международного экономического конгресса (СПЭК-2019). Институт нового индустриального развития имени С.Ю. Витте. Санкт-Петербург, 2019. С. 783-791.

References

1. M. Myasnikovich. The Eurasian Economic Union may face more competition / GAZETA # 036 (3325) (2403)/ https://www.rbc.ru/newsp aper/2021/03/24/605996609a7947bce7b75b75.

2. Barriers, exemptions and restrictions of the EAEU /Report of the EEC, 2016.

3. Report on the implementation of the main directions of integration within the framework of the Eurasian Economic Union. 2018 // EEC: http://eec.eaeunion.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_razv_ integr/PagesАналитические%20доклады.aspx.

4. I.V. Saltanova. Report on the science intensity of GDP in the Republic of Belarus and foreign countries // GU "BellSA", Minsk. Belarus.// https://elib.bsu.by/ЫtstreamЛ23456789Л96mЛ/Салтанова_О%20 НАУК0ЕМК0СТИ%20ВВП^.

5. Report on the results of the expert-analytical event "Identification of the main reasons hindering scientific development in the Russian Federation: assessment of the scientific infrastructure, the sufficiency of motivational measures, ensuring the attractiveness of the work of leading scientists" // https://ach.gov.ru/checks/9658.

6. Bodrunov S.D. Noonomika: Trajectory of global transformation / Monograph. - M.: INIR; Cultural Revolution, 2020. - 224 p.

7. The EEC considered the initiative of Kyrgyzstan to create a new development institution // http://www.eurasiancommission.org/ru/ nae/news/Pages/15-07-2020-3.aspx.

8. N.A. Borisenko. Digital industry: opportunities for cooperation and technological breakthrough of the EAEU countries // In the collection: Foresight «Russia»: the future of technology, the economy, and man. collection of reports of the St. Petersburg International Economic Congress (SPEC-2019). Institute of New Industrial Development named after S. Yu. Witte. Saint Petersburg, 2019. pp. 783-791.

Контактная информация / Contact information

ГОУ ВПО «Кыргызско-Российский Славянский университет им. Первого Президента Б.Н. Ельцина»

720000, Кыргызская Республика, город Бишкек, ул. Киевская, дом 44 Kyrgyz Russian Slavic University named after First President of Russia B.N. Yeltsin, candidate of Economic Sciences 44 Kievskaya Str., Bishkek, 720000, Kyrgyz Republic Борисенко Наталья Алексеевна / Natalia A. Borisenko natali7785@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.