Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
953
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / БАКАЛАВРЫ / PROFESSIONAL ORIENTATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INTERACTION / SOCIAL PARTNERSHIP / TARGET PROGRAM / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / EMPLOYER / BACHELORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корзникова Наталья Валерьевна, Газизова Альфия Ильдусовна

Актуальность представленной темы обусловлена тем, что на данный момент главная задача дополнительного образования состоит в том, чтобы вооружить обучающихся знаниями и навыками, которые не устареют в обозримом будущем, сформировать и развить такие личностные качества, которые максимально облегчат человеку процесс адаптации к социальным реалиям, позволят ему реализовать себя в сложном, противоречивом обществе наиболее адекватными в личностном и социальном планах способами. Таким образом, в настоящее время в дополнительном образовании детей особенно остро стоит вопрос совершенствования работы по повышению качества образования, результативности педагогической деятельности, оценки качества работы педагогического коллектива. Управление качеством образования выступает стратегическим компонентом в системе деятельности учреждений дополнительного образования, обеспечивая целенаправленную работу всех субъектов педагогического процесса по функционированию и развитию, а также созданию гибких организационных структур и многообразных образовательных и развивающих программ. Цель исследования, рассматриваемого в статье, - выявление системного подхода к управлению качеством образовательной деятельности в конкретном учреждении дополнительного образования. Вопрос качества образовательной деятельности рассматривается через содержание, особенности разработки и реализации Программы развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования Центр творческого развития «Октябрьский» (г. Ижевск), оцениваются итоги реализации программы «Мониторинг качества образовательной деятельности». Потребности детей и ожидания родителей в возможности и необходимости получения качественного дополнительного образования выдвигают новые требования к компетенциям современного педагога, который оказывает непосредственное влияние на качество образовательного процесса, поэтому особое внимание уделено описанию мобильной системы повышения профессиональной компетентности педагогических работников с учетом новых тенденций в дополнительном образовании. Результаты исследования доказывают необходимость планомерной работы по формированию механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии учебно-образовательного процесса в каждом образовательном учреждении. Теоретическая и практическая значимость данного исследования заключается в создании гибких методик, позволяющих образовательному учреждению подобрать подходящую ему систему оценивания качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корзникова Наталья Валерьевна, Газизова Альфия Ильдусовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN ASPECTS OF QUALITY MANAGEMENT IN EDUCATION ON THE EXAMPLE OF AN INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION

The relevance of the topic is due to the fact that the main task of additional education at the moment is to provide students with knowledge and skills that will not become outdated in the foreseeable future, to form and develop such personal qualities that will make it easier for a person to adapt to social realities, will help a person to fulfil himself/herself in a complex, contradictory society in the most adequate ways in personal and social terms. Thus, at present, the issue of improving work to improve the quality of education, the effectiveness of teaching activities, and assessing the quality of the work of the teaching staff is especially serious in the additional education of children. Quality management in education acts as a strategic component in the system of activities of additional education institutions, ensuring the purposeful work of all subjects of the pedagogical process in terms of functioning and development, as well as creating flexible organizational structures and diverse educational and developmental programs. The purpose of the study considered in the article is to find a systemic approach to managing the quality of educational activities in a particular institution of additional education. The issue of the quality of educational activities is considered through the content, aspects of the development and implementation of the Development Program of the municipal educational institution of additional education - the Center for Creative Development "Oktyabrsky" (Izhevsk), the results of the of the program "Monitoring of educational activities quality" implementation are evaluated. The needs of children and the expectations of parents for the possibility and necessity of getting high-quality additional education put forward new requirements for the competences of a modern teacher, who has a direct influence on the quality of the educational process. Therefore, special attention is paid to the description of a mobile system for improving the professional competency of teachers, taking into account new trends in additional education. The results of the study prove the need for systematic work to form a mechanism for a unified system for collecting, processing and storing information about the condition of the educational process in each educational institution. The theoretical and practical significance of this study lies in the creation of flexible methods that allow an educational institution to choose a suitable system for assessing the quality of education.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 201078 2020, № 11 (ноябрь) УДК 371.1.07

Основные аспекты управления качеством образования на примере учреждения дополнительного образования

Корзникова Наталья Валерьевна1

Институт развития образования, Ижевск, Россия nagapova2009@mail.ru

Газизова Альфия Ильдусовна2

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ, Казань, Россия

alfgazva@mail.ru

Аннотация. Актуальность представленной темы обусловлена тем, что на данный момент главная задача дополнительного образования состоит в том, чтобы вооружить обучающихся знаниями и навыками, которые не устареют в обозримом будущем, сформировать и развить такие личностные качества, которые максимально облегчат человеку процесс адаптации к социальным реалиям, позволят ему реализовать себя в сложном, противоречивом обществе наиболее адекватными в личностном и социальном планах способами. Таким образом, в настоящее время в дополнительном образовании детей особенно остро стоит вопрос совершенствования работы по повышению качества образования, результативности педагогической деятельности, оценки качества работы педагогического коллектива. Управление качеством образования выступает стратегическим компонентом в системе деятельности учреждений дополнительного образования, обеспечивая целенаправленную работу всех субъектов педагогического процесса по функционированию и развитию, а также созданию гибких организационных структур и многообразных образовательных и развивающих программ. Цель исследования, рассматриваемого в статье, - выявление системного подхода к управлению качеством образовательной деятельности в конкретном учреждении дополнительного образования. Вопрос качества образовательной деятельности рассматривается через содержание, особенности разработки и реализации Программы развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования Центр творческого развития «Октябрьский» (г. Ижевск), оцениваются итоги реализации программы «Мониторинг качества образовательной деятельности». Потребности детей и ожидания родителей в возможности и необходимости получения качественного дополнительного образования выдвигают новые требования к компетенциям современного педагога, который оказывает непосредственное влияние на качество образовательного процесса, поэтому особое внимание уделено описанию мобильной системы повышения профессиональной компетентности педагогических работников с учетом новых тенденций в дополнительном образовании. Результаты исследования доказывают необходимость планомерной работы по формированию механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии учебно-образовательного процесса в каждом образовательном учреждении. Теоретическая и практическая значимость данного исследования заключается в создании гибких методик, позволяющих образовательному учреждению подобрать подходящую ему систему оценивания качества образования.

Поступила в редакцию Received 18.09.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 28.10.20

Принята к публикации Accepted for publication 28.10.20 Опубликована Published 30.11.20

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Корзникова Наталья Валерьевна, аспирант АОУ ДПО Удмуртской Республики «Институт развития образования», директор МБОУ ДО Центр творческого развития «Октябрьский», г. Ижевск, Россия.

2 Газизова Альфия Ильдусовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ», г. Казань, Россия.

Ключевые слова: дополнительное образование, качество образования, мониторинг качества образования, управление образовательным учреждением, повышение профессиональной компетентности педагогических работников.

Введение

В современных условиях развития России существенно меняются акценты в образовательной подготовке подрастающего поколения. Все отчетливее обозначаются тенденции к гуманизации [1]. В своей работе А. И. Газизова, М. Н. Сираева ставят акцент на гуманитаризации образовательной среды [2].

Особую значимость в просветительской деятельности обретает управление контролем качества образования, в том числе и в системе дополнительного образования. Современная система дополнительного образования, по мнению Л. Г. Логиновой, направлена на возможность развития необходимых компетентностей у учащихся, позволяющих ориентироваться в явлениях действительности, включая актуальные проблемы общественной жизни: научить самоопределяться в мире ценностей и самостоятельно решать мировоззренческие, нравственные и эстетические проблемы; научить универсальным способам деятельности, применимым в стандартных и нестандартных ситуациях, - то есть сформировать условия для развития личности и черты, которые максимально облегчат человеку процесс вхождения в реальную жизнь, позволят ему наиболее быстро и качественно реализовать себя [3].

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» качество образования рассматривается как совокупная характеристика образовательной деятельности [4]. Каждое образовательное учреждение, в том числе учреждение дополнительного образования, ответственно за эффективность образовательных услуг и должно ее гарантировать, при этом оставаясь свободным в выборе инструментов, форм и методов организации учебного процесса в соответствии с его собственными возможностями и представлениями.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Качество образования - понятие, определяющее состояние и результативность процесса образования, в которое входит совокупность показателей, характеризующих различные аспекты образовательной деятельности учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т. п., которые в конечном счете обеспечивают развитие определенных компетенций обучающихся.

В своей работе Ф. Вирт, Д. Митчел и С. Маршал отмечают, что «история образования есть поиск качества» [5]. При наличии и многообразии целей и показателей качества этот поиск достаточно сложен. По мнению Дж. Гудлада, качество более неуловимо, чем любые показатели, замеренные стандартизованными тестами [6]. Ряд современных зарубежных авторов, говоря о качестве образования, считают, что качество результатов обучения напрямую связано с дальнейшими социальными результатами выпускников образовательных учреждений. Качество - определяющий элемент образования. Р. Нейлор, Р. Джеймс в своей работе говорят о том, что качество образования напрямую связано с дальнейшими социальными результатами выпускников [7].

Изучение опыта российских ученых и практиков в области качества образовательной деятельности показало следующее.

А. И. Газизова отмечает, что на современном этапе развития образования необходимо развитие новых подходов в обеспечении качества образования на основе мировых стандартов (развитие внутренней системы обеспечения качества, привлечение

экспертов обучающихся к внешней оценке и др.) и разносторонняя подготовка преподавателей к профессионально-педагогической деятельности [8]. Такой же точки зрения придерживается В. П. Панасюк, который считает, что современные подходы к управлению качеством образования в образовательной организации должны опираться на рекомендации международных стандартов качества, опыт инновационных работ в области качества образования [9].

О. Е. Лебедев предлагает результат образовательной деятельности рассматривать как уровень образованности обучающихся (образовательного результата), выделяя три подуровня: элементарную грамотность, функциональную грамотность, компетентность [10]. Тем не менее в последних работах автора прослеживается идея о том, что российская школа исчерпала свои возможности для повышения качества образовательных результатов [11].

Л. Г. Логинова качество дополнительного образования детей рассматривает как выявление глубинного и неотделимого свойства, каковым является «сущностное право человека на свободное самоопределение и самореализацию» [12].

По мнению А. В. Золотаревой, вопрос качества дополнительного образования следует рассматривать с позиций двух понятий: качество процесса и качество результата [13]. Качество процесса автор рассматривает через систему и взаимосвязь различных аспектов: качество целей, содержания, технологий, обеспечения. Следовательно, результат - это продукт процесса, и он будет качественным только тогда, когда будет соответствовать целям, содержанию и т. д.

Ю. С. Макарова, О. В. Кныш в своей работе пытаются обозначить современные подходы к пониманию тезиса «качество образования», определить критерии оценки качества образования в учреждении дополнительного образования в рамках введения профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых [14].

Таким образом, анализ состояния научных исследований и практики осмысления и использования зарубежного и российского опыта в вопросе определения качества образования позволил сформулировать следующее: качество как понятие имеет два аспекта: первый - это соответствие стандартам; второй - соответствие запросам потребителя.

Задачей учреждения дополнительного образования является предоставление возможности обучающимся получить максимально эффективное с их позиций и позиции их родителей образование, соотнесенное с совокупными требованиями к качеству образования будущей организации - потребителя продукции образовательного учреждения. Эффективность образования с учетом этих показателей приобретает относительный характер, так как каждый из потребителей вкладывает свой смысл в понятие эффективности.

В современных условиях каждая организация должна создавать собственную культуру качества, которая в образовании возникает тогда, когда решение проблем потребителя становится целью каждого сотрудника образовательного учреждения. При рассмотрении качества дополнительного образования в создании условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося и педагога решающее значение остается за обучающимися и их родителями.

В научной литературе существуют различные подходы к определению критерия качества и результативности деятельности учреждений дополнительного образования. Например, А. Я. Журкина отмечает, что таким критерием результативности во внеучебной деятельности выступает отношение ребенка к избранному виду деятельности [15]. На этом основании выделяются следующие уровни: развлечение, потреб-

ление, творчество. Под результативностью воспитательной деятельности Е. В. Титова понимает достижение педагогом такого качества организации деятельности обучающихся, которое обеспечивает реальные возможности: их разностороннего личностного проявления (положительная динамика проявлений ценностно значимых качеств личности), обогащения их личного опыта социальным и личностным содержанием; продуктивности их деятельности, выражаемой в соответствующих предметно-практических достижениях (личных, групповых, коллективных) [16]. В этой связи следует отметить, что в дополнительном образовании именно личные достижения ученика могут считаться существенным критерием качества и результативности обучения. Личностные достижения обучающегося в учреждении дополнительного образования можно рассматривать как изменения мотивационной, познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка, приобретенные в процессе успешного освоения выбранного вида деятельности. Для формирования такого опыта следует использовать образовательные возможности учреждения и научить учащихся учиться (используя ресурсы формального, неформального и информального образования); научить самоопределяться в мире ценностей и самостоятельно решать мировоззренческие, нравственные и эстетические проблемы; научить универсальным способам деятельности, применимым в стандартных и нестандартных ситуациях.

На основе проведенного анализа научной литературы очевидно, что на сегодняшний день существуют различные подходы к определению понятия «качество образования», что обусловлено его сложным интегративным характером. Оно является многомерным, поэтому в рамках проводимых исследований - применительно к сфере дополнительного образования - понятие «качество образования» будем рассматривать как категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям всех участников образовательного процесса.

Для нас представляет интерес в этом подходе акцент на социальный заказ общества и соотнесение качества образования с удовлетворением этого заказа.

Также нами были выявлены следующие составляющие качества дополнительного образования:

1. Доступность - создание условий и подбор инструментов для обучения детей с различными образовательными возможностями.

2. Нормативно-правовая база и санитарно-гигиенические требования - выполнение требований, предъявляемых к организации образовательного процесса.

3. Эффективная работа с обучающимися - результаты участия обучающихся в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, выставки и т. п.).

4. Индивидуализация образования - наличие системной диагностики и наблюдения за развитием обучающихся, наличие индивидуальных образовательных программ.

5. Современные технологии обучения - использование актуальных технических средств, организация деятельности по внедрению и разработке инновационных образовательных технологий.

6. Результативная воспитательная работа - высокий уровень удовлетворенности воспитательной работой со стороны обучающихся и родителей.

7. Высокая квалификация педагогических работников - наличие педагогического образования, системное повышение профессионального уровня педагогов, прохождение аттестации, самообразование.

8. Удовлетворенность образовательными услугами со стороны заказчиков (родителей и обучающихся).

Методологическая база исследования

Рассмотрим Программу развития (далее - ПР) МБОУ ДО ЦТР «Октябрьский», которая определяет общую стратегию развития муниципального учреждения дополнительного образования с 2016 года. В данной ПР были разработаны основные направления стратегии и функционирования учреждения в целом, механизмы их реализации, прогнозируемые результаты. Как отмечают Н. В. Корзникова, А. И. Гази-зова, основная идея данной Программы - инновационный путь развития учреждения на основе повышения качества образовательной деятельности [17]. Анализ деятельности учреждения во время реализации предыдущей ПР позволил сделать выводы об основных направлениях деятельности учреждения, определить основные преимущества и результаты работы, что отмечают авторы в работе [18].

Оценка актуального состояния внутреннего потенциала МБОУ ЦТР «Октябрьский» показала сильные и слабые стороны деятельности учреждения, что, в свою очередь, обусловило в дальнейшем объединение различных аспектов деятельности в рамках ПР учреждения в отдельные взаимосвязанные блоки:

1. Нормативно-правовое обеспечение - проведение анализа локальных нормативных актов, определение структуры учреждения.

2. Ресурсы - определение оптимальных условий для реализации модели организации образовательного процесса:

- инфраструктура - формирование в соответствии с современными требованиями;

- материально-техническая база - сохранение и постоянное развитие;

- кадры - развитие профессиональной компетентности педагогов с учетом новых тенденций в образовании.

3. Доступность и качество образовательной деятельности - определение социального заказа на образовательные услуги, обеспечение условий организации образовательного пространства, расширяющего возможности развития «разного ребенка».

4. Информатизация - внедрение современных электронных учебных материалов, электронных образовательных ресурсов, реализация дистанционных образовательных технологий.

5. Воспитание - повышение роли детского самоуправления, проектирование и внедрение новых форм досуговой деятельности.

6. Партнерство - развитие взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, общеобразовательными, общественными организациями и социальными партнерами.

7. Мониторинг - изучение потребностей всех участников образовательного процесса, организация внутреннего и внешнего мониторинга качества образования.

8. Безопасность - повышение уровня комплексной безопасности учреждения.

9. Управление - изменение структуры управления учреждения, перераспределение должностных обязанностей, что связано с составляющими качества дополнительного образования, рассмотренными выше.

Реализуя ПР, мы определили прямую связь между разными уровнями результата: уровнем ребенка, уровнем педагога и уровнем учреждения в целом. Эти результаты для учреждения являются основными, поэтому они отслеживаются с помощью мониторинга качества образовательной деятельности. Мониторинг как планомерное диагностическое выявление и оценивание проведенных педагогических действий в данном процессе становится специфическим инструментом системы обеспечения качества обучения в учреждении дополнительного образования. В учреждении с

2008 года ведется планомерная работа по формированию механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии учебно-образовательного процесса через реализацию программы «Мониторинг качества образовательной деятельности» по следующим направлениям:

- мониторинг качества образования - эффективность реализации дополнительных общеобразовательных программ, увеличение количества учащихся - участников международных, российских и республиканских мероприятий (призеры, победители);

- мониторинг воспитательной системы - количество и качество проведенных мероприятий, количество участников воспитательных мероприятий, удовлетворенность качеством мероприятий;

- мониторинг профессиональной компетентности педагогов, который ориентирован на следующие критерии: уровень качества преподавания, соответствие спектра реализуемых педагогических средств образовательным целям учреждения;

- социальный мониторинг - через изучение потребностей всех участников образовательного процесса в предоставлении услуг, удовлетворение условий и качества, через диагностику уровня социальной среды;

- мониторинг ИКТ - создание информационно насыщенного образовательного пространства, приобретение новой техники, увеличение количества педагогов, активно применяющих ИКТ в образовательном процессе;

- мониторинг пополнения материально-технической базы учреждения - стабильное обновление и пополнение технического парка.

Программа исследования в учреждении разработана на пять лет, с 2016 по 2020 год. Ежегодно разрабатывается план на текущий календарный год и составляется отчет по исполнению мероприятий плана.

Результаты исследования

В дополнительном образовании нет стандартов, но в каждой дополнительной образовательной программе есть «свой стандарт», есть свой результат, к которому нужно стремиться. Необходимость разработки новых моделей мониторинга качества подготовки обучающихся подтверждается тем, что процедуры проверки и оценки уровня подготовки играют важную роль в процессе обучения как с точки зрения мотивации, так и с точки зрения управления образовательным процессом.

Таким образом, при реализации программы мониторинга качества образовательной деятельности учреждения, считает В. В. Баранова, основное внимание уделяется следующим аспектам: качеству результата, качеству условий, качеству окружающей среды [19]. Основными методами, используемыми при проведении мониторинга, являются: экспертиза, анкетирование, диагностика, статистическая обработка информации и др. По результатам анализа полученных данных в рамках мониторинга составляются соответствующие выводы и решения, которые доводятся до сведения всех участников образовательных отношений и, по мнению С. Фоменко, принимаются взвешенные управленческие решения [20].

За период проведения исследования (пять лет) программа мониторинга претерпела достаточно большие изменения. В актуальной редакции мониторинга введены диагностические категории, усовершенствованы шкалы оценки показателей, уточнена система оценки эффективности деятельности педагогических работников учреждения, разработаны таблицы и рекомендации по системе оценивания (отслеживания) различных показателей с целью повышения качества образовательного процесса, подготовлены диагностические карты мониторинга для фиксации результатов обучения по дополнительным

общеобразовательным (общеразвивающим) программам (далее - ДООП) и личностного развития обучающихся в процессе освоения ДООП; сделаны сводные отчеты результатов обучения и личностного развития по ДООП, по направленностям, по учреждению в целом. Анализ полученных результатов (входные, промежуточные, итоговые) дает возможность определить динамику развития обучающегося, при необходимости совершенствовать и/ или корректировать ДООП, методы обучения, систему оценивания (отслеживания) и другое, что важно для успешного освоения программы.

Особенностью деятельности МБОУ ДО ЦТР «Октябрьский» в рамках проведенного исследования является активное участие в реализации программы мониторинга непосредственно педагогов дополнительного образования. В «Модели системы оценивания результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы» разработаны диагностические карты для фиксации результатов обучения и личностного развития обучающихся в процессе освоения программы по 12-балльной шкале (низкий - от 0 до 4 баллов, средний - от 5 до 8, высокий - от 9 до 12 баллов) в соответствии с запланированными результатами освоения программы на протяжении всего периода обучения, налажен механизм оценки (отслеживания) результатов обучения по программе и личностного развития, который позволяет педагогам постоянно отслеживать результаты освоения программы с целью своевременной корректировки собственных педагогических мероприятий. Отчеты о результатах обучения и личностного развития каждого ребенка, сводные отчеты в рамках всего учреждения позволяют качественно и количественно анализировать достигнутые результаты. Администрация учреждения имеет возможность доступа к данным отчетам для быстрого получения актуальной, объективной и исчерпывающей информации о результатах освоения программ как в целом по учреждению, так и в разрезе любой программы и каждого педагога, что позволяет своевременно реагировать как на негативные, так и на позитивные тенденции.

Процесс оценивания результатов обучения и личностного развития детей в 2019/2020 учебном году (по полугодиям) позволил увидеть следующее. Результаты обрабатывались с помощью компьютерной программы SPSS 10.05 for Windo-s, для анализа сдвига применялся Т-критерий Вилкоксона, подсчитывались и средние арифметические значения, что позволяет более точно, по мнению О. А. Граничиной, увидеть результаты деятельности в рамках управления качеством [21]. Наиболее часто встречаемый результат: достоверный сдвиг показателей на уровне р < 0,05 означает, что, как правило, результат улучшается по большинству параметров, наблюдается стабильная положительная динамика по предметным результатам учащихся (с 7,3 до 8,4 балла). Метапредметные результаты также значительно изменились: в среднем с 7,5 балла до 8,8 балла. Была зафиксирована положительная динамика развития личностных качеств детей с 7,3 до 8,8 балла, повысилась также творческая активность учащихся. Это означает, что педагоги ведут целенаправленную педагогическую работу, направленную на овладение знаниями, умениями, навыками и формирование личностных результатов развития.

На рис. 1 представлено изменение предметных, метапредметных и личностных результатов освоения ДООП в объединении социально-педагогической направленности в течение одного учебного года. Срез результатов освоения ДООП проводится два раза в течение учебного года - в декабре и в мае. В первом полугодии 2019/2020 учебного года в объединении обучалось 236 обучающихся, во втором - 234, общая сохранность контингента 99,2%. В мероприятиях различного уровня приняли участие 157 обучающихся, что составляет более 65%.

Надо отметить, что данная форма отслеживания результатов освоения ДООП позволяет педагогам грамотно оценить результаты своего труда, подготовить документы к аттестации, конкурсам и т. п.

В рамках программы мониторинга качества образовательной деятельности проводится ежегодное исследование для определения удовлетворенности педагогического коллектива условиями деятельности (разработано на основе методики к. п. н. А. А. Андреева, Е. Н. Степанова). Исследование в 2019/2020 учебном году проводилось два раза: 27.08.2019, 28.05.2020 (см. рис. 2).

Предметные Метапредметные Личностные

результаты,результаты^ результаты,^

Рис. 1. Результаты обучения по программам социально-педагогической направленности

Как правило, данное исследование проводится в конце каждого учебного года, что позволяет администрации грамотно подготовиться к началу нового учебного года. Всего в анкетировании участвовало 47 педагогических работников учреждения (100%). В данном исследовании педагогам предлагалось ответить на 21 вопрос, касающийся различных аспектов деятельности, и выставить баллы от 1 до 5. Остановимся на тех моментах, которые значительно изменились в течение одного учебного года. В целом педагоги довольны условиями труда, своей нагрузкой, удовлетворены распорядком дня, расписанием.

П.1 - большинство считает, что его рабочее время благодаря усилиям и действиям администрации тратится рационально, а именно 91% во втором полугодии, 76% - в первом выбирают ответы «согласен» и «полностью согласен».

П.2 - педагогов устраивает работа методического объединения и личное участие в нем, так ответили 98% (на конец учебного года).

П.3 - большинство педагогов отметило, что у них существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творческие способности, с этим утверждением согласились 92% педагогических работников в конце учебного года и 81% в начале учебного года.

П.6 - подчеркивается потребность педагогических работников в профессиональном, личностном росте, стремление ее реализовать, 94% (88% на начало года) опрошенных согласны с этим утверждением.

П.7 - большинство педагогов также отмечают, что их достижения и успехи замечаются администрацией и коллегами, 85% (69% на начало года) педагогов согласны с этим утверждением.

П.8 - педагогами отмечается то, что в учреждении идет научно-методический поиск (87%), и они считают, что созданная в учреждении система научно-методического сопровождения способствует повышению их профессионального мастерства, -75% опрошенных. Необходимо отметить, что педагоги ощущают в работе профессиональную и личностную поддержку своих коллег (91%).

П.9 - в большинстве случаев - 89% (75% на начало года) - педагоги испытывают чувство взаимопонимания в контактах с родителями обучающихся, и им кажется, что родители разделяют и поддерживают их педагогические требования, но есть те, кто с этим совершенно не согласен (три человека на начало года, один педагог - в конце учебного года).

П.10 - педагогов полностью устраивает нравственно-педагогический климат в коллективе. Так ответили 94% педагогов (60% на начало года), затрудняющихся в ответе на этот вопрос всего 3%, хотя на начало года было 37%, что свидетельствует о явном улучшении психологического климата в коллективе.

С 2013 года в учреждении работает Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. За время существования Комиссии не было ни одной конфликтной ситуации, которую пришлось бы рассматривать на заседании.

П.11 - организация в учреждении культурно-массовых мероприятий и совместного отдыха для коллектива полностью устраивает 83% опрошенных. Хотя этот вопрос на начало года не дал однозначных результатов (40% педагогов были согласны с утверждением, 35% затруднялись дать ответ, а 25% с утверждением не были согласны). На конец учебного года не согласен с утверждением лишь один человек.

П.12 - комфортно чувствуют себя педагоги в среде учащихся, 98% поставили высокие баллы (85% на начало года).

П.13 - 44% педагогов ответили, что пользуются библиотечным фондом учреждения, 21% сказал, что фондом не пользуется, хотя на начало года большая часть педагогов (75%) отвечали, что пользуются фондом постоянно, и лишь 6% (два человека) это отрицали.

Рис. 2. Удовлетворенность педагогических работников условиями деятельности

Исследование оценки уровня развития коллектива показало: 73% педагогов считают, что учреждение полностью ориентировано на достижение своих целей. С утверждением, что учреждение ориентировано на развитие своих педагогов, в разной степени согласно 98% опрошенных. Таким образом, результаты показывают, что ценностно ориентированная зрелость коллектива находится на высоком уровне у 86% опрошенных. По результатам исследования коллектива: 75% уверены в том, что уровень ответственности коллектива находится на высоком уровне, 95% педагогов оценивают способность коллектива работать слаженно на хорошем уровне. Анализ результатов данного исследования позволил принять ряд управленческих решений, направленных на сплочение коллектива, на создание команды единомышленников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показателями результативности деятельности педагога дополнительного образования являются, с одной стороны, успешное освоение обучающимися дополнительной общеобразовательной программы; увлеченное отношение к делу, которым они занимаются; их участие и достижения в различных конкурсах, фестивалях, выставках и соревнованиях; ранняя профессиональная ориентация детей, с одной стороны, с другой - собственный профессиональный рост.

С целью создания гибкой системы повышения профессиональной компетентности педагогических работников учреждения была разработана программа корпоративного обучения педагогических работников «РОСТ: развитие, обучение, самообразование, творчество»; расскажем об этом подробнее.

Надо сказать, что корпоративное обучение, по мнению Н. В. Корзниковой, А. И. Газизовой, в учреждении дополнительного образования предусматривает использование следующего алгоритма:

1. Анализ запросов, потребностей учреждения и педагогических работников.

2. Разработка ежегодного плана корпоративного обучения, определение форм и методов обучения.

3. Доработка и адаптация обучающих программ с учетом решаемых задач и состава участников.

4. Подготовка практических примеров на основе практики и проектов с учетом инновационной работы и передового педагогического опыта.

5. Итоговое тестирование участников обучения с выдачей внутреннего сертификата [22].

Ежегодно 100% педагогических работников учреждения проходят обучение по корпоративной программе. Реализация программы «РОСТ» доказывает, что для образовательной организации становится все более важным не только повышение квалификации персонала, но и обучение его конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для осуществления профессиональной деятельности на высоком уровне.

Заключение

Система модернизации российского образования и повышение качества дополнительного образования рассматриваются в неразрывной связи с решением воспитательных задач, с созданием условий для наиболее полной и гармоничной реализации человеческого потенциала, с реализацией принципа гуманизма. При этом основной целью образования, согласно Закону РФ «Об образовании», является становление личности, уважающей права и свободы других граждан. Совершенствование и расширение системы дополнительного образования позволяет выявить новые грани этой проблемы, новые возможности и пути ее решения.

В ходе исследования в рамках реализации Программы развития МБОУ ДО ЦТР «Октябрьский» осуществлялась оценка качества образовательного процесса по уровню знаний и умений, развития личностных качеств обучающихся, мотивации обучающихся к посещению занятий, удовлетворенности родителей (законных представителей) условиями и качеством образовательного процесса, уровня профессионального мастерства педагогических кадров, что позволило определить направление развития образовательного учреждения в будущем как конкурентоспособного и эффективного.

В учреждении предусмотрен порядок ознакомления с актуальной информацией о ходе реализации Программы развития, результатах мониторинга качества образовательной деятельности через сайты учреждения, заседания педагогического совета, общее собрание сотрудников учреждения, совещания попечительского совета, совета обучающихся. Результаты мониторинга являются основой для принятия администрацией управленческих решений, а также для определения отправных точек стратегического планирования. Результаты мониторинга позволяют определить динамику развития обучающегося, при необходимости улучшить и/ или скорректировать дополнительную общеобразовательную программу, методику обучения, систему оценивания (трекинга) и т. д., что необходимо для успешного развития образовательной программы. При этом

для менеджмента на первый план выдвигаются проблемы гибкости и адаптации к непрерывным изменениям внешней среды, что позволяет увязывать конкретные приемы и действия с определенными ситуациями для более эффективного достижения целей развития учреждения. Своевременный анализ реализации Программы развития, проведенные исследования помогают снизить риски, угрозы и определить слабые места в развитии учреждения, а также спрогнозировать и спроектировать следующую программу развития учреждения на 2021-2025 годы.

Следует отметить, что внедрение описанного опыта в работу учреждения является современным, продуктивным, эффективным и показывает положительное достижение ожидаемого результата, следовательно, такой опыт может быть использован в других образовательных учреждениях.

Готовность к изменениям, мобильность, креативность, способность выполнять нестандартную работу, ответственность и независимость в принятии решений - все эти характеристики деятельности полностью касаются как педагога, так и учреждения дополнительного образования в целом. Получение этих ценных качеств и свойств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Следовательно, образование становится одним из важнейших факторов развития как человека, так и организации, что приводит к поиску новых направлений и способов, позволяющих человеку стать конкурентоспособным, быть готовым к обучению на протяжении всей жизни, причем не только к восприятию информации и знаний, но и к их преобразованию.

Эффективная и качественная работа современного образовательного учреждения возможна только при планировании собственного долгосрочного развития с учетом основных потребностей заказчика (потребителя образовательных услуг). Именно этим объясняется актуальность направления совершенствования работы по повышению качества образования.

Ссылки на источники

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № от 1642 от 26.12.2017 года).

2. Газизова А. И., Сираева М. Н., Трофимова Г. С., Шишкина Р. Г. Педагогические факторы гуманитаризации образовательной среды в региональном вузе. - Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2018. - 108 с.

3. Логинова Л. Г. Сущность результата дополнительного образования детей. - URL: https://Ыb.convdocs.org/v6799/ста-тьялогинова_л.г._сущность_результата_дополнительного_образования_детей.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - URL: http:// www.zakon-ob-obrazovanii.ru/

5. Wirt F., Mitchell D. E., Marshall C. Culture and education policy: Analyzing values in state policy systems // Educational Evaluation and Policy Analysis. - 1988. - № 10. - Р. 273.

6. Goodlad J. I. Teachers for our nation's schools. - San Francisco: JosseyBass, 1990. - Р. 368.

7. Naylor R., James R. (2015) Systemic Equity Challenges: An Overview of the Role of Australian Universities in Student Equity and Social Inclusion // [2016]. - № 3. - Р. 34-58.

8. Газизова А. И. Стратегии развития высшей профессиональной школы Турции (в контексте исследования проблем модернизации образования): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - URL: http://dissers.ru/

9. Панасюк В. П. Школа и качество: выбор будущего. - СПб.: Каро, 2003. - 384 с.

10. Лебедев О. Е. Образованность учащихся как цель образования и образовательный результат // Контроль качества и оценка в образовании. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. - С. 40-53.

11. Лебедев О. Е. Конец системы обязательного образования? // Вопросы образования. - 2017. - № 1. - С. 230-259.

12. Логинова Л. Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент. - Изд. 2-е. - М.: Агенство «Мегаполис», 2012. - 392 с.

13. Золотарёва А. В. Дополнительное образование детей России в XXI веке. - Прага; Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. - 143 с.

14. Макарова Ю. С., Кныш О. В. Управление качеством образовательной системы в дополнительном образовании: метод. рек. - Новосибирск, 2018. - URL: //www.infourok.ru.

15. Журкина А. Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей // Приложение к журналу «Внешкольник». Вып. 11. - М.: ГОУДОД ФЦЗСДОД, 2005. - 72 с.

16. Титова Е. В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 190 с.

17. Корзникова Н. В. Инновационная деятельность как вектор развития учреждения дополнительного образования // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2017). - Самара, 2017. - С. 6-9.

18. Корзникова Н. В. Программа развития учреждения дополнительного образования как основной вектор его эффективности // Современные формы методы и технологии в педагогике и психологии: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (г. Уфа, сентябрь 2017). - Уфа, 2017. - С. 45-49.

19. Баранова В. В. Мониторинг качества образовательного процесса // Образование в современной школе. -2008. - № 1. - С. 3-8.

20. Фоменко С. Мониторинг как способ управления качеством образования в школе // Народное образование. - 2007. - № 4. - С. 110-119.

21. Граничина О. А. Математико-статистические методы психолого-педагогических исследований. - СПб.: Изд-во ВВМ, 2012. - 115 с.

22. Корзникова Н. В., Газизова А. И. Организация корпоративного обучения педагогических работников в учреждении дополнительного образования // Гуманитарные науки: научная статья. - 2019. - № 1(45). - С. 79-84.

23. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2007. - 272 с.

24. Кибанов А. Я. Концепции и виды обучения персонала // Кадровый менеджмент. - 2008. - № 9. - С. 290.

25. Корпоративные стандарты обучения. Виды, формы, методы развития персонала. - URL: http://www. studbooks.net.

26. Поволяева М. Н., Попова И. Н., Дубовик И. М. Развитие неформального образования в современной России и за рубежом: монография. - М.: OOO «НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», 2015. - 120 с. (БИБЛИОТЕЧКА для учреждений дополнительного образования детей).

27. Современная наука: актуальные проблемы и перспективы развития: монография / А. Б. Андросик, X. X. Ах-мадова, А. И. Газизова и др. - Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2012. - 151 c.

28. Современные образовательные технологии: психология и педагогика: монография / Е. Ю. Аронова, М. А. Бирюкова, А. И. Газизова и др. - Новосибирск: Изд-во СИБПРИНТ, 2008. - 426 с.

29. Amini C., Nivorozhkin E. The Urban-Rural Divide in Educational Outcomes: Evidence from Russia // International Journal of Educational Development. - 2015. - Vol. 44. - September. - P. 118-133.

30. Khavenson T., Carnoy M. The Unintended and Intended Academic Consequences of Educational Reforms: The Cases of Post-Soviet Estonia, Latvia and Russia // Oxford Review of Education. - 2016. - Vol. 42. - № 2. - P. 178-199.

31. Krenz A. Der Situationsorientierte Ansatz der 90er Jahre - Grundlage füreine humanisti schgepragte und professional! gestaltete Elementar padagogik // Sozialpadagogisches Forum in der KEG. - 1997. - Heft 5. - S. 1- 4. - URL: https://www.kindergartenpaedagogik.de/596.html.

32. Rockenbach A. N., Mayhew M. J., Bowman N. A. Perceptions of the Campus Climate for Nonreligious Students // Journal of College Student Development. - 2015. - Vol. 56. - № 2. - P. 181-186.

33. Smith W. J., Lusthaus Ch. The Nexus of Equality and Quality in Education: A Framework for Debate // Canadian Journal of Education. - 1995. - Vol. 20. - № 3. - P. 378-391.

Natalya V. Korznikova,

Postgraduate student, Udmurt Republic "Institute of Education Development", Director of the Center for Creative Development "Octyabrsky", Izhevsk, Russia nagapova2009@mail.ru Alfia I. Gazizova,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Foreign Languages Chair, Kazan National Research Technical University

named after A. N. Tupolev, Kazan, Russia

Alfgazva@mail.ru

The main aspects of quality management in education on the example of an institution of additional education Abstract. The relevance of the topic is due to the fact that the main task of additional education at the moment is to provide students with knowledge and skills that will not become outdated in the foreseeable future, to form and develop such personal qualities that will make it easier for a person to adapt to social realities, will help a person to fulfil himself/herself in a complex, contradictory society in the most adequate ways in personal and social terms. Thus, at present, the issue of improving work to improve the quality of education, the effectiveness of teaching activities, and assessing the quality of the work of the teaching staff is especially serious in the additional education of children. Quality management in education acts as a strategic component in the system of activities of additional education institutions,

ensuring the purposeful work of all subjects of the pedagogical process in terms of functioning and development, as well as creating flexible organizational structures and diverse educational and developmental programs. The purpose of the study considered in the article is to find a systemic approach to managing the quality of educational activities in a particular institution of additional education. The issue of the quality of educational activities is considered through the content, aspects of the development and implementation of the Development Program of the municipal educational institution of additional education - the Center for Creative Development "Oktyabrsky" (Izhevsk), the results of the of the program "Monitoring of educational activities quality" implementation are evaluated. The needs of children and the expectations of parents for the possibility and necessity of getting high-quality additional education put forward new requirements for the competences of a modern teacher, who has a direct influence on the quality of the educational process. Therefore, special attention is paid to the description of a mobile system for improving the professional competency of teachers, taking into account new trends in additional education. The results of the study prove the need for systematic work to form a mechanism for a unified system for collecting, processing and storing information about the condition of the educational process in each educational institution. The theoretical and practical significance of this study lies in the creation of flexible methods that allow an educational institution to choose a suitable system for assessing the quality of education.

Key words: additional education, quality of education, education quality monitoring, management of an educational

institution, improving the professional competency of teachers.

References

1. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovaniya" na 2018-2025 gody (utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii № ot 1642 ot 26.12.2017 goda) (in Russian).

2. Gazizova, A. I., Siraeva, M. N., Trofimova, G. S. & Shishkina, R. G. (2018). Pedagogicheskie faktory gumanitarizacii ob-razovatel'noj sredy v regional'nom vuze, Izd. centr "Udmurtskij universitet", Izhevsk, 108 p. (in Russian).

3. Loginova, L. G. Sushchnost' rezul'tata dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Available at: https://bib.con-vdocs.org/v6799/stat'yaloginova_l.g._sushchnost'_rezul'tata_dopolnitel'nogo_obrazovaniya_detej (in Russian).

4. Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii". Available at: http:// www.zakon-ob-obrazovanii.ru/ (in Russian).

5. Wirt, F., Mitchell, D. E. & Marshall, C. (1988). "Culture and education policy: Analyzing values in state policy systems", Educational Evaluation and Policy Analysis, № 10, p. 273 (in English).

6. Goodlad, J. I. (1990). Teachers for our nation's schools, JosseyBass, San Francisco, p. 368 (in English).

7. Naylor, R. & James, R. (2015) "Systemic Equity Challenges: An Overview of the Role of Australian Universities in Student Equity and Social Inclusion", [2016], № 3, pp. 34-58 (in English).

8. Gazizova, A. I. Strategii razvitiya vysshej professional'noj shkoly Turcii (v kontekste issledovaniya problem modern-izacii obrazovaniya): avtoref. dis.... d-ra ped. nauk. Available at: http://dissers.ru/ (in Russian).

9. Panasyuk, V. P. (2003). Shkola i kachestvo: vybor budushchego, Karo, St. Petersburg, 384 p. (in Russian).

10. Lebedev, O. E. (2003). "Obrazovannost' uchashchihsya kak cel' obrazovaniya i obrazovatel'nyj ", Kontrol' kachestva i ocenka v obrazovanii, Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, St. Petersburg, pp. 40-53 (in Russian).

11. Lebedev, O. E. (2017). "Konec sistemy obyazatel'nogo obrazovaniya?", Voprosy obrazovaniya, № 1, pp. 230-259.

12. Loginova, L. G. (2012). Kachestvo dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Menedzhment, izd. 2-e, Agenstvo "Mega-polis", Moscow, 392 p. (in Russian).

13. Zolotaryova, A. V. (2013). Dopolnitel'noe obrazovanie detej Rossii vXXI veke, Izd-vo YAGPU, Praga, Yaroslavl', 143 p.

14. Makarova, Yu. S. & Knysh, O. V. (2018). Upravlenie kachestvom obrazovatel'noj sistemy v dopolnitel'nom obrazovanii: metod. rek, Novosibirsk. Available at: //www.infourok.ru (in Russian).

15. Zhurkina, A. Ya. (2005). "Monitoring kachestva obrazovatel'noj deyatel'nosti v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya detej", Prilozhenie k zhurnalu "Vneshkol'nik". Vyp. 11, GOUDOD FCZSDOD, Moscow, 72 p. (in Russian).

16. Titova, E. V. (1993). Esliznat', kak dejstvovat': razgovor o metodike vospitaniya: kn. dlya uchitelya, Prosveshchenie, Moscow, 190 p. (in Russian).

17. Korznikova, N. V. (2017). "Innovacionnaya deyatel'nost' kak vektor razvitiya uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya", Pedagogika segodnya: problemy i resheniya: materialy Mezhdunar. nauch. konf. (g. Samara, sentyabr' 2017), Samara, pp. 6-9 (in Russian).

18. Korznikova, N. V. (2017). "Programma razvitiya uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya kak osnovnoj vektor ego effektivnosti", Sovremennye formy metody i tekhnologii v pedagogike i psihologii: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Ufa, sentyabr' 2017), Ufa, pp. 45-49 (in Russian).

19. Baranova, V. V. (2008). "Monitoring kachestva obrazovatel'nogo processa", Obrazovanie vsovremennoj shkole, № 1, pp. 3-8 (in Russian).

20. Fomenko, S. (2007). "Monitoring kak sposob upravleniya kachestvom obrazovaniya v shkole", Narodnoe obrazovanie, № 4, pp. 110-119 (in Russian).

21. Granichina, O. A. (2012). Matematiko-statisticheskie metody psihologo-pedagogicheskih issledovanij, Izd-vo VVM, St. Petersburg, 115 p. (in Russian).

22. Korznikova, N. V. & Gazizova, A. I. (2019). "Organizaciya korporativnogo obucheniya pedagogicheskih rabotnikov v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya", Gumanitarnye nauki: nauchnaya stat'ya, № 1(45), pp. 79-84 (in Russian).

23. Druker, P. (2007). Zadachi menedzhmenta v XXI veke, Izd. dom "Vil'yams", Moscow, 272 p. (in Russian).

24. Kibanov, A. Ya. (2008). "Koncepcii i vidy obucheniya personala", Kadrovyjmenedzhment, № 9, p. 290 (in Russian).

25. Korporativnye standarty obucheniya. Vidy, formy, metody razvitiya personala. Available at: http://www.stud-books.net.

26. Povolyaeva, M. N., Popova, I. N. & Dubovik, I. M. (2015). Razvitie neformal'nogo obrazovaniya vsovremennoj Rossii i za rubezhom: monografiya, OOO "NOVOE OBRAZOVANIE", Moscow, 120 p. (BIBLIOTECHKA dlya uchrezhdenij dopolnitel'nogo obrazovaniya detej) (in Russian).

27. Androsik, A. B. et al. (2012). Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy iperspektivy razvitiya: monografiya, Centr nauchnogo znaniya "Logos", Stavropol', 151 p. (in Russian).

28. Aronova, E. Yu. et al. (2008). Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii: psihologiya i pedagogika: monografiya, Izd-vo SIBPRINT, Novosibirsk, 426 p. (in Russian).

29. Amini, C. & Nivorozhkin, E. (2015). "The Urban-Rural Divide in Educational Outcomes: Evidence from Russia", International Journal of Educational Development, vol. 44, September, pp. 118-133 (in English).

30. Khavenson, T. & Carnoy, M. (2016). "The Unintended and Intended Academic Consequences of Educational Reforms: The Cases of Post-Soviet Estonia, Latvia and Russia", Oxford Review of Education, vol. 42, № 2, pp. 178-199 (in English).

31. Krenz, A. (1997). " Situationsorientierte Ansatz der 90er Jahre - Grundlage füreine humanisti schgeprägte und profes-sionall gestaltete Elementar pädagogik", Sozialpädagogisches Forum in der KEG, Heft 5, S. 1- 4. Available at: https://www.kindergartenpaedagogik.de/596.html (in German).

32. Rockenbach, A. N., Mayhew, M. J. & Bowman, N. A. (2015). "Perceptions of the Campus Climate for Nonreligious Students", Journal of College Student Development, vol. 56, № 2, pp. 181-186 (in English).

33. Smith, W. J. & Lusthaus, Ch. (1995). "The Nexus of Equality and Quality in Education: A Framework for Debate", Canadian Journal of Education, vol. 20, № 3, pp. 378-391 (in English).

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

Библиографическое описание статьи:

Корзникова Н. В., Газизова А. И. Основные аспекты управления качеством образования на примере учреждения дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 11 (ноябрь). - С. 13-26. - URL: http://e-kon cept. ru/2020/201078.htm.

DOI 10.24411/2304-120X-2020-11078

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Корзникова Н. В., Газизова А. И., 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.