Научно-технические разработки
УДК 614.8
А.Е. Ивкин (ГУ МЧС России по Калужской области)
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
На примере работы Главного управления МЧС России по Калужской области рассмотрены основные аспекты работы по поддержанию устойчивого функционирования организаций в сфере ГО и защиты от ЧС в современных условиях
А.Е. Ивкин
Одной из задач гражданской обороны, в соответствии со ст. 2 Федерального закона № 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года «О гражданской обороне» является разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в особый период, суть решения, которой заключается:
— в обеспечении устойчивого функционирования объектов жизнеобеспечения: здравоохранения, транспорта, связи и информации, агропромышленного комплекса и продовольствия, объектов и сетей коммунально-энергетического хозяйства населённых пунктов, объектов топливно-энергетического комплекса и других;
— в обеспечении устойчивого функционирования промышленных объектов.
Разработка и осуществление мер проводится по следующим направлениям:
— снижение риска аварий и катастроф на объектах экономики в особый период;
— защита рабочих и служащих, населения;
— рациональное размещение производительных сил, объектов;
— подготовка объектов экономики к работе в особый период;
— подготовка к восстановлению объектов экономики в особый период;
— подготовка систем и органов управления к устойчивому их функционированию в особый период.
Устойчивость функционирования территориальных звеньев экономики (области, города, района) — это способность обеспечивать производство продукции в установленных номенклатуре и объёмах, а также обеспечивать жизнедеятельность населения на соответствующих территориях в военное время.
1. Общие положения
Подготовка экономики к устойчивому функционированию в особый период — комплекс экономических, организационно-технических мероприятий, осуществляемых с целью достижения устойчивости ее функционирования.
Поддержание устойчивого функционирования (ПУФ) экономики достигается осуществлением мероприятий, направленных на:
— предотвращение и уменьшение возможных потерь и разрушений вследствие образования крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;
— снижение возможных потерь и разрушений;
— создание условий для ликвидации последствий применения современных средств вооруженной борьбы, проведения работ по восстановлению нарушенного хозяйства и обеспечения жизнедеятельности населения.
Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования экономики осуществляют управления, комитеты, комиссии по поддержанию устойчивого функционирования экономики территориальных органов исполнительной власти, руководители организаций и хозяйственных объектов экономики города (района). На них возлагаются следующие задачи:
— организация планирования и проведения работы по поддержа-
нию устойчивого функционирования подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений (далее организаций);
— контроль за планированием и выполнением мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате воздействия современных средств поражения вероятного противника в подчиненных (подведомственных) организациях;
— оценка состояния, возможностей и потребностей подчиненных (подведомственных) организаций, для обеспечения жизнедеятельности населения, выпуска заданных (необходимых) объемов и номенклатуры продукции с учетом возможных потерь и разрушений;
— организация исследований по вопросам поддержания устойчивого функционирования подчиненных (подведомственных) организаций, подготовка предложений по целесообразности практического осуществления выработанных мероприятий;
— проверка качества выполнения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования подчиненных (подведомственных) организаций;
— обобщение данных и подготовка предложений руководству ГО области (города, района) по вопросам поддержания устойчивого функционирования экономики области (города, района) для принятия решения по переводу подчиненных (подведомственных) организаций на работу в условиях ведения военных действий;
— обобщение данных обстановки и подготовка предложений по вопросам организации производственной деятельности, восстановления нарушенного управления подведомственными организациями, предприятиями, учреждениями и проведения аварийно-восстановительных работ.
На организации области в сфере ГО и ЧС возлагается:
— планирование и выполнение мероприятий по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
— планирование и выполнение мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате воздействия современных средств поражения вероятного противника;
— обеспечение выпуска продукции (производство работ, оказание услуг) в заданных (необходимых) объемах и номенклатуре с учетом возможных потерь и разрушений;
— ответственность за выделения необходимых материальных и финансовых средств.
Основные направления ПУФ экономики области (города, района):
1. Обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в особый период.
2. Рациональное размещение производительных сил на территории города, района.
3. Подготовка к работе в военное время отраслей экономики.
4. Подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики.
5. Подготовка системы управления экономикой.
Основные направления ПУФ организаций:
1. Обеспечение защиты рабочих, служащих, членов их семей, населения, проживающего в ведомственных населенных пунктах, и их жизнедеятельности.
2. Рациональное размещение производственных сил организаций на соответствующей территории.
3. Подготовка организаций к работе.
4. Подготовка к выполнению работ по восстановлению организаций.
5. Подготовка системы управления организаций.
Применительно к этим основным направлениям
должны разрабатываться и осуществляться конкретные мероприятия по повышению устойчивости:
— в отраслях экономики — по отрасли (подотрасли) в целом, по подведомственным организациям с учётом специфики и перспектив дальнейшего развития отрасли;
— в территориальных звеньях — по области, городу, району и другим населённым пунктам, а также по отраслям и организациям федерального (республиканского) подчинения с учётом природных, экономических и других местных особенностей.
Мероприятия по ПУФ должны предусматриваться в планах экономического и социального развития и в планах на расчётный год на основе исходных данных и методических указаний Минэкономики РФ. Мероприятия по ПУФ, связанные с решением других задач ГО в особый период, должны предусматриваться в соответствующих планах ГО.
Мероприятия по ПУФ организаций разрабатываются и осуществляются в основном, заблаговременно, с учетом возможных последствий крупных производственных аварий, стихийных бедствий и катастроф мирного времени, перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в особый период.
Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки в особый период (например, эвакомероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и др.).
Предложения по ПУФ организаций разрабатываются на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта работы по ПУФ экономики, подготовки и выполнения задач ГО.
Проводится два вида исследовательской работы по устойчивости. Во-первых, это специальные исследования, проводимые, главным образом, силами инженерно-технического персонала объектов и органов управления экономики.
Второй вид исследований — НИОКР, проводимые НИУ в общегосударственном и региональном составе и отраслевых масштабах.
Оба вида исследований дополняют друг друга, являются составной частью организаторской работой по решению проблем устойчивости.
Мероприятия по ПУФ организаций разрабатываются в виде отдельного приложения к плану ГО, которое называется «Планом наращивания мероприятий по ПУФ организации».
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
Контроль за выполнением мероприятий по ПУФ, предусмотренных в планах ГО осуществляют территориальные органы ГО, специально уполномоченные на решение задач в области ГО (главные управления МЧС России по субъектам федерации, управления, отделы по делам ГО и ЧС городов и районов области).
Эффективность мероприятий по подготовке организаций к устойчивому функционированию в ЧС определяется при проведении специальных учений ГО.
В целом общая схема организации работы по ПУФ организаций делится на 3 основных этапа:
I этап — исследовательский, на котором выявляются слабые, узкие места в деятельности звена экономики, вырабатываются предложения по устранению этих слабых, узких мест.
II этап — проверка и оценка эффективности предполагаемых мероприятий и выбор наиболее целесообразных решений для данных условий (учения ГО).
III этап — реализации обоснованных мероприятий по ПУФ через существующую систему планирования развития экономик и планы ГО.
2. Типовой перечень мероприятий по ПУФ экономики
2.1. Основные этапы выбора и обоснования мероприятий по предотвращению и снижению возможных разрушений и потерь
1. Выявление возможных причин разрушений и потерь (сооружения, технологические установки, виды производств, емкости с химически опасными веществами (АХОВ), взрывопожароопасными веществами, оборудование с опасными параметрами и т.п.).
2. Анализ риска возникновения разрушений и потерь на каждом элементе-источнике возможного возникновения разрушений и потерь и возможных экономических последствий.
3. Выбор основных мероприятий по предотвращению (снижению риска) возможного возникновения разрушений и потерь и возможных социальноэкономических последствий.
2.2. Защита персонала (населения) и подготовка системы его жизнеобеспечения
Исходя из требований по защите производственного персонала (населения) и подготовки системы жизнеобеспечения определены основные пути реализации этих требований:
1. Совершенствование основных фондов и производственных процессов.
2. Разработка (уточнение) и соблюдение требований и норм безаварийного производства.
3. Эффективных контроль за состоянием основных производственных фондов (ОПФ).
4. Проведение регулярного технического обслуживания и ремонта ОПФ.
5. Повышение квалификации персонала в области безаварийности производства.
С этой целью необходимо:
- выявлять источники возможных ЧС;
- прогнозировать последствия, уменьшать количество источников ЧС.
В случае невозможности полностью исключить
риск возникновения ЧС, вследствие воздействия поражающих факторов ОМП и ОСП необходимо обеспечить защиту производственного персонала путем:
- своевременного оповещения персонала;
- создания и подготовки сил и средств для защиты персонала в ЧС, вследствие воздействия поражающих факторов ОМП и ОСП;
- подготовки к оказанию первой медицинской помощи;
- подготовки системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС, вследствие воздействия поражающих факторов ОМП и ОСП.
2.3. Рациональное размещение объектов и их элементов
При создании новых, реконструкции (расширении) существующих объектов экономики необходимо учитывать требования к их размещению а также к размещению их элементов. Исходя из этих требований, наиболее общими (универсальными) типовыми мероприятиями являются:
1. Размещение объектов и выбор площадок для размещения их элементов с учетом рельефа, грунтовых и климатических условий, а также других особенностей местности.
2. Исключение (ограничение) размещения элементов организаций (объектов) на локально неблагоприятных участках местности.
3. Рассредоточение элементов крупных организаций (объектов) и их ограничение в части расширения крупных производств.
4. Ограничение размещения опасных объектов в зонах опасных природных явлений и размещение их на безопасном удалении от других объектов.
5. Строительство базисных складов для хранения вредных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ за пределами территории организации (объекта), в загородной зоне.
2.4. Проведение технических мероприятий, направленных на ПУФ
Уменьшение ущерба производственному персоналу и населению, снижение экономического ущерба и ограничение (исключение) негативного воздействия на окружающую среду достигается проведением заблаговременных технических мероприятий по ПУФ.
Эти цели должны достигаться путем:
- защиты ОПФ от поражающих факторов ОМП и ОСП;
- проведения специальных охранных мероприятий.
Защита ОПФ:
1. Повышение физической стойкости ОПФ.
2. Установка пожарной сигнализации, систем пожаротушения.
3. Внедрение технологий, конструкций зданий, оборудования, обеспечивающих снижение вероятности возникновения ЧС, вследствие воздействия поражающих факторов ОМП и ОСП.
4. Защита уникального и ценного оборудования, подготовка его к эвакуации.
Природоохранительные мероприятия:
1. Очистка стоков.
2. Герметизация оборудования, трубопроводов.
3. Снижение использования в технологиях веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы.
2.5. Подготовка объектов экономики к работе в особый период
Подготовка объектов экономики к работе в условиях особого периода должна осуществляться с целью:
— обеспечения выпуска важных видов продукции (оказания услуг) в условиях особого периода;
— устойчивого снабжения объектов материальнотехническими ресурсами, энергией и водой;
— обеспечение безопасности работающей смены.
С учетом этого, мероприятиями по поддержанию устойчивого функционирования организаций являются:
— оценка возможностей выпуска важнейших видов продукции;
— совершенствование производственных связей с поставщиками;
— подготовка к независимому функционированию отдельных производств;
— подготовка к работе по упрощенной технологии;
— создание минимального необходимого запаса материально-технических ресурсов;
— подготовка к использованию местных ресурсов;
— обеспечение автономными источниками энер-го- и водоснабжения;
— использование кабельных ЛЭП;
— электроснабжение объекта от двух и более источников;
— подготовка к централизованному отключению отдельных потребителей;
— обеспечение аварийного освещения территорий и помещений;
— обеспечение объектов системами оборотного водоснабжения и автономными водозаборами;
— своевременное оповещение персонала об угрозе возникновения ЧС вследствие возможного нападения противника;
— создание и подготовка сил и средств для защиты персонала в условиях особого периода;
— обучение персонала способам защиты в условиях особого периода;
— подготовка к оказанию первой медицинской помощи;
— подготовка системы жизнеобеспечения к работе в условиях особого периода.
2.6. Подготовка системы управления, сил и средств гражданской обороны к ликвидации последствий воздействия поражающих факторов ОМП и ОСП
Подготовка системы управления, сил и средств гражданской обороны к ликвидации последствий воздействия поражающих факторов ОМП и ОСП должна быть направлена на:
— создание условий для своевременного оповещения персонала и населения;
— проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).
Эти цели достигаются путем:
— заблаговременной подготовки сил и средств ГО;
— подготовки системы управления мероприятиями ГО.
2.7. Типовые мероприятия по подготовке сил и средств
1. Создание и обучение формирований, их материально-техническое обеспечение.
2. Создание чрезвычайных резервных фондов материально-технических ресурсов.
3. Подготовка к развертыванию постов наблюдения и контроля.
4. Подготовка к использованию местных ресурсов.
5. Обеспечение автономными источниками электроэнергии, воды.
6. Создание и сохранность страхового фонда документации.
2.8. Типовые мероприятия по подготовке системы управления мероприятиями ГО
1. Разработка и постановка задач организациям на ликвидацию последствий аварий вследствие нападения противника.
2. Обеспечение органов управления организаций нормативно-технической документацией.
3. Создание СНЛК на территории организаций и прилегающей местности.
4. Создание и поддержание в готовности системы оповещения.
5. Создание систем сбора и анализа информации о разрушениях и потерях.
6. Создание системы пунктов управления.
7. Развитие системы связи в отраслях.
8. Уточнение прогноза возможных разрушений и потерь и планов ГО.
9. Организация взаимодействия функциональных и территориальных органов управления.
9.1. Подготовка информационных центров организаций к работе в условиях особого периода.
9.2. Подготовка персонала органов управления организаций.
9.3. Обеспечение контроля за безопасным функционированием организаций (объектов) и их готовностью.
9.4. Обеспечение НИОКР по проблемам поддержания устойчивого функционирования экономики (ПУФ).
3. Типовые мероприятия по ПУФ в отраслях (организациях)
3.1. Химически опасные объекты
1. Обеспечение персонала защитными сооружениями (ЗС).
2. Обеспечение персонала СИЗ.
3. Защита водоисточников и систем водоснабжения от АХОВ.
4. Создание системы оповещения персонала и населения вблизи объектов.
5. Обеспечение вытяжными системами и фильтровентиляционными установками для удаления газов, паров, аэрозолей от мест их образования.
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
6. Подготовка к эвакуации персонала, не занятого в АСДНР.
7. Подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС продуктами питания и др.
8. Подготовка к санитарной обработке персонала.
9. Накопление медицинских средств для оказания первой медицинской помощи.
10. Обучение персонала способам защиты от поражающих факторов ОМП и ОСП.
11. Подготовка к использованию верхних этажей зданий и возвышенностей.
12. Регулярный медицинский контроль и соблюдение санитарно-гигиенического режима в организациях.
13. Размещение организаций с подветренной стороны относительно города и населенных пунктов.
14. Размещение складов с АХОВ с подветренной стороны основных цехов организаций, где работает наибольшее число персонала.
15. Создание санитарно-защитных зон и зон наблюдения в округе организации.
16. Ограничение объемов АХОВ, легковоспламеняющихся горючих жидкостей (ЛВГЖ), взрывчатых веществ (ВВ), хранящихся на территории организации.
17. Организация подземного хранения АХОВ, ЛВГЖ, ВВ (обвалование, устройство поддонов).
18. Сооружение защитных оболочек вокруг емкостей с АХОВ.
19. Применение автоматических устройств, блокировок на технологических линиях.
20. Герметизация оборудования и трубопроводов с АХОВ, бесшовные трубы.
21. Регулярный контроль состояния оборудования, емкостей с АХОВ, ЛВГЖ, ВВ.
22. Своевременное техобслуживание и ремонт (замена) элементов организаций.
23. Строгий учет количества, местонахождение и перемещение АХОВ.
24. Подготовка к дегазации территории, оборудования, транспорта.
25. Обеспечение формирований материальнотехническими средствами (МТС) для проведения АСДНР.
26. Устройство ловушек, направленных стоков для приема разлившихся АХОВ.
27. Оснащение технологических линий, трубопроводов системы экстренного опорожнения.
28. Внедрение систем автоматической нейтрализации АХОВ.
29. Внедрение резервного (дублирующего) газоочистного, пылеулавливающего оборудования.
30. Обеспечение возможности автономного управления оборудованием при аварии с выбросом АХОВ.
31. Разработка мер по усилению контроля за зараженностью территорий организаций и местности.
32. Разработка режимов работы персонала в условиях заражения организаций.
33. Регулирование контроля импорта и экспорта АХОВ.
3.2. Взрывоопасные объекты
1. Обеспечение персонала ЗС.
2. Обеспечение персонала СИЗ.
3. Изоляция взрывоопасных зон прочными стенами.
4. Использование рельефа и других особенностей местности для изоляции рабочих помещений от опасных зон.
5. Подготовка к эвакуации персонала, не занятого в АСДНР.
6. Подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС и эвакуированных продуктами и т.п.
7. Накопление медицинских средств первой медицинской помощи.
8. Обучение персонала действиям при угрозе взрыва и при пожаре.
9. Размещение объектов и их элементов с учетом рельефа и других особенностей.
10. Создание во взрыво- и пожароопасных зонах инертной среды.
11. Предотвращение образования взрывоопасных смесей при пожарах.
12. Автоматический контроль и регулирование состава технологических смесей (определение концентрации).
13. Установка автоматических устройств для подавления взрыва (обнаружение, тушение пожаров).
14. Разработка высоконадежных средств и способов транспортировки ВВ, ЛВГЖ.
15. Обеспечение грозозащитными устройствами.
16. Установка предохранительных клапанов для сброса давления.
17. Обеспечение прочности паровых котлов, автоклавов и других емкостей, работающих под давлением.
18. Использование несгораемых конструкций и материалов.
19. Создание противопожарных разрывов и минеральных полос.
20. Создание ограждающих рвов, обваловок и стенок для предотвращения растекания ЛВГЖ.
21. Запрещение взрывных работ вблизи организаций.
22. Строгое соблюдение правил пожарной безопасности (ППБ).
23. Обеспечение пожарной техникой, оборудованием и инструментом.
24. Обеспечение пожарными водоемами и средствами пожаротушения.
25. Подготовка пожарных проездов для пожарной техники.
3.3. Объекты, расположенные в зонах опасных природных явлений (лесные пожары, резкое понижение температуры атмосферного воздуха и геологические разлом земной коры)
1. Создание необходимой физической стойкости к вторичным поражающим факторам.
2. Создание укрытий для производственного персонала в районах расположения.
3. Утепление рабочих помещений, зданий, сооружений и тепловых сетей.
4. Обеспечение персонала объектов спецодеждой с
учетом возможной обстановки.
5. Создание минимально необходимого фонда спасательных плавсредств.
6. Размещение рабочих помещений организаций на возвышенностях в условиях возможного затопления.
7. Установка режима поведения персонала при получении информации о ЧС.
8. Запрещение (ограничение) размещения организаций и их элементов с учетом возможного затопления.
9. Размещение организаций и их элементов с учетом снижения эффективности воздействий поражающих факторов.
10. Проведение агротехнических лесомелиоративных защитных мероприятий на склонах.
11. Применение бесшовных труб для транспорта нефтепроводов и газа в зонах возможного воздействия поражающих факторов.
12. Регулирование стока воды из водохранилищ, устройство искусственного и естественного регулирования стока.
13. Обеспечение предварительного срабатывания верхнего бьефа водохранилищ в случае угрозы разрушения плотин.
14. Создание запасов материалов для укрепления дамб при угрозе их разрушения.
15. Строительство объектов на возвышенностях (в зонах возможного затопления.
16. Повышение физической стойкости зданий и сооружений к воздействию поражающих факторов ОМП и ОСП.
17. Защита уникального и особо ценного оборудования.
18. Создание запасов дефицитных материалов для аварийно-восстановительных работ (АВР).
19. Берегоукрепительные работы для профилактики оползней и обрушений.
20. Подготовка к укреплению элементов зданий, сооружений.
21. Локальная защита объектов и небольших участков территории.
22. Подготовка к проведению аварийных работ по предотвращению прорыва плотин, дамб и устройство оградительных валов.
23. Стабилизация слабых грунтов, устройство дренажа.
24. Подготовка к эксплуатации, в условиях ведения военных действий с применением ОМП и ОСП, наиболее стойких зданий.
25. Гидроизоляция зданий, сооружений на гидродинамических опасных объектах.
26. Подготовка плавсредств для эвакуации людей в зонах затопления.
3.4. Нефтяная и газовая отрасль
1. Перераспределение в условиях ведения военных действий или вследствие этих действий, ресурсов нефтепродуктов и газа по направлениям, объемам и потокам.
2. Создание перемычек и кольцевых магистраль-
ных трубопроводов (байпасов) на существующих и строящихся магистралях.
3. Резервирование и повышение устойчивости подводных переходов через крупные реки.
4. Разработка и применение систем антикоррозийной защиты оборудования.
5. Размещение подземных хранилищ нефтепродуктов и газа вне зон возможных разрушений.
6. Подземная прокладка трубопроводов через автомобильные и железные дороги.
7. Размещение на газопроводах поочередно компрессоров с электро- и газотурбинными агрегатами.
8. Создание аварийного неснижаемого запаса труб различного диаметра и запорной арматуры.
9. Оборудования организаций байпасами и клапанами-отсеками в защитных колодцах.
10. Подземное хранение сжиженных газов и хранение их в отверженном состоянии.
11. Регулярный контроль за герметичностью трубопроводов и технологических систем.
12. Создание автоматических систем обнаружения утечки опасных веществ и экстренного отключения аварийных участков, магистральных газопроводов и компрессорных станций.
Транспорт
3.5. На всех видах транспорта
1. Подготовка постоянных транспортных устройств, подвижного состава (судов) и производственно-технической базы транспорта к работе.
2. Обеспечение эксплуатационными, техническими материалами и энергоресурсами для работы.
3. Подготовка транспорта к перевозке сил и средств, ресурсов, необходимых для ликвидации последствий ЧС, а также для проведения эвакомеропри-ятий.
4. Обеспечение защиты грузов от заражения (загрязнения).
5. Разработка (уточнение) нормативных документов, направленных на обеспечение безаварийности транспортного процесса и достижение минимального риска возникновения ЧС.
6. Повышение эффективности контроля за состоянием транспортных средств и режимов перевозочного процесса.
3.6. На железнодорожном транспорте
1. Создание резерва локомотивной автономной тяги на электрифицированных участках сети для работы в условиях нарушения электроснабжения.
2. Создание запасов топлива и других ресурсов для успешной эксплуатации локомотивов всех видов.
3. Подготовка к доставке грузов получателем в обход возможных зон разрушений.
4. Подготовка подвижного состава, находящегося в зонах возможных разрушений, к перевозкам эвакуируемого населения.
5. Подготовка станций, входящих во временные перегрузочные районы (ВПР), а также погрузочновыгрузочных районах (ПВР) для работы в условиях ведения войны с применением ОМП и ОСП.
6. Разработка норм, типовых проектов и вари-
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
антов восстановления инженерных сооружений ж/д транспорта.
7. Проектирование и подготовка к строительству временных переправ и строительство подходов к мостам-дублерам и временным переправам.
8. Осуществление мероприятий по техническому прикрытию и восстановлению объектов ж/д транспорта.
3.7. На автомобильном транспорте
1. Подготовка объездов зон возможных разрушений.
2. Подготовка к прокладке путей движения автотранспорта в очагах поражения.
3. Установление оптимальных маршрутов перевозки опасных веществ для обеспечения минимального риска аварий и снижения тяжести их последствий для населения и экономики.
4. Подготовка автотранспорта и дорожной сети в зонах возможных разрушений и заражений, к перевозкам эвакуируемого населения.
5. Рациональное размещение в зонах возможных разрушений и заражений, производственной базы технического обслуживания, ремонта и заправки автомобилей.
6. Разработка и подготовка к использованию упрощенных методов технического обслуживания, ремонта и восстановления техники в условиях особого периода.
7. Создание и хранение в резерве мобильных средств технического обслуживания (ТО) и спецоб-работки зараженной автотехники.
8. Накопление и хранение неприкосновенного запаса (НЗ) запасных частей, оборудования, инструмента.
9. Совершенствование системы технического прикрытия автодорог и объектов, входящих в основные транспортные направления и проложенных в зонах опасных природных явлений.
10. Строительство автодорог вблизи железных дорог, находящихся в зонах возможных разрушений и заражений, подготовка подходов к местам дублирования мостовых переходов.
11. Подготовка производственных мощностей предприятий (асфальтовые заводы, карьеры и т.п.) для строительства и ремонта дорог в условиях особого периода.
12. Совершенствование дорожно-строительной и мостостроительной техники с учетом эксплуатации ее в условиях особого периода.
13. Разработка типовых проектов решений, вариантов и нормативов проведения работ по восстановлению постоянных автотранспортных устройств, подвижного состава и производственно-технической базы в условиях особого периода.
3.8. На воздушном транспорте
1. Подготовка аэропортов к перераспределению пассажиро- и грузопотоков при возникновении разрушений и заражений.
2. Подготовка самолетов и вертолетов для ведения разведки, проведения АСДНР в зонах разрушений и заражений в условиях особого периода.
3. Подготовка к проведению мероприятий по
обеспечению рассредоточения авиационного парка в условиях особого периода.
4. Создание и накопление в резерве универсальных комплектов транспортно-санитарного оборудования для магистральных пассажирских самолетов.
5. Подготовка экипажей воздушных судов для работы по ликвидации последствий особого периода, перевозки раненых и больных, эвакуации населения из опасных зон.
6. Совершенствование системы технического прикрытия аэропортов.
3.9. На трубопроводном транспорте
1. Реконструкция, новое строительство стационарных нефтепродуктопроводов с учетом безопасной эксплуатации их в условиях особого периода.
2. Строительство площадок на трассах магистральных трубопроводов для массовой заправки горючим автотранспорта, сооружение колодцев для подключения трубопроводов.
3. Создание и совершенствование автоматических систем обнаружения утечки опасных веществ и отключения аварийных участков.
4. Подготовка к транспортировке нефтепродуктов зоны возможных разрушений и заражений и обход компрессорных станций в случае нарушения их работы.
5. Заглубленная прокладка трубопроводов в зонах возможных разрушений и вынос главных насосных станций за пределы таких зон.
6. Создание базовых складов резерва материалов и оборудования для восстановления участков и прокладки временных трубопроводов.
7. Создание и внедрение в эксплуатацию передвижных перекачивающих средств.
8. Строительство отходов от магистральных трубопроводов к ближайшим нефтебазам и транспортным узлам.
9. Повышение надежности электроснабжения компрессорных станций систем дублирования открытых ЛЭП и прокладки подземных кабелей.
3.10. На объектах энергетики
1. Распределение энергоисточников по районам и потребителям.
2. Внедрение кабельных сетей для энергоснабжения особо важных объектов.
3. Кольцевание отдельных энергосистем, обеспечение разделения их на независимо работающие подсистемы.
4. Организация технологического цикла тепловых энергосетей с соблюдением норм предельно допустимых выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод в природные водоемы.
5. Создание береговых устройств для приема электроэнергии от судовых установок.
6. Внедрение эффективных устройств для прогрева и плавки гололеда на воздушных ЛЭП.
7. Подготовка к оперативному отключению второстепенных потребителей.
8. Подготовка энергосистем к работе по специальным режимам в условиях особого периода.
9. Подготовка к работе резервных видов топлива за счет местных ресурсов.
3.11. Пищевая промышленность
1. Обеспечение автономными источниками энер-го- и водоснабжения в минимально необходимых объемах (для важнейших объектов пищевой промышленности).
2. Создание и внедрение в производство закрытых технологических линий (защитных).
3. Автоматизация технологических процессов от подачи сырья до упаковки.
4. Подготовка предприятий пищепрома к временному переходу на упрощенные технологии.
5. Разработка сетевых графиков безаварийной остановки с учетом особенностей объектов экономики.
6. Дублирование основных видов продукции для обеспечения потребителей в условиях особого периода.
7. Организация хранения запасов с повышенной герметизацией.
8. Защита пищевого сырья и продовольствия от заражения путем использования защитной тары.
9. Разработка и внедрение защитной тары (нетоксичной).
10. Совершенствование существующих и разработка новых методов и способов обеззараживания пищевого сырья и готовой продукции от АХОВ и бактериальных средств.
11. Обеспечения предприятий пищевой промышленности средствами и методами определения уровней содержания нитратов в растительных продуктах и необходимыми средствами лабораторного контроля загрязнения (заражения) радиоактивными и химическими веществами и биотоксинами.
12. Совершенствование методов лабораторного контроля, предусматривающих комплексное использование приборов и ЭВМ для экстренного определения загрязнения (заражения) пищевых продуктов.
13. Снижение взрыво- и пожарной опасности мукомольных предприятий, подготовка бестарной приемки муки, исключающих ее загрязнение.
14. Накопление подвижных средств хлебопечения для создания резерва производственных мощностей хлебопекарной промышленности и использования их в условиях особого периода.
15. Разработка типовых стационарных и передвижных убойных пунктов заводов и цехов, перечня необходимого оборудования и инвентаря для вынужденного убоя пораженных животных в условиях ЧС.
16. Оснащение предприятий отрасли установками для обеззараживания источников воды.
17. Создания запасов консервантов и материалов первичной обработки, мяса (соли и др.) в условиях особого периода.
3.12. Сельскохозяйственная отрасль
1. Подготовка к работе ветеринарных и агрохимических лабораторий.
2. Герметизация источников водоснабжения, животноводческих и складских помещений.
3. Подготовка сельскохозяйственной техники для выполнения задач в интересах ГО.
4. Создание запасов кормов и воды и организация их защиты.
5. Проведение профилактических мероприятий против инфекционных заболеваний животных и растений.
6. Организация эвакуации животных из зон возможных разрушений и катастрофического затопления.
7. Подготовка площадок к вынужденному массовому убою поражённых животных и обеззараживанию получаемой при этом продукции.
Основные положения и направления по повышению устойчивости функционирования экономики являются фундаментом для разработки и реализации комплекса заблаговременно проводимых мероприятий практически во всех организациях (объектах) области, от реализации которых в значительной степени зависит состояние устойчивости функционирования экономики области в целом.
В целях постоянного и более эффективного и квалифицированного руководства вопросами планирования, разработки и осуществления мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций и экономики области в целом создаются комиссии (группы) по поддержанию, в особый период, устойчивого функционирования организаций.
Комиссии (группы) объединяют предложения, обеспечивают рассмотрение и своевременную увязку мероприятий по поддержанию устойчивости с мерами по развитию отраслевых и территориальных звеньев экономики. Это даёт возможность наметить реальные пути осуществления мероприятий, оценить их эффективность для функционирования экономики, уменьшить вероятность возникновения аварийных ситуаций и создать условия для ликвидации различных стихийных бедствий, аварий и катастроф.
Научно-технические разработки