использовать их на практике; способен вести позитивный диалог с властью, другими гражданами; относится к своей деятельности с определенной оценкой, согласовывая интересы и потребности свои и общества, государства. Гражданская позиция любого человека основывается на нравственности и сути духовных законов, на исполнении нормативных предписаний и моральных принципов [2, с. 56]. Поэтому во время учебных занятий государственно-правового цикла студентов знакомят с такими важными понятиями, как «исполнение обязанностей»; «гражданство»; «права и обязанности»; «законность, ее требования и принципы»; «правовая культура»; «реализация прав и законных интересов»; «политическая система общества» и др. [3, с. 16].
Усвоение информации о гражданских качествах при изучении учебной дисциплины «Теория государства и права» включает в себя овладение духовно-нравственными знаниями, что является методологической базой для приобретения в дальнейшем знаний по гражданской проблематике, и, одновременно, происходит воспитание гражданских качеств обучающихся.
Создание мировоззренческих ситуаций является ведущим средством развития гражданственности обучающихся, которое заключается в выдвижении и обсуждении проблемных вопросов с выдвижением собственных взглядов и позиций и их защитой. Положительный результат в таких педагогических условиях закрепляет мировоззренческую позицию студента, а поражение способствует её пересмотру или дальнейшему обоснованию. Толкование педагогом какой-либо прописной истины в данном случае является вспомогательным, а не главным средством в становлении субъектной позиции студента. К примеру, во время преподавания учебной дисциплины «Конституционное право России» создание мировоззренческих ситуаций оправдывает
Библиографический список
себя при рассмотрении следующих тем: «Конституционные основы правового положения человека и гражданина. Гражданство РФ», «Основы Конституционного строя РФ, «Общественно-политические права и свободы граждан РФ. Конституционные обязанности граждан РФ» и др.
Аналогичным способом можно строить работу на аудиторных занятиях, создавая социально значимые ситуации, в том числе и путем имитации будущей деятельности по профессии. Например, предметная область учебной дисциплины «Юридическая техника» позволит создать социально и мировоззренчески значимые задачи (ситуации) при освоении материала, начиная с темы «Структурное построение и оформление правовых документов», и впоследствии при изучении правореализационной и правоприменительной юридической техники.
«Приоритет проблемного, поискового, исследовательского методов при изучении материала будет способствовать тому, что при усвоении дисциплин государственно-правового цикла основной упор делается не на заучивание понятий и определений, а на изучение их сущности и содержания. Важным итогом является развитие гражданственности курсанта как качества его личности, что определяет его гражданскую зрелость и в целом личностный рост как будущего специалиста» [4, с. 33; 5, с. 104].
Итак, при преподавании учебных дисциплин для развития ценностных ориентаций (гражданственности) педагогу следует свою педагогическую деятельность направлять на:
- овладение студентами знаниями из предметной области учебных дисциплин в единстве с духовно-нравственными принципами (основами гражданственности);
- воспитание обучающихся в соответствии с общепринятыми духовно-нравственными нормами при изучении учебных дисциплин государственно-правового цикла.
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273. Российская газета. 2012; 31 декабря.
2. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: статьи 1948 - 1954 гг.: в 2-х т. Т. 1. Москва, 1992.
3. Ерёмина И.С. Опыт развития гражданственности у курсантов и слушателей Дальневосточного юридического института МВД РФ. Российский следователь. 2011; 1: 15 - 17.
4. Дворянкина Е.К., Ерёмина И.С. Теория и практика развития гражданственности средствами государственно-правовых дисциплин. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011; 34 - 37.
5. Сергеев В.В. Формирование демократической гражданственности в социально-профессиональной среде сотрудников органов внутренних дел: вопросы теории и практики. Защита и обеспечение прав человека в деятельности милиции: сборник учебных курсов. Пермь: Центр помощи пострадавшим от насилия и торговли людьми 2010.
References
1. Ob obrazovanii vRossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29.12.2012 № 273. Rossijskaya gazeta. 2012; 31 dekabrya.
2. Il'in I.A. Nashi zadachi. Istoricheskaya sud'ba ibuduschee Rossii: stat'i 1948 - 1954 gg.: v 2-h t. T. 1. Moskva, 1992.
3. Eremina I.S. Opyt razvitiya grazhdanstvennosti u kursantov i slushatelej Dal'nevostochnogo yuridicheskogo instituta MVD RF. Rossijskij sledovatel'. 2011; 1: 15 - 17.
4. Dvoryankina E.K., Eremina I.S. Teoriya i praktika razvitiya grazhdanstvennosti sredstvami gosudarstvenno-pravovyh disciplin. Psihopedagogika vpravoohranitel'nyh organah. 2011; 34 - 37.
5. Sergeev V.V. Formirovanie demokraticheskoj grazhdanstvennosti v social'no-professional'noj srede sotrudnikov organov vnutrennih del: voprosy teorii i praktiki. Zaschita i obespechenie prav cheloveka v deyatel'nosti milicii: sbornik uchebnyh kursov. Perm': Centr pomoschi postradavshim ot nasiliya i torgovli lyud'mi 2010.
Статья поступила в редакцию 27.02.18
УДК 811
Zolotukhina I.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Special Education, Institute of Continuous Education, KatanovKhakass State University (Abakan, Russia), Е-mail: [email protected] Goncharova I.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Professor, Department of Preschool and Special Education, Institute of Continuous Education, Katanov Khakass State University (Abakan, Russia), Е-mail: [email protected]
BASIC ASPECTS OF DESIGN OF HEALTH-SAVING SPACE OF COOPERATION BETWEEN A KINDERGARTEN AND A ELEMENTARY SCHOOL. The article observes some aspects of the design of the health-saving space of kindergarten and primary school interaction on the basis of the most significant provisions: a systematic approach to the design of the educational space, the relationship between its composition, structure and functions, structural unity and the interrelationship of the educational space at all levels of its formation and functioning. The basic aspects of forming of culture of health of growing up man are reflected, in that we inlay a sequence and continuity of educating to the health; interdepartmental going near the decision of the problems related to the health and providing of support and defence of childhood; increase of level of sanitary-hygenic and elucidative work on the problems of health; creation of steady public opinion on cultivation of health.
Key words: pedagogical projecting, health escaping space, multilevel projects, health culture.
И.П. Золотухина, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного и специального образования, Институт непрерывного педагогического образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Е-mail: [email protected]
И.И. Гончарова, д-р пед. наук, доц., проф. каф. дошкольного и специального образования, Институт непрерывного педагогического образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Е-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Статья посвящена некоторым аспектам проектирования здоровьесберегающего пространства взаимодействия детского сада и начальной школы на основе наиболее значимых положений: системный подход к конструированию образовательного пространства, взаимосвязь между его составом, структурой и функциями, структурное единство и взаимосвязь образовательного пространства на всех уровнях его формирования и функционирования. Отражены основные аспекты формирования культуры здоровья подрастающего человека, в которую мы вкладываем последовательность и непрерывность обучения здоровью; межведомственный подход к решению проблем, связанных со здоровьем и обеспечения поддержки и защиты детства; повышение уровня санитарно-гигиенической и просветительской работы по проблемам здоровья; создание устойчивого общественного мнения на культивирование здоровья.
Ключевые слова: педагогическое проектирование, здоровьесберегающее пространство, разноуровневое конструирование, культура здоровья.
Теория проектирования состоит из знаний по определению методов деятельности и технологий ее организаций и организации способов взаимодействия при принятии решений по разрешению социальных проблем, подходов к документированию, анализу существующих решений и из умений комплексно, целесообразно и эффективно использовать разработанные решения для разрешения сходных проблем, построения новых систем и их частей. Педагогическое проектирование также содержит в себе весь этот теоретический комплекс и практический опыт, но относительно преобразования педагогических систем [1, с. 12]. Проектирование совершенствования педагогических систем требует при решении конкретных задач заново заимствовать данные из фундаментальных областей знаний и создавать особую для данного случая систематизацию этих знаний. Таким образом, при проектировании здоровьесберегающего пространства взаимодействия детского сада и начальной школы, для нас имели особое значение следующие общие выводы:
- педагогическое проектирование является направлением теории педагогики и практической деятельности исследователей, связанной с определением, обоснованием, экспертизой и представлением способов решений, которые позволяют повысить эффективность педагогической практики;
- педагогическое проектирование можно рассматривать как структурные и процессуальные характеристики деятельности, направленной на разрешение проблем в педагогическом процессе;
- педагогическое проектирование является одним из механизмов функционирования и развития образовательных систем и может быть термином социально-педагогического управления;
- объектом педагогического проектирования являются педагогические системы различного уровня и характера или их структурные компоненты, которые также исследуются во взаимосвязи с системой в целом;
- педагогическое проектирование - продуктивная деятельность: продуктом деятельности является проект и программа его реализации в практике образования, а также результаты образования, которые имеют место при реализации проекта;
- проектирование связано с индивидуальным и коллективным научным и практическим опытом его субъектов, их конструктивной и творческо-преобразовательной деятельностью.
Мы рассматриваем педагогический проект как возможность реального практического преобразования того, что имеется в каждом конкретном случае, в то, что мы намереваемся достигнуть или создать в определенное время [2, с. 34]. Именно так происходило в случае проектирования инновационных преобразований во взаимодействии детского сада «Хрусталик», общеобразовательных школ №3, 20, находящихся в Центральной части города Абакан, в микрорайоне «Восточный». Конкретная адресность проекта - также один из принципов этой деятельности.
Если исходить из специфики социального проектирования в России, то можно вести речь о двух возможных стратегиях собственно педагогического проектирования как разновидности социального.
Первая стратегия связана с традиционным проектированием по уже существующим конкретным моделям (образцам, аналогиям и т. п.) той или иной деятельности, на которые педагоги в новой ситуации ориентируются как на некую точку отсчета принимаемых решений и которые детерминируют их деятельность.
Вторая стратегия социально-педагогического проектирования связана с тем, что подобного прототипа нет. Даже если есть некий идеал, то неясен путь, который ведет к этому идеалу. Более того, предпринимая те или иные шаги, создатели проекта не могут с полной уверенностью сказать, что совершены именно те действия, которые необходимы. Именно такая стратегия реализуется, когда в основу полагается личность ребёнка и его свободный выбор. Тогда задачей педагогики становится создание условий для максимального раскрытия потенциала ребёнка, а уникальность личности делает невозможным унификацию методик образования [3, с. 45].
В создании здоровьесберегающего пространства детского сада и общеобразовательных школ №3, 20, мы придерживались второй стратегии, когда структура детского сада и начальной школы, их концепция, программа развития рождались и утверждались постепенно, претерпевая изменения в соответствии с новыми условиями. Более того, мы считаем, что находимся в самом начале пути, когда только стали определяться приоритетные направления этой деятельности.
Как уже отмечалось выше, социально-педагогическое проектирование носит характер разноуровневого конструирования, включая пять возможных этапов:
1) разработка теоретического обоснования проекта
2) разработка моделей, реализация которых в определенной последовательности приводит к желаемым результатам;
3) разработка инструментария: методов, приемов, способов воздействия и взаимодействия;
4) создание пакета критериев и методов замера результатов;
5) разработка этических норм поведения людей и правовых аспектах проектируемого процесса.
Названные этапы нашли отражение в проектировании модели здоровьесберегаюшего пространства взаимодействия детского сада и начальной школы. Мы выделяем следующие уровни проектирования: цели; принципы моделирования, компонентный состав, методики, критерии. Таким образом, модель для нас - это форма, оболочка, внутри которой развивается единый педагогический процесс, имеющий свое содержание, методы и технологии воспитания, обучения и развития детей.
Задачи исследования потребовали разработать технологическую карту проектирования здоровьесберегающего пространства взаимодействия детского сада и начальной школы (см. схему 1). При этом мы опирались на следующие наиболее значимые положения: системный подход к конструированию воспитательного пространства, взаимосвязь между его составом, структурой и функциями, методологию проектирования воспитательного пространства как многоуровневой системы, структурное единство и взаимосвязь воспитательного пространства на всех уровнях его формирования и функционирования [4, с. 18].
Для решения сложных задач, которые встали перед педагогическим коллективом детского сада и начальной школы, была создана следующая его инфраструктура:
- финансовая служба - определяет новые возможности внебюджетного финансирования детского сада и начальной школы за счет средств, получаемых от выполнения договоров, банковских кредитов, реализации научной и товарной продукции, добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, введения дополнительных предметов и курсов сверх сетки часов учебного плана, проведения опытно-экспериментальных, научно-исследовательских, научно-методических работ с учетом потребностей региона;
Схема 1
Технологическая карта проектирования здоровьесберегающего пространства взаимодействия детского сада и начальной школы
Цели моделирования 1) комплексное развитие личности ребёнка в процессе воспитания и обучения; 2) реализация гуманистического, личностно-ориентированного подхода к педагогической и психологической подготовке детей к успешному обучению в школе; 3) коррекция и укрепление физического и психического развития каждого ребёнка; 4) реализация программы комплексного развития личности ребёнка-дошкольника и его успешного обучения в школе при использовании нестандартного здоровьесберегающего оборудования; 5) создание многоуровневого здоровьесберегающего воспитательного пространства детского сада и начальной школы, обеспечивающего оптимизацию жизнедеятельности детей с целью сохранения их здоровья, соблюдение преемственности здоровьесберегающей деятельности в семье и школе;
Принципы моделирования - целенаправленность; - иерархичность организации; - эвристичность деятельности; - вероятностное прогнозирование
Педагогическая технология моделирования - определение исходных теоретических положений; - этап планирования (ценностно-целевой аспект); - этап реализации модели (содержательно-процессуальный аспект); - этап оценивания, коррекции, реконструирования
Критерии эффективности - высокий уровень физической, педагогической и психологической готовности ребёнка к успешному обучению в школе; - более успешная адаптация ребёнка к учебной деятельности;
- Служба качества - этот так называемый «внутренний маркетинг» осуществляется силами воспитателей и учителей, которые систематически отслеживают посредством анкетирования, насколько образовательный процесс в детском саду и начальной школе удовлетворяет потребностям морфологического развития и психофизической подготовки детей к переходу в школу;
- Социально-педагогическая служба - организация вне-учебной воспитательной работы с детьми, родителями и общественностью, выявление интересов и потребностей детей, трудностей и проблем, причин конфликтных ситуаций, работа по социальной защите и т. д.;
- Медицинская служба решает вопросы диагностики и профилактики здоровья ребёнка, а также пропаганды здорового образа жизни среди детей. Медицинским работником организуются (для родителей и педагогов) консультации лечебного характера, различные оздоровительные мероприятия. Знания о состоянии здоровья своих подопечных позволяют своевременно предупреждать любые неврозы, способные развиться у ребёнка на основе того или иного недуга. В детском саду «Хрусталик» создана медицинская служба, которая позволяет не только оказывать квалифицированную помощь заболевшему ребёнку, но и проводить профилактическое обследование и лечение ослабленных детей.
- Психологическая служба - осуществляет диагностику состояния здоровья детей, выявляет причины и типы девиантного и дезадаптивного поведения, ведет индивидуальную коррекци-онную работу, осуществляет консультирование родителей;
- Методическая служба - содействует углублению теоретической подготовки и повышению педагогического мастерства педагогов по вопросам педагогики и психологии здоровья, а также рациональной организации и более эффективному использованию их рабочего времени;
- Аттестационная служба - осуществляет подготовку образовательных учреждений к процедуре самоаттестации.
К комплексу общих неблагоприятных факторов, формирующих нездоровье современных детей, относятся: ухудшение экологической обстановки, недостаточное и несбалансированное питание, стрессовые воздействия, связанные со снижением экономического благополучия семей, социальной напряженностью в обществе, распространение вредных привычек через средства массовой информации, родителей. Принимая во внимание определение здоровья, которое было дано Всемирной Организацией Здравоохранения как состояния физического, психического и социального благополучия, а не отсутствия болезни и видимых физических недугов, мы пришли к необходимости создания здоровьесберегающего пространства на основе интеграции воспитывающего, обучающего и оздоровительного воздей-
ствия на детей в условиях современного детского сада и начальной школы.
В результате научных поисков педагогическим коллективом дошкольного учреждения были сформулированы наиболее значимые концептуальные черты развивающего здоровьесберегающего образовательного пространства данных образовательных учреждений.
• Соединение в единый комплекс и подчинение цели развития личности дошкольника и младшего школьника всех составных частей жизни детского сада и начальной школы, движение от разрозненных воспитательных воздействий к целостному образовательному организму. Максимальное использование воспитательного потенциала коллектива.
• Организация жизнедеятельности дошкольников и младших школьников как основы воспитательного процесса. Дети не только готовятся к будущей взрослой жизни, но и живут реальной жизнью. Поэтому в детском саду и начальной школе должна быть создана атмосфера жизнедеятельности, наполненная разнообразными делами.
• Обучение и воспитание - две важнейшие взаимосвязанные функции детского сада и начальной школы. Можно многому научить растущую личность, но при этом не привить ему чувство справедливости, человечности, доброты, не сформировать любознательность, принципиальность, деловитость. В то же время образовательное учреждение может сформировать эти чувства и качества, но не дать современного образования. В связи с этим необходимо неуклонно повышать воспитывающий характер образования и образовательный эффект воспитания.
• Неуклонная гуманизация межличностных отношений. Отказ от авторитарности, грубости, насилия над маленьким человеком (как скрытого, так и явного), которые губят его как личность.
В основу педагогической концепции рассматриваемого взаимодействия легли идеи социальной реабилитации и целенаправленного воздействия среды на личность (А.С. Макаренко), современных воспитательных систем (В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова, Л.И. Новикова), антропологические подходы (П.П. Блонский, Л.С. Выготский), идеи гуманизации пространства детства (Я. Корчак, Ш.А. Амонашвили, И.Д. Демакова).
Проектирование модели здоровьесберегающего пространства в своей основе содержит целостную и целенаправленную систему формирования культуры здоровья подрастающего человека, в которую мы вкладываем последовательность и непрерывность обучения здоровью; интегративность и межведомственный подход к решению проблем, связанных со здоровьем и обеспечения поддержки и защиты детства; повышение уровня санитарно-гигиенической и просветительской работы по проблемам здоровья; создание устойчивого общественного мнения на
культивирование здоровья; уделение самого пристального внимания вопросам формирования культуры отдыха для обеспечения подготовки маленького человека к следующему «трудовому» дню; повышение ответственности должностных лиц за здоровье детей; создание условий на воспитательных пространствах детского сада и начальной школы, способствующих повлиять на образ жизни воспитанников в контексте укрепления и сохранения их здоровья; психолого-педагогическое и валеологическое сопровождение ребёнка; объективизация состояния здоровья детей на основе комплексного мониторинга; создание информационной базы по возрастным особенностям здоровья и прогнозированию индивидуального здоровья; определение контингента учащихся, требующих различных подходов по профилактике и общему оздоровлению.
Выстраивая здоровьесберегающее пространство, способствующее не только повышению культуры здоровья ребёнка, но и его самообучению, мы пришли к выводу, что дошкольное воспитание является важнейшим начальным звеном непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребёнка.
Здоровьесберегающее пространство призвано было создать не только адаптивную, но и адаптирующую систему, обладающую способностью активно влиять на формирование здоровой во всех отношениях личности, помочь каждому ребёнку достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями [4, с. 23]. Изменяя в процессе практики спроектированную среду, педагогический коллектив старался добиваться гибкости (изменчивости) образовательной системы, тем самым обеспечивая индивидуальные условия для комплексного развития каждого ребёнка.
Таким образом, специально созданное единое здоровьесбе-регающее пространство образовательных учреждений, насыщенное методиками здоровьесберегающей педагогики, позволяют вести оздоровительно-профилактическую работу с детьми в течение всего времени их пребывания в детском саду и начальных классах: в процессе игры, игровых занятий, прогулок, упражнений, дневного сна, закаливающих процедур. В результате реализуется основная задача - сохранить и развить психическое и физическое здоровье ребёнка и сформировать устойчивую потребность ходить в школу и вести здоровый образ жизни.
Библиографический список
1. Грабенко Т.Н. Зинкевич-Евстигнеев Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры: методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. Санкт-Петербург: Детство Пресс, 2013.
2. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребёнка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. Тула, 2012.
3. Мельникова И.Е. Психофизиологические механизмы адаптации дошкольников. Санкт-Петербург: Издательство Рос. гос. пед. ун-та, 2012.
4. Методические рекомендации по применению конструктора-тренажера «Тропинка». Красноярск: ККИПКРО, 2013.
References
1. Grabenko T.N. Zinkevich-Evstigneev T.D. Korrekcionnye, razvivayuschie i adaptiruyuschie igry: metodicheskoe posobie dlya pedagogov, psihologovi roditelej. Sankt-Peterburg: Detstvo Press, 2013.
2. Grigor'ev D.V., Kuleshova I.V., Stepanov P.V. Lichnostnyj rost rebenka kakpokazatel' 'effektivnosti vospitaniya: metodika diagnostirovaniya. Tula, 2012.
3. Mel'nikova I.E. Psihofiziologicheskie mehanizmy adaptacii doshkol'nikov. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Ros. gos. ped. un-ta, 2012.
4. Metodicheskie rekomendacii po primeneniyu konstruktora-trenazhera «Tropinka». Krasnoyarsk: KKIPKRO, 2013.
Статья поступила в редакцию 24.02.18
УДК 796.06
Kadetova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Culture of Military Training Center,
Southern Federal University (Taganrog, Russia), E-mail: [email protected]
THE INFLUENCE OF JUDICIAL PRACTICE ON DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL QUALITY OF THE JUDGE ON THE SPORT GAMES (ON THE EXAMPLE OF BADMINTON). The author of the article notes the fact that the rapid development of modern sports games places high demands on the professionalism of the judiciary board. Qualitative control of game situations, management of not only the players but coaches and spectators, imposes a serious responsibility on the judges in the sport. Summarizing practical experience seen, that in badminton, as in other sports games, there are often conflicts, and it is extremely important that the professionalism of the judges must be at the level of the skills of the players. Therefore, to increase the competence of judges is the main factor in multiplying the educational role of sports. The author of the article pays attention to the issue the judiciary practice, which positively influences on the development and improvement of the personal qualities of judges, is necessary for them not only in their professional activities, but in life situations in general too.
Key words: judicial practice, professionalism, game sports.
Н.В. Кадетова, канд. пед. наук, доц. каф. физвоспитания Учебного Военного Центра, Южный Федеральный
Университет, г. Таганрог, E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ СУДЕЙСКОЙ ПРАКТИКИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СУДЬИ ПО ИГРОВОМУ ВИДУ СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ БАДМИНТОНА)
Автор статьи отмечает тот факт, что стремительное развитие современных спортивных игр, предъявляет повышенные требования к профессионализму судейской коллегии. Качественный контроль игровых ситуаций, управление не только игроками, но тренерами и зрителями накладывает серьезную ответственность на судей по спорту. Обобщая практический опыт, замечено, что в бадминтоне, как и в других спортивных играх не редко присутствуют конфликты и поэтому крайне важно, чтобы профессионализм судей был на уровне мастерства игроков. Таким образом, повышать степень компетентности судей является главенствующим фактором преумножения воспитательной роли спорта. Автор статьи уделяет внимание вопросу судейской практики, которая благотворно влияет на развитие и улучшение личностных качеств судей, необходима им не только в их профессиональной деятельности, но и в жизненных ситуациях в целом.
Ключевые слова: судейская практика, профессионализм, игровые виды спорта.