ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ
12 3
Непарко М.В. , Серова О.А. , Шуликова М.А.
1Непарко Марина Вячеславовна - старший преподаватель; 2Серова Олеся Алексеевна - студент;
3Шуликова Маргарита Александровна - студент, кафедра таможенного дела, институт истории и права Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,
г. Калуга
Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы, связанные с контролем таможенной стоимости товаров, ввозимых и вывозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Цель статьи - исследовать сущность процесса и значимость контроля таможенной стоимости, проанализировать влияние определения таможенной стоимости на поступление доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами. Ключевые слова: административные правонарушения, внешняя торговля, государственное регулирование, декларант, декларация, контроль, корректировка, импорт, система управления рисками, таможенная стоимость, таможенная территория, таможенные платежи, товар, экспорт.
Внешнеторговая деятельность - трудоёмкий, разнообразный и сложный процесс. В связи с этим необходимо в той или иной степени участие со стороны государственных институтов по её регулированию. В данной области важное место отведено такому понятию как «таможенная стоимость». Её значение проявляется в том, что она:
— является основой исчисления таможенных платежей, вычисляемых по адвалорным ставкам;
— используется для начисления административных штрафов, назначаемых за совершение административных правонарушений в области таможенного дела [2];
— применяется для формирования информации о стоимостном объёме внешней торговли.
Для того чтобы дать наиболее полное определение термину «таможенная стоимость», стоит учесть его двойственность. С одной стороны, таможенная стоимость имеет экономическую характеристику, так как представляет собой показатель, используемый в качестве налоговой базы для исчисления таможенных платежей. С другой стороны, понятие включает в себя и правовую сущность, то есть, является таможенно-правовой категорией, характеризующей товар как предмет публично-правовых отношений [3]. Так, под таможенной стоимостью (далее - ТС) понимается цена, реально уплаченная (или подлежащая уплате) в пользу бенефициара (лица, которое является получателем денежных средств, и в адрес которого осуществляется денежный платеж) за ввезенный в страну-импортера товар на основе заключённой и оформленной контрактом внешнеторговой сделки в условиях свободной конкуренции, имеющей коммерческую основу и стоимостную оценку [5].
С определением ТС, иными словами - с процессом таможенной оценки товаров, сталкивается каждый участник внешнеторговой деятельности. Таможенная оценка представляет собой совокупность действий должностных лиц таможенных органов по расчету налоговой базы для целей исчисления таможенных платежей. Процесс её осуществления регламентирован общими принципами, принятыми в международной
практике. Некоторыми авторами характеризуется как административный барьер внешней торговли.
Актуальность исследования в сфере калькуляции таможенной стоимости определяется существующими в рамках ЕАЭС проблемами, возникающими как в деятельности импортеров и экспортеров, так и в работе таможенных органов, осуществляющих её контроль. Одной из наиболее часто встречающихся проблемой является занижение ТС импортируемых товаров. Такая ситуация, в свою очередь, ведет к недовзысканию платежей в государственный бюджет, что подразумевает или недобросовестность декларантов, или неэффективность работы таможенных органов [2].
Так как начисление таможенных пошлин на товары и иные предметы, подлежащие таможенному обложению, производится на базе их ТС, то имеет значение её правильное определение. Для этого существует шесть методов расчёта ТС, использование которых основано на эскалационном принципе. Он заключается в том, что каждый последующий метод может быть применён декларантом, если по каким-либо причинам невозможно использование предыдущего или первого метода, однако, порядок применения четвертого и пятого метода декларант определяет самостоятельно [6].
Таблица 1. Методы определения таможенной стоимости товаров
№ метода Название Сущность
Метод 1. По цене сделки с ввозимыми товарами. Цены на ввозимые товары зафиксированы в товарно-транспортных документах.
Метод 2. По цене сделки с идентичными товарами. Цены ввозимых товаров определяются по стоимости продуктов с аналогичными физическими и качественными характеристиками, страной-производителем и имиджем товара.
Метод 3. По цене сделки с однородными товарами. Цены определяются по стоимости похожих по своим характеристикам и качеству товаров.
Метод 4. Вычитание стоимости. Цены определяются путем вычитания из стоимости идентичных или однородных товаров, продаваемых на территории РФ.
Метод 5. Сложение стоимости. Цены определяются путем сложения стоимости идентичных или однородных товаров, продаваемых на территории РФ.
Метод 6. Резервный метод. Цены определяются гибким использованием всех предыдущих методов, то есть соблюдаются те же принципы, что и при методах 1-5.
В рамках надзора в данной области реализуется ряд последовательных операций, а именно - контроль таможенной стоимости (далее - КТС). Он содержит в себе совокупность взаимосвязанных между собой действий, осуществляемых таможенными органами, а также направленных на правильное определение ТС товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС с применением специальных методов таможенного контроля. Обеспечение Достоверность реальной оценки ТС обеспечивается как на этапе таможенного оформления, так и после выпуска товаров, в том числе на основе системы управления рисками (далее - СУР).
Рис. 1. Процесс контроля таможенной стоимости товаров
При импорте или экспорте товаров перевозчик или иное ответственное лицо должно задекларировать их. Это осуществляется путем подачи таможенному органу декларации ТС как в письменной, так и в электронной формах. Она содержит в себе сведения о методах определения ТС, об обстоятельствах и коммерческих условиях внешнеторговой сделки. Декларант несёт ответственность за указанные сведения, их достоверность и полноту подтверждения. В свою очередь, декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридический статус, с момента её принятия таможенным органом.
На основании результатов процедуры КТС товаров таможенным органом принимается решение о принятии заявленной стоимости, а при недостаточности оснований - о необходимости её корректировки. При необходимости таможенный орган имеет право запросить у декларанта дополнительные сведения и документы, которые должны быть предъявлены в установленный срок, а также может инициировать процедуру дополнительной проверки сведений о ТС в случае неподтвержденных должным образом сведений [1].
Как и в любом виде государственной деятельности в работе таможенных органов возникает ряд проблем. В сфере по обеспечению КТС они сталкиваются со следующими ситуациями:
— декларант не предоставил полный пакет документов или недостоверно задекларировал перевозимые им товары;
— отсутствует реальная ценовая информация о товарах, ввозимых на таможенную территорию;
— законодательство в рамках КТС не всегда чётко регламентировано и несовершенно;
— ТС товаров может быть умышленно завышена или занижена их заявителем.
На сегодняшний день в рамках реализации задач, определенных Комплексной программой, ФТС России проведен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение КТС товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС и декларируемых таможенным органам. Проводилась системная работа, направленная
на повышение качества администрирования процессов КТС и обеспечение единообразия при его осуществлении, в том числе в рамках применения СУР.
[ПРОЦЕН
[ПРОЦЕНТ]
и 2016
и 2017
У 2018
[ПРОЦЕНТ]
Рис. 2. Количество корректировок таможенной стоимости за 2016 - 2018 гг., в %
В результате проведения контроля таможенной стоимости ввозимых товаров таможенными органами за 2016-2018 годы выполнено около 526 тыс. корректировок ТС. Так, за исследуемый период количество корректировок ТС снизилось на 9,4%. Именно поэтому необходим ряд мероприятий по модернизацию сложившейся системы обеспечения КТС.
Одним из направлений её совершенствования в целях решения существующих проблем можно отметить налаживание международных отношений, в частности, интенсивного сотрудничества таможенных органов стран — участниц ЕАЭС с таможенными органами иных государств. Такой вектор подразумевает под собой создание унифицированного и единого информационного поля о сделках, связанных с внешнеторговой деятельностью. Он приведет к эффективному информационному обмену между всеми странами, результатом которого станет возможность получать точные, полные и актуальные сведения о перемещаемых товарах сотрудникам таможенных органов.
Другое направление содержит в себе необходимость введения единообразной методики учёта таможенной статистики по торговле товарами во всем мире и применение единой ТН ВЭД. Оно позволит сократить разницу данных в зеркальной статистике между странами.
Таким образом, контроль таможенной стоимости - многослойный и противоречивый термин, понятие которого содержит в себе такие дефиниции как проверка документов и сведений, представленных декларантом для подтверждения правильности выбранного им метода определения таможенной стоимости и определения структуры таможенной стоимости. Что касается проблем определения и контроля таможенной стоимости, то им уделяется сегодня большое внимание, как со стороны таможенных органов, так и со стороны участников ВЭД.
1. Васильев А.М. Исчисление таможенных платежей // Концепт. 2014. № 31. С. 5.
Список литературы
2. Воронова В.А. Проблемы, связанные с контролем таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу // Молодой ученый, 2018. № 21. С. 243244. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/207/50729/ (дата обращения: 22.08.2019).
3. Денисов С.А. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Санкт-Петербург, 2013. С. 141.
4. Пансков В.Г., Федоткин В.В. Таможенно-тарифное регулирование деятельности в России, 2013. С. 318.
5. Покровская В.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности, Санкт-Петербург, 2014. С. 112.
6. Рудь Н.Ю., Сухачева Н.С., Элова Г.В. Контроль таможенной стоимости: учебное пособие. Ставрополь, 2015. С. 36.
7. Сборник Федеральной таможенной службы «Таможенная служба 2015». [Электронный ресурс]. World Wide Web. Режим доступа: http://www.customs.ru/ (дата обращения 21.08.2019).