Научная статья на тему 'Основные аспекты философско-эстетического осмысления управления'

Основные аспекты философско-эстетического осмысления управления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
563
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AESTHETICS / MANAGEMENT PHILOSOPHY / STRATEGY / CREATIVITY / AXIOLOGY / ЭСТЕТИКА / ФИЛОСОФИЯ УПРАВЛЕНИЯ / СТРАТЕГИЯ / ТВОРЧЕСТВО / АКСИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Корнышева И.Р.

В представленной статье феномен управления рассматривается с точки зрения философско-эстетических аспектов. Прочтение стратегии развития как творчества в системе управления позволяет выявить эстетические аспекты организационной культуры как инновационного типа видения корпоративной культуры организации, ориентированной на решение управленческих задач. Разработка стратегии управления анализируется как новое эстетико-аксиологическое явление, включающее в себя рационально-философский анализ сути управления, его философское постижение и творческую рефлексию. Таким образом, эстетика управления рассматривается не только с точки зрения чувственно-философского анализа феномена управления, но и как философская рефлексия методологии и стратегии «искусства управления», интегративный принцип видения целеполагающих коммуникаций между людьми, эмпирического анализа и интенции феномена управления; метод, имеющий задачу выявления сущности общих принципов управления и эстетических категорий управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main aspects of philosophicalaesthetic management comprehension

The given article studies the phenomenon of management from the viewpoint of philosophical and aesthetic aspects. The development strategy-as-creativity interpretation in the system of management allows revealing aesthetic aspects of corporate culture as innovative vision and collaborative culture focused on solving management problems. Management strategy development is considered as a new aesthetic-axiological phenomenon involving rational-philosophical analysis of management essence, its philosophical comprehension and creative reflection. Thus, management aesthetics is considered not only from the point of view of sensory-philosophical analysis of management phenomenon, but also as a philosophical reflection on methodology and strategy of "management art”, the integrative principle of purposive vision of communication, empirical analysis and intention of management phenomenon; a method having the task of identifying the essence of general management principles and aesthetic management categories.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты философско-эстетического осмысления управления»

4. Gegel' G.V.F. Ehnciklopediya filosofskih nauk [Encyclopedia of philosophical sciences: in 3 vol. Vol. 1]. M. Mysl'. 1975. P. 401.

5. Ugrinovich D.M. Psihologiya religii [Psychology of religion]. M. Politizdat. 1986. Pp. 121-123.

6. Kant I. Kritika chistogo razuma [Critique of pure mind] // Sochineniya - Works: in 8 vols vol. 3. under the general editorship of A. V. Gulyga. Proceedings of anniv. ed. 1794-1994. M. CHORO. 1994. Pp. 599-600.

7. Erunov B. A. Mnenie v chelovecheskom poznanii [Opinion in human cognition]. L. Publishing house of Leningrad University. 1973. Pp. 12-13.

8. K'erkegor S. Strah i trepet [Fear and trembling] / transl. from Dutch. M. Respublika. 1993. P. 28.

9. Ibid. P. 107.

10. Hajdegger M. Vremya i bytie: Stat'i i vystupleniya [Time and being: Articles and speeches] / transl. from Germ. M. Respublika. 1993. Pp. 370-371.

11. Ibid. Pp. 351-353.

12. Ibid. P. 354.

13. Yaspers K. Smysl i naznachenie istorii [Sense and goal of history] / transl. from Germ. M. Politizdat. 1991. Pp. 421-422.

14. Ibid. P. 442.

УДК 130.2+101.1

И. Р. Корнышева

Основные аспекты философско-эстетического осмысления управления

В представленной статье феномен управления рассматривается с точки зрения философско-эсте-тических аспектов. Прочтение стратегии развития как творчества в системе управления позволяет выявить эстетические аспекты организационной культуры как инновационного типа видения корпоративной культуры организации, ориентированной на решение управленческих задач. Разработка стратегии управления анализируется как новое эстетико-аксиологическое явление, включающее в себя рационально-философский анализ сути управления, его философское постижение и творческую рефлексию.

Таким образом, эстетика управления рассматривается не только с точки зрения чувственно-философского анализа феномена управления, но и как философская рефлексия методологии и стратегии «искусства управления», интегративный принцип видения целеполагающих коммуникаций между людьми, эмпирического анализа и интенции феномена управления; метод, имеющий задачу выявления сущности общих принципов управления и эстетических категорий управления.

The given article studies the phenomenon of management from the viewpoint of philosophical and aesthetic aspects. The development strategy-as-creativity interpretation in the system of management allows revealing aesthetic aspects of corporate culture as innovative vision and collaborative culture focused on solving management problems. Management strategy development is considered as a new aesthetic-axiological phenomenon involving rational-philosophical analysis of management essence, its philosophical comprehension and creative reflection.

Thus, management aesthetics is considered not only from the point of view of sensory-philosophical analysis of management phenomenon, but also as a philosophical reflection on methodology and strategy of "management art", the integrative principle of purposive vision of communication, empirical analysis and intention of management phenomenon; a method having the task of identifying the essence of general management principles and aesthetic management categories.

Ключевые слова: эстетика, философия управления, стратегия, творчество, аксиология.

Keywords: aesthetics, management philosophy, strategy, creativity, axiology.

Осмысление управления с точки зрения философско-эстетических аспектов представляет собой актуальное видение стратегии управления в аксиологическом контексте.

Актуальность исследования обусловлена тем, что возрождение российского социума как гражданского общества и правового государства поставило в ряд основных задач задачу формирования качественной и во многом новой системы управления. Без философско-теоретического осмысления того, чем является и что представляет собой управление в целом, а также выявление предметной области эстетики управления как целостного общественного явления, невозможно понять принципы современного организационного управления, специфику критериев, по которым необходимо готовить новое поколение компетентных менеджеров организационного управления, руководителей и экспертов институционально-государственного и муниципального уровней управления.

© Корнышева И. Р., 2017

Задачи исследования состоят в том, чтобы научно-философской рефлексией охватить основные грани феноменологии управления как новой управленческой парадигмы, раскрыть эстетические аспекты управления, посредством анализа социокультурной динамики философско-эс-тетических взглядов на систему управления, ориентированной на мировую и отечественную практику. Кроме того, важным концептом выступает реализация задач моделирования процесса управления в контексте «философии развития». Возможность прочтения стратегии как творчества в системе управления позволяет выявить эстетические аспекты организационной культуры как инновационного типа видения корпоративной культуры организации, ориентированной на решение управленческих задач.

Проблема эстетики управления представляет собой новый взгляд на систему философского знания. В качестве общих смысловых акцентов для философии и эстетики управления является то, что и эстетика, и управление не только формируют научное знание, но и являются искусством. Разработка стратегии управления - это область принципиально нового эстетико-аксиоло-гического аспекта управления. Она включает в себя рационально-философский анализ сути управления, его философское постижение и творческую рефлексию. Эстетические уровни трансцендентного, художественно-эмоционального и интуитивного выводят понимание и ощущение управления на уровень рациональной рефлексии.

В качестве отличительных черт можно отметить то, что эстетика более широкое понятие, чем эстетика управления. Эстетика управления является неотъемлемой частью организационной культуры, анализируемой как компонент философии культуры, в то время как само управление - это социально-культурный способ координации в организации и, в целом, способ регулирования социальных взаимодействий, сформированный людьми в процессе эволюции.

Внимание эстетики к управлению обусловливается тем, что традиционные философские и методологические проблемы становятся актуальны в контексте организационно-управленческого понимания: выявления предмета и пределов управленческих решений, сущности и понятия управления, типологии и понимания различных направлений концептуализации управления, предпочтения и внедрения наиболее результативных стратегий исследования управления.

Как и любой вид деятельности, управление представляет собой эмоциональную палитру разнообразных чувств. Управление - это, с одной стороны, рациональный способ воздействия на объект, где в качестве объекта может быть и организация, и люди, с другой - способ, предполагающий, проектирующий результат совместных действий людей также рациональным образом. Управление всегда связано с объективной реальностью, и философский подход к управлению объясняет тот факт, что управление - это и наука, и искусство. Искусство менеджмента требует отхода от стереотипов, творчества, духовных усилий, которые отличны от тех творческих поисков, которые присущи художественному творчеству.

Итак, эстетика управления - это не только чувственно-философский анализ феномена управления, но и философская рефлексия методологии и стратегии «искусства управления». В этом смысле эстетика управления - это интегративный принцип видения целеполагающих коммуникаций между людьми; эмпирический анализ и интенции феномена управления, метод, имеющий задачу выявления сущности общих принципов управления и прикладной характер эстетических категорий управления.

Система управления не мыслится вне человеческих переживаний и эмоций, чувственно-образный способ восприятия действительности является неотъемлемой частью любой деятельности, в том числе управленческой. Общественное сознание, отражающее общественное бытие, включает в себя ряд общефилософских принципов об отражении действительности вне и независимо от самого сознания. Эстетическое сознание отражает многогранную деятельность людей, окружающий мир, а также результаты человеческой деятельности, представленные в формах и оцениваемые в суждениях и образах. Характерная черта эстетического сознания выражена в том, что объективная реальность, воздействуя на человека, его эмоциональный мир, оценивается им индивидуально, с позиций общепризнанных законов красоты, исторически детерминированных идеалам олицетворения прекрасного в реальной жизни. Таким образом, эстетическое сознание обусловливает и включает в себя художественное сознание, которое объективирует в себе как процесс создания, так и процесс восприятия процесса управления. Оно имеет основу в психофизической и социальной природе человека. Если психика на неосознаваемом уровне предполагает определённый характер субъективных чувственных предпочтений, которые ведут к эстетическому наслаждению и перерастают в соответствующую потребность, то социальный уровень специализирует и то и другое, способствует их осознанности и социальной определённости.

Эстетический подход к управлению объясняет тот факт, что управление - это наука и искусство одновременно и в то же время искусство и наука последовательного воздействия на ре-12

альность. Действительность выступает как объективный физический мир, и мир субъективных ощущений, а также мир тех субъективных отображений, которые объективировались в социальном мире, стали частью объективной реальности. В нашем случае, то есть в проявлениях управления, это, прежде всего, отношения имеющих свои цели людей с их эмоциональными, психическими, эстетическими, интеллектуальными переживаниями, в конечном итоге - реальными поступками людей, их действиями и всей системой поведения.

Эстетические категории являются формами, организующими принципы эстетического опыта управления и управленческого мышления. Категориальный аппарат эстетики применим к системе управления в части эмоционального, интуитивно-чувственного, духовного воздействия руководителя на людей и организации в контексте чувственно-образного, совместного духовного взаимодействие команды (группы людей, коллектива).

Общие понятия и представления о системе управления позволяют нам выделить эстетическое видение феномена управления. Эти понятия являются специфическими и ориентированы на понимание феномена искусства, однако искусство управления также может быть выражено в контексте эстетического видения.

Устойчивая конфигурация и взаимосвязь основных понятий эстетики, при которой трансформация одних элементов влечет за собой изменение других, выступает как своеобразный эстетический стереотип восприятия системы управления. Характерные для искусства и эстетики понятия художественный стиль, эстетическое видение, символ, художественная объективность, побуждение, подражание (мимесис), симулякр, содержание и форма, эклектическое, деконструкция и другие категории актуальны в управлении и в его познании.

Следует отметить, что подражание и побуждение, или художественный стиль и художественная объективность, актуализированы в форме обсуждения общих принципов управления, формулировка которых предполагает применение данных категорий. При анализе языка управления рассматриваются такие категории, как симулякр и художественный символ. Заметим, что указанные категории и конкретный промежуток времени, внешняя и внутренняя среда организации и принципы управления носят описательно-оценочный и двойственный характер. С одной стороны, они описывают и систематизируют предшествующий опыт управления, с другой - диктуют новую стратегию или новое видение управления.

Эстетические категории опираются на общую систему философских категорий, анализ истории которых восходит к античности. В трактате «Категории» Аристотель один из первых дал характеристику и выделил категории, которые, по его мнению, лежат в основе человеческого мышления: субстанция, место, время, количество, качество, состояние, действие, положение и страдание. До Нового времени в истории философской мысли обозначенная теория обсуждалась и претерпела несущественные изменения. Также Аристотель определил фундаментальные категории эстетики, такие как подражание (мимесис), талант и другие. Подражание Аристотель интерпретировал, детализируя и классифицируя каждую подражательную форму [1]. Резюмируя, Аристотель подчеркивает: «...и вообще всякое хорошее подражание, если даже объект подражания сам по себе не представляет ничего приятного: в этом случае мы испытываем удовольствие не от самого объекта подражания, а от мысли (умозаключения), что это (то есть подражание) равняется тому (то есть объекту подражания), так что тут мы имеем познание. Приятны также внезапные перемены, приятно и с трудом спастись от опасностей, - это приятно потому, что все подобное возбуждает удивление» [2].

Представитель немецкой классической философии Иммануил Кант трактовал категории как «априорные неизменные формы мышления» [3], которые упорядочивают опыт, и дифференцировал их следующим образом:

Модальность

Качество

Количество

Отношение

Дифференциация категорий по И. Канту

Реальность

Отрицание

Ограничение

Единство

Множество

Цельность

Субстанция и свойство Причина и действие Взаимодействие ь Возможность и невозможность

Действительность и недействительность Необходимость и случайность

В качестве эстетических категорий Кант выделил эстетический вкус и эстетическое удовольствие, чистую красоту, возвышенное, творческую спонтанность, гениальность и другие [4]. В рамках эстетического видения управления любая из перечисленных категорий не может быть представлена как вымышленная, как это можно видеть в художественной сфере, а является следствием концепции философии развития, касающейся реальности конкретного объекта, которому имманентна любая категория. Рационалистическая философия под воздействием развития науки вводит в число категорий такие понятия, как вероятность, рациональность, обыденное, абсурд, объяснение, понимание и другие. В управленческой мысли перечисленные категории актуализированы и применимы. Но говорить о том, что существует некий законченный список категориального аппарата, нельзя, и применять понятие «система категорий» было бы ошибочно. Конкретная эпоха, культура в целом формируют категорию в том контексте, который присущ данному этапу, формирует необходимые условия эстетического видения мира, конкретной области управления. С изменением внешних факторов меняется функция категории для внутренней среды, своего рода экспликация нового мышления.

В своей работе «О войне» Карл Клаузевиц подчеркивал: «Цель науки... лишь знание; цель искусства - умение» [5]. Управленческое искусство автор называет «талантом ясного восприятия». «.Необходимое для деятельности на высоком посту знание. характеризуется тем, что оно может быть приобретено процессом рассмотрения, - поясняет Клаузевиц, - то есть лишь с помощью своеобразного таланта изучения и размышления; этот талант. умеет каким-то духовным инстинктом извлекать из-под внешних оболочек жизни их сущность. прямо из жизни» [6]. Другой яркий представитель управленческой школы Л. Якокка пишет в своей автобиографической книге «Карьера менеджера» об искусстве торговли, которое, по его мнению, требует времени и усилий, «необходимо снова и снова практиковаться в этом искусстве, пока оно не станет вашей второй натурой» [7]. Искусство управления - это видение, интуиция, ощущение достоинств и слабых сторон компании. Оно не похоже на понимание искусства в том виде, в котором мы привыкли воспринимать слово «искусство» - как номену. Искусство в управлении - это понимание и знание не только сущности самого управления, его характеристик и функций, но и философии развития, научно-практических законов и разработки оптимальных стратегий. Уход от стереотипов, стандартов требует значительно большего творчества и духовного усилия, чем шаблон управленческий стратегий.

Как философско-аксиологический компонент управления важным аспектом выступает интуиция - «это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования, прибегающему к логическому доказательству», - замечают ряд авторов [8]. Интуиция как быстрое «улавливание истины» [9], свойственное подлинному руководителю, сегодня достаточно редкий дар. По теории отечественного психолога Б. М. Теплова, «понятие интуиции часто окружается ореолом некоей мистической таинственности» [10]. Интуиция является определенно новым процессом, уточняет Б. М. Теплов, в корне разнящимся от процессов развернутого логического мышления, выделяющимся не только скоростью его протекания. Как логическое явление интуиция воспринимается как быстро сделанный расчет. Однако она представляет собой новое качество, умение и способность.

Нередко интуицию истолковывают как бессознательное и непроизвольное проявление творческой мысли. Но в том-то и дело, что весь процесс постижения обстоятельства и принятия решения в управлении невозможно назвать бессознательным. Бессознательность интуиции, как было отмечено выше, выражается в том, что зачастую руководитель не осознает тех шагов, которые помогли прийти ему к результату. Четкая рефлексия не зафиксирована в случае интуитивного решения, так как она (интуиция) выступает в форме сжатого умозаключения.

Любой практик-управленец отметит, что ему нужны не идеи, пусть даже самые креативные, а те идеи, которые несут в себе решение возникшей проблемы и конкретные действия, направленные на данное решение. Для принятия интуитивного решения в управлении важную роль играет «временное воображение» [11], т. е. возможность представить себе событие, попытаться по отдельным признакам отразить в воображении ритмику событий. В данном понимании интуиция выступает как минутное понимание ситуации и поиск верного решения. Однако это не может быть мгновенным фактом, подготовка и заблаговременное логически последовательное понимание ситуации в организации есть так называемая подготовка интуиции.

В современном управлении складывается ситуация, когда даже кризис не может заставить данную систему перейти в более активный режим. Важно не ожидание конца кризиса, а готовность к модернизации производства и инициированию развития реальной экономики. Управ-14

ленческая интуиция и есть тот импульс, который требует научных и практических поисков. Например, в узком смысле конкуренция в нашей стране существует не на глобальном экономическом пространстве, а в области отношений неких властных структур и группировок. Анализируя новую действительность, философ осмысливает суть явления, которое его интересует. Прежде всего, следует предать критике способы изучения управления. Конституирование сущности управления - это и сравнительный анализ концепций управления с позиций подходов к системе управления и способов мышления. Историко-культурный анализ управления - с другой стороны, и, наконец, выстраивание собственной эстетической концепции управления. Как отмечает Р. Салман, владение и управление интуицией как стратегией создания будущего, - «лучший способ угадать будущее, самим его изобрести» [12].

Салман утверждает, что при правильной конкуренции одерживают победу те компании и корпорации, которые, переступив через стереотипы и ценности постиндустриальной цивилизации, формируют альтернативное будущее. Включают не только экономические требования, но и факторы внешней среды в виде этических идеалов модификации сознания, опираются на новые требования профессионального стандарта. Автор пишет: «Компания... обладает реальной возможностью производить структурные изменения» [13], это возможность соответствовать происходящим социальным и технологическим изменениям. Таким образом, можно говорить о слиянии науки и искусства управления, в последнем интуиция выступает как необходимость извлечения из сознания нужного решения. Философия управления - это не только рационально-философский анализ сущности управления, но и категориальное понимание, эстетическая рефлексия того, что лежит в основе понятия «искусство управления».

Примечания

1. Аристотель. Риторика / пер. Н. Платонова. М.: Директ-Медиа, 2002.

2. Там же. С. 99.

3. Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2004.

4. Кант И. Критика чистого разума / пер. Н. О. Лосский. М.: Директ-Медиа, 2002.

5. Клаузевиц К. О войне: в 8 ч. / пер. с нем. А. К. Рачинский. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. Ч. 1-4. С. 149.

6. Там же. С. 146.

7. Якокка Л. Карьера менеджера / пер. с англ. С. Э. Борич. Минск: Попурри, 2014. С. 35.

8. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби: Изд-во Проспект, 2003. С. 323.

9. Клаузевиц К. Указ. соч. С. 72.

10. Теплов Б. М. Ум полководца. М.: Педагогика, 1990. С. 156.

11. Там же. С. 170.

12. Салман Р. Будущее менеджмента. М.; СПб., 2004. С. 244.

13. Там же. С. 140.

Notes

1. Aristotel. Ritorika [Oratory] / tr. by N. Platonov. M. Direct-media, 2002.

2. Ibid. P. 99.

3. Filosofija: Enciklopedicheskij slovar' [Philosophy: Encyclopedic dictionary] / ed. by A.A. Ivin. M. Gardariki. 2004.

4. Kant I. Kritika chistogo razuma [Critique of pure reason] / tr. by N. O. Losskij. M. Direct-media. 2002.

5. Klauzevits K. O vojne: v 8 ch. [About war: in 8 parts] / tr. from German by A.K. Rachinskij. M. Berlin. Direct-media. 2016. Parts 1-4. P. 149.

6. Ibid. P. 146.

7. Jakokka L. Kar'era menedzhera [Manager's career] / tr. from English by S.E. Borich. Minsk. Popurri. 2014. P. 35.

8. Alekseev P.V., Panin A.V. Filosofija: Uchebnik [Philosophy: textbook]. 3rd ed., rev. and comp. M. TK Velbi Prospect Publ. 2003. P. 323.

9. Klauzevits K. Op. cit. P. 72.

10. Teplov B.M. Um polkovodca [Commander's wit]. M. Pedagogika. 1990. P. 156.

11. Ibid. P. 170.

12. Salman R. Budushhee menedzhmenta [Future of management]. M.; Spb. 2004. P. 244.

13. Ibid. P. 140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.