Научная статья на тему 'ОСНОВНОЙ ЗАКОН БИНАРНОЙ МНОЖЕСТВЕННОСТИ МИРА'

ОСНОВНОЙ ЗАКОН БИНАРНОЙ МНОЖЕСТВЕННОСТИ МИРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
104
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BINARY PLURALITY / LAW OF BINARY PLURALITY / TREE OF BINARY PLURALITY / BINARY HUMAN QUALITIES / BINARY OPPOSITIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тетиор Александр Никанорович

Весь окружающий мир, все его предметы и явления, по своим параметрам множественны, причем не односторонне множественны, а многосторонне - и позитивны, и негативны, и нейтральны, и с множеством промежуточных качеств. Бинарно множественное пространство нашего бытия - между добром и злом, добродетелью и грехами, красотой и бе- зобразием, смыслом и бессмысленностью, устойчивостью и неустойчивостью развития. Лучше, если бы пространство бытия было ближе к позитивному полюсу, чтобы люди были в большинстве добродетельными, умными, красивыми, с глубоким смыслом своей неповторимой жизни. Но односторонне позитивного человека (за редкими исключениями), и мира нигде нет, кроме сказок. Кажется, существует предлагаемый нами наиболее общий закон бинарной множествен- ности мира. Возможно, бинарная множественность мира, природы и человека - это их диалектическое (то есть отра- жающее наиболее общие закономерности) свойство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL LAW OF BINARY PLURALITY OF WORLD

The whole World, all of its objects and phenomena, its parameters are multiple, not one-way manifold, and multi-and positive, and negative, and neutral, with many intermediate qualities. The space of our existence lies between good and evil, virtue and sins, beauty and disgrace, meaning and meaninglessness, stability and volatility of development. A person would like to see the space being closer to the positive pole, that people were most virtuous, intelligent, and beautiful, with a deep sense of their unique life. However, one-sidedly positive man (with rare exceptions) and World are not exist, except for fairy tales. It seems there is the most general law of binary plurality of the World. Perhaps the binary plurality of World, nature and man is their dialectical (i.e. reflecting the most general patterns) property.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНОЙ ЗАКОН БИНАРНОЙ МНОЖЕСТВЕННОСТИ МИРА»

1976. - 190 с.

12. Манн Томас: цитаты, афоризмы и высказывания.

- Электронный ресурс. URL: http://citaty.info/man/tomas-mann (дата обращения 27.11.2015г).

13. Манн Т. Иосиф и его братья. Том первый. Пер. с нем. С.Апта/Вступ.ст. В. Сучкова. - М.: «Правда», 1991. -720 с.

14. Менде Г. Мировая литература и философия. - М.: «Прогресс», 1969. - 172 с.

15. Набоков В. «Превращение» Франца Кафки. -Электронный ресурс. - URL: http://www.rusnauka.com/10_ DN_2013/Philologia/ 8_126189.doc.htm (дата обращения 20.11.2015г.).

16. Петров М.К. Язык, знак, культура. - М.: «Едито-риал УРСС», 2004.- 328 с.

17. Песоцкий В.А. Художественная литература как социальное явление и предмет философского анализа.

- Автореферат дисс. на соиск. степ. доктора филос. наук (спец. 09.00.11 - социальная философия). - М.: МГОУ, 2009. - 53 с.

18. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: «Прогресс», 1985. - 310 с.

19. Пруст М. Обретённое время. - М.: «Наталис», 1999. - 350 с.

20. Розанова М.С. Проблема межкультурной ком-

муникации в контексте философско-художественного освоения современной реальности//Россия - Запад - Восток: компаративные проблемы современной философии. Сайт «Философская антропология», 2004. - Электронный ресурс. - URL: http://anthropology.ru/ru/text/rozanova-ms/problema-mezhkulturnoy-kommunikacii-v-kontekste-filosofsko-hudozhestvennogo (дата обращения 15.11.2015г.).

21. Трубина Е.Г. Философская теория литературы. - Современный философский словарь. Электронный ресурс. - URL: http://nenuda.ru/современный-философ-ский-словарь-stranica-68.html (дата обращения 28.11.2015 г.)

22. Фрумкин К.Г. Три кризиса художественной литературы //Нева. - 2009. - № 4. - Электронный ресурс. - URL: http://magazines.russ.ru/neva/2009/4/fr14.html (дата обращения 10.11.2015г.).

23. Селиванов В.В. Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - C. 127 - 129.

24. Солженицын А.И. В круге первом: Роман. - М.: «Современник», 1991. - 732 с.

ОСНОВНОЙ ЗАКОН БИНАРНОЙ МНОЖЕСТВЕННОСТИ МИРА

Тетиор Александр Никанорович

Доктор техн. наук, профессор.

Россия, РГАУ МСХА им. К.А. Тимирязева, Институт природообустройства, г. Москва

GENERAL LAW OF BINARY PLURALITY OF WORLD

Tetior Alexander, Dr. Sc., Professor, Russia, Moscow Agricultural Academy, Institute of environmental engineering

АННОТАЦИЯ

Весь окружающий мир, все его предметы и явления, по своим параметрам множественны, причем не односторонне множественны, а многосторонне - и позитивны, и негативны, и нейтральны, и с множеством промежуточных качеств. Бинарно множественное пространство нашего бытия - между добром и злом, добродетелью и грехами, красотой и безобразием, смыслом и бессмысленностью, устойчивостью и неустойчивостью развития. Лучше, если бы пространство бытия было ближе к позитивному полюсу, чтобы люди были в большинстве добродетельными, умными, красивыми, с глубоким смыслом своей неповторимой жизни. Но односторонне позитивного человека (за редкими исключениями), и мира нигде нет, кроме сказок. Кажется, существует предлагаемый нами наиболее общий закон бинарной множественности мира. Возможно, бинарная множественность мира, природы и человека - это их диалектическое (то есть отражающее наиболее общие закономерности) свойство.

ABSTRACT

The whole World, all of its objects and phenomena, its parameters are multiple, not one-way manifold, and multi-and positive, and negative, and neutral, with many intermediate qualities. The space of our existence lies between good and evil, virtue and sins, beauty and disgrace, meaning and meaninglessness, stability and volatility of development. A person would like to see the space being closer to the positive pole, that people were most virtuous, intelligent, and beautiful, with a deep sense of their unique life. However, one-sidedly positive man (with rare exceptions) and World are not exist, except for fairy tales. It seems there is the most general law of binary plurality of the World. Perhaps the binary plurality of World, nature and man is their dialectical (i.e. reflecting the most general patterns) property.

Ключевые слова: бинарная множественность; закон бинарной множественности; древо бинарной множественности; бинарные человеческие качества; бинарные оппозиции .

Key words: binary plurality; law of binary plurality; tree of binary plurality; binary human qualities; binary oppositions.

Постановка проблемы. В работе, посвященной фило- человеческих ценностей» утверждает триединство Исти-софии человеческих ценностей (аксиологии), «приоритет ны, Добра и Красоты [2]. Причем этичны, обладают цен-

ностью лишь положительные качества бытия - истина, красота, добро и т.д. Нужно ли помещать за непроницаемую ширму все остальные, негативные и нейтральные, качества? Нет, иначе исчезнет возможность оценки истинной красоты, настоящего добра и безусловной истины, если не будет объекта для сравнения («все познается в сравнении»). Часть человечества пришла к мысли о приоритете ценностей всей природы, а не только общечеловеческих. Например, отделение «триады «красоты, добра, истины» от всего множества качеств (когда, как обычно, красота, добро и истина рассматриваются в отрыве от органично связанных с ними безобразия, зла, лжи, и прочих негативных категорий), приводит к выводам о «истинности добра и красоты, доброты истины и красоты, красоты истины и добра». Однако зло, ложь и безобразие не менее истинны, зло часто бывает красиво, а красота далеко не всегда добра. Все эти качества, будучи ор-ганичной частью более крупных явлений природы, находятся в развитии, границы между ними постоянно смещаются. Истина - это процесс, впрочем, как, вероятно, и добро, и красота, и безобразие, и зло. В то же время стремление к красоте, добру и истине - это духовная основа человеческого существования. Человеку для его сохранения необходим некий «правильный» смысл существования, смысл жизни, который человечество постоянно ищет. Но правомерно ли во имя этой большой цели - стремления к истине, добру, красоте - отделять эту триаду от органично связанного с ней мощного негативного пласта жизни, отстраняясь от этих свойств мира?

Цель статьи - создание представления о бинарной множественности мира как основы его существования. Именно в органическом единстве всех свойств и качеств явлений (а не только в их «хорошей стороне») проявляются объективные данные о действительных качествах истины, добра и красоты. Практически каждому явлению и пред-

мету мира свойственна бинарная множественность, проявляющаяся как их разделение по свойствам и качествам на дуальные подмножества, имеющие и минимальные, и максимальные, иногда полностью противоположные полярные значения (рис. 1). Часто крайние значения параметров в этих подмножествах полностью противоположны по количеству или качеству, и их можно назвать противоположностями. Так, противоположностями являются самые разнооб-разные предметы и явления - плюс и минус, анализ и синтез, притяжение и отталкивание, действие и противодействие, и т.д. (между ними располагаются нулевые значения). Эти противоположности, бинарные оппозиции - необходимые качества мира, взаимодействующие и взаимодополняющие друг друга. Вероятно, множества бинарных признаков распределены по одному из известных законов, скорее всего, по нормальному, являющемуся, как известно, моделью для многих физических явлений. Но эти значения не всегда полностью (симметрично, равновесно) противоположны: например, дуальность высоких и низких температур: для низких температур есть абсолютный нуль, тогда как для высоких температур возможный предел намного больше - известны температуры в миллионы градусов. Между этими противоположностями предельных температур расположено множество промежуточных значений, которые далеко не всегда равновесно противоположны.

Изложение основного материала. Все предметы и явления мира орга-нично взаимосвязаны, как элементы единой «сети эволюции», независимо от их приятия или неприятия человеком (степень приятия или неприятия меняется по мере роста культуры). Любое искусственное отделение одного - двух качеств от их органичного соединения во множестве и их изолированный анализ могут привести к необъективной оценке явления.

Рис. 1. Древо бинарной множественности мира - правда и ложь, добро и зло, жизнь и смерть, красота и безобразие, и др.

Переходя от более упрощенной триады (хорошей сто- чим простых и понятных решений типа «Истина добра роны) к множе-ственности органично связанных пози- и красоты», но попытаемся принять и понять всю слож-тивных, негативных и нейтральных свойств, мы не полу- ность и неоднозначность бытия. Не уменьшая важности

общечеловеческих ценностей, мы существенно углубим наши представления о сложном и множественном мире и придем к более объективному взаимодействию с ним. Особенно актуален этот вопрос для дуализма человеческих качеств. Если бы множество всех позитивных и негативных качеств человека было равновесно, неизменяемо, равносильно, то стремление к улучшению человека было бы плохо осуществимо. Любое улучшение одного подмножества приносило бы соответствующие изменения другого подмножества качеств. С одной стороны, пока надежды на всеобщее улучшение человечества не оправдываются: в мире продолжаются войны, конфликты, процветают неравенство, пороки, преступность, люди в своей массе не стремятся выполнять библейские заповеди. С другой стороны, человечество культурно эволюционирует, и уже есть достаточно устойчивые страны, воспитавшие в целом (в массе) положительных граждан и обеспечивающие им высокое качество жизни. Стихийно поставленные человеком эксперименты на себе (развитие Австралии, бывшей местом ссылки преступников; эволюция некоторых замкнутых небольших сообществ людей, живших на небольших территориях, и пр.) показали, что, возможно, имеется «канализованный» путь к устойчивости, к позитивному развитию. Вместе с тем и в устойчивых сообществах постоянно возрождаются группы преступников, лиц с негативными отклонениями в идеологии, поведении. Проявляется внешне незаметное стремление к снижению качества жизни в высокоразвитых странах путем эмиграции масс людей из слаборазвитых стран и создания сообществ (как в странах Западной Европы - сообществ выходцев из исламских государств, уже угрожающих институтам приютивших их стран), внедрения нового «менталитета» в развитые общества, опережающей рождаемости новых эмигрантов, ведущей к росту обременительной

Возможно, что все бинарное множество (многообразие) людей подчиняется нормальному гауссову распределению по степени их интегральной позитивности, нейтральности или негативности [3, 4]. Тогда все человечество в этом распределении можно разделить на две (равновесные?) половины. В одной из них будут представлены люди с все более позитивными характеристиками. Основной объем будут составлять люди с «массовыми» позитивными качествами (например, хорошие работники и исправные налогоплательщики, имеющие семью и воспитывающие детей, поддерживающие природу и не загрязняющие ее, непьющие или выпивающие мало, любители какого-либо вида искусства, имеющие хобби или занимающиеся в свободное от работы время вместе с друзьями народным искусством, и пр.). В правом «хвосте» распределения будет находиться, очевидно, небольшое число самых лучших и бескорыстных людей, альтруистов, полностью отдавших себя служению человечеству - таких, как мать Тереза, Махатма Ганди, и, наконец, Иисус Христос. В другой половине будут располагаться люди с все более негативными характеристиками, - например, неумелые и плохие работники, бросавшие семью и детей, пьющие сверх биологической нормы, подверженные разнообразным порокам, загрязняющие природу и не воспитанные в экологическом отношении, убивающие животных, участники войн с массовым убийством людей, и т.д. В «хвосте» распределения я поставил бы самых негативных по интегральному признаку людей (инте-гральный признак предполагает, что у каждого человека есть и опре-деленные позитивные свойства), в том числе и нанесших наибольший ущерб человечеству и Земле - Иуду, Чингисхана, Гитлера, Сталина, и пр. (рис. 2). В этих предполагаемых (и, как представляется, реальных) распределениях представляют интерес следующие положения:

социальной помощи, и пр.

Рис. 2. Возможная изменчивость интегрального признака в зависимо-сти от давления эволюции, отбора, воспитания, культурного развития, и пр.

1. Наличие предела изменения формы или положения кривой нормаль-ного распределения. При движущей форме перемещение кривой вправо, в сторону более положительных показателей, не может быть беспредельно, оно ограничено максимально положительным интегральным признаком.

2. При стабилизирующей форме изменение кривой также не может быть велико, ее форма сохранится, хотя изменится степень негативности или позитивности, или же кривая станет несимметрична, со сдвигом в сторону позитивности. Во всех этих случаях есть пределы. Возможно медленное изменение кривых нормального распределения при действии естественных факторов, и быстрое - при антропогенных и техногенных воздействиях. В истории Земли известны быстрые негативные изменения человеческих качеств при антропогенных воздействиях, - например, в эпохи инквизиции, массового голода, фашизма. В этих условиях изменялись только параметры кривой (она расширялась, и ее максимум снижался, то есть возрастала степень негативности качеств), но форма нормального распределения ос-тавалась, и наличие людей с положительными признаками не вызывало сомнений. Действительно, при самых негативных диктаторских режимах, когда часть индоктринируемого населения начинала мыслить и действовать в согласии с режимом, всегда оставалась более здравомыслящая и прогрессивная часть общества, находившаяся в оппозиции к диктатору.

3. Возможность обратного изменения уже достигнутых форм и положения кривых при действии (давлении) ряда негативных факторов - техногенной эволюции, деволю-ции, деградации, общей дегенерации. Давление этих факторов будет уменьшать максимум кривой и увеличивать ее ширину (полученную при стабилизирующей форме); сдвигать в сторону негативных признаков, эту кривую, полученную как результат движущей формы эволюции. Двойственная форма кривой во всех случаях сохраняется.

Очевидно, нормальное распределение интегрального признака, относящегося к человеку как части живой природы, подвержено тем же изменениям, которые характерны для всего эволюционного процесса. В процессе эволюции давление естественного отбора приводит к сдвигу вдоль оси кривой нормального распределения (при движущей форме) или к росту максимума (при стабилизирующем отборе). Если распространить это обстоятельство на другие процессы (например, духовное совершенствование человека, и пр.), то можно предположить, что вследствие (под давлением) эволюции, культурного развития, привития этики, образования и воспитания могут происходить процессы роста максимума, или несимметричного изме-

нения формы кривой в сторону положительных качеств, или сдвига всей кривой в сторону положительных признаков. В то же время, аналогично дегенерации в эволюции, может происходить и обратное изменение формы и положения кривой нормального распределения - в сторону ухудшения интегрального признака человеческих качеств.

Все эти направления эволюции (или деволюции) вначале определялись естественным отбором, но затем, по мере роста вмешательства человека в природные процессы, они стали в большей степени зависеть от человеческой деятельности. Факторы деволюции могут ухудшать интегральные признаки качеств, вести к потере приобретенных ранее положительных признаков. Ключевой вопрос здесь - насколько устойчиво это распределение, подвержено ли изменениям множество человеческих качеств -позитивных и негативных. Человек издавна стремился к совершенствованию, для чего он использовал широкий набор воздействий - от «мягких» библейских заповедей и до самых «жестких», например, инквизиции, крестовых походов, войн для продвижения «правильных» идей, и пр. В течение веков человечество выработало (в дополнение к заповедям) массу законов и правил, которые полагалось выполнять. Одно поведение поощрялось, другое - запрещалось, причем в качестве расплаты за плохое поведение были выработаны разнообразные наказания - от словесного порицания до изощренных пыток и смертной казни. Несмотря на то, что под флагом борьбы за справедливость были совершены многочисленные жестокости и преступления, системы законодательства и наказания сохраняются.

Очевидно, множественность и двойственность как ее свойство, - объек-тивные качества мира, появившиеся в результате его эволюции и пронизывающие в настоящее время всю его структуру. Эволюция мира порождает бинарную множественность предметов, явлений и их свойств, и множественность обеспечивают существование и развитие мира (рис. 3) [3 - 5]. Роль двойственности всех предметов и явлений поэтому очень велика, и при стремлении к исключению множественности или ее двойственности, в той или иной степени неприятных, неудобных для человека, нужно помнить о диалектичности этих свойств. Множественность и ее двойственность порождены эволюцией мира и являются диалектическим средством для ее обеспечения, для существования мира. Без бинарной множественности мир, видимо, не сможет существовать и эволюционировать. Бинарная множественность предметов и явлений неустранима. Нужны ли активные вмешательства с целью исключения негативных признаков, быстрого со-вершенствования человечества?

Рис. 3. Поле бинарной множественности всех предметов и явлений

В связи с этим интересны положения древней религии - даосизма, рекомендующие невмешательство, «мягкое» взаимодействие:

«Умение обходиться без насилия —

Это великая Благодать, это Дэ.

Великая власть — это умение править

По законам природы и древним обычаям.

Человек при рождении нежен и слаб.

Перед смертью — твёрд и крепок.

Существа и растения, рождаясь, нежны и слабы.

Погибая, сухи и тверды.

Твёрдое и крепкое — то, что гибнет.

Нежное и слабое — то, что начинает жить.

Мощное войско не победит.

Крепкое дерево не выстоит.

Сильное и мощное уступают нежному и слабому».

(Из «Книги о Лао и Лэ». Перевод Н. Доброхотовой.)

Видимо, реальные средства медленного изменения кривой множествен-ности, улучшения человеческих качеств - это естественное, экологическое воспитание и устойчивая, «здоровая» среда жизни, включающая экологически обоснованное удовлетворение потребностей. В последние годы XX века появились экологические поселения, где живут равноправные, равные по достатку люди. Известны небольшие «здоровые» поселения в разных странах, где входные двери в дома практически не закрывают на замок, так как нет случаев воровства. Как правило, в этих поселениях живут люди со сравнительно равным уровнем доходов, нет резкого деления на богатых

и бедных. Интересно, что Н.Н. Миклухо-Маклай после кратко-временного знакомства с туземцами Новой Гвинеи дал целому архипелагу название «Архипелаг довольных людей», но затем отметил быстрое негативное изменение этого состояния под влиянием цивилизации, и отказался от одностороннего взгляда.

Интересно соотношение множественности, двойственности, противопо-ложностей и противоречий - что из этого перечня является определяющим, что в действительности влияет на развитие. В литературе обычно анализируют крайние, мини - максимальные значения, и поэтому чаще говорится о противоречивости как всеобщей форме бытия, о единстве и борьбе противоположностей. Наиболее общими законами диалектики являются закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.

Не все эти законы полностью применимы к природным явлениям, эволюция природы носит гораздо более многогранный, множественный характер. В природе нет всеобщей формы бытия как противоречивости, есть множество форм - от гармонии до борьбы, включая и нейтральное взаимодействие, и взаимопомощь. Взаимоотношения носят иногда очень сложный, не вписывающийся в простые дуальные определения (гармония, борьба) характер. Иногда даже вредные виды паразитов оказывают некоторую помощь хозяину, и без паразитов организм не может существовать, а некоторые виды животных объединяются в один организм для обеспечения совместной

жизни. Не всегда действует закон отрицания отрицания: последующие формы могут дегенерировать по сравнению с предыдущими, то есть не порождать высшие формы. Иногда формы просто не изменяются, не отрицая сами себя и не переходя к высшим формам. В поле множественности форм бытия, форм существования материи, связей и отношений, большинство параметров может принимать множество значений. Так, притяжение и отталкивание могут находиться в разнообразных соот-ношениях, как и положительные и отрицательные температуры, свет и тьма, любовь и нелюбовь, красота и безобразие, война и мир, радость и горе, и пр. Между крайними бинарными оппозициями располагается множество промежуточных параметров.

В то же время есть бинарные оппозиции, не сопровождающиеся проме-жуточными состояниями и являющиеся действительными оппозициями (по крайней мере, пока не обнаружены другие параметры и состояния): частица и античастица, полюса в магнетизме, и пр. Но даже в этих бинарных оппозициях практически всегда присутствуют нулевые значения, то есть тре-тий параметр. К тому же само значение параметра может меняться в больших пределах. Поэтому вряд ли можно считать противоположностями слабое действие полюса N и сильное - полюса 8 в магните. Противоположностями становятся факторы с равными значениями параметров (гармоничная красота -предельное безобразие). Противоположностей значительно меньше, чем двойственностей. В то же время далеко не все противоположности настолько противоречивы, что всту-пают в борьбу. В действительности поле взаимодействия множественности факторов, параметров всеобщей формы бытия содержит множественность видов взаимодействия - от борьбы или гармоничного единства как противоположных видов взаимодействия и до разнообразных промежуточных значений, в том числе и полно-

стью нейтрального, безразличного взаимоотношения. Из множественности факторов нами в качестве примера выбраны бинарные оппозиции, множество которых показывает всю сложность и многообразие предметов и явлений, сведенных в таблице к двойственности. Ниже, в таблице 1 приведены бинарные оппозиции некоторых предметов и явлений на разных уровнях - от космического до атомного, от живой и до неживой природы. Перечень бинарных оппозиций может быть существенно продлен. Даже неполный перечень показывает, что практически каждому предмету и явлению, всему бытию свойствен дуализм. Если полагать, что поле взаимодействия факторов множественности настолько широко, то возникает вопрос о роли противоречий, противоположностей, двойственности, в жизни, в развитии, в эволюции. Все ли противоречия - источник движения и развития? Всегда ли противоречивость - единство и борьба противоположных сторон - является основным законом объективной действительности? Что понимать под развитием? Видимо, множественность и ее двойственность - это диалектические свойства мира. Согласно диалектике, внутренние истоки развития находятся в единстве и борьбе противоположностей. Взаимодействие противоположностей проявляется в противоречии. Гегелю принадлежит яркое и совершенно нереальное выражение «Противоречие - вот что правит миром». Если принять этот тезис, то придется уйти от дуальности и множественности. Только ли в противоречии проявляется вза-имодействие противоположностей? Множественность характерна для взаимодействия не только противоположностей, но и остальной множественности параметров предметов и явлений. Миром «правит» не только противоречие, но и огромный набор параметров и состояний - от противоречия и борьбы противоречий до гармонии.

Таблица 1

Бинарные оппозиции

1 Вселенная Расширение - сжатие Вселенной

Частицы - античастицы

Обычные звезды - черные дыры

Горячие - холодные звезды

Галактики - межгалактическое пространство, и пр.

2 Солнечная система Безжизненность - жизнь

Большие планеты - малые планеты

Притяжение - центробежные силы при вращении

Космический холод - высокие температуры

Весомость - невесомость, и пр.

3 Земля Живая - неживая природа

Холодная оболочка - горячее ядро

Воздушное - безвоздушное пространство, и пр.

Продолжение таблицы 1

Суша-море, материки - океан

Горы-впадины

Земля: компоненты ландшафта и его состояния Пустыни - тропические леса

4 Приливы - отливы

Расцвет - увядание

Ураган-затишье

Засуха - дожди, и пр.

Зима-лето, весна-осень

5 Земля: время года и суток День-ночь, утро-вечер

Восход-заход солнца, луны, и пр.

Красота-безобразие

Целесообразность - нецелесообразность

6 Земля: качества живой природы Равновесие - неравновесие

Хищники-жертвы

Мужские - женские особи, и пр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рождение-смерть

Рост-деградация

Эволюция - деволюция

Ассимиляция - диссимиляция

7 Состояния живых существ Наследственность - изменчивость

Жизнь-безжизненность

Размножение - вымирание

Здоровье-болезнь

Бодрствование-сон, и пр.

Макро- и микромир, гиганты и карлики

Бесконечность - конечность

8 Предметы материального мира Активность (хим., физ.) - нейтральность

Твердость - мягкость, хрупкость - пластичность

Жесткость - гибкость, и пр.

Легкие - тяжелые элементы

Нейтральные - химически активные

9 Свойства элементов и материалов Нерадиоактивные - радиоактивные

Кислоты - щелочи

Частицы-античастицы, и пр.

Полюса электрические: плюс-минус

Полюса магнита (притягивание - отталкивание)

Холод-жара, абсолютный минус - высокие температуры

10 Физические явления Движение-покой

Свет-темнота

Весомость-невесомость

Гром (сильный звук) - безмолвие

Действие-противодействие

Энтропийность - негэнтропийность, и пр.

Продолжение таблицы 1

Белый - черный цвет

Теплый - холодный цвет

11 Сенсорные воздействия Приятный - мерзкий запах

Приятный - отвратительный вкус

Приятный, гармоничный звук - какофония, и пр.

Альтруизм-эгоизм

Свобода-рабство

Свободное развитие - угнетение

12 Человеческие отношения Любовь-ненависть

Уважение, помощь - презрение, эксплуатация

Равенство-неравенство, и пр.

Правда-ложь, обман

Физический - умственный труд

Творческий - нетворческий труд

13 Человеческая деятельность Мирная - разрушительная деятельность

Гуманная - негуманная деятельность

Экологичная - неэкологичная деятельность

Радостный - подневольный труд, и пр.

Естественная - искусственная

14 Среда Чистая, здоровая - загрязненная, вредная

Красивая - безобразная, и пр.

Красота-безобразие

Физическая нормальность - ненормальность

Психическая нормальность - ненормальность

15 Человеческие качества Ум-отсутствие ума, талант-бесталанность

Смелость-трусость, общительность-замкнутость

Доброта, нежность-грубость, мягкость-твердость

Честность-лживость, трудолюбие-леность, и пр.

Анализ - синтез

16 Мышление, высшая нервная деятель- Возбуждение - торможение

ность Иррадиация - концентрация нервных возбуждений, и пр.

Вера - неверие

Бог - дьявол

17 Религиозные представления Рай - ад

Небо - преисподняя (подземное пространство)

Ангелы в белых одеждах - черные черти, и пр.

Радость-горе

Добро-зло

18 Чувства Удовлетворение-неудовлетворение

Сочувствие-зависть, ненависть

Единство- разобщенность, и пр.

Продолжение таблицы 1

Война-мир

Развитие-деградация

19 Состояния мира и стран Бедность-богатство

Устойчивость-неустойчивость развития

Созидание-разрушение, и пр.

Обычно утверждается, что «противоречие - источник развития и всеобщая форма бытия». Но далеко не всегда в основе бытия лежат проти-воречия как борьба противоположностей. Мир не двойственен с двумя взаимно противоречивыми полюсами, а множествен с множеством взаи-моотношений. Почему мир множествен, для чего необходима множественность предметов и явлений, почему мир неорганической природы Земли был множественным, затем мир живой природы развивался в направлении роста биоразнообразия, а теперь и мир техники становится все более разнообразным? Рост биоразнообразия объясним с точки зрения естественной эволюции, основывающейся в первую очередь на наследственной изменчивости и естественном отборе. Чем больше биоразнообразие,

- тем больше возможностей для целесообразного естественного отбора. Но почему неорганический (первичный по отношению к органическому) мир также разнообразен: в его создании принимает участие очень много элементов, причем с самыми разными, часто - с противоположными свойствами. Многие предметы и явления мира неживой природы разнообразны: виды и состояния звезд, виды и состояния галактик, количество элементов и их соединений, их разнообразные свойства, множество взаимодействий, и т.д. «Свойства химических элементов были предопределены задолго до появления живых существ, и между будущим и прошлым не могло быть обратной связи. Без сомнения, кто-нибудь вроде условного «Сократа» из платоновских диалогов мог бы увидеть во всем этом указание на то, что углерод, водород и кислород были специально созданы для будущей жизни» [1]. Есть понятие о «био-фильных» элементах, со-ставляющих все живое.

Бинарная множественность предметов и явлений мира,

- это всеобщее свойство, всеобщий закон действительности (который, кажется, мог бы заме-нить предложенное ранее в качестве закона признание противоречивости, единства и борьбы противоположностей), служащий для обеспечения не только существования и эволюции Универсума, но и для его циклического, бесконечно повторяющегося развития. Интересно, что большинство важнейших явлений в масштабе Вселенной, отдельных галактик, звезд, Солнечной системы и Земли не могло бы происходить, если бы не была заранее задана эволюция к бинарной множественности элементов и их свойств. Речь идет и о процессе эволюции звезд и галактик, когда вещество во Вселенной эволюционировало к сложным формам.

В масштабах Вселенной, от момента первоначального взрыва, происходит рост числа элементов (от первоначальных - гелия и водорода - до обнаруженных более 100), что подтверждает мысль о проявлении закона множественности в неживой природе. Почему именно столь-

ко элементов было создано неживой природой? Каким образом было предопределено, что этого числа и этих свойств элементов будет достаточно, чтобы возникло разнообразие неживой природы, появилась живая природа, возникла жизнь? Может быть, бинарная множественность этих элементов настолько разнообразна по свойствам (от самых легких до самых тяжелых, от нейтральных до активных, и т.д.), в комплексе этих элементов настолько уч-тены все возможные их комбинации и свойства, что большее их количество не нужно (а, может быть, и невозможно). Среди большого набора элементов был создан углерод, обладающий уникальными свойствами соединяться в длинные цепи и кольца, с которыми могут связываться атомы других элементов. Благодаря появлению двух элементов, способных связываться в воду, появилась вода - наилучший растворитель, переносящий разнообразные вещества в океаны, где они включаются в процессы жизни; высокая удельная теплоемкость позволяет океанам накапливать и отдавать большое количество тепла без значительного изменения собственной температуры, что обеспечивает относительное постоянство температуры сре-ды. Самое высокое поверхностное натяжение (кроме ртути) позволяет воде подниматься по капиллярам почвы и тканей растений. Высокая температура кипения позволяет идти многим реакциям в жидкой фазе и потому - при больших скоростях.

Интересно также, что все живое построено в основном из легких «био-фильных» элементов, тяжелые же элементы содержатся в нем в чрезвычайно малых количествах. В то же время на Земле все тяжелые элементы были расположены на некоторой глубине под поверхностью Земли, и, как правило, в виде соединений (то есть, отдалены от живой материи, так как они вредны для нее). Почему все живое построено из легких (биофильных) элементов? Единственный ответ - чтобы собственная масса, которую должны выдерживать живые организмы, была бы минимальна, чтобы они могли воспринимать дополнительные нагрузки (от ветра и пр.), чтобы живые организмы не были бы существенно ограничены в размерах, животные могли бы эффективно передвигаться. Кажется, в этом проявляется одна из взаимоприспособленностей Вселенной. Бинарная множественность химических элементов и их свойств (легкие - тяжелые, активные - неактив-ные, и пр.) позволила создать многообразие неживого и живого.

Каждый человек стремится к упрощенному и чаще всего односто-роннему восприятию действительности. В основе этого лежат этологические истоки упрощенного мышления и сознания человека. При реагировании на действующий стимул человек запоминает ограниченное число единиц информации, не сопоставимое с ее дей-

ствительным большим объемом, он не склонен и иногда не способен анализировать всю сложность мира. Человек «живет» в кратковременной памяти, частями которой являются наиболее кратковременная иконическая память емкостью 3 элемента и сенсорная память только что действовавшего стимула с максимальной емкостью 7-9 элементов. Дуальность восприятия действительности и реагирования была сформирована в процессе эволюции человека как представителя животного мира среди других живых организмов природы, для обеспечения естественного гомеостаза. Дуальный анализ реальности (плохие - хорошие релизеры, гештальты, ситуации и стимулы, особенно если они имеют высокую биологическую цену) протекает намного быстрее, чем множественный. Вполне вероятно, что дуальное восприятие реальности является одним из наиболее необходимых механизмов выживания

на опасность, чтобы убежать или отразить нападение; оно должно быстро определить объект питания, жертву, которую необходимо добыть и съесть, чтобы выжить. Оно должно мгновенно выбрать путь выживания: «опасность

- безопасность», «друг - враг», «бежать - стоять», «хорошо

- плохо», «нападать - защищаться», «бодрствовать - отдыхать», и пр. Это было бы невозможно, если бы кратковременная память использовалась для анализа большого объема информации, содержащего много единиц (бит). Поэтому в процессе естественной эволюции было закреплено упрощенное бинарное и даже однополярное мышление. Нетрудно было придти к выводу, что окружающий мир быстро и дуально оценивался человеком только как «полезный - вредный», «хороший - плохой». Очевидно, именно таков спо-соб мышления вообще у всех живых организмов в природе, если они выжили в процессе эво-

в живой природе: животное должно быстро реагировать

Рис. 4. Генезис быстрого дуального реагирования

Если представить себе гипотетическое животное, мозг которого в момент принятия решения был бы склонен к более глубокому анализу взаимосвязей в природе, к определению более отдаленных последствий своего поведения, то можно уверенно сказать, что животные с замедленным реагированием не смогли бы выжить. Отсюда - упрощенное мышление и неспособность принять бинарную множественность всех предметов и явлений, всего мира природы. Отсюда - и стремление к односторонней оценке предметов и явлений.

Выводы и предложения. Подводя итог, можно утверждать, что окружающий мир, все его предметы и явления (человек, Земля, Вселенная), по своим параметрам многосторонне множественны - позитивны, негативны, и нейтральны, с множеством промежуточных качеств. Человек с его упрощенным мышлением не склонен к восприятию бинарной множественности, он стремится к упрощенной оценке предметов и явлений. Бинарно множественное пространство нашего бытия - между добром и злом, добродетелью и грехами, красотой и безобразием, смыслом

люции (рис. 4).

и бессмысленностью, устойчивостью и неустойчивостью развития. Односторонних предметов и явлений нет, как нет медали с одной стороной. Нет и полностью позитивного человека (за редчайшими исключениями), и мира: они встречаются только в сказках. Видимо, существует предлагаемый нами наиболее общий закон бинарной множественности мира. Возможно, бинарная множественность мира, природы и человека - это их диалектиче-ское (то есть отражающее наиболее общие закономерности) свойство. Это фундаментальное положение нужно включить в существующие философские и этические концепции.

Библиографический список:

1. Ичас М. О природе живого: механизмы и смысл. -М.: Мир, 1994.- 496с.

2. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. - М.: Республика, 1994. - 464 с.

3. Тетиор А.Н. Философия бинарной множественности разветвляющегося и сходящегося мира. - М.: Ра1шагшш, 2013. - 698 с.

4. Тетиор А.Н. Целостность, красота и целесообраз- издательство, 2003. - 423 с. ность мира множе-ственной природы. - Тверь: тверское 5. Тетиор А.Н. Бинарная множественность природы

- М.: РЭФИА. 1999, - 233 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭВОЛЮЦИЯ ВЕРЫ В ЭПОХУ СВЕРХЦИВИЛИЗАЦИИ

Сагит Г. Шафиков,

Башкирский государственный университет, Доктор Филологических Наук, профессор,

Факультет Романо-германской филологии, Уфа, Российская Федерация

EVOLUTION OF FAITH IN THE ERA OF OVERDEVELOPED CIVILIZATION

Sagit G. Shafikov, Bashkir State University, Doctor of Philology, Full Professor, Faculty of the Romance and Germanic Languages, Ufa, the Russian Federation

АННОТАЦИЯ

В отдаленном будущем человечество ожидает неизбежное изменение культуры, частью которой является вера. Известный фантаст, футуролог и философ Станислав Лем анализирует возможную эволюцию в сфере религии, включая догматику, культ и мораль, а также образ всевышнего, таинство и чудо в эпоху сверхразвитой цивилизации.

ABSTRACT

The mankind of a distant future shall face an inevitable change in faith that makes an integral part of culture. Stanislav Lem, a world-known fantasy writer, futurologist and philosopher, analyzes a probable evolution in the sphere of religion including dogmatics, worship and morality, as well as the image of God, sacrament and miracle at the time of overdeveloped civilization.

Ключевые слова: вера, знание, культура, мировоззрение, наука, научная фантастика, разрушение, эволюция.

Key words: faith, knowledge, culture, Weltanschauung, science, science fiction, destruction, evolution.

Польский писатель Станислав Лем известен мировому читателю, прежде всего, как мастер философского направления научной фантастики. Впрочем, рамки science fiction всегда были слишком тесными для этого выдающегося интеллектуала, а в расцвете творческих сил Лем даже отрекся от этого жанра как от «безнадежного случая» [1]. Этого философа par excellence характеризует многожанровый подход к каждой проблеме, находящейся в поле его рассмотрения. Практически каждая философская проблема в художественной прозе мэтра получает развитие в его научно-футурологических трактатах, таких как «Сумма технологии» или «Диалоги», в опыте литературной критики («Фантастика и футурология»), в футурологических и философских эссе, таких как «Философия случайности», «Тайна китайской комнаты», «Мегабитовая бомба», «Мгновение» и др.

Одна из важных тем размышлений Лема-философа касается эволюции религиозной веры в некоем отдаленном будущем, которое настолько возвысит власть человеческого разума над природой, что человек сделается почти равным древним богам. Актуальность этой темы объясняется неустранимым противоречием между концептуальными системами, вызываемым ростом научно-технического знания, с одной стороны, и сохраняющейся теистической картиной мира у значительной, если не большей, части общества, с другой стороны.

Конечно, по сравнению со средневековьем в коллективном сознании и церковной практике кое-что изменилось. Например, сейчас утверждение о бессмертии души уже не является таким очевидным, как в эпоху охоты за ведьмами. Когда-то это оправдывало любое мучительство над телом еретика, который своим «заблуждением» мог

навлечь на окружающих вечное проклятие. Сегодня вера в ад или рай слабеет, поэтому в современных дискуссиях об этих вещах говорится значительно меньше, чем, например, о свидетельствах божьего промысла в эволюционном процессе [2].

Вероятно, интерес Лема к рассматриваемой теме связан с его атеизмом, который философ объясняет моральной причиной [3]. Важно, что мировоззрение этого футуролога и философа, чуждое вульгарному безбожию переформатированного сознания, позволяет ему, как бы оставаясь «над схваткой» материалистов и идеалистов, пристальнее всматриваться с помощью своего воображения в судьбу человеческой культуры, частью которой является вера.

Воображение составляет важнейшую часть человеческого мышления [4], и это особенно наглядно проявляется в научной фантастике, которая не терпит непроницаемых масс и непроходимых пустот. Странно только, что этот жанр не занимается исследованием влияния научного прогресса на метафизику, несмотря на представленность темы миссионерства в science fiction, в частности в произведениях так называемой космической оперы.

Лем предупреждает, что человечество развивается курсом, противоположным культуре, имитируя психику человека и вторгаясь в его биологию. Это приводит к разрушениям доктринальных форм веры, что особенно наглядно проявляется в эпоху сверхразвитой цивилизации, представленной Лемом в его философско-филологи-ческом трактате («Фантастика и футурология»), а также в беллетристике («Звездные дневники Ийона Тихого», «Осмотр на месте»). Лем описывает эти разрушения, которые происходят в иных мирах, под другими звездами, но имеет в виду, разумеется, земную цивилизацию. Основываясь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.