Научная статья на тему 'Основной принцип сюжетостроения и критерии дифференциации персонажей в произведениях Агаты Кристи и Джона Диксона Карра'

Основной принцип сюжетостроения и критерии дифференциации персонажей в произведениях Агаты Кристи и Джона Диксона Карра Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
598
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП / СЮЖЕТОСТРОЕНИЕ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / КРИСТИ / КАРР / ПЕРСОНАЖ / PRINCIPLE / PLOT CONSTRUCTION / DIFFERENTIATION / CHRISTIE / CARR / CHARACTER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кротов Алексей Александрович

В статье рассматриваются важные проблемы детективного жанра. Автор выдвигает и обосновывает тезис о том, что у каждого мэтра детектива есть свой основной принцип сюжетостроения, который формирует основные принципы композиции. Также в статье рассматриваются критерии дифференциации персонажей на первый и второй план. Материал исследован на примерах детективных произведений Агаты Кристи и Джона Диксона Карра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main principle of plot construction and characters differentiation criteria in novels by Agatha Christie and John Dickson Carr

The article considers important problems of crime fiction. The author puts forward and substantiates a thesis, that each crime fiction writer has his own main principle of plot construction which forms main principles of composition. Also, the article considers criteria for characters differentiation into main and incidental characters. The material was studied by the examples of detective novels by Agatha Christie and John Dickson Carr.

Текст научной работы на тему «Основной принцип сюжетостроения и критерии дифференциации персонажей в произведениях Агаты Кристи и Джона Диксона Карра»

А. А. Кротов

ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП СЮЖЕТОСТРОЕНИЯ И КРИТЕРИИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПЕРСОНАЖЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АГАТЫ КРИСТИ И ДЖОНА ДИКСОНА КАРРА

У каждого мэтра детективного жанра есть свой основной принцип сюжетострое-ния, то звено, за которое можно вытащить всю цепь. Так, например, основной принцип сюжетостроения у Честертона — мотив преступления, у Сименона — социальнопсихологическая подоплека преступления (да и самой преступности), реалистичность обстановки (реализм) у Хэммета, неожиданность личности преступника у Кристи, способ убийства у Джона Карра.

В настоящей статье подробно рассматривается основной принцип сюжетостроения в произведениях Агаты Кристи и Джона Диксона Карра.

Агата Кристи (1890-1976) и Джон Диксон Карр (1905-1977), королева детектива и ее вечный соперник... —«премьер-министр ее королевства», — как назвал Карра Ти-бор Кестхейи [1. С. 76]. Кристи дебютировала в 1920 г. романом «Таинственное дело в Стайлсе», где сразу же появился ее главный серийный сыщик — Эркюль Пуаро. Сат-терленд Скотт назвал эту книгу одним из лучших дебютов [2. Р. 90].

В отличие от Кристи, Карр в своем первом романе «Оно ходит по ночам» (1930) вывел на сцену инспектора парижской полиции Анри Бенколена, который будет фигурировать лишь в пяти романах мастера, а затем сойдет со сцены, в отличие от Пуаро. В 1933 г. в романе «Ведьмино логово» Карр представляет читателям своего главного расследователя — доктора Гидеона Фелла, философа, историка и естествоиспытателя. Этот рассудительный, любящий выпить энергичный толстяк станет героем 24 романов и ряда рассказов писателя. Еще 22 сюжета будут посвящены баронету, начальнику департамента контрразведки, сэру Генри Мерривейлу, знаменитому Г. М., которого Кристи упоминает в одном из своих рассказов, отдавая ему должное.

Основной принцип сюжетостроения у Кристи — неожиданность личности преступника. Именно этому посвящена вся концепция ее сюжетов и постановка акцентов в детективах. Убийцами у Кристи могут быть

1) главные действующие лица: Альфред Инглторп в «Таинственном деле в Стайлсе», сэр Чарльз Картрайт в «Драме в трех актах», мадемуазель Ник в «Загадке Эндхауза»;

2) персонажи второго плана: леди Вестхолм в «Назначенной встрече со смертью», майор Ричард Клайтон в «Тайне Голубого поезда», старший инспектор Сагден в «Убийстве под Рождество».

3) Во многом сходный принцип дифференциации персонажей использует и Карр. Пастор Соммерс в «Ведьмином логове», Кальвин Боскомб в «Часах-убийцах», Агата Эдисон в «Замке Мертвая голова» — убийцы — персонажи первого плана; адвокат Чарльз Дрейк в «Смерти в пяти коробках», Бетти Деппинг в «Восьми крошечных мечах», полковник Мартель в «Убийстве в музее восковых фигур» —второго плана.

Интересно рассмотреть критерии, дифференцирующие персонажи на фигуры первого и второго плана. Основной критерий — это количество появлений персонажа в

© А. А. Кротов, 2009

произведении. Так, например, у Карра полковник Мартель и адвокат Дрейк действуют, помимо сцены их разоблачения в развязке, всего в одной главе.

Другой критерий — близость персонажа к жертве преступления (родственник или близкий друг). Подобные персонажи есть в любом произведении, и нет резона приводить конкретные примеры.

Еще один критерий — место в круге подозреваемых. Сыщик в ходе развития сюжета создает для читателя так называемый основной круг подозреваемых. Опытный читатель понимает, что преступником может оказаться и действующее лицо, на которое формально не падало подозрение сыщика. Конечно, в конце может выясниться, что сыщик подозревал настоящего преступника чуть ли не с самого начала, но так как он не сообщал об этом вслух на страницах книги, то этот персонаж и не был введен в основной круг подозреваемых, который всегда формирует главный расследователь того или иного автора. Подтверждает этот критерий масса примеров — Тим Кендал в «Карибской тайне», мисс Вейнфлет в «Убить легко», мисс Джилкрист в «После похорон», Агнесс Ноубол в одном из лучших, с нашей точки зрения, романов Карра «Он никогда бы не убил Пейшнс».

Применительно к этому критерию особенность детективов Кристи такова, что у нее практически ни один персонаж, кроме серийного сыщика, постоянных работников полиции, действующих на протяжении ряда произведений, не имеют иммунитета от статуса преступника. У Карра же существует некий стереотип, становящийся понятным читателю после прочтения нескольких десятков его детективов. Речь идет о человеке, глазами которого читатель смотрит на события, рассказ при этом ведется не от первого, а от третьего лица. Это, например, профессор Мелсон и Тед Рэмпол в романах с доктором Феллом, Кен Блейк в сюжетах с Г. М. Помимо них от подозрения автоматически освобождаются и девушки, которые нравятся этим «рассказчикам». Например, Дороти Старберт из «Ведьминого логова» становится женой Теда Рэмпола.

Что касается других мастеров жанра, то у Ван Дайна преступник — всегда персонаж первого плана. А вот Честертон в одном моменте превзошел даже Кристи. В «Сапфировом кресте» — начальник парижской полиции Аристид Валантэн — проницательный сыщик, а в следующем — «Загадка уединенного сада» — фанатик-убийца.

Еще один критерий — социальный статус персонажа. Аристократ, банкир, политический деятель, даже если он мало действует в произведении, скорее станет персонажем первого плана, чем малодействующий обыватель или, тем паче, обслуживающий персонал. Надо также отметить, что высокий социальный статус добавляет подозрений к его обладателю. Социальный статус персонажа важен и при определении автором жертвы. «Еще не встречалось примера того, чтобы Джейн Марпл проводила расследование по делу об умершем при подозрительных обстоятельствах кондукторе автобуса <... > чтобы патер Браун старался спасти душу заблудшего помощника бухгалтера. Английский вкус считает убийство делом светским, и желательно, чтобы и сыщик и убийца были людьми пристойными»[1. С. 192]. Таким социальным статусом обладают мистер Робинсон и полковник Пайкэвэй в романах Кристи «Пассажир на Франкфурт», «Кошка среди голубей», «Тайный ход судьбы», судья Филдинг в романе Карра «Бесноватый».

Пожалуй, еще один весьма редкий критерий — функция персонажа. Например, мисс Ливингстоун — секретарь миссис Оливер в романе «Слоны умеют помнить» теоретически, как и все у Кристи, могла бы оказаться преступницей и — при правильной расстановке акцентов — преступницей интересной. Но она — служащая добровольной помощницы Пуаро, не имеющая, во всяком случае известного читателю, отношения ни к жертве, ни к ее семье. Такова же ситуация со старшим инспектором Сагденом — пре-

ступником в романе «Убийство под Рождество». Будучи офицером полиции, расследующим дело вместе с Пуаро, он автоматически является второплановым персонажем по тем же причинам, что и мисс Ливингстоун. Однако, в отличие от нее, он оказывается сыном жертвы — Симеона Ли, но читатель узнает об этом только в конце романа.

Возникает законный вопрос: если критерии противоречат друг другу, то как все же определить, является ли тот или иной персонаж первоплановым или второплановым? Простой ответ: опереться на количественное его появление — не годится. Требуется глубокое понимание строения сюжета, скрытых его пружин, в какой-то степени — своего рода чутье.

Полковник Мартель назван персонажем второго плана, хотя он — отец жертвы. Тут сыграл главную роль фактор количественного появления. Несмотря на то, что он — отец жертвы и беседе с ним посвящена почти целая глава, он не персонаж первого плана в данном случае потому, что не входит в основной круг подозреваемых, а не входит он в него потому, что, во-первых, трудно предположить, что отец убивает собственную дочь, и потому, что он до разоблачения появляется в романе только один раз, т. е. имеет реплики. Что касается адвоката Дрейка, то он — в том же положении по количеству появлений, но не имеет близкого отношения к жертве. Интересно отметить, что персонаж, появляющийся у Карра лишь однажды, но которому отводится целая глава, нередко оказывается убийцей. Таков, например, полковник Селби в романе «Демон отлива».

А вот в случае со старшим инспектором Сагденом ситуация иная. Он довольно часто появляется в романе. Но его появление и его действия (во всяком случае первоначально известные читателю) обусловлены долгом службы: он ведет допрос подозреваемых.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что персонаж не является первостепенным, если он действует всего один раз и при этом не включается главным сыщиком в основной круг подозреваемых. Здесь необходимо добавить, что основной сыщик не всегда прямо, конкретно высказывает подозрения в адрес персонажа, но, тем не менее, читателю из общей ситуации ясно, что основной расследователь подозревает этого человека.

А ситуация с инспектором Сагденом подтверждает, что частые появления не делают персонаж автоматически первоплановым. То же самое относится и к слугам, хотя каждый случай надо рассматривать отдельно. Например, Крофты в «Загадке Эндха-уза» помогают мадемуазель Ник по хозяйству, но они живут в отдельном коттедже и играют весьма серьезную роль в сюжетных перипетиях.

Рассмотрим в завершение статус майора Клайтона — убийцы из «Тайны Голубого поезда». Здесь случай пограничный. Клайтон — секретарь миллионера, но действует довольно часто, к тому же у него романтическая история с Катариной Грэй. Но поскольку он все же не имеет прямого отношения к жертве и не входит в основной круг подозреваемых, то можно причислить его к второплановым персонажам, но в данном случае есть серьезные аргументы в пользу другой точки зрения, так как в этом романе чисто первоплановых персонажей мало.

Следует отметить, что персонаж первого плана, даже будучи на виду, не всегда попадает в основной круг подозреваемых. Так, долго (до самого конца) вне подозрений — мадемуазель Ник в «Загадке Эндхауза», Чарльз Картрайт в «Драме в трех актах», леди Эдгвейр в «Тринадцати сотрапезниках». Однако это не значит, что до самого конца подобные персонажи — вне подозрений у читателя. Искушенный любитель детектива, прочитавший уже не один роман Карра, Кристи или, например, Ван Дайна, начинает осознавать выявленные нами стереотипы и понимать, что персонаж, не подозреваемый основным сыщиком, вполне может оказаться преступником.

Как определить, что та или иная развязка удалась? Что тот или иной персонаж в роли преступника — сногсшибательная неожиданность и, главное, неожиданность не разочаровывающая, а удовлетворяющая? Конечно, на такие вопросы нельзя дать системного, претендующего на объективность ответа, это в первую очередь зависит от индивидуального восприятия читателя. Кто, в конце концов, может безапелляционно заявить, что оказавшийся преступником Джимми Тесайгер в «Тайне семи циферблатов» — блестящая неожиданная развязка, а уличенные миссис Протеро и Лоуренс Реддинг из «Убийства в доме викария» — полностью разочаровывающая, никуда не годная концовка?

Однако, несмотря на индивидуальность оценки в этом вопросе, можно попытаться выделить моменты, которые могли бы повлиять на оценку читателя. О чем идет речь?

Начнем с такого момента, как первый и второй план персонажа. Безусловно, выбор в качестве преступника персонажа и первого, и второго плана может быть удачен, а может быть и нет. Претендуя на относительную объективность, рискнем заявить, что персонаж второго плана, почти не появляющийся на страницах произведения, вряд ли может быть неожиданно интересен как убийца. Пример тому — мадемуазель Браун в «Тайне замка Чимниз». У нее вообще нет реплик, а она — убийца. Сходная ситуация и в романе Эрла Дерра Биггероа «Черный верблюд». Там преступница — горничная Анна — имеет лишь несколько незначительных реплик.

Другой момент — количество ключей к разгадке. Их не должно быть больше трех, так как преступник вряд ли вызовет большой интерес у читателя, если он наделал много ошибок, поскольку ключи к разгадке — это промахи преступника. С другой стороны, и сыщик вызывает больше уважения, если сумел вычислить преступника по одной-двум деталям, а не по десяти. Здесь следует отметить и такой момент: за пунктом «выявление истины» следует «обоснование выводов». И очень важно, чтобы вина того или иного персонажа была достоверно аргументирована. Если аргументация вызывает явные вопросы и не убеждает читателя, то первоначальное эмоциональное удовольствие от развязки может быть уничтожено неубедительностью объяснений или их отсутствием. Сыщик не может объявить, что он вычислил преступника благодаря интуиции или озарению свыше. В мало-мальски приличном детективе подобное недопустимо. Очень интересно также было бы рассмотреть, в какой части композиции: завязке, развитии сюжета, кульминации — находятся те или иные ключи в различных произведениях, но это материал для отдельного исследования.

В отличие от Кристи, для Джона Диксона Карра «важно не столько разоблачить личность преступника, сколько предугадать метод совершения убийства» [1. C.77]. В основном именно объясняется тот факт, что ряд его персонажей, как мы рассмотрели выше, вынесен за рамки подозрений. И вслед за Кестхейи можно смело заключить, что подчинение всего сюжета изобретению, а потом — разоблачению способа убийства является основным принципом сюжетостроения Карра. В связи с этим особенно важен в сюжетостроении Карра обязательный для всех авторов классического детектива пункт «обоснование выводов». Именно в заключительной главе Карр объясняет, как было совершено преступление и что только тот, кто объявлен преступником (во всяком случае это истинно для большинства романов писателя), мог совершить это убийство. «Только один человек мог совершить оба эти убийства — доктор Хью Миддлсворт», — прямо говорит доктор Фелл в романе «Пока нас смерть не разлучит»1.

1 Цит по: Карр Дж. Пока нас смерть не разлучит // Карр Дж. Д. Убийства в замке Боустринг. М., 1993. С. 417.

Карр чрезвычайно изобретателен в описании способов совершения убийства. Среди самых изощрённых (с точки зрения способов преступления) произведений следует упомянуть в первую очередь романы с участием Гидеона Фелла: «Тайна безумного шляпника», «Часы-убийцы», «Череда самоубийств», «Зловещий шепот», «Клетка для простака», «Человек-призрак», «Пока нас смерть не разлучит». Главный его расследователь доктор Гидеон Фелл в романе «Человек-призрак» даже читает целую лекцию о запертой комнате и способах проникновения в нее. Ранние романы с Г. М. также относятся к серии «невозможных» преступлений: «Убийства на чумном дворе», «Убийства павлиньим пером», «Смерть в пяти коробках», «Месть Красной Вдовы», «Окно Иуды», «Читатель предупрежден». В последнем романе «Карр по-новому обыгрывает правила так называемой честной игры между автором и читателем, предоставляя читателю намеки, которые все же не выводят его на правильный путь» [3. P. 234].

Впрочем, столь разные принципы сюжетостроения не разделяют писателей в главном: оба остаются признанными мастерами классического детектива. Безусловно, только читателю решать, чей подход к жанру ему ближе, но несмотря ни на что, у каждого есть свои верные поклонники, и по сей день в царстве детектива продолжают править вечные соперники и соратники: королева и ее премьер-министр.

Литература

1. Кестхейи Т. Анатомия детектива. Будапешт, 1979.

2. Ramsey G. C. Agatha Christie: mistress of mystery. New York, 1967.

3. Murch E. E. The Development of the Detective Novel. London, 1958.

4. Карр Дж. Д. Убийства в замке Боустринг. М., 1993.

Статья поступила в редакцию 17 сентября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.