Научная статья на тему 'Основная образовательная программа ННГУ подготовки бакалавров по направлению фиит на английском языке'

Основная образовательная программа ННГУ подготовки бакалавров по направлению фиит на английском языке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бедный Александр Борисович, Гергель Виктор Павлович, Ерушкина Лилия Владимировна, Кузенков Олег Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основная образовательная программа ННГУ подготовки бакалавров по направлению фиит на английском языке»

Бедный А.Б.,

ННГУ декан факультета иностранных студентов,

[email protected]

Гергель В.П.,

ННГУ, декан факультета ВМК [email protected]

Ерушкина Л.В.,

зам. декана факультета иностранных студентов,

[email protected]

Кузенков О.А.

ННГУ, зам. декана факультета ВМК, [email protected]

Основная образовательная программа ННГУ подготовки бакалавров по направлению ФИИТ на английском языке

С 2012 года Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ) ведет подготовку бакалавров по направлению «Фундаментальная информатика и информационные технологии» (ФИИТ) по самостоятельно установленному образовательному стандарту ННГУ. В соответствие с этим стандартом была разработана основная образовательная программа с обучением на английском языке. На эту программу осуществляется прием на внебюджетной основе иностранных студентов без предварительного обучения русскому языку.

Следует отметить, что в ННГУ есть опыт обучения студентов на английском языке. С 2006 года действует программа подготовки бакалавров по направлению «Информационные технологии» с интенсивным использованием английского языка в рамках государственных образовательных стандартов второго поколения. На данное направление подготовки зачислялись англоговорящие студенты из разных стран: Кения, Эфиопия, Танзания, Индия, Зимбабве, Свазиленд, Замбия, Египет, Малави, Ботсвана, Гана, Мальдивы. В таблице 1 приведена статистика их поступления

_Таблица 1

Годы Количество поступивших

2006 11

2007 8

2008 13

2009 7

2010 15

2011 19

ИТОГО 73

Приведенные данные показывают возрастающий интерес к этому виду обучения. Уменьшение числа абитуриентов в 2009 году объясняется мировым финансовым кризисом. В 2010 году был осуществлен первый выпуск бакалавров по этой программе, который составил 4 человека, в 2011 году - второй выпуск, 10 человек. Но государственные образовательные стандарты не обеспечивали в полной мере реализацию всех аспектов указанной программы, не позволяли закрепить эту практику в области правового поля. Потребность расширения международного сотрудничества в высшем образовании продиктовала необходимость закрепления в самостоятельно устанавливаемом образовательном стандарте ННГУ возможности реализации на иностранных языках как программ отдельных дисциплин, так и основной образовательной программы, что позволяет привлекать ведущих зарубежных специалистов к чтению лекций и вести обучение иностранных студентов.

Программа подготовки бакалавров по направлению ФИИТ на английском языке направлена на подготовку выпускников, способных к полноценной работе в различных организациях индустрии и бизнеса, осуществляющих создание, развитие и использование систем, продуктов, сервисов информационных технологий, таких как международные и отечественные IT-корпорации: Intel, Microsoft, Teleca (Telma), IBM, Т-платформы, Sun, Cisco, EMC, Nividia, Тесис, Академия Айти, а также к работе в научно-исследовательских центрах, образовательных учреждениях, государственных органах управления, в том числе представленных в Нижегородском регионе. Преподавание на английском языке нацелено на облегчение освоения программы иностранными студентами, повышение академической мобильности и создание дополнительных преимуществ для активного участия выпускников в международной деятельности.

График обучения состоит из восьми семестров. Продолжительность периода теоретического обучения в каждом семестре - 18 недель (кроме 8 семестра). Продолжительность экзаменационной сессии в каждом семестре - 5 недель (кроме 8 семестра). В связи с особенностью организации занятий с иностранными студентами зимние каникулы первого семестра предоставляются в осеннее время.

Учебный план имеет модульную структуру.

Модуль - это относительно самостоятельная часть образовательной программы, формально структурированная единица обучения, отвечающая за формирование определенной компетенции или группы родственных компетенций, включающая в себя логически завершенную часть учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство,

обеспечивающие достижение поставленных целей. Модуль может содержать часть учебной дисциплины, одну или несколько родственных дисциплин.

Модуль предусматривает наличие следующих компонентов:

• описание целей и задач, относящихся к содержанию;

• описание результатов обучения (знания, навыки, переносимые

компетенции);

• стратегии преподавания/обучения, ситуации и культуры обучения;

• процедуры оценивания/аттестации;

• описание учебной нагрузки студентов;

• вступительные требования.

Каждый модуль должен обеспечиваться учебно-методической документацией.

Трудозатраты на освоение одного модуля в рамках данной программы равны пяти зачетным единицам трудоемкости. В случае, если модуль состоит из нескольких учебных дисциплин, то при его освоении допускается начисление зачетных единиц обучающемуся отдельно по каждой дисциплине, входящей в состав модуля. Каждый модуль завершается рубежной аттестацией, включающей в себя экзамен и/или зачет. В рамках модуля может выполняться курсовой проект или курсовая работа. До 3/5 объема модуля может занимать аудиторная работа. Не менее 40% аудиторных занятий должны проводиться в интерактивной форме. В рамках отдельных модулей часть дисциплин может выбираться обучающимися.

Внеаудиторная работа обучающихся в рамках модуля может быть реализована в следующих формах: выполнение домашних заданий, выполнение курсовых работ и проектов, составление обзора литературы по определенной тематике, подготовка реферата, участие в работе семинаров и научно-исследовательских проектах, выполнение научно-исследовательской работы по соответствующей тематике, проведение лекций, интерактивных семинаров и консультаций с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), подготовку к рубежной аттестации. Внеаудиторная работа обучающихся должна быть обеспечена учебно-методическими материалами, мониторингом трудозатрат на ее выполнение и контролироваться преподавателем или научным руководителем. Контроль может осуществляться как во время аудиторных занятий, так и во время внеаудиторной работы, в том числе с использованием ДОТ. Контроль самостоятельной работы может составлять до 50% объема самостоятельной работы, запланированной в рамках данного модуля. Для организации и контроля самостоятельной работы могут выделяться контактные часы помимо основной аудиторной нагрузки. По желанию преподавателя для проведения контроля самостоятельной работы могут выделяться необходимые помещения и время помимо расписания аудиторных занятий. Не менее 1 зачетной

единицы по каждому модулю должна составлять подготовка и прохождение рубежной аттестации.

В одном учебном семестре могут быть от пяти до шести образовательных модулей. При реализации образовательной программы бакалавриата обучающимся предоставляется возможность занятий физической культурой и спортом, включая игровые виды подготовки, в объёме не менее 400 часов. Эти занятия в равных частях распределяются по первым четырем семестрам обучения. В расписание учебных занятий включаются четыре часа занятий физической культурой и спортом еженедельно. Остальной объем занятий по этой дисциплине организуется вне расписания учебных занятий. Университет контролирует использование каждым обучающимся предоставляемых возможностей для занятий физической культурой и спортом. В качестве альтернативной возможности могут быть зачтены занятия в спортивных кружках и секциях, посещение спортивных залов и стадионов.

В каждом семестре один модуль выделяется для изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин. При этом в каждый такой модуль входят практические занятия по русскому языку (русский язык для иностранных студентов рассматривается как иностранный). В результате обучения по этой программе бакалавр должен свободно говорить и читать на русском языке (знание английского языка при этом предполагается априорно).

Трудоемкость учебной практики составляет 14 зачетных единиц и равномерно распределяется по первым четырем семестрам обучения. По итогам прохождения учебной практики в каждом семестре выставляется зачет/зачет с оценкой. Учебная практика проводится в виде компьютерной практики по основным курсам базовой и вариативной части профессионального цикла. Учебная практика проводится в лабораториях вуза по отдельному расписанию, согласованному с расписанием учебных занятий теоретического обучения при непосредственном участии и руководстве преподавателя, отвечающего за проведение практики.

Трудоемкость производственной практики составляет 5 зачетных единиц и проводится в седьмом семестре обучения. Производственная практика соответствует отдельному модулю ООП. Производственная практика может проводиться на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом или на ведущих предприятиях ИТ-сферы, имеющих представительства в Нижнем Новгороде, на которых созданы все условия для успешного приобретения квалификации в производственном режиме. Проведение производственной практики регулируется договорами о предоставлении баз практик между университетом и соответствующими организациями.

Для прохождения всех видов практики выделяется один день в неделю в течение периода теоретического обучения. Проведение практик обеспечивается необходимыми материально-техническими ресурсами

(компьютерными классами, лабораториями, программным и другим обеспечением).

Итоговая государственная аттестация проводится в конце обучения (8 семестр) и включает междисциплинарный государственный экзамен и защиту выпускной работы бакалавра. Подготовка к государственному экзамену поддерживается обзорными лекциями по всем дисциплинам, включенным в его программу, и консультациями ведущих преподавателей. Общий объем трудоемкости ИГА - 12 зачетных единиц.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, составляет 70 процентов; ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора имеют 12 процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла имеют базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, имеют ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу привлечено пятнадцать процентов преподавателей из числа действующих работников профильных организаций, предприятий и учреждений, представителей организаций-работодателей для будущих выпускников.

Профессорско-преподавательским коллективом, обеспечивающим учебный процесс, за последние пять лет издано 8 учебников, 11 учебных пособий, 17 учебно-методических пособий по учебным курсам программы.

Каждый обучающийся обеспечен доступом к электронно-библиотечным системам ЭБС «Университетская библиотека онлайн» и ЭБС «Лань», содержащим издания по основным изучаемым дисциплинам, и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

Учебный процесс обеспечивают:

• 12 профильных лабораторий,

• компьютерный терминал-класс на 10 компьютеров класса Intel Core 2 Duo (ауд. 421),

• аудитория для проведения активных и интерактивных занятий (ауд. 420) 10 учебных комплексов (20 компьютеров),

• высокопроизводительный кластер - пиковая производительность 17,5 триллиона операций в сек.,

• 3 персональных мини-кластера (первые установки такого типа в России),

• оборудование компании National Instruments для лабораторного

практикума по концепциям современного естествознания,

• оборудование машинной (в т.ч. и трехмерной) графики и виртуальной реальности,

• оборудование для 3D-прототипирования,

• оборудование Cisco,

• новый высокопроизводительный кластер с производительностью свыше 100 триллиона операций в сек.

Установлено оборудование шлюза доступа по подключению высокопроизводительного кластера к российской грид-сети.

При реализации ООП формируется социокультурная среда, создаются условия, необходимые для всестороннего развития личности. Университет способствует совершенствованию социально-воспитательного компонента учебного процесса посредством:

• развития студенческого самоуправления;

• обеспечения студентов со стороны преподавательского состава кураторами групп (на младших курсах) и индивидуальным научным руководством (начиная с третьего курса);

• обеспечения возможности критического оценивания студентами содержания, организации и качества учебного процесса в целом и в рамках работы отдельных преподавателей;

• обеспечения возможности участия обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

В Нижегородском университете накоплены богатые традиции студенческого самоуправления, ряда общественных студенческих организаций. Постоянно действуют:

• Студенческие Советы факультетов (деятельность факультетских Студсоветов координируется со стороны администрации заместителями деканов факультетов по воспитательной работе. В состав Студенческого Совета ННГУ входят два представителя от каждого факультета, а координацию деятельности осуществляет отдел учебно-воспитательной работы).

• "Союз Студентов Нижегородского Государственного Университета" (ССНУ)

• Профком студентов.

Мониторинг трудозатарат на самостоятельную работу студента, оценка успешности учебного процесса, процесса формирования компетенций, а также работы отдельных преподавателей осуществляется путем систематического анкетирования студентов.

Обучающиеся участвуют в формировании своей индивидуальной образовательной траектории, осуществляя самостоятельный выбор учебных дисциплин (модулей, учебных занятий) по выбору обучающихся, факультативных учебных дисциплин (учебных занятий), тематику научно-

исследовательской работы, учебных дисциплин (модулей, занятий), предлагаемых кафедрами по тематике научно-исследовательской работы, научного руководителя (тьютера), базы прохождения учебной и производственной практик, тематики производственной практики.

Промежуточная (рубежная) аттестация проводится в следующих формах: экзамен, зачет, зачет с оценкой. В Нижегородском государственном университете им. Н.И.Лобачевского принята следующая семибалльная система оценок:

«превосходно» - свободное владение основным и дополнительным материалом без ошибок и погрешностей, способность решения нестандартных задач, освоение компетенций (частей компетенций), относящихся к данной дисциплине, осуществлено комплексно, выше обязательных требований. Сформирована устойчивая система компетенций, проявляется связь с освоением других компетенций;

«отлично» - свободное владение основным материалом без ошибок и погрешностей, все компетенции (части компетенций), относящиеся к данной дисциплине, освоены полностью на высоком уровне, сформирована устойчивая система компетенций;

«очень хорошо» - достаточное владение основным материалом с незначительными погрешностями, способность решения стандартных задач, все компетенции (части компетенций), относящиеся к данной дисциплине, освоены полностью;

«хорошо» - владение основным материалом с рядом заметных погрешностей, компетенции (части компетенций), относящиеся к данной дисциплине в целом освоены;

«удовлетворительно» - владение минимальным материалом, необходимым по данному предмету, с рядом ошибок, способность решения основных задач, уровень сформированности компетенций (частей компетенций), относящихся к данной дисциплине - минимально необходимый для достижения основных целей обучения;

«неудовлетворительно» - владение материалом недостаточно, необходима дополнительная подготовка, уровень сформированности компетенций (частей компетенций), относящихся к данной дисциплине -недостаточный для достижения основных целей обучения;

«плохо» - отсутствие владения материалом, соответствующие компетентности не освоены.

Оценки «превосходно», «отлично», «очень хорошо», «хорошо», «удовлетворительно» считаются положительными.

Экзамены проводятся во время экзаменационных сессий. Зачеты могут проводиться во время семестра по итогам текущей успеваемости.

Итоговая государственная аттестация выпускника вуза является обязательной и осуществляется после освоения ООП в полном объеме. Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Выпускная работа бакалавра выполняется и защищается на английском языке. При этом она в обязательном порядке сопровождается аннотацией на русском языке.

По итогам обучения бакалавры получают диплом установленного образца на русском языке и также могут получить Европейское приложение к диплому (European Diploma Supplement) на английском языке, соответствующее модели, разработанной Европейской Комиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО.

В 2012 году на данную программу подготовки планируется зачисление 20 абитуриентов. На обучение по этой программе переведены студенты второго курса, зачисленные в 2011 году.

Литература

1. Глобализация и системы обеспечения качества высшего образования / С.А. Запрягаев, Е.В. Караваева, И.Г. Карелина, А.М. Салецкий. М.: Изд-во МГУ, 2007. 224 с.

2. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / Под науч. ред. д-ра техн. наук, проф. Н.А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. 92 с.

3. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун и др. М.: Университетская книга, 2010. 248 с.

4. Competence-based learning. - Bilbao: University of Deusto, 2008. 334 p.

5. Tuning educational structures in Europe. - Bilbao: University of Deusto, 2010. 152 p.

6. Ковтун Е.Н., Родионова СЕ. Научные подходы к созданию образовательно-профессиональных программ на модульной основе в сфере гуманитарного образования // Информационный бюллетень Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию. № 10. Тверь, 2007. С.30-63.

7. Ковтун Е.Н., Родионова СЕ. Образовательные программы «болонского» типа и возможность их реализации в России (на примере направления подготовки ВПО «Филология») // Информационный бюллетень Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию. № 11. Белгород, 2008. С.18-53.

8. Примерное положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц: Приложение к письму Минобразования России от 9 марта 2004 г. // Вестник образования. 2004. № 9.

9. Адаптация и внедрение Европейской рамки ИТК-компетенций в России // Качество образования. 2011. №9. С. 36-39.

10. Рубин Ю.Б. Высшее образование в России: качество и конкурентоспособность. М: МФПА, 2011. 448 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Computing Curricula 2005 (CC2005). Association for Computing Machinery and Computer Society of IEEE.

12. Рекомендации по преподаванию программной инженерии и информатики в университетах. Пер. с англ. М.: ИНТУИТ.РУ «Интернет-Университет Информационных Технологий», 2007. 462 с.

13. Профессиональные стандарты в области информационных технологий. М.: АП

КИТ, 2008.

14. Гергель В.П., Гугина Е.В., Кузенков О.А. Разработка образовательного стандарта Нижегородского госуниверситета по направлению «Фундаментальная информатика и информационные технологии»// Современные информационные технологии и ИТ-образование: сб. докладов V Международной научно-практической конференции/ Под. ред. проф. В.А.Сухомлина. М.: ИНТУИТ.РУ, 2010. С. 51-60.

15. Стронгин Р.Г., Швецов В.И., Гергель В.П. Обеспечение качества преподавания информационных технологий в Нижегородском государственном университете// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Инновации в образовании. 2005. № 1. С. 79-85.

16. Стронгин Р.Г., Гергель В.П. Опыт международного сотрудничества при подготовке ИТ-специалистов в Нижегородском университете//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Инновации в образовании. 2006. № 1. С. 112131.

17. Гергель В.П., Стронгин Р.Г. Опыт Нижегородского университета по подготовке специалистов в области суперкомпьютерных технологий // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 3-1. С. 191-199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.