Научная статья на тему 'ОСНОВНАЯ ИДЕЯ РАССКАЗА К.Г. ПАУСТОВСКОГО "ТЕЛЕГРАММА"'

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ РАССКАЗА К.Г. ПАУСТОВСКОГО "ТЕЛЕГРАММА" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4915
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАУСТОВСКИЙ / РАССКАЗ / ТЕЛЕГРАММА / ЛИТЕРАТУРА / ДИТРИХ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Часыгова Л.М.

В статье рассматривается рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Его сюжетные линии и основная идея произведения, композиция. Отмечается значение произведения в творчестве писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC IDEA OF THE STORY PAUSTOVSKY "TELEGRAM"

The article examines the story of K.G. Paustovsky "Telegram". Its plot lines and the main idea of the work, composition. The significance of the work in the writer's work is noted.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНАЯ ИДЕЯ РАССКАЗА К.Г. ПАУСТОВСКОГО "ТЕЛЕГРАММА"»

УДК 1

Часыгова Л.М.

студент 4 курса филологического факультета Ингушский государственный университет (г. Магас, Россия)

Научный руководитель: Хадзиева А.А.

к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы Ингушский государственный университет (г. Магас, Россия)

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ РАССКАЗА К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕЛЕГРАММА»

Аннотация: в статье рассматривается рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Его сюжетные линии и основная идея произведения, композиция. Отмечается значение произведения в творчестве писателя.

Ключевые слова: К. Паустовский, рассказ, телеграмма, литература, ХХвек, Дитрих.

Рассказ «Телеграмма» был написан К.Г. Паустовским в 1946 году. В своем произведении писатель затрагивает различные проблемы, но основной является проблема отцов и детей, которая была актуальна во все времена, как для русской, так и для зарубежной литературы. Ей посвящено ни одно произведение, многие классики затрагивали ее в своем творчестве. «Телеграмма» - это глубоко сентиментальное и очень чувственное произведение, которое захватывает читателя с первых страниц и не оставляет никого равнодушным.

Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» делится на несколько частей. В одной автор знакомит нас с Катериной Петровной, в другой повествует о

жизни ее дочери Насти, а в третьей наступает кульминационный момент. Важно отметить, что в творчестве К. Г. Паустовского особую роль играет пейзажная зарисовка. Через описание природы автор передает читателю состояние души героев. В рассказе «Телеграмма» мрачная осенняя погода созвучна состоянию души одинокой старушки. «Октябрь был на редкость холодный, ненастный... Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь» [1. с,32].

«Телеграмма» сделала К. Г. Паустовского знаменитым на весь Голливуд. Все мы знаем историю, когда известная голливудская звезда ХХ века Марлен Дитрих при встрече с русским писателем опустилась перед ним на колени К.Г. Паустовским опустилась перед советским писателем на колени и поцеловала ему руку именно из-за его рассказа. Актриса объяснила удивленной публике, что Паустовский - ее любимый писатель, что самым большим литературным событием своей жизни она считает его рассказ «Телеграмма». С тех самых пор, когда она впервые прочитала это произведение, мечтает встретиться с автором.

Рассказ повествует о Катерине Петровне, пожилой и одинокой женщине, доживающей свой век в доме отца. Она мечтала перед смертью увидеться с родной дочерью, которая жила и работала в городе. В холодные и мрачные осенние ночи единственным другом старушки был керосиновый ночник: «Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра» [1. с, 34]. Женщине некому было излить свою душу или поведать о своих горестях, не с кем было вспомнить былые времена: «Не было никого, с кем можно было поговорить о картинах, о петербургской жизни, о том лете, когда Катерина Петровна жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго» [1. с, 33]. Неизменным ее желанием было увидеть единственного родного человека - дочь.

Настя несколько лет не приезжала к матери и единственным, что их объединяло были редкие, короткие письма, у Насти они вызывали чувство

облегчения: «Раз мать пишет - значит жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным укором» [1.с, 38]. Тем временем Катерина Петровна продолжала чахнуть в глухом одиночестве на старой усадьбе. Здоровье у нее было уже не то, да и дом вместе с ней как-то переменился. Видно, чувствовал приближающуюся кончину своей хозяйки: «Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. [1, с. 35]. То письмо Настя так и не прочитала. Вечером в гостях у одного мастера она увидела скульптуру Н. В. Гоголя как будто с укором смотревшего на нее, выступившего в роли ее спящей совести: «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза» [1. с, 37]. Совесть Насти немедленно отозвалась резонансом. Через две недели девушка получает новую телеграмму: «Катерина помирает!». Находясь на одном важном мероприятии, растерянная, она не знала, что делать и не могла подать виду. Девушка все время чувствовала на себе чей-то пристальный взгляд, она боялась поднять глаза, боялась быть пойманной, а вдруг, кто узнал о ее поступке: «Кто бы это мог быть? - подумала она. Неужели кто-нибудь догадался? Как глупо...» [1. с, 41]. Да, догадался! Это был он - Гоголь, смотрел на нее также пристально, усмехался: «Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!»» [1. с, 41]. Выбежав на улицу девушка горько заплакала в этот момент, она поняла, что больше никогда не увидит свою маму живой: «Ненаглядная моя, - вспомнила Настя недавнее письмо. - Ненаглядная!» [1, с. 41]. Лишь бы успеть, лишь бы простила - думала Настя, но застала только свежий могильный холм: «Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести [1. с, 46].

Рассказ К. Г. Паустовского - большое поучительное наставление для всех читателей. Очень часто мы замотавшиеся в жизни, уставшие от бесконечных проблем, рабочих будней и семейных неурядиц забываем о самых близких

наших людях. Забываем, о наших родителях, жизнь и здоровье которых с каждым годом угасает. Эта история напоминание о том, что в любой момент мы моем лишиться самых близких и родных нам людей, а также важно помнить, что муки совести могут преследовать человека и лишить его покоя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

К. Г. Паустовский «Рассказы и повести» // Магадан, Кн. изд., 1971. - 207с.

Chasygova L.M.

student of the Faculty of Philology Ingush State University (Magas, Russia)

Scientific supervisor: Khadzieva A.A.

Ph.D., Associate Professor of the Department of Russian and Foreign Literature

Ingush State University (Magas, Russia)

THE BASIC IDEA OF THE STORY PAUSTOVSKY "TELEGRAM"

Abstract: the article examines the story of K.G. Paustovsky "Telegram". Its plot lines and the main idea of the work, composition. The significance of the work in the writer's work is noted.

Keywords: Paustovsky, story, telegram, literature, XXcentury, Dietrich.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.