Научная статья на тему 'Основатель научной школы дорожников в СибАДИ'

Основатель научной школы дорожников в СибАДИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.М. МОГИЛЕВИЧ / ШКОЛА НАУЧНЫХ КАДРОВ / УЧЕНИКИ / РУКОВОДСТВО КАФЕДРОЙ И ВУЗОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаенко Маргарита Валентиновна, Андреева Елена Владимировна

Развитие научной школы дорожников в СибАДИ связано с именем Могилевича В.М. Ученый, педагог, организатор эти качества помогли ему поднять развитие науки не только на кафедре «Строительство и эксплуатация дорог», но и в целом в ВУЗе. Его дело продолжают его ученики. На факультете «Автомобильные дороги и мосты» продолжает работу школа научных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Research School Road in SibADI associated with the name of Mogilevich VM Scientist, teacher, organizer these qualities helped him to raise the development of science, not only in the department "Construction and operation of roads," but in general at the university. His case was continued to his disciples. At the Faculty of "Roads and bridges" continues the school of scientific personnel.

Текст научной работы на тему «Основатель научной школы дорожников в СибАДИ»

НАУЧНАЯ ШКОЛА

УДК 625.7

ОСНОВАТЕЛЬ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ДОРОЖНИКОВ В СИБАДИ

М.В. Исаенко, Е.В. Андреева ФГБОУ ВО «СибАДИ», Россия, г. Омск.

Аннотация. Развитие научной школы дорожников в СибАДИ связано с именем Могилевича В.М. Ученый, педагог, организатор - эти качества помогли ему поднять развитие науки не только на кафедре «Строительство и эксплуатация дорог», но и в целом в ВУЗе. Его дело продолжают его ученики. На факультете «Автомобильные дороги и мосты» продолжает работу школа научных кадров.

Ключевые слова: В.М. Могилевич, школа научных кадров, ученики, руководство кафедрой и ВУЗом.

История развития науки Сибирской автомобильно-дорожной академии

неразрывно связана с великими именами наших ученых - профессоров Алексеевой Тамары Васильевны, Артемьева Константина Александровича, Толмачева Константина Хрисанфовича, Могилевича Валентина Михайловича.

60-70 годы - это годы развития Вузовской науки. Жизнь ставила сложные вопросы в области дорожного строительства, развивалась промышленность, сельское хозяйство, требовалось расширение транспортной сети Западной Сибири и Тюменского Севера. Необходимы были новые современные решения в области строительства автомобильных дорог, направленные на повышение прочностных характеристик дорожных конструкций, широкое использование местных

строительных материалов и развитие новых технологий. В стране ощущалась острая потребность в научных кадрах. Для их подготовки на кафедре «Строительство и эксплуатация дорог» факультета

«Автомобильные дороги и мосты» в 1967 году профессором Могилевичем В.М. была основана научная школа

«Совершенствование конструкций и технологий строительства дорог в условиях Сибири».

С именем Валентина Михайловича Могилевича связано много различного рода эмоций и воспоминаний. Единодушным является главное мнение - это была выдающаяся Личность.

С 1962 г. и на протяжении 25 лет он возглавлял кафедру «Строительство и эксплуатация дорог». Руководитель нового типа с разносторонними способностями инженера, научного работника, педагога,

организатора, отвечающий новым условиям, новому времени и новым масштабным задачам. При нем кафедра выходит на новый уровень, как педагогической деятельности, так и научной, становится ведущим коллективом в СибАДИ. Создаются материальная, лабораторная базы для обеспечения успешного развития научно-исследовательской и учебно-методической деятельности. Внедряется четкая

организационная основа в учебный процесс. Особое внимание уделяется повышению уровня профессиональной подготовки преподавателей. Связь научно-

исследовательских работ и учебного процесса становится неразрывной, что обеспечивает высокий уровень подготовки как научных кадров, так и инженеров-дорожников, способствует укреплению авторитета кафедры не только в СибАДИ, но и среди научно-исследовательских и учебных институтов страны.

Из характеристики на заведующего кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» Сибирского автомобильно-дорожного института им. В.В. Куйбышева, профессора, канд. техн. наук Могилевича Валентина Михайловича.

«...1912 года рождения, украинец, член КПСС с 1943 г. Окончил Харьковский автомобильно-дорожный институт в 1941 г. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Награжден 5 орденами и 13 медалями.

После окончания войны занимал руководящие должности в Особом дорожно-строительном корпусе - от командира батальона до главного инженера корпуса. Под его руководством строились крупнейшие дорожные магистрали Советского Союза: Москва - Ленинград, Москва - Горький,

Ростов - Орджоникидзе, сеть дорог на нефтепромыслах в БашАССР и ТатАССР, ряд дорог на Крайнем Севере. В эти годы товарищ Могилевич В.М. известен как один из активных инициаторов совершенствования технологии и организации дорожного строительства (разработки новых методов строительства сборных покрытий, диспетчерского управления и т.д.).

Делегат Советского Союза на X Международном конгрессе в 1955 г. в г. Стамбуле.

Валентин Михайлович защитил кандидатскую диссертацию в 1957 г. В 1961 г.

ему было присвоено звание доцента, в 1963 г. - звание профессора.

В 1962 г., Могилевич В.М. Сибирского института им. одновременно

переводом из МАДИ, был назначен ректором автомобильно-дорожного В.В. Куйбышева и избран по конкурсу заведующим кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» этого же института. В 1967 г. по болезни и собственному желанию освобожден от должности ректора. При сдаче дел получил благодарность Министерства за успешное руководство институтом.

Профессор Могилевич В.М.(в центре) с участниками научно-практического семинара: слева доцент кафедры «Строительство и эксплуатация дорог» Славуцкий О.А.; зав. кафедрой «Мосты» профессор Толмачев К.Х.; нач. ПТО Омскавтодора Ройзен М.В.; директор БелДОРНИИ Евгеньев И.Е; Айкалова Л. доцент кафедры «Строительство и эксплуатация дорог» Малофеев А.Г; декан факультета «Автомобильные дороги и мосты» Никитин В.П.

Как ректор института, Могилевич В.М., внес значительный вклад в развитие института, особенно в расширение его материальной (лабораторной) базы, а также в расширение и углубление научной работы преподавательского коллектива, и усиление подготовки кадров высшей квалификации через аспирантуру института.

С 1967 г. полностью посвятил себя научной и педагогической деятельности на

кафедре «Строительство и эксплуатация дорог».

Работая заведующим кафедрой, профессор В.М. Могилевич показал себя талантливым ученым-организатором, умеющим воспитывать молодых ученых, объединять их в творческий коллектив и нацеливать на решение наиболее актуальных научных проблем».

Профессор Могилевич В.М. с аспирантами и соискателями кафедры «Строительство и эксплуатация дорог»: Бобровой Т.В., Ищенко А.Е., Малышевым А.А.

Из личных воспоминаний профессора В.М. Могилевича:

«В 1962 г. кафедра представляла собой довольно жалкое подразделение Сибирского автомобильно-дорожного института (ради справедливости следует сказать, что и весь институт в целом мало чем отличался от кафедры). Кафедре была выделена половина небольшой комнаты в здании возле драматического театра. Вторую половину комнаты занимали преподаватели другой кафедры. Состав кафедры - шесть преподавателей, из которых только один -заведующий кафедрой Назаренко Афанасий Евтихиевич - имел ученое звание доцента (но не имел ученой степени). Преподавателями были: Ростовцев А.С., Жебрун Г.Е., Старцев Б.А., Миронов М.С., Рассказов Д.С.»

В 1962 г. на кафедре «Строительство и эксплуатация дорог» не было ни одного кандидата наук. Профессор Могилевич В.М. организовал при кафедре аспирантуру и стал комплектовать ее преимущественно выпускниками СибАДИ.

При кафедре был организован научно-исследовательский сектор численностью в 24 человека: старших и младших научных сотрудников, инженеров, лаборантов, из которых отбирались кандидаты для поступления в аспирантуру на конкурсной основе. Сектор включал в себя несколько лабораторий по специализированным направлениям. Работа в научно-исследовательском секторе позволяла оценить способности каждого сотрудника к научной работе. Как правило, тема

диссертационной работы была связана с темой хоздоговорной работы, что позволяло на высоком уровне совместно решать научные и практические проблемы. Была создана Отраслевая Научно-

исследовательская Лаборатория (ОДИЛ). На базе Омскавтодора работал филиал кафедры.

Весь научный коллектив (около 40 человек преподавателей, аспирантов и работников НИСа и дополнительно 30-40 студентов старших курсов) под руководством профессора В.М. Могилевича плодотворно работал над большой комплексной темой «Совершенствование технологии и организации дорожно-строительных работ в региональных условиях Сибири, Дальнего Востока и Казахстана».

Разработка этой темы осуществлялась одновременно в двух тесно связанных между собой направлениях:

а) использование в дорожных одеждах местных грунтов и малопрочных каменных материалов, укрепленных различными вяжущими;

б) совершенствование технологии и организации дорожно-строительных работ в зимних условиях для обеспечения равномерного использования ресурсов строительных организаций в течение всего года.

Такая направленность научных исследований была особенно актуальна для регионов, характеризующихся длительным холодным периодом года и отсутствием местных высококачественных каменных материалов.

Кафедра «Строительство и эксплуатация дорог», 1970 год

В диссертационных исследованиях, выполняемых под руководством профессора В.М. Могилевича, рассматривались отдельные вопросы актуальной комплексной тематики. Причем, программы всех диссертаций дополняли и углубляли друг друга, охватывая в своей совокупности большие разделы общей проблемы. Соискателями и аспирантами Валентина Михайловича были не только сотрудники кафедры, но и работники ВУЗов других городов Советского Союза. Сотрудники кафедры принимали активное участие научно-практических конференций МАДИ,

СоюзДОРНИИ, ГипроДОРНИИ, КАДИ и других организаций. Всего за время работы В.М. Могилевич подготовил 35 кандидатов наук.

В 80-х годах кафедра «Строительство и эксплуатация дорог» систематически занимала первые места в институте среди других кафедр по целому ряду показателей, в том числе по научной работе. Комиссия МВ и ССО РСФСР, производившая комплексную проверку СибАДИ в декабре 1971 г., отметила эту кафедру как лучшую в институте. Сам Валентин Михайлович любил повторять, что кафедра «Строительство и эксплуатация дорог» лучшая, потому, что на ней работают замечательные люди. Кафедра за эти годы стала ему близкой и родной.

Профессор Могилевич В.М. - ветеран труда, участник Великой Отечественной войны, полковник в отставке, кавалер четырех орденов Красной Звезды и ордена Отечественной Войны, Почетный дорожник

СССР, Российской Федерации, Казахстана -оставил пост заведующего кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» в августе 1987 г.

Могилевич Валентин Михайлович опубликовал более 200 научных работ. В том числе написано самостоятельно и в сотрудничестве с другими учеными 12 книг учебного и производственного содержания. Учебники были утверждены министерством для использования во всех вузах СССР соответствующего профиля, и до сих пор пользуются большим спросом.

Многие из его учеников долгое время занимали руководящие должности в нашей академии: Никитин В.П., Рассказов Д.С., Миронов М.С., Боброва Т.В., Сиротюк В.В., Шестаков В.Н., Смирнов А.В. Сейчас многие из них продолжают заниматься активной научной деятельностью.

Валентин Михайлович с работы профессора ушел в возрасте 90 лет по состоянию здоровья, но всегда был на связи и с удовольствием консультировал сотрудников кафедры по всем возникающим вопросам, так как до последних дней сохранял полную ясность ума и высокий уровень профессиональных знаний. Он скучал по работе, продолжал много читать, живо интересовался всем происходящим в академии и на кафедре.

11 августа 2007 года Валентин Михайлович ушел из жизни. Ему было 95 лет.

Валентин Михайлович Могилевич с профессором Смирновым А.В. на торжественном собрании, посвященном 75-летию академии, 2005 год

Научная школа, организованная профессором Могилевичем В.М., успешно продолжает работу по подготовке научных кадров на факультете «Автомобильные дороги

и мосты» под руководством его учеников: профессоров Смирнова А.В., Бобровой Т.В., Сиротюка В.В., Шестакова В.Н.

Кафедра «Строительство и эксплуатация дорог», в центре профессор Смирнов А.В.

На его любимой кафедре подготовку научных кадров в рамках научной школы в настоящее время возглавляет профессор Смирнов А.В., выпускник факультета АДМ 1963 года. Под его руководством было

защищено 12 кандидатских и 2 докторские диссертации. К защите готовится третья докторская работа профессором

Александровым А.С. (выпускник факультета АДМ 1996 года), который в свою очередь

подготовил двух кандидатов наук. Профессором Смирновым опубликовано более 200 печатных трудов, 10 монографий. Он участник многих международных и российских конференций, посвященных дорожной тематике.

Сотрудники кафедры регулярно публикуют научные и учебные труды.

За прошедшие пять лет 2011 - 2015 гг. коллективом научной школы проф. В.М. Могилевича опубликовано:

- учебников - 1 [1];

- учебных пособий - 5 [2-4];

- монографий - 5 [5-9];

- научных статей в журналах индексируемых в базе Russian Science, Citation Index на платформе Web of Science -4;

- научных статей в журналах индексируемых в базе международной базе Chemical Abstracts - 3;

- научных статей в журналах и изданиях, водивших на момент опубликования работы, в перечень рецензируемых научных изданий ВАК РФ - 17.

Ежегодно сотрудники выступают с докладами на международных и всероссийских конференциях и конгрессах, проводимых в СибАДИ и др. Вузах РФ. Эстафета развития научной школы продолжается!

Библиографический список

1. Технология и организация строительства автомобильных дорог. Дорожные покрытия: Учебник / В.П. Подольский, П.И. Поспелов, А.В. Глагольев, А.В. Смирнов; под ред. В. П. Подольского - М.: ИЦ «АКАДЕМИЯ», 2012. - 304 с.

2. Исаенко, М.В. Технология и организация работ по возведению земляного полотна

автомобильных дорог / М.В. Исаенко, Е.В. Андреева. - Омск: СибАДИ, 2015. - 188 с.

3. Александров, А.С. Технология строительства водопропускных труб автомобильных дорог [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.С. Александров, -Т.В. Семенова. - Омск: СибАДИ, 2015. - Режим доступа: http://bek.sibadi.org/fulltext/EPD975.pdf

4. Александрова, Н.П. Методы определения максимальной плотности грунтов земляного полотна автомобильных дорог [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Н.П. Александрова, Т.В. Семенова, Г.В. Долгих. -Электрон. дан. - Омск: СибАДИ, 2015. - Режим доступа: http://bek.sibadi.org/fulltext/ESD53.pdf

5. Степанец, В.Г. Производственная база дорожного строительства: учебное пособие / В.Г. Степанец - Омск : СибАДИ, 2014. - 200 с.

6. Папакин, И.Н. Реконструкция автомобильных дорог: учебное пособие / И.Н. Папакин. - Омск: СибАДИ, 2013. - 84 с.

7. Смирнов, А.В. Расчет дорожных конструкций автомагистралей на прочность и выносливость: монография / А.В. Смирнов - Омск, 2012. - 116 с.

8. Александров, А.С. Применение теории наследственной ползучести к расчету деформаций при воздействии повторных нагрузок: монография / А.С. Александров. - Омск, 2014. - 152 с.

9. Андреева, Е.В. Современные методы проектирования дорожных конструкций автомагистралей на воздействие транспортных потоков: Монография / Е.В. Андреева, А.В. Смирнов - Омск, 2014. - 136 с.

10. Александров, А.С. Совершенствование расчета дорожных конструкций по сопротивлению сдвигу. Часть 1. Состояние вопроса: монография / А.С. Александров. - Омск, 2015. - 292 с.

11. Александров, А.С. Совершенствование расчета дорожных конструкций по сопротивлению сдвигу. Часть 2. Предложения: монография / А.С. Александров. - Омск, 2015. - 262 с.

По архивным материалам кафедры «Строительство и эксплуатация дорог»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.