Научная статья на тему 'Основания условно-досрочного освобожденияосужденных иностранных граждан'

Основания условно-досрочного освобожденияосужденных иностранных граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1864
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CRIMINAL PROCESS / BASES / PAROLE / RELEASES / FOREIGNERS / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / ОСНОВАНИЯ / УДО / ОСВОБОЖДЕНИЯ / ИНОСТРАНЦЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лотарев А.А.

Рассматриваются теоретические, законодательные и правоприменительные проблемы условно-досрочного освобождения осужденных иностранных граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bases of parole of the condemned foreign citizens

Theoretical, legislative and law-enforcement problems of parole of the condemned foreign citizens are considered.

Текст научной работы на тему «Основания условно-досрочного освобожденияосужденных иностранных граждан»

СУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

УДК 343.1

А. А. Лотарев

ОСНОВАНИЯ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Рассматриваются теоретические, законодательные и правоприменительные проблемы условно-досрочного освобождения осужденных иностранных граждан. К л ю ч е в ы е с л о в а: уголовный процесс, основания, УДО, освобождения, иностранцы.

BASES OF PAROLE OF THE CONDEMNED FOREIGN CITIZENS

Theoretical, legislative and law-enforcement problems of parole of the condemned foreign citizens are considered.

K e y w o r d s: criminal process, bases, parole, releases, foreigners.

Поступила в редакцию 8 ноября 2015 г.

Происходящие в современный период изменения в мировой политике, а также ослабление социально-правовых институтов в странах бывшего СССР и ближневосточного региона усилили миграционные процессы в европейской части евразийского континента. Российская Федерация не стала исключением. Так, по данным Федеральной миграционной службы, в 2014 г. на территорию России въехало иностранных граждан 17 281 971 чел., из них остались на территории государства 11 072 255, из которых на миграционный учет поставлено 8 393 655 чел., что на 1 023 627 чел., или 12 %, больше, чем в 2013 г.1

Увеличение количества иностранных граждан негативно влияет на динамику преступности в Российской Федерации, в том числе формируемой данной категорией лиц, а также влечет рост числа осужденных иностранных граждан, содержащихся в местах лишения свободы. Так, в 2011 г. в изоляции от общества содержалось 26 937 иностранных граждан; в 2012 г. - 26 308; в 2013 г. - 27 930 чел.2 Содержание такого значительного количества осужденных иностранных граждан требует увеличения затрачиваемых Российским государством средств финансового, материально-технического, ресурсного характера, что, по нашему мнению, снижает эффективность осуществляемой государственной финансовой политики.

Важным направлением в решении рассматриваемой проблемы выступает применение института условно-досрочного освобождения к осужденным к лишению свободы иностранным гражданам с последующей их депортацией в государства их гражданства, учитывая международный опыт, в частности Республики Азербайджан.

Условно-досрочное освобождение (далее - УДО ) от отбывания наказания к осужденным иностранным гражданам применяется на основании правовых

1 URL: http://www.fms.gov.ru (дата обращения: 21.10.2015).

2 Данные, представленные УИПСУ ФСИН России.

© Лотарев А. А., 2016

норм, содержащихся в ст. 79 УК РФ. Препятствием для УДО не может выступать особая тяжесть преступления или большой срок наказания. Между тем главным условием применения УДО выступает решение суда о том, что для своего исправления осужденный иностранный гражданин не нуждается в полном отбывании уголовного наказания.

Для применения УДО к отмеченной категории осужденных требуется соблюдение не только материального критерия, обозначенного выше, но и наличие и учет формального. В частности, содержание формального критерия проявляется в том, что условно-досрочное освобождение может быть применено только после отбытия осужденным не менее одной трети срока при совершении преступления небольшой или средней тяжести, не менее одной второй - при совершении тяжкого преступления и двух третей - при совершении преступления особой тяжести или назначенного лицу, ранее условно-досрочно освободившемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным уголовным законом. Данные временные рамки были установлены в 2001 г.3, когда были значительно сокращены сроки, после отбытия которых возможно условно-досрочное освобождение. По мнению Ю. М. Ткачевского, указанное изменение было ориентировано на значительное ускорение, а следовательно, на увеличение объемов применения условно-досрочного освобождения от уголовного наказания, что могло быть обусловлено переполненностью мест лишения свободы, а также необходимостью снижения расходов государства на содержание лиц, отбывающих уголовное наказание4. Однако данные нововведения вызвали неоднозначную реакцию среди ученых-юристов. Так, Т. Ф. Мензяева полагала, что «вряд ли такая позиция законодателя окажется способной содействовать стремлению осужденного к исправлению»5. Ю. М. Ткачевский отмечал, что столь резкое сокращение срока, после отбытия которого возможно условно-досрочное освобождение от наказания, представляется недостаточно обоснованным, а также противоречащим мировой практике правового регулирования рассматриваемого института6.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что ранее таких кратких сроков, по отбытию которых было бы возможно применение условно-досрочного освобождения совершеннолетних осужденных, отечественное уголовное законодательство не предусматривало. На наш взгляд, данная мера, направленная на сокращение срока отбытия наказания, после которого осужденному может быть предоставлено УДО, положительным образом сказалась на приведение условий отбывания наказаний в исправительных учреждениях в соответствие с уголовно-исполнительным законодательством.

В данном случае нельзя обойти вниманием и такой спорный вопрос - с какого момента исчисляется фактически отбытый срок наказания: с момента вступления приговора суда в законную силу согласно ст. 390 УПК РФ либо же с момента

3 О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ (в ред. от 08.12.2003) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 11. Ст. 1002.

4 См.: Ткачевский Ю. М. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11, Право. 2002. № 1. С. 28-29.

5 Цит. по: Игнатов А. Н., Красиков Ю. А. Курс российского уголовного права. Т. 1 : Общая часть. М., 2001. С. 491.

6 См.: Российское уголовное право. Т.1 : Общая часть / под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, В. С. Комиссарова, А. И. Рарога. М., 2003. С. 541.

Судебное производство

вступления в силу последнего приговора согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении Пленума от 11 января 2007 г. «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» (в ред. от 03.12.2013)7. По приведенному вопросу мы разделяем точку зрения А. Кропаче-ва, которая состоит в том, что срок отбывания наказания должен исчисляться с момента вступления первого приговора в законную силу, так как с этого момента правовое положение лица изменяется с «подсудимого» на «осужденного», весь период до вступления приговора в законную силу на лицо распространяется действие Федерального закона 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», определяющего права и обязанности, лица к которому применена мера пресечения, а не мера наказания8.

Фактически отбытый осужденным иностранным гражданином срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев, так как это, по мнению законодателя, минимальный срок, необходимый сотрудникам учреждений УИС и прокурору по надзору за соблюдением законности в ИУ для изучения личности осужденного. В данном случае закономерен вопрос: целесообразен ли этот срок для осужденных иностранных граждан, которые согласно действующим нормативным актам9 в принудительном порядке покинут пределы Российской Федерации?

Проведенный сравнительный анализ норм уголовного права европейских государств, касающихся УДО осужденных, показал, что в таких странах, как Швеция, Венгрия, Германия, Дания, Австрия минимальный абсолютный срок наказания, который необходимо отбыть для получения права на условно-досрочное освобождение составляет менее 6 месяцев и варьируется во временном промежутке от 1 до 3 месяцев, в странах постсоветского пространства данный срок равен 6 месяцам, а в Италии - 30 месяцам10.

По нашему мнению, минимальный 6-месячный срок, установленный законодателем в том числе и в отношении осужденных иностранных граждан, завышен и материально не обоснован. Согласно ст. 43 УК РФ основной целью наказания является восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Что же касается рассматриваемой категории лиц, то тут ключевой целью наказания, на наш взгляд, должно стать не исправление осужденного и не предупреждение новых преступлений, а в первую очередь восстановление социальной справедливости. Так как для их действительного исправления государству потребуется обучить квалифицированный персонал, способный оказывать на них воспитательное воздействие, подготовить соответствующую материально-техническую базу, привлечь переводчиков и т.д., т.е. затратить финансовые и человеческие ресурсы на лиц, которые после освобождения из мест лишения свободы должны быть депортированы из страны. Налицо - неэффективное расходование средств федерального бюджета.

7 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 4.

8 См.: Кропачев А. Когда возникает право осужденного на условно-досрочное освобождение // Законность. М., 2003. № 9. С. 22-24.

9 О порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы : приказ Минюста РФ от 20 августа 2007 г. № 171 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 15. Ст. 1369.

10 См.: Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щер-бы. М., 2009. С. 399-448.

Полагаем, что минимальный фактически отбытый срок лишения свободы для осужденных иностранных граждан должен быть равен сроку принятия решения Министерством юстиции Российской Федерации о нежелательности его пребывания на территории государства и не должен превышать двух месяцев. Данное предложение не распространяется на ту категорию осужденных, в отношении которой минимальные сроки для предоставления УДО были завышены законодателем ввиду их особой общественной опасности.

Кроме соблюдения материального и формального критериев при рассмотрении ходатайств осужденного об условно-досрочном освобождении судом учитывается факт - достигло ли наказание необходимых целей. Анализ судебной практики показал, что для вынесения положительного решения судом большое значение имеет поведение осужденного во время отбывания наказания, которое оценивается в соответствии со ст. 11 УИК РФ. Помимо этого учитываются такие обстоятельства, как: признал ли осужденный вину в совершенном им преступлении; погашен ли полностью или частично причиненный преступлением вред; положительно ли относится осужденный к труду и учебе; имеются ли место жительства, связи с родственниками, документы о согласии работодателя принять на работу после освобождения по УДО.

Если первые три критерия в равной степени распространяют свое действие как на российских осужденных, так и на осужденных иностранных граждан и не требуют никакой корректировки, а также выступают основополагающими при предоставлении осужденному иностранному гражданину право на условно-досрочное освобождение, то остальные критерии, на наш взгляд, слишком унифицированы и не могут отвечать реалиям, сложившимся в стране в целом и в уголовно-исполнительной системе в частности. Полагаем, что такие обстоятельства, как положительное отношение осужденного к труду и учебе, наличие места жительства, связей с родственниками, а также документов о согласии работодателя принять на работу после освобождения, не должны оказывать какого-либо влияния на решение суда при рассмотрении вопроса об УДО осужденного иностранного гражданина по той причине, что данное лицо в обязательном порядке будет депортировано в страну своего гражданства.

Таким образом, применение института условно-досрочного освобождения для осужденных иностранных граждан влечет возникновение ряда проблем теоретического, законодательного и правоприменительного характера, требующих глубокой и детальной проработки. Их решение позволит полностью оптимизировать правовой институт УДО, в максимальной степени обеспечить соблюдение прав, законных интересов иностранных граждан, осужденных к лишению свободы, на что нацелены российское уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, а также пенитенциарная практика.

Академия ФСИН России (г. Рязань) Лотарев А. А., адъюнкт ФПНПК

Academy FSIN of Russia Lotarev A. A., Adjunct E-mail: moa_0510@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.