Научная статья на тему 'ОСНОВАНИЯ, УСЛОВИЯ И ПРОЦЕДУРЫ ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

ОСНОВАНИЯ, УСЛОВИЯ И ПРОЦЕДУРЫ ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
656
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ФОРС-МАЖОР / КРИЗИС / ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонов Ян Анатольевич

Введение: в статье рассматриваются основания, условия и процедуры введения чрезвычайного положения, которые трансформируются вследствие происходящих в мире событий, требуют модернизации и уточнений. Материалы и методы: нормативную основу исследования образуют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», Федеральный закон «О безопасности», постановления Правительства Российской Федерации, распоряжения Правительства Российской Федерации, специальные нормативные правовые акты, международные договоры, соглашения. Методологической основой исследования послужил общий диалектический метод научного познания, носящий универсальный характер, также методы правового анализа логической дедукции, индукции, познавательные методы и приемы наблюдения, сравнения, анализа, обобщения и описания. Результаты исследования позволили выделить отдельные положения, относящиеся к закреплению и реализации оснований, условий и процедуры введения чрезвычайного положения. Результаты исследования позволили выделить отдельные положения, относящиеся к основаниям, условиям и процедурам введения чрезвычайного положения, которые трансформируются вследствие происходящих в мире событий, требуют модернизации и уточнений, а также принципы, пределы и ограничения. Выводы и заключения: в ходе анализа проблем, трендов и перспектив закрепления и реализации оснований, условий и процедур введения чрезвычайного положения было выявлено, что режим чрезвычайного положения может быть введен не только вследствие открытых угроз, но также и скрытых, в том числе вследствие действий органов власти. © Антонов Я. А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Антонов Ян Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROUNDS, CONDITIONS AND PROCEDURES FOR THE INTRODUCTION OF A STATE OF EMERGENCY: PROBLEMS, TRENDS, PROSPECTS

Introduction: the article discusses the grounds, conditions and procedures for the introduction of a state of emergency, which are transformed as a result of events taking place in the world, require modernization and clarification. Materials and methods: the normative basis of the study is formed by the Constitution of the Russian Federation, the Federal Law "On the State of Emergency", the Federal Law "On Security", decrees of the Government of the Russian Federation, orders of the Government of the Russian Federation, special regulatory legal acts, international treaties, agreements. The methodological basis of the research was the general dialectical method of scientific cognition, which has a universal character, as well as methods of legal analysis of logical deduction, induction, cognitive methods and techniques of observation, comparison, analysis, generalization and description. The results of the study allowed us to identify individual provisions related to the consolidation and implementation of the grounds, conditions and procedures for the introduction of a state of emergency. The results of the study: allowed us to identify individual provisions relating to the grounds, conditions and procedures for the introduction of a state of emergency, which are being transformed as a result of events taking place in the world, require modernization and clarification, as well as principles, limits and restrictions. Findings and conclusions: During the analysis of problems, trends and prospects for the consolidation and implementation of the grounds, conditions and procedures for the introduction of a state of emergency, it was revealed that the state of emergency can be introduced not only as a result of open threats, but also hidden, including as a result of the actions of the authorities

Текст научной работы на тему «ОСНОВАНИЯ, УСЛОВИЯ И ПРОЦЕДУРЫ ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. № 1 (100). С. 58. — 67. Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. Vol. no.1 (100), р. 58—67.

12.00.02. Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Научная статья УДК 342.7

DOI: 10.55001/2312-3184.2022.19.85.005

ОСНОВАНИЯ, УСЛОВИЯ И ПРОЦЕДУРЫ ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Ян Анатольевич Антонов

Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Российская Федерация, antonovyan9089@mail. ru

Введение: в статье рассматриваются основания, условия и процедуры введения чрезвычайного положения, которые трансформируются вследствие происходящих в мире событий, требуют модернизации и уточнений.

Материалы и методы: нормативную основу исследования образуют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», Федеральный закон «О безопасности», постановления Правительства Российской Федерации, распоряжения Правительства Российской Федерации, специальные нормативные правовые акты, международные договоры, соглашения.

Методологической основой исследования послужил общий диалектический метод научного познания, носящий универсальный характер, также методы правового анализа логической дедукции, индукции, познавательные методы и приемы наблюдения, сравнения, анализа, обобщения и описания. Результаты исследования позволили выделить отдельные положения, относящиеся к закреплению и реализации оснований, условий и процедуры введения чрезвычайного положения.

Результаты исследования позволили выделить отдельные положения, относящиеся к основаниям, условиям и процедурам введения чрезвычайного положения, которые трансформируются вследствие происходящих в мире событий, требуют модернизации и уточнений, а также принципы, пределы и ограничения.

Выводы и заключения: в ходе анализа проблем, трендов и перспектив закрепления и реализации оснований, условий и процедур введения чрезвычайного положения было выявлено, что режим чрезвычайного положения может быть введен не только вследствие открытых угроз, но также и скрытых, в том числе вследствие действий органов власти.

© Антонов Я. А., 2022

Ключевые слова: чрезвычайное положение, чрезвычайная ситуация, форс-мажор, кризис, трансформация.

Для цитирования: Антонов Я. А. Основания, условия и процедуры введения чрезвычайного положения: проблемы, тенденции изменений, перспективы // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. № 1 (100). — С. 58.—67. DOI: 10.55001/2312-3184.2022.19.85.005

12.00.02. Constitutional law; constitutional judicial process; municipal law

Original article

GROUNDS, CONDITIONS AND PROCEDURES FOR THE INTRODUCTION

OF A STATE OF EMERGENCY: PROBLEMS, TRENDS, PROSPECTS

Yan A. Antonov

Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Barnaul, Russian Federation, antonovyan9089@mail.ru

Introduction: the article discusses the grounds, conditions and procedures for the introduction of a state of emergency, which are transformed as a result of events taking place in the world, require modernization and clarification.

Materials and methods: the normative basis of the study is formed by the Constitution of the Russian Federation, the Federal Law "On the State of Emergency", the Federal Law "On Security", decrees of the Government of the Russian Federation, orders of the Government of the Russian Federation, special regulatory legal acts, international treaties, agreements.

The methodological basis of the research was the general dialectical method of scientific cognition, which has a universal character, as well as methods of legal analysis of logical deduction, induction, cognitive methods and techniques of observation, comparison, analysis, generalization and description. The results of the study allowed us to identify individual provisions related to the consolidation and implementation of the grounds, conditions and procedures for the introduction of a state of emergency.

The results of the study: allowed us to identify individual provisions relating to the grounds, conditions and procedures for the introduction of a state of emergency, which are being transformed as a result of events taking place in the world, require modernization and clarification, as well as principles, limits and restrictions.

Findings and conclusions: During the analysis of problems, trends and prospects for the consolidation and implementation of the grounds, conditions and procedures for the introduction of a state of emergency, it was revealed that the state of emergency can be introduced not only as a result of open threats, but also hidden, including as a result of the actions of the authorities

Keywords: state of emergency, emergency, force majeure, crisis, transformation.

For citation: Antonov Ya. A. Osnovanija, uslovija i procedury vvedenija chrezvy-chajnogo polozhenija: problemy, tendencii izmenenij, perspektivy [Grounds, conditions and Procedures for the Introduction of a state of Emergency: Problems, Trends of Changes, prospects]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii — Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022, vol. no, 1 (100), pp. 58—67. (in Russ.) DOI: 10.55001/2312-3184.2022.19.85.005

В Российской Федерации для обеспечения личной безопасности граждан, надлежащего уровня защиты от преступных посягательств, угроз предусматривается возможность для введения режима чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение представляет собой весьма сложный режим, непосредственно затрагивающий права и свободы граждан того государства, в котором он вводится. Необходимо отметить, что, по оценкам экспертов, Россия входит в пятерку стран с высоким риском чрезвычайных ситуаций. Прежде всего, такие ситуации возникают вследствие природных условий [1, с. 237]. Поэтому изучение вопросов, связанных с режимом чрезвычайного положения (его сущностью, основаниями и условиями введения), в том числе правовых аспектов этой темы, является для нас особенно актуальным. Актуальность подтверждает также и то обстоятельство, что, исходя из реалий сегодняшнего дня и той обстановки, которая сложилась не только в Российской Федерации, но и во всем мире, необходимо отметить, что режим чрезвычайного положения в некоторой степени начинает трансформироваться. «Чрезвычайное положение все более и более стремится стать доминирующей управленческой парадигмой современной политики», — писал итальянский философ Дж. Агамбен [2, с. 54] вскоре после терактов 11 сентября 2001 года и объявления Соединенными Штатами Америки «крестового похода» против международного терроризма. Сегодня можно видеть, насколько далеко продвинулось обращение к чрезвычайным средствам не только в политике, но также и в юриспруденции, экономике, социальной сфере вообще.

Прежнее представление о режиме чрезвычайного положения начинает кардинально меняться в связи с тем, что современные угрозы не всегда укладываются в рамки стандартного понимания чрезвычайной ситуации [3, c. 37]. В соответствии с этим вносятся изменения в законодательство, меняется мировая практика. Подтверждением тому служит ситуация с новой короновирусной инфекцией. Так, например, на фоне пандемии коронавируса COVID-19 Президент Российской Федерации Владимир Путин 1 апреля 2020 года подписал Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»1, согласно которому право введения режима чрезвычайной ситуации, как на уровне регионов, так и на федеральном уровне получило

1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: федер. закон от 1 апр. 2020 г. № 98-ФЗ: измен. и доп. от 08.06.2020: принят Гос. Думой 31 марта 2020 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». — Электрон. дан. — [М.]. — URL: http: // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349080, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус. — (дата обращения: 17.02.2022).

Правительство Российской Федерации. Отметим, что до принятия данного федерального закона этот режим вводился решением правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на федеральном уровне или решением региональных и местных властей на отдельных территориях. Президент России может ввести чрезвычайное положение при возникновении чрезвычайной ситуации общенационального масштаба.

Необходимо отметить, что, прежде всего, XXI век можно назвать веком потрясений, или, более точно, в период, который, используя меткую дефиницию К. Шмитта, можно охарактеризовать как «аномальное промежуточное состояние» [4].

Так, с точки зрения Р. З. Рувинского: «Наиболее характерной, бросающейся в глаза чертой того промежуточного состояния, в котором находятся глобальный и национальные правовые порядки в течение последних двух десятилетий, является его хронически чрезвычайный характер, все большее распространение исключительных в своей основе правовых режимов, законодательных норм и актов правоприменения» [5, с. 5].

«Новая нормальность», о которой сегодня вовсю говорят политики, ученые и эксперты [6] и которая, судя по всему, предполагает постепенный и, по крайней мере, частичный отказ от ряда личных свобод (прежде всего, от свободы передвижения и права на неприкосновенность частной жизни) в пользу предполагаемого повышения безопасности биологического существования, ставит ряд вопросов относительно того, как должен обеспечиваться новый, формирующийся правопорядок, какое бремя вынуждены нести в связи с этим современные национальные государства и какая ответственность ложится на плечи сотрудников правоохранительных органов [5].

Правовую основу режима чрезвычайного положения и условий его введения в России, прежде всего, составляют:

— Конституция Российской Федерации1;

— Федеральный конституционный закон (далее — ФКЗ) «О чрезвычайном положении»2;

о

— Федеральный закон «О безопасности» ;

— постановления Правительства Российской Федерации;

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». — Электрон. дан. — [М.]. — URL: http: / /www. consultant.ru / document / cons_doc_LAW_28399, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус. — (дата обращения: 17.02.2022).

О чрезвычайном положении: федер. закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ: измен. и доп. от 03.07.2016: одобрен Гос. Думой 16 мая 2001 г. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». — Электрон. дан. — [М.]. — URL: http: // www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349080, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус. — (дата обращения: 17.02.2022).

3 О безопасности: федер. закон от 28 дек. 2010 г. № 390-Ф3: измен. и доп. от 09.11.2020: принят Гос. Думой 7 дек. 2010 г. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». — Электрон. дан. — [М.]. — URL: http: // www. consultant .ru / document / cons_doc_LAW_108546, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус. — (дата обращения: 17.02.2022).

— распоряжения Правительства Российской Федерации;

— специальные нормативные правовые акты;

— международные договоры, соглашения.

Отметим, что, в соответствии с российским законодательством, чрезвычайное положение представляет собой вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях правовой режим, который допускает отдельные ограничения прав и свобод граждан России, иностранных граждан, прав организаций и общественных объединений и возложение на них дополнительных обязанностей.

К основаниям введения режима чрезвычайного положения относятся следующие: наличие обстоятельств, которые представляют, как отмечает Д. А. Русинова, «непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционного строя Российской Федерации» [7, а 199].

Угрозу жизни и безопасности граждан на современном этапе могут составлять: аварии, опасные природные явления, катастрофы, заболевания, стихийные или иные бедствия. Например, пандемия может явиться основанием для введения особого правового состояния — чрезвычайного положения в стране. Руководство нашего государства оснований для введения чрезвычайного положения вследствие пандемии не усмотрело, тем не менее, согласно Указам Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней»»1 и от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронави-русной инфекции (COVID-19)» были установлены нерабочие дни, которые, особо следует отметить, не распространялись на суды. В связи с этим возникло много вопросов.

Например, чрезвычайное положение дает право работодателям прекратить трудовые договоры из-за чрезвычайных обстоятельств. Однако является ли пандемия форс-мажором? Много вопросов возникает именно по поводу соотношения режима чрезвычайного положения и форс-мажора. Введение режима чрезвычайного положения отнюдь не составляет документальное подтверждение форс-мажора (обстоятельств непреодоли-

и \ 1—1 с» и

мой силы). Более того, отсутствует какой-либо универсальный документ, подтверждающий возникновение такого обстоятельства (включая справки ТПП и прочие аналогичные документы) [8, а 143].

По действующему законодательству, отсутствуют ситуации и правовые механизмы, при которых государство автоматически возьмет на себя погашение кредитов, вы-

1 Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней: указ президента Рос. Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». — Электрон. дан. — [М.]. — URL: http://www.consultant.ru /document/cons_-doc_LAW_348485, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус. — (дата обращения: 17.02.2022).

О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19): указ президента Рос. Федерации от 2 апр. 2020 г. № 239 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». — Электрон.дан. — [М.]. — URL: http: // www.consultant.ru / document / cons_doc_LAW_349217, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус. — (дата обращения: 17.02.2022).

плату аренды или заработной платы [9, с. 494]. Вследствие того, что, пока мировое сообщество не может найти решение проблемы пандемии, не исключено, что еще не раз люди окажутся в ситуации полных локдаунов. В связи с этим в законодательстве должны найти отражение гарантии социального обеспечения при введении чрезвычайного положения в стране. Наработки и опыт в этом плане есть: льготы и поддержку в период коронавируса получили миллионы граждан.

Вернемся к основаниям введения режима чрезвычайного положения. В качестве угроз конституционному строю Российской Федерации можно привести в пример: насильственный захват или удержание власти, вооруженные мятежи и т. д. Полный список преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства перечислены в главе 29 Уголовного кодекса Российской Федерации1.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» оно может вводиться лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, представляют собой реальную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю страны, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.

Отметим, что на сегодняшний момент существуют и другие виды угроз. Например, это может быть кибератака. Такой опыт есть у зарубежных стран. Так, в июле 2021 г. в немецком регионе Ангальт-Биттерфельд в федеральной земле Саксония-Ан-гальт объявили первый в истории страны режим чрезвычайного положения из-за кибе-ратаки. Кибератака заблокировала работу серверов власти Ангальт-Биттерфельда, в результате чего население региона (157 тысяч) не смогло получить социальные выплаты

- 2

и получить доступ к другим услугам местной власти .

В апреле 2021 г. Президент США Джо Байден объявил о введении режима чрезвычайной ситуации в связи с «вредоносными действиями» России. В США введение подобных режимов чрезвычайной ситуации позволяет президенту страны принимать дополнительные меры по решению той или иной проблемы. Отменить режим чрезвычайной ситуации, если он посчитает это необходимым, может только Конгресс. Необходимо отметить, что в настоящее время в США действуют более 30 подобных режимов чрезвычайных ситуаций.

Власти Литвы в июле 2021 г. объявили режим чрезвычайного положения в связи с притоком большого количества нелегальных мигрантов из Белоруссии. В Литву хлынули нелегалы из ближневосточных стран. Вслед за Литвой с проблемой нелегальных иммигрантов, переправляемых через Республику Беларусь, столкнулась и Латвия: пра-

1 Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3: измен. и доп. от 28.01.2022: принят Гос. Думой 24 мая 1996 [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс / Компания «Консультант Плюс». — Электрон.дан. — [М.]. — URL: http: // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус. — (дата обращения: 17.02.2022).

2 В Германии впервые ввели чрезвычайную ситуацию из-за атаки хакеров [Электронный ресурс] // URL: https://iz.ru/1191424/2021-07-10/v-germanii-vpervye-vveli-chrezvychainuiu-situat-ciiu-iz-za-ataki-khakerov, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус. — (дата обращения: 17.02.2022).

вительство страны объявило чрезвычайное положение на белорусской границе и приказало силой выдворять нелегалов.

Указом Президента Российской Федерации на территории, на которой введен режим чрезвычайного положения, назначается комендант территории. Статья 18 ФКЗ «О чрезвычайном положении» полностью посвящена этому лицу, закрепляет его функции. Недостатком является то, что ни в одном нормативно-правовом акте четко не определены цели, задачи, порядок управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

Справедливости ради следует отметить, что, наряду с серьезными ограничениями, государством введены также определенные гарантии для субъектов права, указанные в гл. 6 ФКЗ «О чрезвычайном положении». Исследователи вопроса подчеркивают, что объем ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения должен быть сопоставим с уровнем угрозы безопасности личности [10].

В советский период государство неоднократно принимало и реализовывало нормы о чрезвычайном положении; только в 1980—90-е годы режим чрезвычайного положения вводился более 25 раз, что было связано с чеченским кризисом, с деятельностью незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе, с чернобыльской катастрофой [1, с. 238].

Примером введения чрезвычайного положения в зарубежных странах может служить Египет: с 1981 года по февраль 2011 года (около 30 лет) в этой стране действовало чрезвычайное положение, введенное Хосни Мубараком сразу после вступления в должность президента страны и отмененное после сложения им своих полномочий1. За всю историю России в нашей стране подобного явления в таком масштабе не наблюдалось.

В период введения режима чрезвычайного положения основную роль выполняют органы местного самоуправления, можно сказать, что идет проверка на выносливость, на эффективность их работы.

Однако само важное, по мнению автора настоящей статьи, то, что режим чрезвычайного положения становится процессом политическим. Режим может значительно ухудшить социальное положение миллионов людей: у одних — остановится бизнес, у других — исчезнет любой источник заработка.

Так, в России предоставление президентом страны права введения чрезвычайного положения Правительству России дало возможность последнему вводить ограничения оптовой и розничной торговли лекарствами, список которых оно само же и утверждало; введение моратория на возбуждение дел о банкротстве и на осуществление мер по поддержке туроператоров.

Все эти аспекты являются важнейшими для жизни государства. Отметим, что до подписания вышеназванного указа Президента России право ввести режим чрезвычайного положения было только у самого главы государства. У Президента России имеются два основных перечня оснований для его введения. Один включает в себя попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, вооружен-

1 Египет освободился от подозрений [Электронный ресурс]. — URL: https: // www.gazeta.ru/politics/2012/06/01_a_4609089.shtml, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус. — (дата обращения: 17.02.2022).

ного мятежа и т. д. Второй касается чрезвычайных ситуаций иного характера. В то же время возложение ответственности за введение режима чрезвычайной ситуации непосредственно на правительство «повышает уровень ответственности за принимаемые решения и увеличивает оперативность решения вопросов».

Таким образом, на современном этапе идет полное переформатирование значимости мероприятий в рамках чрезвычайной ситуации. Представляется, что режим чрезвычайного положения не должен приобретать политизированный характер. По факту введение чрезвычайного положения превращается в средство манипулирования в социальной сфере, сфере экономики и других сферах. Напомним, что цель введения чрезвычайного положения заключается в том, чтобы устранить те обстоятельства, которые послужили основанием для его введения. На практике введение чрезвычайного положения становится орудием, которое используется в политических, экономических целях, но никак не для устранения основания введения чрезвычайного положения. Представляется, что с целью недопущения политизированности процедуры введения чрезвычайного положения, для предотвращения использования чрезвычайного положения как средства достижения целей, не являющихся основанием для введения чрезвычайного положения отдельными субъектами, необходимо внести изменение в действующее законодательство. Так, необходимо вернуть Президенту Российской Федерации полномочие единолично вводить чрезвычайное положение, это позволит избежать злоупотреблений в праве на введение чрезвычайного положения со стороны федерального правительства.

Наблюдаемые сегодня кризисные тенденции имеют различные варианты развития, но, безусловно, всякий кризис имеет свое разрешение, к лучшему или к худшему. Понимание этих тенденций и готовность к новым вызовам необходимы правоохранительным органам уже сейчас: периоды нестабильности опасны резкими социальными взрывами, попытками перехватить власть, подорвать существующий правопорядок.

Нужно, впрочем, осознавать, что подрыв правопорядка в его основах (правовое государство, режим народовластия, права и свободы личности) может происходить латентно, не обязательно по воле каких-либо экстремистских групп, но в соответствии с политическими решениями, законодательными и правоприменительными актами легальных институтов.

Таким образом, режим чрезвычайного положения в части оснований и условий его введения нуждается в совершенствовании в связи с тем, что новые угрозы становятся латентными, они не всегда прямые, а по большей части скрытые, например, угрозы, которые происходят в виртуальном пространстве. Важно также то, что современные угрозы протекают в условиях так называемых гибридных войн, которые ведутся между странами.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Шмидт Т. Н. Чрезвычайное правовое регулирование: общетеоретическое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. Барнаул, 2014 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.susu.ru/-sites/default/files/dissertation/dissertaciya_shmidt.pdf (дата обращения: 19.08.2021).

2. Агамбен Дж. Homo sacer. Чрезвычайное положение. — М.: «Европа», 2011. — 256 с.

3. Кочеткова Е. А. Эволюция механизма государства в условиях чрезвычайного положения // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. — 2021. — № 1 (47). — С. 37—42.

4. Шмитт К. Диктатура. От истоков современной идеи суверенитета до пролетарской классовой борьбы. — СПб.: Наука, 2005. — 326 с.

5. Рувинский Р. З. От чрезвычайного положения к «новой нормальности»: Сегодняшний кризис и грядущий правопорядок // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МвД России. — 2021. — № 2 (54). — С. 237—240.

6. Schwab K., Malleret T. COVID-19: The Great Reset. Forum Publishing, 2020.

7. Русинова Д. А. Правовые аспекты обеспечения режима чрезвычайного положения // Правовые, социально-экономические, психологические аспекты обеспечения национальной безопасности: мат-лы V всерос. с междунар. участием студ. науч.-практ. конф. АНО ВПО «Прикам-ский социальный институт». — Пермь, 2021. — С. 199—204.

8. Алексеев А. Ю. Правовое положение лиц, отбывающих наказание, при возникновении чрезвычайной ситуации в сфере здравоохранения // Актуальные проблемы российского права. — 2021. — Т. 16. — № 3 (124). — С. 143—151.

9. Кузнецова М. Ю. Режимы военного и чрезвычайного положений: сравнительная характеристика // Аллея науки. — 2021. — Т. 1. — № 2 (53). — С. 494—501.

10. Петрянина О. А. Чрезвычайное положение как особый правовой режим защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2016. — № 4 (36). — С. 135—138.

REFERENCES:

1. Schmidt T. N. Chrezvychajnoe pravovoe regulirovanie: obshheteoreticheskoe issledovanie: dis. ... kand. jurid. nauk. [Emergency legal regulation: general theoretical research dis. ... Cand. jurid. sciences]. Barnaul, 2014. URL: https://www.susu.ru/sites/default/files/dissertation/dis sertaci-ya_shmidt.pdf (date accessed: 19.08.2021).

2. Agamben J. Homo sacer. State of emergency. M.: "Europe", 2011. — 256 p.

3. Kochetkova E. A. Jevoljucija mehanizma gosudarstva v uslovijah chrezvychajnogo polozhen-ija [The evolution of the state mechanism in a state of emergency]. Trudy Orenburgskogo instituta (filiala) Moskovskoj gosudarstvennoj juridicheskoj akademii — Proceedings of the Orenburg Institute (branch) of the Moscow State Law Academy. 2021, no. 1 (47), pp. 37—42.

4. Schmitt K. Diktatura. Ot istokov sovremennoj idei suvereniteta do proletarskoj klassovoj bor'by [Dictatorship. From the origins of the modern idea of sovereignty to the proletarian class struggle]. SPb .: Nauka, 2005, 326 p.

5. Ruvinsky R. Z. Ot chrezvychajnogo polozhenija k «novoj normal'nosti»: Segodnjashnij krizis i grjadushhij pravoporjadok [From a state of emergency to a "new normalcy": Today's crisis and the coming law and order]. Juridicheskaja nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii — Legal Science and Practice —Vestnik of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021, no. 2 (54), pp. 237—240.

6. Schwab K., Malleret T. COVID-19: The Great Reset. Forum Publishing, 2020.

7. Rusinova D. A. [Legal aspects of ensuring the state of emergency]. Pravovye, social'no-jekonomicheskie, psihologicheskie aspekty obespechenija nacional'noj bezopasnosti: mat-ly V vseros. s mezhdunar. uchastiem stud. nauch-prakt. konf. ANO VPO «Prikamskij social'nyj institut» [Legal, socio-economic, psychological aspects of ensuring national security. materials of the V All-Russian with international participation student scientific and practical conference. ANO VPO "Prikamsky Social Institute"]. Perm, 2021, pp. 199—204.

8. Alekseev A. Yu. Pravovoe polozhenie lic, otbyvajushhih nakazanie, pri vozniknovenii chrez-vychajnoj situacii v sfere zdravoohranenija [Legal status of persons serving sentences in the event of an emergency in the health sector]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava — Actual problems of Russian law. 2021,vol. 16, no. 3 (124), pp. 143—151.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kuznetsova M. Yu. Rezhimy voennogo i chrezvychajnogo polozhenij: sravnitel'naja harakter-istika [Regimes of martial law and states of emergency: comparative characteristics]. Alleja nauki — Alley of Science. 2021, vol. 1, no. 2 (53), pp. 494—501.

10. Petryanina O. A. Chrezvychajnoe polozhenie kak osobyj pravovoj rezhim zashhity prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossijskoj Federacii [ State of emergency as a special legal regime for the protection of human and civil rights and freedoms in the Russian Federation]. Vestnik Nizhego-rodskoj akademii MVD Rossii — Vestnik of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016, no. 4 (36), pp. 135—138.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Антонов Ян Анатольевич, преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел. Барнаульский юридический институт МВД России, 656038, Россия, г. Барнаул, ул. Чкалова, 49. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Antonov Yan Anatolyevich, Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of Internal Affairs Bodies. Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 656038, Russia, Barnaul, Chkalova str., 49.

Статья поступила в редакцию 27.09.2021; одобрена после рецензирования 04.10.2021; принята к публикации 25.02.2022.

The article was submitted 27.09.2021; approved after reviewing 04.10.2021; accepted for publication 25.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.