1.7. ОСНОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Расокулова Сарварби Хабибовна, студентка 2-го курса магистерской группы. Место учебы: Московский Финансово Юридический Университет (МФЮА). E-mail: [email protected]
Аннотация: Цель (причина) написания настоящей статьи: глубокое исследование оснований приобретения и прекращения гражданства, изучение научно-правовой литературы по данной тематике, анализ отдельных примеров судебной практики, изучение правовых позиций Конституционного Суда РФ.
Методологическая основа: для достижения поставленной цели использовались методы: логического анализа и синтеза, нормативно-логический анализ, метод сравнительного правоведения.
Результат: дана характеристика основаниям приобретения и прекращения гражданства, предусмотренным положениями действующего законодательства России. Работа проиллюстрирована примерами судебной практики. Изучены некоторые акты Конституционного Суда РФ.
Возможность последующего использования результатов научной работы: настоящая статья может быть использована при написании диссертационного исследования, а также практикующим юристам.
Следующие шаги: в последующем автором планируется написание ряда статей, посвященных институту гражданства.
Теоретическое значение настоящей статьи состоит в том, что ее положения дополняют теорию института гражданства, позволяя более детально уяснить его место и значение в формирующейся системе права.
Социальные последствия (влияние на общество, политику): сам институт гражданства выступает как значимая часть не только в жизни людей. Также на национальном уровне вопросы гражданства часто становятся предметом острых политических дискуссий, особенно - в период избирательных кампаний.
Оригинальность (ценность) статьи: определяется в первую очередь проводимой в нашей стране правовой, административной реформами, отражает современное состояние института гражданства в целом.
Ключевые слова: гражданство, федеральный закон, приобретение гражданства, прекращение гражданства, право крови, право почвы, экспатриация.
GROUNDS FOR THE ACQUISITION AND TERMINATION OF CITIZENSHIP OF RUSSIAN FEDERATION
Rasokulova Sarvarbi Habibovna, 2nd year magisterial student. Place of study: Moscow finance-law University. E-mail: [email protected]
Annotation: Objective (reason) of writing this article the in-depth study of the grounds for the acquisition and termination of citizenship, the study of scientific and legal literature on the topic, analysis of selected examples of judicial practice, study of the legal positions of the constitutional Court of the Russian Federation.
Methodological basis: to achieve this goal, we used methods: a logical analysis and synthesis, regulatory logical analysis, a method of comparative law.
Result: the characteristic of the grounds for the acquisition and termination of citizenship accordance with the provisions of the current legislation of Russia. The work is illustrated by the examples of judicial practice.
Explore some of the acts of the constitutional Court of the Russian Federation. Possibility of subsequent use of results of scientific work: this article can be used for writing the dissertation as well as practicing lawyers.
Next steps: the following author plan to write a series of articles devoted to the Institute for citizenship.
Theoretical value of this article is that its complement the theory of the Institute of citizenship, allowing more detail to understand its place and importance in the emerging system of law. The practical significance of the article comes to the possibilities of the use of this article in the future at a writing of the dissertation.
Social consequences (impact on society, politics): the institution of the citizenship acts as a significant part not only in people's lives. Also at the national level, the issues of citizenship often become a subject of heated political discussions, especially during election campaigns.
Originality (value) of article: determined primarily carried out in our country's legal, administrative reforms, reflects the current state of the institution of citizenship in General. Keywords: citizenship, Federal law, acquisition of citizenship, termination of the citizenship, the law of blood, the right soil, Expatriation.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" [10] (далее по тексту - Закон о гражданстве) под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Глава II Закона о гражданстве предусматривает и раскрывает систему приобретения гражданства, отдельными элементами которой являются следующие основания:
- в соответствии со ст. 12 Закона о гражданстве - по рождению,
- в соответствии со ст. ст. 13, 14 Закона о гражданстве - в результате приема,
- в соответствии со ст. 15 Закона о гражданстве - в результате восстановления,
- в соответствии со ст. ст. 17, 24-27 Закона о гражданстве - по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом,
- по другим основаниям, предусмотренным положениями международного договора РФ.
Научно-правовая литература самой распространенной формой приобретения гражданства называет приобретение гражданства по рождению или «филиация» (от лат. filiatio - родство, отцовство). Оно основано на двух традиционных принципах: «праве крови» (jus sanguinis) и «праве почвы» (jus soli).
Принцип права крови в своей основе имеет положение о том, что ребенок приобретает гражданство родителей вне зависимости от места рождения [1]. По мнению Е.Г. Моисеева в России данный принцип является основным [1]. Эта позиция нашла свое закрепление в Определении Конституционного Суда РФ от 21.04.2005 N 118-О «По жалобе гражданки Даминовой Светланы Рашидовны на нарушение ее конституционных прав пунктом "а" части первой статьи 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федера-
ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА
Расокулова С.Х.
ции» [4], согласно которой: «если оба родителя ребенка или его единственный родитель признаны гражданами Российской Федерации по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, ребенок также считается приобретшим российское гражданство в порядке рождения, если самостоятельно не утратил гражданство Российской Федерации по собственному свободному волеизъявлению».
В соответствии с принципом «права почвы» лицо приобретает гражданство государства, на территории которого родилось, вне зависимости от гражданства родителей.
Иностранные лица и лица без гражданства также могут стать гражданами РФ в порядке, предусмотренном п. «б» ст. 11 Закона о гражданстве. Сущность акта приема в гражданство состоит в предоставлении статуса гражданина РФ лицу, которое обратилось с заявлением о приеме в российское гражданство и данное лицо отвечает критериям, установленным для приема в гражданство. Предусмотрен общий и упрощенный порядок.
Закон о гражданстве в качестве одного из оснований приобретения гражданства РФ рассматривает восстановление в гражданстве. Лицо может быть восстановлено в гражданстве в порядке, который установлен для приема в гражданство РФ, но имеет более простую процедуру (так, срок непрерывного проживания на территории РФ сокращен до трех лет).
К иным основаниям приобретения российского гражданства относится, например, оптация, т. е. следование ребенком гражданству его родителей (при их отсутствии - иных законных представителей), являющиеся одновременно и формами прекращения гражданства РФ.
Порядок рассмотрения заявлений, вопросов, возникающих при принятии, исполнении или отмене решений, связанных с приобретением гражданства РФ установлен Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» [9].
Исследуя вопросы оснований приобретения гражданства, отметим, что не всегда государство удовлетворяет заявление обратившегося лица. В ст. 16 Закона о гражданстве устанавливается конкретный круг условий, являющихся основанием для отклонения заявления о приеме или восстановлении в гражданстве. Положения данной статьи касаются биографии и деятельности обратившихся лиц и направлены на избежание приобретения гражданства социально опасными для государства и общества людьми.
При прекращении гражданства Российской Федерации лицо утрачивает статус гражданина Российской Федерации, что влечет прекращение реализации производных от гражданства Российской Федерации прав и свобод, выполнения обязанностей.
Главой III Закона о гражданстве предусматриваются основания прекращения гражданства РФ. В частности, ст. 18 относит к ним:
- выход из гражданства РФ или экспатриация,
- иные основания, предусмотренные положениями федерального законодательства или нормами международного права.
Как и прием в гражданство Российской Федерации выход из него связан с соблюдением обратившимся лицом ряда требований, которые установлены государством. То есть физическое лицо, желающее прекратить отношения гражданства, должно соответство-
вать определенным условиям, в противном случае выход из гражданства запрещается. Таким образом государство обеспечивает себя от не выполненных гражданином обязательств и исключает возможность за совершение правонарушений на территории государства уйти от ответственности.
Выход из гражданства строго регламентирован. Процедура выхода из гражданства определена Приказом ФМС РФ от 19.03.2008 N 6 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» [7].
Так, например, физическое лицо при выходе из гражданства обязано предоставить справку об отсутствии задолженности по уплате налогов, что предусмотрено Приказом МНС РФ от 12.03.2004 N БГ-3-23/192а [6].
Вместе с тем немаловажным является то, что гражданин не может произвольно совершить выход из гражданства, отказавшись от своих прав и обязанностей по отношению к Российской Федерации, став лицом без гражданства. Безусловно, его добровольное волеизъявление является основанием для выхода из гражданства РФ, но при условии предоставления гарантий приобретения им иностранного гражданства. Данное законоположение нашло свое отражение в существующей судебной практике. В частности, на это указывается в Решении Верховного Суда РФ от 30.01.2012 N ГКПИ11-2219 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 24 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325» [8].
Интересным также является еще одно судебное дело, рассмотренное Московским городским судом [2]. Так, С. обжаловал действия УФМС России по г. Москве сославшись на то, что ему было незаконно отказано в удовлетворении заявления о выходе из гражданства. В обоснование своих требований заявителем указывалось, что он свободен в своих религиозных убеждениях, реализуя которые он желает иметь статус «без гражданства».
УФМС РФ по г. Москве в удовлетворении его заявления было отказано на основании того, что заявителем не представлен документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства.
Суд оставил жалобу заявителя без удовлетворения, указав следующее.
Конституцией РФ [3] гражданам РФ гарантировано право на изменение гражданства, но не право на отказ от него в одностороннем порядке. Согласно ст. ст. 19, 20 Закона о гражданстве выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин РФ не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
При этом, по нашему мнению, судом правильно указано на то, что данным отказом УФМС России по г. Москве не нарушается право заявителя на свободу вероисповедания любой религии, а также на свободу выбирать и иметь религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Ст. 20 Закона о гражданстве детализирует основания отказа гражданину РФ в выходе из гражданства в нижеперечисленных случаях:
- если имеется обязательство, не выполненное перед Российской Федерацией;
- если гражданин РФ привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда [5];
- если гражданин не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
Список литературы:
1. Ануфриева Л.П., Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г., и др. Международное публичное право: Учебник / Отв. ред. К.А Бекяшев. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. С. 307.
2. Апелляционное определение Московского городского суда от 18.02.2013 по делу N 11-5634 // СПС «Консультант Плюс».
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.
4. Определение Конституционного Суда РФ от 21.04.2005 N 118-О "По жалобе гражданки Даминовой Светланы Рашидовны на нарушение ее конституционных прав пунктом "а" части первой статьи 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" // "Вестник Конституционного Суда РФ", N 5, 2005.
5. Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2011 N 201-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бриля Владимира Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом "б" статьи 20 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" // СПС «Консультант Плюс».
6. Приказ МНС РФ от 12.03.2004 N БГ-3-23/192 "Об утверждении Порядка выдачи налоговыми органами документов об отсутствии задолженности по уплате налогов физическим лицам, выходящим из гражданства Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.04.2004 N 5698) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 16, 19.04.2004.
7. Приказ ФМС РФ от 19.03.2008 N 64 (ред. от 29.04.2010) "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.04.2008 N 11493) // "Российская газета", N 82, 16.04.2008.
8. Решение Верховного Суда РФ от 30.01.2012 N ГКПИ11-2219 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 24 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325» // СПС «Консультант Плюс».
9. Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (ред. от 29.12.2012) "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4571.
10. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О гражданстве Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // Собрание законодательства РФ, 03.06.2002, N 22, ст. 2031.
Literature list:
1. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (including amendments to the Law on Amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 N 6-FKZ, from 30.12.2008 N 7 -FCL). "Collection of Laws of the Russian Federation" 26.01.2009, N 4, pp: 445.
2. Anufrieva L.P., Bekyashev K.A., Moses E., et al. Public International Law: Textbook / Ed. K.A. Bekyashev. 5th ed., Rev. and add. Moscow: Prospect, 2009. pp: 307.
3. Presidential Decree of 14.11.2002 N 1325 (as amended on 29.12.2012) "On Approval of the Procedure of consideration of issues of citizenship of the Russian Federation". Collection of Laws of the Russian Federation, 18.11.2002, N 46, art. 4571.
4. Order of RF Ministry of 12.03.2004 N BG-3-23/192 "On approval of the issuance of the tax authorities documents the absence of taxes payable to individuals coming from the citizenship of the Russian Federation" (registered by Ministry of Justice on 01.04.2004 N 5698). Bulletin of normative acts of federal executive bodies", N 16, 19.04.2004.
5. The Constitutional Court of the Russian Federation of 21.04.2005 N 118-O "On the complaint of a citizen Daminova Svetlana Rashidovna a violation of her constitutional rights, paragraph "a" of the first part of Article 12 of the Federal Law" On Citizenship of the Russian Federation. Bulletin of the Constitutional Court of the Russian Federation, N 5, 2005.
6. Order of the Federal Migration Service of 19.03.2008 N 64 (as amended on 29.04.2010 ) "On approval of the Administrative Regulations of the Federal Migration Service of the state function of exercising the powers in the implementation of the legislation on citizenship of the Russian Federation" (registered by Ministry of Justice on 09.04.2008, N 11493). "Rossiyskaya Gazeta", N 82, 16.04.2008.
7. The Constitutional Court of the Russian Federation of 24.02.2011 N 201- O-O "On refuse to accept complaints from citizens Bril Vladimir Viktorovich violation of his constitutional rights, paragraph "b" of Article 20 of the Federal Law" On Citizenship of the Russian Federation". ATP Consultant plus.
8. The Supreme Court on 30.01.2012 N GKPI11 -2219 "On the refusal of an application for invalidation of paragraph 24 of the Regulation on the procedure for consideration of issues of citizenship of the Russian Federation, approved. Presidential Decree of 14.11.2002 N 1325". ATP Consultant Plus.
9. Appeals of the Moscow City Court on 18.02.2013 in the case of N 11-5634.
10. Federal Law of 31.05.2002 N 62- FZ (as amended on 02.07.2013) "On Citizenship of the Russian Federation" (as amended & Accessories. Coming into force from 01.09.2013). Collected Legislation of the Russian Federation, 03.06.2002, N 22, art. 2031.