Научная статья на тему 'Основания применения энергоресурсного подхода к образованию'

Основания применения энергоресурсного подхода к образованию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
142
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ЛИЧНЫЕ ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / ЭНЕРГОРЕСУРСНЫЙ ПОДХОД / ПРИРОДООПРЕДЕЛЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ / ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ / КОНСОЛИДАЦИЯ / СИНТАГМА ОСНОВАНИЙ / ПРАГМА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА / PERSON / PERSONAL ENERGY RESOURCES / ENERGY RESOURCE APPROACH / NATURALLY DETERMINED PHENOMENON / SOCIALLY DETERMINED PHENOMENON / INTERCHANGE OF INFORMATION / CONSOLIDATION / SYNTAGMA OF THE GROUNDS / PRAGMA OF PERSONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сериков Геннадий Николаевич

Обосновано, что энергоресурсный подход к образованию человека базируется на синтагме трех оснований: феномене человека как развивающегося кладезя личных энергоресурсов; образовании человека как природоопределенном и социально обусловленном явлении, характеризующемся развитием личных энергоресурсов, происходящем вследствие обмена информаций с окружением; консолидации социального влияния на образование человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROUNDS OF USING ENERGY RESOURCE APPROACH TO EDUCATION

It is substantiated that energy resource approach to person’s education is based on syntagma of the three grounds: phenomenon of a person as a fount of personal energy resources; education of a person as naturally and socially determined phenomenon, which is characterized by development of personal energy resources aroused by interchange of information with setting; consolidation of social influence on education of a person.

Текст научной работы на тему «Основания применения энергоресурсного подхода к образованию»

Методологические основания педагогики

УДК 37.03+378.03

ББК Ч404+Ч402

ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЭНЕРГОРЕСУРСНОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ

Г.Н. Сериков

Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск)

GROUNDS OF USING ENERGY RESOURCE APPROACH TO EDUCATION

G. Serikov South Ural State University (the city of Chelyabinsk)

Обосновано, что энергоресурсный подход к образованию человека базируется на синтагме трех оснований: феномене человека как развивающегося кладезя личных энергоресурсов; образовании человека как природоопределенном и социально обусловленном явлении, характеризующемся развитием личных энергоресурсов, происходящем вследствие обмена информаций с окружением; консолидации социального влияния на образование человека.

Ключевые слова: человек, личные энергоресурсы, энергоресурсный подход, природоопределенное явление, социально обусловленное явление, обмен информацией, консолидация, синтагма оснований, прагма образования человека.

It is substantiated that energy resource approach to person’s education is based on syntagma of the three grounds: phenomenon of a person as a fount of personal energy resources; education of a person as naturally and socially determined phenomenon, which is characterized by development of personal energy resources aroused by interchange of information with setting; consolidation of social influence on education of a person.

Keywords: person, personal energy resources, energy resource approach, naturally determined phenomenon, socially determined phenomenon, interchange of information, consolidation, syntagma of the grounds, pragma ofpersonal education.

Накопленный человечеством опыт свидетельствует о многообразии интерпретаций образования людей и как явления, и как его отражения в различных научных направлениях. Например, в педагогике существуют многочисленные, порой противоречивые подходы к образованию (личностно ориентированный, деятельностный, компетентностный и многие другие). Однако такие подходы, как правило, объединяет социально обусловленная интерпретация образования и односторонность его направленности.

Образование трактуется как социальное явление, направленное на преобразование человека в соответствии с заданными стандар-

тами. При этом «на заднем плане» остаются естественные (природоопределенные) возможности каждого человека в достижении нормативно установленных признаков. По сути, игнорируются ответы на вопросы о целесообразности добиваться соответствия образованного человека заданным стандартам. Часто из поля зрения приверженцев тех или иных стандартов выпадают важные для человека (и, может быть, для общества) аспекты самореализации, безопасности жизнедеятельности в процессе образования, духовнонравственных проявлений в отношениях с собой и с окружением.

Тем не менее известные подходы к обра-

зованию играют положительную роль в теории и практике. Благодаря многим из них удалось приблизиться к пониманию сущности образования как социального явления. Это позволило определиться с тем, что и как следует делать, оказывая социальное влияние на образование людей. Специалисты в области образования получили ориентиры в осуществлении своих компетенций. Научные работники вполне могут пользоваться знаниями своих предшественников в продолжение поиска инновационных подходов к образованию.

Опираясь на достижения наук о человековедении, стало возможным определиться с основаниями применения энергоресурсного подхода к образованию человека. Речь идет об интерпретации образования человека как биосоциального феномена с индивидуальной спецификой. Ниже излагаются представления о человеке как о синтагме внутренних энергоресурсов. Их диалектическое развитие связано с образованием человека как с природоопределенным и социально обусловленным явлением.

Начнем с того, что феномен человека вряд ли возможно охарактеризовать точно и полно. Это сложная проблема, решением которой занимаются на протяжении многих веков представители различных ветвей науки, теологии, философии, культуры. В многочисленных трудах человековедов отражены результаты и объективных исследований, и ненаучных интерпретаций человека. Соответствующие достижения человеческой мысли, безусловно, полезны хотя бы тем, что позволяют убедиться в сложности проблемы феномена человека. Естественно, этим не ограничивается полезность трудов человековедов. Их польза и в том, что накопленные знания о человеке способствуют объяснению разных проявлений людьми себя в отношениях с окружением, помогают в поиске ответов на вопросы, относящиеся к обеспечению безопасности отдельного человека, социальных групп и цивилизации в целом.

Определенный интерес вызывают представления о человеке как о природоопределенном феномене, наделенном потенциалами соответствующей энергии, который условно можно назвать латентным энергоресурсом. При этом термином «потенциал» обозначают возможности человека, которых еще нет, но они могут стать реальностью. Это своего рода

задатки, которыми обладает каждый родившийся (зародившийся) человек. Естественно, что соответствующие задатки скрыты от кого бы то ни было, что у разных людей они различны. Правда, достижения современной науки, в частности, генетики, вызывают оптимизм по поводу раскрытия врожденных потенциалов энергоресурсов человека [3, 4, 9, 10, 12-14].

Подмечено, что в процессе жизнедеятельности человека латентный потенциал его энергоресурсов частично раскрывается. Приобретая опыт отношений с окружением, человек оказывается способным к самостоятельному саморегулируемому выражению себя. Это становится возможным благодаря тому, что потенциал его энергоресурса трансформировался в свойство, изнутри обусловливающее возможности намеренного самовыражения. Тем самым, развившийся личный энергоресурс человека стал реальным основанием, которым он может пользоваться в продолжение жизнедеятельности.

Руководствуясь методологией системного познания мира [1-3, 7], феномен человека можно отразить в научном понятии в форме систем личных энергоресурсов. Очевидно, латентный энергоресурс человека и опыт его жизнедеятельности следует относить к предпосылкам (основаниям) развития его личных энергоресурсов. Дело в том, что латентный энергоресурс служит естественным побудителем человека в проявлениях себя в отношениях с окружением. Опыт же отношений человека с окружением может способствовать либо препятствовать проявлениям своих естественных побуждений.

Если человек находит в опыте внешние предпосылки для проявления своих естественных побуждений, то соответствующий опыт он воспринимает с воодушевлением. Такой опыт человека обусловливает раскрытие части его личных энергоресурсов. Обогащенный опытом соответствующий личный энергоресурс становится реализовавшейся данностью. В продолжение такого рода опыта личный энергоресурс человека набирает силу и вес. В противоположных случаях опыт ставит человека перед выбором характера своих отношений с окружением, что вызывает внутренний протест. Однако и такого рода опыты отношений человека с окружением полезны тем, что побуждают его к раскрытию тех элементов личных энергоресурсов, опираясь

на которые он может разрешать противоречия между природоопределенной индивидуальностью и социально обусловленной реальностью.

Отсюда ясно, что опыт отношения человека с окружением определенно влияет на его здоровье в триединстве состояний тела, души и духа, отношений к социальному опыту. Представляется бесспорным, что здоровье человека генетически предопределено как аспект латентного энергоресурса. В опыте отношений с окружением здоровье человека раскрывается (становится элементом реализовавшегося личного энергоресурса). Устанавливается гомеостазис здоровья тела, души (здоровья психики), определяются ценности отношений человека к тем или иным сторонам окружения (появляется его нравственная позиция).

Учитывая роль здоровья человека в его жизнедеятельности, имеет смысл выделить соответствующий вид его личного энергоресурса. Вольно или невольно, каждый человек опирается на собственное здоровье в процессе жизнедеятельности, т. е. пользуется этим видом личного энергоресурса [8, 10, 12]. Причем делается это в режиме саморегуляции до тех пор, пока человек не осознает дефицита здоровья. Впрочем, каждый человек может целенаправленно способствовать бережному отношению к здоровью тела, души, интеллекта в сочетании с соблюдением норм морали и права во взаимодействии с окружением.

Раскрываясь в опыте жизнедеятельности человека, его латентный энергоресурс не сводится к реализации свойств здоровья. В процессе жизнедеятельности человек овладевает способностями осуществлять отношения с представителями окружения целесообразным образом. Это означает, что вследствие опыта отношений (может быть, многократного) с теми или иными представителями окружения часть его латентного энергоресурса станет явно проявляться в действительности как специфический вид его состоявшегося энергоресурса. Поэтому имеет смысл выделить готовность человека к пользованию результатами своего опыта в тех или иных отношениях с собой и (или) с окружением как вид его личного энергоресурса.

Готовность человека к использованию своего и социального опыта в отношениях с собой и (или) с окружением представляет собой свойство его внутреннего мира, выра-

жающееся в способностях не только успешного повторения ожидаемых следствий пользования соответствующим видом личного энергоресурса, но и переноса опыта отношений на другие объекты, а также к получению приемлемых результатов в инновациях. Так же как и здоровье человека, его готовность к пользованию результатами своего и социального опыта в разных аспектах жизнедеятельности является сложным новообразованием, в котором систематизировался его личный опыт жизнедеятельности. Другими словами, готовность человека к использованию своего и социального опыта в отношениях с собой и (или) с окружением является интегрированным (систематизированным) личным энергоресурсом.

В составе готовности человека к использованию результатов своего и социального опыта в отношениях с собой и с окружением выделяются знаниевый, ценностно-нравственный и созидательно-творческий элементы. Становление готовности человека к использованию своего и социального опыта в процессе продолжающейся жизнедеятельности тесно связано со здоровьеопределяющим видом его энергоресурса. Образно это представлено на рис. 1.

Готовность человека к использованию своего и социального опыта является одним из следствий его образования. При этом под образованием человека будем понимать природоопределенное и социально обусловленное явление, характеризующееся изменением его личных энергоресурсов (в том числе и готовности человека к использованию своего и социального опыта), происходящее вследствие обмена информацией с окружением. Очевидно, что образование человека как аспект его жизнедеятельности во взаимодействии с окружением предопределяется природоопределенной потребностью познания себя, окружения, отношений себя с окружением. Это, собственно, и ведет к изменениям свойств его личных энергоресурсов. В процессе жизнедеятельности человек вольно и невольно получает различные сведения об окружении, об отношениях себя с ним. Их усвоение приводит к личному обогащению информацией (субъективными знаниями об окружении, об отношениях с ним). Тем самым, знаниевый энергоресурс человека становится явью.

Созревание знаниевого энергоресурса человека становится первостепенной предпо-

сылкой активизации потребностей пользования им в каких-то аспектах жизнедеятельности. Опыт пользования личным знаниевым энергоресурсом в жизнедеятельности означает проявление обратной связи отношений человека с окружением. Опираясь на созревший знаниевый энергоресурс, человек информирует окружение о своих намерениях, о действиях в отношениях с собой и с окружением. В то же время он отслеживает реакции со стороны окружения на свои намерения и действия с целью получения информации о реализовавшихся отношениях с окружением.

Отсюда следует, что образование человека является специфической формой обмена информацией с окружением, вследствие которого его знаниевый энергоресурс обогащается сведениями об опыте отношений с окружением. Тем самым, его знания приобретают «оттенки» практикоориентированной полезности, а сам он становится компетентным

в соответствующих аспектах жизнедеятельности. Усвоенные человеком знания вызывают активизацию разноплановых потребностей (в проявлениях творческой инициативности, в самоопределении относительно лично значимых ценностных ориентаций, в предпочтениях лично значимых перспектив жизнедеятельности).

Таким образом, знаниевый энергоресурс человека становится внутренним основанием его поведения и деятельности. Поведение человека направлено на установление и поддержание отношений с собой и с представителями окружения. Деятельность человека выражается в целенаправленном преобразовании себя и (или) объектов окружения, а также на созидание артефактов. Поведение и деятельность человека - это две стороны его жизнедеятельности. По отношению к себе образование человека представляет онтогенез личного энергоресурса, характеризующегося

Рис. 1. Модель готовности к использованию своего и социального опыта как интегрированного личного энергоресурса человека

Рис. 2. Образование человека как природоопределенное и социально обусловленное явление

готовностью исполнять определенные компетенции во взаимоотношениях с собой и с окружением. По отношению же к окружению образование человека может способствовать решению актуальных социальных задач (рис. 2). Каждый образованный человек вносит, тем самым, вклад в общий «котел» человеческого энергоресурса.

Находясь в социальном окружении, каждый человек вольно и невольно воспринимает различную информацию. Ее источниками являются семья, различные представители социума, разнообразные средства массовой информации, учреждения культуры и др. Целенаправленно на образование человека влияют образовательные учреждения, которые он посещает. Извлекая информацию из различных источников, человек усваивает ее в соответствии с природоопределенными свойствами. Вследствие этого его личный энергоресурс приобретает специфические признаки, в которых отражена усвоенная информация.

Источники информации из социального окружения человека далеко не всегда пассивны по отношению к нему. Пользуясь свободой отношений с человеком, каждый из них целенаправленно информирует его о неких ценностях, стремясь, тем самым, вовлечь в зону своего влияния. Для этого используются различные методы вовлечения человека в обмен информацией именно с источниками информации из зоны своего влияния. При этом

формально человек свободен в выборе того или иного источника информации для образования.

Однако фактически свобода его существенно ограничена. Дело в том, что в окружении человека существуют различные нормы морали и права, установившиеся и устанавливаемые для упорядочения отношений между людьми. Те или иные нормы необходимы для цивилизованного сосуществования людей в общем социальном пространстве. Ориентируясь на соответствующие ограничители свободы, люди оказываются защищенными от возможного произвола со стороны кого-то из своего окружения. Тем не менее в условиях социального ограничения на свободу обмена информацией человека с окружением существует разносторонний спектр источников информации, которыми человек может (а некоторыми из них обязан) пользоваться в своей жизнедеятельности.

Первоначальным для родившегося человека источником информации является его семья. Семейный уклад, взаимоотношения членов семьи друг с другом, семейные обычаи, словом, все, что связывает человека с семьей, является не только первоначальным источником информации для него. Именно в семье человек учится основам жизнедеятельности. Воспринимая и усваивая информацию, исходящую из семьи, человек не только узнает что-то о своем ближайшем окружении. Он

приобретает опыт взаимоотношений с людьми, у него зарождается и зреет готовность исполнять какие-то компетенции в семейных отношениях. Недаром многие специалисты относят семью к главному источнику образования (в плане обучения и воспитания) человека.

Другим существенно значимым источником информации для человека являются образовательные учреждения, в которых он обязан (а в каких-то желает) продолжать свое образование. Государство и общество, осознавая значимость социально ориентированного образования человека, создает нормативно-регла-ментирующие, перспективно-ориентирую-

щие, деятельностно-стимулирующие и информационно-коммуникативные условия образования людей. В образовательных учреждениях призваны трудиться профессионально подготовленные педагогические кадры, специалисты в разных аспектах обслуживания взаимодействия педагогов между собой и каждого из них - с образующимся человеком.

Особенностью образования человека в образовательных учреждениях является «стерильность» информации, закладываемой в содержание образования и предлагаемой человеку для обязательного усвоения. Это может вызывать разное отношение человека к содержанию образования. Поэтому высокая профессиональная квалификация педагогов, сопровождающих образовательную деятельность учащихся, призвана способствовать не только усвоению соответствующей информации, но и пользованию ею в жизнедеятельности. В таком аспекте педагогическое сопровождение образовательной деятельностью учащихся должно направляться на побуждение каждого из них к исполнению тех компетенций, которые заложены в федеральных государственных образовательных стандартах, а не только на усвоение социальной информации о некоторой части социального опыта.

Ведя речь о влиянии социального окружения [5, 11] на образование человека, не следует игнорировать и иные источники информации, которыми он может пользоваться. Так или иначе, каждый человек обращается к средствам массовой информации. Типичным становится взаимодействие человека с Интернетом, который таит в себе различные угрозы безопасности его жизнедеятельности. Не следует игнорировать влияние культуры на образование человека. Какую-то информацию он

получает из социума, в котором проживает. Соответствующая информация также влияет на образование человека.

В целом влияние социального окружения на образование человека можно охарактеризовать как сочетание различных направлений. С одной стороны, явно просматривается целенаправленность государственного влияния на образование человека. Оно проявляется в установлении нормативов образования учащихся, в частичной регламентации содержания образования. Уделяется внимание профессиональной подготовке педагогических и управленческих кадров, призванных компетентно сопровождать образование людей. Выделяются материальные ресурсы для создания благоприятных условий в образованных учреждениях. Эти и иные усилия государства в определенной мере способствуют упорядочению образования каждого человека.

Однако этого явно недостаточно, хотя бы потому, что существуют иные сферы социальной действительности, которые, с другой стороны, стремятся вовлекать людей в зону своего информационного влияния. Общественные группы в соответствующих сферах социальной действительности, влияя на образование людей, часто преследуют узкокорпоративные цели. Такого рода цели могут быть далеко не всегда сонаправленны с целями государственного влияния на образование людей. Более того, различные социальные группы преследуют разные цели относительно информационного сопровождения образования людей. Все это вряд ли может способствовать внесению определенности в образование каждого человека.

Разная направленность государственного, общественного регулирования информационных потоков, направленных на каждого человека [5, 6, 11, 13, 14], вынуждает его самоопределяться относительно личной ценности и значимости тех или иных информационных средств своего образования. Помочь человеку в этом могут и родители, и педагоги, сопровождающие его образовательную деятельность, а также иные наставники, бескорыстно готовые помогать ему в самоопределении относительно усвоения содержания тех или иных информационных потоков, обрушившихся на него. Консолидация влияния социального окружения на образование человека могла бы благоприятно влиять на него. Социальные энергоресурсы, которые могут быть направ-

Рис. 3. Консолидация социального влияния на образование человека

лены на содействие образованию людей, разнообразны. Консолидировать их может целостное государственно-общественное регулирование социального влияния на образование людей (рис. 3).

Итак, энергоресурсный подход к образованию человека базируется на трех основаниях. К ним относятся концептуальные взгляды на феномен человека как развивающийся кладезь личных энергоресурсов. Его образование представляет собой природоопределенное и социально обусловленное явление, характеризующееся развитием личных энергоресурсов, происходящим вследствие обмена информаций с окружением. Консолидация социального влияния на образование человека является третьим основанием энергоресурсного подхода к образованию людей. Синтагма (целостность) этих оснований должна стать предпосылкой разработки гуманно (человеко-)

ориентированной системно-синергетической парадигмы (теоретического образца, примера) реализации энергоресурсного подхода к образованию человека. Ориентируясь на нее, можно было бы предлагать практико-ориенти-рованные технологии (прагмы) педагогически сопровождаемого образования человека.

Литература

1. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы / А.Н. Аверьянов. - М.: Политиздат, 1985. - 263 с.

2. Антонов, А.В. Системный анализ / А.В. Антонов. - М.: Высш. шк., 2004. - 454 с.

3. Гайдес, М.А. Общая теория систем (системы и системный анализ) / М.А. Гайдес. -Винница: Глобус-пресс, 2005. - 201 с.

4. Гуревич, П. С. Философия человека / П.С. Гуревич. - М.: ИФРАН, 1999-2001. -http://www.psylib. org. ua/books/gurep01/index. htm

5. Зимбардо, Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. - СПб.: Питер, 2001. - 448 с. - (Мастера психологии).

6. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза (изложение) // Новые знания. - 2001. - № 2. - С. 2-7.

7. О’Коннор, Д. Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Д. О ’Коннор, И. Макдермотт. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2006 - 256 с.

8. Ресурсы организма - иммунитет, здоровье, долголетие / А.Э. Васильев, А.Ю. Кове-ленов, Д.В. Ковлен и др. - СПб.: ООО «Вита Нова», 2004. - 416 с.

9. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 460 с.

10. Сериков, Г.Н. Гуманно ориентирован-

ная системно-синергетическая интерпретация человеческого ресурса / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2010. - Вып. 10. -№ 36 (212). - С. 9-17.

11. Сериков, Г.Н. Об особенностях управления человеческими ресурсами / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2011. - Вып. 11. -№ 3 (220). - С. 18-25.

12. Системный подход в современной науке (к 100-летию Людвига фон Берталанфи). -М. : Прогресс-Традиция, 2004. - 560 с.

13. Харитонова, Н.Н. Мир человека - мир ценностей / Н.Н. Харитонова // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 9. - С. 114.

14. Человеческий капитал: человеческий

потенциал и человеческие ресурсы. -

http://www.vashakomanda.ru/article18

Поступила в редакцию 27 августа 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.