Научная статья на тему 'ОСНОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАПРОСА О МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ'

ОСНОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАПРОСА О МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
652
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовный процесс / международное сотрудничество / запрос о правовой помощи / следственное действие / иностранное государство / международный договор / конвенция / criminal procedure / international cooperation / request for legal assistance / investigative action / foreign state / international treaty / convention

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шигуров Александр Викторович, Шигурова Елена Ивановна

В статье проанализирована структура и содержание системы нормативно-правовых актов, составляющих основания для направления запросов о международной правовой помощи по уголовным делам. Юридическим основанием для подготовки и направления запросов о международной правовой помощи по уголовным делам являются нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу и наделяющие определенные государственные органы, должностных лиц полномочиями по их направлению. К таким основаниям относятся Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, УПК РФ, Федеральные законы о ратификации международных договоров и подзаконные акты, уточняющие, разъясняющие положения действующего законодательства. При анализе Федерального закона от 25 октября 1999 г. № 193-ФЗ, ратифицировавшего Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам и дополнительный протокол к ней, были выявлены противоречия с положениями ст. 453 УПК РФ. Во-первых, действующий уголовно-процессуальный закон наделяет Следственный комитет РФ полномочием направлять запросы о производстве процессуальных действий по уголовным делам, находящимся в производстве данного органа предварительного расследования. Во-вторых, в УПК РФ отсутствуют положения о том, что если поручение требует санкции суда или прокурора, то оно направляется не МВД РФ, ФСБ РФ, чьи органы и должностные лица проводят расследование, а Генеральной прокуратурой РФ. Считаем, что данные коллизии необходимо устранять путем приведения Федерального закона № 193-ФЗ в соответствие с новой системой органов предварительного расследования и формулировками ст. 453 УПК РФ. До разрешения законодателем данного противоречия сотрудники правоохранительных органов вправе учитывать общеправовой принцип разрешения коллизий между нормативно-правовыми актами, имеющими одинаковую юридическую силу («позднейшим законом отменяется более ранний») и действовать в соответствии с нормами УПК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шигуров Александр Викторович, Шигурова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASES FOR DIRECTING A REQUEST FOR INTERNATIONAL LEGAL ASSISTANCE IN CRIMINAL CASES

The article analyzes the structure and content of the system of normative legal acts that constitute the basis for sending requests for international legal assistance in criminal cases. The legal basis for the preparation and submission of requests for international legal assistance in criminal cases is the normative legal acts regulating this area and empowering certain state bodies and officials with the authority to direct them. Such grounds include the Constitution of the Russian Federation, generally recognized principles and norms of international law, international treaties, the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation, Federal laws on the ratification of international treaties and by-laws that clarify and clarify the provisions of the current legislation. When analyzing the Federal Law of October 25, 1999 No. 193-FZ, which ratified the European Convention on Mutual Assistance in Criminal Matters and the Additional Protocol to it, contradictions with the provisions of Art. 453 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation. Firstly, the current criminal procedural law gives the Investigative Committee of the Russian Federation the authority to send requests for procedural actions in criminal cases that are being processed by this body of preliminary investigation. Secondly, the Criminal Procedure Code of the Russian Federation does not contain provisions that if an order requires the approval of a court or a prosecutor, then such orders are sent not to the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the FSB of the Russian Federation, whose bodies and officials are investigating, but by the General Prosecutor's Office of the Russian Federation. We believe that these conflicts should be eliminated by bringing Federal Law No. 193-FZ in line with the new system of preliminary investigation bodies and the wording of Art. 453 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation. Until the legislator resolves this contradiction, law enforcement officers have the right to take into account the general legal principle of resolving conflicts between normative legal acts that have the same legal force (“the later law cancels the earlier one”) and act in accordance with the norms of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОСНОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАПРОСА О МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ»

УДК 343.1

DOI: 10.24411/2618-8120-2021-3-49-61

А. В. Шигуров

Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»,

Саранск, Россия, e-mail: arshigurov@mail.ru

Е. И. Шигурова

ФГБОУВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия, e-mail: shigurova_elena@mail.ru

ОСНОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАПРОСА О МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

В статье проанализирована структура и содержание системы нормативно-правовых актов, составляющих основания для направления запросов о международной правовой помощи по уголовным делам. Юридическим основанием для подготовки и направления запросов о международной правовой помощи по уголовным делам являются нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу и наделяющие определенные государственные органы, должностных лиц полномочиями по их направлению. К таким основаниям относятся Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, УПК РФ, Федеральные законы о ратификации международных договоров и подзаконные акты, уточняющие, разъясняющие положения действующего законодательства.

При анализе Федерального закона от 25 октября 1999 г. № 193-ФЗ, ратифицировавшего Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам и дополнительный протокол к ней, были выявлены противоречия с положениями ст. 453 УПК РФ. Во-первых, действующий уголовно-процессуальный закон наделяет Следственный комитет РФ полномочием направлять запросы о производстве процессуальных действий по уголовным делам, находящимся в производстве данного органа предварительного расследования. Во-вторых, в УПК РФ отсутствуют положения о том, что если поручение требует санкции суда или прокурора, то оно направляется не МВД РФ, ФСБ РФ, чьи органы и должностные лица проводят расследование, а Генеральной прокуратурой РФ. Считаем, что данные коллизии необходимо устранять путем приведения Федерального закона № 193-ФЗ в соответствие с новой системой органов предварительного расследования и формулировками ст. 453 УПК РФ. До разрешения законодателем данного противоречия сотрудники правоохранительных органов вправе учитывать общеправовой принцип разрешения коллизий между нормативно-правовыми актами, имеющими одинаковую юридическую силу

(«позднейшим законом отменяется более ранний») и действовать в соответствии с нормами УПК РФ.

Ключевые слова: уголовный процесс, международное сотрудничество, запрос о правовой помощи, следственное действие, иностранное государство, международный договор, конвенция.

A. V. Shigurov

The Mid-Volga Institute (branch) «The All-Russian State University of Justice

(RLA of the Ministry of Justice of Russia)», Saransk, Russia, e-mail: arshigurov@mail.ru

E. I. Shigurova

National Research Mordovia State University. N.P. Ogaryova, Saransk, Russia, e-mail: shigurova_elena@mail.ru

BASES FOR DIRECTING A REQUEST FOR INTERNATIONAL LEGAL

ASSISTANCE IN CRIMINAL CASES

The article analyzes the structure and content of the system of normative legal acts that constitute the basis for sending requests for international legal assistance in criminal cases. The legal basis for the preparation and submission of requests for international legal assistance in criminal cases is the normative legal acts regulating this area and empowering certain state bodies and officials with the authority to direct them. Such grounds include the Constitution of the Russian Federation, generally recognized principles and norms of international law, international treaties, the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation, Federal laws on the ratification of international treaties and by-laws that clarify and clarify the provisions of the current legislation.

When analyzing the Federal Law of October 25, 1999 No. 193-FZ, which ratified the European Convention on Mutual Assistance in Criminal Matters and the Additional Protocol to it, contradictions with the provisions of Art. 453 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation. Firstly, the current criminal procedural law gives the Investigative Committee of the Russian Federation the authority to send requests for procedural actions in criminal cases that are being processed by this body of preliminary investigation. Secondly, the Criminal Procedure Code of the Russian Federation does not contain provisions that if an order requires the approval of a court or a prosecutor, then such orders are sent not to the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the FSB of the Russian Federation, whose bodies and officials are investigating, but by the General Prosecutor's Office of the Russian Federation. We believe that these conflicts should be eliminated by bringing Federal Law No. 193-FZ in line with the new system of preliminary investigation bodies and the wording of Art. 453 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation. Until the legislator resolves this contradiction, law enforcement officers have the right to take into account the general

legal principle of resolving conflicts between normative legal acts that have the same legal force ("the later law cancels the earlier one") and act in accordance with the norms of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation.

Key-words: criminal procedure, international cooperation, request for legal assistance, investigative action, foreign state, international treaty, convention.

Введение

Международное сотрудничество с иностранными государствами, их правоохранительными органами сегодня является одним из важных средств повышения эффективности органов предварительного расследования в сфере противодействия преступности. Связанные с этим процедуры могут использоваться как на досудебном производстве, так и в судебных стадиях уголовного процесса [4, c. 70; 18, c. 31; 20, c. 176].

Важность соблюдения требований международного и российского права, распространяющихся на процедуру международного сотрудничества государств, обуславливает необходимость изучения оснований и порядка подготовки и направления уполномоченными должностными лицами правоохранительных органов запросов о международной правовой помощи по уголовным делам. В данной статье мы рассмотрим проблемы, связанные с основаниями подготовки и направления таких запросов.

Методы

При анализе правового регулирования международного сотрудничества по уголовным делам использованы формально-юридический, сравнительно-правовой и иные методы научного познания.

Результаты

Юридическим основанием для подготовки и направления запросов о международной правовой помощи по уголовным делам являются нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу и наделяющие определенные государственные органы, должностных лиц полномочиями по их направлению.

Правовая регламентация данной сферы осуществляется как общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, так и законодательством государств [12, c. 28].

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10 октября 2003 г. № 5 [15] определил общепризнанные принципы международного права как основополагающие императивные нормы международного права, которые принимаются и признаются международным сообществом государств в целом.

В качестве примера актов, содержащих общепризнанные принципы и нормы международного права, можно привести Устав ООН [23], Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций [1, c. 65], закрепившие важный для данной сферы правового регулирования принцип суверенного равенства всех государств. Собственно, необходимость в международном сотрудничестве, в том числе, вызвана тем, что у каждого государства есть юрисдикция - это важнейшее

проявление суверенитета, означающее исключительное полномочие государства устанавливать на своей территории правовые нормы и обеспечивать, в том числе путем принуждения, их соблюдение и привлекать к юридической ответственности правонарушителей [9].

Принцип суверенного равенства государств, например, исключает по общему правилу, если иное не предусмотрено международным договором, возможность каких-либо властных действий сотрудников правоохранительных органов одного государства на территории иного государства, например, допросов, обысков, других следственных и иных процессуальных действий. При необходимости их производства должны использоваться предусмотренные международным договором формы международного сотрудничества в области борьбы с преступностью. Об этом, в частности, говорится в ч. 1 ст. 453 УПК РФ [22].

Основанные на общепризнанных принципах и нормах международного права международные договоры заключаются как отдельными государствами (двусторонние международные договоры), так и между большим числом государств, например, входящих в состав международных организаций (многосторонние международные договоры). Причем договоры могут заключаться как между государствами в целом (межгосударственные международные договоры), так и между отдельными уполномоченными на это государственными, в том числе, правоохранительными органами (межправительственные и межведомственные международные договоры).

П. «а» ст. 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» закрепляет следующие обязательные признаки международного договора:

- международный договор может быть заключен РФ с другим государством или несколькими государствами, с международной организацией либо с иным образованием, обладающим таким правом;

- международный договор всегда имеет письменную форму (при этом допускается составление как единого документа, так и ряда взаимосвязанных)

[13].

Договор может иметь название не только собственно «договор», но и «конвенция», «пакт», «соглашение» и др.

Важнейшими многосторонними договорами, регулирующими правоотношения, возникающие при подготовке, направлении, рассмотрении и исполнении запросов о международной правовой помощи по уголовным делам являются:

а) договоры, заключенные между государствами-членами ООН:

- Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности [8],

- Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ [7] и др.;

б) договоры, заключенные между государствами-членами Совета Европы:

- Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам [2],

- Европейская конвенция о выдаче [3] и др.;

в) договоры, заключенные между государствами-членами СНГ:

- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам [6];

- Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания [5] и др.

Перечень международных договоров о правовой помощи в настоящее время размещен на сайте Министерства юстиции РФ [19], Федеральной службы судебных приставов [10], в приложениях к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 г. № 11 [14]. Тексты всех договоров размещаются в справочно-правовых системах «КонсультантПлюс», «Гарант» и др.

Каждый из договоров имеет свою сферу применения, определенную составом государств-участников, содержанием правовых норм, установленных договором, а также федеральными законами о ратификации. Эти обстоятельства следует учитывать сотрудникам органов предварительного расследования при подготовке и направлении запросов о правовой помощи по уголовным делам.

Также перед применением международного договора необходимо убедиться в том, что он прошел процедуру ратификации, которая применительно к договорам о правовой помощи по уголовным делам является обязательной, поскольку данные договоры являются правовым основанием для действий, ограничивающих основные права и свободы человека и гражданина, а также нередко устанавливают иные правила, чем предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством.

Так, например, Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам может служить правовой основой для направления запросов в 46 государств-членов Совета Европы (от Австрии до Эстонии) и 4 государства, не входящие в Совет Европы, но ратифицировавшие данную конвенцию (Израиль, Монголия, Республика Корея, Чили).

Данная конвенция была ратифицирована Федеральным законом от 25 октября 1999 г. № 193-ФЗ [16], который предусмотрел ряд дополнительных условий и оговорок применения норм конвенции. Например, в п. 7 ст. 1 Федерального закона указаны конкретные государственные органы, уполномоченные участвовать в оказании правовой помощи:

а) Верховный Суд РФ - по вопросам, связанным с деятельностью Верховного Суда РФ;

б) Министерство юстиции РФ - по вопросам, связанным с работой других судов;

в) МВД РФ, ФСБ РФ - по вопросам, связанным с проведением предварительного расследования по делам о преступлениях, относящихся к

подследственности данных правоохранительных органов, за исключением поручений, требующих санкции суда или прокурора;

г) Генеральная прокуратура РФ - по всем остальным вопросам, возникающим при осуществлении предварительного расследования.

Отметим, что данная норма вступает в противоречие с действующей редакцией ч. 3 ст. 453 УПК РФ.

Можно выделить следующие коллизии.

Во-первых, действующий уголовно-процессуальный закон наделяет Следственный комитет РФ полномочием направлять запросы о производстве процессуальных действий по уголовным делам, находящимся в производстве данного органа предварительного расследования.

Во-вторых, в УПК РФ отсутствуют положения о том, что если поручение, требует санкции суда или прокурора, то оно направляется не МВД РФ, ФСБ РФ, чьи органы и должностные лица проводят расследование, а Генеральной прокуратурой РФ.

Отметим также, что в новом уголовно-процессуальном законе вместо термина «поручение», например, о производстве процессуального действия, используется термин «запрос».

Поскольку ст. 453 УПК РФ регулирует порядок направления запроса о правовой помощи, указывая конкретные судебные и правоохранительные органы, а вопросы исполнения запросов иностранных государств о правовой помощи регулируются в ст. 457 УПК РФ без конкретизации государственных органов, уполномоченных на их исполнение, то возникает странная ситуация, когда, например, Следственный комитет РФ вправе направлять запросы о правовой помощи напрямую в уполномоченный правоохранительный орган иностранного государства, но при этом законодательство требует направления в Генеральную прокуратуру РФ аналогичного запроса о производстве следственных действий по делам, подследственным СК РФ [21, c. 37].

Считаем, что данные коллизии необходимо устранять путем приведения Федерального закона «О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и дополнительного протокола к ней» в соответствие с новой системой органов предварительного расследования и формулировками ст. 453 УПК РФ.

До разрешения законодателем данного противоречия сотрудники правоохранительных органов вправе учитывать общеправовой принцип разрешения коллизий между нормативно-правовыми актами, имеющими одинаковую юридическую силу. В римском праве он формулировался так: «lex posterior derogat legi priori - позднейшим законом отменяется более ранний». В российском праве примером применения данного принципа является Определение Конституционного Суда РФ от 5 октября 2000 г. № 199-О [17]. В рассматриваемом случае предлагаем игнорировать нормы Федерального закона от 25 октября 1999 г. № 193-ФЗ в той части, в которой они противоречат ст. 453 УПК РФ.

Важную роль в регламентации правоотношений, связанных с подготовкой и направлением запросов о международной правовой помощи по уголовным делам, играют двусторонние международные договора. Перечень таких договоров, подлежащих применению в деятельности органов дознания Федеральной службы судебных приставов, включен в приложение № 3 к Методическим рекомендациям по подготовке международных поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам [11].

Однако, важно отметить, что при применении данного или какого-либо другого перечня следует учитывать возможность их устаревания. Так, с момента принятия вышеуказанного Приказа ФССП России 17 апреля 2013 г. № 04-5 Россией было заключено и ратифицировано более десяти двусторонних международных договоров о правовой помощи по уголовным делам.

В завершение анализа международно-правовых актов, регулирующих порядок подготовки и направления запроса о международной правовой помощи по уголовным делам, отметим, что при отсутствии международных договоров между двумя государствами существует международная практика взаимодействия на бездоговорной основе - на условиях взаимности.

В соответствии с ч. 2 ст. 453 УПК РФ взаимодействие с государствами на принципе взаимности предусматривает подготовку рядом уполномоченных судебных и правоохранительных органов письменного обязательства. Так, например, по уголовным делам, расследуемым органами дознания ФССП РФ, запросы о международной правовой помощи должны направляться по общему правилу Генеральной прокуратурой РФ. Следовательно, и договоренности на основе принципа взаимности должны даваться данным правоохранительным органом. Такое письмо-обязательство прикладывается в комплект с другими документами, направляемыми в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством того государства, к которому обращаются за международной помощью. Также заметим, что независимо от того, какой конкретный уполномоченный судебный или правоохранительный орган дает обязательство, оно означает возникновение обязательства Российской Федерации. Об этом свидетельствует, в частности, формулировка ч. 2 ст. 453 УПК РФ о том, что обязательство дается «от имени Российской Федерации».

Юридическим основанием для направления запроса о правовой помощи по уголовным делам являются также положения российского законодательства, закрепленные в Конституции РФ, УПК РФ, Федеральных законах о ратификации международных договоров и подзаконных актах.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд выводов и предложений.

1) Юридическим основанием для подготовки и направления запросов о международной правовой помощи по уголовным делам являются нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу и наделяющие определенные государственные органы, должностных лиц полномочиями по их направлению, в том числе Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы

международного права, международные договоры, УПК РФ, Федеральные законы о ратификации международных договоров и подзаконные акты, уточняющие, разъясняющие положения действующего законодательства.

2) При анализе Федерального закона от 25 октября 1999 г. № 193 -ФЗ, ратифицировавшего Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам и дополнительный протокол к ней, были выявлены противоречия с положениями ст. 453 УПК РФ. Считаем, что данные коллизии необходимо устранять путем приведения Федерального закона № 193-Ф3 в соответствие с новой системой органов предварительного расследования и формулировками ст. 453 УПК РФ. До разрешения законодателем данного противоречия сотрудники правоохранительных органов вправе учитывать общеправовой принцип разрешения коллизий между нормативно-правовыми актами, имеющими одинаковую юридическую силу («позднейшим законом отменяется более ранний») и действовать в соответствии с нормами УПК РФ.

Библиографический список

1. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (Принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Действующее международное право. Т. 1. М. : Московский независимый институт международного права, 1996. С. 65-73.

2. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Заключена в г. Страсбурге 20.04.1959) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 23. Ст. 2349.

3. Европейская конвенция о выдаче (заключена в г. Париже 13.12.1957) // СЗ РФ. 2000. № 23. Ст. 2348.

4. Коваль, Е. А., Палъчикова, М. В. Информационная открытость государственной и муниципальной службы: модель паноптикума // Lex russica (Русский закон). 2020. № 8 (165). С. 70-77.

5. Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания (Заключена в г. Москве 06.03.1998) // Бюллетень международных договоров. 2012. № 3. С. 20-26.

6. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993) // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1472.

7. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20.12.1988) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994. С. 133-157.

8. Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 40. Ст. 3882.

9. Международное право : учебник / Б. М. Ашавский, М. М. Бирюков, В. Д. Бордунов и др.; отв. ред. С. А. Егоров. М. : Статут, 2015. 840 с.

10. Международные договоры Российской Федерации, предусматривающие оказание правовой помощи по вопросам принудительного исполнения исполнительных документов. - URL: https://fssp.gov.ru/treaties/ (дата обращения: 07.03.2021).

11. Методические рекомендации по подготовке международных поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам (утв. ФССП России 17.04.2013 № 04-5). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Мукасеева, Н. Н., Федосеев, Р. В., Баршова, О. А., Куракина, С. И. Практикум по международному праву. Саранск, 2019. 88 с.

13. О международных договорах Российской Федерации : Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.

14. О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2012 № 11 // Российская газета. 2012. 22 июня.

15. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 // Российская газета. 2003. 2 декабря.

16. О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и дополнительного протокола к ней : Федеральный закон от 25.10.1999 № 193-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 43. Ст. 5132.

17. Определение Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 № 199-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. № 1. С. 27.

18. Павлинова, А. Н., Мукасеева, Н. Н. Проблемы использования в уголовном судопроизводстве сведений, составляющих врачебную тайну // Гуманитарные и политико-правовые исследования. 2019. № 3 (6). С. 31-38.

19. Перечень международных договоров Российской Федерации по вопросам правовой помощи, выдачи и передаче лиц, осужденных к лишению свободы. - URL: https://minjust.gov.ru/ru/pages/perechen-mezhdunarodnyh/ (дата обращения: 07.03.2021).

20. Подольный, Н. А., Кулешова, Г. П., Коваль, Е. А., Матюшкина, А. В., Подольная, Н. Н. Ятрогенные преступления : уголовно-правовой, криминологический и криминалистический аспекты : Коллективная монография. М. : Юрлитинформ, 2020. 208 с.

21. Стельмах, В. Ю., Ефремова, О. М., Васюков, В. Ф. Производство следственных действий, направленных на получение и использование компьютерной информации. М. : Проспект, 2021. 480 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст.

4921.

23. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. 1956. Вып. XII. С. 14-47.

References

1. Deklaraciya o principah mezhdunarodnogo prava, kasayushchihsya druzhestvennyh otnoshenij i sotrudnichestva mezhdu gosudarstvami v sootvetstvii s Ustavom Organizacii Ob"edinennyh Nacij (Prinyata 24.10.1970 Rezolyuciej 2625 (XXV) na 1883-em plenarnom zasedanii General'noj Assamblei OON) (Declaration on the principles of international law concerning friendly relations and cooperation between states in accordance with the Charter of the United Nations (Adopted on 24.10.1970 by Resolution 2625 (XXV) at the 1883rd plenary meeting of the UN General Assembly)) // Dejstvuyushchee mezhdunarodnoe pravo. T. 1. M.: Moskovskij nezavisimyj institut mezhdunarodnogo prava, 1996. S. 65-73.

2. Evropejskaya konvenciya o vzaimnoj pravovoj pomoshchi po ugolovnym delam (Zaklyuchena v g. Strasburge 20.04.1959) (European Convention on Mutual Legal Assistance in Criminal Matters (Concluded in Strasbourg on 20.04.1959)) // Sobranie zakonodatel'stva RF (Collected Legislation of the Russian Federation). 2000. № 23. St. 2349.

3. Evropejskaya konvenciya o vydache (zaklyuchena v g. Parizhe 13.12.1957) (European Convention on Extradition (concluded in Paris on 13.12.1957)) // Sobranie zakonodatel'stva RF (Collected Legislation of the Russian Federation). 2000. № 23. St. 2348.

4. Koval' E. A., Pal'chikova M. V. Informacionnaya otkrytost' gosudarstvennoj i municipal'noj sluzhby: model' panoptikuma (Information openness of the state and municipal service: a panopticon model) // Lex russica (Russkij zakon). 2020. № 8 (165). S. 70-77.

5. Konvenciya o peredache osuzhdennyh k lisheniyu svobody dlya dal'nejshego otbyvaniya nakazaniya (Zaklyuchena v g. Moskve 06.03.1998) (Convention on the Transfer of Sentenced to Deprivation of Liberty for Further Serving of Sentence (Concluded in Moscow on 03/06/1998)) // Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov. 2012. № 3. S. 20-26.

6. Konvenciya o pravovoj pomoshchi i pravovyh otnosheniyah po grazhdanskim, semejnym i ugolovnym delam (Zaklyuchena v g. Minske 22.01.1993) (Convention on Legal Assistance and Legal Relations in Civil, Family and Criminal Cases (Concluded in Minsk on January 22, 1993)) // Sobranie zakonodatel'stva RF (Collected Legislation of the Russian Federation). 1995. № 17. St. 1472.

7. Konvenciya Organizacii Ob"edinennyh Nacij o bor'be protiv nezakonnogo oborota narkoticheskih sredstv i psihotropnyh veshchestv (zaklyuchena v g. Vene 20.12.1988) (United Nations Convention against Illicit Traffic in Narcotic Drugs and Psychotropic Substances (concluded in Vienna on 20.12.1988)) // Sbornik

fyMaHumapHbie u noAumuKO-npaeoeue uccAedoeaHun. 2021. № 3 (14).

mezhdunarodnyh dogovorov SSSR i Rossijskoj Federacii. Vyp. XLVII. M., 1994. S. 133-157.

8. Konvenciya protiv transnacional'noj organizovannoj prestupnosti (prinyata v g. N'yu-Jorke 15.11.2000 Rezolyuciej 55/25 na 62-om plenarnom zasedanii 55-oj sessii General'noj Assamblei OON) (Collection of international treaties of the USSR and the Russian Federation) // Sobranie zakonodatel'stva RF (Collected Legislation of the Russian Federation). 2004. № 40. St. 3882.

9. Mezhdunarodnoe pravo: uchebnik / B. M. Ashavskij, M. M. Biryukov, V. D. Bordunov i dr.; otv. red. S. A. Egorov (International law: textbook). Moscow: Statut, 2015. 840 s.

10. Mezhdunarodnye dogovory Rossijskoj Federacii, predusmatrivayushchie okazanie pravovoj pomoshchi po voprosam prinuditel'nogo ispolneniya ispolnitel'nyh dokumentov (International treaties of the Russian Federation providing for the provision of legal assistance on the enforcement of executive documents). - URL: https://fssp.gov.ru/treaties/ (data obrashcheniya: 07.03.2021).

11. Metodicheskie rekomendacii po podgotovke mezhdunarodnyh poruchenij ob okazanii pravovoj pomoshchi po ugolovnym delam (utv. FSSP Rossii 17.04.2013 № 04-5) (Guidelines for the preparation of international instructions on the provision of legal assistance in criminal cases (approved by the FSSP of Russia on April 17, 2013 No. 04-5)). Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus» (Access from the reference legal system "ConsultantPlus").

12. Mukaseeva N. N., Fedoseev R. V., Barshova O. A., Kurakina S. I. Praktikum po mezhdunarodnomu pravu (Workshop on International Law). Saransk, 2019. 88 s.

13. O mezhdunarodnyh dogovorah Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 15.07.1995 № 101-FZ (On international treaties of the Russian Federation: Federal Law of 15.07.1995 No. 101-FZ) // Sobranie zakonodatel'stva RF (Collected Legislation of the Russian Federation). 1995. № 29. St. 2757.

14. O praktike rassmotreniya sudami voprosov, svyazannyh s vydachej lic dlya ugolovnogo presledovaniya ili ispolneniya prigovora, a takzhe peredachej lic dlya otbyvaniya nakazaniya: Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 14.06.2012 №11 (On the practice of consideration by the courts of issues related to the extradition of persons for criminal prosecution or the execution of a sentence, as well as the transfer of persons to serve a sentence: Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of June 14, 2012 No. 11) // Rossijskaya gazeta. 2012. 22 iyunya.

15. O primenenii sudami obshchej yurisdikcii obshchepriznannyh principov i norm mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnyh dogovorov Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 10.10.2003 № 5 (On the application by courts of general jurisdiction of generally recognized principles and norms of international law and international treaties of the Russian Federation: Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 10.10.2003 No. 5) // Rossijskaya gazeta. 2003. 2 dekabrya.

16. O ratifikacii Evropejskoj konvencii o vzaimnoj pravovoj pomoshchi po ugolovnym delam i dopolnitel'nogo protokola k nej: Federal'nyj zakon ot 25.10.1999 № 193-FZ (On the ratification of the European Convention on Mutual Legal Assistance in Criminal Matters and the Additional Protocol to it: Federal Law of

25.10.1999 No. 193-FZ) // Sobranie zakonodatel'stva RF (Collected Legislation of the Russian Federation). 1999. № 43. St. 5132.

17. Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 05.10.2000 № 199-O (Determination of the Constitutional Court of the Russian Federation dated

05.10.2000 № 199-О) // Vestnik Konstitucionnogo Suda RF (Bulletin of the Constitutional Court of the Russian Federation). 2001. № 1. S. 27.

18. Pavlinova A. N., Mukaseeva N. N. Problemy ispol'zovaniya v ugolovnom sudoproizvodstve svedenij, sostavlyayushchih vrachebnuyu tajnu (Problems of using information constituting medical secrets in criminal proceedings) // Gumanitarnye i politiko-pravovye issledovaniya (Humanitarian and political and legal studie). 2019. № 3 (6). S. 31-38.

19. Perechen' mezhdunarodnyh dogovorov Rossijskoj Federacii po voprosam pravovoj pomoshchi, vydachi i peredache lic, osuzhdennyh k lisheniyu svobody (List of international treaties of the Russian Federation on legal assistance, extradition and transfer of persons sentenced to imprisonment). - URL: https: //minj ust.gov.ru/ru/pages/perechen-mezhdunarodnyh/ (data obrashcheniya: 07.03.2021).

20. Podol'nyj N. A., Kuleshova G. P., Koval' E. A., Matyushkina A. V., Podol'naya N. N. YAtrogennye prestupleniya: ugolovno-pravovoj, kriminologicheskij i kriminalisticheskij aspekty: Kollektivnaya monografiya (Iatrogenic crimes: criminal law, criminological and forensic aspects: Collective monograph. Moscow: Yurlitinform, 2020. 208 s.

21. Stel'mah V. Yu., Efremova O. M., Vasyukov V. F. Proizvodstvo sledstvennyh dejstvij, napravlennyh na poluchenie i ispol'zovanie komp'yuternoj informacii (Production of investigative actions aimed at obtaining and using computer information). Moscow: Prospekt, 2021. 480 s.

22. Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 18.12.2001 № 174-FZ The Criminal Procedure Code of the Russian Federation of 12/18/2001 No. 174-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF (Collected Legislation of the Russian Federation). 2001. № 52 (ch. I). St. 4921.

23. Ustav Organizacii Ob"edinennyh Nacij (Prinyat v g. San-Francisko 26.06.1945) (Charter of the United Nations (Adopted in San Francisco on 06/26/1945)) // Sbornik dejstvuyushchih dogovorov, soglashenij i konvencij, zaklyuchennyh SSSR s inostrannymi gosudarstvami. 1956. Vyp. XII. S. 14-47.

Сведения об авторах

Шигуров Александр Викторович - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовно-процессуального права и криминалистики Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). Занимается изучением проблем

уголовного судопроизводства. Автор более 100 научных и учебно-методических работ. E-mail: arshigurov@mail.ru

Шигурова Елена Ивановна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Занимается изучением проблем уголовного судопроизводства. Автор более 100 научных и учебно-методических работ. E-mail: shigurova_elena@mail.ru

About the authors

Shigurov Alexander Viktorovich - PhD in Law, Associate Professor, Head of the Department of Criminal Procedure Law and Criminalistics of the Middle-Volga Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia). Engaged in the study of the problems of criminal justice. Author of more than 100 scientific and educational works. E-mail: arshigurov@mail.ru

Shigurova Elena Ivanovna - PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Criminal Procedure, Justice, Prosecutorial Supervision, Faculty of Law, National Research Mordovia State University. N. P. Ogareva. Engaged in the study of the problems of criminal proceedings. Author of more than 100 scientific and educational works. E-mail: shigurova_elena@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.