Научная статья на тему 'Основания компенсации морального вреда при посягательствах на неприкосновенность частной жизни'

Основания компенсации морального вреда при посягательствах на неприкосновенность частной жизни Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
908
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕНСАЦИЯ / ВОЗМЕЩЕНИЕ / МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД / РАЗМЕР КОМПЕНСАЦИИ / ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ / НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА / НАРУШЕНИЕ ПРАВ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / ТАЙНА СВЕДЕНИЙ / БАНКОВСКАЯ ТАЙНА / ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВОСУДИЯ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ / COMPENSATION / MORAL HARM / SIZE OF COMPENSATION / PRIVATE LIFE / INVIOLABILITY / CONSTITUTIONAL RIGHTS / INFRINGEMENT OF RIGHTS / OFFICIALS / SECRET OF DATA / BANK SECRECY / ADMINISTRATION OF JUSTICE / USE OF EVIDENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шалайкин Р. Н.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с общими положениями и отдельными особенностями компенсации вреда при посягательствах на различные сферы частной жизни человека и гражданина, исследуются возникающие проблемы, анализируется законодательство, регулирующее рассматриваемую группу правоотношений, делаются выводы по изменению и систематизации исследованного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bases of compensation of moral harm at encroachments on inviolability of private life

The article deals with the questions connected with general provisions and separate features of compensation of harm at encroachments on various spheres of the private human and citizen’s life. It researches arising problems and analyzes the legislation regulating given group of legal relationship. The author comes to the conclusions on change and ordering of the researched legislation.

Текст научной работы на тему «Основания компенсации морального вреда при посягательствах на неприкосновенность частной жизни»

ОСНОВАНИЯ КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА ПРИ ПОСЯГАТЕЛЬСТВАХ НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ

ЖИЗНИ

BASES OF COMPENSATION OF MORAL HARM AT ENCROACHMENTS ON INVIOLABILITY OF PRIVATE LIFE

УДК 347.42

Р.Н. ШАЛАЙКИН,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с общими положениями и отдельными особенностями компенсации вреда при посягательствах на различные сферы частной жизни человека и гражданина, исследуются возникающие проблемы, анализируется законодательство, регулирующее рассматриваемую группу правоотношений, делаются выводы по изменению и систематизации исследованного законодательства.

Ключевые слова: компенсация, возмещение, моральный вред, размер компенсации, частная жизнь, неприкосновенность, конституционные права, нарушение прав, должностные лица, тайна сведений, банковская тайна, осуществление правосудия, использование доказательств.

R.N. Shalajkin, the candidate of jurisprudence, the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia.

Abstract: The article deals with the questions connected with general provisions and separate features of compensation of harm at encroachments on various spheres of the private human and citizen’s life. It researches arising problems and analyzes the legislation regulating given group of legal relationship. The author comes to the conclusions on change and ordering of the researched legislation.

Keywords: compensation, moral harm, size of compensation, private life, inviolability, constitutional rights, infringement of rights, officials, secret of data, bank secrecy, administration of justice, use of evidence.

Конституция Российской Федерации [1] в ст. 23, 24, 25 достаточно подробно определяет институт неприкосновенности частной жизни. Так, согласно ст. 23 каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, ограничение которого допускается только на основании судебного решения. Запрещён сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24). В тоже время органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами

и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24). В соответствии со ст. 25 жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нём лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Учитывая, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении № 13 от 24 декабря 1993 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции РФ» разъяснил, что материалы, подтверждающие необходимость ограничения соответствующих прав,

ПРАКТИКА.

представляются судье уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. По результатам рассмотрения материалов судьёй выносится мотивированное постановление о разрешении провести оперативно-следственные или следственные действия, связанные с ограничением права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений или с проникновением в жилище, либо об отказе в этом. Если судья не дал разрешение на проведение указанных действий, уполномоченные на то органы и должностные лица вправе обратиться по тому же вопросу в вышестоящий суд [2].

Конкретизация права на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений также содержится в Федеральных законах «О связи» [3] и «О почтовой связи» [4].

В качестве одной из наиболее общих гарантий права на неприкосновенность частной жизни в Российской Федерации можно отметить положение ч. 2 ст. 50 Конституции, не допускающее при осуществлении правосудия использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

Одной из составных частей права на неприкосновенность частной жизни является право на адвокатскую тайну. В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат не вправе разглашать сведения, сообщённые ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи, также не допускается допрос адвоката в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением им обязанностей защитника или представителя.

Что касается срока хранения адвокатской тайны, поскольку специальной нормы в законе на этот счёт нет, следовательно, этот срок является неограниченным.

Право на тайну сведений при осуществлении нотариальных действий (право на нотариальную тайну) также следует отнести к правам на неприкосновенность частной жизни. Назначенный на должность нотариус приносит присягу, изложенную в ст. 14 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, обещая обязанности нотариуса «исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своём поведении руководствоваться при-

нципами гуманности и уважения к человеку» [5]. В то же время, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия, «суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны» (ч. 2 ст. 16).

Согласно закону лицами, обязанными хранить нотариальную тайну, являются нотариусы и должностные лица нотариальной палаты, которым нотариус, в соответствии со ст. 28, обязан представлять сведения о совершенных нотариальных действиях, иные документы, касающиеся его финансово-хозяйственной деятельности. В то же время нотариальная тайна не является абсолютной, в законе предусмотрен ограниченный перечень случаев передачи нотариусом информации, относящейся к его работе. Нотариальная палата, например, вправе передать полученную информацию учреждениям, осуществляющим страхование деятельности нотариуса (ст. 28).

Также, как отмечает ряд авторов, исследующих данную тематику [6, с. 95-125], ещё одним правом на неприкосновенность частной жизни является право на тайну сведений, составляющих банковскую тайну. Согласно Федеральным законам РФ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. и «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 19 июня 2001 г.» кредитная организация и Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Лицами, обязанными соблюдать банковскую тайну, являются все служащие кредитной организации. Они обязаны хранить тайну об «операциях, счетах и вкладах её клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией» (ст. 26). Но здесь же имеется оговорка о непротиворечии федеральному закону. Эта же статья допускает выдачу кредитной организацией справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан достаточно широкому кругу лиц. Так, в отношении юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - судам (судьям), Счётной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в про-

изводстве. В отношении физических лиц

- судам, а при наличии согласия прокурора

- органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Аналогичное правило предусмотрено и для Банка России, и для аудиторских организаций.

Важной составляющей права на неприкосновенность личной жизни гражданина является право на врачебную тайну. В настоящее время Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [7] устанавливает право пациента на сохранение в тайне сведений о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении (ст. 13).

Семейный кодекс Российской Федерации также содержит понятие «врачебная тайна». Так, результаты обследования лица, вступающего в брак, названы в ст. 15 «медицинской тайной», которая может быть сообщена лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия лица, прошедшего обследование. Но если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным (ст. 27-30 СК РФ).

Ещё одним законом, регулирующим право на врачебную тайну, является Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» [8]. Статьи 8 и 9 данного закона запрещают требовать сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья, которые являются врачебной тайной, кроме случаев, установленных законами РФ.

Тайна исповеди, несомненно, должна относиться к правам личности на частную жизнь [9, с. 117]. Конституция РФ (ст. 28) гарантирует каждому гражданину право выбирать, иметь, распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. В соответствии со ст. 3 ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [10] от 26 сентября 1997 г. гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с

другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. При этом ст. 6 среди признаков религиозного объединения называет: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Неотъемлемой частью прав личности на частную жизнь является право на имя, индивидуальный облик и другие личные характеристики. В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах каждый ребёнок должен быть зарегистрирован немедленно после его рождения и должен иметь имя (ст. 24) [11]. Статья 150 ГК РФ относит право на имя к нематериальным благам, принадлежащим гражданину от рождения, неотчуждаемым и непередаваемым иным способом. Ещё полнее раскрывает содержание данного блага ст. 19 ГК РФ, в соответствии с которой понятие «имя» включает фамилию, собственно имя и отчество. Гражданин вправе переменить своё имя в порядке, установленном законом. Имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния (ст. 47 ГК РФ)

[12]. При ошибочных записях в книгах актов гражданского состояния предусмотрена процедура их исправления (ст. 307-309 ГПК)

[13]. Изменение имени и фамилии ребёнка может быть также произведено по просьбе родителей, что предусмотрено ст. 59 Семейного кодекса РФ [14].

Указанные выше права и блага защищаются в случаях и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом РФ (ст. 12), в виде: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий её недействительности как ничтожной сделки; самозащиты права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; иными способами, предусмотренными законом [6, с. 41-52].

Так как в случае умаления названных неимущественных благ гражданин может испытывать нравственные и физические

страдания, ему должно быть предоставлено право на компенсацию морального вреда. Соответственно и Пленум Верховного Суда РФ в постановлении № 10 от 20 декабря 1994 г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснил, что нравственные или физические страдания, причинённые действиями, посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, включая право на пользование своим именем, являются моральным вредом. В частности, согласно указанному постановлению, моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с заболеванием, перенесённым в результате нравственных страданий, и другие [15].

Одной из проблем является неизбежность разглашения сведений о частной жизни гражданина в ходе судебного разбирательства. Согласно ст. 123 Конституции РФ раз-

бирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной тайны. Закрытое судебное разбирательство, кроме того, допускается по мотивированному определению суда или постановлению судьи по делам о преступлении лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, по делам о половых преступлениях, а также по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц [16].

Таким образом, в обязательном порядке закон предписывает проводить закрытое судебное заседание только по делам, связанным с охраной государственной тайны. Использование для других случаев термина «допускается» предполагает, что судья может, но вовсе не обязан слушать такие дела в закрытом судебном заседании. Следовательно, выбор типа заседания и круга лиц, на нём присутствующих, в значительной мере зависит от субъективного мнения судьи.

Литература

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. 2009. № 7.

2. Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (Российской Феде-

рации) по уголовным делам. - М., 1995. С. 564-565.

3. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» // Российская газета. № 135.

10.07.2003.

4. Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» // Российская газета.

1999. № 140-141.

5. Основы законодательства РФ о нотариате // Российская газета. № 49. 13.03.1993 г.

6. Табунщиков А.Т. Компенсация морального вреда в гражданском законодательстве Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. - Белгород, 2005.

7. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в

Российской Федерации» // Российская газета. 2011. № 263.

8. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» // Ведомости Совета народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 33. Ст. 1913; СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3613. С. 137.

9. Романовский Г.Б. Конституционное регулирование права на неприкосновенность частной

жизни: дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1997. С. 117.

10. Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Российская газета. № 190. 01.10.1997.

11. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. 1994. № 238-239.

13. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Российская газета. 2002. № 220.

14. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Российская газета. 1996. № 17.

15. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1995. № 3. С. 9.

16. Шалайкин Р.Н., Максименко А.В. Компенсация морального вреда как способ защиты нарушенных прав: монография. - Белгород, 2012.

References

1. The Constitution of the Russian Federation of 12.12.1993 // Rossiyskaya Gazeta. 2009. № 7.

2. Collection of decisions of the Plenum of the Supreme Courts of the USSR and the RSFSR (Russian Federation) in criminal cases. - M., 1995. P. 564-565.

3. he Federal Law of 07.07.2003 № 126-FZ “On Communications” // Rossiyskaya Gazeta. 2003. № 135.

4. The Federal Law of 17.07.1999 № 176-FZ “On Postal Communication” // Rossiyskaya Gazeta. 1999. № 140-141.

5. Fundamentals of the Legislation on Notaries // Rossiyskaya Gazeta. 1993. № 49.

6. Tabunschikov A.T. Moral damages in a civil legislation of the Russian Federation: Diss ... Candidate. jurid. Science. - Belgorod, 2005.

7. The Federal Law of 21.11.2011 № 323-FZ “On the basis of health protection in the Russian Federation” // Rossiyskaya Gazeta. 2011. № 263.

8. RF Law “On Psychiatric Care and Guarantees of the rights of citizens under the provision of” // Bulletin of the Council of People’s Deputies and the Supreme Soviet of the Russian Federation. 1992. Number 33. Art. 1913 NW. 1998. № 30. Art. 3613. P. 137.

9. Romanovsky G.B. The constitutional regulation of the right to privacy: Diss ... Candidate. jurid. Science. - St. Petersburg. 1997. P. 117.

10. The Federal Law of 26.09.1997 № 125-FZ “On Freedom of Conscience and Religious Associations” // Rossiyskaya Gazeta. 1997. № 190.

11. The International Covenant on 16.12.1966 “On Civil and Political Rights” // “Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation.” 1994. № 12.

12. The Civil Code of the Russian Federation (Part One) of 30.11.1994 № 51-FZ // Rossiyskaya Gazeta. 1994. № 238-239.

13. The Civil Procedure Code of the Russian Federation of 14.11.2002 № 138-FZ // Rossiyskaya Gazeta. 2002. № 220.

14. Family Code of the Russian Federation of 29.12.1995 № 223-FZ // Rossiyskaya Gazeta. 1996. № 17.

15. Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 1995. № 3. P. 9.

16. Shalaykin R.N., Maksimenko A.V. Non-pecuniary damage as a way to protect the violated rights: monograph. - Belgorod, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.