Научная статья на тему 'Основания и условия межрегиональной интеграции Коми Урал'

Основания и условия межрегиональной интеграции Коми Урал Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриева Тамара Евгеньевна, Калинина Альбина Александровна, Лаженцев Виталий Николаевич

В статье рассмотрено современное состояние и потенциал расширения транспортно-экономических связей между Республикой Коми и уральскими регионами. Обозначены макрострукурные, ресурсные и инновационные предпосылки формирования макрорегиона Коми Урал. Утверждается, что наряду с транспортными ограничениями барьером укрепления межрегиональных взаимосвязей является институциональная неоформленность стратегических направлений развития рассматриваемой территории. Делается вывод о необходимости расширения границ и содержания проекта транспортного коридора "Урал промышленный Урал Полярный" и перехода к целенаправленному развитию перспективного макрорегиона. Предлагается возможный алгоритм научно-организационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дмитриева Тамара Евгеньевна, Калинина Альбина Александровна, Лаженцев Виталий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The foundation and conditions of the interregional integration of the Ural-ComI

In article the modern state and expansion potential of economic relations between Republic of Komi and the Ural regions are considered. Macrostructure, resource and innovational preconditions of formation macroregion Komi Ural are designated. Institutional deficiency and transport restrictions are barriers of strengthening of inter-regional interrelations. It is important to expanse borders and contents of the transport corridor project "Ural Industrial Ural Polar" and to transit to purposeful development perspective macroregion. The probable algorithm of scientific-organizational activity is offered.

Текст научной работы на тему «Основания и условия межрегиональной интеграции Коми Урал»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

ОСНОВАНИЯ Н УСЛОВИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ КОМИ - УРАЛ*

Дмитриева Т.Е., Калинина A.A., Лаженцев В.Н.

В статье рассмотрено современное состояние и потенциал расширения транс-портно-экономических связей между Республикой Коми и уральскими регионами. Обозначены макрострукурные, ресурсные и инновационные предпосылки формирования макрорегиона Коми - Урал. Утверждается, что наряду с транспортными ограничениями барьером укрепления межрегиональных взаимосвязей является институциональная неоформленность стратегических направлений развития рассматриваемой территории. Делается вывод о необходимости расширения границ и содержания проекта транспортного коридора "Урал промышленный - Урал Полярный" и перехода к целенаправленному развитию перспективного макрорегиона. Предлагается возможный алгоритм научно-организационной деятельности.

Характер современных межрегиональных связей Коми - Урал

Оценка современного уровня межрегионального товарообмена выявила устойчивую тенденцию роста ввоза уральской продукции в республику (примерно на 1% в год за период с 2000 г. по 2004 г.), а также, начиная с 2003 г., сильную встречную тенденцию вывоза на Урал за счет отправки тиманских бокситов.

В товарной структуре межрегионального товарообмена Республики Коми с регионами Урала доминируют производственные товары, доля которых в объеме вывоза-ввоза превышает 93,6% что, в первую очередь, отражает специализацию республики на добыче топливно-энергетических ресурсов.

Доля Урала в вывозе производственных товаров из Республики Коми была несколько меньше, чем в суммарном обороте вывоза-ввоза, в 2004 г. она достигла 8,5%. На 47% вывоз в регионы Урала обеспечен бокситами. Существенно убывая по стоимости, другими производственно-товарными группами являются уголь, лесопродукция (в основном бумага) и нефтепродукты.

Вклад уральских регионов во ввозе более весом, чем в вывозе и составляет около 16% от всех российских производственных грузов, поступающих в республику. Товарная наполненность производственного ввоза отражает уральскую индустриальную специфику и представлена нефтепродуктами (42%), прокатом (55%) и оборудованием, то есть продуктами с более высокой добавленной стоимостью, чем сырье, что и объясняет более дорогой уральский ввоз.

Основным уральским партнером для Республики Коми является Свердловская область, роль которой характеризуется высокой долей в суммарном товарообороте -почти 43%. По 19 и 17% от вывоза-ввоза имели соответственно Пермская обл. и Башкортостан. На третьем месте - Челябинская и Оренбургская области (12 и 9%). Иерархия партнерства отдельно по вывозу и ввозу при явном лидерстве Свердловской обл. более разнородна. По данным 2004 г. вывоз грузов из Республики Коми в уральские регионы распределялся в следующих долях: в Свердловскую обл.- 53, в Пермскую -

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Программы Президиума РАН № 22.

22, Оренбургскую - 18, Челябинскую - 7, Башкортостан - менее 1%. Ввоз разместился так: из Свердловской обл. поступило 34% всех уральских грузов, Башкортостана - 31, Челябинской - 18, Пермской - 16, Оренбургской - 1%. Очевидно, что во ввозе уральские регионы представлены более равномерно.

Анализ производственно-товарной структуры и сбалансированности позволяет зафиксировать следующие особенности межрегионального обмена между Коми и Уралом:

• уральский сегмент в общероссийском суммарном товарообмене республики является пока не очень большим (11%) и явно не адекватным ее ресурсному потенциалу;

• объем товарообмена имеет тенденцию к росту, однако он обеспечивается, главным образом, за счет опережающего по темпам ввоза из уральских регионов в республику;

• в структуре товарообмена преобладают производственные товары, причем со стороны республики это продукты первого передела, со стороны Урала -продукты переработки, что консервирует тенденцию роста ввоза;

• основным уральским партнером республики с явным преимуществом по объему и структуре товаров является Свердловская обл., что обусловливает необходимость совершенствования транспортной структуры данного товарного потока через южное плечо магистрали "Белкомур";

• устойчивый дисбаланс потребительского товарообмена в определенной мере носит объективный характер и сохранится в будущем;

• отрицательный производственный дисбаланс по нефтепродуктам может быть устранен за счет углубления нефтепереработки и улучшения структуры поставок;

• в целом по уральским регионам, Свердловской и Пермской обл. сбалансированность товарообмена можно считать удовлетворительной;

• тенденция роста отрицательного сальдо за счет роста уральского ввоза может быть до определенной степени компенсирована расширением спектра и увеличением стоимости вывозимых из республики товаров на основе отраслевой и товарной диверсификации промышленности.

Указанные особенности отражают, с одной стороны, существенную разницу в уровне и специализации Республики Коми и уральских регионов, а с другой - устойчивость взаимосвязей и неиспользованные возможности их роста и качественного изменения. В целом они отражают уровень развития межрегиональной интеграции, который зависит от региональной политики государства, инфраструктурной обеспеченности связей, институциональных факторов сотрудничества регионов и др. Потенциал межрегиональной интеграции Коми - Урал может быть раскрыт через анализ общих и специфических оснований развития данного процесса.

Макрорегионы как фактор развития территории

Постперестроечный период выдвинул необходимость консолидации экономического пространства страны. Для сохранения единства и целостности Российского государства важно рассматривать национальную экономику, как многорегиональный механизм, действующий на основе вертикальных (центр - регионы) и горизонтальных (межрегиональных) взаимодействий [1]. Оттого, как будут развиваться межрегиональные связи с учетом интересов взаимодействующих регионов, зависят пропорции экономического развития России в целом.

На современном этапе усиливается макрорегиональный подход к пространственному развитию, который успешно воплощается за рубежом в формировании "Европы регионов". Признаками обращения к нему в России можно считать попытки разработки и реализации крупных программ, например, проектов стратегических документов развития Сибири разных лет, Уральского и Северо-Западного федерального округов. Большой политический и научный интерес вызывает реализация ФЦП "Дальний

*

Восток и Заоайкалье , научное сопровождение которой является важной задачей РАН .

На необходимость "вернуть более широкую картину развития страны и больших экономических районов", использовать макрорайоны как объекты долгосрочного планирования развития, с привязкой к ним сетки федеральных программ указывают исследования ведущих институтов [2] и специальные проработки, подготовленные для ориентации государственных структур. При этом предполагается, что число таких макрорайонов окажется при аккуратном анализе несколько больше числа федеральных окру-

**

гов - порядка 10-12 .

Концептуальное обоснование макрорегиональному подходу дано Председателем комиссии Общественной палаты РФ по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеславом Глазычевым при обсуждении вопросов стратегии регионального развития России [3]. Он, отметил, что в стране усиливается опасная тенденция: вопросы развития территорий решаются в узких рамках административных границ. По его мнению, базовый принцип стратегического развития заключается в разделении двух главных схем - функционирования и развития. Если функционирование административной единицы предполагает деление на субъекты федерации, то развитие возможно только в странах и регионах в географическом понимании этого термина. Кроме того, В. Глазычев уверен, что Россию нужно рассматривать как территорию, пронизанную сетями бизнес-структур. Именно эти сети в значительной степени управляют развитием, а в некоторых случаях даже функционированием на территории. При высокой корпорированности экономического пространства Республики Коми и других регионов с таким утверждением трудно не согласиться.

Зарубежные трактовки макрорегионального подхода рассматривались нами в контексте сетевой модели международной интеграции, предложенной итальянским исследователем Р. Каппеллином [4]. Ориентиры научно-практической деятельности, которые они дают в контексте развития межрегиональной интеграции, не потеряли своей актуальности на данном этапе:

• в геоэкономической перспективе макрорегионы реализуют концепции главной транспортной оси или транспортных бассейнов;

• больше внимания уделяется специализации и кооперации посредством консенсуса по общей стратегии развития между регионами, принадлежащими к одному макрорегиону, перед лицом общих проблем и возможностей;

• роль межрегиональных институтов состоит в сокращении стоимости сделок, в обеспечении технической помощи и организации процесса принятия решений по общим стратегическим программам;

Обсуждение доклада В.И. Ишаева "О развитии Дальнего Востока и восточных районов России" на заседании Президиума РАН 13 марта 2007 г.

Доклад рабочей группы Государственного Совета РФ по вопросам комплексного социально-экономического планирования развития регионов, подготовленный под руководством губернатора Красноярского края А.Г. Хлопонина (2006 г.).

• модель "промышленные районы" (специализация на отдельных отраслях) трнсформируется в модель "территориальные сети", характеризующуюся большей отраслевой диверсификацией и связанностью производственных систем;

• большие промышленные группы формируются согласно стратегии локализации (1оса1-Ьи1;-§1оЬа1), что приводит к большей вовлеченности в долгосрочное развитие регионов, в которых они расположены;

• макрорегионы позволяют перейти от конкурентоспособности за счет фискальных и финансовых субсидий к динамической конкурентоспособности путем более тесной интеграции и сотрудничества в сети между местными и внешними фирмами в производстве, технологии и маркетинге;

• макрорегионы могут решать проблему уменьшения между ними региональных различий и ликвидации кризисных областей внутри них;

• в пределах каждого отдельного макрорегиона обеспечивается регионализация (интернационализация) механизмов перераспределения средств с уменьшением нагрузки на федеральный бюджет.

Таким образом, усиление макроструктурных тенденций форматирования российского экономического пространства и преимущества крупных регионов обусловливают необходимость встроиться в этот процесс в рамках макрорегиона Коми - Урал.

Природно-ресурсная основа интеграции

Важным фактором интеграции Коми - Урал является природно-ресурсная основа обеспечения сложившихся и перспективных межрегиональных связей.

Урал промышленный испытывает устойчивый дефицит рудного и энергетического сырья, связанный с истощением запасов собственных ресурсов. В то же время Республика Коми имеет благоприятные ресурсные предпосылки для освоения именно тех видов сырья и топлива, в которых нуждается промышленность Урала - бокситов, коксующегося и энергетического угля, марганцевых руд, баритов, хромитов, медных руд, редкоземельных металлов.

Общая характеристика на текущий момент степени и перспектив освоения топливного и рудного потенциала Республики Коми для расширения интеграции Коми-Урал по масштабам инвестиций, стадии проработанности, ориентировочным срокам и вероятности реализации инвестиционных предложений приведена в табл. 1.

Влияние реализуемых и перспективных проектов ресурсного освоения оценено при прогнозе структуры межрегионального товарообмена. Хотя, достоверность прогнозной оценки ограничена многими факторами и, в первую очередь, ценовыми и на-турально-вещественными, то есть объемами добычи, переработки и поставок продукции, она ярко отражает возможности и направления развития товарообмена (табл. 2).

Таблица 1

Инвестиционные предложения по освоению ресурсов Республики Коми для расширения интеграции Коми - Урал

У

РЧ

0 «

1

SS

РЧ

а 43

то <\| г о а:

е> ^

то

е -с то

CS §

то

1 о

то я ¡а то

РЧ

о

Содержа 11 и е предл ожений Мощность, Инвестиции, Стадии разработки Реализация предложени й

млн, т млн. долл. Сроки Вероятность

Нефт ь (переработка)

Смешанная - топливный цикл г. Ухта 3,0 147 Реконструкция До 2010 г. Высокая

4,1 187 2015-2020 гг. Средняя

Легкая - топливный цикл г. Усинск М 130 Обоснование инвестиций До 2012 г. Высокая

2,0 290 До 2015 г. Средняя

Тяжелая - масляный цикл г. Ухта -Ярега 0,5 64,5 Обоснование инвестиций 2010 г. Высокая

Уголь

Энергетический Сейдинское месторождение Предпроектные расчеты:

• две шахты 5,5 Нет оценки • Печор! ШИпроект 2020 г. Средняя

• 13 шахт и разрезов 50(оценка) Нет оценки • Гипрошахт За 2020 г. Низкая

Ко ксующийся Ус и не кое месторождение 10(оценка) За 2020 г. Средняя

Бокситы

Добыча: 1-я очередь 2-я очередь 2,8 (2)* 3,6 213 Нет оценки Обоснование инвестиций 2008 г, 2010 г. Высокая

Производство глинозема 1,4 1038 Строительство 2010 г. Высокая

Титановые руды

Добыча: 1 -я оч еред ь 0,6 1 164 Обоснование инвестиций 2010 г. Средняя

2-я очередь 4,0 Г н их корректировка 2015 г. Средняя

Производство диоксида титана 0,05 191 2010 г. Средняя

Марганец (руда)

11арнокское месторождение участки "Магнитный-1 и 2" 0,2 (0,042) Нет оценки Оценка зап асов открытой разработки(2 млн. т) ОАО "Челябинский ЭМК" Средняя

BapiШ1ы (концентрат)

Хо йл и н с кое место рожде н и е Рабочий проект ЗАО "Хойлин- Высокая

• карьерная добыча 0,2 (0,12) 13,4 ГИПРОЦВЕТМЕТ ский ГОК"

• подземная добыча (перспектива) 0,45 Нет оценки Средняя

Хромиты

Хо й л и н с кое м е сто р ож д ен и е Нет оценки Нет оценки П ои с ко в о -о цен оч н ая Н изкая

О

Cs

я о

Сй

а

а: §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

'1 о

Сй §

"ti

то

е о а;

о-я

о »

SJ

я 2 то

а -к s:

se

£

* В скобках дан достигнутый объем добычи.

Таблица 2

Стоимостная структура вывоза продукции из Республики Коми _в регионы Урала, %_

Виды продукции 2005 г. 2015 г. 2020 г.

Уголь, всего В том числе: 0,2 34 50

• коксующийся 13 19

• энергетический 0,2 21 31

Товарный боксит 65 8 6

Глинозем - 45 33

Прочие продукты Двуокись титана, продукты переработки ярегской нефти, марганец, бариты 34,8 13 11

В выполненном прогнозе сделан акцент на реализацию тенденций расширения добычи важнейших элементов ресурсной базы республики (каменного угля, бокситов, марганцевых и баритовых руд) и их переработки (глиноземное и титановое производство). Кроме того, учтено углубление нефтепереработки и формирование новой товарной группы - различных масел на базе использования ярегской нефти. Выбор именно таких позиций для оценки перспективной структуры вывоза республиканской продукции в регионы Урала отражает наметившиеся тенденции ее формирования, в том числе и за счет развития межрегиональных сетей крупных бизнес-структур (вертикально-интегрированных алюминиевых и металлургических компаний).

Информационной натурально-вещественной и ценовой основой прогноза послужили проектные и предпроектные материалы в минимальном варианте добычи и неизменные транспортные тарифы.

Как показывают данные табл. 2, реализация планов строительства производственных объектов угольной, горнодобывающей промышленности, а также проектов использования "масляной схемы" переработки ярегской нефти и актуального масштабного проекта глиноземного производства способны существенно повысить в перспективе товарную эффективность межрегионального товарообмена со стороны Республики Коми в уральские регионы.

Интеграция и инновации - взаимосвязанные стимулы развития макрорегиона

Эффективная интеграция науки, инноваций и экономики региона является главным условием построения современного конкурентоспособного регионального хозяйства. Оттого, какой будет инновационная стратегия Республики Коми, зависит ее долгосрочное развитие и уровень межрегиональных взаимоотношений с Северо-Западом и Уралом. Развитие республики в долгосрочной перспективе должно сопровождаться переходом региональной экономики, ориентированной на экспорт сырьевых ресурсов, к ресурсно-инновационной модели развития, основанной на технологиях и знаниях [5].

Республика Коми в силу естественно-природных и исторических причин выступает в качестве реципиента инноваций. Основываясь на целях и источниках внедрения технологических новшеств, условно можно выделить два типа инноваций: 1) "инновации прорыва", 2) "инновации выравнивания".

Первый тип характерен для конкурентного рынка с множеством независимых экономических агентов, стремящихся за счет краткосрочного и точечного внедрения новшеств извлечь так называемую технологическую (интеллектуальную) ренту. Цель инноваций первого типа - вывод на рынок новой продукции, рост объемов производства, либо (что характерно для ресурсных экономик со стандартизированным продуктом) снижение себестоимости текущего производства. Четко прослеживается функциональная связь: высокий уровень конкуренции создает экономические стимулы для инноваций. Характерная черта - конкурентные преимущества создаются на внутреннем региональном рынке.

Интеграция региональных инновационных систем Республики Коми и Урала в данном направлении наиболее желательна, поскольку реализуется в свободных рыночных нишах, в большей степени на основе партнерства, а не конкуренции и позволяет регионам диверсифицировать свою народнохозяйственную специализацию.

Второй тип инноваций присущ монополизированному рынку, когда материнская компания "выравнивает" технологический уровень своих региональных подразделений до некоторого среднего значения с целью обеспечить эффективность корпорации в целом (на национальном и международном уровне). Поскольку деятельность таких компаний пространственно рассредоточена, инвестиции в новые технологии могут быть более длительными и охватывать больше звеньев производственной цепочки. Характерная черта - конкурентные преимущества создаются за пределами регионального рынка.

Представляется, что горнорудный сектор республики, а также при определенных условиях угольная промышленность в силу реальной организации бизнеса представляют объекты внедрения именно инноваций выравнивания. Их успешное продвижение по всем этапам инновационного цикла - от научной идеи через опытные образцы к серийному выпуску на производстве - способно обеспечить развитие и технологическое обновление определенных отраслей экономики Республики Коми и регионов Уральского федерального округа.

Поскольку печорский уголь может стать основным продуктом (по объему перевозки) межрегиональной интеграции Коми - Урал, остановимся подробнее на рассмотрении инновационных факторов развития угольной промышленности Республики Коми, внедрение которых будет влиять на эффективность интеграции.

Внедрение инновационных технологий в ОАО "Воркутауголь" уже дало положительные результаты. Разработан и осуществляется комплекс мероприятий по повышению эффективности угледобычи, в основе которого лежит реконструкция четырех шахт Воркутского месторождения, имеющих общие границы шахтных полей. Внедрение новой технологии практически объединяет все шахты в "месторождение-лава" с единой транспортной системой - общим шахтным конвейерным наклонным стволом протяженностью 3 км и выдачей горной массы для обогащения на ЦОФ "Печорская". В дальнейшем к этой системе будет подключена законсервированная шахта № 33 "Вор-кутинская" с вовлечением ее запасов в отработку.

Реконструкция шахт Воркутского месторождения позволит сократить сервисную инфраструктуру на поверхности и за счет выборочной отработки запасов и концентрации горных работ значительно увеличить нагрузку на очистные забои с разделением пластов по условиям залегания в пределах шахтных полей. Предполагается разрабатывать запасы только с благоприятными условиями залегания. Инженерно-техническими службами ОАО "Воркутауголь" совместно со специалистами фирмы "ДБТ" выполнена проработка вариантов технико-технологических решений отработки

защитных пластов "Четвертый" и "Пятый" с помощью струговых установок со среднесуточными нагрузками на лаву соответственно 5000 и 3000 т/сутки и создания условий эффективной отработки более производительных пластов "Тройной" и "Мощный" [6].

Инновационная реконструкция шахт ОАО "Воркутауголь", которая отражает политику материнской компании "Северсталь" в обеспечении своей конкурентоспособности, уже дала серьезные результаты. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, средняя цена производства печорского угля значительно снизилась и составила в 2005 г. 609 руб./т, что существенно меньше аналогичной цены на кузнецкий коксующийся уголь - 800 руб./т.

Таким образом, опыт инновационной деятельности в добыче углей северного бассейна является успешным и открывает перспективы его дальнейшего освоения. Следует отметить, что в Печорском бассейне пока не задействованы самые перспективные месторождения - Воргашорское, Усинское и Сейдинское, освоение которых на инновационной технологической основе с использованием благоприятных экономических механизмов, например, гарантирования инвестиций, может стать вполне конкурентоспособным.

Печорский аргумент угольной генерации на Урале

Деятельность министерств и ведомств по уточнению Энергетической стратегии России на период до 2020 г., работа над генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020 г., слияние энергоактивов "Газпрома" и СУЭК, корректировка инвестиционной программы РАО ЕЭС до 2011 г. и разработка программы его же технической политики до 2030 г. - все эти мероприятия тесно связаны с "выравниванием" топливного баланса России в пользу угля.

Сложные вопросы сравнительной стоимости строительства и производства электроэнергии на угольных и газовых станциях, технологии и экологической безопасности угольной генерации обсуждаются в масштабах страны и отдельных регионов, в том числе и на Урале [7, 8].

Другой стороной дискуссии о путях развития угольной генерации являются оценки однобокого развития российской газовой отрасли, когда рост добычи углеводородов не сопровождается адекватным ростом переработки. По данным Института мировой экономики и международных отношений РАН, 24 ГПЗ России перерабатывают лишь 7% российского газа. Для сравнения: в США эта цифра достигает 88% (472 из добытых в 2005 г. 538 млрд.м3). В факелах на российских месторождениях нефти сгорает 2/3 попутного нефтяного газа. Непереработанный газ - это недополученная добавочная стоимость. По оценке ИК "Брокеркредитсервис", если на первом этапе переработки углеводородов в нефтехимии она составляет 300 долл. на метрическую тонну, на втором - уже 800 - 1100 долл. Согласно прогнозу ведущих российских аналитиков, мировая нефтехимическая индустрия будет расти в среднем на 8% до 2010 г. [9]. Очевидно, что высвобождение топливного газа при замене его углем для переработки может дать существенный экономический эффект и в итоговых оценках сыграть в его пользу.

Вторая угольная волна ожидается на рубеже первого и второго десятилетий. С 2011 г. темпы ввода энергетических мощностей на угле по прогнозам РАО ЕЭС вырастут примерно в 8 раз и будут опираться на новые технологии сжигания угля.

По мнению энергетиков Урала, от перехода на уголь никуда не деться и чтобы

устоять на рынке, надо заниматься модернизацией оборудования и долгосрочными

*

контрактами на поставки угля . Из всех энергосистем, входящих в ОЭС Урала, только электростанции Тюменской энергосистемы обеспечены топливными ресурсами (природным и попутным газом). Электростанции Свердловской и Челябинской областей не имеют собственной топливной базы, работают на природном газе и экибастузском угле, об увеличении добычи которого уже ведутся переговоры.

Основными факторами вовлечения печорских углей в энергетику Урала являются инновационный, транспортный, организационно-экономический, инвестиционный.

Условия самого перспективного месторождения энергетического угля Печорского бассейна - Сейдинского - позволяют построить предприятия по схеме "шахта-лава" мощностью до 4 - 5 и более млн. т угля в год [10]. Сейдинское месторождение близко расположено к магистральной железной дороге Воркута - Москва, а также к Усинскому и Воргашорскому месторождениям, уже подготовленным для промышленного освоения. Сейдинские угли по качественным характеристикам лучше интинских. В центральной части Сейдинского месторождения сосредоточено 2 млрд. т запасов только по мощным (5 - 7 м) пластам [11]. Освоение части запасов возможно открытДжшодпбгаеки к эксплуатации Сейдинского месторождения необходимо проведение геологоразведочных работ для оценки запасов по категориям A+B+Ci, и выполнение ТЭО новых шахт. Новые шахты должны рассчитываться на 1 - 2 очистных забоя со среднесуточной нагрузкой на лаву 6-7 тыс. т, что позволит сократить эксплуатационные затраты по сравнению с традиционными шахтами в 2 - 3 раза, удельные капитальные вложения до 25 - 30 долл./т, численность рабочих по добыче - в два раза при производительности труда 250 - 300 т/мес. [12].

Таким образом, инновационная технологическая схема добычи существенно повышает шансы Печорского бассейна как перспективного источника энергетических углей на Урал.

Потребность в печорском энергетическом угле Уральского региона оценена в работах Института экономики УрО РАН и ИСЭиЭПС Коми НЦ УрО РАН на уровне 2015 - 2020 гг. в объеме до 10 млн. т в год [13, 4]. Причем он может быть обеспечен только за счет освоения углей Сейдинского месторождения.

В силу транспортно-географического положения приоритетной зоной обеспечения печорским углями на Урале является район г. Перми, где расположена крупнейшая ГРЭС, представляющая потенциальный объект угольной генерации. Исходя из равной конкурентоспособности сейдинских и кузнецких углей в этом районе, предельная цена, рассчитанная с использованием данных ИНЭИ РАН (г. Москва) составит в динамике 19-24 руб./т (табл. 3).

Улучшение конкурентных позиций печорского угля на Урале непосредственно зависит от строительства южного плеча железной дороги "Белкомур" (Архангельск -Сыктывкар - Кудымкар - Пермь). Более короткий выход на Урал сократит угольный маршрут на 500 км и снизит транспортные затраты.

Таблица 3

"На Урале уголь начнет покорять рынок генерации, как только газ окажется дороже его на 20%. По прогнозам, случится это года через два. Тогда разговоры о необходимости развития угольной генерации отпадут сами по себе", - уверен генеральный директор Территориальной генерирующей компании № 10 Андрей Шишкин [8].

Предельные цены на сейдинский уголь в районе добычи, долл./т

Показатель 2005 г. 2010 г. 2020 г.

Кузнецкий уголь, цена: • добычи • транспорта Кузбасс-Пермь • кузнецкого угля в районе Перми 17-18 12,54 29,54-30,54 18-19,5 12,54 30,54-32,04 20-22,5 12,54 32,54-35,04

Сейдинский уголь, цена: • транспорта до Перми • добычи - 11,26 19,28-20,78 11,26 21,28-23,78

Организационный фактор уральской угольной генерации за счет печорского угля состоит в использовании эффекта консолидации активов угольщиков и энергетиков. Представляется, что он может быть аналогичным слиянию "Газпрома" и СУЭКа в отношении возможности "считать общую экономику". Речь идет о реализации модели при заключении прямого долгосрочного контракта "энергетический монопотребитель -топливный монопоставщик".

Механизм гарантирования инвестиций при угольной генерации предполагает помощь государства при реализации проектов без прямого экономического эффекта. При вложении частных инвестиций в строительство (реконструкцию) угольных станций государство по контракту гарантирует, что вся выработанная электроэнергия будет куплена по фиксированной цене. О прибыльности и рентабельности речь не идет, но акционерам этот механизм позволит вернуть вложенные деньги. Кроме прямых инвестиций через акционерный капитал, возможно и совместное инвестирование с партнерами, заинтересованными в реализации угля и приобретении электроэнергии.

Безусловно, что участие печорских углей не только в уральской, но и республиканской энергетике будет зависеть от результативности разрабатываемой программы стимулирования инвестиций в создание мощностей атомной, гидро- и угольной генераций. Меры должны касаться налогового стимулирования строительства электростанций, обеспечения гарантированной возможности присоединения новой генерации к сетям, использования механизма гарантирования инвестиций для развития угольной генерации, предоставления госгарантий для привлечения заемного финансирования, упрощения разрешительных процедур, а также софинансирования бюджетом НИОКР в целях создания и внедрения новых технологий в электроэнергетике.

Транспортная обеспеченность развития макрорегиона Коми - Урал

Современная ограниченность транспортной обеспеченности межрегиональных связей республики с Уралом очевидна. Она усугубляется неудовлетворительным техническим состоянием единственной железнодорожной магистрали Котлас - Киров -Пермь, требующей реконструкции на ряде участков для увеличения пропускной способности; неоправданно большая протяженность железнодорожной магистрали из Республики Коми на Урал через Котлас, что приводит к удорожанию продукции для уральских потребителей.

Новые прямые выходы на Урал связаны с реализацией наиболее продвинутого и официально поддерживаемого проекта железной дороги "Белкомур" и автомобильной дороги Сыктывкар - Кудымкар - Пермь. Эти дороги будут способствовать улучшению глубинного положения республики как региона-экспортера нефти и нефтепродуктов,

межрегиональных поставок печорского угля, бокситов, глинозема и продукции лесной промышленности.

Однако в геоэкономической перспективе макрорегион Коми - Урал способен реализовать концепцию транспортного бассейна. Его контуры просматриваются в ряде продекларированных или разрабатываемых мегапроектов. Среди них газотранспортная система "Ямал - Европа" (140 млрд.м3 к 2020 г.), нефтетранспортная система "Сургут -Индига" (мощность участка Республика Коми - Индига (12 млн. т к 2015 г.); транспортный коридор "Лабытнанги - Полуночное" ("Урал промышленный - Урал Полярный"); транспортный коридор "Белкомур". В этом же бассейне при определенных условиях могут получить развитие заполярный выход на Урал через Лабытнанги на Салехард и, так называемый, северный ход через Троицко-Печорск на ст. Бокситы, перспективы которого рассматривались ранее [14].

Реализация указанных мегапроектов завершит формирование транспортного каркаса макрорегиона Коми - Урал и создаст реальные условия его развития. При этом на территории республики просматривается два ареала-источника товарных межрегиональных потоков (рис. 1). Северный ареал генерирует в межрегиональный обмен уголь коксующийся и энергетический (сейдинский), хромиты, медь, бариты, марганец, кварц и др. с заполярным выходом на железную дорогу по восточному склону. Вклад южного ареала, ориентированного на "Белкомур", составляют бокситы, глинозем, продукция дерево-, нефте- и газопереработки.

Оценка влияния транспортных мегапроектов, включая и боксито-глиноземный комплекс, на экономическое развитие Республики Коми через инфраструктурное обустройство территории, рост уровня занятости населения, интегрированное в рост ВРП, показала, что оно может быть существенным (рис.2).

В то же время для Урала реализация этих проектов создаст повышенный спрос на поставки труб, компрессоров, энергетических газотурбинных установок и другого машиностроительного оборудования, производство которого должно стать мощным толчком в развитии инновационных технологий.

Институциональная обеспеченность

Важным фактором расширения и развития межрегиональных связей Коми -Урал является их институциональная обеспеченность. Следует отметить, что влияние институциональных барьеров в данном случает прямо оценить трудно, поскольку требуется измерить упущенную выгоду оттсутствия макрорегиона и слабой связанности его потенциальных элементов. Поэтому, идя от противного, обозначим позиции, связанные с институциональным обеспечением формирования макрорегиона Коми -Урал. К таким позициям, по нашему мнению, можно отнести концептуальную, организационную и реализационную.

Концептуальная позиция заключается в расширении границ и содержания развития транспортного коридора Лабытнанги - Полуночное до адекватных границ макрорегиона "Урал Промышленный - Урал Полярный". Обоснованию включения в него Республики Коми и была посвящена вся предыдущая часть статьи.

I Л1ДО

и КГЦ

лрхакт&гьее

- . |» Есатерплур

• Пескъ

Уел о вн ые обоз начен и я:

1 - Ж/д «БЕПКОМУР Ареалы межрегиональной интеграции

2 - ГТС «Ям ал-Европа» А - Южный

3 - Ж/д «Л а б ытчанм-Полуночное» Б - Северный

4 - НТС «Сургут-Индага»

Рис. 1 Аргалы межрегиональной интеграции

Организационная позиция предполагает постановку научных исследований по указанному проекту в соответствии с принципами деятел ьностного

программирования, включющими:

• следование определенной методологической схеме проектирования развития объекта;

• уточнение проблемного фокуса развития макрорегиона;

• проектную структуру с последующей проблематизацией и детализацией разработки конкретных проектов;

• привлечением к разработке основных заинтересованных сторон;

• формированием рабочей группы;

• выбор коммуникационной площадки (в данном случае ее роль может выполнить Институт экономики Уро РАН).

Рис. 2. Прогноз роста валового регионального продукта Республики Коми по сценариям развития (% к 2005 г.)

Представляется, что одной из форм разработки стратегических направлений развития Урала промышленного - Урала Полярного, могла быть НИР, выполняемая как интеграционный проект нескольких академических институтов.

Реализационная позиция отражает совокупность механизмов, способных обеспечить выполнение стратегических задач.

Обеспечение интеграции между местными и внешними фирмами в производстве, технологии и маркетинге требует создания условий снижения трансакционных издержек: содействие в поиске партнеров ("производитель-потребитель"); поддержка в разработке необходимой проектно-сметной документации, соответствующей международным стандартам; вывод на инновационные технологии; ускорение заключения контрактов. Представляется, что в налаживании подобных организационно-финансовых взаимоотношений конструктивную роль могут сыграть не только государственные органы соответствующих регионов, но и межрегиональные ассоциации, инициирующие необходимые научно-практические разработки и юридические процедуры.

В связи с этим очень полезным является опыт, наработанный в рамках деятельности трехстороннего Договора и сотрудничества трех субъектов, инициировавших разработку проекта транспортного коридора по восточному склону (ХМАО, ЯНАО,

Тюменской области), в части совместного финансирования разработок, регионализации нормативной базы (регулирование тарифов и т.д.) и др.

Мы убеждены, что работа по транспортному коридору Лабытнанги - Полуночное может стать хорошей стартовой площадкой для развертывания следующего этапа исследовательской и проектной деятельности по развитию крупного макрорегиона в центре России, имеющего общие интересы и цели, реализация которых будет способствовать укреплению экономически объединенных регионов и страны в целом.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М.: ОАО "Экономика", 1999. 793 с.

2. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / Под редакцией академика А.Г. Гранберга. М.: Наука, 2004. 720 с.

3. Территориальное планирование: системы расселения, размещение производительных сил как механизм регионального развития. Круглый стол в рамках Всероссийской конференции "Стратегия регионального развития России" в Государственном на-учно-исследовательском учреждении "Совет по изучению производительных сил" 18 января 2007 г. // www.allmedia.ru.

4. Проблемные регионы ресурсного типа: экономическая интеграция Европейского Северо-Востока, Урала и Сибири / Под ред. Алексеева В.В., Бандмана М.К., Кулешова В В. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002. 356 с.

5. Север: наука и перспективы инновационного развития Республики Коми // Отв. ред. В.Н. Лаженцев. Сыктывкар, 2006. 400 с. (Научный совет РАН по вопросам регионального развития; Коми научный центр УрО РАН).

6. Логинов А.К. К 70-летию промышленного освоения Печорского угольного бассейна // Уголь. 2004. № 8. С. 43 - 49.

7. Приватизация энергобаланса страны / Рубанов П., Сиваков Д., Виньков А. // Эксперт № 7(548) от 19 февраля.

8. Колбина Л. Нас накрывает. Вторая угольная волна катит по Уралу // Эксперт Урал № 8(271) от 26 февраля 2007.

9. Дорохов Ю. Слишком много простоты // Эксперт № 3 - 4 (267) от 29 января

2007.

10. Состояние и перспективы развития угольной промышленности // ТЭК. 2001. №3. С. 26-28.

11. Герасимов H.H., Деревянко И.В., Шипунов А.П. Состояние ресурсной базы и перспективы дальнейшего освоения угольных месторождений Печорского бассейна // Народное хозяйство Республики Коми. Материалы 3-ей межрегиональной науч.-практ. конф: "Освоение минеральных ресурсов Севера: проблемы и решения". Воркута-Сыктывкар-Ухта, 2005, Т. 14. № 1. С. 151 - 156.

12. Рыбкин В.К., Аркуша М.Е. Воспроизводство угледобывающих мощностей как необходимое условие конкурентоспособности ОАО "Воркутауголь" // Уголь. 2002. № 8. С. 38 -42.

13. Оценка возможностей использования углей Печорского бассейна на Урале / В.П. Пахомов, Е.М. Козаков, В.Н. Беляев и др. // Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 1998. 68 с.

14. Проблемные регионы ресурсного типа: программы. Проекты и транспортные коридоры / Под ред. М.К. Бандмана и В.Ю. Малова. Новосибирск: ИЭиОПП, 2000. 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.