УДК343.2 ОЛЕГ ЮРЬЕВИЧ ФИЛИППОВ,
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел ФГКОУ ВО «Омская академия МВД России»;
АНДРЕЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ СЕНОГНОЕВ,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел ФГКОУ ВО «Омская академия МВД России»
ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ И ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
Анализируются положения Федерального закона «О полиции» и Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», закрепляющие основания применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции и войск национальной гвардии, вызывающие проблемы правоприменения в силу своей новизны. В целях унификации положений законодательства, закрепляющих порядок и основания применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции и личным составом Росгвардии, предлагается внести изменения в Федеральный закон «О полиции» и Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
Ключевые слова: сотрудник полиции, сотрудники войск национальной гвардии, огнестрельное оружие, основания и порядок применения оружия, законодательство о применении оружия сотрудниками правоохранительных органов.
O. Y. Filippov, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of Internal Affairs Bodies, Federal State Public Institution of Higher Education «Omsk Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»; e-mail: [email protected], tel.: 8 (3812) 75-11-13 (ext.: 224);
A. V. Senognoev, Candidate of Juridical Sciences, Senior lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of Internal Affairs Bodies, Federal State Public Institution of Higher Education «Omsk Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»; e-mail: [email protected], tel.: 8 (3812) 75-11-13 (ext.: 222).
Bases and order of use of weapons of police officers and troops of National Guard
The article analyzes the provisions of the Federal Law «On Police» and the Federal Law «On the Forces of the National Guard of the Russian Federation», which establish the grounds for the use of firearms by police and national guard troops, which cause problems of law enforcement because of their novelty. It is proposed to amend the Federal Law «On Police» and the Federal Law «On the Forces of the National Guard of the Russian Federation» in order to unify the provisions of the legislation that establish the procedure and grounds for the use of firearms by police officers and personnel of Rosgvardia.
Key words: police officers, members of the national guard troops, firearms, the grounds and procedure for the use of weapons, legislation on the use of weapons by law enforcement officials.
Анализ состояния преступности в современной России свидетельствует о наличии явных тенденций ее роста, агрессивности и жестокости криминального общества. На фоне его современной оснащенности проблема готовности сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия в оперативно-служебной деятельности становится особенно актуальной.
Огнестрельное оружие представляет собой одно из эффективных средств борьбы с преступ-
ностью, позволяющее в значительной степени обеспечить защиту прав личности, интересов общества и государства. Значение его применения особенно возрастает в нынешних условиях увеличения корыстно-насильственных преступлений, совершаемых с использованием огнестрельного оружия, роста противодействий правоохранительным органам. Вместе с тем, поскольку огнестрельное оружие по своим конструктивным свойствам обладает большой поражающей си-
лои, его применение на практике вызывает определенные трудности и может причинить вред не только здоровью и имущественным интересам задерживаемого лица, но и его жизни.
Ученые неоднократно упоминали в своих работах о проблемах правового и организационного характера, с которыми сотрудникам полиции приходится сталкиваться в ситуациях, связанных с необходимостью применения огнестрельного оружия [1-4; 8]. Принятый в 2011 г. Федеральный закон «О полиции» [7], являясь «правопреемником» Закона Российской Федерации «О милиции» [6], оставил проверенные временем, основанные на международных нормах положения, закрепляющие порядок и основания применения полицией огнестрельного оружия, при этом отдельные положения Закона можно было назвать новеллами правотворчества.
3 марта 2016 г. с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [5] появился новый правоохранительный орган исполнительной власти - Федеральная служба войск национальной гвардии (далее - Ро-сгвардия), на который возлагаются задачи, анализ которых позволяет увидеть определенное сходство с основными направлениями деятельности полиции МВД России. Отличия заключаются лишь в формулировках, поскольку содержание ст. 2 и 12 Федерального закона «О полиции» не только охватывают, но и в значительной степени превосходят задачи, стоящие перед Росгвардией.
В связи с этим возникли вопросы, связанные с объемом полномочий, обязанностей полиции МВД России и подразделений Росгвардии и соответственно предоставленных прав и возможностей. Росгвардии, так же как и полиции, для выполнения своих обязанностей предоставлено право применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. И если в основаниях применения физической силы и специальных средств принципиальных отличий нет, то в рамках применения огнестрельного оружия такие различия имеются.
Федеральный закон «О полиции» дает исчерпывающий перечень оснований для применения огнестрельного оружия и, сравнивая его с положениями ст. 21 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», можно сделать вывод о том, что Росгвардия имеет более широкий спектр полномочий в применении оружия. Рассматривая применение огнестрельного оружия на поражение в отношении человека, ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О полиции» говорит о следующих основаниях:
для защиты другого лица либо себя от пося-
гательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции; для освобождения заложников; для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
Кроме того, полиции предоставлено право в соответствии с ч. 3 Федерального закона «О полиции» применять огнестрельное оружие в отношении транспортных средств, опасных животных, запирающих устройств и конструкций, а также для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги и вызова помощи.
В то же время Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» закрепляет следующие основания для применения оружия личным составом Росгвардии:
для защиты граждан, военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления;
для пресечения попытки завладеть оружием, боевой, специальной и иной техникой, собственными объектами войск национальной гвардии;
для освобождения заложников, пресечения террористических и иных преступных посягательств;
для задержания лиц, застигнутых при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающихся скрыться либо оказывающих вооруженное сопротивление;
для пресечения попыток лиц незаконно проникнуть на территории (акватории) (покинуть территории (акватории) охраняемых войсками национальной гвардии объектов, а также постов и других мест несения войсками национальной гвардии боевой службы, если невозможно пресечь эти попытки иным способом).
Первичный сравнительно-правовой анализ данных норм показывает, что в отличие от Федерального закона «О полиции», где все случаи, когда сотрудник полиции вправе прибегнуть к огнестрельному оружию, разделены на две группы в зависимости от того, на какой объект они направлены (ч. 1 и 3 ст. 23 Закона), Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» закрепляет общий перечень оснований для применения оружия безотносительно к объектам такого применения.
Детально анализируя основания применения огнестрельного оружия, можно увидеть следующее: п. 1 ч. 1 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» содержит основания, схожие с перечисленными в п. 1 ч. 1 Федерального закона «О полиции». Отличие содержится в том, что для применения оружия военнослужащими Росгвардии нет обязательного условия наличия посягательства с насилием, опасным для жизни и здоровья, как предусмотрено для применяющих оружие сотрудников полиции, что существенно расширяет возможности применения оружия. Можно сделать вывод о том, что сотрудники (военнослужащие) Росгвардии могут применять огнестрельное оружие для защиты от любого нападения, руководствуясь лишь оценочным принципом соразмерности и минимизации причиняемого правонарушителю вреда.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» должностные лица Росгвардии имеют право применять оружие для пресечения попытки завладеть оружием, боевой, специальной и иной техникой, собственными объектами войск национальной гвардии, что в целом соответствует положению п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О полиции», за исключением того, что Росгвардия получила право применять огнестрельное оружие для обороны собственных объектов войск национальной гвардии.
Пункт 3 ч. 1 ст. 21 ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» дает право применять огнестрельное оружие для освобождения заложников, пресечения террористических и иных преступных посягательств, причем формулировка «иных преступных посягательств» формально позволяет рассматривать возможность применения огнестрельного оружия во всех случаях, когда в действиях правонарушителя усматриваются признаки уголовно наказуемого деяния любой степени тяжести. И это положение существенно, но, по нашему мнению, необоснованно расширяет возможности применения огнестрельного оружия, сковывая их лишь ранее упоминавшимся принципом соразмерности и минимизации причиняемого правонарушителю вреда.
Пункт 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» практически полностью соответствует пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О полиции». Хотя на себя обращает внимание тот факт, что Росгвардия избавлена от ограничений, предусмотренных для полиции. В данном случае нет необходимости изыскивать «иные средства задержать лицо», имеет значение только факт застигнуть лицо при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться либо оказывающего вооруженное сопротивление.
Отметим тот факт, что Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» особое внимание уделяет собственным объектам Росгвардии, а также объектам, находящимся под их охраной, позволяя применять огнестрельное оружие в случаях проникновения на такие объекты. И здесь можно увидеть еще одну степень защищенности Росгвардии по сравнению с полицией, которой не дано отдельное право на защиту собственных объектов, а лишь на защиту здания, помещения, сооружения и иных объектов государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан.
При рассмотрении ограничений и запретов в рамках применения огнестрельного оружия полномочия полиции видятся более ограниченными.
Полиция не имеет права применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивле-
ния, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.
Исходя из положений Закона сотрудники (военнослужащие) Росгвардии не имеют права применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни или здоровью граждан или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии. В данном случае обращает на себя внимание тот факт, что Росгвардия имеет расширенные полномочия. Во-первых, полиция не имеет права применять оружие в отношении женщин, тогда как Росгвардии запрещено производить выстрел на поражение в отношении женщин с видимыми признаками беременности. Во-вторых, Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» фактически разрешает применять огнестрельное оружие в отношении несовершеннолетних, запрещая его применение лишь в отношении малолетних. В-третьих, нет ограничений по определению возраста, как для полиции: «когда их возраст очевиден или известен». Здесь определение возраста отдается на усмотрение военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии.
Отдельного внимания заслуживает формулировка «группового или иного нападения, угрожающего жизни или здоровью граждан или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии», которая позволяет довольно широко трактовать возможность применения огнестрельного оружия. Причем необходимо отметить, что основным критерием является именно угроза жизни и здоровью граждан или сотрудника национальной гвардии. Сам же характер угрозы не конкретизирован, что позволяет представить себе возможность угрозы причинения любого вреда, вплоть до побоев. А примененная формулировка «иное нападение» позволяет рассматривать любое нападение, в том числе и единоличное.
Примечательно, что законодатель, формулируя в Федеральном законе «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» запреты на применение огнестрельного оружия, частично использовал вполне оправданные предложения, отраженные в проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О полиции", и отдельные законодательные акты Российской Федерации» за № 828616-6, внесенном
1 июля 2015 г. в Государственную Думу Российской Федерации, который до настоящего времени, к сожалению, так и не был принят.
Принимая во внимание изложенное, можно сделать вывод, что сотрудникам (военнослужащим) Росгвардии предоставлены более широкие, но не всегда обоснованные полномочия в применении оружия, хотя поставленные перед ними задачи равны, а в некоторых случаях являются гораздо более узкими по сравнению с задачами полиции.
Соблюдение четко закрепленных порядка и оснований применения рассматриваемой меры принуждения, законодательных запретов и ограничений на ее применение является неукоснительным условием, обеспечивающим соблюдение законности, с одной стороны, эффективную защиту охраняемых интересов - с другой. В данном случае, по нашему мнению, имеет место бессистемный характер правового регулирования оснований и применения мер принуждения вооруженными правоохранительными органами, влекущих существенные негативные последствия для граждан, вплоть до причинения смерти, что вряд ли способствует эффективной их защите.
Считаем необходимым внести соответствующие изменения как в Федеральный закон «О полиции», так и в Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», сформулировав единый подход к требованиям, связанным с правомерным применением огнестрельного оружия сотрудниками двух правоохранительных структур, обладающих схожими задачами и функциями по обеспечению общественной безопасности. При этом для более эффективного выполнения обязанностей сотрудниками полиции, находящимися в условиях применения огнестрельного оружия, необходимо воспользоваться отдельными, обоснованными новеллами Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». Внесение в законодательство названных изменений, по нашему мнению, поможет созданию неукоснительных условий, обеспечивающих соблюдение законности и эффективную защиту охраняемых интересов, с одной стороны, большую защищенность сотрудников полиции и Росгвардии - с другой, что позволит им решать на более высоком качественном уровне поставленные перед ними задачи.
Список использованной литературы
1. Антипов, В. Г. Применение милицией физической силы, специальных средств и ог-
нестрельного оружия [Текст] : учеб. пособие / В. Г. Антипов. - Домодедово, 2008.
2. Каплунов, А. И. Правовые основы применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел [Текст] : учеб. пособие / А. И. Каплунов, С. Ф. Милюков, Н. И. Уткин. - 2-е изд., перераб. - М., 2004.
3. Милюков, С. Силовое противодействие преступному поведению: анализ модернизации нормативной базы [Текст] / С. Милюков, А. Нику-ленко // Уголовное право. - 2012. - № 6.
4. Новичков, В. Е. Применение уголовно-правовых норм, поощряющих или обязывающих граждан оказывать помощь правоохранительным органам (по материалам органов внутренних дел) [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Новичков Валерий Евгеньевич. - М., 1991.
5. О войсках национальной гвардии Российской Федерации [Текст] : [Федер. закон от 3 марта 2016 г. № 226-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 27 (Ч. I), ст. 4159.
6. О милиции [Текст] : [Закон Рос. Федерации от 18 апр. 1991 г. № 1026-1] // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 16, ст. 503. (Утратил силу с 1 марта 2011 г. в связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ).
7. О полиции [Текст] : [Федер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 7, ст. 900.
8. Цуканов, Н. Н. О соотношении норм закона «О полиции» и УК РФ в регулировании права сотрудника полиции применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие [Текст] / Н. Н. Цуканов // Административное право и процесс. - 2012. - № 3.
References
1. Antipov V. G. Primenenie militsiej fizicheskoj sily, spetsial'nykh sredstv i ognestrel'nogo oruzhiya: ucheb. posobie (The use of physical force, special means and firearms by the police: training manual), Domodedovo, 2008.
2. Kaplunov A. I., Milyukov S. F., Utkin N. I. Pravovye osnovy primeneniya i ispol'zovaniya ognestrel'nogo oruzhiya sotrudnikami organov vnu-trennikh del: ucheb. posobie. 2-e izd., pererab. (Legal basis for the use and use of firearms by law enforcement officers: a training manual), Moscow, 2004.
3. Milyukov S., Nikulenko А. Ugolovnoe pravo (Criminal law), 2012, No. 6.
4. Novichkov V. E. Primenenie ugolovno-pravo-vykh norm, pooshhryayushhikh ili obyazyvayushhikh grazhdan okazyvat' pomoshh' pravookhranitel'nym or-ganam (po materialam organov vnutrennikh del): dis. ... kand. yurid. nauk : 12.00.08 (Application of criminal law to encourage or oblige citizens to assist law enforcement agencies (based on materials of the internal affairs bodies): candidate's thesis), Moscow, 1991.
5. Code of laws of the Russian Federation, 2016, No. 27 (part I), article 4159.
6. Vedomosti SND and AF RSFSR, 1991, No. 16, Article 503 (Expired, March 1, 2011 in connection with the adoption of the Federal Law, February 7, 2011 No. 3-FZ).
7. Code of laws of the Russian Federation, 2011, No. 7, article 900.
8. Tsukanov N. N. Аdministrativnoe pravo i protsess (Administrative law and process), 2012, No. 3.