УДК 338.2
основания и направления политики экономического роста в России
Трошин Дмитрий Владимирович, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник Центра проблем экономической безопасности и стратегического планирования Института экономической политики и проблем экономической безопасности, Финансовый университет, Москва, Россия giopup2@yandex.ru
Важнейшее значение для национальной безопасности России имеет обеспечение экономического роста, которое целесообразно рассматривать как развитие возможностей экономики для удовлетворения национальных интересов. Цель работы - с учетом анализа основных моментов экономической политики и использованием информационного и системного подходов предложить основные пути экономического развития. Обоснована необходимость ориентации экономики на внутренний рынок с учетом импортозамещения, комплексного решения задач наполнения внутреннего потребительского рынка и инновационного развития. Предложена мобилизационно-предпринимательская модель, предполагающая концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, активную роль государства в качестве экономического агента, проведение кредитно-финансовой политики, позволяющей направлять финансовые ресурсы в производственные циклы, протекционистскую политику, развитие стратегического управления. В качестве одного из важнейших инструментов предложено организовать инновационную деятельность на основе государственного инновационного проекта, позволяющего учесть особенности отношения к труду в России.
ключевые слова: экономический рост; экономическое развитие; финансовые ресурсы; производственный цикл; импортозамещение; мобилизационно-предпринимательская модель; инновационное развитие.
The Grounds for and Areas
of the Economic Growth Policy in Russia
Troshin Dmitry V., PhD (Engineering), leading researcher the Center for Economic Security and Strategic Planning of the Institute of Economic Policy and Economic Security Problems, Financial University, Moscow, Russia giopup2@yandex.ru
Ensuring the economic growth regarded as the development of capabilities of the economy to create a material basis for satisfying national interests is a matter of paramount importance for Russia's national security. The purpose of the work was to propose key directions of economic development based on the analysis of the main aspects of the economic policy and the use of information and system approaches. The need to orient the economy on the domestic market taking into account import substitution, comprehensive solution of the task of filling the domestic consumer market and innovative development is justified. A mobilization-entrepreneurial model is proposed that assumes concentration of resources in priority areas; the active role of the state as an economic agent; implementation of a credit and financial policy that allows financial resources to be channeled into production cycles; protectionist policy and development of strategic management. One of the most important tools might be organization of innovative activities on the basis of a state innovation project that allows taking into account the specifics of the work ethic in Russia.
Keywords: economic growth; economic development; financial resources; production cycle; import substitution; mobilization-entrepreneurial model; innovative development.
Экономический рост как важнейший приоритет государственной политики
Экономическая мощь страны является материальным базисом осуществления ее внутренней и внешней политики. В условиях экономического отставания России от мировых лидеров и неблагоприятной геополитической ситуации экономический рост рассматривается как важнейший приоритет государственной политики.
Решению этой проблемы посвящены многие научные работы. Основные идеи и предложения группируются вокруг двух принципиально разных позиций:
1) «либеральное» направление, соответствующее в основном рекомендациям Вашингтонского консенсуса1;
2) направление, предполагающее усиление управляющей роли государства на основе реализации целевого подхода, стратегического планирования, проведения жесткой кредитно-финансовой и протекционистской политики.
Различие взглядов и подходов к данной проблеме исчерпывающе демонстрируется в [1, 2].
В настоящей статье экономический рост рассматривается с позиции обеспечения существования и развития нации как субъекта в составе мирового сообщества, участника настоящего и будущего бытия, имеющего свои интересы, с использованием информационной теории представления основных экономических отношений [3] и системного подхода.
сущность экономического роста
В соответствии с витальным подходом к исследованию социальных систем, в данном случае нации, национальная экономика должна быть устойчивой и способной расширенно воспроизводить материальный базис для обеспечения безопасного существования и развития нации через удовлетворение национальных интересов. В этой связи экономический рост нельзя отождествлять с увеличением объема ВВП. Важен не столько рост сам по себе, сколько его
1 Вашингтонский консенсус (англ. Washington Consensus) — тип макроэкономической политики, который в конце XX в. был рекомендован руководством МВФ и Всемирного банка к применению в странах, испытывающих финансовый и экономический кризис.
качественное содержание, источники, направления в части структуры народного хозяйства и предложения продукции. Опыт российской экономики последних 10 лет показывает, что относительно успешный рост ВВП за счет благоприятной мировой ситуации на рынках энергоносителей не обеспечил устойчивости экономики даже в среднесрочной перспективе.
Главный смысл экономического роста заключается в развитии (разворачивании возможностей, в том числе скрытых до поры) экономики, выражающемся в увеличении ее способности решать задачи, выдвигаемые обществом, в сколь угодно отдаленной перспективе. Определяя содержание и результат экономического роста, необходимо учитывать, что политика обеспечения населения товарами широкого потребления, в том числе удовлетворяющими неразумные, навязанные рекламой псевдопотребности неовещизма, не сбалансированного с возможностями природной среды, в ущерб производству общественного блага, развитию науки и искусства, неминуемо приведет экономику к кризису в среднесрочной перспективе.
Исходя из выбранной парадигмы развития в сложившихся реалиях посредством экономического роста необходимо:
1) гарантировать независимость экономики от импортных поставок по важнейшим товарным группам, чтобы при любых условиях внешнеэкономической конъюнктуры и санкций со стороны зарубежных стран и организаций можно было обеспечить действенность научно-технических, производственно-технологических и материально-тыловых элементов сдерживания агрессивных намерений в отношении России, включая воспроизводство и необходимое развитие средств обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, в том числе поставки продукции для потребления домашними хозяйствами (продукции ширпотреба), а также избежать дефицит, который способен вызвать нарушение функционирования биологической основы жизненных функций человека, способное стать причиной массового социального недовольства и протеста населения.
Целесообразность развития внутреннего производства, несмотря на глобализацию мировых процессов, отмечается рядом отечественных и зарубежных экономистов [4];
2) обеспечить возможность потребления товаров и услуг за счет внутреннего производства и рациональной внешней торговли в объеме, отвечающем социальным стандартам комфортной жизнедеятельности человека, при достаточном и допустимом потреблении окружающей среды;
3) обеспечить паритет в международных экономических отношениях в части, касающейся расширенного воспроизводства наукоемкой продукции, создания передовых технологий, развития материального базиса естествознания, гуманитарных и прикладных наук, а также освоения новых пространств бытия человека.
содержание политики экономического роста
Основная задача политики экономического роста заключается в создании организационно-институциональных, правовых и информационно-психологических условий в обществе с целью мобилизации людских и финансовых ресурсов для достижения целей экономического роста.
Можно выделить следующие направления экономического роста, на которых целесообразно сосредоточивать основные усилия:
1) развитие товарного производства, в том числе взамен импорта, для внутреннего потребления домашними хозяйствами. В условиях открытости экономики за счет внешнеэкономического обмена товарная масса, предлагаемая внутренними производителями, может дополняться и оптимизироваться по структуре за счет «конвертации» экспортируемой продукции, не потребляемой (не предоставляемой на внутренний рынок), в импортные товары;
2) производство среднесложной продукции, в том числе товаров импортозамещения, для обеспечения производственных циклов экономики и основных непроизводственных сфер;
3) производство сложной наукоемкой продукции и технологий. При этом особая роль традиционно отводится отечественному оборонно-промышленному комплексу и системному развитию конверсионной деятельности, включая создание технологий двойного назначения.
В сложившихся условиях бесперспективно рассчитывать на развитие экономики за счет экспорта. Во-первых, основные ниши на внешних рынках заняты. Во-вторых, этому в значительной степени препятствуют США, вероятно, стремящиеся максимально расчистить европейские и азиатско-тихоокеанские рынки для сбыта своей продукции, включая углеводороды, и тем самым ликвидировать нависший над ними финансовый долговой кризис, угрожающий мировой экономике девальвацией доллара.
Сегодня целесообразно ориентировать экономику на наращивание товарного производства для внутреннего спроса, попутно решая одну из задач обеспечения экономической безопасности — достижение независимости от импорта. Это вовсе не означает отказ от эффективной экспортной политики. Речь идет в данном случае об особенностях модели экономического развития. Развитие экономики с упором на экспорт ориентируется на внешние потребности для увеличения поступлений зарубежной валюты и, как следствие, финансовых ресурсов для импорта. Модель экономического развития, не ориентированная на экспорт, предполагает удовлетворение внутренних потребностей. При этом развитие технологий и создание линеек новой конкурентоспособной продукции для внутреннего рынка неизбежно повысят экспортный потенциал страны. Однако в этом случае он будет являться не необходимым условием существования — фактором зависимости, а сопутствующим положительным результатом — фактором дополнительных возможностей и степени свободы и влияния в мире.
Основой стратегического развития служит третье из указанных выше направлений, однако первые два даже на существующей научно-технической и технологической базе позволяют относительно быстро (в течение 3-5 лет) ликвидировать зависимость внутреннего рынка от импортных поставок, а также сформировать запрос и ресурсы для инновационного прорыва, в том
числе на глобальном уровне. При этом движение по всем направлениям должно осуществляться одновременно по мере возникновения новых возможностей и согласовано с использованием экстенсивных и интенсивных способов накопления прибавочной стоимости в виде товаров и непосреднических услуг. Экстенсивный рост может реализовываться за счет задействования незагруженных в среднем на 35-50% производственных мощностей промышленности [5] и привлечения как внутренней, так и иностранной рабочей силы. Однако этот потенциал ограничен. Экстенсивные меры развития как меры оперативного реагирования, направленные на реализацию имеющихся возможностей, должны осуществляться в системной взаимосвязи с программой интенсивного развития, которое в перспективе пяти лет должно стать доминирующим. Интенсивный путь реализуется, по сути, за счет повышения прибавочной стоимости в сфере воспроизводства в результате вложенных в технологии производства и новую продукцию новых знаний, освоения наукоемких и уникальных ниш в международных цепочках жизненных циклов создания добавленной стоимости.
Для осуществления расширенного воспроизводства производственные циклы должны быть обеспечены необходимыми ресурсами, иметь возможность сбыта продукции по ценам, обеспечивающим ее рентабельность. Ключевая задача управления экономикой с системотехнической точки зрения заключается в обеспечении бесперебойного, согласованного функционирования и развития производственных циклов, эффективного перераспределения ресурсов (с учетом политики реформирования их состава), в том числе через перераспределение между ними результатов общественного труда.
После скачкообразного перехода России от социализма к капитализму на рубеже 1980-1990-х гг. экономика оказалась во власти мировой рыночной стихии. Предприятия лишились оборотных средств, инфляция затормозила все производственные процессы и обернулась стагфляцией, многие секторы промышленности не выдержали конкуренции и практически исчезли. Возникшие капиталы потекли в соответствии с рыночным механизмом в благоприятные налоговые зоны (офшоры), на финансовые и валютные рынки за
пределами юрисдикции России, а на российском рынке стал преобладать импортный товар. Созданные совместные и транснациональные предприятия перенесли в основном центры прибыли за пределы территориальной юрисдикции России.
Сегодня государство проводит экономическую политику реструктуризации, импортоза-мещения, эклектично совмещая либеральный и административный подходы к управлению. Причем оно применяет преимущественно административно-монетарные и отчасти институциональные методы управления, не учитывая особенности мотивации предпринимателей, создателей новшеств, чиновников всех уровней. Механизм стратегического управления и индикативного планирования, а также система научно-прикладного прогнозирования в увязке со стратегическим планированием до настоящего времени не созданы. Государственно-частное партнерство не обременено формированием институтов согласования интересов общества и компаний и сводится к предоставлению финансовых ресурсов, гарантий отдельным проектам. Финансовая поддержка предприятиям, занимающимся импортозамещением, от Фонда развития промышленности значительно меньше заявленной потребности, доступ к ресурсам проектного финансирования и другим инвестиционным ресурсам ограничен. Конкурсные процедуры усложнены и коррумпированы; законодательная база несовершенна и нет надежных гарантий ее стабильности [6, с. 27]. Предприятия по-прежнему испытывают финансовый голод из-за малой доступности кредитных ресурсов.
Несмотря на серьезность проблем теневой экономики и недобросовестного использования офшоров, принимаемые меры носят фрагментарный, поверхностный и непоследовательный характер [7, 8].
Государственные компании не уступают частным в использовании офшоров в ущерб национальным экономическим интересам.
Некоторые специалисты не без оснований утверждают, что удешевление кредитных денег не даст должных результатов, поскольку в предпринимательском секторе не хватает проработанных инвестиционных и инновационных проектов. По результатам исследований, проведенных под эгидой Российской венчурной компании
в 2013 г., более половины респондентов — инновационных менеджеров — отмечают в числе препятствий на пути развития инновационной экономики нехватку умений и навыков для разработки и внедрения инноваций, немногим менее половины респондентов называют позицию топ-менеджеров и собственников. Результаты этого опроса являются следствием приоритетов проводившейся ранее политики, когда недостаточно учитываются культурные и социальные факторы развития национальной инновационной системы [9]. Позиция лиц, принимающих управленческие решения, имеет принципиальное значение, поскольку без их воли инновационные проекты невозможны. В кадровом ресурсе топ-менеджмента кроются резервы, необходимые для реконфигурации всех остальных ресурсов. В российской экономике сегодня преобладают агенты-консерваторы и агенты-потребители (в смысле модели экономического поведения по отношению к активам). Это является одной из основных причин «пробуксовки» формирования инновационной экономики и роста в целом.
Мобилизационно-предпринимательская модель экономического роста
Представляется, что для достижения устойчивости экономики необходимо обеспечить в течение ближайших двух лет;
• эффективное функционирование производственных циклов, которые будут локомотивами экономических процессов;
• расширение масштабов и модернизацию производства; развертывание массового производства результатов интеллектуальной деятельности на уже созданной и развиваемой институциональной базе [9];
• поиск рыночных ниш, а также массированное наступление на теневой сектор экономики.
Это можно сделать на основе мобилизацион-но-предпринимательской модели стратегического управления. Данная модель требует детальной разработки форм, методов и механизмов применения в различных секторах и ситуациях, однако в целом ее смысл заключается в следующем. Наравне с сочетанием факторов заинтересованности и принуждения и сохранением следования принципам свободы участия в общественном
труде, законности, справедливой оплаты за труд, непристрастного отношения ко всем резидентам, соблюдения традиций делового оборота и национальных интересов в отношениях с нерезидентами, а также поддержки в рациональных пределах конкуренции, мобилизации ресурсов на необходимых направлениях экономической деятельности, государство жестко контролирует их использование и добивается намеченных и формализованных в индикаторах целей с применением системы материального и нематериального стимулирования и наказания, строгость которого адекватна упущениям и нарушениям. Концентрация ресурсов осуществляется в объеме, достаточном для возникновения синергетиче-ских эффектов и их творческого использования субъектами экономической деятельности, личные и корпоративные интересы которых согласовываются с национальными интересами. Рыночный механизм регулирования экономических отношений ограничивается или отменяется в случае, если он препятствует достижению намеченных целей по развитию производственных циклов, структурной перестройке, способствует утечке капиталов и других ресурсов и, наоборот, экспансии импорта в ущерб национальным интересам.
Мобилизационно-предпринимательская модель позволяет активизировать факторы экономического роста, а именно:
• инвестиции и кредиты для производственной сферы;
• спрос за счет роста заработной платы на фоне увеличения оборотных средств и ограничений розничных цен на продукцию ширпотреба;
• концентрацию ресурсов на плодотворных направлениях;
• потенциал творчества трудовых ресурсов;
• амортизационные фонды и прибыль;
• легализованные, возвращенные и несбе-жавшие капиталы.
Мобилизационно-предпринимательская модель включает: 1) запрет на свободный экспорт капитала без специального разрешения Правительства РФ. Поэтому должен быть разработан механизм предотвращения несанкционированного вывода резидентами за рубеж финансовых ресурсов, полученных
в результате продажи производственных активов, а также институт и механизм общественного контроля, в том числе со стороны ТПП России;
2) предписание всем российским резидентам перерегистрировать свои дочерние офшорные компании в России или ликвидировать их;
3) пресечение использования резидентами бизнес-схем, позволяющих с участием нерезидентов сокращать налогооблагаемую базу экспорта;
4) нормативное определение минимальной доли чистой прибыли, которая в зависимости от сектора экономики подлежит возврату на развитие производства. Освобождение от налогообложения доли прибыли, израсходованной на развитие в наиболее приоритетных секторах национальной экономики;
5) анализ эффективности использования налоговых льгот и отмену неэффективных льгот. Исключение из налогооблагаемой базы субсидий;
6) активное участие государства в качестве субъекта экономической деятельности (производства, посредничества) на условиях рынка в секторах экономики, требующих развития или регулирования рыночных параметров. После выполнения конкретной задачи созданное для этого государственное (с участие государства) предприятие может быть приватизировано или ликвидировано. Созданная интеллектуальная собственность или ноу-хау могут по льготным ценам или с использованием различных инструментов сотрудничества и общественных обязательств передаваться частным предприятиям;
7) принятие ряда мер регулирования кредитной деятельности банковской системы, обеспечивающих предоставление доступных кредитов предприятиям производственной сферы, включая:
• нормативное регулирование доли привлеченного капитала банка, предоставляемой предприятиям под авансирование производственных циклов и развитие производства;
• ограничение сальдо процентной ставки по кредитным ресурсам, предоставляемым кредитной организацией предприятиям для целей производства и развития, и ставки рефинансирования Центрального банка. Максимально допустимое значение сальдо должно быть привязано к средней рентабельности производства в соответствующем секторе экономики [5];
• ограничение ставки рефинансирования;
• внедрение механизма долгосрочных кредитных линий поэтапного финансирования инновационной деятельности и развития производства с обязательным предоставлением заемщиком качественного бизнес-плана развития, подтверждения выполнения плана целевого освоения кредита и соблюдением дисциплины его возврата;
• создание некоммерческих государственных структур для кредитования, административной и консалтинговой поддержки инновационных проектов с минимальными процентными ставками, позволяющими покрыть затраты на содержание подобных структур, исходя из затрат, сложившихся в среднем по сфере кредитных организаций;
• в условиях сокращения бюджетных поступлений формирование ограниченного государственного бюджетного дефицита в целях финансирования инвестиций и расширенного госзаказа;
• регулирование обязательных банковских резервов в зависимости от участия банка в деятельности по кредитованию производства, в том числе приоритетных секторов.
Подобные меры, наряду с перекрытием каналов неограниченного экспорта капитала, позволят перенаправить деятельность сферы финансового посредничества в интересах поддержания и развития производства;
8) определение устойчивого курса рубля в соответствии с паритетом покупательной способности. Для снижения риска валютных спекуляций на финансовом рынке необходимо нормативно снизить открытые валютные позиции и требования по рублевым резервам, а также ввести на-
лог Тобина на совершение сделок покупки и продажи иностранной валюты;
9) введение нормативного требования концентрировать амортизационные отчисления в амортизационных фондах предприятия по статьям, соответствующим видам амортизируемых активов. Эти средства могут быть использованы исключительно для восполнения активов соответствующего вида либо для создания или приобретения прав на интеллектуальную собственность. Средства, вырученные от продажи активов, в объеме неамортизированной части их балансовой стоимости должны поступать в амортизационный фонд;
10) принятие комплекса мер по сокращению теневой экономики;
11) создание института, механизмов и конкретных «площадок» для согласования интересов государства, муниципалитетов, компаний и предпринимателей, включая систему мотивации и санкций при решении конкретных задач структурных преобразований в экономике, развитии и передислокации региональных и муниципальных производительных сил, реализации программ развития (в том числе перепрофилирования) производства;
12) нормативное ограничение торговой наценки, не считая затрат на транспортировку и логистику, для конечного потребителя товаров уровнем 30% от отпускной цены производителя или экспортера-нерезидента;
13) повышение эффективности функционирования государственных компаний и естественных монополий, в том числе за счет перехода к моделям долгосрочного тарифообразования, устранения экономически неубедительных аффилированных структур.
В рамках рассматриваемой модели эффективным инструментом реализации инновационного
пути развития мог бы служить государственный инновационный метапроект, отражающий общественные потребности, осознанные элитой общества и полномочными государственными органами [9]. Реализация такого проекта позволила бы использовать культурные особенности труда, свойственные российским экономическим агентам: импульсность, приобщение к общему делу, следование за лидером [10]. Например, в оборонно-промышленном комплексе, работающем в значительной степени по государственным заказам и под государственным контролем, успешно реализуются линейно-функциональный подход и директивное управление.
Сегодня в рамках инновационной политики значительные средства государства распыляются по разным каналам и зачастую осваиваются без цели выхода на рынок.
Выполняя метапроект, государство может выступать в качестве активного участника научно-технического прогресса и рынка в двух основных ипостасях: как источник воли, определяющий и поддерживающий то, что полезно, как непосредственный заказчик общественных благ и как предприниматель, владеющий производственными и другими активами, которыми распоряжается по своему усмотрению.
Конкретная его разработка — предмет междисциплинарных, межведомственных исследований ученых, инженеров и конструкторов во всех отраслях науки и техники.
Быводы
В настоящей статье рассмотрены в основном экономические инструменты обеспечения экономического роста. Однако эту проблему важно рассматривать в более широком контексте культурной традиции общественных отношений и ценностей, решительной борьбы с коррупцией. Ведущую роль в этом процессе может сыграть только политическая и технократическая элиты общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. О мерах по преодоление кризисных процессов в экономике России. М.: Государственная Дума, 2015. 320 с.
2. Фаляхов. Р. Восемь заблуждений Кудрина. Газета.ги. 15.08.2016. URL: https://www.gazeta.ru/ business/2016/08/15/10129241.shtml (дата обращения: 12.10.2016).
3. Демин А. И. Информационная теория экономики: Макромодель. Изд. 3-е. М.: КомКнига, 2010. 352 с.
4. Успенский В. А., Юданов А. Ю. Национальная самодостаточность: актуальны ли еще предложения Дж. М. Кейнса? // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 4. С. 34-39.
5. Исходные положения для разработки проекта основных направлений денежно-кредитной политики исходя из целей роста и модернизации экономики. URL: http://www.glazev.ru/econom_ polit/497/ (дата обращения: 07.10.2016).
6. Френкель А. А., Тихомиров Б. И. Проблемы формирования государственной социально-экономической политики // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 4. С. 21-31.
7. Прокофьев И. В., Каратаев С. В., Трошин Н. Н., Шаровая Е. А. Деофшоризация национальной экономики: международный опыт и российские инициативы // Проблемы национальной стратегии. 2014. № 3 (24). С. 184-217.
8. Счетная палата предлагает усилить уголовную ответственность за незаконный вывод капиталов за рубеж. 30 августа 2016 г. URL: http://www.ach.gov.ru/activities/control/27976/ (дата обращения: 11.10.2016).
9. Инновации в высокотехнологичных отраслях промышленности: методическая и организационно-институциональная поддержка. М.: Когито-Центр, 2016. 247 с.
10. Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия. 2008. М.: Изд-во «Дело» АНХ. 568 с.
REFERENCES
1. On measures for overcoming the crisis processes in the Russian economy [O merah po preodolenie krizisnyh processov v jekonomike Rossii]. Moscow, Publishing Of The State Duma, 2015, 320 p.
2. Falyakhov R. Eight misconceptions Kudrin. Gazetasi [Vosem' zabluzhdenij Kudrina]. Gazeta.ru. 15.08.2016. Available at: https://www.gazeta.ru/business/2016/08/15/10129241.shtml (accessed: 12.10.2016).
3. Demin A. I. Information theory of economy: a macro model [Informacionnaja teorija jekonomiki: Makromodel']. Moscow, Komkniga, 2010, 352 p.
4. Uspensky V. A., Yudanov A. Yu. National self-sufficiency: any more relevant suggestions John.M. Keynes? [Nacional'naja samodostatochnost': aktual'ny li eshhe predlozhenija Dzh.M. Kejnsa?]. Ekonomika. Nalogi. Pravo — Economics. Taxes. Law, 2016, No. 4, pp. 34-39.
5. The starting position for the development of the draft main directions of monetary policy based on the goals of growth and modernization of the economy [Ishodnye polozhenija dlja razrabotki proekta osnovnyh napravlenij denezhno-kreditnoj politiki ishodja iz celej rosta i modernizacii jekonomiki]. Available at: URL: http://www.glazev.ru/econom_polit/497/ (accessed: 07.10.2016).
6. Frenkel A. A., Tikhomirov B. I. Problems of formation of state social and economic policy [Problemy formirovanija gosudarstvennoj social'no-jekonomicheskoj politiki]. Ekonomika. Nalogi. Pravo — Economics. Taxes. Law, 2016, No. 4, pp. 21-31.
7. Prokofiev I. V., Karataev, S.V., Troshin N. N., Ball E. A. Deoffshorization of the national economy: international experience and Russian initiatives [Deofshorizacija nacional'noj jekonomiki: mezhdunarodnyj opyt i rossijskie iniciativy]. Problemy nacional'noj strategii — Problems of national strategy, 2014, No. 3 (24), pp. 184-217.
8. The chamber proposes to strengthen criminal liability for illegal withdrawal of capital abroad [Schetnaja palata predlagaet usilit' ugolovnuju otvetstvennost' za nezakonnyj vyvod kapitalov za rubezh]. 30 Aug 2016. Available at: URL: http://www.ach.gov.ru/activities/control/27976 (accessed: 11.10.2016).
9. Innovation in high-technology industries: a methodological and organizational-institutional support [Innovacii v vysokotehnologichnyh otrasljah promyshlennosti: metodicheskaja i organizacionno-institucional'naja podderzhka]. Moscow, Kogito-Centr — Kogito-Center, 2016, 247 p.
10. Klejner G. B. Enterprise strategy [Strategija predprijatija]. Moscow, Delo — Business, 568 p.