Р.А. ЛУКЬЯНОВА кандидат философских наук, преподаватель БГПУим. М. Акмуллы*
Основания духовности бытия
«Духовность - это способность человека понимать других людей и проникаться к ним сочувствием. Духовность - это главное условие нравственного возрождения людей. Позитивная духовность связана с ориентацией человека на высшие общечеловеческие ценности: любовь, доброту, сострадание, милосердие..., укоренение их в своей повседневной жизни. Одним словом - это Человечность, стремление делать другим то, чего ты желаешь себе. Сущность духовности -мудрость человека»'.
В «Толковом словаре» Даля духовность определена как имеющая отношение к духу, а дух квалифицируется как бестелесное существо, бестелесный житель недоступного нам духовного мира.
Слово «дух» - это русский перевод встречающихся в античной философии и в Библии понятий «pneuma» и «spiritus» (лат.), означающих «дуновение», «дыхание».
Советский энциклопедический словарь содержит следующее определение: «Философское понятие дух означает невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Для материализма дух - вторичное, производное, «высший цвет» материи. В идеалистических учениях дух - первоначало мира, выступает как понятие (панлогизм), субстанция (пантеизм), личность (теизм, персонализм). В рационализме определяющей стороной духа считается мышление, сознание, в иррационализме - внемыслительные аспекты
Лукьянова Рушания Абдурахмановна, e-mail: rusha-09@mail.ru
1 Философский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vslovare.ru/slovo/filosofskiij-slovar/duhovnost 15.02.14.
(воля, чувство, воображение, интуиция). В древнегреческой философии: пневма, нус, логос»2.
Первые представления о духовности формируются в первобытную эпоху с господством идеи одухотворенного мира. Представления о духовности в античный период рассматривают человека в единении с природой и со всем миром. В эпоху Средневековья взгляд человека устремлен к божественному духу. Мыслители Ренессанса пытаются объединить духовность с рациональностью, где разум человека провозглашает власть над духом, но, пройдя недолгий путь, осознает абсурдность своего существования. С этого времени начинается новый поиск оснований духа и смысла бытия.
С.Н. Булгаков писал: «в духовном обиходе современного человечества давно уже что-то неладно, что назревает какой-то кризис»3.
В работе «Философские начала целостного знания» В.С. Соловьёв определяет дух как субъект воли и носителя блага. Духовность же, по мнению философа, есть стыд, милосердие, благоговение перед добром. Ее смысл он видит в любви, которую рассматривает как спасение в человеке человеческого «через жертву эгоизма».
Писатель-философ Ф.М. Достоевский к основаниям духовности человеческого бытия относил веру в Бога.
У П.А. Флоренского совершенствование духа происходит в единении энергии самого человека с волей Бога.
С.Л. Франк верил во всемогущество и безграничные способности человека, доказывая, что личность является носителем духовного опыта. Бог, по Франку, заключён в самом человеке, Бог с нами и в нас самих, но он и вне нас, он есть духовный Абсолют, придающий миру внутренний смысл и ценность. Согласно Франку, именно духовная
2 Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. Прохоров. - 3-е изд. М: Сов. Энциклопедия, 1984, с. 417.
3 Булгаков С.Н. Два града: исследования о природе общественных идеалов / Сергей Николаевич Булгаков; вступ. статья Ю.Н. Давыдова, сост. и комментарии В.В. Сапова. М.: Астрель, 2008, с. 544.
реальность конструирует личность. К ее основаниям можно отнести «соучастие в бытии за пределами самого себя» (трансцендирование). Пытаясь раскрыть тайну души, философ указывает на то, что по своему существу душа есть не сознание, а жизнь, переживание, поток, который постоянно несётся вперёд и никогда не обращается вспять.
Н.А. Бердяев рассматривает человека как единство телесного, душевного и духовного, относя начало духовного существования на момент выхода его из порядка природы и вступления в порядок свободы, в царство смысла, при переходе из порядка раздора и вражды в порядок любви и соединения. Дух есть божественное начало в человеке. Дух - это истина, красота, добро, смысл и свобода. При этом дух принадлежит личности и раскрывается в ней, а «душа принадлежит природе, её реальность есть реальность природного порядка, она не менее природна, чем тело». Н.А. Бердяев считал, что есть два начала мира - природа и дух, но источник у них единый - первичный хаос. Дух -это воплощение жизни, свободы и творчества, а природа - это порождение зла и человеческой греховности в результате отпадения от Бога. Первичный хаос, как абсолютная свобода, порождает и бога, который затем творит мир. У философа никакое принуждение не способно помочь духовному совершенствованию человека, который может силой своего разума постичь Вселенную, ибо состоит из таких же элементов, и своими творческими усилиями и интеллектуальной интуицией может раскрыть её смысл и своё назначение - очеловечить природу, вернув ей душу, слиться с Абсолютом.
Человек, живя в материальном мире, лишён свободы и духовности. Но он должен найти в себе силы выйти за пределы исторического времени в царство божье. Духовность, по Бердяеву, - это поиск истины и смысла жизни, который ведёт к обретению свободы. Истина и смысл -это «поворот к духу и обращение к духовности». Духовное начало в человеке имеет трансцендентное основание. Дух - это надприродная
реальность: он есть свобода и свободная энергия. В работах «Дух и реальность» и «Основы богочеловеческой духовности» Н.А. Бердяев пишет о духовности, которая «принимает характер крайнего монизма, или характер крайнего дуализма. Это одинаково может принимать характер обоготворения человека и мира (открытый пантеизм) или признания человека и мира раздавленным грехом, лишенным всякой свободы и творческой силы (скрытый пантеизм). Противоположна же этому духовность, основанная на встрече человека и Бога, на богочеловечности, в которой соединение сохраняет различение, через которую возможно обожение (теозис) человека без исчезновения человеческой природы в природе божественной. Обожение предполагает различие Бога и человека, диалогическое и драматическое отношение между человеком и Богом. Обожение невозможно, если человек изначально божественен и часть Божества, и оно невозможно, если человек лишь грех и ничто, если абсолютная бездна отделяет человека и Бога. Монизм, тождество исключает любовь, как исключает и свободу. Человек не тождественен с космосом и не тождественен с Богом, но человек есть микрокосм и микротеос. Человеческая личность может вмещать в себя универсальное содержание»4. Философ рассуждает о духовной двуединой жизни, которая есть встреча, диалог, взаимодействие, активность одного и другого, называя ее человечной. Н.А. Бердяев подчеркивает, что в глубине духа не только рождается Бог в человеке, но и человек в Боге, не только говорит Бог, но и отвечает человек. «Есть тоска человека по Богу, но есть тоска Бога по человеку, нужда Бога в человеке»5.
А.И. Ильин писал о духовности человека, которая не совпадает с сознанием, не исчерпывается мыслью, не ограничивается сферою слов и высказываний. Духовность, по его словам, глубже всего этого,
4 Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности» // В кн.: Философия свободного духа. М. 1994, с. 437.
5 Там же, с. 440.
могущественнее, богаче, значительнее и священнее. «Духовность человека состоит прежде всего в уверенности, что в пределах его собственной души есть лучшее и худшее, на самом деле лучшее; такое, качество и достоинство которого не зависит от человеческого произвола; такое, которое надлежит признать и перед которым подобает преклониться. К этому лучшему и высшему надо прислушиваться, сосредоточенно испытывать его, вникать в него, предаваться ему. И по мере того, как человек осуществляет это, он убеждается в том, что, это высшее и лучшее совсем не исчерпывается его личными пределами, но является в нем самом как бы излучением и энергией действительно Высшего и Совершенного Начала, которому он и предстоит на протяжении всей своей жизни. Приобщаясь этому Началу, духовный человек не может не радоваться Ему, не может не возжелать Его и не полюбить Его. И очень скоро он удостоверяется в том, что это радование естественно и целительно, что это желание драгоценно и жизненно необходимо, что эта любовь открывает ему настоящий доступ к жизненному свету, к истинной свободе, к подлинному бытию и личному духовному достоинству»6. Понятию «дух» И.А. Ильин даёт образную трактовку, подчеркивая, что: «в каждом из нас есть две силы, обычно противостоящие друг другу: сила инстинкта и сила духа. Инстинкт, взятый сам по себе и не обузданный духом, - есть волк в человеке: он хищен, коварен и жесток. Но он хитрее и изворотливее волка. Человек голого инстинкта не ведает ни веры, ни совести, ни жалости, ни чести; он посмеивается над честностью, презирает доброту, не верит ни в какие принципы. Для него всё хорошо, что ему выгодно... Бездуховному инстинкту противостоит дух в человеке, начало сердца, радушной воли и ... совести»7.
Ильин И. Наши задачи Том II .[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://modernlib.ru/books/ilin_ivan_aleksandrovich/nashi_zadachitom_ii/read/ 21.06.14.
7 Материал для журналистов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://textfighter.org/raznoe/History/Article/ni_sovesti_instinkta_cheloveke.php 22.06.14.
«Дух, - рассуждает И.А. Ильин, - есть живая энергия: ему свойственно не спрашивать о своем умении, а осуществлять его; не ссылаться на «давление» влечений и обстоятельств, а превозмогать их живым действием. А человек призван быть на земле именно Духом - не просто живым существом, наподобие животных и насекомых, и не только одушевленным созданием, удачно соображающим и желающим для себя всякой пользы, капризно и разнообразно чувствующим и нестесненно фантазирующим. Все эти душевные способности даются ему, но не для злоупотребления ими, а для благого и ответственного служения. Дух человека подобен не воде, бесформенно растекающейся и безвольно плещущейся в своем ложе. Он не подобен и песку, пассивно лежащему, пока лежится, и пассивно осыпающемуся, «сползающему», когда потянет вниз. Дух человека есть личная энергия и притом разумная энергия; разумная - не в смысле «сознания» или «рассудочного мышления», а в смысле предметного созерцания, зрячего выбора и действия в силу духовно-достаточного основания»8.
Проблема духовности рассматривается новейшими философскими и социально-философскими теориями как проблема выхода человека за рамки узко эмпирического бытия, «жизнетворчества», несогласованности функционального развития человека с духовным, реализации «сущностных сил человека».
А.Ф. Лосев интерпретирует духовность как совокупность и сосредоточие всех функций сознания.
У Рубинштейна рефлексивный и духовный уровни бытия индивида сливаются, и всякое мысленное преобразование себя осуществляется путём переведения внешних влияний во внутренние, в которых формируется личность в её высших проявлениях. Концепция крупного отечественного психолога С.Л. Рубинштейна основана на понимании
Ильин И. Наши задачи Том II .[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://modernlib.ru/books/ilin_ivan_aleksandrovich/nashi_zadachitom_ii/read/ 21.06.14
мира как чётко организованной иерархии разных уровней существования универсума. Многоуровневое бытие и человек - это аналогичный многоуровневый микрокосм. С появлением рефлексии возникает осмысленность жизни.
Большое значение ценностным ориентациям личности как проявлениям её духовности и творческой реализации придаёт марксизм. Но здесь личность обретает духовность не в результате приобщения к Богу или высшему космическому порядку, а в процессе усвоения ценностей культуры человеческого общества: материя, природа, бытие, физическое есть первичное, а дух, сознание, ощущение, психическое -вторичное. С этим процессом классики марксизма связывают представление о свободе человека: происходит приближение человека к своей универсальной, всесторонней сущности, то есть её высвобождение.
Л.С. Выготский о духовном восхождении индивида рассуждает как об акте свободы. Педагог обращает внимание на становление духа, в процессе которого без внутренних напряжений собственных сил и воли не происходит развития личности.
Г.С. Батищев в своих взглядах подчеркивал уникальность человека, его внутренний субъективный мир, его способность к самоопределению и самосовершенствованию. Рассуждая о природе человека, он в большей степени определяет ее как биосоциодуховное явление.
М.К. Мамардашвили развивает идею возникновения в сознании человека функциональных органов, которые способны индуцировать духовное поле личности, осуществляя ее выход в трансцендентное. Особый взгляд в исследовании оснований духовности содержит учение В. Налимова. Он уверен, что смысл бытия человеку неизвестен, но имеются две его реальности - физический и семантический миры, объединённые единым полем или «семантическим вакуумом»,
«семантической вселенной», в котором осуществляются функции духовного формообразования.
Итак, краткий анализ исследований оснований духовности в истории философской мысли позволяет сделать вывод о существовании основных подходов: космологический, теологический, аксиологический, когнитивный и функционалистский.
Сторонники космологического подхода трактуют духовность как одухотворяющее начало мироздания, как некий универсальный космический принцип, наделяющий человека внеземными силами. В частности представления о многомерности универсума нашли свое отражение в концепции Рерихов о мироздании. «Дух лишь совершенен, когда осознает Космос»9. Философ отмечает, что предыдущий исторический цикл характеризовался совершенствованием интеллектуальных способностей человека, в то время как наступающий исторический период на первый план выдвигает развитие духовных качеств личности. Дух, скрытый в материи, должен постепенно пробудиться к жизни и сознанию. При этом понятие «духовность» отражает космическую эволюцию человека, где важнейшим условием является процесс совершенствования («расширения») сознания, под которым понимается интегральный показатель развития духовных, интеллектуальных, нравственных способностей и качеств человека.
Таким образом, космологические идеи представляют собой своеобразную интерпретацию оснований духовности, сущность которой определяет универсальное начало бытия, в котором мир человека представляет синтез духа и материи с опорой на науку.
Представители теологического подхода стремятся отыскать духовные основания человека в его приобщении к универсальной сущности в лице некой божественной личности.
9 РерихН.К. Семь Великих Тайн Космоса: сочинения / Николай Рерих. М.: Эксмо, 2011, с. 116.
Тео-космологический подход исследований оснований духа, в котором формируется позиция рефлексии и оценки высших духовных проявлений человека, характеризует взгляды многих российских философов ХХ века. Среди них интересно отметить концепцию преобразования человеком природного смертного мира в бессмертный и божественный Николаем Фёдоровым.
Аксиологический подход раскрывает высшие начала в человеке.
Когнитивный подход в исследовании оснований духовности рассматривает её как разумность, используя для этого, прежде всего, этимологию слова («духовность» - ум).
Попытки выделить творчество как связующее звено разных аспектов изучения оснований духовности сделал Э. Фромм. Он доказал, что способность человека творить, изменяя мир и самого себя, по своей природе экзистенциональна и в основе своей духовна. Бытие человека являет собой путь самосовершенствования личности, или представляет духовную деградацию, разрушая и деморализуя личность.
Функционалистский подход в анализе оснований духовности исследует психическую или социально-культурную функции.
Автор монографии «Деструкция духовной гармонии» Е.В. Хазиева отмечает: «Наука, достигнув огромных успехов в постижении тайн природы, однако, чрезвычайно медленно передвигается в глубь тайн духовного бытия... В исследованиях души человека накоплено столько некритического материала, что требуются огромные усилия, чтобы расчистить эмпирические материалы от огромных наносов досужих
вымыслов, мифологем, необоснованных предположений и догадок,
10
гипотез и явной выдумки»10.
В целом проблематика оснований духовности в исследованиях отечественных и зарубежных философов раскрывает важную роль личности в Универсуме. В своём духовном трансцендировании личность
10Хазиева Е.В. Деструкция духовной гармонии: Монография. Уфа: Изд-во БГПУ, 2012, с. 144.
способна совершенствовать себя, одухотворяя Вселенную. Устройство мира не бессмысленно, и само существование человека этому подтверждение. Духовное бытие освобождается от рационально-эмпирической зависимости повседневного существования. В погоне за материальным благополучием современный человек растерял духовные ориентиры. Определить место духовности в структуре человеческого бытия, выявить природу духовных оснований человека - это то, что мы еще успеваем и можем сделать ради себя самих, и во имя будущего. При этом если рефлексивный способ бытия может удовлетворять человека, то духовное бытие - это всегда необратимое стремление к совершенству, основанное на неудовлетворённости собой. Современные условия диктуют возросшую необходимость в нравственно-духовном возрождении личности. Несовершенство мира преодолимо современным человеком путём концентрации внутренних духовных сил. Личность и ее дух не конструируются извне, они самосозидаются изнутри в единении с внешним миром. Отражая отношения между людьми, духовность определяет поведение человека в отношении добра и зла; выступает как внутренний стержень, воодушевляющий личность к идеалам милосердия, сострадания, красоты и истины. «Человек как духовное существо всегда ищет лучшего, ибо некий таинственный голос зовет его к совершенству. Он, может быть, и не знает, что это за голос и откуда он. Он, может быть, чувствует бессилие своей мысли и своего слова каждый раз, как пытается сказать, в чем же состоит это совершенство и какие пути ведут к нему. Но голос этого внятен ему и властен над ним; и именно желание отозваться на этот призыв и искание путей к совершенству придают человеку достоинство духа, сообщают его жизни духовный смысл и открывают ему возможность творить настоящую культуру на земле»11.
Ильин И. Наши задачи Том II .[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://modernlib.ru/books/ilin_ivan_aleksandrovich/nashi_zadachitom_ii/read/ 21.06.14.
Лукьянова Р.А. Основания духовности бытия. Проблема духовности имеет фундаментальную значимость в истории философской мысли. Раскрыть её основания, определить особенности и закономерности восхождения человека на уровень духовного бытия - вот тот минимум духовной проблематики, без освещения которой трудно представить генезис онтологического знания и возможность существования общественных наук.
Ключевые слова: Абсолютное бытие, Бог, дух, духовность, Космос, личность, человек, вселенная.
Lukyanova R.A. Grounds of spiritual life. The problem of spirituality has a fundamental importance in the history of philosophical thought. Reveal its foundation, determine the characteristics and laws of man's ascent to the level of spiritual life - that's the minimum spiritual perspective, and without it, it is hard to imagine the genesis of the ontological knowledge and the possibility of the existence of the social sciences.
Key words: Absolute, being, God, spirit, spirituality, Space, personality, people, universe.