Научная статья на тему 'Основания духовности бытия'

Основания духовности бытия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
659
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБСОЛЮТНОЕ БЫТИЕ / ABSOLUTE / БОГ / GOD / ДУХ / SPIRIT / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / КОСМОС / SPACE / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ЧЕЛОВЕК / PEOPLE / ВСЕЛЕННАЯ / UNIVERSE / BEING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лукьянова Рушания Абдурахмановна

Проблема духовности имеет фундаментальную значимость в истории философской мысли. Раскрыть её основания, определить особенности и закономерности восхождения человека на уровень духовного бытия вот тот минимум духовной проблематики, без освещения которой трудно представить генезис онтологического знания и возможность существования общественных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Grounds of spiritual life

The problem of spirituality has a fundamental importance in the history of philosophical thought. Reveal its foundation, determine the characteristics and laws of man's ascent to the level of spiritual life that's the minimum spiritual perspective, and without it, it is hard to imagine the genesis of the ontological knowledge and the possibility of the existence of the social sciences.

Текст научной работы на тему «Основания духовности бытия»

Р.А. ЛУКЬЯНОВА кандидат философских наук, преподаватель БГПУим. М. Акмуллы*

Основания духовности бытия

«Духовность - это способность человека понимать других людей и проникаться к ним сочувствием. Духовность - это главное условие нравственного возрождения людей. Позитивная духовность связана с ориентацией человека на высшие общечеловеческие ценности: любовь, доброту, сострадание, милосердие..., укоренение их в своей повседневной жизни. Одним словом - это Человечность, стремление делать другим то, чего ты желаешь себе. Сущность духовности -мудрость человека»'.

В «Толковом словаре» Даля духовность определена как имеющая отношение к духу, а дух квалифицируется как бестелесное существо, бестелесный житель недоступного нам духовного мира.

Слово «дух» - это русский перевод встречающихся в античной философии и в Библии понятий «pneuma» и «spiritus» (лат.), означающих «дуновение», «дыхание».

Советский энциклопедический словарь содержит следующее определение: «Философское понятие дух означает невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Для материализма дух - вторичное, производное, «высший цвет» материи. В идеалистических учениях дух - первоначало мира, выступает как понятие (панлогизм), субстанция (пантеизм), личность (теизм, персонализм). В рационализме определяющей стороной духа считается мышление, сознание, в иррационализме - внемыслительные аспекты

Лукьянова Рушания Абдурахмановна, e-mail: rusha-09@mail.ru

1 Философский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vslovare.ru/slovo/filosofskiij-slovar/duhovnost 15.02.14.

(воля, чувство, воображение, интуиция). В древнегреческой философии: пневма, нус, логос»2.

Первые представления о духовности формируются в первобытную эпоху с господством идеи одухотворенного мира. Представления о духовности в античный период рассматривают человека в единении с природой и со всем миром. В эпоху Средневековья взгляд человека устремлен к божественному духу. Мыслители Ренессанса пытаются объединить духовность с рациональностью, где разум человека провозглашает власть над духом, но, пройдя недолгий путь, осознает абсурдность своего существования. С этого времени начинается новый поиск оснований духа и смысла бытия.

С.Н. Булгаков писал: «в духовном обиходе современного человечества давно уже что-то неладно, что назревает какой-то кризис»3.

В работе «Философские начала целостного знания» В.С. Соловьёв определяет дух как субъект воли и носителя блага. Духовность же, по мнению философа, есть стыд, милосердие, благоговение перед добром. Ее смысл он видит в любви, которую рассматривает как спасение в человеке человеческого «через жертву эгоизма».

Писатель-философ Ф.М. Достоевский к основаниям духовности человеческого бытия относил веру в Бога.

У П.А. Флоренского совершенствование духа происходит в единении энергии самого человека с волей Бога.

С.Л. Франк верил во всемогущество и безграничные способности человека, доказывая, что личность является носителем духовного опыта. Бог, по Франку, заключён в самом человеке, Бог с нами и в нас самих, но он и вне нас, он есть духовный Абсолют, придающий миру внутренний смысл и ценность. Согласно Франку, именно духовная

2 Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. Прохоров. - 3-е изд. М: Сов. Энциклопедия, 1984, с. 417.

3 Булгаков С.Н. Два града: исследования о природе общественных идеалов / Сергей Николаевич Булгаков; вступ. статья Ю.Н. Давыдова, сост. и комментарии В.В. Сапова. М.: Астрель, 2008, с. 544.

реальность конструирует личность. К ее основаниям можно отнести «соучастие в бытии за пределами самого себя» (трансцендирование). Пытаясь раскрыть тайну души, философ указывает на то, что по своему существу душа есть не сознание, а жизнь, переживание, поток, который постоянно несётся вперёд и никогда не обращается вспять.

Н.А. Бердяев рассматривает человека как единство телесного, душевного и духовного, относя начало духовного существования на момент выхода его из порядка природы и вступления в порядок свободы, в царство смысла, при переходе из порядка раздора и вражды в порядок любви и соединения. Дух есть божественное начало в человеке. Дух - это истина, красота, добро, смысл и свобода. При этом дух принадлежит личности и раскрывается в ней, а «душа принадлежит природе, её реальность есть реальность природного порядка, она не менее природна, чем тело». Н.А. Бердяев считал, что есть два начала мира - природа и дух, но источник у них единый - первичный хаос. Дух -это воплощение жизни, свободы и творчества, а природа - это порождение зла и человеческой греховности в результате отпадения от Бога. Первичный хаос, как абсолютная свобода, порождает и бога, который затем творит мир. У философа никакое принуждение не способно помочь духовному совершенствованию человека, который может силой своего разума постичь Вселенную, ибо состоит из таких же элементов, и своими творческими усилиями и интеллектуальной интуицией может раскрыть её смысл и своё назначение - очеловечить природу, вернув ей душу, слиться с Абсолютом.

Человек, живя в материальном мире, лишён свободы и духовности. Но он должен найти в себе силы выйти за пределы исторического времени в царство божье. Духовность, по Бердяеву, - это поиск истины и смысла жизни, который ведёт к обретению свободы. Истина и смысл -это «поворот к духу и обращение к духовности». Духовное начало в человеке имеет трансцендентное основание. Дух - это надприродная

реальность: он есть свобода и свободная энергия. В работах «Дух и реальность» и «Основы богочеловеческой духовности» Н.А. Бердяев пишет о духовности, которая «принимает характер крайнего монизма, или характер крайнего дуализма. Это одинаково может принимать характер обоготворения человека и мира (открытый пантеизм) или признания человека и мира раздавленным грехом, лишенным всякой свободы и творческой силы (скрытый пантеизм). Противоположна же этому духовность, основанная на встрече человека и Бога, на богочеловечности, в которой соединение сохраняет различение, через которую возможно обожение (теозис) человека без исчезновения человеческой природы в природе божественной. Обожение предполагает различие Бога и человека, диалогическое и драматическое отношение между человеком и Богом. Обожение невозможно, если человек изначально божественен и часть Божества, и оно невозможно, если человек лишь грех и ничто, если абсолютная бездна отделяет человека и Бога. Монизм, тождество исключает любовь, как исключает и свободу. Человек не тождественен с космосом и не тождественен с Богом, но человек есть микрокосм и микротеос. Человеческая личность может вмещать в себя универсальное содержание»4. Философ рассуждает о духовной двуединой жизни, которая есть встреча, диалог, взаимодействие, активность одного и другого, называя ее человечной. Н.А. Бердяев подчеркивает, что в глубине духа не только рождается Бог в человеке, но и человек в Боге, не только говорит Бог, но и отвечает человек. «Есть тоска человека по Богу, но есть тоска Бога по человеку, нужда Бога в человеке»5.

А.И. Ильин писал о духовности человека, которая не совпадает с сознанием, не исчерпывается мыслью, не ограничивается сферою слов и высказываний. Духовность, по его словам, глубже всего этого,

4 Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности» // В кн.: Философия свободного духа. М. 1994, с. 437.

5 Там же, с. 440.

могущественнее, богаче, значительнее и священнее. «Духовность человека состоит прежде всего в уверенности, что в пределах его собственной души есть лучшее и худшее, на самом деле лучшее; такое, качество и достоинство которого не зависит от человеческого произвола; такое, которое надлежит признать и перед которым подобает преклониться. К этому лучшему и высшему надо прислушиваться, сосредоточенно испытывать его, вникать в него, предаваться ему. И по мере того, как человек осуществляет это, он убеждается в том, что, это высшее и лучшее совсем не исчерпывается его личными пределами, но является в нем самом как бы излучением и энергией действительно Высшего и Совершенного Начала, которому он и предстоит на протяжении всей своей жизни. Приобщаясь этому Началу, духовный человек не может не радоваться Ему, не может не возжелать Его и не полюбить Его. И очень скоро он удостоверяется в том, что это радование естественно и целительно, что это желание драгоценно и жизненно необходимо, что эта любовь открывает ему настоящий доступ к жизненному свету, к истинной свободе, к подлинному бытию и личному духовному достоинству»6. Понятию «дух» И.А. Ильин даёт образную трактовку, подчеркивая, что: «в каждом из нас есть две силы, обычно противостоящие друг другу: сила инстинкта и сила духа. Инстинкт, взятый сам по себе и не обузданный духом, - есть волк в человеке: он хищен, коварен и жесток. Но он хитрее и изворотливее волка. Человек голого инстинкта не ведает ни веры, ни совести, ни жалости, ни чести; он посмеивается над честностью, презирает доброту, не верит ни в какие принципы. Для него всё хорошо, что ему выгодно... Бездуховному инстинкту противостоит дух в человеке, начало сердца, радушной воли и ... совести»7.

Ильин И. Наши задачи Том II .[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://modernlib.ru/books/ilin_ivan_aleksandrovich/nashi_zadachitom_ii/read/ 21.06.14.

7 Материал для журналистов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://textfighter.org/raznoe/History/Article/ni_sovesti_instinkta_cheloveke.php 22.06.14.

«Дух, - рассуждает И.А. Ильин, - есть живая энергия: ему свойственно не спрашивать о своем умении, а осуществлять его; не ссылаться на «давление» влечений и обстоятельств, а превозмогать их живым действием. А человек призван быть на земле именно Духом - не просто живым существом, наподобие животных и насекомых, и не только одушевленным созданием, удачно соображающим и желающим для себя всякой пользы, капризно и разнообразно чувствующим и нестесненно фантазирующим. Все эти душевные способности даются ему, но не для злоупотребления ими, а для благого и ответственного служения. Дух человека подобен не воде, бесформенно растекающейся и безвольно плещущейся в своем ложе. Он не подобен и песку, пассивно лежащему, пока лежится, и пассивно осыпающемуся, «сползающему», когда потянет вниз. Дух человека есть личная энергия и притом разумная энергия; разумная - не в смысле «сознания» или «рассудочного мышления», а в смысле предметного созерцания, зрячего выбора и действия в силу духовно-достаточного основания»8.

Проблема духовности рассматривается новейшими философскими и социально-философскими теориями как проблема выхода человека за рамки узко эмпирического бытия, «жизнетворчества», несогласованности функционального развития человека с духовным, реализации «сущностных сил человека».

А.Ф. Лосев интерпретирует духовность как совокупность и сосредоточие всех функций сознания.

У Рубинштейна рефлексивный и духовный уровни бытия индивида сливаются, и всякое мысленное преобразование себя осуществляется путём переведения внешних влияний во внутренние, в которых формируется личность в её высших проявлениях. Концепция крупного отечественного психолога С.Л. Рубинштейна основана на понимании

Ильин И. Наши задачи Том II .[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://modernlib.ru/books/ilin_ivan_aleksandrovich/nashi_zadachitom_ii/read/ 21.06.14

мира как чётко организованной иерархии разных уровней существования универсума. Многоуровневое бытие и человек - это аналогичный многоуровневый микрокосм. С появлением рефлексии возникает осмысленность жизни.

Большое значение ценностным ориентациям личности как проявлениям её духовности и творческой реализации придаёт марксизм. Но здесь личность обретает духовность не в результате приобщения к Богу или высшему космическому порядку, а в процессе усвоения ценностей культуры человеческого общества: материя, природа, бытие, физическое есть первичное, а дух, сознание, ощущение, психическое -вторичное. С этим процессом классики марксизма связывают представление о свободе человека: происходит приближение человека к своей универсальной, всесторонней сущности, то есть её высвобождение.

Л.С. Выготский о духовном восхождении индивида рассуждает как об акте свободы. Педагог обращает внимание на становление духа, в процессе которого без внутренних напряжений собственных сил и воли не происходит развития личности.

Г.С. Батищев в своих взглядах подчеркивал уникальность человека, его внутренний субъективный мир, его способность к самоопределению и самосовершенствованию. Рассуждая о природе человека, он в большей степени определяет ее как биосоциодуховное явление.

М.К. Мамардашвили развивает идею возникновения в сознании человека функциональных органов, которые способны индуцировать духовное поле личности, осуществляя ее выход в трансцендентное. Особый взгляд в исследовании оснований духовности содержит учение В. Налимова. Он уверен, что смысл бытия человеку неизвестен, но имеются две его реальности - физический и семантический миры, объединённые единым полем или «семантическим вакуумом»,

«семантической вселенной», в котором осуществляются функции духовного формообразования.

Итак, краткий анализ исследований оснований духовности в истории философской мысли позволяет сделать вывод о существовании основных подходов: космологический, теологический, аксиологический, когнитивный и функционалистский.

Сторонники космологического подхода трактуют духовность как одухотворяющее начало мироздания, как некий универсальный космический принцип, наделяющий человека внеземными силами. В частности представления о многомерности универсума нашли свое отражение в концепции Рерихов о мироздании. «Дух лишь совершенен, когда осознает Космос»9. Философ отмечает, что предыдущий исторический цикл характеризовался совершенствованием интеллектуальных способностей человека, в то время как наступающий исторический период на первый план выдвигает развитие духовных качеств личности. Дух, скрытый в материи, должен постепенно пробудиться к жизни и сознанию. При этом понятие «духовность» отражает космическую эволюцию человека, где важнейшим условием является процесс совершенствования («расширения») сознания, под которым понимается интегральный показатель развития духовных, интеллектуальных, нравственных способностей и качеств человека.

Таким образом, космологические идеи представляют собой своеобразную интерпретацию оснований духовности, сущность которой определяет универсальное начало бытия, в котором мир человека представляет синтез духа и материи с опорой на науку.

Представители теологического подхода стремятся отыскать духовные основания человека в его приобщении к универсальной сущности в лице некой божественной личности.

9 РерихН.К. Семь Великих Тайн Космоса: сочинения / Николай Рерих. М.: Эксмо, 2011, с. 116.

Тео-космологический подход исследований оснований духа, в котором формируется позиция рефлексии и оценки высших духовных проявлений человека, характеризует взгляды многих российских философов ХХ века. Среди них интересно отметить концепцию преобразования человеком природного смертного мира в бессмертный и божественный Николаем Фёдоровым.

Аксиологический подход раскрывает высшие начала в человеке.

Когнитивный подход в исследовании оснований духовности рассматривает её как разумность, используя для этого, прежде всего, этимологию слова («духовность» - ум).

Попытки выделить творчество как связующее звено разных аспектов изучения оснований духовности сделал Э. Фромм. Он доказал, что способность человека творить, изменяя мир и самого себя, по своей природе экзистенциональна и в основе своей духовна. Бытие человека являет собой путь самосовершенствования личности, или представляет духовную деградацию, разрушая и деморализуя личность.

Функционалистский подход в анализе оснований духовности исследует психическую или социально-культурную функции.

Автор монографии «Деструкция духовной гармонии» Е.В. Хазиева отмечает: «Наука, достигнув огромных успехов в постижении тайн природы, однако, чрезвычайно медленно передвигается в глубь тайн духовного бытия... В исследованиях души человека накоплено столько некритического материала, что требуются огромные усилия, чтобы расчистить эмпирические материалы от огромных наносов досужих

вымыслов, мифологем, необоснованных предположений и догадок,

10

гипотез и явной выдумки»10.

В целом проблематика оснований духовности в исследованиях отечественных и зарубежных философов раскрывает важную роль личности в Универсуме. В своём духовном трансцендировании личность

10Хазиева Е.В. Деструкция духовной гармонии: Монография. Уфа: Изд-во БГПУ, 2012, с. 144.

способна совершенствовать себя, одухотворяя Вселенную. Устройство мира не бессмысленно, и само существование человека этому подтверждение. Духовное бытие освобождается от рационально-эмпирической зависимости повседневного существования. В погоне за материальным благополучием современный человек растерял духовные ориентиры. Определить место духовности в структуре человеческого бытия, выявить природу духовных оснований человека - это то, что мы еще успеваем и можем сделать ради себя самих, и во имя будущего. При этом если рефлексивный способ бытия может удовлетворять человека, то духовное бытие - это всегда необратимое стремление к совершенству, основанное на неудовлетворённости собой. Современные условия диктуют возросшую необходимость в нравственно-духовном возрождении личности. Несовершенство мира преодолимо современным человеком путём концентрации внутренних духовных сил. Личность и ее дух не конструируются извне, они самосозидаются изнутри в единении с внешним миром. Отражая отношения между людьми, духовность определяет поведение человека в отношении добра и зла; выступает как внутренний стержень, воодушевляющий личность к идеалам милосердия, сострадания, красоты и истины. «Человек как духовное существо всегда ищет лучшего, ибо некий таинственный голос зовет его к совершенству. Он, может быть, и не знает, что это за голос и откуда он. Он, может быть, чувствует бессилие своей мысли и своего слова каждый раз, как пытается сказать, в чем же состоит это совершенство и какие пути ведут к нему. Но голос этого внятен ему и властен над ним; и именно желание отозваться на этот призыв и искание путей к совершенству придают человеку достоинство духа, сообщают его жизни духовный смысл и открывают ему возможность творить настоящую культуру на земле»11.

Ильин И. Наши задачи Том II .[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://modernlib.ru/books/ilin_ivan_aleksandrovich/nashi_zadachitom_ii/read/ 21.06.14.

Лукьянова Р.А. Основания духовности бытия. Проблема духовности имеет фундаментальную значимость в истории философской мысли. Раскрыть её основания, определить особенности и закономерности восхождения человека на уровень духовного бытия - вот тот минимум духовной проблематики, без освещения которой трудно представить генезис онтологического знания и возможность существования общественных наук.

Ключевые слова: Абсолютное бытие, Бог, дух, духовность, Космос, личность, человек, вселенная.

Lukyanova R.A. Grounds of spiritual life. The problem of spirituality has a fundamental importance in the history of philosophical thought. Reveal its foundation, determine the characteristics and laws of man's ascent to the level of spiritual life - that's the minimum spiritual perspective, and without it, it is hard to imagine the genesis of the ontological knowledge and the possibility of the existence of the social sciences.

Key words: Absolute, being, God, spirit, spirituality, Space, personality, people, universe.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.