Научная статья на тему 'Основания для судебной защиты конституционного права граждан избирать и быть избранными'

Основания для судебной защиты конституционного права граждан избирать и быть избранными Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ВЫБОРЫ / ELECTIONS / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ / ELECTORAL PROTEST / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL AUTHORITY / CONSTITUTION LAW

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хохлова Ольга Михайловна

В статье рассматриваются основания для судебной защиты конституционного права граждан избирать и быть избранными (на примере города Иркутска), выражение общественного несогласия на выборах, а также объект особого внимания органов законодательной власти Иркутской области региональный электоральный протест.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME BASIS FOR JUDICIAL PROTECTION OF PUBLIC RIGHTS TO VOTE AND TO BE VOTED

The article deals with the basis for judicial protection of public rights to vote and to be voted (Irkutsk city is taken as an example), the ways to show public disagreement in elections and one of the most crucial issue discussed by the legislative power of Irkutsk regional protest of the electoral base.

Текст научной работы на тему «Основания для судебной защиты конституционного права граждан избирать и быть избранными»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 67.400.7

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН ИЗБИРАТЬ И БЫТЬ ИЗБРАННЫМИ

Хохлова Ольга Михайловна

кандидат философских наук, доцент кафедры « Таможенное дело и правоведение» Иркутского государственного университета путей сообщения

г. Иркутск e-mail: chochlovaolga-17@mail.ru

SOME BASIS FOR JUDICIAL PROTECTION OF PUBLIC RIGHTS TO VOTE AND TO BE VOTED

Khokhlova Olga

Master of Philosophy Vice Professor of the Department «Customs Business and Law» of the Irkutsk State Railway University

Irkutsk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основания для судебной защиты конституционного права граждан избирать и быть избранными (на примере города Иркутска), выражение общественного несогласия на выборах, а также объект особого внимания органов законодательной власти Иркутской области - региональный электоральный протест.

ABSTRACT

The article deals with the basis for judicial protection of public rights to vote and to be voted (Irkutsk city is taken as an example), the ways to show public disagreement in elections and one of the most crucial issue discussed by the legislative power of Irkutsk - regional protest of the electoral base.

Ключевые слова: конституционное право; выборы; электоральный протест; местное самоуправление. Keywords: constitution law; elections; electoral protest; local authority.

Конституционное право граждан осуществлять местное самоуправление регулируется рядом положений Конституции Российской Федерации [1]. В ст. 3 Конституции установлено, что в РФ народ является верховной властью и источником власти. Свою власть народ осуществляет через органы государственной власти и местного самоуправления, т. е. местное самоуправление является одной из основ конституционного строя.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов через выборные и другие органы местного самоуправления. Собственно, без избрания выборных ор-

ганов конституционные права граждан на осуществление местного самоуправления не могут быть реализованы, а следовательно, будут нарушены и основы конституционного строя РФ.

Конституционные права граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, как и другие конституционные права и свободы человека и гражданина, являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Именно на положениях ст. 3, 12, 18, 32 основывается рассматриваемый федеральный закон. Широко распространенные нарушения конституционных прав граждан

Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления происходят при следующих обстоятельствах:

— непризнании или ограничении права населения отдельных муниципальных образований осуществлять местное самоуправление;

— отсутствии в субъекте РФ закона, регулирующего порядок проведения выборов в органы местного самоуправления;

— отсутствии в муниципальном образовании устава, в котором определены компетенция и полномочия органов местного самоуправления;

— отсутствии в муниципальном образовании правомочного представительного органа местного самоуправления;

— неназначении выборов в установленные сроки в органы местного самоуправления уполномоченными на то в законном порядке органами.

За последние 20 лет в России возникла острая необходимость исследования «электорального протеста», способного сформироваться как универсальная форма выражения недовольства различных социальных групп. Электоральный протест способен обострить недовольство властью, отдельными депутатами или партиями. Электоральный протест неразрывно связан с проявлениями социального недовольства, распределения материальных благ, поэтому на любом уровне выборов возможно проявление электорального несогласия, особенно ярко он способен проявляться в периоды реформ и социально-экономических кризисов.

Любой протест всегда возражение, заявленное несогласие, отрицание, сопротивление [2]. Социальный протест направлен против проблем, господствующих в обществе, способен при определенных условиях перерасти в политический протест, в том числе электоральный.

Анализ экспертов показывает, что около 20 % избирателей охватывает так называемое протестное электоральное поле, которое весьма неоднородно, не имеет четкой политической ориентации [3]. В основе сознательной мотивации абсентеизма лежит не только недоверие к конкретным партиям и лидерам, но предубеждение населения против политики в целом. Причины абсентеизма российского избирателя лежат и в снижении роли представительных органов власти, распаде социальных связей и отчуждении от политики. Наибольшее число аполитичных людей встречается

среди беднейших слоев общества [4]. Одной из характерных черт современного российского политического менталитета является низкий уровень доверия ко всем органам государственной власти, политическим институтам и организациям. Вероятность обращения к протесту растет и в связи с состоянием политической среды, поскольку она не обеспечивает вовлеченности в политику, реального соучастия в принятии политических решений и ответственности за их осуществление.

Необходимо отметить высокий уровень электорального протеста на выборах мэра г. Иркутска в марте 2010 г. Политическим поражением главы Иркутской области и правящей партии назвали эксперты и политологи победу представителя от КПРФ В. Кондрашо-ва, за которого проголосовали 62,32 % избирателей. Кандидат от ЕР, экс-мэр Братска С. Серебренников, набрал 27,21 %. По мнению политологов, глава региона не просчитал возможности протестного голосования. Наблюдатели отмечают, что на результатах сказалось чрезмерное давление власти на избирателей.

Результаты выборов мэра Иркутска — про-тестное голосование. Главная причина поражения — это то, что было организовано давление на горожан (в том числе, с использованием образа иркутского губернатора на баннерах и рассылкой писем без обратного адреса и без строки «оплачено из избирательного фонда», в которых предлагали голосовать за Серебренникова). Итоги выборов в Иркутске можно назвать политическим поражением Д. Мезенцева и партии «Единая Россия». Считаем, что не учтены были и политические последствия, результаты выборов не означают, что в Иркутске 63 % избирателей являются сторонниками КПРФ или разделяют коммунистические устремления. КПРФ на данный момент явилась одной из сильных, способных составить конкуренцию оппозиций. Именно оппозиционный электоральный протест и был заявлен иркутянами. Необходимо отметить, что потенциал протеста, заданный Иркутском, во многом активизировал общероссийскую электоральную протестную деятельность. Волна протестных выборов прокатилась впоследствии не только по нашему региону, но и по всей России.

В. В. Путин в декабре 2013 г. поставил задачу проведения реформы местного само-

управления. Госдума приняла закон о реформе местного самоуправления, в котором дополнила к уже существующим еще одну форму организации местного самоуправления — городской округ с внутригородским районным делением. Таким образом депутатам была дана возможность контролировать деятельность внутригородской районной администрации. В крупных городах было решено вернуться к районному делению, увеличив число городских депутатов. Целью реформы являлось затруднение проникновения во власть местных олигархов, приближение органов власти к народу, повышение их ответственности перед избирателями и усиление депутатского контроля.

Результаты выборов в городскую Думу 14 сентября 2015 г. прошли уже по новому закону, явка была крайне низкая, широко применялся административный ресурс для зачистки неугодных депутатов и партий.

После избрания Думы г. Иркутска принимается закон, согласно которому прямые выборы мэра отменяются, главой местного самоуправления становится депутат Гордумы, а глава городской администрации назначается из числа имеющихся претендентов. Инициатива президента была направлена на то, чтобы сделать местную власть более доступной, подотчетной и подконтрольной населению, но закон области об отмене прямых выборов мэра после того, как городские депутаты уже были избраны, приведет к противоположным результатам. Согласно новому закону в ходе одного срока полномочий резко возрос объем полномочий уже избранных депутатов без согласия избирателей, что противоречит принципам народовластия. Закон лишил жителей города конституционного права избираться и быть избранными главой города. Прямые выборы мэра закон отменил, а стать мэром через избрание в городскую Думу уже невозможно, поскольку депутаты уже избраны. После смены модели управления депутаты должны были сложить полномочия и вновь избираться по новым правилам. Практически это второй подряд обман избирателей в Иркутске: в 2010 г., когда их лишили полноценной возможности выбрать мэра, и в 2015 г., когда просто отстранили от участия в выборах.

Госдума 23 января приняла еще одну поправку в 131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», согласно которой устанавливается но-

вая форма местного самоуправления, когда глава муниципального образования может избираться из состава депутатов и возглавлять городскую администрацию. Субъектам Федерации дается право законами регулировать, какие формы местного самоуправления должны быть приняты в том или ином муниципальном образовании. В Иркутске на протяжении полугода модель менялась три раза. Это ставит под угрозу стабильность и преемственность местного самоуправления в Иркутской области. Отдельные нормы 131-го Федерального закона и областной закон противоречат Конституции РФ и претендуют на оспаривание в Конституционном суде РФ.

Приведем нормы Конституции, которым не соответствуют оспариваемые положения закона: ст. 3 (ч. 3), 12, 32 (ч. 2), 130 (ч. 2), 131 (ч. 1). Часть 1 (1) ст. 3 Закона Иркутской области от 30 мая 2014 г. № 54-ОЗ «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» должна быть оспорена на том основании, что она лишает население города Иркутска реальной возможности, действуя непосредственно или через органы местного самоуправления, определять структуру органов местного самоуправления (в части способа избрания главы муниципального образования и его места в системе органов местного самоуправления), тем самым несоразмерно ограничивая права населения города Иркутска. Конституция РФ гарантирует самостоятельность органов местного самоуправления. Областной закон, предписывая, какой должна быть структура органов местного самоуправления в Иркутске, прямо нарушает эту норму. Городская Дума после принятия закона обязана изменить Устав, который не может противоречить областному закону.

Курс президента на укрепление местного самоуправления встретил в Иркутске организованное сопротивление нового политического класса, воспитанного на приватизации, освоении бюджета и природных ресурсов. Единственной надежной и долговременной опорой президента может быть только сильное местное самоуправление. По этой опоре в нашем регионе сейчас наносятся основные удары. Местное самоуправление постоянно дестабилизируется реформами, его лишают экономической основы и легитимности в глазах населения. Именно поэтому явка на мест-

1(9)/2015 Глагол ъ

правосудия

ных выборах самая низкая. Происходит сжатие народовластия, отчуждение власти от народа, лишение граждан конституционного права.

Положения областного закона, согласно которым глава города может избираться из состава депутатов и возглавлять городскую администрацию, не соответствуют следующим нормам Конституции РФ: ст. 3, 12, 32, 130, 131 Конституции РФ корреспондируют положения Европейской хартии местного самоуправления, ст. 6 которой гласит: «Местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая более общих законодательных положений, сами определять свои внутренние административные структуры, которые они намерены создать, с тем, чтобы отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление» [5].

Отмена выборов мэра может крайне негативно отразиться на жизни горожан на фоне резкого обострения социально-экономического положения в стране. Принятое решение приведет к росту протестного голосования на выборах президента РФ и депутатов Государ-

ственной Думы РФ и может дестабилизировать ситуацию в области. Как говорили классики, к революции приводят не протесты недовольного меньшинства, а законные неудовлетворенные требования подавляющего большинства. Законность и справедливость сегодня важна как никогда и является основным атрибутом безопасности современной России.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. с изм. // Рос. газ. — 1993. — 25 дек.

2. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. - М., 1999. - 969 с.

3. Кочетков А. Кто победит на парламентских выборах 2003 года? // Власть. - 2003. - № 3. - С. 17.

4. Малютин М. В. Электоральные предпочтения россиян: «парадокс стабильности» // Общественные науки и современность. - 1998. - № 1. - С. 45.

5. Европейская хартия местного самоуправления. ЕТБ № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.) [Электронный ресурс] // ГАРАНТ : справочная правовая система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.