Научная статья на тему 'Основа профессиональной педагогической деятельности - речевая культура учителя'

Основа профессиональной педагогической деятельности - речевая культура учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
581
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФИЛЬНООРИЕНТИРОВАННЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салосина И. В.

В современной науке возрос интерес к изучению механизмов развития речевой культуры будущих учителей в процессе профессиональной педагогической подготовки. Учитель должен обладать не только конкретным предметным знанием, но комплексом умений и готовностей к их передаче, основанном на высоком уровне развития индивидуально-личностной культуры. Текстовая деятельность является основой развития текстовой компетентности учителя, которая проявляется на всех уровнях развития языковой личности педагога и служит основой формирования его речевой культуры. Речевая культура педагога является основой успешности профессиональной педагогической деятельности и создает благоприятные условия для обучения, воспитания и развития на всех уровнях образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основа профессиональной педагогической деятельности - речевая культура учителя»

№ 2 - 2007 г. 13.00.00 педагогические науки

УДК 371.12

ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ

И.В. Салосина

Томский государственный педагогический университет (г. Томск)

В современной науке возрос интерес к изучению механизмов развития речевой культуры будущих учителей в процессе профессиональной педагогической подготовки.

Учитель должен обладать не только конкретным предметным знанием, но комплексом умений и готовностей к их передаче, основанном на высоком уровне развития индивидуально-личностной культуры.

Текстовая деятельность является основой развития текстовой компетентности учителя, которая проявляется на всех уровнях развития языковой личности педагога и служит основой формирования его речевой культуры. Речевая культура педагога является основой успешности профессиональной педагогической деятельности и создает благоприятные условия для обучения, воспитания и развития на всех уровнях образования.

Ключевые слова: речевая культура, профильноориентированные учебно-методические комплексы

Мир управляется Словом.

В.И. Аннушкин

Речь является основным средством обеспечения процесса обучения и воспитания на всех уровнях образования. Поэтому в современной науке возрос интерес к изучению механизмов развития речевой культуры будущих учителей в процессе профессиональной педагогической подготовки.

Сложность и многомерность понятий "образование" и "культура" обуславливают разноплановость трактовок. Некоторые исследователи склоняются к их отождествлению, иные делают попытки интерпретации через цепь личных интенции. Толковый словарь определяет семантику слова "культура" как "совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей: высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение" [1]. Многие философы видят в феномене культуры особую личностную значимость, выраженную в процессе самовысвобождения человека (Э. Касирер), формирующую особый способ мышления, чувствования и поведения (Т. Элиот). Культура

- коммуникативный процесс (М. Червинский) и инобытие человека (М.С. Каган), механизм, образующий совокупность текстов (Ю.М. Лотман). Каждое из данных определений отражает только некоторые грани этого явления. Но в целом выявлена его сущность, выраженная в созидательной деятельности человечества по очеловечиванию окружающего мира.

Процесс формирования культуры личности начинается с момента рождения ребенка, когда он попадает в социум, определяющий параметры его мировоззрения и мировосприятия. Начальные знания, умения, а также модель социального поведения ребенок в первую очередь заимствует от родителей. От степени их готовности к трансляции данного опыта зависит диапазон возможностей ребенка для дальнейшей адаптации в окружающем его мире. Образование же выполняет решающую роль в процессе "социального наследования" [2] личностью основных технологий взаимодействия с миром, создает предпосылки для его успешной деятельности и самореализации, оно становится тем интегрирующим началом, которое позволяет транслировать и трансформировать общекультурные компоненты в контекст современного социума. И центральным субъектом данного процесса становится педагог. Никакая отрасль деятельности не поставлена настолько остро перед проблемой самоидентификации и самореализации личности в профессии как образовательная.

Пристальное внимание многих исследователей к проблеме подготовки специалистов в системе высшего педагогического образования обусловлено той степенью значимости задач, которые возложило общество на представителей данной профессии: с одной стороны - передача знания и опыта, накопленного человечеством, с другой - воспитание и развитие духовно-нравственных и эстетических ценностных установок личности обучаемых. Выполнение таких функций формирует особые требования к подготовке будущего учителя, включая и глубину освоения конкретного предметного материала, и высокий уровень развития личностной культуры.

В настоящее время появился ряд работ, затрагивающий вопросы формирования культуры личности, в частности Д.Гарсия считает, что в самом широком смысле "культура и образованность должны означать одно и то же: определенное качество жизни" [3]. Но реальная действительность очень часто доказывает обратное: не всякий образованный человек способен быть носителем нравственных и духовных ценностей. И поэтому самая важная задача педагогики максимальное сближение данных категории в контексте любой образовательной системы. Решение этой задачи возложено на педагога как непосредственного организатора процесса обучения и воспитания. В связи с этим особое внимание следует уделять содержательной стороне профессиональной педагогической подготовки. Учитель должен обладать не только конкретным предметным знанием, но комплексом умений и готовностей к их передаче, основанном на высоком уровне развития индивидуально-личностной культуры.

Вышеперечисленные характеристики во многом зависят от степени развития речевой культуры педагога, процесс формирования которой носит интегрированный характер, обусловленный как личностными, так и психофизиологическими предпосылками. Задача данной работы выявление закономерностей развития языковой личности (ЯЛ) педагога как основы его речевой культуры и залога успешной профессиональной деятельности.

Современной наукой разрабатывается концепция ЯЛ. Наиболее известные модели ЯЛ созданы Ю.Н. Карауловым и Г.И. Богиным. Понимание сущности феномена языковой личности соотносится с её репрезентацией в создаваемых текстах. Поскольку в настоящее время текст рассматривается в качестве формы коммуникации, мы можем утверждать, что

реализация ЯЛ осуществляется не только в рамках письменных художественных текстов, но и в любом целостном речевом произведении, обладающем текстовыми категориями. Поскольку предметом нашего рассмотрения является ЯЛ педагога, для нас наиболее значимым является факт отнесения урока к разряду текстов. Следовательно, языковая личность педагога находит реализацию в процессе создания учебных текстов, включая конспекты уроков и дидактические материалы.

Основываясь на техуровневой модели языковой личности Ю.Н. Караулова [4], мы разработали модульную технологию формирования текстовой компетентности в условиях педагогического университета. По мнению автора, нулевой, вербально-семантический уровень ЯЛ обусловлен языковой, первый, лингвокогнитивный - коммуникативной и второй, прагматический - текстовой компетентностью личности. Языковую компетентность составляет совокупность знаний о языке и правилах его функционирования, включая нормативный и тезаурусный уровни.

Коммуникативная компетентность рассматривается нами в качестве системы внутренних ресурсов личности, а также совокупности речевых и экстралингвистических знаний, умений и навыков, необходимых для решения задач общения.

Современные исследования в области текстоведения и речеведения позволяют рассматривать текстовую компетентность с одной стороны как самостоятельную категорию, с другой стороны как компонент коммуникативной компетентности. Обоснованием данной позиции является коммуникативный подход к изучению текста. В понятие "текстовая компетентность" (ТК) входит широкий спектр знаний, умений, навыков, способностей, связанных с написанием, восприятием, пониманием, интерпретацией, произнесением текстов различных по жанровой и стилистической принадлежности, а также готовность применять данные знания на практике. По нашему мнению, компетентность имеет деятельностную природу, её содержательный план основан на классической структуре деятельности, включающей цель, мотив, действия, результат. Компетентность - это высший уровень сформированности готовности к развертыванию данной композиции, способность к самостоятельному целеполаганию, самомотивации, прогнозированию и реализации поставленных задач. Следовательно, текстовая компетентность выражена в готовности к осуществлению текстовой деятельности: к написанию, произнесению, восприятию, пониманию, интерпретации текстов различных жанров и стилей.

В рамках учебного процесса Томского государственного педагогического университета в контексте преподавания курса "Русский язык и культура речи" нами реализуется программа формирования текстовой компетентности будущих педагогов всех профилей, которая состоит из языкового, коммуникативного и текстового модулей. Данные диагностического эксперимента, проведенного среди студентов факультета физической культуры и спорта и биолого-химического факультета ТГПУ, позволили выявить у них особенно низкий уровень текстовой компетентности, наибольшие затруднения вызвали задания по написанию текста в предложенном стиле. Это позволило определить приоритеты при создании программы и послужило основанием для разработки дидактического материала, обеспечивающего её содержание. В рамках реализации предлагаемой нами технологии обучения решается проблема развития речевой культуры педагога посредством формирования у него текстовой компетентности. Основополагающим принципом является дифференцированный подход к обучению педагогов различных профилей. В соответствии с ним, разработаны методические комплекты для различных направлений подготовки специалистов педагогического профиля. В частности, базовый комплекс для речевой подготовки будущих учителей

физической культуры включает рабочую программу, ориентированную на специфику их будущей профессиональной деятельности, набор образцов текстов по методике преподавания физической культуры, который используется нами при изучении раздела "Научный стиль изложения", тексты в публицистическом стиле в жанре репортажа с места спортивных соревнований, интервью со знаменитыми спортсменами и т.д. Помимо этого, нами разработаны ориентировочные основы деятельности, включающие композиционные схемы для написания текстов, различных по жанровой и стилистической принадлежности. Доминирующий метод обучения - проблематизация всех уровней освоения, включая изучение нового материала, повторение, диагностику и контроль. Нами широко используются принципы коммуникативно-деятельностного подхода, позволяющие активизировать познавательную активность обучаемых, формировать мотивационную основу обучения через трансформацию отношений преподавателя и студентов от субъектно-объектной парадигмы к субъектно-субъектной. Это имеет особое значение для процесса профессиональной подготовки педагогов, поскольку позволяет не только формировать определенные навыки будущей профессиональной деятельности, но и развивать субъективную позицию будущего учителя через межличностное взаимодействие, а также формировать умения, связанные со способностями к самовыражению, самопрезентацией в процессе осуществления речевой деятельности вообще и текстовой деятельности, в частности. Примером подобных занятий в форме речевых тренингов является ролевая игра "Мой первый день в школе", когда студентам предлагается подготовить текст выступления-знакомства с классом, родителями, педагогическим коллективом и выступить перед аудиторией с его последующим коллективным анализом.

Такие профильноориентированные учебно-методические комплексы разработаны нами для будущих преподавателей биологии и химии, экономики, изобразительного искусства. Они позволяют не только развивать коммуникативные способности студентов, повышать уровень их речевой культуры, но и формировать готовность к осуществлению будущей профессиональной деятельности, актуализировать предметное знание в конкретные алгоритмы речевого поведения будущего учителя в определенной коммуникативной ситуации. Особую значимость в этом контексте приобретают навыки осуществления текстовой деятельности всех уровней: создание, восприятие, понимание, интерпретация и произнесение текстов различных видов. Текстовая деятельность является основой развития текстовой компетентности учителя, которая проявляется на всех уровнях развития языковой личности педагога и служит основой формирования его речевой культуры. Речевая культура педагога является основой успешности профессиональной педагогической деятельности и создает благоприятные условия для обучения, воспитания и развития на всех уровнях образования.

Список литературы

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов // М., 1990. - 915 с.

2. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган // Санкт-Петербург., 1996. - 416 с.

3. Гарсия Д. О понятиях "культура" и "цивилизация" / Д. Гарсия // Вопросы философии. - 2002. - N 12. - С. 228-235.

4. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов // Москва: Наука, 1987. - 263с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.