----------------------------50-----------------------------
удк 3303 o.H. Хрусталева
ОСНОВА ИНТЕГРАЦИОННОГО ПЕРЕУСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Данная статья рассматривает основы интеграционного переустройства экономической системы, где представлен целый ряд составляющих ее элементов. Анализируется взаимодействие экономических и политических процессов, действующее как фактор социальных перемен экономического переустройства.
Ключевые слова: интеграционное переустройство, взаимодействия экономических и политических процессов, социальные перемены.
ОМ. Hrustaliova
THE BASIS OF INTEGRATION REORGANIZATION OF RUSSIAN ECONOMY
The article examines the basis for integration reorganization of economic system in Russia. The author analyses the interaction of economic and political processes that acts as a factor of social change in economic reorganization.
The key words: integration reorganization, interaction of economic and political processes, social changes.
Интеграция - это экономический процесс, способный обеспечить интегрированный спрос на продукцию машиностроения и металлообработки. Она предполагает структурную и технологическую модернизацию экономики и превращения ее в конкурентоспособную экономическую систему и действует как фактор ее формирования. Иными словами, конкурентоспособная экономика имеет интеграционную основу. В основе конкурентоспособной экономической системы лежит системная интеграция. Обеспечение системной конкурентоспособности экономики - одна из ключевых задач экономической политики российского государства. Стало быть, и формирование системной интеграции - одна из ключевых задач экономической политики на современном этапе.
Основа интеграционного переустройства экономической системы включает целый ряд составляющих элементов:
1) создание и развитие новой теоретической базы хозяйствования на основе научных разработок по организации экономики и выстраивания соотношения ее производственной и финансовой составляющих;
2) организация производства на основе принципиально новой техники и технологии при четком выстраивании эффективных и наиболее результативных производственных цепочек;
3) установление новой системы государственного управления, творчески разработанной применительно к условиям российской действительности, адекватно воспринимаемой и поддерживаемой обществом, использующей широкий спектр методов и инструментов воздействия на производственные и социальные процессы;
4) обеспечение процесса взаимодействия экономики и политики на национально-государственном уровне для выполнения функций по упорядочению движения социально-экономической системы и формирования логики и достижения успеха ее развития.
Иными словами, в основе интеграционного переустройства национального хозяйства лежат экономическая и политическая составляющие. Их взаимодействие
опосредует и определяет путь реформаторских преобразований и перемены во внутренних интеграционных процессах российской экономики. Выстраивание вертикально интегрированной экономической системы, на базе которой только и возможен переход от сырьевого роста к технотронному развитию, в последнее время довольно активно обсуждается. Особенно актуальными стали эти проблемы в связи с поиском путей выхода из кризиса. Вертикальная интеграция рассматривается как воспроизводственная интеграция науки, добывающих и обрабатывающих производств со специализацией на выпуске конкретных видов конечной наукоемкой продукции: микропроцессоров, ЭВМ, систем цифровой связи и цифрового телевидения и т.д. Принцип корпоратизации экономических отношений означает признание первичности производственного сектора. Его действие обеспечивает обустраивание новых хозяйственных связей и превращение в основное звено экономики межотраслевой корпорации. Ключевой критерий межотраслевой корпорации - установление тесных хозяйственных контактов между технологически взаимосвязанными предприятиями обоих подразделений воспроизводства, т.е. производство и предметов конечного спроса, и необходимых для их выпуска средств производства.
Именно в межотраслевой корпорации практика нашла основную форму интеграции двух воспроизводственных подразделений: производства средств производства и производства предметов конечного потребления. Организационно-экономические условия вертикальной интеграции коренным образом меняют всю систему извлечения прибыли из промежуточного производства. На базисе экономики корпораций в силу вступает особый экономический закон, ранее неизвестный, - закон вертикальной интеграции, сформулированный С. Губановым. Данный закон, по мысли автора, представляет собой, в сущности, закон отношения к прибыли, ибо запрещает извлечение прибыли из промежуточного производства, допуская ее извлечение из производства конечной продукции [1, с. 23 - 26].
♦
♦
Российская экономика «живет» в основном пока еще за счет сырьевого роста. Доля машиностроения в совокупной прибыли народного хозяйства не превышает 1,7% и в 7,8 раз ниже доли металлургии, которая представляет ныне не столько даже промежуточное, сколько сырьевое производство. Действительно, на экспорт отправляется до 50% выпуска черных металлов и до 80% цветных. Ясно, что металлургия занята не столько обеспечением обрабатывающей промышленности конструкционными материалами, сколько сырьевым экспортом.
Прибыль металлургического и топливно-энергетического комплексов, равно как и природная рента в целом, эквивалентна прямому вычету из совокупного спроса на конечную продукцию. В развитых странах, напротив, доля машиностроения - причем не в прибыли, а в совокупной добавленной стоимости - не опускается ниже 23 - 25%, если считать также сопряженные услуги (инжиниринг и т.д.). Правы те эксперты, которые считают, что подъем экономики возможен только при такой системе собственности и общественного воспроизводства, когда извлечение прибавочной стоимости и получение прибыли допускается в производстве продукции конечного спроса и сводится к минимуму в производстве промежуточных изделий. Качественное состояние и целевое направление взаимодействия экономических и политических процессов в соответствии с его сущностью объективно становится основой формирования такой системы собственности и общественного воспроизводства, при которой обеспечиваются условия извлечения наибольшего объема прибавочной стоимости. Перед обществом стоит задача реализации данной основы, превращения ее в реальность.
Но создание такой системы собственности и такой системы общественного воспроизводства, когда извлечение прибавочной стоимости осуществляется в производстве продукции конечного спроса и находится на минимальном уровне в производстве промежуточных изделий:
- во-первых, потребует надежного политического обеспечения;
- во-вторых, сопряжено со структурной перестройкой экономики;
- в-третьих, предполагает восстановление системы народнохозяйственной кооперации;
- в-четвертых, потребует формирования механизма, способного нацелить на совокупные конечные результаты.
Речь идет о преодолении последствий либерализации и ускорении горизонтальной и вертикальной интеграции российской экономики. «Именно степень интеграции ключевых факторов расширенного воспроизводства - собственности, труда, капитала, ресурсов -приобретает решающее значение и для прогрессивной структурной модернизации, связанной с переходом от сырьевой ориентации к инновационной и высокотехнологической, и для положения России в мировом разделении труда» [2, с. 21].
Интегрированная экономика - это экономика системная, способная обеспечить интегрированный спрос на продукцию машиностроения и металлообработки. Поэтому только интегрированная экономическая система выступает базой структурной и технологической модернизации экономики. Развитие интегрированной
экономики осуществляется на базе производства прибавочной стоимости. А интеграция предполагает реализацию конкретных процессов, обеспечивающих формирование новых хозяйственных актов и проведение эффективной промышленной политики.
Взаимодействие экономических и политических процессов есть отражение самоорганизации сложной системы экономических взаимодействий, обеспечивающих концентрацию собственности, труда и капитала. Через взаимодействие собственности и власти организуется производственный процесса, производство и получение добавленной стоимости, происходит появление субъектов интегрированного и устойчивого внутреннего спроса на новый промышленный капитал и высокопроизводительные рабочие места. Взаимодействия экономических и политических процессов на национально-государственном уровне есть форма реализации интересов нации в экономическом развитии и процветании страны, инструмент обеспечения участия национального государства в мировом процессе экономического развития.
Системная интеграция, обеспеченная оптимальным взаимодействием экономических и политических процессов, есть отражение логики общественного развития. Эта логика формирует содержание системной экономической интеграции, определяет набор инструментов ее реализации, упорядочивает и предопределяет ход развития экономики. Экономические решения, обеспеченные политической поддержкой, позволяют сконцентрировать усилия на создании наукоемкого производства конечной продукции; помогают превратить программу экономических решений и действий властных институтов в программу формирования вертикально интегрированной экономической системы; сформировать систему собственности, способную обеспечить извлечение прибавочной стоимости главным образом из наукоемкого производства конечной продукции.
Интегрированная экономика, обеспеченная и защищенная экономическими и политическими мерами, покоится на производстве добавленной стоимости, а рост ВВП движется внутренними, производственными факторами. Российская экономика имеет возможности для создания такой системы собственности и общественного воспроизводства, в которой извлечение прибавочной стоимости в производстве конечного продукта и сведение к минимуму в производстве промежуточных изделий даст наибольший экономический эффект Кроме того, произошли заметные изменения в политических подходах к решению экономических проблем, связанных с переделом собственности, экспортом топливно-энергетических ресурсов, природной рентой, валютными резервами, внешним государственным долгом и др.
Такие подвижки осуществляются в рамках формирующейся экономической политики государства и ее правового обеспечения. От содержания экономической политики национального государства, ее структуры, выделенных в ней приоритетов зависят выбор направлений экономических преобразований, принятие властных решений по их реализации, восприятие этих решений хозяйствующими субъектами, моральный и политический климат в стране. Успех в реализации экономических решений определяется тем, насколько понятны, эффективны, выверены в направлении соот-
ветствия общественным потребностям экономические меры и насколько они политически поддержаны в рамках существующей экономической политики. В этом смысле экономическая политика выступает формой реализации взаимодействия экономики и политики на национально-государственном уровне. Политические решения в своей совокупности направлены на то, чтобы упорядочить ход развития хозяйства и оптимизировать хозяйственные связи процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить их протекание. Через политические решения государство обозначает и выражает совокупную волю общества, что и находит свое воплощение в действиях правительства.
Через взаимодействие экономики и политики на национально-государственном уровне осуществляется направленность управляющего воздействия государства на экономические процессы. Содержание этого воздействия определяется функциями государства в
экономике, которые реализуются через масштабные государственные инвестиции; через защиту права инвесторов и собственников. Через взаимодействие экономики и политики в экономической системе страны происходит взаимодействие государства и хозяйствующих субъектов при целенаправленном воздействии на хозяйственные процессы на всех уровнях хозяйствования по воле общества и в его интересах. Целью и завершающим моментом такого воздействия выступает социальный эффект - новый социальный статус населения данной страны. В этом смысле процесс взаимодействия экономических и политических процессов действует как фактор социальных перемен.
1. Губанов С. Неоиндустриализация плюс вертикальная интеграция // Экономист. 2008. № 9.
2. Соколов Ю. Интеграция как условие воспроизводства промышленного капитала // Экономист. 2006. № 8.