Научная статья на тему 'ОСНАЩЕНИЕ ВЕРТОЛЁТОВ МЧС РОССИИ ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМОЙ НАБЛЮДЕНИЯ'

ОСНАЩЕНИЕ ВЕРТОЛЁТОВ МЧС РОССИИ ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМОЙ НАБЛЮДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
11
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оптико-электронные системы / вертолёт / комплекс / мониторинг / optoelectronic systems / helicopter / complex / monitoring

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Р.А. Ибадуллаев, М.А. Ламонов, Р.А. Акзигитов

В статье рассматривается возможность установки на вертолёты МЧС России оптико-электронных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Р.А. Ибадуллаев, М.А. Ламонов, Р.А. Акзигитов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EQUIPMENT OF HELICOPTERS OF THE EMERCOM OF RUSSIA WITH OPTOELECTRONIC SURVEILLANCE SYSTEM

The article considers the possibility of installing optical-electronic systems on helicopters of the Ministry of Emergency Situations of Russia.

Текст научной работы на тему «ОСНАЩЕНИЕ ВЕРТОЛЁТОВ МЧС РОССИИ ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМОЙ НАБЛЮДЕНИЯ»

УДК 629.7.06

ОСНАЩЕНИЕ ВЕРТОЛЁТОВ МЧС РОССИИ ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННОЙ

СИСТЕМОЙ НАБЛЮДЕНИЯ

Р.А. Ибадуллаев, М.А. Ламонов Научный руководитель - Р. А. Акзигитов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф.Решетнёва Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: lamonchik95@gmail.com

В статье рассматривается возможность установки на вертолёты МЧС России оптико-электронных систем.

Ключевые слова: оптико-электронные системы, вертолёт, комплекс, мониторинг.

EQUIPMENT OF HELICOPTERS OF THE EMERCOM OF RUSSIA WITH OPTOELECTRONIC SURVEILLANCE SYSTEM

R.A. Ibadullaev, M.A. Lamonov Scientific Supervisor - R.A. Akzigitov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: lamonchik95@gmail.com

The article considers the possibility of installing optical-electronic systems on helicopters of the Ministry of Emergency Situations of Russia.

Keywords: optoelectronic systems, helicopter, complex, monitoring.

Одной из самых актуальных государственных задач в настоящее время является создание комплексной системы защиты от чрезвычайных ситуаций, которая направлена на повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС с применением современных технологий и технических средств.

При решении этих задач особое место отводится авиации. В интересах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций воздушные суда могут эффективно применяться для выполнения экстренных авиационных работ: авиационно-спасательных и санитарно-авиационных работ, мониторинга лесопожарной, паводковой и радиационной обстановки, тушения природных пожаров, ликвидации аварийных розливов нефти, уничтожения ледовых заторов на реках, ликвидации последствий наводнений, землетрясений и других, различных по назначению и технологическому характеру, экстренных авиационных работ с применением авиационно-спасательных технологий.

Основной проблемой выполнения авиационных работ с применением авиационно-спасательных технологий является обеспечение достаточного уровня безопасности и эффективности лётной эксплуатации. Актуальность проблемы безопасности полётов при ликвидации ЧС обоснована спецификой лётной эксплуатации воздушных судов при проведении экстренных авиационных работ, связанной с использованием режимов малых скоростей, с транспортировкой грузов и специальных технических устройств на внешней

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 2

подвеске, выполнением полётов на предельно малой высоте, ночью и в сумерках, а также в сложных метеорологических условиях [1].

Большую часть экстренных авиационных работ выполняют вертолёты. Для осуществления полётов ночью, при сложных метеоусловиях, а также для наблюдения и разведки с борта вертолёта служат оптико-электронные системы (ОЭС). Они представляют собой сложные приборные комплексы, состоящие из разнородных каналов, которые функционально связаны друг с другом, а также с бортовыми системами связи, навигации, бортовым компьютером и различными датчиками.

Под наблюдением подразумевается видение неба, а также рельефа и объектов, которые представляют интерес. При этом под разведкой понимается не только видение полезных объектов, а также их количественная и качественная оценка: измерение их координат, дальности, геометрических размеров, скорости движения, распределения температуры и др.

В составе ОЭС могут быть: дневной оптический канал, тепловизионный прибор, дневная телевизионная система, низкоуровневая телевизионная система для работы при низком уровне освещённости, лазерный дальномер, радиолокационная станция - всё вместе или различные комбинации, которые функционально и конструктивно связаны с устройством гиростабилизации [2].

Разнообразие разнородных каналов, которые входят в состав ОЭС, обусловлено большим количеством задач, которые решаются с её помощью, а также недостатками каждого канала в отдельности. Это ставит перед необходимостью объединять их таким образом, чтобы несовершенства одного канала возмещались достоинствами другого. Например, дневной оптический канал обеспечивает высокое качество изображения, но работает только в светлое время суток. При снижении прозрачности атмосферы, например, из-за осадков, дальность обзора падает. Из-за этого вместо дневного оптического канала чаще используется дневная телевизионная система. Хотя качество её изображения, а, следовательно, и дальность обзора ниже, пилот может наблюдать изображение с экрана видеомонитора. Для того, чтобы пилот имел возможность работать и ночью, в составе ОЭС предусмотрена низкоуровневая телевизионная система. Её отличие от дневной телевизионной системы заключается в наличии на входе камеры электронно-оптического преобразователя, который увеличивает её чувствительность. Из-за автоматического диафрагмирования объектива низкоуровневой телевизионной системы и работы устройства автоматической регулировки яркости в её электронном канале система могла бы работать и в светлое время суток. Но преобразователь снижает качество изображения телевизионной системы, преобразует её из цветной в черно-белую. Именно поэтому низкоуровневую телевизионную систему применяют только в тёмное время суток.

Возьмём за основу для установки на вертолёты МЧС России систему КСО-200, которая уже используется на самолётах Бе-200ЧС, поскольку данная система уже известна инженерно-техническому персоналу авиапарка МЧС.

Комплекс специального оборудования КСО-200 - это бортовой комплекс оборудования поискового назначения. Комплекс предназначен для обеспечения совместно с бортовым оборудованием мониторинга в любое время суток, а также при любых погодных условиях подстилающей поверхности с целью решения следующих поисковых задач:

- поиск, обнаружение, определение и регистрация координат наземных и надводных объектов;

- поиск, обнаружение, определение и регистрация координат очагов пожаров;

- обнаружение радиолокационных средств аварийной сигнализации;

- мониторинг прибрежных шельфовых сооружений и конструкций;

- регистрация информации об отказах от систем, входящих в состав комплекса, а также оборудования, которое с ним взаимодействует, для проведения послеполётного анализа;

- регистрация в системе видеорегистрации радиолокационной, видео и служебной информации для проведения послеполётного анализа [3].

Функционально комплекс состоит из следующих составных частей:

а) Изделие 1А813М-300 (радиолокационная станция) предназначена для мониторинга и навигационного ориентирования по характерным радиолокационно-контрастным объектам подстилающей поверхности с выдачей радиолокационного изображения в многофункциональный индикатор комплекса. РЛС состоит из приемопередатчика, антенны, пульта управления и волноводного тракта [4].

б) Изделие ТТГС (теплотелевизионная гиростабилизированная платформа) предназначено для формирования видеоизображения подстилающей поверхности с наложенной на неё служебной информацией, выдачи его в индикатор, систему видеорегистрации и систему спутниковой связи. ТТГС состоит из оптико-электронного модуля, пульта управления и блока сопряжения.

в) Многофункциональный индикатор (МФИ) КСО-200-0411 предназначен для управления режимами работы комплекса и индикации радиолокационного изображения от РЛС;

г) Видеомонитор МР-15 на цветной ЖК-матрице предназначен для отображения графической и телевизионной информации.

д) Система видеорегистрации СВР-11-200 служит для регистрации видеоинформации, поступающей от РЛС и оптико-электронного модуля для послеполётного анализа. СВР состоит из блока сопряжения и сменного накопителя.

е) Бортовое оборудование спутниковой навигации СН-4312-03.

Комплекс состоит из составных частей, которые представляют из себя функционально и конструктивно законченные устройства.

В связи с наличием радиолокационного, телевизионного и тепловизионного каналов использование системы крайне актуально, т.к. позволяет проводить в любое время суток и при любых погодных условиях экстренные авиационные работы и др.

К тому же данная система может применяться и на вертолётах других авиапредприятий, которые могут быть задействованы либо при проведении поисково-спасательных работ, либо для решения других специальных задач, поставленных авиапредприятием.

Библиографические ссылки

1. Лебедев А.А., Опара Ю.С. О возможной оценке допустимого уровня риска для обеспечения безопасности полетов при проведении экстренных авиационных работ // Проблемы летной эксплуатации и безопасность полетов: Межвузовский тематический сборник научных трудов. Вып. IV / Университет ГА. С.-Петербург, 2010, с. 43 - 46.

2. Никулин О.Ю., Петрушин А.Н. Системы телевизионного наблюдения. М.: ОБЕРЕГ-РБ, 1997, 168 с.

3. Комплекс специального оборудования КСО-200. Руководство по технической эксплуатации. ТЮКН.461331.022 РЭ, 2010. - 58 листов.

4. ООО «Контур-НИИРС»: официальный сайт. - Санкт-Петербург. - URL: http://www.kontur-niirs.ru (дата обращения: 28.02.2022). - Текст. Изображение: электронные.

© Ибадуллаев Р. А., Ламонов М. А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.