Научная статья на тему 'Осмысление сущности физической культуры в контексте эволюции нравственной культуры'

Осмысление сущности физической культуры в контексте эволюции нравственной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
215
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ГЕДОНИЗМ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Усольцева Светлана Леонидовна

В рамках настоящего исследования изучались вопросы, связанные с осмыслением сущности физической культуры. Затронута специфика функционирования современной нравственной культуры. Проявляясь в качестве духовной предпосылки любой человеческой деятельности, нравственная культура воздействует не только на форму и содержание взаимоотношений в обществе, но и на их отношение к материальным и духовным ценностям, как прошлого, так и настоящего, на политические, экономические, правовые, управленческие, образовательные и другие процессы общества. Раскрыты особенности гедонистической (аристократической) нравственной культуры, ее проявления в Российской нравственной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Усольцева Светлана Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Understanding of essence of physical culture in context of evolution of moral culture

The present study examined the issues related to the understanding of the essence of physical culture. The article affected the specifics of functioning of the modern moral culture. Appearing as the spiritual background of all human activities, it influences not only on the form and contents of relationships in the society, but also on their attitude to the material and spiritual values, both past and present, political, economic, legal, managerial, educational and other processes of society. The features of hedonistic (aristocratic) moral culture and its manifestations in the Russian moral culture have been revealed.

Текст научной работы на тему «Осмысление сущности физической культуры в контексте эволюции нравственной культуры»

Статья поступила в редакцию 01.11.2017

УДК 796.01

ОСМЫСЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Светлана Леонидовна Усольцева, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), Екатеринбург

Аннотация

В рамках настоящего исследования изучались вопросы, связанные с осмыслением сущности физической культуры. Затронута специфика функционирования современной нравственной культуры. Проявляясь в качестве духовной предпосылки любой человеческой деятельности, нравственная культура воздействует не только на форму и содержание взаимоотношений в обществе, но и на их отношение к материальным и духовным ценностям, как прошлого, так и настоящего, на политические, экономические, правовые, управленческие, образовательные и другие процессы общества. Раскрыты особенности гедонистической (аристократической) нравственной культуры, ее проявления в Российской нравственной культуре.

Ключевые слова: сущность физической культуры, нравственная культура, гедонизм, нравственные ценности, модель.

UNDERSTANDING OF ESSENCE OF PHYSICAL CULTURE IN CONTEXT OF EVOLUTION OF MORAL CULTURE

Svetlana Leonidovna Usoltseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural state University of Railway Transport, Yekaterinburg

Annotation

The present study examined the issues related to the understanding of the essence of physical culture. The article affected the specifics of functioning of the modern moral culture. Appearing as the spiritual background of all human activities, it influences not only on the form and contents of relationships in the society, but also on their attitude to the material and spiritual values, both past and present, political, economic, legal, managerial, educational and other processes of society. The features of hedonistic (aristocratic) moral culture and its manifestations in the Russian moral culture have been revealed.

Keywords: essence of physical culture, moral culture, hedonism, moral values, model.

В настоящее время в сфере физической культуры можно наблюдать многочисленные научные исследования по теоретической, методической, гуманитарной и естественнонаучной направленности. Взаимосвязь между данными направлениями обнаружена еще в древнейших цивилизациях и прослеживается на всех этапах существования человечества. Научные исследования представляют собой средства накопления знаний, основой которых являются понятия и определения. Значимость при этом представляют не столько сами процессы либо явления, которые воспринимает человек, сколько его умение использовать специальные средства познания. В сфере физической культуры это, прежде всего, связано с определением понятия «физическая культура», раскрытием ее феномена и сущности, генезиса развития и т. д.

Физическая культура на сегодняшний день признана универсальным средством, охватывающим всестороннее формирование личности, ее саморазвитие и самореализацию. Она зародилась еще в древние времена, а все видоизменения и дальнейшее развитие происходят совместно с культурой общества. Как часть общей культуры она неразрывно связана с творческой деятельностью по созданию и овладению ценностей [2], и предполагает в первую очередь деятельность, направленную на духовный мир человека, на его взгляды, знания, умения, ценностные ориентации, мировоззрения и т. д. К сожалению, произошедшее в последние десятилетия смещение в сторону телесно-физического развития, когда «культ тела» становиться чрезмерным увлечением человека - это приводит к обесцениванию подлинных ценностей физической культуры, что проявляется в снижении

общих показателей здоровья общества, увеличении девиантных форм поведения, которые оказывают разрушительное воздействие на здоровье людей. Поэтому на сегодняшний день приоритетным направлением в развитии физической культуры остается ее культурная составляющая.

Это позволяет говорить об «... «окультуривании» социокультурной модификации тела человека, как о сфере культуры, связанной с телесным бытием людей, представляющей собой культурную ценность» [6].

Одним из принципов, позволяющих рассматривать физическую культуру с позиции культуры, является принцип поливариантности, основанный на индивидуализации и дифференциации и создающий условия выявления различных способностей человека при занятиях физическими упражнениями, его ценностные установки. Реализовать данный принцип возможно, отказавшись от стандартизации процесса физического воспитания, увеличивая при этом количество разнообразных программ, созданных с учетом национальных особенностей, региональных условий и т. д.

Духовная составляющая человека находится в центре внимания и при рассмотрении сущности физической культуры. Основой же духовности традиционно считают нравственную культуру, оказывающую огромное влияние на взаимодействия людей, обуславливающую качество жизни человека. Даже уже подготовка к профессиональной деятельности, как одной из сторон качества жизни, влечет за собой приобщение человека к основным социальным и, конечно, нравственным ценностям.

Нравственная культура, выступающая в качестве духовной предпосылки к любой человеческой деятельности, оказывает свое влияние на экономические, политические, правовые, управленческие, образовательные, экологические процессы в обществе, на их отношение к духовным и материальным ценностям, как прошлого, так и настоящего. А освоенная индивидом система нравственной культуры в большей степени программирует не только его поведенческий стиль, но и оказывает влияние на направление деятельности. Получаемые нравственные знания выступают необходимым элементом осознанной мотивации индивидов и являются основой воспитательно-образовательной деятельности [8].

Таким образом, с одной стороны, нравственная культура оказывает огромное влияние на условия самореализации человека, а с другой - это естественный процесс развития культурологического знания. Доказана зависимость между особенностями нравственной культуры общества и протекания политических, экономических, семейных и других процессов. Как писала профессор Франц А.С.: «.. .нравственная культура человека определяет характер и форму его отношений к самому себе, к другим людям, к природе, к труду, к Родине, к историческому прошлому своего народа и т. п.» [7].

По мнению многих ученых, современная нравственная культура подразделяется на несколько типов и носит плюралистический характер [8]. Это связано с социально-экономическим прогрессом, обусловившим развитие разнообразных направлений деятельности людей. Подобное многообразие предполагает создание отличных по содержанию систем нравственных ценностей и оценок.

В научном мире считается, что на протяжении нескольких веков традиционная нравственная культура служила основой для развития других типов нравственных культур: гедонистической (аристократической), прагматической и нигилистических нравов. В период Советской власти в нашей стране прагматический и аристократический типы культур были объявлены идеологически несоответствующими рабоче-крестьянскому классу, что привело к утере нравственных ценностей данных культур. Нигилистические нравы, наоборот, приветствовались и поощрялись, что привело сначала к разрушению устоев царской России, а впоследствии и самого Советского Союза.

Наибольший интерес у нас вызвал аристократический (гедонистический) тип нравственной культуры и особенности влияния на формирование мотивации к регулярным занятиям физической культурой.

Формирование гедонистической нравственной культуры связывают создавшимися в обществе определенными предпосылками, послужившими толчком к осмыслению особенностей человеческого существования. Это отдельный вид культуры, сформированный на концепции гедонизма. Здесь приветствуются ориентация на приземленные ценности, принижение возвышенных целей человеческого бытия. Человек рассматривается с позиции его земной жизни, возвеличиваются материальные ценности по отношению к духовным. Гедонистическая культура в большей степени сформирована в Америке и Европе и противопоставляет себя православию [1].

Гедонизм с древнегреческого переводится как «насаждение», «удовольствие» и относится к аксиологическому учению, согласно которому является высшим благом и смыслом жизни [3].

Для представителей гедонистической культуры характерно стремление все сделать для создания себе мира услад и утех, извлечения удовольствия из всего окружающего, независимо от законности своих действий. Источником мотивации для любого действия также служит получение удовольствия. Ученые выделяют специфику гедонистического мироощущения.

При исследовании молодежной субкультуры большое беспокойство вызывают ценностные ориентации, среди которых ведущая роль присуща как раз таки гедонизму, что выливается в мораль вседозволенности, основой которой является освобождение от внешних условий, добропорядочности.

Еще одной опасной тенденцией в современном мире, по мнению Ф. Ницше, является «удовольствие причинять страдание». Именно жестокость составляет часть наслаждений гедонистов, предрасположенных к садизму. В этом случае формируется неустойчивая, безвольная личность [3]. Подобные проявления составляют часть массовой культуры общества. Во многом этому способствует современная индустрия досуга, распространяющая легкомысленные вкусы и работающая на угоду низменной чувственности человека. Опасность формирования подобной личности в том, что появляется предрасположенность к пропагандистским воздействиям.

Выделяют также этический сопсилизм - «мания самого себя» Ф. Паульсен [5]. В этом типе выделяют максимальную концентрацию на самом себе, получение субъективного удовольствия независимо от того, насколько при этом пострадают окружающие его люди.

Следующей значимой установкой мироощущения гедонистов является инфантилизм. В большей степени это присуще детям, пребывающим в утробе матери и показывающим простоту инфантильного бытия, когда удовлетворение любой прихоти происходит «сию минуту». Учитывая, что пожилые люди - это состарившиеся дети, то следует признать, что инфантилизм неистребим.

Тем не менее, гедонизм не стоит на месте, а постоянно эволюционирует. Вместо примитивного гедонизма, направленного на получение «удовольствия сию секунду», появляется более прагматичный, направленный на рациональность, благоразумие [4]. Это ведет к формированию задатков здорового образа жизни и проявляется в различных диетических режимах, щадящей медицине, средств по уходу за своим организмом и релаксации.

Как в любом типе нравственной культуры, здесь есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, основной ценностью здесь является получение удовольствия, а все другие ценности направлены на ее достижение, происходит отождествление «блага» с личным наслаждением. Не отмечено высокой моральной оценкой в этом типе нравственной культуры и проявление людьми практичности или расчетливого стремления преуспевать в чем-то, ибо нравственным признавалось только сосредоточение внимания человека на творческом процессе и на сопровождающей его высокой духовности.

Российская аристократическая (гедонистическая) нравственная культура начала формироваться в тот исторический период, когда в обществе смогла выделиться группа

людей, склонных к интеллектуально-творческой деятельности, со своей системой нравственных ценностей, отличных от традиционных нравов.

Отличительной ценностью этой нравственной культуры является гордость, понимаемая как стремление человека не обременять окружающих своими радостями или неприятностями, не эксплуатировать их доброжелательного отношения к себе. Кстати, патриотическая гордость за свою Родину постепенно дополняется космополитизмом, т.е. потребностью восхищенного отношения ко всему достойному восхищения во всем мире.

То же отношение просматривается и в доле общего труда, представляющее собой желание человека испытать удовлетворение от процесса научного или эстетического познания мира. И результаты их деятельности приветствуются обществом, как полезные и улучшающие материальные условия жизни человека.

Именно принципы аристократической нравственной культуры позволили перевести в статус нравственных ценностей такие качества людей, как умение дружить и потребность в этом, умение оценить и восхититься проявлению индивидуальных качеств человека. Чувство собственного достоинства, стремление к самосовершенствованию, великодушие, вера в лучшие качества людей и в победу добра над злом составляют основу ценностей аристократической нравственной культуры [7].

Таким образом, произошедшие в обществе изменения раскрыли невозможность ограничений понимания сущности физической культуры только в рамках традиционных представлений. Это положение обязывает научный мир дать практике более глубокие знания, в том числе и с позиции нравственной культуры, осмыслить и изложить результаты противоречий уже существующих вариантов нравственных образов и социальных норм поведения. Совпадение нравственных представлений о жизненных ценностях позволит дифференцировать занимающихся в разнонаправленные группы и создать модель, включающую в себя необходимую мотивацию для организации физкультурного воспитания и образования в соответствии с их запросами и потребностями. Общеизвестно, что внешняя мотивация позволяет сформировать интерес у занимающегося только при условии совпадения предъявляемых требований его индивидуальным возможностям, и только тогда включается механизм внутренней мотивации, отвечающий за появление мотивов к занятиям физической культурой и спортом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 [Электронный ресурс] / В.С. Безрукова // URL : http://www.psyoffice.ru/6-1010-gedonisticheskaja-gedonistskaja-kultura.htm (дата обращения 30.10.2017).

2. Выдрин, В.М. Осмысление интегративной сущности физической культуры -магистральный путь формирования ее теории / В.М. Выдрин, Ю.Ф. Курамшин, Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 5. - С. 59-62.

3. Гусакова, Т.Ф. Гедонизм как вектор современной культуры / Т.Ф. Гусакова // Вестник Тюменского государственного университета. - 2006. - № 2. - С. 60-69.

4. Липовецки, Ж. Эра пустоты Эссе о современном индивидуализме / Ж. Липовецки. - СПб. : Изд-во «Владимир Даль», 2001. - 336 с.

5. Паульсен Ф. Мания самого себя [Электронный ресурс] / Ф. Паульсен // URL : https://www.psyoffice.ru/6-184-manija-samogo-sebja.htm (дата обращения: 30.10.2017).

6. Столяров, В.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) / В.И. Столяров // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 5. - С. 11-15.

7. Франц, А.С. Нравственная культура человека как ресурс совершенствования / А.С. Франц // Образование и наука. - 2005. - № 4. - С. 11.

8. Франц, А.С. Российская нравственная культура: поливариантность эмпирических моделей : автореф. дис. ... д-ра культурологии / Франц А.С. - Екатеринбург, 2005. - 31 с.

REFERENCES

1. Bezrukova, V.S. (2000), "Fundamentals of spiritual culture (encyclopedic dictionary of the teacher", available at: http://www.psyoffice.ru/6-1010-gedonisticheskaja-gedonistskaja-kultura.htm (accessed: 30 October 2017).

2. Vydrin, V.M. Kuramshin, Yu.F. and Nikolaev, Yu.M. (1996), "Integrative Understanding of the essence of physical culture - the main way of formation of its theory", Theory and practice ofphysical culture, No 5. pp. 59-62.

3. Gusakova, T.F. (2006), "Hedonism as a vector of modern culture", Vestnik of Tyumen state University, No. 2, pp. 60-69.

4. Lipovecki, J. (2001), Era of emptiness Essays on contemporary individualism, publishing house Vladimir Dahl, St. Petersburg.

5. Paulsen, F. (2003), "Mania himself", available at: https://www.psyoffice.ru/6-184-manija-samogo-sebja.htm. (accessed: 30 October 2017).

6. Stolyarov, V.I. (1998), "The Concept of physical culture and physical education (innovative approach)", Theory andpractice of physical culture, No. 5, pp. 11-15.

7. Franc, A.S. (2005), "Moral culture as a human resource improvement", Education and science, No 4, pp. 11.

8. Franc, A.S. (2005), Russian moral culture: the multivariate empirical models, dissertation, Ekaterinburg.

Контактная информация: atevss.75@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.11.2017

УДК 796.422

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БЕГУНОВ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ

Игорь Александрович Фатьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), Волгоград,

Татьяна Евгеньевна Фатьянова, кандидат биологических наук, доцент, Ольга Арсентьевна Ерохина, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Волжский филиал Волгоградского государственного университета (ВФ ВолГУ), Волжский

Аннотация

В статье представлены результаты исследования проблемы рациональной организации тренировочных нагрузок, направленных на развитие специальной силовой подготовленности бегунов на выносливость. Авторами представлены основные этапы разработки специализированных комплексов силовой подготовки. В результате проведенных исследований установлено, что применение экспериментальных комплексов позволяет сопряженно развивать аэробную и специальную силовую выносливость бегунов.

Ключевые слова: выносливость, силовая выносливость, комплексы специальных силовых упражнений, силовая подготовка.

TECHNOLOGY OF DESIGNING COMPLEXES OF EXERCISES FOR STRENGTH TRAINING OF RUNNERS TEND TO ENDURANCE Igor Aleksandrovich Fatyanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Volgograd State Physical Education Academy, Volgograd, Tatyana Evgenievna Fatyanova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Olga Arsentevna Yerokhina, the candidate of pedagogical sciences the senior teacher, Volzhskiy branch of Volgograd State University, Volzhskiy

Annotation

Results of the research devoted to the problem of the rational organization of training loads for development of the special power readiness of runners on endurance are presented in article. Authors have

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.