Научная статья на тему 'Осмысление социальных проблем женщин в русской публицистике второй половины XIX века'

Осмысление социальных проблем женщин в русской публицистике второй половины XIX века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
952
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЦИСТИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА / ЖЕНСКИЙ ВОПРОС / ЭМАНСИПАЦИЯ / ПРОСТИТУЦИЯ / САМОУБИЙСТВО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петренко Н.А.

В статье рассматриваются взгляды русских мыслителей второй половины XIX века на изменение положения женщин в обществе, обозначаются основные социальные проблемы женщин, нашедшие отражение в публицистике, соотносится содержание журнальных публикаций и реальные социальные инициативы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERSTANDING OF SOCIAL PROBLEMS OF WOMEN IN RUSSIAN PUBLICISM OF THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

The article discusses the views of Russian thinkers of the second half of the 19th century on the changing position of women in society, identifies the main social problems of women, which are reflected in journalism; the paper also correlates the content of journal publications and real social initiatives.

Текст научной работы на тему «Осмысление социальных проблем женщин в русской публицистике второй половины XIX века»

мя, в двадцать пять лет молодые японцы должны перестать выставлять себя напоказ, проявлять публично эмоции, носить фантастические облачения, т. е. должны утихомириться.

Что касается Амели, то для нее личное право сходить с ума, когда вздумается и проявлять публично любые странности - это свято, поэтому и признание ее сопровождающего - двадцатидвухлетнего Юмето, что он и его друзья «никогда» не утихомирятся, в отличие от представителей предшествующих поколений, в двадцать пять лет надевших деловые костюмы и сменивших прически на более приличные и подобающее, как уже было отмечено, внушает ей оптимизм. Для Амели все моменты, которые характеризуются положительно, сводятся к тому, чего нет, а не к тому, что есть, чем обладает героиня: «я испытываю огромную радость, оттого что меня больше не снимают», «испытываю особый восторг оттого, что они [кажущееся стадо синих китов, надо которыми пролетает самолет] не знают о моем существовании», «до чего же хорошо, что нет никого, кому следовало бы давать отчет перед ликом бесконечности!» [3, с. 127].

Вершина Гималаев, Эверест, над которым пролетает самолет, возвращающий Амели из Японии домой, вновь заставляет героиню вернуться к анализу своих эмоциональных состояний и вновь провозгласить в качестве единственно возможного сладкую ностальгию. Она клянется себе никогда больше не испытывать печаль и даже меланхолию. Так впечатления от настоящего определяют будущее, причем в достаточно императивной форме: «Кто соприкоснулся с Эверестом не имеет на это право» [3, с. 127]. Если до этого, вслед за любимым Нервалем, Амели повторяла строки «El Desdichado», которые помогали ей не умереть от удушья в метро, но при этом пронизывали отчаянием, теперь она «с убежденностью юродивых» утверждала, что «отчаявшиеся - скудоумные придурки» [3, с. 128]. Так настоящее неожиданно рождает в ней веру в будущее: «Первому встречному несчастному скажу: "Эверест! Гималаи!". И если после таких слов он попробует не излечиться, значит он заслуживает свои страдания» [3, с. 128].

УДК 821.161

ОСМЫСЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЖЕНЩИН В РУССКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

В статье рассматриваются взгляды русских мыслителей второй половины XIX века на изменение положения женщин в обществе, обозначаются основные социальные проблемы женщин, нашедшие отражение в публицистике, соотносится содержание журнальных публикаций и реальные социальные инициативы.

Ключевые слова: публицистика второй половины XIX века, женский вопрос, эмансипация, проституция, самоубийство.

Таким образом, Амели на последних страницах романа открывает с помощью чувственного опыта возможность собственными глазами увидеть «крышу мира», испытать «со^асИдЬ» - транс, балдеж, восторг. Посадка в Париже вводит в текст новое, до этого никак не зафиксированное у Амели душевное состояние - счастье, как оказалось, связанное с выпавшей на ее долю возможностью жить в Париже. Здесь, кстати, следует подчеркнуть, что, если счастливая ностальгия связана со свойственными человеку мнемическим особенностями вспоминать былое, то счастье для Амели оказывается возможным благодаря возможности забвенья: «забываю слова Колетт: "Париж - это единственный в мире город, где не обязательно быть счастливым"» [3, с. 131].

1. Мамардашвили М. Л. Классический и неклассический идеалы рациональности. СПб. : Азбука, 2010. 288 с.

2. Зогранян Э. Концептуализация понятия «время» в языковой картине мира (на материале современного русского языка) : дис. ... д-ра филол. (Ph.D.). - Тбилиси, 2011. URL: http://old. press.tsu.ge/GE0/internet/disertaciebi/ELMIRA%20Z0GRANIANI S%20DISERTACIA.pdf (дата обращения: 17.03.2018).

3. Нотомб А. Счастливая ностальгия. Петронилла. СПб. : Азбука, 2017. 288 с

4. Ананьев Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М. : Педагогика, 1982. С. 7-32.

5. Карлик Н. А. Национальные особенности коммуникативного поведения (по романам Амели Нотомб) // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе. VI Междунар. науч.-метод. конф. : сб. науч. тр. СПб. : С.-Пе-терб. горный ун-т, 2017. С. 237-240.

6. Папилова Е. В. Имагология как гуманитарная дисциплина. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/imagologiya-kak-gumanitarnaya-distsiplina (дата обращения: 17.03.2018).

© Залипаева Ж. П., 2018

Н. А. Петренко N. A. Petrenko

UNDERSTANDING OF SOCIAL PROBLEMS OF WOMEN IN RUSSIAN PUBLICISM OF THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

The article discusses the views of Russian thinkers of the second half of the 19th century on the changing position of women in society, identifies the main social problems of women, which are reflected in journalism; the paper also correlates the content of journal publications and real social initiatives.

Keywords: journalism of the second half of the 19th century, women's issue, emancipation, prostitution, suicide.

Феномен женской эмансипации интересовал многих писателей, критиков, историков, юристов, политиков, социологов, философов Х1Х-ХХ столетий. В 1860-1870-х гг. он неоднократно рассматривался в публицистике, критике и художественной литературе. Пути и способы решения «женского вопроса» предлагались разные, вплоть до противоположных: от участия женщины в революционной борьбе до посвящения себя семье и воспитанию детей.

Основные тенденции решения «женского вопроса» соответствующего периода системно отражены в работах В. О. Гошевского, И. В. Зыряновой, И. Н. Ковалевой, В. Н. Коновалова, К. де Магд-Соэп, П. И. Моисеева, Э. А. Павлюченко,

A. В. Поповой, О. В. Рябова, Г. А. Тишкина, Т. Н. Ивановой,

B. Л. Погребной, Н. А. Колосовой и других исследователей. Цель нашей статьи - выявить, каким образом в публицистике второй половины XIX века освещались негативные последствия изменения положения женщин в обществе.

В начале 1860-х гг. в истории «женского вопроса» происходит перелом - радикально изменяются социально-психологические представления о роли и месте женщины в семейной, общественной и профессиональной жизни. Важным фактором решения «женского вопроса» стало женское движение, направленное прежде всего на получение женщиной гражданских и избирательных прав, права непосредственного участия в общественной жизни. Очевидно, что радикальные изменения в обществе имели не только положительные, но и отрицательные последствия. Последние составили существо морально-этических проблем, с которыми столкнулось общество в период значительных идеологических преобразований.

В середине XIX в. общий кризис морали отразился и на состоянии традиционной патриархальной семьи. В это время появляются гражданские, фиктивные и рациональные браки. Иногда в одном доме одновременно жили и бывший муж, и настоящий. Описание подобного любовного треугольника можно найти в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Например, известны гражданские браки (Шелгу-новых-Михайлова, Боковых-Сеченова, Огаревых-Герцена, Панаевых-Некрасова).

Начиная с середины 1860-х гг. сотни молодых женщин покидали родительский дом в поисках новой самостоятельной жизни. Именно в это время особое распространение получили фиктивные браки, которые заключались по идейным соображениям с целью освобождения женщины от родительского деспотизма. Сразу же после венчания многие девушки получали от мужа-единомышленника отдельный вид на жительство, чтобы поступить на службу или уехать за границу учиться в университете.

Необходимо заметить, что, отказываясь оформить юридически и церковно свои отношения, многие женщины оказывались в более невыгодных условиях, чем мужчины. Зачастую это приводило к таким отрицательным последствиям, как распад традиционных семей, сиротство детей, унижение и «падение» женщин.

В 1850-1860-х гг. весьма распространенным явлением становится проституция. Отказ от прежних моральных устоев, необеспеченность, беспомощность, невежественность, плохое воспитание и образование ведут женщину к безвыходной нищете и, как следствие, к разврату и проституции.

Известный поэт, беллетрист, публицист, литературный критик М. Л. Михайлов в одной из статей «Парижских писем» совершенно правильно замечает: «Только в признании за женщиною человеческих и гражданских прав - охрана от страшного разврата, разъедающего современное общество в самых его основаниях» [1, с. 165]. В статье «К женскому вопросу» критик Н. К. Михайловский констатирует: «Отсутствие женского труда есть одна из причин громадного числа женских преступлений - устраните эту причину, и детоубийство, отравление мужей, проституция и т. д. уничтожатся сами собой» [2, с. 399].

Среди причин, способствующих росту проституции, современники называли традиционный семейный уклад. По справедливому замечанию М. Соболева, «...женщина получала все средства к существованию от отца и затем от мужа. Имея возможность приобрести обеспеченное положение только через брак, она направляла все свои усилия на то, чтобы найти жениха и сделать выгодную партию» [3, с. 98]. Так, многие девушки выходили замуж за пожилых мужчин для того, чтобы обеспечить свою жизнь. Историк С. Шашков в своем исследовании «Очерки истории русской женщины» приходит к выводу, что в России существовала и семейная проституция. Многие отцы, братья, мужья торговали своими дочерьми, сестрами, женами и получали взамен «деньги и награды» [4, с. 256].

Говоря о причинах проституции, исследователи отмечают также влияние среды. С раннего детства девочки и мальчики воспитывались раздельно, при этом последних приучали к труду, к учению, им твердили о необходимости знаний, об их превосходстве над женским полом. Девочкам прививалась мысль, что единственная цель и назначение женщины - выйти замуж, а все остальное - второстепенно.

Распространение проституции связывали как с социально-экономическими, так и с биологическими факторами. Популярными, в частности, были идеи Ч. Ломброзо, который говорил о врожденной склонности к проституции. Помимо этого, назывались умственная недоразвитость, врожденные и прочие наклонности женщин. Медики и психиатры утверждали, что проститутка - это ненормальная по своему психическому складу личность, с наследственными пороками организма.

Вопрос о социальной природе проституции неоднократно обсуждался на различных конференциях, заседаниях различных комиссий и обществ. Высказывалось мнение, что главным фактором, способствующим развитию проституции, является недостаток общественного воспитания. Члены общества защиты женщин указывали, что публичные дома усиливают разврат среди мужчин и женщин, поэтому требовали их закрыть. Актуальная проблема «падения» женщин волновала большинство известных писателей второй половины XIX века. О бесправии гувернанток и прислуги, фабричных работниц, о защите интересов внебрачных детей, о возвращении отвергнутых обществом «падших женщин» к полноценной жизни писали Н. Г. Чернышевский, А. Ф. Писемский, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов, В. М. Гаршин, И. А. Гончаров, Н. С. Лесков, А. Я. Панаева, Н. Д. Хвощинская и др.

Писатели рассматривали проститутку как «жертву общественного темперамента» [5, с. 148] и жестоких законов.

Литературный критик начала XX века В. В. Воровский напишет: «Мир падших женщин до сих пор остается для русского интеллигента специфическим объектом покаянных настроений... Образ проститутки как бы впитал в себя. все несправедливости, все обиды, все насилия, совершенные в течение веков над человеческой личностью, и стал своего рода святыней» [6, с. 283].

Заметим, что в нравственном «падении» женщины, в увлечении ее на путь проституции многие писатели, публицисты, критики, философы, общественные деятели (Н. Лесков, И. Гончаров, А. Хомяков, М. Катков, А. Бебель и др.) виноватым считают мужчину. Именно он наносит женщине сильнейший моральный удар, который отбрасывает ее на самое дно жизни. И только сила воли и характера женщины способны ее возродить.

Развивая эту идею, Н. С. Лесков в статье «Русские женщины и эмансипация» замечает: «Благодаря крайней деморализации мужчин, женщина у нас весьма быстро идет по гибельному пути, в конце которого стоят богадельня или безнравственная спекуляция на заблуждениях вновь подражающих искательниц эмансипации.» [7, с. 689]. Подобная мысль встречается также у И. А. Гончарова, который в статье «Намерения, задачи и идеи романа "Обрыв"» высказывает глубокие суждения о «падении» женщины. Писатель возмущен «несправедливостью и жестокостью» по отношению к женщине «за всякое падение, какими бы обстоятельствами оно не сопровождалось» и обращает внимание на то, что это «один из важных, вопиющих, по своей несправедливости, вопросов» [8, с. 216].

Редактор «Русского вестника» М. Н. Катков в статье «Наш язык и что такое свистуны» выступает за нравственное воспитание обоих полов и отмечает, что счастье женщины в первую очередь зависит от нравственности мужчин. Автор утверждает, что в женском разврате в большинстве случаев повинен мужчина и именно он несет ответственность за моральное состояние общества [9, с. 24]. К мнению М. Каткова близок известный немецкий политик А. Бебель. В «Очерке по женскому вопросу» виновными в падении женщин он называет мужчин, которые всегда относились к проституции «как привилегии, данной им по праву» [10, с. 224].

Вся острота «женского вопроса» проявилась в точке ее пересечения с проблемой самоубийства, ставшей во второй половине XIX века предметом общественного внимания. Известные философы, социологи, писатели, публицисты видели в этом пагубном явлении знаменательный факт эпохи перемен. Согласимся с мнением Н. А. Бердяева, считавшего, что «в эпохи исторических процессов и переломов, когда целые социальные слои отрываются от исторических тел, в которых они родились и жили, самоубийство может сделаться социальным явлением» [11, с. 20].

Статьи о причинах и природе самоубийств и преступлений печатались в газетах «Голос», «Биржевые новости», «Новое время», «Петербургская газета», «Русский мир», «Санкт-Петербургские ведомости», «Московские ведомости», «Неделя», «Гражданин» и журналах «Дело», «Отечественные записки», «Русское богатство». Были и специальные издания, освещающие статистику самоубийств, например: «Журнал Министерства внутренних дел», «Архив судебной медицины и общественной гигиены», «Ведомости Санкт-

Петербургской городской полиции», «Правительственный вестник» и др.

Самоубийство - социальная болезнь, которая обнажает изнанку существующего общественного строя. Интересна в этой связи точка зрения исследователя Г. Чхартишви-ли, который, определяя причины самоубийства, замечает: «.в результате отмены крепостничества и последующих реформ устоявшийся уклад жизни традиционных сословий нарушился, значительные группы населения пережили резкое изменение социального и имущественного статуса» [12, с. 207].

Нужда и безработица женщин, бесплодность их борьбы за существование связываются исследователями с причинами около 30 % самоубийств. Например, Л. Слонимский в статье «Самоубийство с общественной и нравственной точек зрения» говорит о незащищенности женщины: «В газетах печатаются длинные списки девушек, искавших честного труда и встретивших вместо того разные гнусные предложения, бессовестные ловушки соблазнителей и, наконец, открытые двери притонов. В результате - разбитая жизнь, полное разочарование в ценности и смысле этой жизни; затем легкий способ избавиться от нее - уксусная эссенция, морфий или что-нибудь другое в этом роде. Мечты о честной работе кончаются для них смертью» [13, с. 265]. В процитированной статье приводятся примеры самоубийств молодых женщин из-за тяжелой и бесцельной жизни.

Помимо осмысления проблемы нищеты, пьянства, разврата, проституции, самоубийства и преступлений на страницах газет и журналов и на заседаниях кружков и обществ, были предприняты и попытки деятельного вмешательства в ситуацию. Так, во второй половине XIX века особое значение приобретает благотворительная деятельность женщин. Многие состоятельные женщины проводили разнообразные акции для сбора средств (музыкальные и танцевальные вечера, любительские спектакли, публичные лекции, розыгрыш лотерей), чтобы помочь бедным женщинам и детям-сиротам. Кроме этого, они открывали школы, детские сады, отправляли в учебные заведения дочерей несостоятельных родителей.

Деятельность общества защиты женщин, куда входили Н. В. Стасова, А. П. Философова, М. М. Дондукова-Корсако-ва, была направлена на спасение падших женщин. Известный адвокат и общественный деятель А. Ф. Кони указывал, что общественные союзы «по мере сил должны ослабить условия, толкающие в проституцию, - облегчить выход из ее мрачных недр и заняться врачеванием души погибающей женщины» [14, с. 10]. Прогрессивные женщины организовали союзы и дома поддержки (например, общество дешевых квартир, организованное А. П. Философовой), что давало женщинам возможность обучиться какому-либо ремеслу. Многих такие приюты спасали от отчаяния и нищеты. Благотворительные общества активно боролись против разврата и пьянства. В первую очередь они оказывали женщинам нравственную и материальную поддержку, способствовали распространению женского образования, устраивали приюты для несовершеннолетних проституток, устанавливали особый надзор за положением девушек в ремесленных заведениях и на фабриках. Итак, происходящие во второй

половине XIX столетия радикальные преобразования имели одним из своих следствий изменение положения женщины в обществе. Как позитивные, так и негативные стороны этих изменений стали предметом осмысления в публицистических работах того времени.

1. Михайлов М. Л. Парижские письма // Современник. 1859. № 1. С. 163-182.

2. Михайловский Н. К. Полное собр. соч. : в 10 т. СПБ. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1906. Т. 10: К женскому вопросу. 1913. С. 390-400.

3. Соболев М. Женский труд в народном хозяйстве XIX века // Мир Божий. 1901. № 8. С. 71-99.

4. Шашков С. С. Очерки истории русской женщины. С прибавлением статьи «Русская проституция» СПб.: Изд. Н. А. Шигина, 1872. 276 с.

5. Минаев Д. Д. С Невского берега // Дело. 1868. № 5. С. 140-157.

6. Воровский В. В. Литературно-критические статьи. М. : Худож. лит., 1956. 480 с.

7. Лесков Н. С. Русские женщины и эмансипация // Русская речь. 1861. № 46. С. 688-690.

8. Гончаров И. А. Собр. соч. : в 8 т. Т. 8: Статьи, заметки, рецензии, автобиографии, избранные письма. М. : Гослитиздат, 1955. 575 с.

9. Катков М. Н. Наш язык и что такое свистуны // Русский Вестник. 1861. № 3. С. 1-38.

10. Бебель А. Очерки по женскому вопросу М. : Тип. А. П. Поплавского, 1905. 574 с.

11. Бердяев Н. А. О самоубийстве М. : Изд-во Моск. унта, 1992. 24 с.

12. Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство М. : Новое литературное обозрение, 2000. 576 с.

13. Слонимский Л. Самоубийство с общественной и нравственной точек зрения // Вестник Европы. 1914. № 1. С. 254-269.

14. Кони А. Ф. О задачах Российского общества защиты женщин в борьбе с проституцией // Мир Божий. 1901. № 5. С. 6-11.

© Петренко Н. А., 2018

УДК 821.161.1

Н. В. Проданик N. V. Prodanik

КНЯГИНЯ N В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» И «ОПЫТЫ» М. МОНТЕНЯ: КНИЖНЫЙ ИСТОЧНИК ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗА

В статье рассматривается образ Татьяны - княгини N в восьмой главе пушкинского романа; в качестве одного из источников образа называется книга М. Монтеня «Опыты». Текстуально-компаративный анализ позволяет увидеть близость ценностей жизни, представлений о судьбе в словах философа и княгини. Объяснением сходства становится творческая биография Пушкина: накануне 18291830-х гг. поэт интересуется наследием Монтеня, вступает с ним в творческий диалог. Пушкин соглашается с мыслями французского философа о примирении в личной судьбе противоположных начал - свободы и необходимости, о сдерживании стихии воображения, о спокойном, стоическом принятии ударов судьбы. Весь этот комплекс суждений входит в пушкинские произведения 1830-х гг., звучит он и в восьмой главе «Евгения Онегина».

Ключевые слова: творчество А. С. Пушкина, роман «Евгений Онегин», образ Татьяны, книжные источники литературного образа, творчество М. Монтеня.

DUCHESS N IN A.S. PUSHKIN'S NOVEL «EUGENE ONEGIN» AND M. MONTAIGNE'S «EXPERIENCES»: BOOK SOURCE OF LITERARY IMAGE

The article discusses the image of Tatiana - Duchess N in the eighth chapter of Pushkin's novel; the book "Experiments" of M. Montaigne is considered as one of the sources of this image. Textual and comparative analysis allows us to see the closeness of the values of life, ideas about fate in the words of the philosopher and of the princess. The creative biography of Pushkin becomes an explanation of the similarity: on the eve of the 1829-1830s, the poet was interested in the Montaigne heritage; he entered into a creative dialogue with him. Pushkin agreed with the thoughts of the French philosopher about reconciliation in the personal fate of opposing principles - freedom and necessity, about restraining the elements of imagination, about the calm, stoic acceptance of the blows of fate. This whole range of judgments is included in the Pushkin's works of the 1830s; it also sounds in the eighth chapter of Eugene Onegin.

Keywords: the works of A.S. Pushkin, the novel "Eugene Onegin", the image of Tatiana, book sources of the literary image, the work of M. Montaigne.

Исследователи неоднократно отмечали, что в «Евгении Онегине» сложно переплетены несколько сюжетных планов: наряду с конкретно-историческим, есть национальный план сюжета, обращающий читателя к русской менталь-ности, его дополняет план онтологический, свидетельству-

ющий о вечном характере проблем, затронутых автором. Ю. М. Лотман, определяя специфику построения «Евгения Онегина», настаивал, что в романе «...текст и внетекстовый мир органически связаны, живут в постоянном взаимном отражении, перекликаются намеками, отсылками,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.