Научная статья на тему 'ОСМЫСЛЕНИЕ РОЛИ ТЕХНИКИ В ФИЛОСОФИИ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА'

ОСМЫСЛЕНИЕ РОЛИ ТЕХНИКИ В ФИЛОСОФИИ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
124
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКА / ПОСТАВ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСМЫСЛЕНИЕ / ИНСТРУМЕНТ / TECHNIQUE / DELIVERY / TECHNICAL ACTIVITY / COMPREHENSION / TOOL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Авдошин Г. В., Галяутдинова Л. Ф.

Наше время невозможно представить себе вне техники, как и вне науки. Научное познание техники сводится к изучению свойств и характеристик материи в различных её проявлениях. Прикладные исследования успешно вырабатывают новые технологии, направленные на то чтобы улучшить нашу жизнь и сделать труд более эффективным. На данный момент техника занимает важное место во всех сферах человеческой жизни. Данное повсеместное проникновение техники имеет относительно недолгую историю, в связи с чем интересны подходы к определению и осмыслению самого феномена техники. Одному из них, а именно подходу немецкого философа Мартина Хайдеггера, посвящена настоящая статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERSTANDING THE ROLE OF TECHNOLOGY IN THE PHILOSOPHY OF MARTIN HEIDEGGER

Our time is impossible to imagine outside of technology, as well as outside of science. The scientific knowledge of technology comes down to the study of the properties and characteristics of matter in its various manifestations. Applied research successfully develops new technologies aimed at improving our lives and making work more efficient. At the moment, technology occupies an important place in all areas of human life. This ubiquitous penetration of technology has a relatively short history, and in this connection, approaches to the definition and understanding of the phenomenon of technology are interesting. One of them, namely the approach of the German philosopher Martin Heidegger, is the subject of this article.

Текст научной работы на тему «ОСМЫСЛЕНИЕ РОЛИ ТЕХНИКИ В ФИЛОСОФИИ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА»

УДК 141.3

Авдошин Г.В.,

к.ф.н., доцент кафедры философии, Галяутдинова Л. Ф.

магистрант КГЭУ в г. Казань г. Казань, Россия

ОСМЫСЛЕНИЕ РОЛИ ТЕХНИКИ В ФИЛОСОФИИ МАРТИНА

ХАЙДЕГГЕРА

Аннотация

Наше время невозможно представить себе вне техники, как и вне науки. Научное познание техники сводится к изучению свойств и характеристик материи в различных её проявлениях. Прикладные исследования успешно вырабатывают новые технологии, направленные на то чтобы улучшить нашу жизнь и сделать труд более эффективным. На данный момент техника занимает важное место во всех сферах человеческой жизни. Данное повсеместное проникновение техники имеет относительно недолгую историю, в связи с чем интересны подходы к определению и осмыслению самого феномена техники. Одному из них, а именно подходу немецкого философа Мартина Хайдеггера, посвящена настоящая статья.

Ключевые слова: техника, постав, техническая деятельность, осмысление, инструмент.

Avdoshin G.V.,

Ph.D., Associate Professor, Department of Philosophy,

Galyautdinova L.F.

undergraduate

KSEU in Kazan

Kazan, Russia

UNDERSTANDING THE ROLE OF TECHNOLOGY IN THE PHILOSOPHY OF MARTTIN HEIDEGGER

Abstract

Our time is impossible to imagine outside of technology, as well as outside of science. The scientific knowledge of technology comes down to the study of the properties and characteristics of matter in its various manifestations. Applied research

successfully develops new technologies aimed at improving our lives and making work more efficient. At the moment, technology occupies an important place in all areas of human life. This ubiquitous penetration of technology has a relatively short history, and in this connection, approaches to the definition and understanding of the phenomenon of technology are interesting. One of them, namely the approach of the German philosopher Martin Heidegger, is the subject of this article.

Keywords: technique, delivery, technical activity, comprehension, tool.

Сегодня продукты технических достижений принято определять с позиции того, что техника - это некая функция или инструмент. Данный подход к определению техники является верным, но не является истинным, так как не даёт возможности осмыслить сущность техники в целом. В своей работе «Наука и осмысление» М. Хайдеггер разделил понятия истинность и верность [5, с. 241]. Указанное определение техники является верным, так как соответствует наблюдаемой действительности. Однако осмысление истинны в данном случае возможно только через достижение понимания природы техники.

Осмысление по М. Хайдеггеру - это нахождение в объекте смысла. Смысл же, в свою очередь, является направлением, в котором вещь движется сама по себе. Из этого можно вывести, что осмысление техники, в рамках нашей жизни, возможно только исходя из позиции, что техника существует объективно, как явление. Исходя из этого, можно сказать, что техника - это не столько механизмы и машины, сколько органический аспект современной культуры и цивилизации [3, с. 43].

Техническая область деятельности человека, как область культуры, имеет своей целью поиск и раскрытие истинны. Стремления к этим целям присущи человеку изначально и по его природе. В дальнейшем, с развитием культуры и технического прогресса, потребность человека в познании стала видоизменяться и реализовываться в большем количестве видов деятельности. Если ранее техническая деятельность носила скорее познавательный характер, то с определенного времени акцент сместился на принудительное отношение к природе, «затребование» ее со всеми ресурсами, с заключенной в ней энергией.

Именно вышеуказанный характер технической деятельности и повлек за собой определение техники как инструмента преобразовательной деятельности человека. Чтобы более глубоко рассмотреть природу техники необходимо вернуться к познавательному аспекту технической деятельности. Для этого обратим внимание на такое понятие, как «постав». Это скрытая сила, порождающая сущность и феномен современной техники. Но это не просто

сущность техники, а ее некое таинственное начало, порождающее ее, постав -это бытие техники [4, с. 231].

М. Хайдеггер ввел это понятие как усеченную форму глагола поставлять, в немецком языке это слово звучит, как «Gestell». В обычном значении это слово можно перевести, как «стойка», «каркас», «подставка». С определенной точки зрения, «Gestеll» является безличностным познавательным «каркасом». Однако, у Хайдеггера, «Gestеll» - нечто более фундаментальное, чем то, что может быть выражено термином «безличностное веление». «Gestеll» не только полагает и обращает потребность к окружающему миру, - такого рода идея уже содержат в себе элементы воли - он также ориентирует человека и призывает его самому творить и преобразовывать окружающий мир [4, с. 231]. Таким образом, в слове заложен смысл - скрытая основа.

Слово «постав» может получить свое истинное значение только в контексте философии техники М. Хайдеггера, а философия техники в контексте его учения о бытии. Именно такой подход является исчерпывающим истолкованием, то есть соответствующим герменевтике (философии понимания). Техника - это не просто человеческое дело, это дарованная человеку способность раскрывать сокрытое [4, с. 232]. Сутью и выражением этой способности является «поставление» истины.

В социально-гуманитарных науках технику определяют, как исторически развивающуюся совокупность механизмов, устройств, средств, а также знаний, умений и навыков, позволяющих преобразовывать природу и удовлетворять потребности человека. Данное определение стоит дополнить тем, что техника реализует потребность человека в постижении потаенного.

Поскольку техника, это один из способов, дарованных человеку, то существо современной техники ставит человека на определенный технический путь раскрытия потаенности. Поставить на тот или иной путь, то есть обратить сам процесс познания в него, есть проявление судьбы. Следовательно, техника -это судьба Человека. Но судьба, по Хайдеггеру - это не принуждение. Только следуя судьбе, человек впервые становится свободным потому, что следовать ей - значит «слышать зов бытия» [1, с. 45].

Совершенно очевидно, что техника - это артефакт, созданный человеком. Однако исходя из всего вышеизложенного, нужно сказать, что подобная субъектность двояка. Человек создает технику в процессе познавательной деятельности, техника, в свою очередь, побуждает человека осмыслять ее в рамках сложившихся культурных представлений. То, что мы сегодня считаем техникой, а именно рационально понимаемые действия (технический опыт, изобретательство, инженерную деятельность, технологию) и их продукты

(механизмы, машины, технические сооружения), в предшествующих культурах не осмыслялось как техника.

Исторический опыт говорит о том, что осмысление техники следует за самим её изобретением с существенной задержкой[1, с. 44]. Такая задержка является процессом, в котором имеет своё проявление аспект техники как мировоззренческого фактора. Новые инструменты преобразования мира влекут за собой и новые знания о нем.

С точки зрения классической философии - в любой технике присутствует три аспекта:

- действие человека;

- реализация процесса природы;

- создание события (предмета), входящего в культуру [2, с. 118].

Ровно это декламирует Хайдеггер в своей работе «Вопрос о технике», он

заявляет, что сущность техники, кроме всего прочего, есть нечто нетехническое и субъектное по отношению к существованию человека [4, с. 234]. Этот вывод складывается сам собой. Определение техники как средства и способа человеческой деятельности не определяет сущность техники. Данное определение предполагает рассмотрение только антропологического и инструментального аспекта техники, исключая целостное рассмотрение техники и вынуждая осмыслять технику лишь с утилитарной точки зрения.

Таким образом, осмысление техники возможно лишь при условии индицирования совокупности проявлений искусства, природных процессов, потребностей человека и культурных особенностей. В итоге, мы получаем целостный образ техники, как процесса преображения и изучения человеком окружающего мира. При этом сам же окружающий мир влияет на человека, либо открывая ему новые возможности, либо наоборот ограничивая, но в любом случае - природа побуждает человека к началу процесса познания и преобразования. Культурные же особенности воплощаются в накопленном опыте и сохраненных технических знаниях, которые также определяют характер вышеуказанного процесса.

Результатом осмысления роли техники в нашей цивилизации, можно назвать понимание степени влияния техники не только на нашу жизнь, но и на вектор нашего дальнейшего развития. В осмысленном понимании техника имеет влияние на то, как мы преобразовываем наш окружающий мир, то есть какую культуру мы выстраиваем. Но это не полное осмысление техники, в философии Хайдеггера важным выводом является то, что техника является поставом нашей культуры, то есть уже существующая техника в определенной мере влияет на то, какую технику мы будем создавать, и соответственно, каким

будет наш мир в будущем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дёмин И.В. критика инструменталистской трактовки техники в философии М. Хайдеггера// Вестник самарского государственного университета. - 2015. - № 5. - С. 42-46.

2. Никулина А. С. Несокрытость и природа творения, связи техники и природы в философии М. Хайдеггера// ВЕСТНИК РУДН. - 2018. - № 1. - С. 116 - 124.

3. Розин В.М. Антропологическое истолкование техники, техническое-человека// Мир психологии. - 2015. - № 4.- С. 42-56.

4. Хайдеггер М. Вопрос о технике / М. Хайдеггер. Время и бытие: Статьи и выступления. - М.: Республика, 1993. С. 221-238.

5. Хайдеггер М. Наука и осмысление / М. Хайдеггер. Время и бытие: Статьи и выступления. - М.: Республика, 1993. С.238-253.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.