Научная статья на тему 'Осмысление практики организации учебноисследовательской деятельности обучающихся в контексте реализации компетент-ностного подхода в образовательном процессе лицея'

Осмысление практики организации учебноисследовательской деятельности обучающихся в контексте реализации компетент-ностного подхода в образовательном процессе лицея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ / НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Светлана Александровна

Моделируя исследовательскую деятельность учащихся, необходимо признавать как обязательное условие ее организации различные формы, принципы, установки, определяемые психолого-пе-дагогическими особенностями учащихся. В статье обобщен опыт управления учебно-исследовательской деятельностью учащихся с различными образовательными потребностями и мотивацией, определены условия и механизмы развития исследовательской компетентности в лицее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Осмысление практики организации учебноисследовательской деятельности обучающихся в контексте реализации компетент-ностного подхода в образовательном процессе лицея»

УДК 371.2

С.А. Федотова Осмысление практики организации учебноисследовательской деятельности обучающихся в контексте реализации компетент-ностного подхода в образовательном процессе лицея

Моделируя исследовательскую деятельность учащихся, необходимо признавать как обязательное условие ее организации различные формы, принципы, установки, определяемые психолого-пе-дагогическими особенностями учащихся. В статье обобщен опыт управления учебно-исследовательской деятельностью учащихся с различными образовательными потребностями и мотивацией, определены условия и механизмы развития исследовательской компетентности в лицее.

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, исследовательские умения, исследовательская компетентность, научное общество учащихся, научно-практическая конференция.

Современное школьное образование

— это процесс расширения возможностей развития личности, обеспечивающий компетентность личностного выбора жизненного пути. Смена ориентиров от «знаниевого» к «компетентностному» образованию требует изменений и в содержании, и в технологии образовательного процесса. В этом плане исследовательская деятельность учащихся есть та сфера школьного образования, где в большей степени может быть реализован компе-

© Федотова С.А., 2010

тентностный подход. Умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана с научной деятельностью, они необходимы каждому человеку. Это такие умения и навыки, как:

• умение видеть проблемы;

• умение вырабатывать гипотезы;

• умение наблюдать;

• умение давать определения понятиям, формулировать выводы;

• рефлексивные умения;

• коммуникативность и т.д.

Под исследовательской деятельностью мы понимаем деятельность, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным итогом и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, определение цели и задач ее решения, изучение теории, подбор методик исследования и сбор собственного материала, его анализ и обобщение.

Моделируя исследовательскую деятельность учащихся, необходимо признавать как обязательное условие ее организации различные формы, принципы, установки, определяемые психолого-пе-дагогическими особенностями учащихся.

Опыт работы педагогов показывает, что научно-исследовательской работой (НИР) может заниматься лишь небольшая часть (0, 5-1%) учащихся, обладающих хорошо развитым мыслительным аппаратом, склонных к теоретическому мышлению. Это, возможно, будущие ученые, деятели науки. В работе с ними необходимо именно научное руководство, консультирование ученых и с их помощью вовлечение в науку и приобщение и к научной школе. Результатом такой действительно научно-исследовательской работы могут быть научные тезисы, доклады, участие в научных семинарах и конференциях.

Но большинство учащихся таким высоким уровнем способностей к НИР не обладают. Наиболее оптимальной фор-

мой исследовательской работы для них является учебно-исследовательская деятельность (УИД). Именно УИД является основной системообразующей и специфической деятельностью для лицеистов. Главной целью здесь является не получение объективно нового знания, как в «большой» науке, а освоение навыков исследования как универсального способа освоения действительности.

Данные навыки приобретаются на занятиях учебно-исследовательского практикума, проведения квазиисследователь-ской работы под руководством педагогов лицея, результаты которой представляются на лицейской научно-практической конференции.

Для определенной части учащихся приобщение к исследовательской деятельности происходит через участие в социальных проектах, волонтерской работе.

Система организации учебно-исследовательской деятельности в лицее предполагает участие в ней всех учащихся в той или иной форме. Организационной формой этой системы является научное общество учащихся лицея (НОУ), существующее уже 18 лет.

НОУ — это эффективная модель внеурочной и внеклассной работы по развитию исследовательских умений и навыков (исследовательской компетенции), которые сочетают в себе работу над учебными и научными исследованиями, коллективное обсуждение результатов работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов по актуальным проблемам науки и современной жизни, интеллектуальных игр, научно-практических конференций, встреч с представителями науки, экскурсий, сотрудничество с другими НОУ в рамках федеральной программы «Интеграция».

Деятельность НОУ координирует совет из учащихся - представителей секций и кураторов - научных руководителей. На заседаниях секций члены НОУ

рассматривают и утверждают тематику работ учащихся, которая определяется с учетом их интересов, возможностей, уровня готовности к исследовательской работе.

Развитие исследовательских умений осуществляется через реализацию программы «Творящий интеллект». Данная программа рассчитана на проведение занятий, адаптированных к возрасту и уровню подготовки учащихся. Теоретические и практические занятия посвящены ознакомлению учащихся с основными составляющими исследовательской деятельности на различных этапах работы над проблемой. В практике курса - занятия в библиотеке, работа в Интернете, деловые игры по целеполаганию и разработке исследовательского проекта.

Информация такого рода, приобретенный, осознанный, прожитый опыт помогают осуществлять уже настоящий исследовательский поиск.

Результатом этой системы обучения, консультаций, руководства развитием исследовательских начал являются работы учащихся, представляемые на ежегодных научно-практических конференциях лицеистов.

Диапазон тем юных исследователей достаточно широк, разнообразен:

- работы прикладного характера («Формула доступного жилья в Перми», «Материальное обеспечение учителей и их закрепление в школах Пермского края»);

- интеграционные («Исследование вексельного обращения с помощью математических методов», «Остап Бендер -вчера и сегодня»);

- исследования по региональной истории как результат работы творческих лабораторий («Пермские губернские ведомости как исторический источник»);

- социальные проекты («Знающий свои права защищен», «Дизайнерский проект озеленения и оформления территории лицея»).

Такие работы всегда вызывают огромный интерес слушателей на школьной научно-практической конференции.

Мы настаиваем на конференции как на форме, позволяющей вести обсуждение проблем всем заинтересованным участникам. Это встречи единомышленников, увлеченных наукой, верящих в свои силы и желающих добиться цели. Это возможность убедиться в том, что мир науки интересен и близок всем, кто стремится познать его тайны. Это волнение, напряжение сил, когда, следуя девизу НОУ «Работать и искать, найти и отстоять», необходимо продемонстрировать умение логически мыслить, полемизировать, аргументировать свою позицию в дискуссии со сверстниками и учеными. Научно-практическая конференция - это праздник интеллекта, труда и творчества.

В Положении о лицейской НПК определены достаточно высокие критерии работ: актуальность избранной проблемы, знание её истории и степени изученности в науке, логика построения работы, самостоятельность автора в оценках позиций ученых и в собственных выводах. Конференции дают возможность заметить и отметить достижения юных исследователей в различных номинациях: «За глубину исследования», «За смелость первопроходца в науке», «За тщатель-

ный исторический анализ проблемы», «За осуществление интеграции в научном поиске», «За преданность делу научного познания» и др. Процесс поиска истины не прекращается с окончанием учебного года, продолжается в летнем научном лагере. Это время «сквозной» работы, коллективного поиска, комплексного исследования. Экспедиции лицеистов в село Ильинское, на опытную базу ПГУ «Предуралье», пещеру «Российская» и т.д. дают возможность пройти путь настоящего исследования. Выполнение работы можно рассматривать в качестве профессиональной пробы, одним из важнейших этапов личностного и профессионального самоопределения.

Осмысление результатов развития исследовательских начал позволяет делать следующие выводы:

- участие в исследовательской работе является одной из наиболее эффективных форм саморазвития личности и развития исследовательской компетентности;

- степень сложности избранной темы и качество выполнения работы могут быть использованы для оценки интеллектуального и общего развития учащихся как квинтэссенция развития различных компетентностей - информационной, самостоятельно-познавательной, социальной, коммуникативной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.