Научная статья на тему 'Осмысление феномена социальных практик и возможностей их развития'

Осмысление феномена социальных практик и возможностей их развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1274
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПОЛЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК И ИХ РАЗВИТИЕ / PRACTICES / SOCIAL PRACTICES / SOCIAL-AND-CULTURAL FIELD / THE INSTITUTIONALIZATION OF SOCIAL PRACTICES AND THEIR DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Глушко Ирина Васильевна

В статье рассматривается вопрос о дея-тельностном основании социальных практик, а также об их развитии. Речь идет о том, что в современном обществе спектр социально-культурных практик расширяется и они становятся максимально развивающими человеческий потенциал формами жизнедеятельности людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERSTANDING THE PHENOMENON OF SOCIAL PRACTICES AND OPPORTUNITIES OF THEIR DEVELOPMENT

The article discusses the activity basis of social practice, and also their development. The idea is that in modern society the range of social-and-cultural practices is growing and they become the forms of human activity developing human potential to the limit.

Текст научной работы на тему «Осмысление феномена социальных практик и возможностей их развития»

УДК 304

Глушко Ирина Васильевна

Glushko Irina Vasilevna

кандидат философских наук, доцент кафедры истории, философии и политологии Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии glu-ir@mail.ru

ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИХ РАЗВИТИЯ

PhD in Philosophy, associate professor of the chair of history, philosophy and political science, Azov-and-Black Sea state Agroengineering Academy glu-ir@mail.ru

UNDERSTANDING THE PHENOMENON OF SOCIAL PRACTICES AND OPPORTUNITIES OF THEIR DEVELOPMENT

Аннотация:

В статье рассматривается вопрос о деятельностном основании социальных практик, а также об их развитии. Речь идет о том, что в современном обществе спектр социально-культурных практик расширяется и они становятся максимально развивающими человеческий потенциал формами жизнедеятельности людей.

Ключевые слова:

практика, социальные практики, социальнокультурное поле, институционализация социальных практик и их развитие.

The summary:

The article discusses the activity basis of social practice, and also their development. The idea is that in modern society the range of social-and-cultural practices is growing and they become the forms of human activity developing human potential to the limit.

Keywords:

practices, social practices, social-and-cultural field, the institutionalization of social practices and their development.

Практика, понимаемая в виде отношения человека как субъекта деятельности и внешнего мира в качестве объекта, всегда являлась актуальной философской проблемой. В социальной философии анализировалась система деятельности человека во всем его историческом развитии, результатом которой является мир материальной и духовной культуры. Социальная деятельность реализуется в системе социальных отношений, в которой все виды человеческой деятельности характеризуются такими признаками, как процессуальность, целесообразность, поэтапность, направленность на достижение определенного конечного результата.

Исследования социальных практик как самостоятельного социального феномена и понятия начались сравнительно недавно, со второй половины ХХ века, однако социальные практики достаточно быстро приобрели статус социального явления, обусловленного деятельностным аспектом. Методология деятельностного подхода позволяет рассматривать категорию общественно-исторической практики применительно ко всем областям бытия человека: природному, индивидуально-личностному и социальному, что доказывает универсальный характер деятельности. Во всех сферах общественной жизни как раз и происходит реализация деятельностного потенциала, а результатом такой реализации являются социальные практики. Социальная практика - вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.

Значение практики подчеркивали философы разных направлений, особенно диалектико-материалистического, где практика понимается как активная целенаправлен-

ная чувственно-предметная, материальная деятельность людей по преобразованию реальной действительности.

Системный подход к анализу общества представляет его в виде системного образования, состоящего из нескольких подсистем, главные из которых образуют основные подсистемы (сферы) жизнедеятельности человека: экономическую, политическую, социальную и духовную. В каждой сфере реализуются определенные социальные отношения и социальные практики, которые, в свою очередь, подразделяются на множество видов и форм.

Среди отечественных научных школ, занимающихся теорией деятельности, следует выделить педагогическую школу Эльконина - Дывыдова, предложившую теорию развивающей деятельности и развивающего обучения. Исходные положения данной теории таковы: любая деятельность имеет в своем составе потребности и мотивы ее выполнения, а также задачи и действия, направленные на их решение. Действия выполняются благодаря наличию в них многообразных операций. Деятельность людей существует как в непосредственно коллективной форме, так и в форме индивидуальной деятельности. Иными словами, деятельность человека может быть раскрыта в процессе анализа таких взаимосвязанных ее особенностей, как открытость, универсальность, свобода, сознание, целеполагание, носителем которых выступает коллективный и индивидуальный субъект [1].

Данные исходные положения авторы проекцируют на современные социальные практики, полагая возможным их конструирование (так, например, ошибочно полагать, что рыночные отношения в России должны пройти долгий путь формирования в соответствие с объективными законами рынка - его быстрому формированию могут помочь специальные системы деятельности, одной из которых является маркетинговая деятельность). Любая сфера социальной практики понимается как определенный вид человеческой деятельности. Таким образом, «теория деятельности, с точки зрения ее использования в различных областях социальной практики, выступает как инструментальная система проектирования и программирования. Эта работа связана с созданием конкретных проектов на основе теоретического видения ближайшего шага развития практики и одновременно с построением особого типа теорий, выявляющих принципы создания подобных проектов» [2]. Такой подход дает основания понимать механизм развития социальной практики как процессы ее проектирования, формирования схем, коммуникационных сетей.

В деятельности человека прежде всего выделяются повседневные практики - то, что происходит с человеком изо дня в день: это его профессиональный труд, повседневная деятельность в области досуга и отдыха, в рамках быта. В социально-философских теориях повседневности П. Бергер и Т. Лукман, Э. Гуссерль, А. Шюц и другие исследователи обращаются к той сфере социального бытия, которая порождает «низовые» формы социально-культурных практик, не выделенные из повседневности и связанные с каждодневным человеческим существованием. Главная форма практики - труд, трудовая деятельность людей. Различают также другие формы практики - социальные действия (реформы, революции, войны и др.) и т. д.

Объекты социальной практики - различные способы жизнедеятельности, которые определяют место больших групп людей в обществе, их интересы, характер взаимодействия с другими социальными группами. Социальные практики вместе с обществом прошли весь его исторический путь развития. Поэтому развитие общества - это всегда изменение той системы отношений, в которую включены люди и которая, будучи создана их собственной деятельностью, вместе с тем выступает регулятором этой деятельности.

Следовательно, «в структуру практики входят категории «действие» и «деятельность» (понимаемая как конкретная практика). В структуре практики возможно выделение двух основных сторон: «внешней» и «внутренней». Внутренняя» практика предполагает духовные и волевые усилия личности... основной категорией анализа при рассмотрении «внутренней» сферы практического будет понятие морального действия. «Внешняя» практика есть инструментально-предметное отношение человека к миру, эквивалентом этого понятия является понятие «материально-предметная деятельность»... [3, с. 435].

Различные внешние формы социальных практик институционализируются, становясь устойчивыми, социально-нормативными, оказывающими существенное организующее влияние на социальную жизнь. Другая часть практик остается за рамками социальных и культурных норм, формируя девиантные, протестные, субкультурные и даже контркультурные проявления социальной активности. Поэтому социальные практики способствуют формированию новых идентичностей, служащих не только осознанию собственной целостности, но и позволяющих гибко реагировать на социальные изменения, открываться новому опыту.

Социологический словарь определяет социальные практики как «совокупность принятых в культуре (традиционных) способов деятельности, навыков обращения с различными предметами; мышление или действие «по привычке», следование правилу, поведение, имеющее ритуальный характер; частные социальные институты» [4].

Вообще, понятия «институционализация», «социальный институт» созвучны понятию социальных практик в исследованиях многих авторов. В работах А. Миллера, Э. Гид-денса и др. порождение социальных институтов есть результат потребностей социальной практики. Э. Дюркгейм считал соцальными институтами «все устоявшиеся, типичные отношения в обществе» [5, с. 67]. А. Миллер установил, что «социальный институт -это совокупность организационных форм и функций, позволяющих отдельным группам, обществу в целом, реализовывать потребности и регулировать поведение людей», поддерживающих выполнение важных для общества функций; осуществляющих интеграцию стремлений, действий и отношений, т. е. поддерживающих сплоченность общества [6].

В приведенном выше социологическом определении социальных практик акцент делается на объективной стороне способов жизнедеятельности людей. Однако следует подчеркнуть немаловажность и субъективной стороны.

На наш взгляд, наиболее ярко данный ракурс изучения социальных практик представлен в работах французского социолога П. Бурдье.

Согласно концепции П. Бурдье, закономерным следствием прогрессирующего разделения практик является возникновение социально-культурных полей. Поле характеризуется: 1) автономией, т. е. относительной независимостью функционирования от внешних принуждений; 2) способностью к рефракции, т. е. переопределению всех внешних воздействий в соответствии с собственной логикой; 3) формами взаимодействия агентов, чьи позиции в поле должны рассматриваться только во взаимных отношениях (капиталы, власть, влияние, материальная и символическая прибыль и т. д.) [7, с. 37-39]. П. Бурдье вводит понятие habitus (габитус), определяемое как система диспозиций, «прочных приобретенных предрасположенностей», порождающих и структурирующих социальную практику агента и его представления. [8, с. 17-30]. Габитус есть продукт истории, порождение объективной социальной среды. Габитус производит индивидуальные и коллективные практики. В этом случае индивид понимается как социальный агент, реализующий в своей личной практике программу общества в зависимости от того положения, которое он в этом обществе занимает. Так как социально-культурных полей несколько, то агент может занимать позиции одновременно в различных полях. Таким образом,

«Бурдье предлагает для анализа социальной реальности социальную праксеологию, которая объединяет структурный и конструктивистский (феноменологический) подходы. Так, с одной стороны, он дистанцируется от обыденных представлений с целью построить объективные структуры (пространство позиций) и установить распределение различных видов капитала... С другой стороны - он вводит непосредственный опыт агентов с целью выявить категории бессознательного восприятия и оценивания (диспозиции), которые «изнутри» структурируют поведение агента...» [9].

Габитус, по Бурдье, есть в одно и то же время порождающий принцип, в соответствии с которым объективно классифицируется практика, и принцип классификации практик в представлениях агентов. Представленная таким образом модель социальнокультурных практик обладает, на наш взгляд, эвристическим потенциалом.

Таким образом, мы видим, что сам факт существования и развития социальных практик определяется упорядоченностью (согласованностью) субъектов практик - отдельных индивидов и их объединений. Нарушение упорядоченности и рассогласование субъектов возможно в нескольких случаях: во-первых, если субъекты воплощают принципиально несовместимые формы взаимодействия и способы деятельности; во-вторых, если существуют внешние причины рассогласования действий субъектов. Следовательно, для существования и успешного развития социальных практик необходимо укреплять устойчивость социальной системы и взаимодействие ее субъектов.

Как представляется, новые возможности для совершенствования такого рода взаимодействия открывает современное постиндустриальное обществе. Рассмотрим это на примере труда как важнейшей формы социальной практики.

С развитием общества система труда эволюционирует. В информационном обществе структура труда включает следующие элементы: 1. Целесообразная деятельность работников, обладающих способностями оперировать информационным потоком. 2. Человеческое сознание, как качественно новый предмет труда. 3. Научные знания, порождающие креативность труда. 4. Средства труда, способствующие генерированию, обработке и реализации инновационных идей. 5. Новые высокие технологии. 6. Глобальная интерактивная информационная сеть как средство и предмет труда одновременно. Следовательно, усиливается роль и значение таких социально значимых характеристик труда, как интеллектуализация, творчество, виртуализация, интерактивный характер [9, с. 75]. Конечно, характеристики информационного общества далеко не однозначны, но это проблемы отдельной статьи.

Тем не менее ряд исследователей выделяют в современном обществе интеллектуальную деятельность как особую разновидность человеческой деятельности (а значит, и социальной практики), направленную на удовлетворение не столько биологических потребностей человека, сколько на достижение социально значимых целей.

В личностно-ориентированном обществе актуализируется также ценность творческой деятельности, без которой невозможен процесс саморазвития и самосовершенствования человека. Главной характеристикой деятельной личности в современном обществе является не знание информации, а умение ее как можно более эффективно использовать, адаптировать, модифицировать, творчески применять к решению самых разнообразных задач.

Итак, феномен социальных практик стал предметом самостоятельного исследования сравнительно недавно, и в социально-философской и социологической литературе суть концепта раскрывается с использованием ряда понятий: «материальная деятельность», «частные социальные институты», «социально-культурные практики», «габитус» и др. Как представляется, по аналогии с социальными институтами как организационными

формами и функциями можно выделить главную функцию развития и совершенствования социальных практик в сторону их институционализации - это обеспечение устойчивости человеческого развития (несмотря на наличие девиантных, протестных, субкультурных и контркультурных проявлений социальной активности), а также гармонии человека с природой. Критерием социального прогресса, а значит, прогресса социальных практик в идеале являются развитие человека и качество окружающей среды. Механизмы развития социальных практик могут быть связаны с процессами их специального научного проектирования силами представителей разных отраслей знания. В современном обществе традиционные типичные (стереотипные) формы социальных практик видоизменяются, наполняются новым содержанием; спектр социально-культурных практик расширяется, и они становятся максимально развивающими человеческий потенциал формами жизнедеятельности людей.

Ссылки:

Ссылки:

1. Давыдов В.В., Громыко Ю.В. Теория деятельности и социальная практика : доклад на III Международном конгрессе по теории деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://www.situation.ru/app/j_art_973.htm (дата обращения: 3.02.2011).

2. Там же.

3. Дьяков А.А. Философия и практика: было ли прошлое, есть ли настоящее, будет ли будущее? // Наука. Философия. Общество : материалы V Российского философского конгресса. В 3 т. Новосибирск, 2009. Том I. 531 с.

4. Социологический словарь // Энциклопедии & словари [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/sociology/Socialne-Praktiki-8366.html (дата обращения: 19.12.2010).

б. Цит. по: Давыдов А.А. Системная социология

М., 2006. 192 с.

6. Социология как наука : учебное пособие

[Электронный ресурс]. URL:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/So c_Nauk/09.php (дата обращения: 19.12.2010).

7. Социоанализ Пьера Бурдье : альманах Рос.-фр. центра социологии и филологии Ин-та социологии РАН / отв. ред. Н.А. Шматко. М.; СПб., 2001. 304 с.

8. Бурдье, П. Структуры, habitus, практики //

Современная социальная теория: Бурдье,

Гидденс, Хабермас : учеб. пособие / под ред. A. Леденевой. Новосибирск, 1995. 120 с.

9. Ширшова И. Основные понятия концепции Пьера Бурдье [Электронный ресурс]. URL: http://www.situation.ru/app/j_art_632.htm (дата обращения: 2.02.2011).

10. Коваль В.В. Система и структура труда в информационном обществе // Наука. Философия. Общество : материалы... Том III. 496 с.

References (transliterated):

1. Davydov V.V., Gromyko YU.V. Teoriya deyatel'nosti i sotsial'naya praktika : doklad na III Mezhdunarodnom kongresse po teorii deyatel'nosti [Electronic resource]. URL: http://www.situation.ru/app/j_art_973.htm (Date of access: 3.02.2011).

2. Ibid.

3. D'yakov A.A. Filosofiya i praktika: bylo li proshloe, est' li nastoyashchee, budet li budushchee? // Nauka. Filosofiya. Obshchestvo : materialy V Rossiyskogo filosofskogo kongressa. In 3 vol. Novosibirsk, 2009. Vol I. 531 p.

4. Sotsiologicheskiy slovar' // Entsiklopedii & slovari

[Electronic resource]. URL: http://enc-

dic.com/sociology/Socialne-Praktiki-8356.html (Date of access: 19.12.2010).

5. Cit. by: Davydov A.A. Sistemnaya sotsiologiya M., 2006. 192 p.

6. Sotsiologiya kak nauka : uchebnoe posobie [Electronic resource]. URL:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/So c_Nauk/09.php (Date of access: 19.12.2010).

7. Sotsioanaliz P'era Burd'e : al'manah Ros.-fr. tsentra sotsiologii i filologii In-ta sotsiologii RAN / ed. by N.A. Shmatko. M.; SPb., 2001. 304 p.

8. Burd'e, P. Struktury, habitus, praktiki // Sov-remennaya sotsial'naya teoriya: Burd'e, Giddens, Habermas : ucheb. posobie / ed. by A. Ledeneva. Novosibirsk, 1995. 120 p.

9. Shirshova I. Osnovne ponyatiya kontseptsii Piera Burdie [Electronic resource]. URL: http://www.situation.ru/app/j_art_632.htm (Date of access: 2.02.2011).

10. Koval' V.V. Sistema i struktura truda v informatsionnom obshchestve // Nauka. Filosofiya. Obshchestvo : materialy... Vol. III. 496 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.