УДК 101.1:316.614 Пурынычева Галина Михайловна
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Поволжского государственного технологического университета
Баданова Надежда Михайловна
аспирант кафедры философии
Поволжского государственного технологического
университета
ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
https://doi.org/10.24158/fik.2017.7.2 Purynycheva Galina Mikhaylovna
D.Phil., Professor, Head of the Philosophy Department, Volga State University of Technology
Badanova Nadezhda Mikhaylovna
PhD student, Philosophy Department, Volga State University of Technology
UNDERSTANDING THE PHENOMENON OF INFORMATION CULTURE
Аннотация:
В статье представлены результаты исследования феномена информационной культуры через призму традиций, новаций и инноваций как неотъемлемых, диалектически связанных между собой культурообразующих компонентов. Сложность исследования феномена информационной культуры заключается в том, что данный вид культуры нередко ассоциируется с массовой культурой, стремительно набирающей обороты. На основе анализа научной литературы выделены основные черты (комплексность, неоднозначность и постоянное развитие) и ключевые функции (обеспечения личностного и общественного развития; минимизации рисков, сопряженных с развитием информационного общества; обеспечения информационной безопасности на личностном, государственном и глобальном уровнях и т. д.) информационной культуры. Установлено, что информационная культура выступает частью информационной безопасности и способствует поступательному движению и развитию как отдельной личности, так и общества в целом. Обоснована важная роль института образования в процессе формирования личностной информационной культуры.
Ключевые слова:
инновация, информация, информационная культура, информационное общество, информатизация, личность, новация, общество, развитие, традиция.
Summary:
This article presents the results of a study on the phenomenon of information culture through the prism of traditions, improvements and innovations as integral components having a dialectical link and forming culture. The complexity of studying the abovementioned phenomenon is that this kind of culture is often associated with the rapidly growing mass culture. Based on the analysis of the scientific literature, the authors distinguish the main features (complexity, ambiguity and continuous development) as well as the key functions of information culture (ensuring personal and community development; minimizing the risks associated with the development of information society; information security at the individual, national and global levels, etc.). It is defined that information culture acts as a part of information security and contributes to the progressive movement and development of both personality and community. The paper substantiates the important role of the institution of education in the process of forming the personal information culture.
Keywords:
innovation, information, information culture, information society, informatization, personality, improvement, community, development, tradition.
Проблема информационной культуры представляет собой предмет многочисленных исследований. Авторы настоящей статьи рассматривают феномен информационной культуры через призму традиций, новаций и инноваций как неотъемлемых, диалектически связанных между собой культурообразующих компонентов.
Вхождение в исследование информационной культуры было сопряжено с поиском методологической модели для анализа проблемы. Сущностные характеристики этого феномена современности определяются междисциплинарностью, требующей синтеза методов социологии, культурологии, психологии, герменевтики, аксиологии, деятельностного подхода на базе социально-философского знания.
В отечественной традиции превалирует деятельностный подход, где феномен культуры рассматривается как специфический способ деятельности. Основой такого вывода послужили работы М.С. Кагана, К.К. Колина, В.М. Межуева, М.К. Петрова, В.С. Степина, А.Д. Урсула.
По мнению российских исследователей, культура - это общность «пластов», позволяющих ей играть роль средства межчеловеческой коммуникации. Культурные пласты видоизменяются
и приобретают специфические характеристики в зависимости от стадии общественного развития. Часто на стыке эпох возникают культурные новообразования, не обладающие ярко выраженной культурной идентичностью. Их осмысление требует определенных усилий. Аналогично складывалась ситуация и в отношении философского анализа информационной культуры.
Сложность исследования этого феномена состоит в том, что данный вид культуры нередко ассоциируется с массовой культурой, стремительно набирающей обороты. Кроме того, присутствуют попытки чрезмерного сближения информационной культуры с информатикой [1].
Актуальность феномена информационной культуры обусловлена ростом «информационной емкости» форм трансляции человеческого опыта. Для человека этот вид культуры - один из факторов, предоставляющих ему необходимые «схемы и образы», которые в свою очередь обеспечивают условия для полноценной жизнедеятельности в современном обществе [2].
Культура может быть определена как ценности, установки, верования, ориентации, убеждения, преобладающие среди членов общества [3]. В ходе общественного прогресса обозначенные доминанты претерпевают изменения, следовательно, меняются и культурные установки.
Процессы информатизации, становления и развития информационного общества имеют весомое значение для формирования культуры вообще и информационной культуры в частности. Категориальный статус информации постоянно расширяется. Существуют два ведущих подхода к его осмыслению. Согласно первому информация - это всеобщий феномен. В соответствии со вторым фокусом понимания в информации заложена ее принадлежность к «социальной ступени революции» [4].
Трактовка информационной культуры и ее компонентов находится в стадии перманентного развития. Авторы разделяют позицию К.К. Колина и А.Д. Урсула, определяющих данный феномен с позиций системного подхода, где информационная культура признается «подсистемой» культуры, формирующейся под влиянием информатизации общества, и сочетает в себе как результаты деятельности человека в информационной сфере, так и средства, виды и технологии деятельности.
Определение позволяет выделить следующие элементы информационной культуры:
- продукты информационной культуры (электронные базы, электронные издания, электронные библиотеки, музеи);
- информационные качества человека (мировоззрение, информационная культура личности, информационная грамотность);
- способы деятельности человека (технологии, используемые для взаимодействия с информацией);
- информационные коммуникации (глобальные сети и сервисы) [5].
Вышесказанное позволило выделить такие черты информационной культуры, как комплексность, неоднозначность и постоянное развитие.
Подтверждением комплексности информационной культуры является ее поликомпонент-ность. Каждая составляющая рассматриваемого феномена имеет свою подструктуру и, соответственно, выполняет свою специфическую роль.
Неоднозначность вытекает из функций компонентов информационной культуры, несущих в себе как потенциал, так и риски, способные оказать негативное влияние на личность человека и общество. Кроме того, неоднозначность феномена информационной культуры определяется еще и тем, что ее структурные составляющие сосредоточили в себе инновационное и традиционное начало.
Развитие, присущее всем компонентам информационной культуры, обеспечивает ее целостность.
Приведенные характеристики информационной культуры позволяют сформулировать следующие ее функции: обеспечения личностного и общественного развития; минимизации рисков, сопряженных с развитием информационного общества; обеспечения информационной безопасности на личностном, государственном и глобальном уровнях; продвижения процессов информатизации; разрешения глобальных проблем.
Информационная культура формируется в условиях социокультурной среды, подверженной динамичным изменениям, большая часть которых вызвана развитием техники и технологий. Осознавая наличие многочисленных инновационных процессов и испытывая на себе их неоднозначное влияние, нельзя отрицать воздействия традиций, без которых немыслимо любое развитие. Осмысление традиций и новаций есть предпосылка познания структуры современного общества, построения механизмов его совершенствования.
Актуальными в данном контексте представляются достижения в области исследований феномена информационной культуры и ее определение как некоего образования, позволяющего современному человеку успешно ориентироваться в многообразии информационных техноло-
гий, минимизировать риски, управлять информационными потоками [6, с. 6]. Сложившийся функционал информационной культуры стал возможен благодаря использованию социального опыта, накопленного человечеством за многие годы его существования, в сочетании с использованием новейших достижений.
Проникновение в сущность информационной культуры возможно через анализ следующих категорий: «традиция», «новация», «инновация». Их изучением занимались В.В. Аверьянов, В.Б. Агранович, А.П. Андреев, С.А. Арутюнов, Э. Грими, А.А. Зинченко, С.Г. Ильинская, М.С. Каган, Л.Н. Коган, А.И. Пригожин, А.Г. Спиркин, И.В. Суханов, Г. Тард.
Содержательные характеристики категорий «традиция», «новация», инновация» не имеют однозначной трактовки. Существуют предположения, что традиция включает в себя передачу общепринятых норм, ценностей, элементов социально-культурного наследия и может спровоцировать как прогрессивные, так и реакционные тенденции в развитии культуры. Прогресс обеспечивается через передачу элементов, создающих предпосылки для творческих процессов. В случае проникновения в культурные слои изживших себя традиций имеют место процессы обратного характера. Традиции, аккумулируя предшествующий опыт, являются еще и «предписанием» будущего.
Категории «новация» и «инновация», находясь в тесной взаимосвязи, не тождественны по своему содержанию. Под новацией понимается любое открытие, потенциально имеющее «практический характер». Реализация новаций происходит на индивидуальном уровне. Трансформация новации в инновацию происходит, когда она достигает некоторого уровня принятия и распространения [7]. Следовательно, инновация - это продолжение новации, один из маркеров развития общества [8].
Выражая суть общественных процессов, данные категории демонстрируют проявления общественных отношений, имевших место на разных этапах развития общества [9]. Как компоненты информационной культуры традиции, новации и инновации пребывают в сложных взаимосвязях, анализ которых в рамках современных научных исследований не завершен. Выводы часто диаметрально противоположны. Обращение к новации как элементу традиции ведет к потере ее идентичности. Новация превращается в «жертву» традиционных рамок. Неправомерно и противопоставление традиций и инноваций. Такая трактовка узка и неполноценна [10]. В ряде случаев традиции, новации и инновации рассматриваются отдельно друг от друга.
На наш взгляд, взаимосвязи категорий - объект для междисциплинарных исследований. На разных этапах развития философской мысли этой проблемой занимались В.Б. Агранович, Н.А. Бердяев, Д. Гелбрейт, П. Друкер, В.Н. Ильин, М.М. Каган, И.В. Суханов. Педагогический анализ традиций и новаций произведен в работах В.М. Богуславского, З.И. Равкина, Л.В. Романюк, В.И. Слободского. Культурологические особенности феномена исследовали С.А. Арутюнов, К.Х. Делокаров, С.Г. Ильинская.
Анализ литературы позволяет выделить три сценария развития межкатегориальных отношений: конфликт, симбиоз, синтез [11]. Конфликт, симбиоз и синтез могут быть как одним из сценариев взаимодействия, так и стадией интеракции рассматриваемых категорий. Доказательством служат выводы ряда авторов о том, что в традициях скрытым образом заложены перемены. Даже простое повторение традиционных действий не может быть совершенно одинаковым. Наступает момент, когда происходит их осознание и привнесение в них новых элементов [12].
Эволюция информационной культуры возможна при условии включения в нее как традиционных, так и инновационных составляющих, находящихся в диалектической взаимосвязи. Будучи сложными социальными феноменами, традиции, новации и инновации имеют способность взаимодополнения, создавая композиционный баланс информационной культуры, что позволяет обеспечить достаточный уровень ее роста.
Взаимодополнение обеспечивает понимание информационных процессов, выработку концепций поведения человека в информационной среде, призванных оптимально принять вызовы и угрозы современности. Уровень информационной культуры является частью информационной безопасности, что способствует поступательному движению и развитию как отдельной личности, так и общества в целом.
Процесс формирования информационной культуры неотделим от такого важнейшего социального института, как образование. Посредством образования человеку становятся доступны познание ценностей, усвоение и реализация культурных норм, вхождение в мир науки [13]. Современная образовательная среда призвана не только обеспечить развитие всех компонентов информационной культуры, но и подготовить человека к критическому их принятию. Деятельность в рамках образовательной среды обеспечивает в первую очередь личностный уровень развития информационной культуры, от которого зависит уровень информационной культуры общества в целом.
Исследовательский и педагогический опыт авторов статьи позволил обозначить ряд проблем для философского дискурса, оказывающих неоднозначное влияние на формирование и развитие информационной культуры.
Представляется, что в среде учащихся и студентов наблюдается разный уровень мотивации к обучению. Низкий уровень мотивации препятствует формированию информационной культуры. Несмотря на развитие техники и технологий, не все обучающиеся имеют одинаковый к ним доступ и, как следствие, неодинаково владеют ими. Исследователи определяют эту проблему как информационное неравенство, или цифровой разрыв.
Различен уровень общей культуры, что определяет неоднородное и неоднозначное восприятие процессов информатизации. Среди определенной части молодежи существует устойчивое представление, что применение информационных технологий возможно преимущественно в сферах развлечений и общения, что порождает узость и неполноценность их использования.
Как отдельный фактор обозначим уровень сформированности информационной культуры педагогов. Необходимо осознание того, что, несмотря на свою противоречивость, информационные технологии и информатизация предоставляют возможность для расширения способов и методов педагогического воздействия на обучающихся, создают предпосылки для более эффективной и успешной профессиональной деятельности.
Одни из главных задач образования - создание специфической среды, побуждающей подрастающее поколение к активным действиям, воспитание у обучаемых потребности к непрерывному образованию, что будет оказывать позитивное влияние на формирование информационной культуры. Ее реализация возможна при условии соблюдения принципов непрерывности, системности, интегративности, а также культурологического, деятельностного, технологического подходов. Единство принципов будет способствовать социализации [14].
Социализация стала предметом философского анализа с конца XIX в. Первоначально под социализацией понимался процесс адаптации человека к обществу. Человеку приписывалась пассивная позиция. Подобной точки зрения придерживались Э. Дюркгейм и Т. Парсонс. Позднее социализация получила психологическую трактовку, где ключевыми актами выступили саморазвитие и самовоспитание.
Существующая интерпретация проблемы социализации базируется на признании диалектического взаимодействия личности и среды [15]. Современность обостряет проблему социализации в силу особой динамичности социальных процессов, претерпевающих значительные трансформации в результате информатизации, участником которых является человек. Именно информационная культура способна гармонизировать эти многочисленные взаимодействия.
Осмысление феномена информационной культуры, выработка оптимальных путей ее формирования - это общенациональная проблема, успешное разрешение которой позволит человечеству достичь принципиально нового уровня развития, где фундаментом будет служить система традиционных культурных норм и ценностей, олицетворяющая символ стабильности и упорядоченности, служащая опорой в постижении процессов инновации. Традиционные подходы в сочетании с инновациями способны превратить процесс формирования информационной культуры в один из факторов, позволяющих выработать активную позицию всех членов общества в отношении рисков эпохи глобализации [16].
Ссылки:
1. Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М., 2006. С. 30-41.
2. Степин В.С. Цивилизация и культура. СПб., 2011. С. 387-388.
3. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / под ред. Л. Харрисона, С. Хантингтона. М., 2002. С. 11-13.
4. Колин К.К., Урсул А.Д. Информация и культура. Введение в информационную культурологию. М., 2015. С. 6-11.
5. Там же. С. 99-101.
6. Семенюк Э.П. Развитие информационного пространства и прогресс общества // Научно-техническая информация. Серия 1. 1997. № 1. С. 6.
7. Цветкова В.Д. Новые возможности исследования новации и инновации в философии // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 14. С. 104-109.
8. Агранович В.Б. Содержание понятия «инновация» как социально-философской категории // Известия Томского политехнического университета. 2008. Т. 312, № 6. С. 111-112.
9. Стовба А.В. Традиция и новация в развитии современного российского общества [Электронный ресурс] // Грани науки - 2015 : сборник статей 4-й Всероссийской интернет-конференции. URL: http://grani4.kznscience.ru/data/docu-ments/1-Stovba.pdf (дата обращения: 08.01.2017).
10. Травников Г.Н. Традиции и инновации как источник развития современного общества // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (73), вып. 11. С. 19-22.
11. Реттих С.В. Дефиниция «инновации» в философии [Электронный ресурс] // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 7 (13) : в 3 ч. Ч. II. С. 189-191. URL: http://scjoumal.ru/articles/issn_1997-292X_2011_7-2_51.pdf (дата обращения: 08.01.2017).
12. Мид М. Культура и преемственность [Электронный ресурс] // Мид М. Культура и мир детства. Гл. VI. URL: http://www.childsoc.ru/doc/virt2.pdf (дата обращения: 30.12.2016).
13. Долголенко И.А. Образование как социокультурный феномен и предмет социальной философии [Электронный ресурс] // Культура народов Причерноморья. 2012. № 248. С. 176-179. URL: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/han-dle/123456789/91270/42-Dolgolenko.pdf?sequence=1 (дата обращения: 20.02.2017).
14. Гендина Н.И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации [Электронный ресурс]. 2005. URL: http://www.evartist.narod.ru/mdo/lit/03/045.doc (дата обращения: 20.02.2017).
15. Машанов А.А., Ростовцева М.В., Хохрина З.В. Социально-философские проблемы социализации личности в условиях информатизации современного общества [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2013. № 6, ч. 5. С. 1282-1286. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31731 (дата обращения: 21.02.2017).
16. Giddens A. Runaway World. How Globalization is Reshaping Our Lives. N. Y., 2000. Р. 53.