УДК 343.76
Н.В. Паньшина, А.А. Шаевич ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПОДЖОГОВ
АВТОМОБИЛЕЙ
В статье рассмотрен осмотр места происшествия с использованием специальных знаний при расследовании поджогов автомобилей. Авторами затронуты особенности осмотра места пожара в суровых климатических условиях (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа), сделан вывод о значимости применения специальных знаний.
Ключевые слова: автомобиль, осмотр места происшествия, пожар, поджог, специальные знания, специалист, эксперт.
N.V. Panshina, A.A. Shayevich
CRIME SCENE EXAMINATION WITH THE USE OF SPECIAL KNOWLEDGE IN THE INVESTIGATION OF ARSON ATTACK ON
VEHICLES
The article examines the inspection of the scene of the incident using special knowledge in the investigation of arson attack on vehicles. The authors touch upon the peculiarities of inspecting the fire site in severe climatic conditions (on the example of the Yamal-Nenets Autonomous District), the conclusion was made about the importance of applying special knowledge.
Keywords: vehicle, crime scene examination, fire, arson attack, special knowledge, specialist, expert.
Ямало-Ненецкий автономный округ относится к районам экстремального проживания. Территория округа расположена в арктическом и субарктическом климатическом поясе. Зима длится до 8 месяцев, температура воздуха порой опускается до - 60оС и может сопровождаться сильным ветром и метелями.
Коренное население, проживающее в тундре (ханты, ненцы, коми-иженцы, селькупы), в зимний период времени передвигаются по территории на нартах, запряженных оленями, или на снегоходах. А население, проживающее в городах или поселках, использует современные средства передвижения - автомобили. Количество автомобилей увеличивается и они становятся основными транспортными средствами передвижения внутри населенных пунктов. Следовательно, возрастает вероятность возникновения пожаров, связанных с ними.
Согласно статистическим данным за 6 месяцев 2017 г. на территории Ямало-Ненецкого автономного округа зарегистрировано 467 пожаров, из них 110 приходится на пожары автотранспортных средств, что составляет 23,5 % от общего количества пожаров [1].
Следует отметить, что пожары автомобилей практически во всех регионах России занимают второе место после пожаров в жилом секторе и проблемы расследования и исследования пожаров автотранспортных средств становятся все более и более актуальными.
Исследование пожара автомобиля имеет существенное значение не только в уголовно-правовом аспекте, но и при решении вопросов, связанных с выплатой страхового возмещения, поскольку автомобиль, как и любой объект собственности, может быть застрахован владельцем, в том числе и от пожаров по различным причинам.
За последние годы в ЭКЦ УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу увеличилось количество назначенных пожарно-технических экспертиз и исследований, связанных с пожарами транспортных средств.
При проведении пожарно-технического исследования необходимо учитывать, что при эксплуатации современных автотранспортных средств, несмотря на их разнообразие и назначение, протекают различные физико-химические процессы, являющиеся в той или иной мере пожароопасными. Причем степень их опасности зависит не только от пожароопасных свойств применяемых веществ и материалов, но и от конструктивного устройства и режима работы автомобиля в целом. Это вызывает необходимость изучения характеристик и пожарной опасности как различных систем, так и общей компоновки автомобиля.
Поиск информации об обстоятельствах исследуемого события является необходимым элементом как организационной, так и всей информационно-познавательной деятельности [2, с. 326]. Так, качественно проведенный осмотр места происшествия способствует созданию объективной информационной базы [3, с. 188].
На осмотр места происшествия, связанного с пожаром автомобиля, необходимо привлекать специалистов для обеспечения грамотного, качественного, полноценного осмотра. Специалисту необходимы знания, которые базируются на фундаментальных законах физики, теплофизики, химии, химии горения, электротехники, материаловедения, механики, теории автомобиля, а также о техническом состоянии узлов и агрегатов транспортного средства. Это обусловлено тем, что в автомобиле конструктивно объединяются элементы и системы, экстремальные режимы эксплуатации которых могут быть опасны с точки зрения возникновения загораний и пожаров. Пожары в автомобильном транспорте исследуются с технической точки зрения, при этом трудно установить истинную причину, применяя специальные знания только в одной области. Для правильной квалификации пожара автомобиля необходимо его исследование специалистами, как минимум двух профилей: автотехнического и пожарно-технического, которые совместно «изучив» сгоревший автомобиль, учитывая его конструкционные и эксплуатационные особенности, а также применив знания о возникновении и развитии горения различных веществ и материалов, подготовят объективное заключение.
Как показывает практический опыт, выводы пожарно-технического эксперта во многом зависят от грамотно проведенного осмотра места происшествия.
При термическом воздействии пламени на автомобиль и его составляющие узлы и детали в большинстве случаев криминалистически значимая информация утрачивается, это обусловлено спецификой горения и необратимостью протекающих физических и химических процессов. Обнаруженные, зафиксированные и изъятые на осмотре места происшествия вещественные доказательства являются уникальными и зачастую единственными источниками доказательства причины возникновения пожара.
Установление причины возникновения пожара является сложнейшей задачей ввиду того, что при пожаре возникают значительные термические разрушения, огнем уничтожаются материальные следы, но в то же время информационно-признаковая и следовая гамма на месте пожара часто бывает чрезвычайно богатой и разнообразной. Исследование места пожара можно сравнить с процессом проявления изображения на фотобумаге [4]. Осмотр каждый раз начинается с «чистого листа». При осмотре места пожара специалистом должны быть зафиксированы признаки, по которым можно охарактеризовать процессы и явления, связанные с горением, определить взаимосвязь между признаками и следами для придания им статуса фактических данных. Для того, чтобы эти данные приобрели статус доказательства по делу, необходимо выявить и правильно зафиксировать обнаруженные следы и признаки. Основной объем объективной информации об обстоятельствах возникновения пожара сосредоточен в материальных следах, отражающихся на предметах и материалах, составляющих вещную обстановку места происшествия. Поэтому необходимо проведение качественного анализа имеющихся сведений об обстоятельствах возникновения и развития пожара в сочетании с результатами осмотра места происшествия, а также результатов предварительных исследований обнаруженных предметов, материалов и различных технических устройств. Целью такого анализа является формирование объективного, всесторонне обоснованного перечня следственных версий по причине возникновения пожара. На этом этапе расследования не может быть более или менее вероятных версий.
Как показывает практика исследования пожаров автомобилей в Ямало-Ненецком автономном округе, наиболее распространенной технической причиной возникновения пожаров является занесение источника открытого огня с использованием инициаторов горения.
Известно, что при совершении поджогов механизм преступных действий, повлекших пожар, отражается на окружающей обстановке уже при формировании исходной криминальной ситуации, которая складывается непосредственно на момент возникновения пожара. Это выражается в виде системы следов определенных действий, приведших в конечном счете к возникновению горения в очаге пожара и созданию условий,
способствующих его ускоренному развитию. В подавляющем большинстве случаев на первоначальном этапе расследования пожаров невозможно с полной уверенностью определить имел ли место поджог или исключить его возможность.
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа мало специализированных мест для хранения автотранспортных средств, автомобиль паркуют во дворе своего дома, в связи с этим транспортное средство находится в свободном доступе для совершения преступных посягательств. Проведение осмотра термически поврежденного автомобиля и прилегающей территории в суровых климатических условиях Севера вызывает серьезные затруднения из-за неблагоприятных погодных условий (низкой температуры и сильного ветра). В результате этого осмотр места происшествия, как правило, проводится максимально быстро, что может привести к снижению качества выполненной работы.
С криминалистической точки зрения совершению поджогов присущи некоторые специфические проявления, служащие основанием для выдвижения и проверки данной версии. К таким проявлениям относят [4]:
- прямое указание очевидцев на совершение поджога или угрозы его осуществления в предшествующий пожару период, а также наличие мотивов совершения актов мести;
- признаки горения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (ЛВЖ и ГЖ) в виде характерного запаха в начальный период развития пожара, характерных следов растекания и выгорания ЛВЖ и ГЖ на поверхности, а также обнаружение их следовых количеств при проведении предварительных исследований;
- обнаружение в ходе осмотра места происшествия отдельных не связанных между собой двух и более самостоятельных очагов возникновения горения и др.
Выделяют еще ряд проявлений, но при поджогах автомобилей они встречаются достаточно редко и в случае необходимости выявляются.
В суровых климатических условиях целесообразно, чтобы первоочередным действием был осмотр прилегающей территории. Как показывает практика осмотров, на пожаре первым оказывается владелец транспортного средства или свидетели, которые самостоятельно пытаются потушить пожар. Затем прибывает пожарное подразделение для осуществления оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий, направленных на спасение имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожара [5]. В связи с этим во многих случаях невозможно обнаружить информативные следы обуви на месте происшествия. В то же время на снежном покрове (грунте) могут быть обнаружены предметы или материалы со следами горючих жидкостей, которые необходимо изъять и должным образом упаковать. А также рекомендуется проводить измерения концентрации паров углеводородов и отбирать пробы.
После осмотра территории необходимо приступить к осмотру непосредственно самого автомобиля, при этом нельзя забывать об осмотре площадки под автомобилем. Осмотр термически поврежденного автомобиля проводится в целях обнаружения признаков очага(ов) пожара и криминалистически значимых следов. Очаг пожара определяется степенью и характером деформаций, окалиной, цветами побежалости, коррозией, оплавлением и расплавлением, характером закопчения [6].
При поджогах автомобилей в качестве инициаторов горения используют различные горючие жидкости. Чаще всего горючую жидкость разливают на поверхность автомобиля, самым распространенным местом является лобовое стекло. Зная технические особенности автомобиля, можно определить направление движения жидкости и места ее скопления.
При осмотре автомобиля можно обнаружить следы рук на различных поверхностях, которые не подвергались термическим воздействиям. Однако при низких температурах окружающей среды (от -15оС до -60оС) необходимо переместить автомобиль в бокс. В большинстве случаев после пожара автомобиль не на ходу, возникает необходимость в его транспортировке с помощью специализированной техники. После эвакуации автомобиля необходимо тщательно осмотреть площадку для обнаружения вещественных доказательств.
Как верно указывают ученые-криминалисты, «...с осмотрами тесно связана возможность получить решающую для результатов расследования информацию, либо, наоборот, вероятность допустить невосполнимую утрату крайне важных сведений» [7, с. 4].
Основной задачей расследования поджогов автомобилей является установление лица, совершившего данное деяние. На территории Ямало-Ненецкого автономного округа работают профессионалы своего дела, которые целенаправленно и эффективно используют свои специальные познания для расследования дел данной категории.
Список использованной литературы
1. Состояние пожарной безопасности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа за 6 месяцев 2017 года / ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу.
2. Грибунов О.П. Теоретические основы и прикладные аспекты раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на транспорте: монография / О. П. Грибунов. Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. 360 с.
3. Грибунов О.П. Всеобщая дактилоскопическая регистрация граждан как элемент реализации криминалистического предупреждения преступлений // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 402. С. 188-191.
4. Маковкин А.В. Криминалистическая характеристика поджогов и меры по совершенствованию борьбы с ними в современных условиях. 89 а
5. О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21.12.1994 № 69] // СПС Консультант Плюс. URL:http://www.coшultantm (дата обращения 01.07.2017).
6. Основы криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий. М.: ЭКЦ МВД России, 1993. 183 а
7. Грибунов О.П., Трубкина О.В., Третьякова Е.И. Тактические особенности проведения следственного осмотра: учебное пособие. Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. 92 с.