Научная статья на тему '"ОСЛОВ И УЧЕНЫХ - НА СЕРЕДИНУ!": ШУТИЛ ЛИ БОНАПАРТ ПЕРЕД БОЕМ?'

"ОСЛОВ И УЧЕНЫХ - НА СЕРЕДИНУ!": ШУТИЛ ЛИ БОНАПАРТ ПЕРЕД БОЕМ? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"ОСЛОВ И УЧЕНЫХ - НА СЕРЕДИНУ!": ШУТИЛ ЛИ БОНАПАРТ ПЕРЕД БОЕМ?»

ВАШ АГА КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

«Ослов и ученых - на середину!»:

шутил ли Бонапарт перед боем?

Когда вода подступает к горлу - выше голову!

Станислав Ежи Лец, «Непричесанные мысли»

Александр АСМОЛОВ, главный редактор журнала «Образовательная политика»

Когда очередной выпуск журнала «Образовательная политика» уже готовился к выходу, мой коллега Альберт Ефимов, вице-президент «Сбера» и директор Управления исследований и инноваций блока «Технологии», поделился со мной небольшим провидческим эссе с символичным названием «Выживания недостаточно». Это эссе начиналось с истории о парадоксальном приказе Наполеона Бонапарта перед самым началом Битвы у пирамид в Египте более 200 лет назад: «Армию - в каре, ослов и ученых - на середину!».

Напомню, что, по сути, этому же девизу следовала и другая царствующая особа - императрица Австрии Мария Терезия. В 1757 году она издала странный указ, о котором в своих исследованиях генетики одаренности упоминает профессор эволюционной биологии Владимир Павлович Эфроимсон. Императрица учредила Военный орден Марии Терезии за победу в бою, одержанную благодаря личной инициативе офицера вопреки данному свыше указанию командования.

Что же роднит между собой весьма парадоксальные и шокирующие массовое сознание поступки этих государственных особ? И так ли уж причудливы действия, совершаемые порой во времена военных баталий и кризисов в истории цивилизаций?

Обратимся еще к некоторым фактам, вписывающимся в формулу Наполеона «Армию - в каре, ослов и ученых - на середину!». В период Великой экономической депрессии в 30-х годах XX века в США при Принстонском университете был создан Институт перспективных исследований - первый в мире Institute for Advanced Study. Этот Институт, по большому счету, руководствовался принципом «полезности бесполезного». В 1939 году один из его основателей Абрахам Флекснер заметил: «На протяжении всей истории науки большинство великих открытий, в итоге оказавшихся полезными для человечества, были созданы мужчинами и женщинами, движимыми не столько желанием быть полезными, сколько стремлением к познанию, которое составляло собой смысл их собственного существования». Напомню, что Институт перспективных исследований при Принстоне сыграл роль спасательного круга для многих ученых, эмигрировавших из Германии после прихода к власти национал-социалистов в 1933 году. В этом институте работали Вольфганг Паули, Альберт Эйнштейн, Курт Гё-дель, Джон фон Нейман, а также немало других исследователей, чьи открытия изменили лицо нашей цивилизации. Среди них был и эмигрировавший из нацистской Германии Роберт Оппенгеймер - будущий отец атомной бомбы. Весьма символично, что Институт перспективных исследований, реализующий принцип

8 / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / №1 (89) 2022

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ВАШ АГА

полезности бесполезного, резко усилил свои разработки именно в 1939 году. В этом роковом году Германия, организовав известную провокацию Гиммлера против Польши, приступила к «контрнаступлению», которое привело к началу Второй мировой войны.

Формула «Ослов и ученых - на середину!», по существу, воплотилась и Иосифом Сталиным во время Великой Отечественной войны: 6 октября 1943 года на основании Постановления СНК РСФСР была создана Академия педагогических наук РСФСР. Именно в трудные военные годы руководство Советского Союза учредило Академию, чьей миссией стало воспитание и обучение детей и юношества.

Можно было бы привести еще немало исторических фактов, иллюстрирующих, что именно в годы гуманитарных и экономических катастроф срабатывала формула Наполеона «Ослов и ученых - на середину!», лишь кажущаяся абсурдной. За этой формулой проступает прежде всего забота о настоящем и будущем цивилизации, неутомимая вера в то, что сила разума является движущей силой развития человечества.

И поэтому в наши дни многие из исследований, публикуемых в журнале «Образовательная политика», следуют принципу преадаптации -наращивания потенциала готовности к изменениям в эпоху перемен. Смысл этих исследований, возможно, будет постигнут не сегодня и даже не завтра. Верю, что подобные исследования приведут к появлению поколения детей, подростков и молодежи с критическим мышлением, для которых свобода, совесть и достоинство станут смысловыми опорами в изменяющемся мире.

Поэтому в заключение лишь напомню сбывшееся пророчество Марины Цветаевой:

Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет. ...Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.

№1 (89) 2022 / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.