The weakening of the US position as the world leader Ivanenko E. (Russian Federation)
Ослабление позиции США как мирового лидера Иваненко Е. А. (Российская Федерация)
Иваненко Екатерина Алексеевна / Ivanenko Ekaterina - студент, кафедра государственного и муниципального управления,
Институт права
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток
Аннотация: в статье даются прогнозы геополитического развития мира в ближайшие десятилетия. Одно из основных обвинений в отношении глобализации заключается в том, что она усиливает разрыв между развитыми и развивающимися странами, обрекая последние на отсталость. Статья показывает, что на самом деле ситуация иная. Доказывается, что именно благодаря глобализации развивающиеся страны сегодня в целом развиваются гораздо более быстрыми темпами, чем развитые, центр Мир-Системы начинает ослабевать, а ее периферия - усиливаться. Объясняется, почему глобализация неизбежно должна была привести к бурному подъему многих развивающихся стран и ослаблению развитых. В ближайшие десятилетия тенденция на сближение уровней развития центра и периферии только усилится. Это сближение является также необходимым условием для начала нового технологического переворота. Abstract: the American economic model is characterized by fundamental features like business globalization and the information revolution. The globalization of business means the integration of the country and its economic entities in the world economy. Already, more than half of revenue of major US corporations created abroad has got great importance to development of foreign trade and foreign investment.
Ключевые слова: мировая экономика, лидерство, курс доллара.
Keywords: global economy, leadership, dollar.
Сокращение могущества США и Запада, если рассматривать ситуацию в ретроспективе, было неизбежным. Кризис 2008-2013 гг. только обнажил то, что фактически уже имело место: ослабление главных центров западной экономики и неизбежность утраты Западом абсолютного лидерства. В этом заключается логика истории, которую, правда, еще до конца не поняли: развитие глобализации с некоторого момента оказалось несовместимым с устоявшейся моделью американской и западной гегемонии. Таким образом, именно глобализация, которую американцы активно навязывали, которую клеймят антиглобалисты всех стран, в которой видят источник трудностей развивающихся государств, и сделала данную тенденцию ослабления богатых стран и усиления бедных неизбежной. Рассмотрим эту идею подробнее.
Укрепление курса доллара в результате мирового валютно-финансового кризиса и военных действий в Югославии привело к уменьшению американского экспорта и значительному увеличению импорта. Дефицит торгового баланса США достиг невиданных размеров, его оценивают свыше 240 млрд. дол. Любая другая страна уже давно бы столкнулась с серьезными сложностями, с упадком отечественного производства и вытеснением отечественных товаров с внутреннего рынка. В экономике Соединенных Штатов ничего подобного не происходит. Рост импорта привел к увеличению предложения, снижению цен, большому выбору у потребителей, создал свыше 2 млн. рабочих мест в сфере услуг, заставил отечественных производителей быть более конкурентоспособными. Местные компании получили возможность переоборудования своих производственных мощностей за счет более дешевого японского и европейского оборудования, что послужит дополнительным фактором роста.
Опасения для США может вызвать процесс европейской интеграции, поскольку в совокупности страны ЕС, да еще и страны кандидаты на вступление в Евросоюз уже могут экономически противостоять США. Однако в Европе слишком много внутренних проблем как культурных, так и структурных, а США являются лидером в создании Трансатлантической зоны и в акции НАТО против Югославии. Европа является для США конкурентом по товарам, но никак не по технологиям, а тем более по новой экономике. Структура экономики США отличается своей ярко выраженной постиндустриальностью [1, с. 65].
Экспертное сообщество активно обсуждает современную финансовую ситуацию в США и перспективы доллара в мировой валютной системе. В этой связи высказываются различные мнения, в частности, предположения о возможном обвале доллара и суверенном дефолте США.
В перспективе динамика госдолга будет определяться состоянием американского бюджета. В определенной мере бюджетный дефицит имеет управляемый характер. Он может быть сокращен за счет уменьшения государственных расходов и увеличения налогов. Естественно, такие меры не будут безболезненными для экономики и, в особенности, социальной сферы. И эта проблема остается для США достаточно острой. В соответствии с предпринимаемыми администрацией президента Б. Обамы мерами, дефицит государственного бюджета с 2012 г. начнет сокращаться и может составить в 2016 г., по прогнозу Бюджетного управления Конгресса, 3,4 % ВВП. Это предполагается достигнуть во многом за счет расширения налоговой базы в условиях начавшегося роста экономики и сокращения части социальных программ.
В наступившем десятилетии перед США стоят две важнейшие задачи: сохранение глобального лидерства и оздоровление финансов.
В рамках решения этих задач администрация США прилагает большие усилия для того, чтобы ослабить зависимость страны от внешних источников кредитования. Речь идет об изменении модели финансирования экономики - создании условий, при которых сбережений было бы достаточно для покрытия инвестиционных потребностей страны.
Дальнейшая стратегия выхода из рецессии и заявленный администрацией Б. Обамы курс на техническое переоснащение американской промышленности и сферы услуг на новых научно-технологических основах потребуют существенных государственных расходов, а также, вполне вероятно, дальнейшего роста государственного долга США. На протяжении предстоящих нескольких лет ставка 13 ФРС останется сверхнизкой, а нетрадиционные меры, связанные с выкупом государственных облигаций, ценных бумаг ипотечных компаний и программы помощи банкам будут продолжать осуществляться. При этом устойчивость финансовой системы будет одним из важнейших параметров реализации долгосрочной социально-экономической программы американского руководства, которая явно рассчитана не на один президентский срок, а ориентирована на долгосрочные позитивные результаты, в том числе и с точки зрения сохранения лидирующей роли США в мире [2, с. 154].
Литература
1. Economic Report of the President 2006. Washington, 2007. с. 65.
Источник: Энциклопедия «Страны Мира» 2009. с. 154.