Научная статья на тему 'ОСКОЛКИ ИМПЕРИЙ: ПРИЗНАКИ И ПРИЧИНЫ ЧАСТИЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ПОСТИМПЕРСКИХ СТРАН (ЧАСТЬ II)'

ОСКОЛКИ ИМПЕРИЙ: ПРИЗНАКИ И ПРИЧИНЫ ЧАСТИЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ПОСТИМПЕРСКИХ СТРАН (ЧАСТЬ II) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
124
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЕРИЯ / ПОСТИМПЕРСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОСТИМПЕРСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ / ПРИЧИНЫ РАЗРУШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ / EMPIRE / POST-IMPERIAL SPACE / POST-IMPERIAL STATE / ATTRIBUTES OF STATEHOOD / THECAUSES OF DESTRUCTION OF THE STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Комлева Наталья Александровна

Статья посвящена обоснованию утверждения о том, что государственность постимперских стран имеет частичный характер. Во второй части статьи анализируются реальные характеристики государственности постимперских стран. Особое внимание уделяется государствам постсоветского пространства. Автор приходит к выводу о том, что государственность постимперских стран - частичная, поскольку ряд признаков государства в их случае ослаблен или отсутствует. Защита собственных географических границ собственной же силовой структурой соблюдается не во всех постимперских государствах. Если говорить о защите границ нетерриториальных, то постимперское государство также не всегда может это сделать самостоятельно. Такой признак государственности, как легитимное применение насилия, в постимперских государствах в ряде случаев имеет определенные изъятия в виде отчетливых признаков присутствия в силовых структурах этих государств аналогичных структур глобальной сверхдержавы и великих европейских держав. Суверенитет постимперского государства ограничен из-за резкого и значительного сжатия всех его геополитических пространств вследствие распада империи и необходимости присоединиться к совокупным ресурсам другой, функционирующей универсальной/частичной империи для преодоления этого сжатия. В большинстве постимперских государств ключевое качество государства, его коммуникация с гражданском обществом, не выстроена, поскольку самого по себе независимого зрелого гражданского общества не существует. Суверенитет такого государства, что бы ни было записано в его конституции, строится на базе полномочий реального суверена, т. е. главы государства и его клана. Вывод: постимперские государства (бывшие инклюзии и лимитрофы) нельзя назвать в полной мере независимыми государствами - и даже, в строгом смысле слова, собственно государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fragments of Empires: Signs and Causes of the Post-Imperial Countries Partial Statehood. Part II

The article is devoted to substantiation of the allegation that the state of post-imperial countries is partial. In the second part of the article, the actual characteristics of the post-imperial countries statehood are analyzed. Special attention is paid to the post-Soviet states. The author concludes that the state of post-imperial countries weaken or are absent. The protection of their geograph- ical borders by post-imperial states themselves does not exist in some part of them. If we talk about the protection of non-territorial borders, post-Imperial state in some cases also are not able to do it itself. The legitimate use of state-violence in post-imperial states in some cases has certain exemptions in the form of presence of global superpower and the great European powers in the power-structures of the state. The sovereignty of post-imperial state is limited due to the sharp and significant contraction of its geopolitical spaces due to the collapse of its former empire and the need to join the other empire to overcome this contraction. In most post-imperial states, there is not any communication with civil society, because the civil society does not exist. Thus the sovereignty of that state, whatever is in its constitution, bases on the power of the real sover- eign, i. e. the President and his patriarchal family. The conclusion: no one post-Imperial state (the former inclusions and limitrophs) really is a full-independent State and even, in the strict sense of the word, actually state as well.

Текст научной работы на тему «ОСКОЛКИ ИМПЕРИЙ: ПРИЗНАКИ И ПРИЧИНЫ ЧАСТИЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ПОСТИМПЕРСКИХ СТРАН (ЧАСТЬ II)»

Приглашение к дискуссии

УДК 327.2

ОСКОЛКИ ИМПЕРИЙ: ПРИЗНАКИ И ПРИЧИНЫ ЧАСТИЧНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ПОСТИМПЕРСКИХ СТРАН (ЧАСТЬ II)

Н. А. Комлева

Центр геополитического анализа,

Российская Федерация, 620083, Екатеринбург, пр. Ленина, 51, оф. 419

Статья посвящена обоснованию утверждения о том, что государственность постимперских стран имеет частичный характер. Во второй части статьи анализируются реальные характеристики государственности постимперских стран. Особое внимание уделяется государствам постсоветского пространства. Автор приходит к выводу о том, что государственность постимперских стран — частичная, поскольку ряд признаков государства в их случае ослаблен или отсутствует. Защита собственных географических границ собственной же силовой структурой соблюдается не во всех постимперских государствах. Если говорить о защите границ нетерриториальных, то постимперское государство также не всегда может это сделать самостоятельно. Такой признак государственности, как легитимное применение насилия, в постимперских государствах в ряде случаев имеет определенные изъятия в виде отчетливых признаков присутствия в силовых структурах этих государств аналогичных структур глобальной сверхдержавы и великих европейских держав. Суверенитет постимперского государства ограничен из-за резкого и значительного сжатия всех его геополитических пространств вследствие распада империи и необходимости присоединиться к совокупным ресурсам другой, функционирующей универсальной/частичной империи для преодоления этого сжатия. В большинстве постимперских государств ключевое качество государства, его коммуникация с гражданском обществом, не выстроена, поскольку самого по себе независимого зрелого гражданского общества не существует. Суверенитет такого государства, что бы ни было записано в его конституции, строится на базе полномочий реального суверена, т. е. главы государства и его клана. Вывод: постимперские государства (бывшие инклюзии и лимитрофы) нельзя назвать в полной мере независимыми государствами — и даже, в строгом смысле слова, собственно государствами.

Ключевые слова: империя, постимперское пространство, постимперское государство, признаки государственности, причины разрушения государственности.

Применительно к постимперским государствам уместен вопрос: какие факторы делают некое социальное образование государством? Можно ли в строго научном смысле применять к государству эпитет «независимое» или предикат независимости уже задан самим статусом государственности данного социального образования?

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2018

СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ПОСТИМПЕРСКИХ СТРАН

Научная литература по вопросу сущности и форм существования государства представляет собой информационный океан, и даже перечисление основных источников по теме заняло бы не одну страницу. Однако ключевые признаки государства едины во всех соответствующих публикациях (см., например: Фукуяма, 2015, с. 116-117; Тэтчер, 2007, с. 16-17)1. Назовем их.

1. «Публичная власть» (термин Гегеля): совокупность людей, профессионально занятых управлением обществом. Предикат публичности в данном случае означает: 1) избираемость народом2 определенной части данной категории профессиональных управленцев; 2) известную степень открытости народу деятельности данной категории людей; 3) целью «публичной власти» является соблюдение интересов подвластных: в зависимости от конкретной исторической и социальной ситуации — интересов социума в целом или интересов господствующего социального класса.

2. Наличие географической территории, юридически закрепленной и эффективно охраняемой силовым аппаратом государства.

3. Исключительное право собирать налоги и издавать законы.

4. Право применять легитимное насилие внутри страны и за ее пределами для обеспечения выживаемости и развития данного социума.

5. Суверенитет: исключение решающего влияния внешних и/или нелегитимных внутренних акторов на процесс принятия властных решений.

От себя добавим следующее.

Второй признак государственности необходимо дополнить. Для существования и оптимального функционирования государства важны также точная определенность и эффективная защита границ экономического, информационно-идеологического и информационно-кибернетического пространств данного социума. По нашему пониманию, соответствующие границы можно определить как предел допустимого (неразрушающего) проникновения во все указанные типы нетерриториальных пространств. Защита границ данных пространств осуществляется силовыми структурами государства в наименьшей, по сравнению с охраной географического пространства, степени, в большей же мере — деятельностью законодательной и судебной ветвей государственной власти.

Кроме того, необходимо различать феномены и понятия государства и государственного аппарата. Собственно государство — это структуры, принимающие властные решения, а их подготовку и исполнение организационно и информационно осуществляет государственный аппарат. Именно назначаемость госаппарата и придает ему признак общественной опасности. Госаппарат

1 Мнение М. Тэтчер тем более ценно, что это — точка зрения эффективного государственного деятеля, полностью совпадающая с позицией подавляющего большинства политологов-теоретиков.

2 Народ в данном случае понимается автором как совокупность людей, обладающих юридически закрепленным избирательным правом.

несменяем и неконтролируем обществом, так как народ его не избирает и не заслушивает его отчеты, как это происходит с выборными структурами государственной власти. По этой причине госаппарат превращается в корпоративную группу, т. е. закрытую для общественного контроля и со специфическими, отличными от интересов общества, потребностями. По причине неподконтрольности народу аппарат имеет возможность узурпации власти (ее фактического нелегитимного присвоения). Формально правит выборная власть. В реальной жизни избранными должностными лицами может управлять аппарат в силу, например, большей профессиональной компетентности последнего (Тэтчер, 2013, гл. 6). Впрочем, и власть неизбираемая, наследуемая, монархическая, тоже может быть фактически подконтрольна государственному аппарату. «В Китае император был практически заложником собственных чиновников и их сложных правил» (Фукуяма, 2015, с. 562). (Имеется в виду империя Хань, 206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) Мер борьбы с этой угрозой человечество выработало немного: численное сокращение, ограничение финансирования, регулярные слушания в законодательных органах власти. Бюрократизация аппарата — вечная проблема любого государства. Следовательно, громадное значение для эффективного функционирования как государства в целом, так и его аппарата имеет фактор рекрутирования правящих элит, является ли это рекрутирование конкурентным и в определенной мере контролируемым подвластными или нет.

Относительно сущности и содержания понятия «государственный суверенитет». Для обеспечения своего реального суверенитета государство должно опираться на экономическую независимость общества — сырьевую, товарную (основные товары производятся внутри данной страны), технологическую, финансовую. Оптимальным является наличие всех перечисленных признаков экономической составляющей суверенитета государства, но реальный суверенитет может строиться и на некоторых из них, например, товарной, технологической, финансовой, так как не все страны имеют мощную сырьевую базу от природы. Условием реального суверенитета государства также является социальный мир (отсутствие крупных и постоянных конфликтов внутри страны и внутри политической элиты), базирующийся на стабильности общественного развития. Следовательно, одно из прочных оснований государственного суверенитета — эффективная государственная экономическая, социальная и культурная политика. Очень важная составная часть государственного суверенитета — наличие официальной идеологии, четко сформулированной и поддерживаемой соответствующими мерами государства в основных сферах жизнедеятельности общества, поскольку именно официальная идеология является ментальной базой осознания национального интереса и адекватных национальному интересу действий во всех основных пространствах данного социума.

Формальный характер суверенитету придает отсутствие большей части или всех вышеперечисленных факторов, т. е. провозглашения и даже фиксации в писаном праве (конституции) факта суверенитета недостаточно для того, чтобы его реально иметь.

В соответствии с вышеназванными признаками государства сформулируем следующее определение его сущности, которое несколько отличается от общепринятого: государство — это совокупность профессиональных управленцев, содержанием деятельности которых является централизованное регулирование общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности социума, укорененного на определенной территории, с целью обеспечения его выживания и развития.

Из этого определения следует, что государство не является неким абсолютно безличным институтом, это совокупность людей, имеющих собственные интересы, связанные с характером и содержанием их труда (следовательно, эти особые интересы могут вступать в противоречие с интересами подвластных).

В качестве исторического феномена государство проходит ряд этапов развития, каждый из которых порождает определенный тип государственности. Можно выделить следующие типы государства (по критерию принципов формирования и функционирования ветвей государственной власти):

• трайбалистское (от лат. triba — племя), характеризующееся отсутствием или минимальным развитием разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; регулированием общественных отношений обычаями и традициями, т. е. отсутствием писаного права или его подчиненностью обычаям; преобладанием кровнородственных и иных личностных связей над безличным государственным законом;

• сеньоральное, или сеньориальное (от senior — господин), где наличествует писаное право, но его источником в значительной степени является глава государства, а разделение властей сосуществует с правом главы государства вмешиваться в их функционирование по своей воле;

• централизованное, или абсолютистское, отличительной особенностью которого является силовое соединение территорий, разнородных по составу населения и экономическим параметрам, а также сеньоральный характер организации всех трех ветвей государственной власти;

• национальное, где источником власти считается вся нация3; имеется конституция, закрепляющая взаимные права и обязанности власти и подвластных; развиваются структуры гражданского общества;

• правовое, отличающееся следующими признаками: юридическое признание и реальное соблюдение прав человека; разделение властей; верховенство закона как безличного социального регулятора.

Чем дальше продвинулось государство по данной «шкале», тем меньшее значение для его функционирования имеют внутриэлитные/межэлитные связи и отношения и, соответственно, тем больший вес и влияние имеют структуры гражданского общества, непосредственно выражающие и организующие реализацию интересов отдельных социальных слоев и групп. Иными словами,

3 Нацию автор понимает как политически оформленную совокупность этносов и социальных групп, базирующуюся на едином способе производства.

с течением исторического времени всё большее значение и наполнение имеют каналы политической коммуникации между государством и подвластными (гражданским обществом).

Итак, в чем же тайна государственности? Что именно делает государство полноценным механизмом эффективного управления социумом? Как ни странно это прозвучит, тайна сокрыта не в государстве самом по себе, не в совокупности и полноте реализации его предикатов, а вот в этом самом канале политической коммуникации между государством и гражданским обществом: существует ли этот канал вообще, а если существует, то как именно функционирует. Главная функция государства — защита всей совокупности пространств социума: от природных и экономических катастроф, от агрессии внешнего врага, от разрушения базовых ментальных ценностей. Иными словами — защита общества от умаления и распада. Как же может эта защита осуществиться, если нет постоянной сверки интересов и предпочтений защищаемого и защитника, если защитник всё больше склоняется к защите только себя самого? Затухает или затрудняется коммуникация между государством и обществом — затрудняется сама жизнь данного социума, и тогда на его ресурсные пространства приходят другие «пользователи» во всё большем и большем их количестве.

Постимперские государства — частичные: их предикаты не реализуются в полной мере, поскольку политическая коммуникация с подвластными либо сознательно не выстроена правящей элитой, либо нарушена вследствие неразвитости как правящей элиты, так и гражданского общества. Еще одна причина частичного характера постимперских государств — то, что правящей элите приходится целенаправленно создавать национальное по типу государство в стране, отброшенной к этапу государства сеньориального или даже трайбалистского самим фактом распада империи. Имперский центр больше не является таковым и не может навязывать/делегировать бывшей инклюзии свои предикаты национального и/или правового государства. Прежним инклюзиям приходится самостоятельно создавать параметры государственности, прежде «автоматически» задаваемые имперским центром, т. е. заниматься целенаправленным государственным строительством.

В ситуации государственного строительства правящая элита оказывается перед выбором образца (паттерна) государственности: 1) воспроизведение предикатов государственности прежнего имперского центра; 2) копирование предикатов государственности нового имперского центра; 3) попытка полного или частичного воспроизведения предикатов государства, исторически существовавшего на данной территории до ее включения в состав некой универсальной империи; 4) некое сочетание параметров этих паттернов государственности. В каждом из этих случаев, по причине отсутствия полноценного опыта государственного строительства у наличной правящей элиты и связанной с этим обстоятельством относительно низкой степени освоения природных богатств и имеющегося производственного потенциала страны, ослабленного к тому же объективно произошедшим разрывом прежних хозяйственных связей с имперским центром и другими бывшими инклюзиями, объективно появ-

ляется нужда в финансовой и технологической4 подпитке со стороны некоего мощного актора государственной и/или негосударственной природы. Социальную защиту населения необходимо осуществлять, иначе социальный мир так или иначе будет нарушен и возникнет опасность для политического существования правящей элиты. На это нужны средства, в которых ощущается острый недостаток в существующей экономической ситуации разрыва с прежним имперским центром. Как правило, правящая элита постимперского государства не испытывает ни желания, ни непосредственной нужды сохранять прочные связи с прежним имперским центром и в качестве паттерна и ключевого экономического партнера выбирает новый центр силы. Бескорыстная финансовая помощь — утопия. Предоставляя кредиты, мощное государство и/или негосударственная структура требует выполнения ряда условий экономического и/или политического характера (так называемые связанные кредиты). Фактически эти условия сводятся к принуждению следовать цивилизационному паттерну нового имперского центра и перейти в статус лимитрофного государства этого центра силы. Тем самым постимперское государство приобретает статус социальной гомоморфозы, по необходимости копируя внешние параметры существования и функционирования нового имперского центра в основных социальных пространствах, но не имея ни исторического опыта, ни наличных материальных и ментальных возможностей для их содержательного воспроизведения. Если постимперское государство оказывается на стадии трайбалистского государства, ключевое значение приобретает клановая (племенная) структура данного конкретного социума и борьба кланов (племен) за власть. В случае если постимперское государство выступает как сеньоральное, на первом плане в нем стоит личность главы государства и/или ближайшего к нему «серого кардинала».

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТИМПЕРСКИХ ГОСУДАРСТВ

Если рассматривать постимперское государство с точки зрения соблюдения основных признаков государственности, то его характеристики будут таковы:

1. Защита собственных географических границ собственной же силовой структурой соблюдается не всегда.

Так, границы Армении с Турцией и Ираном охраняются российскими пограничниками с 1992 г. (Соглашение.., http://base.garant.ru/1119012/), а границы Таджикистана с Афганистаном и Китаем — с 1993 г. (Соглашение.., http:// www.conventions.ru/view_base.php?id=17062). В Киргизии Группа пограничных войск России действовала с 1992 по 1999 г., затем приступила к работе Оперативная пограничная группа (Соглашение.., http://base.garant.ru/1156580/). Границы Туркмении с Ираном и Афганистаном охранялись Оперативной группой Пограничных войск Российской Федерации с 1993 по 1999 г. (Договор..,

4 Имеется в виду вся совокупность социальных технологий: экономических, в том числе технологий социальной защиты, информационно-идеологических (технологий воздействия на массовое сознание), информационно-кибернетических.

http://www.mid.ru/foreign_policy/intemational_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-336/48295). С 1993 г. действовала Оперативная группа пограничной службы РФ в Казахстане (Соглашение.., http://docs.cntd.ru/ document/1902036). С 2002 г. российские военнослужащие проходят военную службу по контракту в Пограничных войсках Республики Казахстан, в Военном институте Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (Договор.., http://docs.cntd.ru/document/901892746). В Белоруссии в первой половине 2000-х годов также действовала Оперативная пограничная группа ФСБ РФ: «Благодаря совместным программам возведены несколько застав, обустроен гарнизон Лидского погранотряда, создан кинологический центр погранвойск Белоруссии. Средства Союзного бюджета также направлялись и направляются на инженерное оборудование границы, прокладку линий связи, приобретение технических средств пограничного контроля, совместные научные исследования, подготовку и переподготовку кадров» (Взаимодействие.., http://www.fsb. ru/fsb/comment/ufsb/single.htm!id=10315163%40fsbComment.html).

2. Если говорить о защите границ нетерриториальных, то постимперское государство не всегда может это сделать самостоятельно.

Так, с 2015 г. техническое обеспечение охраны таможенных границ Киргизии осуществляется Россией (Соглашение.., http://docs.cntd.ru/ document/420272924). Российская сторона на безвозмездной основе осуществляет финансирование необходимых работ и поставку оборудования.

В ряде случаев постимперское государство само разрушает свои нетерриториальные границы, чтобы в наибольшем объеме имплантировать в ткань своего социума параметры нового имперского центра.

Особое значение для общества имеет его идеологическая граница, которую автор рассматривает как предел допустимого проникновения в информационно-идеологическое пространство. В данном случае допустимое проникновение трактуется как воздействие на массовое сознание данного общества оформленных теоретических концептов или дисперсных форм ценностей другого общества, не разрушающее существующую в данном обществе систему ментальных ценностей. Базовые ценности массового сознания любого общества — это прежде всего признание ценности семьи, почитание предков (одобрение генерального хода истории данного общества), уважение к государству и его официальной идеологии, догматы доминантной религии.

Постимперские государства именно одобрение генерального хода истории данного общества сдают в первую очередь, осуществляя своеобразный акт автоагрессии в идеологическом пространстве. Период пребывания в составе конкретной империи объявляется исторической ошибкой (в случае добровольного присоединения данного постимперского государства к этой империи) или же преступлением имперского центра, навязавшего данному государству статус своей инклюзии. Так, в постсоветских государствах открыты так называемые музеи советской оккупации (варианты: музей коммунизма5, музей па-

5 Музеи коммунизма, посвященные истории стран Восточной Европы в период их пребывания в составе пояса лимитрофов СССР, открыты в Праге (Museum of communism, http://

мяти жертв советских репрессий), в экспозиции которых период пребывания данного государства в советской и/или в Российской империи подвергается критическому пересмотру. Музеи, как правило, входят либо в структуру Академии наук соответствующей страны, либо в структуру основного национального музея.

Православная Грузия, в форме объединенного царства Картли-Кахети (Восточная Грузия) добровольно присоединившаяся к православной России в 1783 г. (Договор.., http://diletant.media/articles/36774306/), получила таким образом защиту от грозившего ей поглощения либо Ираном (шиитский вариант ислама), либо Турцией (суннитский вариант ислама) и сохранила религиозный базис своего цивилизационного кода. В результате русско-турецких войн XIX в. Грузия впервые в своей истории была объединена под военным и административным контролем России и полностью вошла в состав Российской империи. Грузинское дворянство стало частью российского дворянства на равных правах. Однако в современной Грузии, с конца 1980-х годов, еще со времени советской «перестройки», сохранение православия и единства страны с помощью России трактуется как «противоречивый период» истории (Очерки истории Грузии.., 1988-1989). Музей советской оккупации является частью Национального музея Грузии (Georgian National Museum.., http://museum.ge/index. php?lang_id=ENG&sec_id=53). В этом музее, однако, нет упоминания о роли грузин С. Орджоникидзе, И. Джугашвили и Л. Берии в становлении и функционировании технологий «оккупации». Музей памяти жертв репрессий в Ташкенте, столице Узбекистана, посвящен насильственной русификации и истории сопротивления народов Средней Азии «тираническому режиму Советской власти» (Музей памяти.., http://www.academy.uz/ru/site/slideview/29). Экспозиция «Казахстан в составе СССР» (Национальный музей.., http://nationalmuseum. kz/index.php?id=23&Itemid=118&lang=ru&option=com_content&view=article) находится в Зале истории Казахстана в Национальном музее Республики Казахстан. Большая ее часть посвящена бедам казахского народа в период пребывания в составе СССР. В столице Украины Киеве есть не только музей советской оккупации (Музеи Киева.., http://primetour.ua/ru/excursions/museum/Muzey-sovetskoy-okkupatsii.html), но и Национальный музей «Мемориал жертв Голо-домора» (Музеи Киева.., http://primetour.ua/ru/excursions/museum/nacionalnyj-muzej- «memorial-zhertv-olodomora».html), Национальный музей «Чернобыль» (Музеи Киева.., http://primetour.ua/ru/excursions/museum/Natsionalnyiy-muzey---Chernobyil---.html) и Государственный историко-мемориальный заповедник «Быковнянские могилы» (Музеи Киева.., http://primetour.ua/ru/excursions/ museum/Gosudarstvennyiy-istoriko-memorialnyiy-zapovednik--Byikovnyanskie-mogilyi-.html). Экспозиции музеев разнообразно отражают тяжелую судьбу

muzeumkomunismu.cz/cs/), Софии (как часть Национального музея искусств — Национален исторически музей, https://historymuseum.org/), Варшаве (Czar PRL — Life under Communism Museum, http://czarprl.pl/). В столице Словакии Братиславе существует Музей преступлений и жертв коммунизма, в венгерской столице Будапеште — Дом террора (Terror Haza Museum, http://www.terrorhaza.hu/hu).

украинского народа под гнетом советской власти. Музеи советской оккупации входят в структуру музеев оккупации (в том числе гитлеровской) в Риге (Museum of the occupation.., http://okupacijasmuzejs.lv/en) и Таллине (Okupatsioonide Muuseum, http://www.okupatsioon.ee/index.php/en/). В Вильнюсе теме советской оккупации страны посвящен Музей жертв геноцида (The Museum of Genocide Victims, http://genocid.lt/muziejus/en/) при Центре изучения геноцида и сопротивления Латвии. В Бишкеке находится Музей-мемориал памяти жертв сталинских репрессий «Ата-Бейит». Музей, посвященный трагедии сталинских репрессий, планируется создать в Ереване (Музей памяти.., https:// ru.armeniasputnik.am/society/20170914/8651170/muzej-pamyati-zhertv-stalinskih-repressij-budet-sozdan-v-armenii.html). Национальный музей истории Азербайджана разместил на постоянной основе экспозиции о «российской оккупации» в XIX в. и «геноциде 1918 г» (Milli Azerbaycan.., http://www.azhistorymuseum.az/).

В то же время не существует никаких специальных музеев или залов, посвященных жертвам колониальных войн и колониализма в странах «третьего мира», входивших в состав Британской, Германской (Второй рейх), Испанской, Итальянской, Нидерландской, Португальской, Французской империй.

В большинстве постсоциалистических и постсоветских стран ведется целенаправленная политика «переписывания истории», в том числе учебников истории для средней и высшей школы, причем пребывание данного государства/этноса в составе универсальной Российской и/или светской империи в качестве инклюзии или лимитрофа характеризуется как период беспросветного колониального гнета и подавления национальной культуры, а в ряде случаев — как геноцид (см., например: Казахстан.., https://www.bbc.com/russian/ international/2013/11/131028_history_textbook_kazakhstan).

Важной частью идеологического пространства социума и его идеологической границы является язык государствообразующего этноса. Часть постимперских государств при обретении независимости от прежнего имперского центра перешла (немедленно или со временем) на алфавит нового имперского центра. Казалось бы, сам по себе язык, его смыслы и его грамматика в данном случае не меняются, иным становится лишь внешний образ языка — начертание букв (символов). Однако символический элемент языка — его алфавит — также несет в себе определенные смыслы, и с его изменением постепенно меняется самоидентификация общества. На уровне коллективного бессознательного происходит всё большее отождествление с культурным и социальным кодом нового имперского центра, что закрепляет лимитрофное положение общества-реципиента.

Так, в современном Казахстане принято решение о переходе на латинский алфавит к 2025 г. (Указ Президента.., http://online.zakon.kz/Document/7doc_ id=33613600). «В казахском языке нет букв "ю", "я", "ъ". <...> Буквы "ч", мягкого знака нет, твердого знака тоже нет. Используя эти буквы, мы искажаем казахский язык. То есть сейчас мы приходим в основу. Это важнейшее мероприятие для всего государства. Но здесь наскоком нельзя, будем постепенно и вдумчиво подходить» (Президент рассказал.., https://www.nur.kz/1617823-prezident-rasskazal-kak-pravilno-chi.html). При этом переход на латинский алфавит явля-

ется частью более масштабной задачи — проекта изменения общественного сознания казахстанцев (Статья Главы государства.., http://www.akorda.kz/ru/ events/akorda_news/press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee-modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniya).

Латинской графикой, заменившей кириллическое письмо, пользуются такие постсоветские государства, как Узбекистан (с 1993 г.), Туркменистан (с 1993 г.), Азербайджан (с 1991 г., с 1 августа 2002 г. в республике предусмотрена административная ответственность за употребление кириллицы) и Молдова (с 1989 г.). «Узбекские историки вспоминают, что решение о переходе на латиницу в начале 90-х годов принималось в атмосфере неприязни ко всему русскому как к наследию колониального прошлого» (Операция «Латиница».., http://www. ca-portal.rU/article:38687). При этом необходимо отметить, что в 1991 г. по инициативе президента Турции Тургута Озала был созван конгресс тюркских лингвистов, который призвал постсоветские тюркские государства перейти на латиницу и даже предложил проект типового алфавита.

Попытки перехода на латиницу предпринимались и внутри России, в Татарстане. В 1999 г. в республике был принят закон о переходе на латинский алфавит. Переход должен был начаться с 2001 г. и длиться десять лет. В 2004 г Конституционный суд РФ отклонил проект перевода татарского алфавита с кириллицы на латиницу, но в 2013 г. в Татарстане был принят закон 1-ЗРТ «Об использовании татарского языка как государственного языка Республики Татарстан» (Закон Республики Татарстан.., 2013, с. 1), в тексте которого официальным алфавитом признается алфавит на основе кириллицы, но допускается использование латиницы или арабского письма при обращении граждан в государственные органы и при ответе на эти обращения.

Таким образом, в постсоветских государствах переход на латиницу означает «добровольное вхождение» в ментальное (информационно-идеологическое) пространство англо-саксонского и/или турецкого мира, т. е. превращение в ментальный, а затем и в универсальный лимитроф соответствующей глобальной (США) и/или региональной (Турция) сверхдержавы.

Бывшие колонии Британской, Германской (Второй рейх), Испанской, Нидерландской, Португальской, Французской империй в подавляющем большинстве используют латинский алфавит как наследие прежней метрополии и институт ментальной/культурной связи с нею и с теперешней глобальной сверхдержавой (США). Страны бывшего Французского Индокитая, однако, используют собственные алфавиты на основе лаосского, кхмерского и тайского языков — за исключением Вьетнама, алфавит которого существует на основе латиницы. Бывшие итальянские колонии в Африке также используют своеобразные алфавиты на основе языка государствообразующего этноса.

3. Такой признак государственности, как легитимное применение насилия, в постимперских государствах в ряде случаев имеет определенные изъятия в виде отчетливых следов присутствия в силовых структурах этих государств аналогичных структур глобальной сверхдержавы и великих европейских держав.

Так, в здании Службы безопасности Украины целый этаж занимают американские спецслужбы. Украинским офицерам заходить туда запрещено (Амери-

канцы контролируют.., http://www.stoletie.ru/lenta/amerikancy_kontrolirujut_sbu_ iznutri_354.htm).

Подавляющая часть постсоциалистических государств Восточной Европы, а также три постсоветских прибалтийских государства являются членами НАТО, их оборонные структуры интегрированы в соответствующие структуры НАТО. В частности, «усиление американского военного присутствия в Восточной Европе усиливает привязку этих государств к Соединенным Штатам и снижает вероятность того, что их политика может измениться в нежелательном для США направлении» (Зверев, http://eurasia.expert/voyna-na-poroge-zachem-ssha-perebrasyvayut-voyska-v-polshu/).

Пенитенциарная система США в виде так называемых секретных тюрем ЦРУ существует на территории ряда постсоциалистических государств Европы, а также в Афганистане и Таиланде, что позволяет американским спецслужбам вести допросы лиц, подозреваемых в связях с террористическими организациями, без тех ограничений, которые существуют в законодательстве США. Среди постсоциалистических и постсоветских стран Европы называются Украина, Польша, Эстония (официальные власти данных стран опровергают эту информацию), Болгария, Косово, Македония, Румыния (Секретные тюрьмы.., https:// ria.ru/society/20060110/42929659.html). В размещении секретных тюрем ЦРУ на своей территории подозреваются Венгрия и Литва (Секретные тюрьмы США.., https://topwar.ru/24174-sekretnye-tyurmy-ssha-i-prava-cheloveka.html).

В Грузии, Казахстане, на Украине (в нарушение Конвенции 1972 г. о запрещении разработки, производства и накопления запасов биологического и ток-синного оружия и об их уничтожении) находятся лаборатории по производству биологического и бактериологического оружия, финансируемые из бюджета Министерства обороны США. В отдельные программы сотрудничества с Соединенными Штатами в военно-биологической сфере вовлечены также Армения, Азербайджан и Узбекистан (Попов, https://riss.ru/analitycs/5521/).

4. Суверенитет постимперского государства ограничен из-за резкого и значительного сжатия всех его геополитических пространств вследствие распада империи и необходимости присоединиться к совокупным ресурсам другой, функционирующей универсальной/частичной империи для преодоления этого сжатия.

В большинстве постимперских государств ключевое качество государства — его коммуникация с гражданском обществом — не выстроено, поскольку самого по себе независимого зрелого гражданского общества нет, а есть атомизированное население. Властные же структуры имеют преимущественно клановый характер — как раз вследствие отсутствия названной коммуникации, а само по себе государство является сеньоральным, т. е. сконцентрированным вокруг личности главы государства. Так, в бывших советских республиках Средней Азии политические институты «в большинстве своем персонифицированы и выстроены в соответствии с предпочтениями президентов. <...> При этом деятельность лидеров стран. зачастую сакрализовывалась. <...> При отсутствии реальных механизмов общественного контроля, сдержек и противовесов сфера публичной политики сжималась и трансформировалась в кланово-бю-

рократическую систему отношений, в рамках которой президенты становились верховными арбитрами. <...> Снижение функциональности публичных механизмов политики усиливало значение неформальных институтов и связей» (Кушкумбаев, 2017, с. 7). Схожее положение и в постсоветских государствах Южного Кавказа (Искандарян, 2011), а также в постимперских государствах Африки и Азии (Фукуяма, 2017).

Суверенитет сеньорального государства, что бы ни было записано в его конституции, строится на базе полномочий реального суверена, т. е. главы государства, и его клана. Независимое принятие властных решений в данном случае представляет собой неустойчивую величину и базируется на предпочтениях и воле одного человека, который может быть подвержен влиянию как кланового окружения, так и сил, внешних по отношению к данному государству (подробнее см.: Малышева, 2017).

Меняется качество экономической и политической элиты постимперских государств как института, что особенно заметно в постсоветских государствах, совершающих «обратное движение» к капитализму. Эти государства стремятся вписаться в процесс глобализации, который объявлен мировым трендом нейтрально-социального, общекультурного характера, но на самом деле является проявлением всемирной победы капиталистического способа производства и либеральной идеологии. Элиты постимперских государств в рамках процесса включения в процесс глобализации стремятся к имплементации в состав транснациональной элиты, что является одним из ключевых факторов нарушения суверенитета постимперского государства. «В отличие от прежних элит, тесно связанных с национальной культурой, традициями и образом жизни, новая транснациональная элита воспринимает себя скорее как часть мирового правящего класса. Местная принадлежность для нее — случайное, второстепенное обстоятельство. Ее капитал и бизнес неотделимы от транснациональных корпораций, штаб-квартиры которых находятся за тридевять земель. Эти люди возглавляют местные отделения транснациональных компаний или имеют собственные фирмы, являющиеся формально независимыми, но по существу превратившиеся в филиалы тех же международных гигантов. Они вовлечены в глобальные финансовые спекуляции. Предел их мечтаний — должность в головной конторе корпорации где-то в Нью-Йорке или в Лондоне, а заодно и небольшая доля в ее огромной собственности» (Кагарлицкий, https://libking. ru/books/sci-/sci-politics/443413-7-boris-kagarlitskiy-vosstanie-srednego-klassa. html book). Данный процесс характерен для всех постимперских государств. «В конце 1980-х и первой половине 1990-х годов "социальный проект" транснационального капитала можно было считать блистательно удавшимся. <. > В Восточной Европе и Латинской Америке этот средний класс воспринимал себя как опору рыночных реформ. <. > Он воспринимал свои достижения как безусловно заслуженные: мы самые умные, самые компетентные, самые адаптивные. Короче, будучи лучшими, эти люди обречены были на успех, тогда как неудачи огромного большинства соотечественников виделись закономерным наказанием за "отсталость" и "некомпетентность"» (Кагарлицкий, https:// libking.ru/books/sci-/sci-politics/443413-7-boris-kagarlitskiy-vosstanie-srednego-

klassa.html book). В постимперских государствах коммуникация между властью и обществом, между высшим, средним и низшим классами не просто нарушается, она ломается. При этом национальный интерес превращается в интерес высших слоев общества, а государственный суверенитет сводится к суверенному праву высших на «сладкую жизнь» за счет ресурсов всего социума.

Экономический базис государственного суверенитета в постсоветских государствах деградировал. Промышленный потенциал, уровень и качество жизни, а также инфраструктура постсоветских центрально-азиатских государств находятся «в упадке во всем регионе» (Касенова, 2017, с. 10). Не в лучшем состоянии и социальный базис суверенитета: «.непредсказуемость развития социально-политической ситуации, рост коррупции и клановости, отсутствие механизма преемственности власти в государствах постсоветской Азии, усиление давления на светские режимы региона, растущее снижение эффективности управления и ослабление государственных механизмов для реализации национальных интересов и обеспечения национальной безопасности, отсутствие эффективных механизмов социальной мобильности» (Майтдинова, 2017, с. 20). Такое же положение и в государствах Балтии: «Как только задерживается освоение фондов ЕС, у нас сразу значительное падение прироста валового внутреннего продукта (ВВП). Это означает, что на самом деле своей экономики у нас нет» (Крылов, http://russkievesti.ru/novosti/geopolitika/v-svobodnom-plavanii.html). Экономический суверенитет Грузии практически сведен к нулю тем же обстоятельством: «По большому счету, в Грузии экономики, как таковой, нет» (Крылов, Федоровская, 2016, с. 85-87). Особый инструмент разрушения суверенитета — величина внешнего долга государства. Внешний долг формально независимых постимперских африканских государств достигает такого уровня, что в соотнесении с их экономическим потенциалом делает этот долг абсолютно невозвратным и предопределяет фактически полное отсутствие их экономического (а как следствие — и политического) суверенитета (Долг.., https://ru.countries. world/Africa/%D0%92%D0%BD%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%B9_ %D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B3-131 _3190_2015_a.html). Схожая ситуация и с внешним долгом постимперских государств Европы и Азии (Долг.., https:// ru.countries.world/Europe/Внешний_долг-131_3190_2015_a.html, Долг.., https:// ru.countries.world/Asia/Внешний_долг-131 _3190_2015_a.html). Какое значение имеет это обстоятельство? Внешний долг используется как средство давления на постимперские государства, «принуждая выполнять требования корпорато-кратии под угрозой банкротства, экономических санкций и жестоких требований, которыми МВФ обусловливает возможность предоставления им кредитов» (Перкинс, 2008, с. 377).

В 1990-е годы, после распада СССР и мировой системы социализма, на Западе была провозглашена концепция «мягкого суверенитета». «Само понятие "национальный суверенитет" для большинства государств стало относительной величиной. По сути была предложена формула: чем сильнее лояльность единственному центру влияния в мире — тем выше легитимность того или иного правящего режима» (Выступление Владимира Путина. . , https://topwar. ru/61182-vystuplenie-vladimira-putina-na-valdae.html).

Итак, рассмотрение особенностей постимперских государств подводит к выводу о том, что их государственность — частичная, поскольку ряд признаков государства в их случае ослаблен или отсутствует. Постимперские государства (бывшие инклюзии и лимитрофы) нельзя назвать в полной мере независимыми государствами — и даже, в строгом смысле слова, собственно государствами.

Литература

Американцы контролируют СБУ изнутри. URL: http://www.stoletie.ru/lenta/amerikancy_kon-trolirujut_sbu_iznutri_354.htm (дата обращения: 18.03.2018).

Взаимодействие с Белоруссией в охране границы союзного государства способствует укреплению национальной безопасности РФ. URL: http://www.fsb.ru/fsb/comment/ufsb/single. htm!id=10315163%40fsbComment.html (дата обращения: 25.03.2018).

Выступление Владимира Путина на «Валдае». 25.10.2014. URL: https://topwar.ru/61182-vystuplenie-vladimira-putina-na-valdae.html (дата обращения: 14.03.2018).

Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о сотрудничестве в охране внешних границ. URL: http://docs.cntd.ru/document/901892746 (дата обращения: 25.03.2018).

Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о совместной охране государственной границы Туркменистана и статусе военнослужащих пограничных войск Российской Федерации на территории Туркменистана. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/in-ternational_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-336/48295 (дата обращения: 25.03.2018).

Договор о признании царем Карталинским и Кахетинским Ираклием II покровительства и верховной власти России, 1783 г (Текст). URL: http://diletant.media/articles/36774306/ (дата обращения: 26.03.2018).

Долг: государственный и внешний: Внешний долг в странах Азии. URL: https://ru.countries. world/Asia/Внешний_долг-131_3190_2015_a.html (дата обращения: 17.03.2018).

Долг: государственный и внешний: Внешний долг в странах Африки. URL: https:// ru.countries.world/Africa/%D0%92%D0%BD%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D 0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B3-131_3190_2015_a.html (дата обращения: 17.03.2018).

Долг: государственный и внешний: Внешний долг в странах Европы. URL: https:// ru.countries.world/Europe/Внешний_долг-131_3190_2015_a.html (дата обращения: 17.03.2018).

Закон Республики Татарстан от 12 января 2013 года №1-ЗРТ «Об использовании татарского языка как государственного языка Республики Татарстан» // Российская газета. 2013. № 14, 14 января. С. 1.

Зверев Ю. Война на пороге? Зачем США перебрасывают войска в Польшу. URL: http:// eurasia.expert/voyna-na-poroge-zachem-ssha-perebrasyvayut-voyska-v-polshu/ (дата обращения: 19.03.2018).

Из интервью президента Латвии Р. Вейониса. Цит. по: Крылов А. В свободном плавании. Постсоветское пространство: 25 лет спустя. URL: http://russkievesti.ru/novosti/geopolitika/v-svobodnom-plavanii.html (дата обращения: 17.03.2018).

Искандарян А.Армения между автократией и полиархией // Pro et Contra. Май — август 2011. C. 19-28.

Кагарлицкий Б. Восстание среднего класса. Ч. 2. Постиндустриальная революция. Культурная стандартизация. URL: https://libking.ru/books/sci-/sci-politics/443413-7-boris-kagarlitskiy-vosstanie-srednego-klassa.html book (дата обращения: 21.03.2018).

Казахстан: как пишут учебники истории. URL: https://www.bbc.com/russian/internation-al/2013/11/131028_history_textbook_kazakhstan (дата обращения: 23.03.2018).

Касенова Н. Центральной Азии 25 лет: неопределенность кризиса среднего возраста // Центральная Азия-25: мысли о прошлом, проекция будущего / под ред. М. Ларюэль,

А. Курмановой. Вашингтон: Институт европейских, российских и евразийских исследований Университета имени Джорджа Вашингтона, 2017. Т. 2. С. 10-12.

Крылов А., Федоровская И. Круглый стол «Проблемы региональной безопасности на Кавказе в контексте российско-грузинских отношений». Москва, ИМЭМО РАН, 25 марта 2016. // Россия и новые государства Евразии. 2016. № 2. С. 85-87.

Кушкумбаев С. 25 лет независимости стран Центральной Азии: вызовы из прошлого // Центральная Азия-25: мысли о прошлом, проекция будущего / под ред. М.Ларюэль, А. Курмановой. Вашингтон: Институт европейских, российских и евразийских исследований Университета имени Джорджа Вашингтона, 2017. Т. 2. С. 7-10.

Майтдинова Г. Становление таджикской государственности: этапы развития и достижений // Центральная Азия-25: мысли о прошлом, проекция будущего / под ред. М. Ларюэль, А. Курмановой. Вашингтон: Институт европейских, российских и евразийских исследований Университета имени Джорджа Вашингтона, 2017. Т. 2. С. 16-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Малышева Д. Б. Политические процессы в постсоветских государствах Центральной Азии // Центральная Азия — 25: мысли о прошлом, проекция будущего / под ред. М. Ларюэль, А. Курмановой. Вашингтон: Институт европейских, российских и евразийских исследований Университета имени Джорджа Вашингтона, 2017. Т. 1. С. 124-127.

Музеи Киева. Государственный историко-мемориальный заповедник «Быковнянские могилы». URL: http://primetour.ua/ru/excursions/museum/Gosudarstvennyiy-istoriko-memorialnyiy-zapovednik--Byikovnyanskie-mogilyi-.html (дата обращения: 17.03.2018).

Музеи Киева. Музей советской оккупации. URL: http://primetour.ua/ru/excursions/museum/ Muzey-sovetskoy-okkupatsii.html (дата обращения: 17.03.2018).

Музеи Киева. Национальный музей «Мемориал жертв Голодомора». URL: http://primetour. ua/ru/excursions/museum/nacionalnyj-muzej-«memorial-zhertv-golodomora».html (дата обращения: 17.03.2018).

Музеи Киева. Национальный музей «Чернобыль». URL: http://primetour.ua/ru/excursions/ museum/Natsionalnyiy-muzey---Chernobyil---.html (дата обращения: 17.03.2018).

Музей памяти жертв репрессий АН РУз. URL: http://www.academy.uz/ru/site/ slideview/29 (дата обращения: 17.03.2018).

Музей памяти жертв сталинских репрессий будет создан в Армении. URL: https:// ru.armeniasputnik.am/society/20170914/8651170/muzej-pamyati-zhertv-stalinskih-repressij-bu-det-sozdan-v-armenii.html (дата обращения: 17.03.2018).

Национален исторически музей. URL: https://historymuseum.org/ (дата обращения: 17.03.2018).

Национальный музей Республики Казахстан. URL: http://nationalmuseum.kz/index.php?id= 23&Itemid=118&lang=ru&option=com_content&view=article (дата обращения: 17.03.2018).

Операция «Латиница». Как принималось решение о переходе на латиницу в постсоветских странах. URL: http://www.ca-portal.ru/article:38687 (дата обращения: 27.03.2018).

Очерки истории Грузии: в 8 т. Тбилиси: Мецниереба, 1988-1989.

Перкинс Дж. Тайная история американской империи: Экономические убийцы и правда о глобальной коррупции / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 445 с.

Попов Д. С. США формируют вокруг России систему военно-биологических объектов. URL: https://riss.ru/analitycs/5521/ (дата обращения: 27.03.2018).

Президент рассказал, как правильно читается слово saebiz. URL: https://www.nur. kz/1617823-prezident-rasskazal-kak-pravilno-chi.html (дата обращения: 16.03.2018).

Секретные тюрьмы США и права человека. URL: https://topwar.ru/24174-sekretnye-tyurmy-ssha-i-prava-cheloveka.html (дата обращения: 07.03.2018).

Секретные тюрьмы ЦРУ. Обобщение. URL: https://ria.ru/society/20060110/42929659.html (дата обращения: 07.03.2018).

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об оказании технического содействия Киргизской Республике в рамках процесса присоединения к Евразийскому экономическому союзу (с изменениями на 28 февраля 2017 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/420272924 (дата обращения: 14.03.2018).

Соглашение между Республикой Армения и Российской Федерацией о принципах взаимного технического и материального обеспечения их вооруженных сил (21 августа 1992 г., Москва). URL: http://base.garant.ru/1119012/ (дата обращения: 14.03.2018).

Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой по пограничным вопросам (г Бишкек, 17 июля 1999 г). URL: http://base.garant.ru/1156580/ (дата обращения: 14.03.2018).

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам. URL: http://docs.cntd.ru/document/1902036 (дата обращения: 14.03.2018).

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о правовом статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Таджикистан. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=17062 (дата обращения: 14.03.2018).

Статья Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». URL: http://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/press_conferences/statya-glavy-gosu-darstva-vzglyad-v-budushchee-modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniya (дата обращения: 24.03.2018).

Тэтчер М. Автобиография. М.: АСТ, 2013. 800 с.

Тэтчер М. Искусство управлять государством. Стратегии для меняющегося мира / пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 504 с.

Указ Президента Республики Казахстан. О переводе алфавита казахского языка с кириллицы на латинскую графику. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33613600 (дата обращения: 24.03.2018).

Фукуяма Ф. Государственный порядок / пер. с англ. В. Л. Гончарова. М.: АСТ, 2015. 688 с.

Фукуяма Ф. Угасание государственного порядка / пер. с англ. К. М. Королёва. М.: АСТ, 2017. 704 с.

Фурсов А. И. Государство — оно же корпорация. URL: http://andreyfursov.ru/news/gosu-darstvo_ono_zhe_korporacija/2008-01-01-6 (дата обращения: 19.03.2018).

Czar PRL — Life under Communism Museum. URL: http://czarprl.pl/ (дата обращения: 14.03.2018).

Georgian National Museum. Soviet Occupation Exhibition Hall. URL: http://museum.ge/index. php?lang_id=ENG&sec_id=53 (дата обращения: 14.03.2018).

Milli Azerbaycan tarixi muzeyi. URL: http://www.azhistorymuseum.az/ (дата обращения: 14.03.2018).

Museum of communism. URL: http://muzeumkomunismu.cz/cs/ (дата обращения: 14.03.2018).

Museum of the occupation of Latvia. URL: http://okupacijasmuzejs.lv/en (дата обращения: 14.03.2018).

Okupatsioonide Muuseum. URL: http://www.okupatsioon.ee/index.php/en/ (дата обращения: 14.03.2018).

Terror Haza Museum. URL: http://www.terrorhaza.hu/hu (дата обращения: 14.04.2018).

The Museum of Genocide Victims. URL: http://genocid.lt/muziejus/en/ (дата обращения: 14.03.2018).

Комлева Наталья Александровна — д-р полит. наук, проф.; Komleva1@yandex.ru

Статья поступила в редакцию: 6 апреля 2018 г.;

рекомендована в печать: 18 сентября 2018 г

Для цитирования: Комлева Н. А. Осколки империй: признаки и причины частичной государственности постимперских стран (Часть II) // Политическая экспертиза: ПОЛИ-

ТЭКС. 2018. Т. 14, № 1. С. 320-340. https://doi.org/10.21638/11701/spbu23.2018.208

FRAGMENTS OF EMPIRES: SIGNS AND CAUSES OF THE POST-IMPERIAL COUNTRIES PARTIAL STATEHOOD (PART II)

Natalia A. Komleva

Center of Geopolitical Analysis,

Of. 419, 51, Lenin av., 620083, Yekaterinburg, Russian Federation; Komleva1@yandex.ru

The article is devoted to substantiation of the allegation that the state of post-imperial countries is partial. In the second part of the article, the actual characteristics of the post-imperial countries statehood are analyzed. Special attention is paid to the post-Soviet states. The author concludes that the state of post-imperial countries weaken or are absent. The protection of their geographical borders by post-imperial states themselves does not exist in some part of them. If we talk about the protection of non-territorial borders, post-Imperial state in some cases also are not able to do it itself. The legitimate use of state-violence in post-imperial states in some cases has certain exemptions in the form of presence of global superpower and the great European powers in the power-structures of the state. The sovereignty of post-imperial state is limited due to the sharp and significant contraction of its geopolitical spaces due to the collapse of its former empire and the need to join the other empire to overcome this contraction. In most post-imperial states, there is not any communication with civil society, because the civil society does not exist. Thus the sovereignty of that state, whatever is in its constitution, bases on the power of the real sovereign, i. e. the President and his patriarchal family. The conclusion: no one post-Imperial state (the former inclusions and limitrophs) really is a full-independent State and even, in the strict sense of the word, actually state as well.

Keywords: empire, post-imperial space, the post-imperial state, the attributes of statehood, the causes of destruction of the state.

References

Amerikantsy kontroliruiut SBU iznutri [The Americans control SBU from the inside]. Available at: http://www.stoletie.ru/lenta/amerikancy_kontrolirujut_sbu_iznutri_354.htm (accessed: 18.03.2018). (In Russian)

Czar PRL — Life under Communism Museum. Available at: http://czarprl.pl/ (accessed: 14.03.2018).

Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Respublikoi Kazakhstan o sotrudnichestve v okhrane vneshnikh granits [The agreement between the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan about cooperation in protection of external borders]. Available at: http://docs.cntd.ru/docu-ment/901892746 (accessed: 25.03.2018). (In Russian)

Dogovor mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Turkmenistanom o sovmestnoi okhrane gosu-darstvennoi granitsy Turkmenistana i statuse voennosluzhashchikh pogranichnykh voisk Rossiiskoi Federatsii na territorii Turkmenistana [The agreement between the Russian Federation and Turkmenistan about joint guarding of the state border of Turkmenistan and the status of servicemen of the border troops of the Russian Federation on the territory of Turkmenistan]. Available at: http:// www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-336/48295 (accessed: 25.03.2018). (In Russian)

Dogovor o priznanii tsarem Kartalinskim i Kakhetinskim Irakliem II pokrovitel'stva i verkhovnoi vlasti Rossii, 1783 g. (Tekst) [Agreement on the recognition of the king of Kartli and Kakheti Erekle II of patronage and the Supreme power of Russia, 1783 (Text)]. Available at: http://diletant.media/ articles/36774306/ (accessed: 26.03.2018). (In Russian)

Dolg: gosudarstvennyi i vneshnii: Vneshnii dolg v stranakh Afriki [Debt: public and external: External debt in Africa]. Available at: https://ru.countries.world/Africa/%D0%92%D0%BD%-D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B3-131_3190_2015_a.html (accessed: 17.03.2018). (In Russian)

Dolg: gosudarstvennyi i vneshnii: Vneshnii dolg v stranakh Azii [Debt: public and external: the External debt in Asian countries]. Available at: https://ru.countries.world/Asia/Внешний_долг-131_3190_2015_a.html (accessed: 17.03.2018). (In Russian)

Dolg: gosudarstvennyi i vneshnii: Vneshnii dolg v stranakh Evropy [Debt: public and external: the External debt in Europe]. Available at: https://ru.countries.world/Europe/Внешний_долг-131_3190_2015_a.html (accessed: 17.03.2018). (In Russian)

Fukuyama F. Gosudarstvennyiporiadok [State order]. Transl. from Engl. Moscow, AST Publisher, 2015. 688 p. (In Russian)

Fukuyama F. Ugasanie gosudarstvennogo poriadka [Extinction of the state order]. Moscow, AST Publisher, 2017. 704 p. (In Russian)

Fursov A. I. Gosudarstvo — ono zhe korporatsiia [The state, it is the same Corporation]. Available at: http://andreyfursov.ru/news/gosudarstvo_ono_zhe_korporacija/2008-01-01-6./ (accessed: 19.03.2018). (In Russian)

Georgian National Museum. Soviet Occupation Exhibition Hall. Available at: http://museum.ge/ index.php?lang_id=ENG&sec_id=53 (accessed: 14.03.2018).

Iskandarian A. Armeniia mezhdu avtokratiei i poliarkhiei [Armenia between autocracy and pol-yarchria]. Pro et Contra, May-August 2011, pp. 19-28. (In Russian)

Kagarlitskii B. Vosstanie srednego klassa. Ch. 2. Postindustrial'naia revoliutsiia. Kul'turnaia standartizatsiia [The revolt of the middle class. Part 2. Post-industrial revolution. Cultural standardization]. Available at: https://libking.ru/books/sci-/sci-politics/443413-7-boris-kagarlitskiy-vossta-nie-srednego-klassa.html book (accessed: 21.03.2018). (In Russian)

Kasenova N. Tsentral'noi Azii 25 let: neopredelennost' krizisa srednego vozrasta [Central Asia 25 years: the uncertainty of midlife crisisj. Tsentral'naia Aziia-25: myslio proshlom, proektsiia budu-shchego [Central Asia-25: thoughts of the past, a projection of the future]. Eds M. Lariuel', A. Kur-manova. Washington, The Institute for European, Russian and Eurasian studies of the University named after George Washington, 2017, pp. 10-12. (In Russian)

Kazakhstan: kak pishut uchebniki istorii [Kazakhstan: how to write the history school-books]. Available at: https://www.bbc.com/russian/international/2013/11 /131028_history_textbook_ka-zakhstan (accessed: 23.03.2018). (In Russian)

Krylov A. V svobodnom plavanii. Postsovetskoe prostranstvo: 25 let spustia [Free swimming. The post-Soviet space: 25 years later]. Available at: http://russkievesti.ru/novosti/geopolitika/v-svobodnom-plavanii.html (accessed: 17.03.2018). (In Russian)

Krylov A., Fedorovskaya I. Kruglyi stol "Problemy regional'noi bezopasnosti na Kavkaze v kon-tekste rossiisko-gruzinskikh otnoshenii" [Round table "Problems of regional security in the Caucasus in the context of Russian-Georgian relations"]. Moscow, IMEMO RAN, 2016, 25 Mar. Rossiia i novye gosudarstva Evrazii, 2016, no. 2, pp. 85-87. (In Russian)

Kushkumbaev S. 25 let nezavisimosti stran Tsentral'noi Azii: vyzovy iz proshlogo [25 years of independence of the countries of Central Asia: challenges of the past]. Tsentral'naia Aziia-25: mysli o proshlom, proektsiia budushchego [Central Asia-25: thoughts of the past, a projection of the future]. Eds M. Lariuel', A. Kurmanova. Vol. 2. Washington, The Institute for European, Russian and Eurasian studies of the University named after George Washington, 2017, pp. 7-10. (In Russian)

Maitdinova G. Stanovlenie tadzhikskoi gosudarstvennosti: etapy razvitiia i dostizhenii [The formation of the Tajik statehood: the stages of development and achievements]. Tsentral'naia Aziia-25: mysli o proshlom, proektsiia budushchego [Central Asia — 25: thoughts of the past, a projection of the future]. Eds M. Lariuel', A. Kurmanova. Vol. 2. Washington, The Institute for European, Russian and Eurasian studies of the University named after George Washington, 2017, pp. 16-21. (In Russian)

Malysheva D. B. Politicheskie protsessy v postsovetskikh gosudarstvakh Tsentral'noi Azii [The Political processes in the post-Soviet States of Central Asia]. Tsentral'naia Aziia-25: mysli o proshlom, proektsiia budushchego [Central Asia-25: thoughts of the past, a projection of the future]. Eds M. Lariuel', A. Kurmanova. Vol. 1. Washington, The Institute for European, Russian and Eurasian studies of the University named after George Washington, 2017, pp. 124-127. (In Russian)

Milli Azerbaycan tarixi muzeyi. Available at: http://www.azhistorymuseum.az/ (accessed: 14.03.2018).

Museum of communism. Available at: http://muzeumkomunismu.cz/cs/ (accessed: 14.03.2018). Museum of the occupation of Latvia. Available at: http://okupacijasmuzejs.lv/en (accessed: 14.03.2018).

Muzei Kieva. Gosudarstvennyi istoriko-memorial'nyi zapovednik "Bykovnianskie mogily" [Kiev Museums. State historical-memorial reserve "Byikovnyanskie mogilyi"]. Available at: http://prime-tour.ua/ru/excursions/museum/Gosudarstvennyiy-istoriko-memorialnyiy-zapovednik--Byikovn-yanskie-mogilyi-.html (accessed: 17.03.2018). (In Russian)

Muzei Kieva. Muzei sovetskoi okkupatsii [Kiev Museums. The Museum of Soviet occupation]. Available at: http://primetour.ua/ru/excursions/museum/Muzey-sovetskoy-okkupatsii.html (accessed: 17.03.2018). (In Russian)

Muzei Kieva. Natsional'nyi muzei "Chernobyl'" [Kiev Museums. National Museum "Chernobyl"]. Available at: http://primetour.ua/ru/excursions/museum/Natsionalnyiy-muzey---Chernobyil---. html (accessed: 17.03.2018). (In Russian)

Muzei Kieva. Natsional'nyi muzei "Memorial zhertv Golodomora" [Kiev Museums. National Museum "Memorial to victims of Golodomor"]. Available at: http://primetour.ua/ru/excursions/muse-um/nacionalnyj-muzej- «memorial-zhertv-golodomora».html (accessed: 17.03.2018). (In Russian) Muzei pamiati zhertv repressii AN RUz [Memory of repressions victims Museum, Academy of Sciences of Uzbekistan]. Available at: http://www.academy.uz/ru/site/slideview/29 (accessed: 17.03.2018). (In Russian)

Muzei pamiati zhertv stalinskikh repressii budet sozdan v Armenii [The Museum in memory of Stalin's repression victims will be created in Armenia]. Available at: https://ru.armeniasputnik.am/ society/20170914/8651170/muzej-pamyati-zhertv-stalinskih-repressij-budet-sozdan-v-armenii. html (accessed: 17.03.2018). (In Russian)

National Historical Museum. Available at: https://historymuseum.org/en/ (accessed: 17.03.2018).

Natsional'nyi muzei Respubliki Kazakhstan [National Museum of the Republic of Kazakhstan]. Available at: http://nationalmuseum.kz/index.php?id=23&Itemid=118&lang=ru&option=com_con-tent&view=article (accessed: 17.03.2018). (In Russian)

Ocherki istorii Gruzii [Essays on the history of Georgia], in 8 vols. Tbilisi, Metsniereba Publ., 1988-1989.

Okupatsioonide Muuseum. Available at: http://www.okupatsioon.ee/index.php/en/ (accessed: 14.03.2018).

Operatsiia "Latinitsa". Kakprinimalos' reshenie o perekhode na latinitsu vpostsovetskikh stra-nakh [Operation "Latin". How come the decision on transition to the Latin alphabet in post-Soviet countries]. Available at: http://www.ca-portal.ru/article:38687 (accessed: 27.03.2018). (In Russian) Perkins J. Tainaia istoriia amerikanskoi imperii: Ekonomicheskie ubiitsy i pravda o global'noi korruptsii [The secret history of the American Empire: Economic murders and the truth about global corruption]. Transl. from Engl. Moscow, Alpina Business Books Publ., 2008. 445 p. (In Russian)

Popov D. S. SShA formiruiut vokrug Rossii sistemu voenno-biologicheskikh ob"ektov [USA form the system of military-biological objects around Russia]. Available at: https://riss.ru/anali-tycs/5521/ (accessed: 27.03.2018). (In Russian)

Prezident rasskazal, kak pravil'no chitaetsia slovo saebiz [The President told how to read the word 'saebiz']. Available at: https://www.nur.kz/1617823-prezident-rasskazal-kak-pravilno-chi.html (accessed: 16.03.2018). (In Russian)

Sekretnye tiur'my SShA iprava cheloveka [Secret US prisons and human rights]. Available at: https://topwar.ru/24174-sekretnye-tyurmy-ssha-i-prava-cheloveka.html (accessed: 07.03.2018). (In Russian)

Sekretnye tiur'my TsRU. Obobshchenie [Secret CIA prisons. Generalization]. Available at: https://ria.ru/society/20060110/42929659.html (accessed: 07.03.2018). (In Russian)

Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossiiskoi Federatsii i Pravitel'stvom Kirgizskoi Respubliki ob okazanii tekhnicheskogo sodeistviia Kirgizskoi Respublike v ramkakh protsessa prisoedineniia

k Evraziiskomu ekonomicheskomu soiuzu (s izmeneniiami na 28 fevralia 2017 goda) [Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Kyrgyz Republic on the provision of technical assistance to the Kyrgyz Republic in the framework of the accession process to the Eurasian economic Union (with amendments of 28 February 2017)]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420272924 (accessed: 14.03.2018). (In Russian)

Soglashenie mezhdu Respublikoi Armeniia i Rossiiskoi Federatsiei o printsipakh vzaimnogo tekhnicheskogo i material'nogo obespecheniia ikh vooruzhennykh sil (21 avgusta 1992 g., Moskva) [Agreement between the Republic of Armenia and the Russian Federation about principles of mutual technical and material security of their armed forces (August 21, 1992, Moscow)]. Available at: http://base.garant.ru/1119012/ (accessed: 14.03.2018). (In Russian)

Soglashenie mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Kirgizskoi Respublikoi po pogranichnym voprosam (g. Bishkek, 17 iiulia 1999 g.) [The agreement between the Russian Federation and the Kyrgyz Republic on border issues (Bishkek, 17 July 1999)]. Available at: http://base.garant.ru/1156580/ (accessed: 14.03.2018). (In Russian)

Soglashenie mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Respublikoi Kazakhstan o sotrudnichestve i vzai-modeistvii po pogranichnym voprosam [The agreement between the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan on cooperation and interaction on border issues]. Available at: http://docs. cntd.ru/document/1902036 (accessed: 14.03.2018). (In Russian)

Soglashenie mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Respublikoi Tadzhikistan o pravovom statuse Po-granichnykh voisk Rossiiskoi Federatsii, nakhodiashchikhsia na territorii Respubliki Tadzhikistan [The agreement between the Russian Federation and the Republic of Tajikistan on the legal status of the Border Troops of the Russian Federation located on the territory of the Republic of Tajikistan]. Available at: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=17062 (accessed: 14.03.2018). (In Russian)

Stat'ia Glavy gosudarstva "Vzgliad v budushchee: modernizatsiia obshchestvennogo soznaniia" [The Head of the State article "Looking to the future: the modernization of public consciousness"]. Available at: http://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/press_conferences/statya-glavy-gosudar-stva-vzglyad-v-budushchee-modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniya (accessed: 24.03.2018). (In Russian) (In Russian)

Terror Haza Museum. Available at: http://www.terrorhaza.hu/hu (accessed: 14.04.2018). Thatcher M. Iskusstvo upravliat' gosudarstvom. Strategii dlia meniaiushchegosia mira [Art of state-management. Strategies for a changing world]. Transl. from Engl. 2nd ed. Moscow, Alpina Business Books Publ., 2007. 504 p. (In Russian)

Thatcher M. Avtobiografiia [Autobiography]. Moscow, AST Publisher, 2013. 800 p. (In Russian)

The Museum of Genocide Victims. Available at: http://genocid.lt/muziejus/en/ (accessed: 14.03.2018).

Ukaz Prezidenta Respubliki Kazakhstan. O perevode alfavita kazakhskogo iazyka s kirillitsy na latinskuiu grafiku [The President of the Republic of Kazakhstan Decree. On the translation of the alphabet of the Kazakh language from Cyrillic to Latin script]. Available at: http://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=33613600 (accessed: 24.03.2018). (In Russian)

Vystuplenie Vladimira Putina na "Valdae". 25.10.2014 [Vladimir Putin's speech at the "Valdai". 25.10.2014]. Available at: https://topwar.ru/61182-vystuplenie-vladimira-putina-na-valdae.html (accessed: 14.03.2018). (In Russian)

Vzaimodeistvie s Belorussiei v okhrane granitsy soiuznogo gosudarstva sposobstvuet ukre-pleniiu natsional'noi bezopasnosti RF [The interaction with Belarus in order to protect border of the Union state helps to strengthen the national security of the Russian Federation]. Available at: http://www. fsb.ru/fsb/comment/ufsb/single. htm !id=10315163%40fsbComment. html (accessed: 25.03.2018). (In Russian)

Zakon Respubliki Tatarstan ot 12 ianvaria 2013 goda №1-ZRT "Ob ispol'zovanii tatarskogo iazyka kak gosudarstvennogo iazyka Respubliki Tatarstan" [The law of the Republic of Tatarstan from 12 January 2013 No. 1-ZRT "About the use of the Tatar language as the state language of the Republic of Tatarstan"]. Rossiiskaia gazeta, 2013, no. 14, 14 Jan., p. 1. (In Russian)

Zverev Yu. Voina na poroge? Zachem SShA perebrasyvaiut voiska v Pol'shu [On the brink of the war? Why the US are moving troops into Poland]. Available at: http://eurasia.expert/voyna-na-po-roge-zachem-ssha-perebrasyvayut-voyska-v-polshu/ (accessed: 19.03.2018). (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received: April 6, 2018

Accepted: September18, 2018

For citation: Komleva N. A. Fragments of Empires: Signs and Causes of the Post-Imperial Countries Partial Statehood. Part II. POLITEX: Political Expertise. 2018, vol. 14, no.1, pp. 320340. https://doi.org/10.21638/11701/spbu23.2018.208 (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.