Научная статья на тему 'Оскар Гольдберг и «числовая система» Пятикнижия'

Оскар Гольдберг и «числовая система» Пятикнижия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
112
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оскар Гольдберг и «числовая система» Пятикнижия»

Константин Бурмистров

(Москва)

Оскар Гольдберг и «числовая система» Пятикнижия

Одной из наиболее влиятельных и противоречивых фигур в среде немецко-еврейской интеллигенции первой трети XX в. был Оскар Гольдберг (1885-1953), еврейский философ, который размышлял о существовании универсальной, космической магико-биологической силы, проявляющей себя в истории и оказывающей влияние на человечество, и видел в восстановлении действенности древнееврейского ритуала единственную возможность для выживания своего народа. Получивший высшее еврейское образование в Берлинской раввинской семинарии и светское - в университетах Берлина и Мюнхена, Гольдберг был одновременно страстным защитником и не менее страстным критиком еврейства, он считал жизненно необходимым перевести реальное состояние (Wirklichkeit) еврейского народа на качественно более высокий уровень, на котором будет восстановлена действенная связь с Богом, благодаря чему и сам Бог получит возможность для более полной «реализации» в мире. Для обоснования этого центрального тезиса Гольдберг привлекал данные из самых различных областей научного знания, таких как антропология, медицина, социология, философия, лингвистика, математика, библейские исследования. В результате он удостоился от своих современников таких титулов, как «аутсайдер естествознания» (писатель Альфред Дёблин), «мракобес» и «еврей-колдун» (философ Вальтер Беньямин), «типичный еврейский фашист» (писатель Томас Манн), но и - «гениальный человек, один из самых независимых умов современного еврейства» (теолог Шалом Бен-Хорин)1.

В 1915 г. он защитил диссертацию об анормальных психических переживаниях в азиатских религиозных культах. Уже в этом сочине-

нии обнаруживают себя основные положения учения, которое Гольдберг разрабатывал всю свою жизнь: согласно Гольдбергу, аномальные состояния и явления позволяют реально войти в сферу подлинного, «чудесного», а восточные культы - это всё, что осталось в наши дни от народов, существовавших в мифологические времена. В 1910-1920-е гг. Гольдберг выступил инициатором нескольких известных интеллектуальных проектов, в частности Общества по изучению подсознательных лингвистико-числовых процессов (Der Gesellschaft zur Erforschung der unbewusstseelischen Vorgänge in Sprache und Zahl, 1911) и Общества социологии и этнопсихологии Востока (Der Gesellschaft für die Soziologie und Völkerpsychologie des Orients, 1917, вместе с М. Бубером). Он и его последователи оказали значительное влияние и на движение немецкого экспрессионизма (в частности, на Якоба ван Годдиса и Георга Гейма), однако наиболее известен Гольдберг как лидер уже послевоенного философского объединения «Die Philosophische Gruppe» (1925), членами которого были крупнейшие представители немецкой и еврейской интеллигенции того времени (В. Беньямин, Г. Шолем, Б. Брехт, А. Дёблин, Р. Му-зиль, Х. Райхенбах, К. Корш и др.).

Главный труд Гольдберга «Реальность евреев» («Die Wirklichkeit der Hebräer», Berlin, 1925), охарактеризованный им самим как «экзегетическое введение в Пятикнижие», - это достаточно претенциозное сочинение, главная тема которого - необходимость обновления иудаизма путем возврата к строгому ритуализму Торы, к «реальному (подлинному) еврейству». Реакция на появление этой объемной книги была неоднозначной - от восторженно-хвалебных до резко негативных отзывов2. Так, если Гершом Шолем уже в 1925 г. назвал эту книгу «классическим трудом по еврейскому сатанизму», а метод Гольдберга охарактеризовал еще живописнее - «вот как читал бы Библию дьявол»3, то Шалом Бен-Хорин видит в методе Гольдберга оригинальную и продуктивную «третью позицию» в отношении Писания, отличную от теологической и научно-критической: Гольдберг «был рационалистом, но одновременно утверждал, что вся Тора от первой до последней буквы есть результат озарения (Verbalinspira-tion)»4. Как отмечает Бен-Хорин, автор исходит из двух аксиом. Доказательству первой из них, «Каждое слово Торы есть Слово Бо-жие», он посвятил в 1908 г. свою первую книгу, о которой мы и будем говорить ниже; обоснование второй аксиомы, «Все чудеса Торы

являются абсолютно, буквально истинными и объяснимыми», предложено в его главном сочинении «Реальность евреев»5.

Согласно Гольдбергу, каждый народ, который представляет собой подлинное, а не просто биологическое сообщество людей (в его терминологии - «метафизический народ»), обладает одним или несколькими «биологическими центрами», благодаря которым он возникает. Эти биологические центры суть боги отдельных народов6. Биология, которую Гольдберг считает «трансэмпирической» наукой, то есть в сущности метафизикой, вообще имеет исключительное значение для его концепции. Хотя эта наука и изучает законы жизни, функционирование живых организмов в нашем мире, по его словам, основные ее принципы относятся к иной, высшей реальности.

Центральное понятие системы Гольдберга - шем (имя), под которым он понимает всю систему отношений между людьми и Богом. Бог знает отдельных людей лишь в пределах шем, и это подразумевает наличие динамической взаимосвязи между центром, Богом, и его периферией - народом, представляющим собой поле действия божественных сил7. Реальностью (Wirklichkeit) обладает не отдельный человек и не всё человечество в целом, но лишь отдельный народ. Динамическая связь между Богом и народом - это сила, поддерживающая реальность. Система народ-Бог начинает реализовы-ваться там, где прекращают действовать законы природы, относящиеся ко всем людям. По словам Гольдберга, «народы - это учреж-

8

дения, а точнее - мероприятия для преодоления законов природы» .

Интерпретация мифа Оскаром Гольдбергом оказала заметное влияние на многих мыслителей ХХ в., сходные идеи можно увидеть впоследствии у Рене Генона, Юлиуса Эволы и Мирчи Элиаде, которые также стремились вновь пробудить забытую истину мифа. «Мифология, - пишет Гольдберг, - не наука о древности, но актуальное исследование трансцендентной реальности; народы сами становятся объектом научного эксперимента - это экспериментальная этнографическая наука»9. Именно поэтому Тора читается Гольд-бергом не «богословски», но почти «технически», он говорит даже о «бесстрастной объективности» («unpathetischen Sachlichkeit») Писания10. По его мнению, чтобы доказать возможность и необходимость восстановления реальной связи между Богом и народом через ритуал, необходимо прежде доказать абсолютную богооткровен-ность Торы.

Первая книга Гольдберга «Пять книг Моисея: числовая система» («Die fünf Bücher Mosis - ein Zahlengebäude»)11 была опубликована в 1908 г., сразу после окончания им берлинской раввинской семинарии (Rabbiner-Seminar für das Orthodoxe Judenthum). Работа эта вызвала широкий резонанс и споры среди его учителей. Гольдберг попытался доказать, что «Пятикнижие от начала и до конца представляет собой числовую систему, основные числа которой непосредственно исходят от божественного имени YHWH . Эта числовая система проявляет себя прежде всего в содержании текста, а затем и в его форме (Styl), до самых утонченных деталей, - фактически, во всей архитектуре этого текста... Она управляет словами, обусловливает количество букв и обнаруживает себя в их числовом значении, тогда как сочетание этих факторов проявляет себя в фиксированном принципе одного единственного числа. Таким образом, Пятикнижие следует рассматривать как раскрытие этого основного числа, как превращающееся и раскрывающее себя в числовой записи имя YHWH» . По мнению Гольдберга, Тора имеет глубокое, недоступное простому читателю «математическое», «натурфилософское» значение. Не удивительно, что такой подход в целом не вызвал одобрения у учителей Гольдберга14. С одной стороны, они одобряли его проницательность и глубину его познаний, но с другой, были шокированы методом доказательства Торы как Божественного откровения.

В своих рассуждениях Гольдберг опирался прежде всего на обнаруженные им гематрические связи15 и совпадения в священном тексте, что само по себе было обычным делом для тех, кто знаком с правилами еврейской герменевтики. Но он шел дальше: не ограничиваясь обнаружением отдельных гематрических связей, он доказывал, что вся Тора представляет собой изощренную числовую систему, на которую наложен смысловой повествовательный пласт.

Гольдберг исходит при этом из известного в традиции представления о том, что Тора в целом представляет собой единое божественное Имя. Эта идея наиболее четко сформулирована в каббале. Так, согласно «Сэфер га-Зогар» («Книге Сияния»), «буквы Божественного Имени заключают в себе тайну Торы, и все миры суть отражения тайны этих букв»16, а Моше бен Нахман (Рамбан, 1194-1270) утверждает в своем «Комментарии к Торе», что вся Тора, написанная черным огнем на белом огне, является сокрытым Именем Бога17. И, наконец, Йешая га-Леви Горвиц из Праги (Шла га-кадош, ок. 1565-

1630) говорит, что «вся Тора состоит из перестановок [букв] Имени Бога, перестановок, бесконечно расходящихся во все концы вселенной... Четырехбуквенное непроизносимое Имя символизирует сущность Бога, остальные имена происходят от него, эти "прозвища" подчинены этому имени, YHWH. В Торе нет ни единого слова и ни единой буквы, которое не указывало бы, пусть и косвенным образом, на какое-то имя и, таким образом, не было бы связано с Тетра-грамматоном...»18 Гершом Шолем так резюмирует суть этой важнейшей идеи каббалы: «Вся Тора в целом подобна толкованию [невыразимого] Имени Бога и комментарию к нему... Тора - это единая "ткань", сотканная из эпитетов Бога, в которых раскрывается невыразимое Имя. Таким образом, Тора является структурой, всецело построенной на одном фундаментальном принципе, а именно - невыразимом Имени. Ее можно сравнить с мистическим телом Божества, а Сам Бог - это как бы душа ее букв»19.

Собственно эта идея и стала отправной точкой для экзегетики Гольдберга. Он утверждал, что вся лексико-нумерологическая система Торы построена на основе одного числа - 26, представляющего собой гематрию Тетраграмматона. При этом, по его мнению, повествовательный пласт в Торе определяется числом 720, а более глубокий структурный уровень - числами 8 («малое число» Тетраграмматона, 26 = 2 + 6 = 8) и 17.

Идея Гольдберга становится понятной, если рассмотреть один из примеров, предложенных Гольдбергом, - генеалогию потомков библейского Шема (Сима) в Книге Бытия21. На повествовательном уровне очевидно, что слово «шем» как таковое обозначает просто «имя». Однако, согласно Гольдбергу, в этом и заключается намек на то, что текст скрывает что-то большее, чем просто перечисление потомков «праотца всех евреев».

Быт 10: 21-31

21. И у Шема родились также (сыны, у) отца всех сынов прибережья, брата Йефета, старшего. 22. Сыны Шема: Элам и Ашур, и Арпахшад, и Луд и Арам. 23. А сыны Арама: Уц и Хул, и Гетер и Маш. 24. И Арпахшад породил Шелаха, и Шелах породил Эвера. 25. А у Эвера родились два сына; имя одного - Пелег, ибо в его дни разобщилась земля; а имя брата его - Йоктан. 26. И Йоктан породил Алмодада и Шелефа, и Хацармавет а, и Йераха; 27. И Адорама и Узала, и Диклу; 28. И Овала и Авимаэла, и Шева; 29. И Офира и Хавилу, и Йовава, - все они сыны Йоктана. 30. И было их поселение от Меши, по пути к Сефару, до горы

Восточной. 31. Это сыны Шема по их семействам, по их языкам, на их

землях, в их народностях.

Анализируя этот текст, Гольдберг принимает во внимание различные параметры: число сыновей, количество слов, количество стихов, а также их гематрию. Он рассуждает так: у Шема было 26 потомков; в этом фрагменте текста содержатся 104 слова, что равно 4 х 26; в нем 390 букв, что равно 15 * 26. О Пелеге, одном из потомков Шема, сказано, что «в дни его земля была разделена», что можно понять, если учесть, что Пелег был упомянут в этом отрывке 12-м по счету, то есть он - в самой его середине. Далее Гольдберг высчитывает суммарную гематрию имен 13 сыновей и внуков Шема, а также гематрию имен 13 сыновей Йоктана, брата Пелега. Результаты получаются равными 3588 (138 * 26) и 2756 (106 * 26). Проведя еще ряд расчетов, Гольдберг показывает, что вся структура данного отрывка целиком построена на числе 26, то есть числовом значении невыразимого Имени Бога:

1. Количество потомков Шема - 26 (5 детей и 21 внук).

2. Количество слов и букв в отрывке - 104 (4 * 26) и 390 (15 * 26).

3. Все 26 потомков делятся на две группы по 13: у Йоктана было 13 детей, остальных потомков тоже 13.

4. Гематрия имен 13 потомков Шема (без детей Йоктана) и 13 детей Йоктана также связана с числом 26: это 3588 (138 * 26) и 2756 (106 * 26).

Гольдберг рассматривает в своей книге проявления и других «вариантов» основного числа 26, в частности чисел 13 (13 * 2 = 26) и 17. Последнее число он получает методом сложения «малых» числовых значений четырех букв Тетраграмматона (принимая 10 = 1 + 0 = 1): 10 + 5 + 6 + 5 = 17. По его мнению, именно это число лежит в основе отрывка Исх 17: 8-16 (опять же - 17-я глава!) о войне с Амалеком -важнейшем мессианском и метаисторическом сюжете в еврейской мистической литературе: «И пришли Амалекитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме <...> Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалека из рода в род». В этом отрывке содержатся 119 слов (7 * 17 = 119), а суммарная гематрия букв этого отрывка - 449, число, сумма цифр которого - 4 + 4 + 9 = 17...22

В своей книге Гольдберг приводит множество подобных вычислений и рассуждений, построенных не только на гематрии, но и на

других методах еврейской герменевтики, таких как нотарикон (ак-ронимия) и тмура (анаграмма). Так, к примеру, он утверждает, что указание на богооткровенный характер Торы содержится в самом имени Моше (Моисея), поскольку Моше - это анаграмма ивр. га-Шем, то есть того же Невыразимого Имени (ВЮЯ = ЯЮй).

Таким образом, уже в своей первой книге Гольдберг закладывает основу для интерпретации Торы как одновременно процесса и результата развертывания великого Имени Бога - идеи, которую он подробно обосновывает в своем главном труде семнадцатью (!) годами позже. Впрочем, тема числового символизма в Писании продолжала волновать Гольдберга и в дальнейшем; итог своим размышлениям по этому поводу он подводит в статье «О числах в Библии» уже после Второй мировой войны23.

Идеи Гольдберга, его метод работы с Торой, а также выводимые им из Торы идеи о биологических законах существования мироздания вызывали не только интерес, но и резкую критику. Так, его близкий знакомый и впоследствии идейный противник Томас Манн, заимствовавший целые фрагменты книги Гольдберга при написании своей знаменитой тетралогии «Иосиф и его братья», изобразил его в «Докторе Фаустусе» в образе отвратительного Хаима Брейзахера, ученого еврея-нациста, который выступает за уничтожение тех, кто непригоден с точки зрения расы. Конечно, Гольдберг никогда не симпатизировал нацизму, от которого он чудом успел спастись в 1940 г., эмигрировав в США благодаря помощи того же Т. Манна. Гольдберг действительно высказывался на эту тему, однако совершенно в ином смысле: он не призывал к репрессиям, а предвещал их. В своей книге о Маймониде (1935) он писал, что евреи - это «народ упущенных возможностей24. Им неоднократно выпадала в мировой истории возможность приникнуть к источнику могущества. Всякий раз она была упущена. <...> На этот раз всё не столь безвредно, как было до сих пор. Грядет ваше вычеркивание из Книги Истории. <...> Либо евреи исполнят свой долг, либо их уничтожат. Третьего не дано»25.

Резкой критике подвергал идеи Гольдберга и молодой исследователь еврейского мистицизма Гершом Шолем, утверждавший, что Гольдберг вообще не ученый, а оккультист и шарлатан. Так, в «Реальности евреев» Шолем увидел недопустимое смешение вполне актуальных задач и проблем с «неприкрытым бредом, выдаваемым за систему и основанным на наивной онтологии, выраженной в напы-

щенной форме». По его словам, Гольдберг подменил серьезный филологический подход мистагогией грамматики и этимологии, в основе которой лежит теософия. Однако и сторонники Гольдберга, и современные исследователи отмечают, что тот был вполне традиционен в своем обращении с текстом Писания. Он, безусловно, не был последователем академической лингвистики своего времени, но предлагаемые им этимологии и толкования имеют место в еврейской каббале. Полемика против Гольдберга в еврейских кругах во многом была связана не с его интерпретацией Писания, но с политическими взглядами, в частности с его антисионизмом. Ведь, согласно Гольд-бергу, народ имеет право на определенную территорию, однако политическая система на этой территории не может быть ни светской, ни теократической (каковая была в Израиле при царе Соломоне). Народ может установить и поддерживать магическую связь со своим богом лишь в том случае, если он совершает необходимые ритуалы на территории, контролируемой данным богом.

Отметим, что критика Шолема и других сионистов вызвала резкий и вместе с тем тонкий ответ со стороны философа Франца Ро-зенцвайга, отмечавшего тогда же в письме к Буберу: «Я обнаружил в [шолемовской критике] всю его слабость... к сожалению, приходится сказать: [это свидетельствует] о слабых сторонах его (то есть Шолема. - К.Б.) общей "абстрактной культурности"... Очевидно, что он в сущности не имеет представления ни о чем, кроме общеизвестной либеральной идеологии. Если бы "ритуал" и "добро" в Библии можно было разделить столь органичным образом [, как он предлагает], тогда, конечно, не было бы никакого Гольдберга, но - более того - не было бы и никакого иудаизма»26. В письме к самому Шо-лему Розенцвайг спрашивает: «Неужели же Вы считаете случайным [числовое] равенство значений слов Библии? Вглядимся же в эту тему поглубже. Разве не очевидно, что неслучайно Тора сама дает этимологии, сама себя этимологизирует?»27.

Нумерология модерниста и неоромантика Гольдберга, на наш взгляд, представляет собой последний, но весьма изощренный пример традиционной еврейской каббалистической нумерологии. Основанный на блестящем знании традиционных текстов и виртуозном обращении с текстом Торы, метод Гольдберга, думается, не нашел последователей в связи с самим исчезновением породившей его среды немецко-еврейских интеллектуалов, подобных Гольдбергу, Буберу, Ро-

зенцвайгу, да и самому Шолему, который был его тайным почитателем и явным непримиримым оппонентом. Ставшие же бестселлерами книги Майкла Дроснина («Код Библии» I, II, III), столь популярные сегодня работы математика Ильи Рипса, вычисление равных буквенных последовательностей и «коды Торы» - феномены совершенно иной, антиромантической эпохи компьютерного мышления...

Примечания

1 Подробнее о биографии и идеях Гольдберга см.: Voigts M. Oskar Goldberg: der mythische Experimentalwissenschaftler. Ein verdrängtes Kapitel jüdischer Geschichte. Berlin, 1992; Бурмистров К.Ю. «Биологическая каббала» Оскара Гольдберга в контексте эпохи. М., 2016 (в печати).

2 См. подборку откликов и рецензий, включенную в новое научно-критическое издание книги: Goldberg O. Die Wirklichkeit der Hebräer / Wissenschaftl. Neuausg., hg. v. Manfred Voigts. Wiesbaden, 2005. S. 336-340.

3 Письмо к Эрнсту Симону, 22.12.1925; цит. по: Scholem G. Briefe. Bd I. 1914-1947. München, 1994. S. 230. Согласно мемуарам Шолема, уже в 1921 г. в беседе с Дорой Гиллер (будущей женой Гольдберга) он назвал Гольдберга «представителем дьявола в нашем поколении». См.: Scholem G. From Berlin to Jerusalem. N.Y., 1980. P. 147. Шолем и позднее постоянно подчеркивал демонизм и «люциферианство» идей Гольдберга (см., например: Scholem G. Walter Benjamin. The Story of a Friendship. N.Y., 1981. P. 96-97).

4 Ben-Chorin Sh. Mythos und Realität. In Memoriam Oskar Goldberg // Judaica (Zürich). 1954. Bd 10. S. 43.

5 Ibid.

6 Goldberg O. Die Wirklichkeit der Hebräer. Einleitung in das System des Pentateuch. Bd I. Berlin, 1925. S. 16.

7 Ibid. S. 19, 23.

8 «Völker sind Institutionen bzw. Unternehmungen zur Aufhebung der Naturgesetze» (Ibid. S. 31).

9 «Mythologie ist somit keine Altertumswissenschaft, sondern aktuelle transzendente Realitätsforschung - die Völker selbst werden Gegenstand des wissenschaftlichen Versuchs: es ist eine ethnologische Experimentalwissenschaft» (Ibid. S. 16).

10 «Die unpathetische Sachlichkeit des Pentateuch» (Ibid. S. 105).

11 Goldberg O. Die fünf Bücher Mosis ein Zahlengebäude: die Feststellung einer einheitlich durchgefürten Zahlenschrift. Berlin, 1908. 2-е издание книги вышло уже после Второй мировой войны в Женеве: Goldberg O. Die Zahlengebäude des Pentateuch. Eine Geheimschrift in den fünf Büchern Moses. Genf, 1947.

12 Тетраграмматон, непроизносимое четырехбуквенное Имя. Подробнее об отношении к божественным именам в каббале см.: Scholem G. The Name of God and the Linguistic Theory of the Kabbala // Diogenes. 1972. Vol. 79. P. 59-80; Vol. 80.

P. 164-94; Бурмистров К., Эндель М. О божественных именах в еврейском мистицизме // Вестник ПСТГУ (Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета). Серия I. Богословие, философия. 2014. Вып. 6 (56). С. 55-71.

13 Goldberg O. Die fünf Bücher Mosis ein Zahlengebäude. S. 1.

14 Так, известный раввин Йосеф Вольгемут оценил работу весьма положительно и защищал своего ученика, в то время как Авраам Берлинер (еще один преподаватель семинарии) предупреждал, что это опасная игра с Богом - пытаться «математически доказать подлинность нашей Торы». См.: Voigts M. Oskar Goldberg. S. 22.

15 Гематрия - одно из традиционных герменевтических правил истолкования Торы, заключающееся в объяснении слова (или группы слов) в соответствии с числовым значением составляющих его букв.

16 Зогар, Шемот, 2: 234а.

17 Моше бен Нахман. Перуш га-Тора. Т. 1 / Ред. Х.Д. Шавель. Иерусалим, 1959. С. 6-7 (ивр.).

18 Горвиц, Йешая. Шней лухот га-брит. Варшава, 1930. Ч. 2. Л. 34 (ивр.).

19 Scholem G. Kabbalah. Jerusalem, 1974. P. 171.

20 Совершенно независимо от Гольдберга сходные идеи тогда же высказывал русский эмигрант, преподаватель Гарварда Иван Николаевич Панин (18551942), более 50 лет посвятивший изучению математических совпадений в Библии, прежде всего в Новом Завете. В своих трудах Панин использовал и каббалистические источники, трактат «Сэфер йецира» и пр. В частности, он стремился показать наличие в тексте Библии большого количества совпадений, связанных с числом 7 и, по его убеждению, служащих доказательством сверхъестественного происхождения текста. См.: Langham-Burdett F. Mr. Ivan Panin's Bible numerics: a scientific demonstration of the inspiration of the Scriptures and other important matters. Perth, 1920.

21 Goldberg O. Die fünf Bücher Mosis ein Zahlengebäude. S. 2.

22 Ibid. S. 10-12.

23 Goldberg O. On Numbers in the Bible // Scripta Mathematica. 1946. Vol. XII:3. P. 231-232. Отметим, что идеи Гольдберга, выраженные в его первой книге, продолжали привлекать внимание ученых и в послевоенное время. Так, к ним обращается в своей фундаментальной «Архитектонике слова» Клаус Шедль, с помощью своего «логотехнического анализа» пытаясь методологически обосновать идеи Гольдберга. См.: Schedl C. Baupläne des Wortes. Einführung in die biblische Logotechnik. Wien, 1974. S. 43. См. также работы Каспара Лабушаня: Labuschagne C.J. Additional Remarks on the Pattern of the Divine Speech Formulas in the Pentateuch // Vetus Testamentum. 1984. Vol. 34. Fasc. 1. P. 94-95; Labuschagne C.J. Numerical Secrets of the Bible. North Richland Hills, TX, 2000. P. 111-140.

24 В частности, Гольдберг упрекал иудаизм в том, что он не смог договориться о соединении с исламом с целью создания мировой монотеистической религии.

25 Goldberg O. Maimonides: Kritik der Jüdischen Glaubenslehre. Wien, 1935. S. 118-119.

26 Цит. по: Scholem G. Briefe. Bd. I. S. 408, n. 1.

27 Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.