Научная статья на тему 'Оседлавший время: нурсултан Назарбаев и модернизация Казахстана'

Оседлавший время: нурсултан Назарбаев и модернизация Казахстана Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
246
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сравнительная политика
ВАК
RSCI
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оседлавший время: нурсултан Назарбаев и модернизация Казахстана»

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

безопасности в их расширенном понимании (гл. 1—6).

Вторая часть, отталкиваясь от теоретического анализа, акцентирует внимание на конкретных региональных аспектах и проблемах, в том числе в связи с поиском возможных путей укрепления российских позиций в Восточной Азии (гл. 7—15), включая анализ потенциала и перспектив треугольника Россия — Китай — Индия, российско-китайского регионального сотрудничества, поставки российских вооружений в регион и т.д. Как справедливо отмечают авторы, «формирование Большой Восточной Азии отражает одну из наиболее перспективных узловых тенденций регионального развития» (с. 362), которую Россия может и должна учитывать в своей внешнеполитической стратегии.

Символично, что в завершающей монографию главе, посвященной перспективам развития сотрудничества и интеграции в «Большой Восточной Азии» с участием Российской Федерации, особо подчеркивается значение энергетических проектов и приводятся примеры их возможной реализации в целях усиления позиций России в региональном масштабе (с. 355). Такое понимание роли энергетики, не традиционно-сырьевое, а реализуемое на новом технологическом и пространственно-региональном уровне, напрямую коррелирует с одним из основных стратегических векторов экономической модернизации российского государства, предложенных президентом Д.А. Медведевым2.

В заключение хотелось бы отметить, что рецензируемая книга относится к редкому, инновационному жанру. Она представляет собой научно-методический комплекс, т.е. высококлассное исследование сопряжено с приложением подробной методики его использования в обучении. Книга эта — прекрасный повод задуматься о том, как можно влиять на региональные изменения путем форматирования двусторонних региональных отноше-

2 Медведев Д.А. Россия, вперед! [Электронный ресурс] / Портал «Президент России». URL: http://www.kremlin.ru/news/5413

ний, а также каким образом происходящие в мировой политике изменения увязываются с региональными трансформациями, экспортом вооружений, энергетической дипломатией, каков облик современного восточноазиатского макрорегиона, еще полвека назад вряд ли имевшего возможность претендовать на роль центра мировой экономики, в чем заключаются эндогенные и экзогенные причины таких удивительных метаморфоз, а также каким образом российская внешняя политика в регионе может быть эффективно реализована на основе реальной научноэкспертной базы, попытки расширить которую очевидно просматриваются в материале книги.

Полагаю, что эта работа будет интересна и полезна всем интересующимся современными проблемами мировой политики, их региональными аспектами, перспективами развития России в современном мире, включая молодое поколение обучающихся по международной политической проблематике, для удобства которых книга снабжена подробными методическими комментариями, программой обучения и списком литературы.

К.И. Косачев, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по международным делам

Оседлавший время: Нурсултан Назарбаев и модернизация Казахстана

Назарбаев Н. В стременах времени: от коммунизма к капитализму. Первые уроки экономики нового века. Алматы : Атаму-ра, 2010. 280 с.

Сейчас, когда перед Россией стоят задачи поиска собственной модели мо-дернизационного развития, как никогда своевременным представляется внимательный и объективный анализ успехов, которых добились на этом поприще другие государства, в сжатые исторические сроки осуществляющие осовременивание

131

COMPARATIVE POLITICS • 1 / 2011

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 1 / 2011

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

в самом широком понимании этого слова. Особенно актуален для России опыт тех стран и народов, которые на протяжении прошедшего века были объединены с российским государством общей историей и логикой развития, а затем пустились в свободное плавание независимого существования, сталкиваясь на этом пути со всеми сложностями адаптации к изменчивым условиям окружающего мира.

С этой точки зрения книга президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева представляет особый интерес не только как исследование, суммирующее основные итоги развития Казахстана в условиях высокой экономической неопределенности, но и как материал, основанный на глубоком сравнительном анализе стратегий и направлений развития других стран, опыт которых был учтен Казахстаном при проведении структурных реформ. Среди них — Япония, США, Бразилия, Китай, Россия, НИС и государства Центральной Азии.

Нурсултан Назарбаев — политический деятель особого, достаточно редкого для политика международного масштаба, рода: он известен не только своей личной ролью в модернизации Казахстана, но и как автор по крайней мере трех масштабных политических идей, чем может «похвастаться» перед историей не каждый политик мирового масштаба: двух оригинальных политических проектов международного уровня — идеи Евразийского Союза, политико-экономической интеграции евразийского пространства; оригинальной модели модернизации Казахстана в широком мировом контексте; и смелой, мастерски осуществленной путем переноса столицы Казахстана в Астану концепцией формирования новой казахской идентичности, а также теперь и как автор, обобщивший свой практический опыт политика в исследовании теоретикоприкладного характера. Интересно устроена жизнь: один из авторов этой рецензии был первым рецензентом в российской печати идеи Н. Назарбаева о Евразийском Союзе3, а много лет спустя, вместе со сво-

3 Алексей Воскресенский. Единое евразийское пространство — новый геостратегический

132

ими учениками, он размышляет о результатах политики масштабных реформ Назарбаева в отношении одного из ключевых для России государств Центральной Азии.

Монография, по сути, представляет собой анатомию казахстанских реформ последних 20 лет. Казахстанские реформы прошли несколько этапов и основывались сначала на принятой в 1992 г. среднесрочной стратегии, а затем на долгосрочной Стратегии развития Казахстана до 2030 г. «Казахстан-2030» (1997 г.). Результатом воплощения последней, по словам Н. Назарбаева, стало то, что «спустя 10 лет, благодаря системному проведению экономических реформ, Казахстан стал государством с одной из лидирующих экономик среди стран СНГ» (с. 30). Такое четкое обозначение временных параметров не случайно, поскольку категория «сжимающегося» исторического времени неоднократно особо подчеркивается в книге и как условие, и как общий контекст, в рамках которого современным странам приходится выстраивать свои траектории развития. «Процессы, которые ранее занимали столетия, теперь стали укладываться в десятилетия», — отмечает автор (с. 19). Это размышление масштабного политика имеет особый смысл в условиях разворачивающейся на постсоветском пространстве неформальной дискуссии о необходимой скорости осуществления перемен, о необходимости и целесообразности «подталкивания» перемен, не подрывая стабильности. В случае Казахстана главным фактором перемен является личный «фактор Назарбаева».

Структурно книга подразделяется на четыре главы. Первая глава посвящена характеристике общих параметров казахстанской модели социально-экономической и политической модернизации. В качестве таких краеугольных камней были выбраны цели создания правового государ-

императив. Проект Президента Назарбаева как возможный вариант развития событий // Независимая газета. 1994. 2 июля. С. 3; см также: Назарбаев Н.А. Евразийский Союз: Идеи. Практика. Перспективы. 1994—1997. Выступления участников конференции. С. 125-132.

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

ства, рыночной экономики и демократии. При этом, несмотря на то что осуществление этих задач встретило принципиальное согласие в казахстанской политической элите и обществе в целом, их реальное воплощение не было столь однозначным. Очевидно, что исторический опыт и социально-психологические особенности казахстанского общества не предполагали возможности быстрого построения демократии, аналогичной западному типу. В этих условиях исходной посылкой руководства Казахстана стало понимание того, что «один тип демократии подходит не всем. Стандарты демократии всеобщи, но в разных странах они приобретают собственный колорит» (с. 26). Один из интересных выводов, к которому приходит автор монографии, заключается в том, что «демократию нельзя объявить, ее можно получить только через опыт». Следовательно, «демократия — это конечная цель пути, а не его начало» (с. 26). Идеи Нурсултана Назарбаева, высказанные в этой главе книги, интересно корреспондируются с концепцией незападной демократии, развернутой в данном номере журнала «Сравнительная политика» и нью-йоркских и московских дискуссиях семинара под эгидой Института демократии и сотрудничества проекта по проблемам демократии, организованного Адамом Пшеворски и Андраником Мигра-няном.

Во второй главе анализируется положение Казахстана в условиях глобального экономического кризиса, в сравнительнополитологическом плане рассматриваются основные параметры антикризисных стратегий Казахстана, России и Китая. Как отмечает автор во введении к главе, формирование глобальной экономики нивелирует границы между внешним и внутренним измерением экономических проблем, а это означает, что «в национальных стратегиях развивающихся государств особенно важен баланс между ориентирами ускоренного развития и устойчивости к внешним потрясениям» (с. 101). Специфика Казахстана как раз и заключается в том, что ему, несмотря на высокую степень открытости своей фи-

нансовой системы, удалось достичь такого баланса и в целом сохранить его в период мирового экономического кризиса. Как представляется, основой подобного баланса стало эффективное распределение задач и ответственности за цели развития между государственным и частным секторами при сохранении «конструктивного равновесия» между либерализацией внутреннего рынка и протекционизмом. Именно государство и созданный в 2008 г. Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» в период экономических потрясений приняли на себя бремя проведения антикризисных мер, которые были призваны не только стабилизировать экономическую и социальную обстановку, но и заложить основы для дальнейшего развития.

Третья глава фокусирует внимание на конкурентных преимуществах мо-дернизационной модели Казахстана как основы для выхода из кризиса и дальнейшего посткризисного развития. При этом анализируются не только позитивные тенденции, но также отмечаются те сложные моменты, преодоление которых является необходимым условием индустриально-инновационного развития. Среди них — низкий уровень инженерного обеспечения инвестиционных проектов, недостаточный опыт отраслевого управления, особенно в государственных ведомствах, необходимость формирования более эффективных моделей государственно-частного партнерства при осуществлении инвестиционных проектов, а также задачи объединения местных инвестиционных ресурсов за счет создания так называемых региональных портфелей проектов инвестирования. Отметим, что подход к инвестиционным проектам с учетом задач территориального развития и сокращения экономических диспропорций внутри страны отвечает также целям создания «точек роста» и инфраструктуры, объединяющей их, в масштабах всего Казахстана.

В четвертой главе представлен региональный и глобальный контекст формирования казахстанской модели развития. Этот контекст для Казахстана, с точки

133

COMPARATIVE POLITICS • 1 / 2011

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 1 / 2011

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

зрения автора, определяется по крайней мере двумя важными параметрами. Первый связан с тем, что Казахстан и Центральная Азия в целом занимают важное геополитическое положение между Западом и Востоком, т.е. старыми и новыми полюсами роста. Второй — обусловлен спецификой формирующегося мультиполярного мироустройства. Содержание этого процесса Н. Назарбаев определяет как начало нового исторического периода, «в котором будут сосуществовать и конкурировать различные модели экономического и политического развития» (с. 265). Эти непростые условия высокой международной конкуренции в регионе и мире, заключает автор, побуждают руководство Казахстана в своем внешнеполитическом поведении придерживаться философии «созидательного лидерства», т.е. «прагматического и конструктивного взаимодействия с многочисленными и часто весьма непростыми силами в нашем регионе» (с. 273).

Обобщая сказанное, следует отметить, что процесс формирования современной модели развития Казахстана, несомненно, представляет интерес не только с теоретической, но и практической точки зрения, а многое из опыта этой страны вполне может быть полезно и для российских преобразований. Но в то же время представляется, что, помимо принятых и осуществляемых программ и стратегий, одной из наиболее важных предпосылок успешности казахстанских реформ стала консенсусная ненасильственная консолидация нации вокруг поставленных целей и четкое понимание своего места в регионе и мире. Квинтэссенция такого понимания удачно выражена автором следующим образом: «Казахстан — ответственный член международного сообщества, который выполняет важные функции по обеспечению геополитической стабильности и международной безопасности в регионе» (с. 34). А это, в свою очередь, означает, что такая страна, претендующая на роль «созидательного лидера», не может себе позволить не быть успешной в своем развитии.

Личная роль и исторические заслуги Н. Назарбаева как политика в концептуализации в формировании и осуществлении этой модели в Казахстане несомненны. Дальнейшее воплощение, теоретическое и практическое развитие концепции незападной демократии и направление развития самого Казахстана как демократического государства, признанного всем международным сообществом, зависит не столько от политологов-теоретиков, сколько от политиков-практиков. Самого Н. Назарбаева можно отнести к редкому случаю представителя обеих категорий, поскольку он своими размышлениями и действиями форматирует не только будущее своей страны, но и других стран, экспериментирующих на пути построения демократий незападного типа и внимательно изучающих опыт Казахстана, в частности, с точки зрения понимания того, к демократии какого типа, т.е. в каком направлении «внутри» категории незападной демократии, будет эволюционировать казахстанский политический режим, судьба которого зависит от самого Н. Назарбаева, масштабного политического теоретика и практика своей страны.

А.Д. Воскресенский, профессор, доктор политических наук Е.В. Колдунова, кандидат политических наук

Чуфрин Г.И. Россия в Центральной Азии : монография. Алматы : Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК, 2010. 220 с.

Монография Г.И. Чуфрина «Россия в Центральной Азии» посвящена исследованию взаимодействия России со странами Центрально-Азиатского региона (ЦАР) по трем основным направлениям: (1) в области безопасности, (2) экономического и (3) институционального (прежде всего, в рамках СНГ и ШОС) сотрудничества.

Каждое из направлений взаимодействия рассматривается в отдельном разде-

134

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.