Научная статья на тему 'ОЩУЩЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА'

ОЩУЩЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
80
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
телесность / антропологическая темпорология / ханты / манси / ненцы / отрезки времени / ощущения. / corporeality / anthropological temporology / the Khanty people / the Mansi people / the Nenets / time periods / senses.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сподина В.И.

Современная наука, и не только гуманитарная, в новом тысячелетии всё активнее переходит в качественно новое состояние – науку о человеке. В гуманитарном знании появилась новая область – невербальная семиотика, основным объектом которой стало тело в системе коммуникаций, а также в контексте определённой культуры. В этой связи формируется и такое исследовательское направление, как социокультурный анализ человеческой телесности. В статье поставлена задача обозначить роль отдельных психических процессов в отражении темпоральных представлений коренных народов Севера, выявить особенности репрезентации временны́х отрезков разной протяжённости обскими уграми и самодийцами сквозь призму ощущений. В результате исследования выявлены определения боли по временно́му признаку (интероцептивные ощущения), зрительный анализатор является основным в определении отрезков дневного времени, а также видимых фаз Луны в вечернее. Мерилом небольших отрезков времени являются двигательные ощущения (время вычёрпывания пищи из котла и др.), а наиболее мелких – зрительные (жизнь как вошь промелькнула) и тактильные (прикосновение лапок комара при соприкосновении с телом), связанные с понятием мгновения. Проведённое исследование показало, что без антропологической темпорологии не может быть осуществлено адекватное исследование человека в традиционной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SENSES AS A TIME MEASUREMENT TOOL OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH

Modern science, not only the humanities, in the new millennium is increasingly moving into a qualitatively new state – the science of man. In the humanities, a new field has emerged – nonverbal semiotics, the main object of which is the body in the communication system and in the context of a particular culture. In this regard, the socio-cultural analysis of human corporeality is forming as a research direction. The article’s objective is to identify the role of individual mental processes in the reflection of temporal representations of the indigenous peoples of the North, to reveal the features of the representation of time periods of different lengths by the Ob Ugrians and Samoyeds through the prism of senses. As a result of the study, the definitions of pain by time feature (interoceptive senses) were revealed. The visual analyzer is the main in determination of the periods of daytime, as well as the visible phases of the Moon in the evening time. The measure of small periods of time is senses of movements (for example, the time of scooping food out of the pot, etc.), and the most small ones are visual (life flashed like a louse) and tactile (the touch of the mosquito's legs to the body) associated with the notion of a moment. The study showed that without anthropological temporology, an adequate research of a man in a traditional culture cannot be carried out

Текст научной работы на тему «ОЩУЩЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА»

Н.Н. Пантусов также активно сотрудничал с Русским археологическим обществом, являясь с 30 октября 1886 г. его членом-сотрудником, и Московским археологическим обществом, действительным членам которого он стал 19 апреля 1889 г. Ученый вел с этими обществами заинтересованную переписку по вопросом археологического изучения Семиречья и публикации своих трудов, отсылал им археологические находки, восточные рукописи, фотографии памятников, эстампажи с надгробных камней и т. д.

После смерти Н.Н. Пантусова остались богатая библиотека и личный архив, часть которого, а также коллекция фотографий, сделанных им в Семиречье и Илийском крае, хранится в фондах Центрального государственного музея Казахстана. Личные документы, материалы исследований памятников археологии, эстампажи с надгробных плит и др. отложились в Центре редких книг и рукописей Национальной библиотеки Республики Казахстан. Небольшая часть документов его архива -рукописи уйгурских текстов, статей и заметок, находится в фондах Центрального государственного архива Республики Казахстан. Документы о служебной и общественной деятельности сосредоточены в основном в фондах Семиреченского областного правления и Канцелярии степного генерал-губернатора.

Таким образом, краткий обзор деятельности чиновника российской администрации Н.Н.Панту-сова в период его пребывания в Семиречье, показал, что он внес значительный вклад в выявление и изучение многих объектов культурного наследия региона. По существу он является первооткрывателем целого ряда уникальных археологических памятников, которые благодаря его публикациям в конце XIX- начале ХХ вв. получили широкую известность в науке.

Список литературы

1. Токаев К.К. Независимость - самое дорогое // https://egemen.kz/article/10845-tauelsizdik-bizge-barinen-de-qymbat

2. Археология Семиречья. 1857-1912 гг.: Сб. док. и материалов // Сост. И.М. Самигулин. - Ал-маты: «Издательство LEM», 2011. - С. 3.

3. Длужневская Г.В., Кирчо Л.Б. Императорская Археологическая комиссия и изучение древностей Средней Азии // Императорская Археологическая комиссия (18591917): К 150-летию со дня основания. У истоков отечественной археологии и охраны культурного наследия. - СПб.,2009. - С. 787.

4. Послужной список Н.Н. Пантусова за 1904 г. - НА ИИМК РАН. РА. Ф. 1. 1860 г. Д. 7. Л. 55-81 об.

5. Предписание степного генерал-губернатора Г.А.Колпаковского военному губернатору Семиреченской области Г.И. Иванову от 23 февраля 1888 г. - ЦГА РК. Ф. И-44. Оп 1. Д. 31394. Л. 66.

6. Формулярный список о службе Н.Н. Пантусова за 1898 г. - ЦГА РК. Ф. И-64. Оп.2. Д. 548. Л. 40-64.

7. Отчет Императоской Археологической комиссии за 1882-1888 гг. -СПб., 1891. - С. ХСУ.

8. Рогожинский А.Е. Архивы и археология Семиречья XIX в.: дела минувших лет и некоторые обстоятельства современного состояния памятников Чу-Илийских гор // Научные чтения памяти Н.Э.Масанова: Сборник матириалов научно-практической конференции. - Алматы, 2009. - С. 86-100.

9. НА ИИМК РАН. РА. Ф. 1. Оп. 1. 1860. Д. 7. Л. 35, 38 и об.

10. Урашев С.А. Казахские поверья и приметы из семиреченского собрания Н.Н. Пантусова // Туган олке. - 2003, № 1-2. - С. 185.

ОЩУЩЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ

СЕВЕРА

Сподина В.И.

Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, главный научный сотрудник, доктор ист. наук

THE SENSES AS A TIME MEASUREMENT TOOL OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE

NORTH

Spodina V.

Ob-Ugric Institute of Applied Researches and Development, Chief Researcher, Doctor of Historical Sciences

Аннотация

Современная наука, и не только гуманитарная, в новом тысячелетии всё активнее переходит в качественно новое состояние - науку о человеке. В гуманитарном знании появилась новая область - невербальная семиотика, основным объектом которой стало тело в системе коммуникаций, а также в контексте

определённой культуры. В этой связи формируется и такое исследовательское направление, как социокультурный анализ человеческой телесности. В статье поставлена задача обозначить роль отдельных психических процессов в отражении темпоральных представлений коренных народов Севера, выявить особенности репрезентации временный отрезков разной протяжённости обскими уграми и самодийцами сквозь призму ощущений.

В результате исследования выявлены определения боли по временному признаку (интероцептивные ощущения), зрительный анализатор является основным в определении отрезков дневного времени, а также видимых фаз Луны в вечернее. Мерилом небольших отрезков времени являются двигательные ощущения (время вычёрпывания пищи из котла и др.), а наиболее мелких - зрительные (жизнь как вошь промелькнула) и тактильные (прикосновение лапок комара при соприкосновении с телом), связанные с понятием мгновения. Проведённое исследование показало, что без антропологической темпорологии не может быть осуществлено адекватное исследование человека в традиционной культуре.

Abstract

Modern science, not only the humanities, in the new millennium is increasingly moving into a qualitatively new state - the science of man. In the humanities, a new field has emerged - nonverbal semiotics, the main object of which is the body in the communication system and in the context of a particular culture. In this regard, the socio-cultural analysis of human corporeality is forming as a research direction. The article's objective is to identify the role of individual mental processes in the reflection of temporal representations of the indigenous peoples of the North, to reveal the features of the representation of time periods of different lengths by the Ob Ugrians and Samoyeds through the prism of senses.

As a result of the study, the definitions of pain by time feature (interoceptive senses) were revealed. The visual analyzer is the main in determination of the periods of daytime, as well as the visible phases of the Moon in the evening time. The measure of small periods of time is senses of movements (for example, the time of scooping food out of the pot, etc.), and the most small ones are visual (life flashed like a louse) and tactile (the touch of the mosquito's legs to the body) associated with the notion of a moment. The study showed that without anthropological temporology, an adequate research of a man in a traditional culture cannot be carried out.

Ключевые слова: телесность, антропологическая темпорология, ханты, манси, ненцы, отрезки времени, ощущения.

Keywords: corporeality, anthropological temporology, the Khanty people, the Mansi people, the Nenets, time periods, senses.

Интерес к проблематике тела и телесности связан с именем французского этнографа Марселя Мосса, опубликовавшего монографию «Техники тела» (1966), в которой рассматриваются способы использования тела как инструмента передачи информации. Идеи Мосса нашли продолжение в работах Б. Тернера (1994), Г. Е. Крейдлина (2002), Д. А. Рейзвих (2002), Г. Уэнрайт (2002), М. Л. Бутовской (2004). Близко подошедшими к рассматриваемой теме представляются исследования Н. Арутюновой, обратившей внимание на дискретность человеческого тела, чьи отдельные компоненты получают самостоятельный статус либо в качестве функциональных деталей, либо топографических единиц [1, с. 156-249].

Задача настоящего исследования заключается в том, чтобы выявить особенности измерения времени в традиционной культуре обских угров и са-модийцев исходя из отдельных проявлений функциональных процессов человеческой телесности. Соединение методов знакового анализа культуры с её традиционным этнографическим изучением представляет собой пример познания объективной действительности на стыке ряда научных дисциплин.

Теоретической основой статьи являются методологические подходы, сформулированные и апробированные отечественными и зарубежными этнологами, антропологами, в том числе и с позиций когнитивной антропологии. Когнитивная теория культуры опирается на подход, в рамках которого

реализуется процесс познания, состоящий в осмыслении реальности и её ментальном конструировании.

Методологическим основанием исследования является концепция фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, рассматривающая человека как временно расположенное в бытии сущее, которое способно открыть прямой путь к пониманию сущности времени. Использованы методы знакового анализа культуры, лингвистических исследований. Обобщён круг источников (собственных полевых, фольклорных, а также этнографических материалов), которые ранее комплексно не привлекались при рассмотрении мировоззренческой проблематики на материалах традиционной культуры обско-угор-ских и самодийских народов.

Ощущения являются простейшим познавательным психическим процессом. Они связывают человека с внешним миром и являются основным источником информации о нём. Существуют различные подходы к классификации ощущений: по модальности (видам ощущений), по двум основным принципам систематическому и генетическому, т.е., по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения — с другой. В основу классификации ощущений Х. Хэда положен генетический подход, согласно которому исследователь выделяет два вида чувствительности: протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную, к которой относятся органические чувства - голод, жажда и

др.) и эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека [12]. Отечественный психолог Б. М. Теплов все ощущения подразделяет на две большие группы:

1) Ощущения, отражающие свойства вещей или явлений, находящиеся вне нас. Органы этих ощущений расположены на поверхности тела или близко к ней (зрительные, слуховые, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения).

2) Ощущения, отражающие движения отдельных частей нашего тела и состояние наших внутренних органов. Органы этих ощущений расположены в глубине тканей или на поверхности внутренних органов (двигательные ощущения, ощущения равновесия, органические ощущения, которые человек испытывает при голоде, жажде, внутренних болях и т.п.) [9, с. 18-19]. Наиболее распространённой является классификация ощущений по модальности в соответствии с пятью основными видами ощущений (по количеству органов чувств): обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Но эта классификация не является исчерпывающей. Для целей нашей статьи мы будем основываться на классификации английского физиолога Ч. Шер-рингтона, который разделил ощущения на три основные типа:

1) Интероцептивные, сигнализирующие о внутренних процессах организма (органические ощущения, ощущение боли);

2) Проприоцептивные - передают сигналы о положении тела в пространстве (ощущение равновесия, двигательное, или кинестетическое, ощущение);

3) Экстероцептивные - доводят до человека информацию о внешнем мире, их принято разделять на дистантные (зрительные, слуховые, обонятельные) и контактные (вкусовые, температурные, кожные или осязательные).

Интероцептивные ощущения. К интероцеп-тивным ощущениям относится внутренняя боль, возникающая от внутренних органов тела. По субъективным ощущениям такую боль манси подразделяли по временному признаку на: стадийную (непродолжительную) - «боль иногда слышно» (агм суйтыглацы), «болезнь иногда приходит» (агмын ёхталава); острую, которая возникает внезапно, вмиг, т.е. определяется как краткая по времени проявления - «так болит, будто заострённой палкой (шпилькой) тычут» (татем агмын, аквтол солил пувтавем); хроническую, которая продолжается длительное время и имеет разную интенсивность -«постоянно болит» (акваг агмын), «долго болит» (хоса агм), «на протяжении жизни болит» (алнэ па-лыт агм).

Органические ощущения по большей части связаны с возникновением и удовлетворением органических потребностей, нарушение которых вызывает специфические ощущения (голода, жажды, удушья и т.п.). Органические ощущения обычно связаны с напряжением. Так, состоянием удушья ненцы «измеряют» такое критическое состояние

(не'шац вент), когда человеческое дыхание, жизнь и течение времени сжимаются в одну, необычайно сконцентрированную, точку. «Тебя ещё не убили, но душа вот-вот оборвётся. Это такие доли секунды, в которые ещё можно спастись» (Устное сообщение А. А. Айваседа, пос. Варьёган. 1999).

Проприоцептивные ощущения. Двигательные ощущения также способны выступать в качестве темпоральных характеристик. Мерилом небольших промежутков времени у казымских хан-тов, судя по фольклорным материалам, служила продолжительность вычерпывания пищи (рыбы, мяса) из котла. Ненцы также определяли небольшие промежутки времени по продолжительности действий - цопой сярм' мэва 'один табак' (промежуток времени от закладки одной порции табака за щеку до следующей) [6, с. 58]. Короткий промежуток времени - мгновение (цопой сярмэва) определяется ненцами как «время, за которое закладывают табак за губу» [3, с. 54, 197].

Экстероцептивные ощущения. Зрительные ощущения. Органом зрительной системы, способным улавливать световые волны, является глаз. Раздражителем для органа зрения является свет. В естественной среде источник света связан с такими астрономическими объектами, как Солнце и Луна, и составляет основу объективно-реального (обыденного) природного времени. Согласно определения Б. И. Цуканова, обыденное время «есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как: час, день, месяц, год» [11, с. 15]. По интенсивности солнечного света и положению светила на горизонте, шурышкарские ханты дневное зимнее время подразделяли на следующие отрезки: 1) «на улице (ещё) темно», предрассветное состояние (примерно 5-6 часов утра); 2) «рассвет появился» (около 8 час.); 3) «к краю утра стало», рассвело (10 - 11 час.); 4) «день белым стал» (11 -12 час.); 5) «заря уже высоко» (12 час.); 6) «день середина настал, полдень» (12 - 14 час.); 7) «сумерки наступили» (15 -16 час., 17 час.); 8) «солнце садиться стало» (18 - 20 час.); 9) «ночь наступила» (после 21 час.) (Устное сообщение А. А. Шияновой, Ханты-Мансийск. 2013).

Более продолжительной мерой отсчёта времени служили видимые глазу измерения Луны (тылэщ 'месяц', 'луна', хант.; иры 'луна', нен.): тылэщ энумты мар 'месяц расти промежуток'; тылщен юхлы кэртлас 'луна повернулась назад' (луна идёт на убыль); тылэщ тарумты пура 'луны достаточный срок' (полнолуние); кат тылэщ кут '(между) двумя месяцами промежуток'. Счёт дням нового месяца начинался с момента появления лунного серпа (тыльщ сема питс).

Посредством зрительных ощущений исчисляется самая мелкая временная единица, сравнимая, например, манси со вспышкой огня - аквтакумт (эквивалент секунде) (Устное сообщение С. С. Ди-нисламовой, Ханты-Мансийск. 2015), а хантами с промелькнувшей вошью - sen sem iti 'точечка

гниды пролетает' (о скоротечности жизни человека) [7, с. 167].

Слуховые ощущения. Слух - довольно древний вид ощущений. Звучание является для человека необходимым признаком окружающего его мира, а «владение звуком», возможность производить и воспринимать звук - необходимым маркером живого мира. Слуховой анализатор различает четыре качества звука: 1. силу (громкий/тихий); 2. высоту; 3. тембр и 4. длительность. Длительность звучания в хантыйском языке определяется словом увтыйэцты - кричать (время от времени).

Воспринимаемые с помощью слуха звуки разделяют на группы: шумовые, речевые и музыкальные звуки [8, с. 108]. Следует отметить, что качество речевых звуков способно выступать определителем возраста. Так, например, манси про человека в преклонном возрасте говорят: «Матум хотпа хольт турсуе харцащ» 'Голос его, как у старого человека, ржавый' (сиплый, скрипучий), «Яныг хотпа хольт туре осыщ» 'Как у взрослого мужчины, голос грубый'. Мальчика в период полового созревания «выдаёт» скрипучий голос: «Ащирыт турпа турыщ пыгрысь» 'С голосом холодным голосистый мальчик' (скрипучий как мороз голос) (Устное сообщение Л. Н. Панченко, Ханты-Мансийск. 2016). Лесной ненец Ю. Вэлла голос своей бабушки сравнивал со скрипом сосны.

Обонятельные ощущения - вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних и жизненно важных ощущений. Они дают человеку ценную информацию об окружающем мире, в том числе и о длительности процессов и явлений.

Обонянием может определяться календарный период. Так, например, берёзовый, кедровый и сосновый запахи ощущаются в природе с мая по сентябрь, вплоть до первых заморозков. Они эмоционально положительно окрашены. Другая категория запахов, относится к неприятным, и сигнализирует о длительности каких-либо процессов: «запах падали», «протухший запах», «запах пота из-под мышек», «гнилой запах», «плесени запах». Запах детской мочи характеризуется обскими уграми как тошнотворный в том случае, когда говорящий желает подчеркнуть неряшливость, неопрятность матери по уходу за своим ребёнком (не меняет долгое время подстилку в детской колыбели). Запах способен сигнализировать о событиях эпохального значения. Это так называемые новые запахи - запахи ХХ века: духов (ухйицкэпэц, букв.: сера-вода запах; тукэ 'одеколон', от русск. духи), запах паровозного дыма (курты йуш эпэц 'железной дороги запах') (Устное сообщение А. А. Шияновой, Ханты-Мансийск. 2014).

Вкусовые ощущения - самые примитивные из ощущений человека. Они ограничены как в диапазоне действия, так и в разносторонности, и поставляют меньше информации об окружающем мире, чем любое другое чувство. По сути дела, исключительная роль этого чувства - выбирать и оценивать пищу и напитки. Как и обонятельные ощущения, они обладают способностью номинировать точку

отсчёта «нового», для коренных народов, времени. Результатом влияния промышленного освоения Севера является такое новое название чая, как «нефтяной». На стойбищах А. А. Айваседа и А. В. Айва-седа нефтяных вышек нет, но копоть от Западно-Варьеганского месторождения они ощущают в воде и воздухе каждый день. «А куда нам деваться, - говорит А. А. Айваседа - рукой лужу почистил, отогнал пленку и бери воду на чай» (ПМА, стойбище на р. Пысум. 1998). Такой чай называют «нефтяным».

Температурные ощущения. Температурная (термическая) чувствительность дает нам ощущение тепла и холода. Проявляются в виде озноба, потоотделения, изменения скорости кровотока. В традиционной культуре обских угров в качестве инструмента «измерения» времени выступал пот («вода жары» - шацк йицк, хант.; рёгвит, манс.) В мансийских фольклорных текстах встречаем высказывание: «до каких пор сушить пот», то есть как долго ещё ждать угощения [5, с. 515]. Потные и связанная с ними смекалка не раз спасали героев хантыйских сказок от существ иного мира. Легенда рассказывает, как на одном стойбище ночью объявилась женщина с чашечкой из сухожильных нитей собаки. Подсела она к хозяйке и начала нити делать. Та поняла, что это «нечисть» и хитростью выманила её на улицу, а сама скорее намазала подмышки жиром, улеглась среди своих, и засопела. Вернувшись, раздосадованная нечистая сила стала искать обманщицу. У всех проверила подмышки - мокрые, видать, давно спать легли. Так, благодаря хитрости, женщина спаслась (ПМА, стойбище Кув рап яхам. 1997).

Кожные ощущения. Они относятся к контактному виду ощущений, так как возникают при непосредственном контакте рецептора с предметом реального мира. При этом могут возникать ощущения четырех основных видов: ощущения прикосновения, или тактильные ощущения; ощущения холода; ощущения тепла; ощущения боли. В традиционной культуре тактильные ощущения позволяют «определить» самую мелкую структурную единицу времени - миг, «момент времени», который «представляет собой форму бытия совокупности событий, состояний движущейся материи, причём специфика каждого из временных моментов есть выражение качественно различного характера этих совокупностей» [2, с. 162].

Миг является предельно малым («бездлительным») интервалом времени, который воспринимается как нерасчленённое настоящее, и обозначается в хантыйском языке словосочетанием ищи мохты (букв.: тоже сразу), а в мансийском - илттыг 'вдруг' (внезапно, неожиданно, резко), аквтасыс 'мгновение, в то же время', аквтакумт 'в тот же миг'. Компонент кум в слове аквтакумт обозначает быстроту, мгновенность действия. Другой оттенок состояния мига в мансийском языке передаётся словом лоп, обозначающим резкость действий, практически неуловимых взглядом или миг прикосновения: анум матырыл лопстэлн '(ты) на меня что-либо накинь', имея в виду момент касания

накинутого на плечи платка; маныр ам палтум лоп-схатсыц 'резко, крепко прижаться (к человеку)'; лемвой лопсатас 'комар (резко) сел'.

Следует затронуть ещё один вид ощущений времени, который Л. Гумилёв назвал статическим (или циклическим) ощущением времени, которое воспринимается и измеряется только в связи с простейшими природными циклами [4, с. 463-464]. Например, особенностью своеобразной системы времяисчисления является календарь юкагиров. Его особенность состоит в том, что год у них (как у эвенков и эвенков) исчислялся по частям тела человека. Считается, что Солнце движется по телу человека. «Сколько-то дней оно держится на пальцах правой ноги, затем на лодыжке, на колене, на боку, на руке, наконец, взбирается на макушку. Это летнее солнцестояние. Побывав на голове, оно начинает постепенно опускаться по левой стороне тела, пока не закончит годовой круговорот» [10, с. 196].

Как видим, в традиционной культуре коренных народов Севера темпоральные измерения тесно связаны с ощущениями, как отдельными проявлениями человеческой телесности. Ощущения позволяют маркировать временные отрезки различной протяжённости - от сжатой, спрессованной в одном мгновении точки до знаков «нового» времени, связанного с активным промышленным освоением Севера во второй пол. ХХ ст. Чувственное ощущение времени определяет этнические особенности его измерения. Иными словами, определённый тип культуры подразумевает и определённое понимание времени. В этой связи исследование особенностей взаимоотношений человека со временем в традиционной культуре нам кажется достаточно уникальным и представляет самостоятельную тему для дальнейших сравнительно-исторических исследований.

Список литературы

1. Арутюнова Н. Д. К проблеме функциональных типов лексического значения // Аспекты соматических исследований. М.: Наука, 1980. - С. 156-249.

2. Аскин Я. Ф. Бесконечность Вселенной во времени // Бесконечность и Вселенная. М.: Мысль, 1969. - 325 с.

3. Головнёв А. В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор. Екатеринбург: УрО РАН, 2004. -344 с.

4. Гумилёв Л. Энциклопедия / гл. ред. Е. Б. Садыков, сост. Т. К. Шанбай. М.: Художественная литература, 2013. - С. 463-464.

5. Мифы, предания, сказки хантов и манси. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - 568 с.

6. Мухачёв А. Д., Харючи Г. П., Южаков А. А. Кочующие через века: оленеводческая культура и этноэкология тундровых ненцев. Екатеринбург: Креативная Команда «Кипяток», 2010. - 160 с.

7. Рябчикова З. С. Соматическая лексика хантыйского языка. Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2012. - 264 с.

8. Сорокун П. А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005. - 312 с.

9. Теплов Б. М. Психология. Учебник для средней школы. М.: УЧПЕДГИЗ, 1953. - 256 с.

10. Чеснов Я. В. Телесность человека: фило-софско-антропологическое понимание. М.: ИФ РАН, 2007. - 213 с.

11. Цуканов Б. И. Время в психике человека. Одесса: Астро Принт, 2000. - 218 с.

12. Head H., Rivers W. An Human Experiment in Nerve Division // Brain. 1908. V. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.