ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИЗНЕСЕ
ОСЬ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ: «ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА -ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ»
А.П. Шабанов,
кандидат технических наук, главный эксперт ООО «ИБС» e-mail: [email protected].
Адрес: 127434, г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 9 Б.
Г
Рассматриваются основные положения, методы и модели, технологические и технические решения, предназначенные для адаптивного управления информационными системами организационных структур массового обслуживания на стадиях проектирования и эксплуатации информационной системы. Областью применения методологии являются организационные структуры,
^ в основе деятельности которых лежит предоставление повторяющихся услуг их потребителям. jj
Ключевые слова: информационная система, организационная структура, массовое обслуживание, адаптивное управление, проектирование, эксплуатация.
Введение
Вопросы исследования управленческой деятельности относятся главным образом к области теории управления организационными системами и теории активных систем. В рамках данных теорий рассматриваются общие вопросы построения и функционирования организационных структур [1], вопросы, обусловленные проявлениями активности работниками организационной структуры [2], модели адаптации, формирования и функционирования команд [3-4], а также другие вопросы управления. Проведённые методологические исследования и математико-аналитический аппарат являются теоретической основой для решения многих проблем в различных отраслях образования, науки, производства, государственного и местного управления. Одной из таких проблем является проблема определения достаточности мощности как информационных (программно-
прикладных), вычислительных и транспортных (телекоммуникационных) ресурсов, на основе которых строятся информационные системы организационных структур массового обслуживания, так и достаточности мощности собственно этих структур. Актуальность проблемы обусловлена важностью роли, которая отводится в современном человеческом обществе информационным технологиям, как ускорителям процессов, протекающих в этом обществе [5].
В настоящей работе:
♦ приводится обзор открытых публикаций, непосредственно относящихся к проблеме по определению достаточности мощности организационной структуры массового обслуживания и мощности производительных ресурсов её информационной системы, и к связанным с этой проблемой прикладным задачам управления этими ресурсами; приводятся основные положения, технологические и технические решения, содержащиеся в опубликованных работах;
БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №3(13)-2010 г
19
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИЗНЕСЕ
♦ отмечается единство целей и существование взаимосвязей между основными положениями, технологическими и техническими решениями, единая область их применения в жизненном цикле информационной системы организационной структуры массового обслуживания, — стадии проектирования и эксплуатации; что позволяет объединить их в одной общности, — методологии адаптивного управления информационной системой организационной структуры массового обслуживания; приводится краткое её описание.
Обзор и анализ опубликованных материалов
Открыто опубликованные материалы, относящиеся к проблеме по определению достаточности мощности организационной структуры массового обслуживания и мощности производительных ресурсов её информационной системы, появились сравнительно недавно. Анализ этих материалов позволил выделить научные результаты, технологические и технические решения, относящиеся к этой проблеме, и дополняющих друг друга до такой степени, что их можно рассматривать как основные положения методологии адаптивного управления информационной системой организационных структур массового обслуживания.
К основным положениям методологии можно отнести [6]:
1. Модели представления и функционирования информационной системы организационной структуры массового обслуживания, в которой основными составными частями являются функциональные организационные структуры1, прикладные информационные системы2 и производительные ресурсы3;
2. Формулировка проблемы по определению достаточности мощности организационной структуры массового обслуживания в целом и каждой функциональной организационной структуры в отдельности;
3. Гипотеза о существовании причинноследственной связи между качеством работы, выполняемой организационной (функциональной организационной) структурой массового обслуживания и длительностью интервалов занятости, возникающих в результате обработки данной структурой требований на обслуживание;
4. Метод исследования проблемы по определению достаточности мощности организационной (функциональной организационной) структуры массового обслуживания, основанный на моделировании интервала занятости системы массового обслуживания, посредством учёта физических процессов, возникающих при поступлении и обслуживании требований;
5. Методический аппарат для определения и синтеза организационной (функциональной организационной) структуры массового обслуживания, основанный на представлении о том, что структура определена, если:
• установлены функции элементов, составляю -щих структуру,
• определены функциональные связи между элементами структуры,
• определены численности работников (число функциональных ролей) в элементах структуры,
• определены (разработаны) системно-технические решения по обеспечению информационного взаимодействия между элементами структуры;
6. Модель системы массового обслуживания с приоритетами при учёте:
Ф времени ожидания требованиями начала обслуживания, связанного функционально с изменениями основной нагрузки на систему,
Ф дополнительной загрузки системы, обусловленной необходимостью принятия решений по реструктуризации очереди на обслуживание (в зависимости от изменения значений времени, затрачиваемого на выполнение данных действий);
7. Формализованное описание процесса обслуживания требований, представляющее собой описа-
1 Функциональная организационная структура - объединение субъектов в организационной структуре массового обслуживания, каждый из которых выполняет свои функции для решения общей для них и четко определенной, конкретной задачи; один и тот же субъект может быть членом двух и более функциональных организационных структур; каждому субъекту в функциональной организационной структуре назначаются определённые права (функциональная роль) для доступа к информации и инструментам той прикладной информационной системы, которая поддерживает данную функциональную организационную структуру.
2 Прикладная информационная система (информационная бизнес система) - составная часть информационной системы предприятия (министерства, ведомства, организации), предназначенная для поддержки одного или нескольких смежных направлений деятельности; реализуется на основе специализированного прикладного программного обеспечения.
3 Производительные ресурсы — информационные (программно-прикладные), вычислительные и транспортные ресурсы информационной системы.
20
БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №3(13)-2010 г
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИЗНЕСЕ
ние типового процесса, включающего следующие основные функции:
• функции — «Классификация требования», реализация которой приводит к сбору и записи информации обо всех проявившихся признаках, сопутствовавших поступившему требованию,
• функции — «Формулирование проблемы», реализация которой (на базе анализа информации о признаках) приводит к формулированию проблемы или иного события, обусловившего поступление требования
• функции — «Определение задач», реализация которой приводит к составлению списка задач, чьи решения должны привести к решению проблемы или соответствовать событию, обусловившему поступление требования (при этом производится назначение исполнителей для выполнения работ по решению задач),
• функции — «Сопровождение задачи», при реализации которой производится выполнение работ в соответствии с поставленными задачами; при осуществлении всех функций ведутся учётные записи (производится накопление информации).
8. Модель для оценки влияния процесса накопления информации на мощность организационной (функциональной организационной) структуры массового обслуживания, оснащённой информационной системой (информационной бизнес системой), и методический аппарат для её расчёта;
9. Модель состояния производительного ресурса информационной системы, представляющая собой модель интервала занятости системы массового обслуживания, описывающая внутренние состояния системы в этом временном промежутке на основе построения зависимостей между местом требования в интервале занятости и временем ожидания этим требованием начала обслуживания;
10. Методика расчёта достаточной мощности производительных ресурсов информационной системы.
К основным технологическим решениям можно отнести решения, относящиеся к контролю над качеством обслуживания в прикладных информационных системах (информационных бизнес системах) требований субъектов организационной структуры массового обслуживания. Технология контроля качества обслуживания требований включает в себя следующие виды деятельности [7 - 9]:
1. Определение функциональных организационных структур, деятельность которых должны поддерживать прикладные информационные системы
(информационные бизнес системы);
2. Разработка автоматизированной системы кон-тролинга; для этого выполняются работы, установленные стандартами на создание автоматизированных систем, стандартами качества и с учётом особенностей функциональных организационных структур;
3. Сбор статистической информации о качестве обслуживания в каждом поддерживаемой информационной системой виде деятельности субъектов организационной структуры; сбор статистических данных производится в каждой прикладной информационной системе путём накопления ретро -спективной информации;
4. Определение показателей качества; показатели должны быть унифицированы, исчисляться количественно, при этом статистические выборки информации, которые используются при расчёте значений показателей, должны собираться за определённый период (неделя, месяц, год);
5. Сбор статистических выборок информации; производится автоматически с помощью автоматизированной системы контролинга;
6. Расчёт значений показателей качества; производится, при учёте того условия, что период, в течение которого собираются статистические выборки информации, является общим для расчёта значений всех показателей;
7. Анализ полученных значений показателей качества; в результате анализа может быть констатировано, что прикладные информационные системы удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям, либо требуется разработать рекомендации по изменениям в этих системах;
8. Разработка рекомендаций; рекомендации разрабатываются либо в отношении изменения в составе или типах функциональных организационных структур, либо в отношении изменений автоматизируемых функций или степени их автоматизации.
Опубликованные технические решения можно классифицировать следующим образом:
1. Технические решения структурно образуют собой класс адаптивных информационных систем организационных структур массового обслуживания или их составных частей; отличительным признаком систем данного класса является управление производительными ресурсами информационных трактов на основе поддержания в нормированных значениях показателей своевременности доставки информации путём адаптации (изменения) мощности производительных ресурсов, в зависимости от их загрузки;
БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №3(13)-2010 г
21
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИЗНЕСЕ
2. Технические решения обеспечивают реализацию различных способов обработки и распределения информации, но все из которых можно соотнести с методом адаптивного управления распределением потоков в инфраструктуре обмена информацией; данный метод основан на сочетании способов долгосрочного и оперативного прогнозирования; способы прогнозирования позволяют на основе рассчитанных на стадии проектирования эталонных значений показателей обработки статистических данных производить на стадии эксплуатации коррекцию плана распределения каналов, ввод дополнительных линий связи, узлов и станций, перемещать или исключать их из конфигурации информационной системы, образовывать тракты для передачи информации непосредственно перед поступлением требований;
3. Опубликованные технические решения, как решения, относящиеся к классу адаптивных информационных систем, можно распределить по следующим целевым группам этого класса:
4- группа технических решений, целью которых
является увеличение информативности передаваемых в информационных трактах пакетов данных;
♦ группа технических решений, целью которых является распределение интервалов времени между сеансами передачи данных в различных информационных трактах;
♦ группа технических решений, целью которых является обеспечение устойчивости функционирования производительных ресурсов при образовании информационных трактов для подвижных объектов и трактов с коммутируемыми линиями связи городских и междугородных телефонных сетей;
♦ группа технических решений, целью которых является повышение пропускной способности информационных трактов, формируемых на основе многоканальных цифровых систем связи;
♦ группа технических решений, целью которых является мониторинг состояния ресурсов, формирование и передача команд управления в функциональных организационных структурах.
Ниже в таблице приведены примеры таких решений и номера соответствующих им авторских свидетельств и патентов.
Технические решения,
относящиеся к классу адаптивных информационных систем
Таблица 1.
Цель Примеры технических решений
Увеличение информативности передаваемых в информационных трактах пакетов данных Устройство сложения пакетов информационных сигналов: SU 1756896A1 Система радиосвязи: SU 1755381 A1 Система волоконно-оптической связи: SU 1800630 A1
Распределение интервалов времени между сеансами передачи данных в различных информационных трактах Устройство сеансовой связи: SU 1481905 A1 Устройство сеансовой связи: SU 1739500 A1 Устройство для переключения каналов связи: SU 1374435 A1 Устройство для обмена информацией: SU 1821802 A1
Обеспечение устойчивости функционирования производительных ресурсов при образовании информационных трактов для подвижных объектов и трактов с коммутируемыми линиями связи городских и междугородных телефонных сетей Способ радиолокационного зондирования подвижных объектов дискретными сигналами: SU 1800415 A1 Устройство автоматической регулировки длительности сигналов: SU 1772781 A1 Способ передачи дискретных сигналов на подвижный объект: SU 1769367A1 Устройство приёма данных: SU 1478360 A1 Устройство для сопряжения: ЦВМ: SU 1494008 A1 Двухканальное устройство для сопряжения ЭВМ: SU 1735860A1
Повышение пропускной способности информационных трактов, формируемых на основе многоканальных цифровых систем связи Устройство для передачи данных с переключением каналов связи: SU 1394439 A1 Многоканальная цифровая система связи: SU 1406805 A1 Устройство временного уплотнения для многоканальных цифровых систем связи: SU 1338768 A1 Устройство для установления соединений в многоканальной цифровой системе связи: SU 1483659 A1 Многоканальная цифровая система связи: SU 1453607 A1 Многоканальная цифровая система связи: SU 1790035 A1 Многоканальная цифровая система связи: SU 1790035 A1 Многоканальная цифровая система связи: SU 1800631 A1
22
БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №3(13)-2010 г
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИЗНЕСЕ
Цель
Примеры технических решений
Мониторинг состояния ресурсов, формирование и передача команд управления в функциональных организационных структурах
Устройство сканирования: SU 1172065 A1
Устройство сбора информации: SU 1742834 A1
Устройство сбора информации: SU 1508242 A1
Устройство приоритетного прерывания: SU 1282125 A1
Устройство приоритетного прерывания: SU 1644142 A1
Устройство передачи команд управления по речевому запросу: SU 1741291 A1
Речевой автоинформатор: SU 1786667 A1
Система передачи и приёма речевых команд управления:
SU 1658415 A1
Устройство управления доступом к каналу связи:
SU 1709545 A1
Устройство для одновременной передачи речевых сообщений и команд управления от голоса: SU 1538273 A1
Формирователь сигналов автоматических телефонных станций: SU 1510110 A1 Формирователь сигналов автоматических телефонных станций: SU 1628229 A1 Устройство служебной связи: RU 2012139 A1 Устройство автоматического набора номера: RU 2012152 A1
Назначение и целевые установки методологии адаптивного управления
Анализ полученных научных результатов, разработанных технологических и технических решений, в сочетании с анализом их целевых установок позволяет сделать следующие выводы:
1. При достижении приведённых выше научных результатов использовались методы исследования, основанные на моделировании интервала занятости системы массового обслуживания с ожиданием, посредством учёта физических процессов, возникающих при поступлении в систему и обслуживании в ней требований; модель интервала занятости системы массового обслуживания описывает внутренние состояния системы в этом временном промежутке на основе построения зависимостей между местом требования в интервале занятости и временем ожидания этим требованием начала обслуживания. Учитывая основополагающее значение данной модели при проведении исследований, проведена проверка её достоверности; достоверность данной модели подтверждается аналитическими выкладками, наиболее полно описанными в работе [6, c. 23-28].
2. Обобщение полученных научных результатов в их композиции с разработанными технологическими и техническими решениями, а также с учётом достоверности используемого для расчётов математического аппарата позволяют квалифицировать эти результаты и решения как основные положения методологии адаптивного управления информационной системой организационной структуры массового обслуживания; и, в свою очередь, эти положения рассматривать как составную часть
методологии адаптивного управления организационной структурой массового обслуживания.
3. В основе научных результатов, разработанных технологических и технических решений лежит целевая установка на решение проблемы по определению достаточности мощности производительных ресурсов и следующие принципы адаптации:
♦ на стадии проектирования информационной системы, — принцип адаптации функциональных организационных структур, информационных бизнес систем и производительных ресурсов к видам осуществляемой и поддерживаемой информационной системой деятельности;
♦ на стадии эксплуатации информационной системы, — принцип адаптации мощности производительных ресурсов, распределяемой по различным информационным трактам в зависимости от нормированных для этих трактов значений в различные интервалы времени.
Таким образом, методология адаптивного управления информационной системой организационной структуры массового обслуживания представляет собой систему наиболее общих принципов, положений и методов, с помощью которых:
1. На стадии технического и рабочего проектирования информационной системы организационной структуры массового обслуживания:
Ф осуществляется: деятельность по определению мощности функциональных организационных структур и мощности производительных ресурсов; деятельность по синтезу информационной системы в целом и по разработке технологических и технических решений её составных частей: системы управления информационными трактами и системы
БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №3(13)-2010 г
23
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИЗНЕСЕ
Синтез
структуры
Технологии
контроля
Создание
функциональных
организационных
структур и
информационных
бизнес-систем
Коррекция функциональных организационных структур и информационных бизнес-систем
На основе управления мощностью . производительных ресурсов информационной системы
Рис. 1. Назначение и целевые установки методологии адаптивного управления
Рис. 2. Проектирование информационной системы
Функции бизнес-процессов, выполняемые с применением проиждительныхресурсов информационной системы
Субъекты
организационной
структуры
Требования бизнес-процессов
Рис. 3. Модель представления требований к качеству обслуживания.
контроля над качеством обслуживания требований (системы контролинга).
2. На стадии эксплуатации информационной системы с целью контроля над качеством обслуживания требований производится сбор статистической информации об интервалах занятости элементов в функциональных организационных структурах (время непрерывной работы сотрудников) и в производительных ресурсах; проводится анализ этой информации на основе сопоставления фактических значений показателей мощности с их нормированными значениями; осуществляется, при необходимости, разработка рекомендаций по изменениям в способах управления, в мощностях функциональных организационных структур (числе сотрудников)и производительных ресурсов (количестве устройств и их производительности).
На рис. 1 показаны назначение и целевые установки методологии адаптивного управления информационной системой организационной структуры массового обслуживания. На рис. 2 показаны основные сущности данной методологии, относящиеся к стадии проектирования информационной системы. На рис. 3 отображена модель представления требований к качеству обслуживания в производительных ресурсах информационной системы.
На рис. 3 обозначены:
М^г — нормированное число субъектов в нормированной s-й функциональной организационной структуре, которые используют r-й ресурс в tr-ом типе информационного тракта;
TJ' — нормированное значение времени ожи-
24
БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №3(13)-2010 г
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИЗНЕСЕ
дания требованием начала обслуживания в r-ом ресурсе применительно к 5-ой функциональной организационной структуре и tr-му типу информационного тракта;
Pfr’r on — нормированное значение вероятности непревышения фактическим временем ожидания нормированного значения времени ожидания им обслуживания в r-ом ресурсе применительно к 5-ой функциональной организационной структуре и tr-му типу информационного тракта; t-оп — нормированное значение интервала обслуживания в r-ом ресурсе применительно к требованиям, поступающим от субъектов управления 5-ой функциональной организационной структуры в tr-ом типе информационного тракта;
Vrs'r — нормированное значение размера типо-
вого формата в r-ом ресурсе применительно к 5-ой функциональной организационной структуре и tr-му типу информационного тракта;
5 = 1,S — условный номер функциональной организационной структуры;
r = 1, R — условный номер производительного ресурса;
tr = 1,TR — номер типа информационного тракта (в частности, двунаправленные информационные тракты между персональными компьютерами субъектов, установленными в одном офисе, относятся к одному типу, например, для этого типа tr = 1).
Рис. 4. Схема алгоритма сложения информации (пример).
Пакет 1 с командой (данными) объемом в N байт Магистральная сеть передачи данных Пакет 2 с командой (данными) объемом в N байт
Q СЕРВЕРНЫЙ КОМПЛЕКС *k (персональный компьютер ) 1 Система связи с устройствами сложения пакетов информационных сигналов - ON s< о СЕРВЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ^ (персональный компьютер ) 2 ^
Алгоритм сложения пакетов информационных сигналов
' С Результирук , объемом )
Пакет 2 с командой (цанньмф Пакет 2 с командой (данными)
объемом в N байт объемом в N байт
Рис. 5. Место применения устройства сложения информации (пример).
В качестве примера технического решения, относящегося к группе технических решений, предназначенных для увеличения информативности пакетов данных, ниже на рисунках отображены:
(а) схема алгоритма сложения информации (рис. 4),
(б) место применения устройства сложения информации в составе информационной системы (рис. 5).
Увеличение информативности пакетов данных, передаваемых по трактам информационной системы, достигается за счёт наложения информации одного пакета на информацию другого пакета. Алгоритм сложения информации реализуется в устройствах для сложения пакетов информационных сигналов (устройства сложения информации). Увеличение информативности пакетов данных заключается в следующем:
♦ в магистральную сеть передачи данных из серверных комплексов (персональных компьютеров) 1 и 2, далее по тексту, источников, между которыми образован информационный тракт, поступают пакеты с командами и данными, каждый объёмом в N байт;
♦ в магистральной сети передачи данных пакеты из одного источника передаются на один вход, а пакеты из другого источника передаются на другой вход устройства сложения информации из состава системы связи;
♦ устройство сложения информации, реализуя специальный алгоритм сложения пакетов, образует на своём выходе результирующий пакет, объёмом также в N байт;
♦ результирующий пакет передаётся в оба источника. В вычислительные ресурсы каждого из источников входят такие же аналогичные устройства сложения пакетов информационных сигналов;
БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №3(13)-2010 г
25
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИЗНЕСЕ
♦ в устройстве сложения пакетов информации каждого из источников производится сложение результирующего пакета с копией пакета, переданного ранее из этого источника. В результате образуется пакет, переданный из другого источника;
4- образованные таким образом пакеты передаются по назначению.
Заключение
В настоящей работе приведены результаты проведённых исследований по проблеме определения достаточности мощности организационной структуры массового обслуживания, мощности функциональных организационных структур и мощности производительных ресурсов поддерживающей их информационной системы. Проведён обзор публикаций, относящихся к данной тематике, в результате которого определены и проанализированы научные результаты, технологические и технические решения, составляющие основу методологии адаптивного управления информационной системой организационной структуры массового обслуживания. В работе представлены основные сущности данной методологии, области её применения в жизненном цикле информационной системы;
показано, что с помощью используемого в методологии математического аппарата интервалов занятости системы массового обслуживания, известных технологических и технических решений:
• на стадии проектирования проводится синтез функциональных организационных структур, рассчитываются мощности производительных ресурсов информационной системы и определяются системно-технические решения по управлению ими;
• на стадии эксплуатации осуществляются контроль качества обслуживания требований в функциональных организационных структурах и адаптивное управление производительными ресурсами информационной системы на основе поддержания стабильного, в заданных граничных условиях (в нормированных значениях показателей мощности) их состояния.
Приводится пример одного из наиболее нетривиальных технических решений, используемых в методологии для повышения информативности. Эффективность применения этого решения в магистральных и локальных транспортных сетях повышает информативность передаваемых в них пакетов данных на отдельных участках до двух раз. ■
Литература
1. Новиков Д.А. Теория правления организационными системами. — М.: МПСИ, 2005. - 584 с.
2. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Теория активных систем: состояние и перспективы. — М.: Синтег, 1999. -128 с.
3. Новиков Д.А. Модели адаптации команд // Управление большими системами. - М.: ИПУ РАН, 2008.
— Выпуск 20. - С. 57—76.
4. Новиков Д.А. Модели формирования и функционирования неоднородных команд // Управление большими системами. - М.: ИПУ РАН, 2007. — Выпуск 18. - С. 73—90.
5. Силантьев А.Ю. Информационные технологии - катализатор мирового развития. — М.: Академия ИБС: МФТИ, 2009 / Информационные бизнес системы: Первая Всероссийская ежегодная научнопрактическая конференция / Под научной редакцией д.т.н., проф. А.Ю. Силантьева, с 10-13.
6. Шабанов А.П., Беляков А.Г. Организационные структуры массового обслуживания: научное издание.
— М.: Институт проблем управления им. Трапезникова РАН, 2007. — 100 с.
7. Шабанов А.П. Подход к формализации учётно-контрольного процесса при решении проблемы минимизации ресурсов организационной структуры // Сборник трудов научно-практической конференции: Современные сложные системы управления. - Воронеж: ВГАСУ, 2005. - С. 186-190.
8. Шабанов А.П. Подход к выбору направления автоматизации деятельности // Труды VI Всероссийской научно-практической конференции: Системы автоматизации в образовании, науке и производстве. — Новокузнецк: СибГИУ, 2007. - С 81-85.
9. Рузавин С.Г., Шабанов А.П. Контроль над достаточностью ресурсов информационных систем // Материалы конференции: Первая Всероссийская научно-практическая конференция: Информационные бизнес системы. — М.: 2009. - С. 229-232
26
БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №3(13)-2010 г
Бизнес- информатика
Управление и бизнес в сфере информационных технологий!
- новое направление в России!
государственный университет
Ш ВЫСШАЯ ШКОЛА экономики
Факультет бизнес-информатики ВЫСШАЯ ШКОЛА БИЗНЕС - ИНФОРМАТИКИ
Программы бизнес-образования нового поколения:
ПРОГРАММА «Мастер делового администрирования со специализацией в области бизнес - информатики» (MBA-IT)
Программа поддержана Ассоциацией Предприятий Компьютерных и Информационных технологий
ВТОРОЕ ВЫСШЕЕ «Прикладная информатика в экономике»
ВЫСШАЯ ШКОЛА
ЗШБИ
ВИЗ НЕС‘ИНФОРМАТИКИ
ВЫСШАЯ ШКОЛА
ЯШБИ
ВИЗ НЕС-ИНФОРМАТИКИ
ВЫСШАЯ ШКОЛА
ЯШБИ
БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКИ
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
«Технологическое предпринимательство: управление инновациями в сфере высоких технологий»
ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ
«Менеджер в сфере бизнесинформатики» (MBI)
Программы нового поколения, созданные ведущими специалистами в области бизнес-информатики, компаниями - лидерами в сфере ИТ, консалтинга и высоких технологий, качественно отличающиеся
от имеющихся на рынке образовательных программ.
http://hSlli.ru, 772-95-61,769-77-52